Диссертация - Развитие государственной поддержки cельского хозяйства Рф - файл n3.doc

приобрести
Диссертация - Развитие государственной поддержки cельского хозяйства Рф
скачать (350.3 kb.)
Доступные файлы (2):
n3.doc232kb.29.01.2011 19:43скачать
n4.doc2084kb.30.01.2011 21:40скачать

n3.doc




На правах рукописи
Бунин Леонид Валерьевич

Развитие государственной поддержки

сельского хозяйства РФ

Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,

комплексами – АПК и сельское хозяйство)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Воронеж – 2011

Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Донской государственный

аграрный университет»


Научный руководитель

кандидат экономических наук, доцент,

заместитель директора по науке

ГНУ «Всероссийский НИИ экономики

и нормативов» Россельхозакадемии

Тарасов Александр Николаевич








Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

кафедры экономики АПК

ФГОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки»
Яновский Леонид Петрович










кандидат экономических наук, доцент,

зав. отделом мониторинга аграрной

реформы и прогноза развития АПК

ГНУ НИИ ЭО АПК РАСХН
Печеневский Владимир Федорович








Ведущая организация:

ФГОУ ВПО «Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия»



Защита состоится 25 февраля 2011 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 220.010.02 при ФГОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки» по адресу: 394087, г. Воронеж, ул. Мичурина, 1, ауд. 138.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки».

Автореферат разослан 24 января 2011 г. и размещен на сайте www.vsau.ru.

Ученый секретарь диссертационного

совета, доктор экономических наук,

профессор В.Г. Широбоков

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Рыночная трансформация в экономике Российской Федерации коренным образом изменила систему и механизмы государственной поддержки сельского хозяйства. Это вызвало необходимость формирования новой политики государственного регулирования сельскохозяйственного производства, основанной на рыночной парадигме экономической роли государства и влиянии проблем, стоящих перед национальным сельским хозяйством в конкретный исторический период его развития.

Являясь неотъемлемой частью экономической политики государства, политика государственного регулирования аграрного сектора экономики базируется на специфических принципах, имеет свои цели, решает отраслевые и общенациональные задачи, содержит систему направлений государственной поддержки сельского хозяйства и механизмы ее доведения до сельскохозяйственных товаропроизводителей. Результаты политики реализации приоритетного проекта «Развитие АПК» и первых этапов Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы показали, что современная система государственного регулирования аграрной экономики обеспечила поддержку экономического роста в сельском хозяйстве России даже в условиях мирового финансово-экономического кризиса. В то же время разнонаправленная динамика целевых показателей реализации мероприятий Госпрограммы, недостаточный уровень продовольственной безопасности страны, усилившаяся социально-экономическая дифференциация российских регионов свидетельствуют о том, что отдельные теоретико-методологические вопросы государственного регулирования сельского хозяйства требуют дальнейшей научной разработки.

Актуальность решения проблем формирования и управления реализацией политики государственного регулирования в условиях рыночной неопределенности и решения задач технико-технологической модернизации экономики и надежного продовольственного самообеспечения страны, недостаточная изученность ее отдельных теоретических, методологических и практических аспектов и предопределили выбор темы диссертационной работы.

Состояние изученности проблемы. Проблемы государственного регулирования сельского хозяйства являются традиционной областью исследования ведущих экономических школ России. Особое значение они приобрели в переходный период, когда происходили выбор и становление российской модели сельскохозяйственного производства, научный поиск и обоснование национальной политики государственной поддержки сельского хозяйства. Значительный вклад в теорию и практику экономики переходного периода внесли такие ученые, как И.Н. Буздалов, О.С. Белокрылова, Е.Ф. Заворотин, А.П. Зинченко, С.Н. Волков, А.В. Голубев, В.В. Кузнецов, Н.П. Кетова, Э.Н. Крылатых, В.В. Милосердов, А.С. Миндрин, В.И. Нечаев, В.Н. Овчинников, А.В. Петриков, И.Ю. Солдатова, Л.Н. Усенко, В.В. Фелонич, В.Н. Хлыстун.

Отдельные концептуальные, методологические и практические вопросы научного обеспечения формирования и управления реализацией мероприятий и мер государственного регулирования сельского хозяйства современного периода нашли отражение в научных публикациях, рекомендациях и монографиях ученых-экономистов А.И. Алтухова, Г.В. Беспахотного, Н.А. Борхунова, Н.В. Банниковой, И.Б. Загайтова, В.Г. Закшевского, А.В. Гордеева, В.В. Гарькавого, С.В. Киселева, М.А. Коробейникова, В.И. Назаренко, Б.И. Пошкуса, А.Г. Папцова, А.Ф. Серкова, Е.В. Серовой, А.Н. Тарасова, К.С. Терновых, И.Г. Ушачева, И.Ф. Хицкова, Б.А Черникова, А.А. Черняева, Л.П. Яновского и др.

Однако степень разработанности научной проблематики аграрной политики в экономическом, историческом и территориальном аспектах нельзя назвать исчерпывающей. Требуют дополнительного теоретического анализа и методологической проработки вопросы экономической роли государства в посткризисный период; уточнения принципов формирования политики государственного регулирования развития сельского хозяйства; развития институтов финансовой инфраструктуры аграрного сектора экономики; развития методологических подходов к организации и планированию государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в развитии теоретико-методических положений по планированию и реализации политики государственного регулирования сельского хозяйства Российской Федерации на современном этапе.

Для достижения цели диссертационного исследования были поставлены и решены следующие задачи:

- исследовать принципы формирования национальной политики государственного регулирования сельского хозяйства с учетом особенностей его современного состояния и развития;

- выявить факторы государственной поддержки сельского хозяйства применительно к областям национального сельскохозяйственного производства;

- дать оценку сложившегося положения в сельском хозяйстве в целом по Российской Федерации и по отдельным регионам;

- обосновать направления развития рыночной финансовой инфраструктуры национального сельского хозяйства;

- предложить теоретическую модель предоставления средств государственной поддержки сельского хозяйства крупным, средним и малым формам хозяйствования в АПК, учитывающую бюджетные обязательства и государственные приоритеты финансирования отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- уточнить методологические подходы к планированию объемов государственной поддержки сельского хозяйства.

Объектом исследования выступают отрасли сельского хозяйства России, более углубленные исследования проводились на примере сельскохозяйственных предприятий Ростовской области.

Предметом исследования являются организационно-экономический механизм функционирования сельского хозяйства Российской Федерации и ее регионов.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды как отечественных, так и зарубежных ученых-экономистов и политиков по вопросам развития аграрного сектора экономики, формирования и реализации политики государственного регулирования сельскохозяйственного производства.

Эмпирической базой исследования послужили труды ГНУ ВНИИЭиН, ГНУ ВНИИЭСХ, ГНУ ВИАПИ им. А.А. Никонова, а также нормативно-правовые и законодательные акты государственных органов управления и представительской власти, статистические материалы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Российской академии сельскохозяйственных наук, Федеральной службы государственной статистики, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, а также годовые отчеты сельскохозяйственных организаций Ростовской области и материалы мониторинга реализации ПНП «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг., результаты исследований и экспертных опросов, выполненных автором.

В ходе проведенного диссертационного исследования использовались такие методы экономических исследований как абстрактно-логический, монографический, расчетно-конструктивный, балансовый, экономико-математический, статистические методы обработки информации и методы социологических исследований.

Научные результаты, выносимые на защиту. В работе защищаются наиболее существенные результаты, полученные автором:

– развитие государственной поддержки сельского хозяйства России базируется на учете многофункциональности сельского хозяйства, что обуславливает, с одной стороны, государственную поддержку сельскохозяйственного производства и формирование сельской инфраструктуры, а с другой, - поддержку и сохранение культурно-исторических и духовных населения села;

– выявленные особенности функционирования сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов позволили предложить систему их государственной поддержки по следующим направлениям: формирование региональных гарантийных и залоговых фондов; информационное обеспечение; участие в уставном капитале и т.п.;

– инструментарий доведения средств государственной поддержки сельского хозяйства до сельскохозяйственных товаропроизводителей основывается на следующих квалификационных признаках: по значимости целей современной политики государственного регулирования сельского хозяйства; по отраслям сельского хозяйства; по общим и отраслевым принципам государственного регулирования аграрного сектора экономики страны;

– методические рекомендации по планированию объемов государственной поддержки сельского хозяйства на основе расходных обязательств включают выполнение следующих этапов: прогноз продуктивности сельского хозяйства в плановом периоде; расчет затрат на производство сельскохозяйственной продукции по видам и типам земледельческих и животноводческих технологий; финансовое планирование, прогнозирование и составление бюджетов сельскохозяйственных товаропроизводителей; оценка доли участия бюджетов всех уровней в финансировании направлений госрегулирования сельского хозяйства; расчет объемов государственных субсидий; контроль и анализ использования средств государственной поддержки сельского хозяйства.

Научная новизна исследования заключается в разработке теоретических положений развития государственной поддержки сельского хозяйства России и практических рекомендаций по планированию объемов бюджетного финансирования мер государственного регулирования сельскохозяйственного производства.

Основными элементами научного вклада являются следующие теоретические, методические и практические результаты:

- уточнено понятие государственного регулирования сельского хозяйства, под которым автором понимается система государственных мер по формированию условий конкурентного ведения сельского хозяйства и продовольственного обеспечения населения по утвержденным нормативам питания, сохранения культурно-нравственных основ нации; сельского образа жизни;

- обосновано включение в состав совокупности принципов государственного регулирования сельского хозяйства принципа историзма, дополняющего содержание политики госрегулирования аграрного сектора экономики обеспечением сохранения традиционных ценностей в сфере общественной жизни сельского населения;

- определены основные направления развития сельскохозяйственных кооперативных институтов: увеличение сумм государственной поддержки потребительской кооперации, развитие информационного и материально-технического обеспечения, формирование региональных гарантийных и залоговых фондов и т.п., отвечающих задачам повышения уровня эффективности доведения бюджетных средств, направляемых на господдержку сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- разработана модель доведения средств государственной поддержки сельского хозяйства до сельхозтоваропроизводителей, учитывающая совокупность принципов и подходов определения структуры и содержания современной политики государственного регулирования сельского хозяйства;

- обосновано использование многоэтапной схемы моделирования и прогнозирования объемов государственной поддержки сельского хозяйства по ее направлениям на основе эвристического, эконометрического, нормативного и балансового методов.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение диссертации заключается в: уточнении сущности и содержания понятия «государственное регулирование сельского хозяйства»; формулировке новых принципов организации государственного регулирования сельского хозяйства; обосновании концептуальных подходов к планированию объемов государственной поддержки сельского хозяйства по ее направлениям и мероприятиям.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при совершенствовании методов планирования объемов господдержки и механизмов ее доведения до сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Основные выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертационной работе, использованы Министерством сельского хозяйства и продовольствия Администрации Ростовской области при ежегодной корректировке Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2012 гг., а также при проведении научных исследований по теме: «Разработать целевые прогнозы сценариев технологического развития производства основных видов продукции растениеводства Российской Федерации» (№ гос. регистрации 15070. 61 63 00 50 06.06.8.002.6), при составлении отчетов о проведении мониторинга реализации в 2008 и 2009 гг. «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».

Отдельные методические положения и рекомендации используются в учебном процессе Донского государственного аграрного университета при преподавании, что подтверждается справками о внедрении.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертационное исследование по своей актуальности, полученным научным результатам, их новизне, теоретической и практической значимости находится в рамках специальности: 08.00.05. «Экономика и управление народным хозяйством: – «экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (АПК и сельское хозяйство)» (1.2.32 – Государственное регулирование сельского хозяйства и других отраслей АПК; 1.2.41 – Планирование и управление агропромышленным комплексом, предприятиями и отраслями АПК; 1.2.44 – Развитие сельскохозяйственной кооперации, в том числе производственной, обслуживающей и кредитной) и удовлетворяет требованиям п. 8 «Положения о порядке присуждения ученых степеней», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. №74.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования стали основой докладов и сообщений, сделанных автором на межрегиональной (г. Ростов-на-Дону, 2007 г.) и международной (г. Ростов-на-Дону, 2008 г.) научно-практических конференциях, заседании круглого стола (г. Ростов-на-Дону, 2010 г.).

По теме диссертации опубликовано 5 научных работ общим объемом 34,22 п.л., в том числе 9,42 п.л. авторского текста из общего числа публикаций, 2 работы опубликованы в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Структура и объем диссертации.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, включающего 229 наименований, содержит 56 таблиц и 6 рисунков, 10 приложений, изложена на 179 страницах.

Структура работы обусловлена целью и задачами, поставленными перед диссертационным исследованием:


Приложения

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введении обоснована актуальность темы научного исследования, определены цели и задачи работы, раскрыт инструментарно-методический аппарат, изложены теоретико-методические основы и информационно-эмпирическая база, сформулированы научная новизна и положения, выносимые на защиту.

В первой главе рассмотрены вопросы экономического дискурса о роли государства в экономике, сущность и принципы современной системы государственного регулирования сельского хозяйства и исследованы факторы государственной поддержки сельского хозяйства.

Инструментами реализации приоритетного экономического права государства являются прямые и косвенные методы воздействия государства на экономику.

В рамках представленного выше императива государства государственное регулирование экономикой следует рассматривать как институциональную систему, органично сочетающую прямые и косвенные методы, обеспечивающие воздействие государства на рыночные силы и факторы, определяющие динамику и вектор их развития в целях достижения одной или нескольких главных приоритетных социально-экономических задач развития государства, общества и экономики.

Общая целевая направленность государственного регулирования сельского хозяйства определяется сегодня следующим образом:

- стабилизация сельскохозяйственного производства, формирование организационных, экономических и правовых условий для ведения эффективного конкурентоспособного сельского хозяйства;

- обеспечение социального возрождения российского села и повышение качества жизни населения, проживающего на сельских территориях;

- формирование развитого национального аграрного рынка и его продуктовых сегментов для обеспечения физической и экономической доступности продукции сельского хозяйства и продовольствия для населения, других потребителей;

- восстановление и поддержание экологического равновесия природной среды, включенной в технологические процессы сельскохозяйственного производства.

В научной литературе и в официальных документах широко употребляется понятие «государственная поддержка (регулирование)» и «аграрная политика». По своей сущности эти экономические понятия близки, так как с методологической точки зрения отражают, характеризуют экономическую деятельность государства, связанную с обеспечением населения страны продовольствием.

Анализ официальных документов дает основание для вывода, что в общепринятом понимании государственное регулирование сельского хозяйства представляет собой упорядоченную деятельность государства по формированию макроэкономических условий для удовлетворения потребностей населения страны в необходимых продуктах питания преимущественно отечественного производства. Однако такая трактовка понятия «государственное регулирование сельского хозяйства» не учитывает методологическое положение о многофункциональности сельского хозяйства. Доминантой современного государственного управления является обеспечение реализации социально-экономической функции деревни и отчасти экологической и рекреационной. Рассматривая в этом контексте российскую модель государственного регулирования сельского хозяйства, следует отметить, что в настоящее время в ее основе заложен механизм комплексного стимулирования процесса производства и поддержки развития сельской инфраструктуры.

Сходство и различие между государственным регулированием сельского хозяйства и аграрной политикой проявляются в их целях (табл. 1).

Однако устойчивое развитие сельскохозяйственных территорий и производства не может быть сведено только к хозяйственной деятельности, инфраструктурному обустройству сельской местности и природоохранным мероприятиям. Государственная поддержка должна быть направлена и на развитие, поддержание культурно-исторической функции села, сохранение сельского образа жизни. В этой связи, по нашему мнению, под государственным регулированием сельского хозяйства следует понимать упорядоченную деятельность государства по формированию макроэкономических, правовых и информационных условий для удовлетворения потребности населения страны в необходимых продуктах питания, преимущественно отечественного производства, поддержание сохранения культурно-исторических и духовно-нравственных основ нации.

Сущность государственного регулирования сельского хозяйства раскрывается в его принципах и функциях.

Позитивный опыт государственного регулирования свидетельствует, что эффективная реализация программ развития сельского хозяйства достигается тогда, когда система госрегулирования формируется на основе реализации определенных принципов.

Результаты изучения опыта формирования и функционирования современной государственной поддержки сельского хозяйства в нашей стране и за рубежом позволяют выделить общие и отраслевые принципы, обеспечивающие устойчивое ведение сельскохозяйственной деятельности. К числу общих принципов государственного регулирования экономикой, в том числе ее аграрным сектором, в обществе рыночного капитализма можно отнести: неприкосновенность и защита прав собственности; обеспечение безопасности хозяйственной деятельности; поддержание социальной справедливости; обеспечение территориальной целостности; равноудаленность рыночных агентств от государственных институтов, принимающих экономико-политические решения; адаптивность политических и экономических институтов госрегулирование к уровню экономического развития страны, общества.

Таблица 1 – Основные цели государственного регулирования сельского

хозяйства и государственной аграрной политики Российской Федерации *)


Государственное регулирование

сельского хозяйства

Государственная аграрная политика

1. Обеспечение объемов производства сельскохозяйственной продукции, достаточных для удовлетворения потребности населения в продуктах питания преимущественно за счет внутренних ресурсов.

2. Формирование эффективного и конкурентоспособного сельскохозяйственного производства.

3. Обеспечение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе роста доходов, доступности кредитных ресурсов.

4. Обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства.

5. Обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей и техникотехнологической модернизации сельского хозяйства.

6. Стимулирование развития институтов и инфраструктуры аграрного рынка и его отдельных продуктовых сегментов.

7. Внешнеторговое и антимонопольное регулирование.

8. Обеспечение устойчивого развития сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения.

9. Сохранение и воспроизводство использованных в сельском хозяйстве ресурсов природной среды.

10. Обеспечение снижения уровня сельскохозяйственных рисков.

11. Предоставление консультационной помощи сельхозтоваропроизводителям, стимулирование инновационной деятельности, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства.

12. Информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.

1. Повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров.

2. Обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышение уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве.

3. Сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов.

4. Формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка.

5. Создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства.

6. Наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (товаров) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание приоритета индексов таких цен (тарифов).

7. Стимулирование инновационной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие научного обеспечения сельского хозяйства.

8. Кадровое обеспечение сельского хозяйства.

9. Разграничение полномочий и регулирующих функций между уровнями управления по реализации государственной аграрной политики.

10. Регулирование межотраслевых экономических отношений.

11. Обеспечение эффективного использования земельно-имущественного комплекса сельского хозяйства.

*) Составлена автором по материалам официальных документов и результатам монографических исследований

Перечисленные выше принципы государственного регулирования являются базовыми, универсальными для разработки промышленной, аграрной и других направлений экономической политики государства. Однако для обеспечения экономически эффективного и устойчивого развития отраслевых секторов национальной экономики необходимы и отраслевые, дифференцированные принципы. Для целей организации государственного регулирования сельского хозяйства целесообразно применять следующие принципы: комплексность; целостность; селективность; приоритетность; концентрация цели и ориентиров; прозрачность и равнодоступность ресурсов и информации; гарантированность исполнения обязательств государства; дифференциация управления; нормативно-правовая обеспеченность; оптимальность; оперативность.

Предлагаемая нами трактовка понятия «государственное регулирование сельского хозяйства» предполагает дополнение выше представленных принципов принципом «историзма», который заключается в том, что при проведении мер государственного регулирования сельского хозяйства государство обязано поддерживать исторически сложившийся сельский образ жизни. Только такой комплексный подход к организации государственной поддержки сельского хозяйства России позволяет сформировать в нашей стране высокоэффективный, конкурентоспособный аграрный строй.

Во второй главе представлены результаты экономического анализа современного состояния российского села, исследована динамика развития кредитной кооперации и ее роль в реализации мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства и рассмотрены результаты и итоги реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы.

Общеизвестно, что проводником финансовых ресурсов в экономике является банковская система, призванная играть одну из ведущих ролей в модернизации российской экономики и обеспечении устойчивого экономического роста. Для этого банковская система должна иметь упорядоченную структуру, обладать достаточной ресурсной базой, объективно оценивать риски и эффективно выполнять свои отраслевые функции. Все это в полной мере относится и к банковскому сектору, обслуживающему сельскохозяйственное производство. Благодаря активной экономической роли государства в нашей стране, была сформирована современная банковская сельскохозяйственная система, включающая госбанк ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» и сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы.

В 2008 г. банком сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям было выдано 8,5 тыс. краткосрочных кредитов в сумме свыше 78 млрд рублей и 483 инвестиционных кредита объемом свыше 17 млрд рублей, личные подсобные хозяйства получили 113 тыс. кредитов на сумму 18,6 млрд руб., а крестьянским (фермерским) хозяйствам было выдано 6,5 тыс. кредитов объемом 11,7 млрд руб., еще 1,1 тыс. кредитов объемом 4,7 млрд рублей была выдана сельскохозяйственным потребительским кооперативам. Общий объем кредитного портфеля банка АПК России составил в 2008 г. 165,5 млрд руб. В 2009 г. ОАО «Россельхозбанк» было выдано предприятиям агропромышленного комплекса кредитов общим объемом 220,1 млрд руб. Удельный вес ОАО «Россельхозбанк» в общем объеме заключенных кредитных договоров на развитие АПК составил на начало 2010 г. 43,8%, Сбербанка России – 46,8%, а других кредитных организаций и кооперативов – 9,4%.

В объемах кредитной поддержки, оказанной личным подсобным хозяйствам, крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам, доля ОАО «Россельхозбанк» была значительно выше и составила только в 2008 г. 75, 70 и 90% соответственно. Для повышения уровня капитализации специализированного сельскохозяйственного банка в 2009 г. взнос федерального бюджета в уставный капитал ОАО «Россельхозбанк» составил более 45,8 млрд. руб. По итогам первого квартала 2010 г., ОАО «Россельхозбанк» по размеру активов занимает четвертое место среди крупнейших банков России.

Толчок в развитии сельскохозяйственных потребительских кооперативов как рыночного института, обеспечивающего устойчивость сельскохозяйственной производственной системы, был дан приоритетным национальным проектом «Развитие АПК». К концу 2009 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 5905 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе: 1912 кредитных, 1126 перерабатывающих, 2867 снабженческо-сбытовых, из которых фактически функционировало 2/3 от их общей численности (табл. 2).
Таблица 2 – Сельскохозяйственные потребительские кооперативы в РФ, ед. *)


Типы потребительских

кооперативов

Зарегистрировано

на 01.10.2009 г.

Работало

Ед.

в % к

зарегистрированным

Кредитные

1912

1399

73,2

Снабженческо-сбытовые

2867

1853

64,6

Перерабатывающие

1126

697

61,9

Итого

5905

3949

66,9


*) Источник: Данные МСХ РФ
Наиболее устойчиво процессы потребительского кооперирования идут в сфере кредитной кооперации, о чем, по нашему мнению, свидетельствует высокая доля реально функционирующих сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов (73,2%). Интенсивное развитие инфраструктуры сельской кредитной кооперации отмечается с 1996 г., с момента регистрации первых кредитных кооперативов в Волгоградской и Ростовской областях. Наиболее активно создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов шло в Волгоградской области. Особенностью сельской кредитной кооперации было то, что все институты не являлись структурами, проводящими финансовые ресурсы. Характер их финансовой деятельности был ссудно-сберегательный. Волгоградская система сельской кредитной кооперации сложилась как двухуровневая структура. Первый уровень представлен районными кредитными кооперативами, имеющими широкую сеть филиалов и представительств общим числом более 300. Районные кредитные кооперативы объединены в общий кредитный кооператив второго уровня.

В Ростовской области характер сельскохозяйственной потребительской кооперации также был ссудно-сберегательным, однако система сельскохозяйственного кооперативного кредита сформировалась как одноуровневая (табл. 3).
Таблица 3 – Динамика развития кредитной кооперации в

Ростовской области*)

Показатели

Годы

2009 г.

в % к

2007 г.

2007

2008

2009

Все кредитные кооперативы

СПКП

Число кооперативов, ед.

69

80

85

63

123,2

из них:

действующих
















69

80

56

51

81,2

Число пайщиков, тыс. чел

6,9

10,2

22,8

н/д

в 3,3 раза

Выдано займов, ед.

3,600

5252

7058

4622

196,1

млн руб.

577,3

530,7

781,6

475,2

135,4

Привлечено сбережений, ед.

1000

1646

2587

1350

в 2,6 раза

млн руб.

133,8

250,6

440,1

288,0

в 3,5 раза

Активы, млн руб.

742,0

539,6

743,7

491,0

100,2

Паевой фонд, млн руб.

52,8

68,6

82,4

н/д

156,1

Резервный фонд, млн руб.

н/д

49,9

34,9

н/д

70,0**

Внешние заимствования, млн руб.

305,1

219,3

436,0

н/д

142,9


*) Составлена и рассчитана автором по данным Администрации Ростовской области

**) 2009 г. в % к 2008 г.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что в целом потребительская кредитная кооперация сохранила финансовую устойчивость в условиях современного финансово-экономического кризиса. В 2009 г. сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами было выдано 4,3% кредитов, привлеченных сельскохозяйственными товаропроизводителями для реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства на период 2008-2012 гг. Если учесть, что эти кредитные ресурсы выдавались малым формам хозяйствования, то доля кредитной кооперации в общем объеме кредитной поддержки, оказанной ЛПХ и крестьянским (фермерским) хозяйствам, составила 32,5%.

Таким образом, для малого сельского агробизнеса кредитные кооперативы в современных условиях становятся одним из основных кредитных институтов, обеспечивающих устойчивость их хозяйственной деятельности. Этот вывод подтверждается данными об объемах кредитования малых форм хозяйствования и во всероссийском масштабе. Так, например, если в 2008 г. удельный вес кредитных кооперативов в общей сумме выданных кредитов гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам составил 2,3% (табл. 4), то уже в 2009 г. их доля в кредитных ресурсах, выданных малым формам хозяйствования на селе, достигла 6,3%.

Таблица 4 – Объем кредитных ресурсов, полученных малыми формами

хозяйствования в 2008 г. *)

Малые формы

хозяйствования

Всего получено

кредитов

Из них кредиты, полученные:

в кредитных

организациях

в с.-х. кредитных

кооперативах

млн руб.

%

млн руб.

%

млн руб.

%

Крестьянские

(фермерские) хозяйства

23068,2

100,0

22372,1

97,0

696,1

3,0

Личные подсобные

хозяйства

53781,2

100,0

52815,4

98,2

965,8

1,8

Сельскохозяйственные

потребительские

кооперативы

5473,8

100,0

5276,0

96,4

197,8

3,6

Все малые формы

хозяйствования

82323,2

100,0

80463,5

97,7

1859,7

2,3


*) Источник: Составлена и рассчитана автором по данным МСХ РФ
Представление о перспективах развития сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК) дают и результаты мониторинга реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. В 2009 г. в соответствии с методикой мониторинга с участием автора было обследовано 20 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, что составляет 14,6% от числа осуществлявших деятельность в Ростовской области. Из общего числа обследованных потребительских сельхозкооперативов 15 были кредитными, что составило 23,8% от числа зарегистрированных в Донском регионе СКПК, или 29,4% от числа осуществляющих деятельность кредитных кооперативов.

Из числа обследованных сельскохозяйственных кредитных кооперативов все предоставляли услуги по выдаче займов и 2/3 – по сбережению средств. Таким образом, ссудно-сберегательный характер экономической деятельности СКПК продолжает доминировать и на современном этапе их развития.

Мировой финансовый кризис повлиял на масштабы ссудно-сберегательной деятельности СКПК. За 2007-2009 гг. количество выданных обследованными сельскими кредитными кооперативами займов уменьшилось на 58,6%, а объем кредитования снизился за 2008-2009 гг. на 11,8% (табл. 5).
Таблица 5 – Характеристика деятельности СКПК Ростовской

области по результатам мониторинга 2009 г *)

(совокупные показатели по всей выборке)


Показатели

Годы

2009 г. в %

к 2007 г.

2007

2008

2009

Количество выданных займов, ед.

1084

1082

494

41,4

Объем кредитования, млн. руб.

36,9

46,7

41,5

88,2**

*) Составлена и рассчитана автором

**) 2009 г. в % к 2008 г.
Рассматривая перспективы развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, респонденты-руководители 3 кооперативов (15%) оценивают перспективы развития как хорошие; 15 (75%) – как удовлетворительные; 1 (5%) – как плохие и 1 (5%) – затруднились с ответом. Оценка перспектив развития кооперативов, данная руководителями в 2009 г., аналогична оценке, данной в 2008 г.

Как считают опрошенные руководители, развитию кооперативов в регионах способствовали следующие меры:

- увеличение сумм субсидий, выделяемых на развитие кредитования – руководители 13-ти кооперативов (65%);

- усиление разъяснительной работы и консультационной помощи при оформлении документов на получение кредитов, субсидий и страховки – руководители 2-х кооперативов (10%);

- расширение направлений, по которым субсидируются кредиты, – руководители 5-ти кооперативов (25%);

- предоставление субвенций на создание материально-технической базы кооперативов – руководители 6-ти кооперативов (30%);

- предоставление субвенций в фонд финансовой взаимопомощи кредитных кооперативов – руководители 4-х кооперативов (20%);

- упрощение правил предоставления кредитов и субсидий по ним – руководители 15-ти кооперативов (75%);

- создание гарантийных и/или залоговых фондов – руководители 6-ти кооперативов (30%).

Руководители 11-ти кооперативов (55%) считают, что реализация в 2009 г. Госпрограммы оказала существенное влияние на развитие сельского хозяйства, 3 (15%) – оказала несущественное влияние, 1 – не оказала влияния и 5 (25%) затруднились с ответом.

В третьей главе предложены направления развития кооперативных институтов, доведения средств господдержки до сельхозтоваропроизводителей, когнитивная модель господдержки российского сельского хозяйства и авторская методика планирования объемов господдержки российского села.

В 2010 году из федерального бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства выделено 107,6 млрд руб., а с учетом участия региональных бюджетов в софинансировании мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. расходы консолидированного бюджета на поддержку аграрного сектора экономики – около 165,5 млрд руб., или чуть более 1% от прогнозируемого ВВП.

По мнению отдельных экономистов-аграрников, сельскому хозяйству России ежегодно необходимо от 230 до 550 млрд руб. бюджетной поддержки. В научной основе этих расчетов лежит методология воспроизводственного процесса. Однако, как свидетельствуют результаты нашего исследования, при переходе к государственному бюджетному финансированию на основе расходных обязательств планирование объемов государственной поддержки сельскохозяйственного производства целесообразно осуществлять на основе комплексного подхода, заключающегося в последовательном использовании при проведении плановых расчетов эвристического, эконометрического, нормативного и балансового методов.

Плановые расчеты объемов господдержки проводятся по отдельным мероприятиям и приоритетным направлениям Государственной программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг. Безусловным ее приоритетом является зерновой рынок, а доминирующим видом государственной поддержки – субсидирование процентных ставок по кредитам. Без учета взноса в уставные капиталы ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Росагролизинг» доля субсидий по кредитам в общем объеме государственной поддержки сельского хозяйства в 2009 г. составила 51,6%, а к 2011 г. может достигнуть 74,3%. В этой связи методические подходы к планированию объемов государственной финансовой поддержки сельскохозяйственного производства апробированы на примере зернового хозяйства Ростовской области и практике субсидирования кредитов.

На первом этапе плановых расчетов объема субсидирования процентных ставок по кредитам, взятым сельхозтоваропроизводителями для развития зернового хозяйства, составляется прогноз распространения земледельческих технологий в сельском хозяйстве региона. Такой прогноз проводится с использованием эвристического метода «технологический Форсайт».

Алгоритм проведения Форсайт-прогноза возможной структуры земледельческих технологий в посевной площади зерновых культур включает в себя следующие этапы: выбор целевой установки; установление экспертного видения будущего зернового производства в регионе; разработку опросных методов экспертов и проведение экспертного опроса; свод результатов опроса в статистические таблицы; прогноз распространения различных типов земледельческих технологий в региональном зерновом хозяйстве (табл. 6).
Таблица 6 – Результаты экспертного опроса и Форсайт-прогноза

распространения земледельческих технологий

в сельском хозяйстве Ростовской области*)


Типы

технологий возделывания

Доля земледельческих технологий в общей площади посевов, %

2009 г. (факт)

Горизонт прогнозирования

2012 г.

2015 г.

2020 г.

Оценки экспертов

Прогноз

Оценки экспертов

Прогноз

Оценки экспертов

Прогноз

Экстенсивные технологии

68,9

63,0

65,24

60,4

62,8

57,9

56,58

Ресурсосберегающие технологии

31,1

37,0

34,76

39,6

37,2

42,1

43,42


*) Составлена и рассчитана автором

На втором этапе планирования объема государственной поддержки составляется прогноз продуктивности сельского хозяйства в прогнозном периоде (табл. 7).
Таблица 7 – Пример расчета прогнозных параметров

зернового хозяйства Ростовской области*)

Тип

технологии

Количественные прогнозные параметры

Площадь посевов, тыс. га

Урожайность, ц/га

Валовой сбор,

млн. т.

Товарность, %

Объем

реализации,

млн т.

Экстенсивная

1450,2

18,0

2,6

69,3

1,8

Ресурсосберегающая

692,6

48,0

3,3

69,3

2,3


*) Составлена и рассчитана автором

На третьем этапе прогнозных расчетов объемов государственной поддержки на основе нормативного подхода проводится обоснование затрат на производство озимой пшеницы. Сущность таких плановых расчетов заключается в том, что по вариантам сельскохозяйственных технологий разрабатываются нормативные технологические карты и на их основе нормативные карты затрат.

На четвертом этапе определения объемов государственной поддержки на основе балансового метода находят разницу между нормативными издержками и доходами от реализации продукции. Прогнозный финансовый баланс экономических результатов возделывания озимой пшеницы в 2010 г. в сельском хозяйстве Ростовской области показывает, что дефицит финансовых средств составил 708 млн руб.

Прогнозируемый дефицит финансовых средств покрывается за счет привлечения кредитных ресурсов (табл. 8).

Учитывая то, что государственная поддержка сельскому хозяйству предоставляется на условиях софинансирования на завершающем, пятом этапе планирования объемов господдержки, определяют долю участия федерального и регионального бюджетов по финансированию направлений государственного регулирования сельскохозяйственного производства.
Таблица 8 – Объем государственных средств по субсидированию кредитов, привлеченных сельхозтоваропроизводителями *)


п/п

Показатели

Значения

показателей

1

Прогнозируемый объем кредитов (займов, млн руб.)

708,0

2

Ставка рефинансирования Банка России, %

7,75

3

Доля консолидированного бюджета

в субсидировании направлений господдержки, %

80,0

4

Объем государственных субсидий

процентных ставок, млн руб.

43,9

5

Пропорции софинансирования:

– федеральный бюджет, %

65

– региональный бюджет, %

35

6

Объем государственного финансирования

из средств федерального бюджета, млн руб.

28,5

7

Объем государственного финансирования

из средств регионального бюджета, млн руб.

15,4


*) Составлена и рассчитана автором
Использование вышеизложенной методики позволяет на основе более точной характеристики результатов производственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в разрезе земледельческих технологий осуществлять планирование объемов государственной поддержки в масштабах, достаточных для обеспечения технико-технологической модернизации аграрного сектора экономики страны и повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В выводах и предложениях изложены теоретические, методические и практические результаты по развитию системы государственной поддержки сельского хозяйства, обеспечению устойчивости институтов сельскохозяйственного кредита.
Работы, в которых опубликованы основные

результаты диссертации
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях,

рекомендуемых ВАК для публикации основных результатов

диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
1. Бунин Л.В. Планирование государственной поддержки развития сельскохозяйственного кредита в России / Л.В. Бунин // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2008. – 1.6 – №1. – 4.2. – С. 54 – 57. (0,19 п.л.)

2. Бунин Л.В. Методика расчета объема государственной поддержки сельского хозяйства / Л.В. Бунин // Вестник Донского государственного технического университета. – 2010. – т.10. – №1. – С. 139 – 144. (0,33 п.л.)
Монографии и брошюры

3. Кузнецов В.В. Экономический анализ и прогноз социально-экономических процессов в аграрном секторе экономики. / В.В. Кузнецов, В.В. Гарькавый, А.Н. Тарасов, Л.В. Бунин и др.//. – Ростов-н/Д: Изд-во ГНУ ВНИИЭиН Россельхозакадемии. – 2010 – 431 с. (25,6 п.л., в том числе авторских – 0,8 п.л.)

4. Бунин Л.В. Методические основы планирования объемов государственной поддержки сельского хозяйства Российской Федерации. /Л.В. Бунин // – Ростов-н/Д: Изд-во ООО «Омега-принт», 2010. – 128 с. (7,9 п.л.)
Статьи в сборниках и других научных изданиях

5. Бунин Л.В. Государственное планирование развития системы сельскохозяйственного кредита / Л.В. Бунин // В кн.: Социально-экономическое и технологическое развитие АПК: состояние, тенденции, прогноз: Материалы междунар. научн.-практич. конф. 18-19 июля 2008 г. г. Ростов-н/Д. – Ростов –н/Д.: Изд-во ВНИИ ЭиН, 2008. – С. 176 – 180. (0,2 п.л.)



Бунин Леонид Валерьевич
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации