Петунина Л. Рабочая программа дисциплины Основы научной работы - файл n1.docx

приобрести
Петунина Л. Рабочая программа дисциплины Основы научной работы
скачать (54.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx55kb.13.09.2012 16:52скачать

n1.docx



Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

"Рязанский музыкальный колледж имени Г. и А. Пироговых"

Рабочая программа
дисциплины «Основы научной работы»
для специальности 070113 «Теория музыки»


Рязань 2009


ОДОБРЕНА

предметно-цикловой

комиссией

«Теория музыки»


Председатель

_____________
Составлена в соответствии

с Государственными требованиями

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника

по специальности 070113

«Теория музыки»

Заместитель директора

по учебно-производственной работе

_______________


Автор:

Л. В. Петунина – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Рязанского музыкального колледжа имени Григория и Александра Пироговых.


Рецензенты:


  1. Пояснительная записка


Современные социально-экономические условия развития информационного общества предъявляют высокие требования к подготовке педагога-музыканта, его профессиональной компетентности и личностным качествам. Огромное значение приобретает сегодня умение ориентироваться в сложнейших информационных потоках, находить и анализировать нужную информацию, творчески применять добытые знания на практике. Поэтому в новых педагогических технологиях все больший акцент делается на самостоятельной работе студентов, на стимулировании их познавательной деятельности.

Этой же цели служит и введение дисциплины «Основы научной работы» в учебные планы многих специальностей вузов и учреждений среднего профессионального образования. Данная дисциплина является одной из важных составляющих профессиональной подготовки студентов-музыковедов. Включение сначала в учебно-исследовательскую, затем в научно-исследовательскую работу помогает студентам овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить некоторые виды научной деятельности, развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.

Предмет «Основы научной работы» относится к блоку специальных дисциплин, является дисциплиной по выбору, устанавливаемой учебным заведением.

Рабочая программа дисциплины «Основы научной работы» является авторской. Она составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом и Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070113 «Теория музыки».
Цели и задачи дисциплины
Целью изучения данной дисциплины является получение необходимых навыков в организации научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы для самостоятельного решения научно-методических проблем, как по своей специальности, так и в смежных областях искусствознания.
Задачи изучения курса «Основы научной работы»:


Требования к уровню освоения дисциплины
По окончании изучения курса студенты должны

знать:

уметь:

Объем дисциплины и виды учебной работы
На изучение предмета «Основы научной работы» отводится третий семестр: максимальная учебная нагрузка – 42 часа, из них 32 часа аудиторных занятий, 10 часов самостоятельной работы студентов.

Основная форма работы – лекция, но почти в каждом разделе курса предусмотрены практические и самостоятельные занятия учащихся.


Практические занятия направлены на выработку определенных навыков исследовательской работы, особенно актуальных при написании студентами учебно-научных работ и подготовке устных выступлений.

Самостоятельная работа предполагает дальнейшее закрепление и углубление навыков, полученных в процессе практических занятий.

Дисциплина «Основы научной работы» взаимосвязана с предметами музыкально-теоретического, психолого-педагогического и музыкально-педагогического циклов. Её изучение базируется на материалах общегуманитарных и специальных дисциплин, освоенных ранее.

Форма итоговой аттестации – Итоговая контрольная работа.


  1. Тематический план учебной дисциплины






Наименование разделов

и тем

Максим.

учебная

нагрузка

студента

42 часа

Количество аудиторных часов

при очной форме обучения

Самостоятельная

работа

студента
10

Всего
32 часа

Лекции
26 часов

Практические

занятия

6 часов




Раздел I. Методология научного познания и творчества.

8

6

5

1

2

1. Наука как сфера человеческой деятельности.







2







2. Научные методы.







2




1

3. Формальная логика как основа научной методологии.







1

1

1

Раздел II. Научные основы музыковедения.

8

6

6




2

4. Музыковедение как наука.







2




1

5. Методы музыковедения.







2




1

6. Контрольная работа.







2







Раздел III. Организация научного исследования.

13

10

7

3

3

7. Жанры научных работ. Этапы исследовательской работы.







2







8. Выбор направления исследования, определение проблемы, темы.







1

1

1

9. Источники информации. Документы. Библиографическая запись.







1

1

1

10. Способы переработки первичной информации.







1

1

1

11. Контрольная работа.







2







Раздел IV. Оформление результатов научной работы.

13

10

8

2

3

12. Научный текст. Структура, рубрикация.







2




1

13. Стиль и язык научной работы.







1

1

1

14. Оформление текста.







1

1

1

15. Принципы устного профессионального общения.







2







16. Контрольная работа.







2









  1. Содержание учебной дисциплины


Раздел I. Методология научного познания и творчества
Тема 1.1. Наука как сфера человеческой деятельности

§ 1. Понятие науки и классификация наук. Научная картина мира, научное познание, его отличие от обыденного, религиозного, художественного, и других видов познания. Наука и псевдонаука. Критерии научности знания. Основные этапы исторического развития науки. Наука и философия. Основные концепции современной науки. Роль науки в современном обществе.

§ 2. Научное исследование. Виды, направления, признаки. Фундаментальные и прикладные исследования. Долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования. Исследования: экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое, исследование смешанного типа. Теоретический и эмпирический уровни исследования. Научная парадигма. Научный факт. Проблема. Гипотеза. Научная теория.

Тема 1.2. Научные методы
§ 1. Понятия метода и методологии научных исследований. Методы эмпирического уровня: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование. Методы теоретического уровня: аксиоматический, гипотетический, гипотетико-дедуктивный, формализация, абстрагирование, обобщение, исторический, метод системного анализа.. Техника и методика исследования.

§ 2. Философские и общенаучные методы исследования. Диалектический и метафизический методы. Общелогические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. Ф. Бэкон и Р. Декарт – основоположники научной методологии.

§ 3. Частные и специальные методы научного исследования. Логико-психологический анализ процесса решения задач. Современные методы

генерирования идей: «мозговой штурм» и алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Развитие творческого воображения и подавление

психологической инерции мышления при решении научных задач.
Тема 1.3. Формальная логика как основа научной методологии
§ 1. Понятие. Объем и содержание понятия. Виды понятий и отношения между ними. Определение понятий. Операции с понятиями: обобщение и ограничение, деление понятий. Классификация.

§ 2. Суждение. Общая характеристика, виды суждений, классификация по количеству и качеству. Аргумент. Доказательство и опровержение. Критерии истинности суждений. Парадоксы.

§ 3. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.
Практическая работа № 1. Операции с понятиями. Классификация.
Требования к знаниям

Студенты должны знать основные понятия и термины данного раздела, определения науки, научного метода, различать виды и методы научных исследований, знать основы логики.
Требования к умениям

Студенты должны уметь выполнять различные операции с понятиями: определять объем и содержание, обобщать и ограничивать, делить; выполнять классификацию явлений, строить высказывание согласно законам логики, находить логические ошибки в тексте.
Виды самостоятельной работы студентов

Чтение литературы по теме раздела, выполнение упражнений по логике, анализ логической структуры небольших текстовых фрагментов.
Раздел II. Научные основы музыковедения
Тема 2.1. Музыковедение как наука
§1. Музыковедение – определение, структура. Фундаментальные и прикладные разделы музыкознания. Задачи музыкальной науки. Историческое и теоретическое музыкознание.

Историческое:

Музыкальная палеография, археография, медиевистика, дипломатика, текстология, источниковедение, библиография, нотография, дискография, иконография.

Музыкальная лексикография, лексикология, терминология. Музыкальная этнография, критика, история и теория музыкального исполнительства.

Теоретическое:

Учение о ритме и метре, мелодике и фактуре; гармония, полифония, инструментоведение и инструментовка, музыкальная форма и техника композиции, акустика, музыкальная психология, музыкальная семиотика и музыкотерапия.

Дисциплины на стыке двух сфер:

Учение о музыкальных жанрах, теория стилей, музыкальная эстетика, социология музыки, музыкальная герменевтика и либреттология. Музыкальное воспитание, муз. образование, муз. просвещение, муз. педагогика (методики), музыкальная историография, историология.

§2. Связь музыкознания с другими науками. Опора музыковедческих исследований на научные дисциплины, рассматривающие вопросы развития человеческого общества, культуру, искусство как феномен общественной жизни человека. Связи с различными гуманитарными (психология, семиотика, языкознание) и точными науками (акустика, кибернетика, информатика и пр.). Проблема интеграции и дифференциации науки. Актуальные проблемы современного музыкознания.
Тема 2.2. Методы музыковедения
§1. Специфические методы науки о культуре и искусстве. Система эстетических законов и категорий как философская основа для рассмотрения художественной деятельности человека. Научное и художественное в методах искусствоведения.

§2. Многоуровневая структура методологии музыкознания как отражение сложности объекта музыковедческого исследования – музыкальной культуры и музыкального искусства, их многообразных связей с другими областями человеческой жизни, культуры, искусства и науки. Проблема познаваемости музыки (музыкального творчества, культуры) как основной вопрос методологии музыкознания. Познание содержания и форм (механизмов) художественного общения как научная проблема.

§3. Философский, общенаучный и специальный уровни методологии. Теоретическое мышление, историческое описание, анализ музыкального произведения как различные способы познания законов и явлений музыкальной культуры. Проявление принципов объективности и познавательной активности субъекта в музыковедческом исследовании. Роль чувственного (слухового), ассоциативно-образного и логического в процессе познания музыкальных явлений.

§4. Общенаучные методы в музыкознании. Компаративный, сравнительно-типологический и структурно-типологический методы. Системный подход. Комплексные методы исследования. Метод моделирования и его применение в музыковедческих исследованиях. Методологическая роль наук о человеке и обществе для музыковедческого исследования. Аксиологический (ценностный) и дезаксиологический (объективный) подходы в структуре гуманитарного знания и их значение для музыкознания.

§5. Специальные методы. Методология анализа музыкального произведения. Методология анализа отдельных сторон музыкального языка. Анализ различных видов музыкальной деятельности.

§6. Применение методов смежных наук в музыкознании. Методы естественно-научных дисциплин в музыкознании (анатомия, физиология и психология человека; математика, физика, акустика). Методологические возможности лингвистики как гуманитарной науки. Языковедческие и семиотические методы в структуре музыкознания. Применение кибернетических методов в музыкознании. Перспективы применения информационных технологий в исследовательской и педагогической работе музыковеда.
Требования к знаниям

Студенты должны знать задачи музыкальной науки, систематику музыкознания, общенаучные и специальные методы, применяемые в музыкологии, актуальные проблемы современной науки.
Требования к умениям

Студенты должны уметь определить направление музыковедческого исследования (историческое, теоретическое, методико-педагогическое и т.п.), выявить его методологию.
Виды самостоятельной работы студентов

Чтение литературы по теме, анализ музыковедческих текстов с целью выявить направление и методы исследования.
Раздел III. Организация научного исследования
Тема 3.1. Жанры научных работ. Этапы исследовательской работы
§ 1. Монография, научная статья, диссертация, доклад. Жанры учебно-научных работ: реферат, курсовая работа, дипломная работа. Другие формы и жанры представления научного знания: учебник, техническое руководство и т.п.

Компрессия научной информации и соответствующие тексты: словари, энциклопедии, классификаторы, рубрикаторы, стандарты, нормативные справочники, рефераты, аннотации, популярные лекции, беседы, интервью.

Устные формы представления научного знания: дискуссия, диспут, обсуждение проблемы в узком кругу специалистов.

§ 2. Этапы научно-исследовательской работы

Выбор направления исследования. Осознание научной проблемы. Формулирование и обоснование актуальности выбранной темы. Постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования. Поиск литературы, отбор фактического материала. Сбор первичной информации и ее организация. Разработка рабочей гипотезы, составление плана исследования. Выбор методов и методики проведения исследования. Описание процесса исследования (работа над рукописью), формулирование выводов и оценка полученных результатов. Внедрение результатов в практику.

Тема 3.2. Выбор направления исследования, определение проблемы, темы.
§ 1. Выбор области исследования; объективные факторы, влияющие на него, – актуальность, новизна, перспективность и субъективные – опыт исследователя, его научный и профессиональный интерес, способности, склад ума и т. д. Общее ознакомление с проблемой исследования, определение ее внешних границ, уровень ее разработанности, перспективность. Соотношение проблемы и темы.

§ 2. Объектная область, объект и предмет исследования. Основные критерии выбора темы. Правила формулирования темы. Обоснование актуальности темы. Литературное оформление заглавий в различных жанрах научных работ.
Практическая работа № 2. Формулирование темы, выявление объекта и предмета исследования.
Тема 3.3. Источники информации. Документы. Библиографическая запись.
§ 1. Методика поиска, сбора, систематизации и анализа исходных источников информации. Документальные источники информации. Виды документов. Первичные и вторичные источники. Точность и достоверность источников. Отбор и оценка фактического материала.

§ 2. Информационно-библиографические ресурсы. Составление предварительной библиографии. Библиотечные каталоги: предметный, алфавитный, систематический, каталог новых поступлений. Библиографические справочники. Научно-справочный аппарат книги.

§ 3. Электронные ресурсы. Поисковые системы Интернета. Банки и базы данных.

§ 4. Фиксация и хранение первичной научной информации. Разметка исходных источников информации. Правила библиографического описания источников в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2003. Составление библиографического списка.
Практическая работа № 3. Библиографическое описание источника, оформление библиографического списка.
Тема 3.4. Способы переработки первичной информации.
§ 1. Скорость и цели чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое.

§ 2. Приемы сжатия информации. Вторичные тексты. Виды рабочих записей: выписки (дословные – цитаты или свободные), план (простой, сложный, план-схема). Графическая культура записи плана.   Тезисы: основные, простые и сложные. Тезисы-цитаты. Конспекты – плановые, текстуальные, свободные, тематические. Аннотации, рефераты, резюме. Реферат-доклад, реферат-конспект, реферат-обзор, реферат-резюме.
Практическая работа № 4. Составление плана, тезисов, написание аннотации.
Требования к знаниям

Студенты должны знать жанры научных работ, этапы исследования, приемы работы с источниками информации, способы анализа и переработки первичной информации.
Требования к умениям

Студенты должны уметь пользоваться библиотечными каталогами, поисковыми системами Интернета; корректно формулировать тему и обосновывать её актуальность, грамотно оформлять библиографическое описание, составлять вторичные тексты.
Виды самостоятельной работы студентов

Чтение литературы, определение жанра научного текста, составление библиографического описания, аннотирование и реферирование небольших текстов.
Раздел IV. Оформление результатов научной работы.
Тема 4.1. Научный текст. Структура, рубрикация.

§ 1. Научный текст и его основные категории: связность, структурность, цельность, функционально-смысловые типы речи, модальность.

§ 2. Композиция научной работы:

  1. Титульный лист.

  2. Оглавление.

  3. Введение.

  4. Главы основной части.

  5. Заключение.

  6. Список литературы.

  7. Приложения.

  8. Вспомогательные указатели.

Рубрикация научного текста.
Тема 4.2. Стиль и язык научной работы
§ 1. Функциональные стили современного русского языка. Особенности научного стиля. Научные подстили, их функции и особенности: научно-информативный, научно-популярный, научно-справочный, собственно научный, учебно-научный.

§ 2. Особенности грамматики научной речи. Морфология и синтаксис в научных текстах. Употребление частей речи, избирательность грамматических значений, именной характер научной речи.

§ 3. Термин и дефиниция в научных текстах. Фразеология в научной речи.
Практическая работа № 5. Редактирование текста.
Тема 4.3. Оформление текста
§ 1. Правила оформления текстовых и графических материалов. Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов и подпунктов. Оформление титульного листа, оглавления. Правила оформления библиографических ссылок – внутритекстовых, затекстовых, подстрочных. Оформление цитат.

§ 2. Технико-орфографические правила сокращений, перечислений, написания числительных, дат и т.п.

§ 3. Составление приложений и примечаний.

§ 4. Оформление таблиц, графиков, диаграмм и других иллюстративных материалов.

§ 5. Компьютерные технологии оформления учебно-научных работ. Правила верстки.
Практическая работа № 6. Оформление ссылок и цитат.


Тема 4.5. Принципы устного профессионального общения
§ 1. Доклад и научное сообщение. Защита, выступление на конференции. Демонстрационный материал и техника. Эффективность восприятия информации при использовании докладчиком различных технических средств. Психологическая подготовка к устному выступлению.

§ 2. Научный спор, диспут, дискуссия. Эристика – наука о правилах ведения спора. Логика и культура спора. Дискуссия, полемика, эклектика, софистика. Аподистический, софистический, эристический спор. Аргументы, доказательства, допустимые и недопустимые уловки в споре. Психологические приемы при ведении дискуссии.
Требования к знаниям

Студенты должны знать структуру научного текста, особенности научного стиля и подстилей, правила оформления научного текста; знать приемы подготовки и проведения устного выступления, правила ведения научной дискуссии.


Требования к умениям

Студенты должны уметь определять смысловую структуру текста, стилистически грамотно излагать мысли, оформлять ссылки и цитаты, владеть приемами компьютерной верстки текста; уметь подготовить выступление с использованием технических средств, корректно вести дискуссию по теме своего исследования.
Виды самостоятельной работы студентов

Стилистический анализ текста, редактирование текста, подготовка устного выступления.

Формы учета и контроля знаний

Основными формами контроля знаний являются опрос, проверка самостоятельных работ студентов. Кроме того, изучение курса предусматривает написание трех контрольных работ.

4. Литература и средства обучения


  1. Андреев Г. И., Смирнов С. А., Тихомиров В. А. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 272 с.

  2. Безрукова В. С. Как написать реферат, курсовую и дипломную работу. – СПб.: Речь, 2008. – 176 с.

  3. Виноградова Н.А., Борикова Л. В. Пишем реферат, выпускную квалификационную работу: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 96 с.

  4. Гуляницкая Н. С. Руководство к изучению основ музыковедения. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. – 55 с.

  5. Ивин А.А. Практическая логика: Задачи и упражнения. – М.: Просвещение, 1996. – 128 с.

  6. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. – 340 с.

  7. Мартынова О. В. Основы редактирования: учебное пособие для учащихся нач. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 128 с.

  8. Основы научных исследований: учебник для техн. вузов /под ред. В. И. Кутова, В. В. Попова. ? М.: Высш. школа, 2005. – 243 с.

  9. Основы научной речи: Учеб. пособие для студ. нефилол. высш. учеб. заведений /  Н. А. Буре, М. В. Быстрых, С. А. Вишнякова и др. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

  10. Суворов О. В. Основы логики: учебное пособие. – М.: Аквариум, 1997. – 128 с.

  11. Шкляр М. Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. – 244 с.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации