"Рязанский музыкальный колледж имени Г. и А. Пироговых"
Практические занятия направлены на выработку определенных навыков исследовательской работы, особенно актуальных при написании студентами учебно-научных работ и подготовке устных выступлений.
Самостоятельная работа предполагает дальнейшее закрепление и углубление навыков, полученных в процессе практических занятий.
Дисциплина «Основы научной работы» взаимосвязана с предметами музыкально-теоретического, психолого-педагогического и музыкально-педагогического циклов. Её изучение базируется на материалах общегуманитарных и специальных дисциплин, освоенных ранее.
Форма итоговой аттестации – Итоговая контрольная работа. Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Максим. учебная нагрузка студента 42 часа | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Самостоятельная работа студента 10 |
Всего 32 часа | Лекции 26 часов | Практические занятия 6 часов |
|
Раздел I. Методология научного познания и творчества. | 8 | 6 | 5 | 1 | 2 |
1. Наука как сфера человеческой деятельности. |
|
| 2 |
|
|
2. Научные методы. |
|
| 2 |
| 1 |
3. Формальная логика как основа научной методологии. |
|
| 1 | 1 | 1 |
Раздел II. Научные основы музыковедения. | 8 | 6 | 6 |
| 2 |
4. Музыковедение как наука. |
|
| 2 |
| 1 |
5. Методы музыковедения. |
|
| 2 |
| 1 |
6. Контрольная работа. |
|
| 2 |
|
|
Раздел III. Организация научного исследования. | 13 | 10 | 7 | 3 | 3 |
7. Жанры научных работ. Этапы исследовательской работы. |
|
| 2 |
|
|
8. Выбор направления исследования, определение проблемы, темы. |
|
| 1 | 1 | 1 |
9. Источники информации. Документы. Библиографическая запись. |
|
| 1 | 1 | 1 |
10. Способы переработки первичной информации. |
|
| 1 | 1 | 1 |
11. Контрольная работа. |
|
| 2 |
|
|
Раздел IV. Оформление результатов научной работы. | 13 | 10 | 8 | 2 | 3 |
12. Научный текст. Структура, рубрикация. |
|
| 2 |
| 1 |
13. Стиль и язык научной работы. |
|
| 1 | 1 | 1 |
14. Оформление текста. |
|
| 1 | 1 | 1 |
15. Принципы устного профессионального общения. |
|
| 2 |
|
|
16. Контрольная работа. |
|
| 2 |
|
|
Содержание учебной дисциплины
Раздел I. Методология научного познания и творчества Тема 1.1. Наука как сфера человеческой деятельности
§ 1. Понятие науки и классификация наук. Научная картина мира, научное познание, его отличие от обыденного, религиозного, художественного, и других видов познания. Наука и псевдонаука. Критерии научности знания. Основные этапы исторического развития науки. Наука и философия. Основные концепции современной науки. Роль науки в современном обществе.
§ 2. Научное исследование. Виды, направления, признаки. Фундаментальные и прикладные исследования. Долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования. Исследования: экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое, исследование смешанного типа. Теоретический и эмпирический уровни исследования. Научная парадигма. Научный факт. Проблема. Гипотеза. Научная теория.
Тема 1.2. Научные методы
§ 1. Понятия метода и методологии научных исследований. Методы эмпирического уровня: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование. Методы теоретического уровня: аксиоматический, гипотетический, гипотетико-дедуктивный, формализация, абстрагирование, обобщение, исторический, метод системного анализа.. Техника и методика исследования.
§ 2. Философские и общенаучные методы исследования. Диалектический и метафизический методы. Общелогические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. Ф. Бэкон и Р. Декарт – основоположники научной методологии.
§ 3. Частные и специальные методы научного исследования. Логико-психологический анализ процесса решения задач. Современные методы
генерирования идей: «мозговой штурм» и алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Развитие творческого воображения и подавление
психологической инерции мышления при решении научных задач.
Тема 1.3. Формальная логика как основа научной методологии
§ 1. Понятие. Объем и содержание понятия. Виды понятий и отношения между ними. Определение понятий. Операции с понятиями: обобщение и ограничение, деление понятий. Классификация.
§ 2. Суждение. Общая характеристика, виды суждений, классификация по количеству и качеству. Аргумент. Доказательство и опровержение. Критерии истинности суждений. Парадоксы.
§ 3. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.
Практическая работа № 1. Операции с понятиями. Классификация.
Требования к знаниям Студенты должны знать основные понятия и термины данного раздела, определения науки, научного метода, различать виды и методы научных исследований, знать основы логики. Требования к умениям Студенты должны уметь выполнять различные операции с понятиями: определять объем и содержание, обобщать и ограничивать, делить; выполнять классификацию явлений, строить высказывание согласно законам логики, находить логические ошибки в тексте.Виды самостоятельной работы студентов Чтение литературы по теме раздела, выполнение упражнений по логике, анализ логической структуры небольших текстовых фрагментов.Раздел II. Научные основы музыковеденияТема 2.1. Музыковедение как наука
§1. Музыковедение – определение, структура. Фундаментальные и прикладные разделы музыкознания. Задачи музыкальной науки. Историческое и теоретическое музыкознание.
Историческое:
Музыкальная палеография, археография, медиевистика, дипломатика, текстология, источниковедение, библиография, нотография, дискография, иконография.
Музыкальная лексикография, лексикология, терминология. Музыкальная этнография, критика, история и теория музыкального исполнительства.
Теоретическое: Учение о ритме и метре, мелодике и фактуре; гармония, полифония, инструментоведение и инструментовка, музыкальная форма и техника композиции, акустика, музыкальная психология, музыкальная семиотика и музыкотерапия.
Дисциплины на стыке двух сфер:
Учение о музыкальных жанрах, теория стилей, музыкальная эстетика, социология музыки, музыкальная герменевтика и либреттология. Музыкальное воспитание, муз. образование, муз. просвещение, муз. педагогика (методики), музыкальная историография, историология.
§2. Связь музыкознания с другими науками. Опора музыковедческих исследований на научные дисциплины, рассматривающие вопросы развития человеческого общества, культуру, искусство как феномен общественной жизни человека. Связи с различными гуманитарными (психология, семиотика, языкознание) и точными науками (акустика, кибернетика, информатика и пр.). Проблема интеграции и дифференциации науки. Актуальные проблемы современного музыкознания.
Тема 2.2. Методы музыковедения
§1. Специфические методы науки о культуре и искусстве. Система эстетических законов и категорий как философская основа для рассмотрения художественной деятельности человека. Научное и художественное в методах искусствоведения.
§2. Многоуровневая структура методологии
музыкознания как отражение сложности объекта музыковедческого исследования – музыкальной культуры и музыкального искусства, их многообразных связей с другими областями человеческой жизни, культуры, искусства и науки. Проблема познаваемости музыки (музыкального творчества, культуры) как основной вопрос методологии музыкознания. Познание содержания и форм (механизмов) художественного общения как научная проблема.
§3. Философский, общенаучный и специальный уровни методологии. Теоретическое мышление, историческое описание, анализ музыкального произведения как различные способы познания законов и явлений музыкальной культуры. Проявление принципов объективности и познавательной активности субъекта в музыковедческом исследовании. Роль чувственного (слухового), ассоциативно-образного и логического в процессе познания музыкальных явлений.
§4. Общенаучные методы в музыкознании. Компаративный, сравнительно-типологический и структурно-типологический методы. Системный подход. Комплексные методы исследования. Метод моделирования и его применение в музыковедческих исследованиях. Методологическая роль наук о человеке и обществе для музыковедческого исследования. Аксиологический (ценностный) и дезаксиологический (объективный) подходы в структуре гуманитарного знания и их значение для музыкознания.
§5. Специальные методы. Методология анализа музыкального произведения. Методология анализа отдельных сторон музыкального языка. Анализ различных видов музыкальной деятельности.
§6. Применение методов смежных наук в музыкознании. Методы естественно-научных дисциплин в музыкознании (анатомия, физиология и психология человека; математика, физика, акустика). Методологические возможности лингвистики как гуманитарной науки. Языковедческие и семиотические методы в структуре музыкознания. Применение кибернетических методов в музыкознании. Перспективы применения информационных технологий в исследовательской и педагогической работе музыковеда.
Требования к знаниям Студенты должны знать задачи музыкальной науки, систематику музыкознания, общенаучные и специальные методы, применяемые в музыкологии, актуальные проблемы современной науки.Требования к умениям Студенты должны уметь определить направление музыковедческого исследования (историческое, теоретическое, методико-педагогическое и т.п.), выявить его методологию.Виды самостоятельной работы студентов Чтение литературы по теме, анализ музыковедческих текстов с целью выявить направление и методы исследования.Раздел III. Организация научного исследованияТема 3.1. Жанры научных работ. Этапы исследовательской работы
§ 1. Монография, научная статья, диссертация, доклад. Жанры учебно-научных работ: реферат, курсовая работа, дипломная работа. Другие формы и жанры представления научного знания: учебник, техническое руководство и т.п.
Компрессия научной информации и соответствующие тексты: словари, энциклопедии, классификаторы, рубрикаторы, стандарты, нормативные справочники, рефераты, аннотации, популярные лекции, беседы, интервью.
Устные формы представления научного знания: дискуссия, диспут, обсуждение проблемы в узком кругу специалистов.
§ 2. Этапы научно-исследовательской работы
Выбор направления исследования. Осознание научной проблемы. Формулирование и обоснование актуальности выбранной темы. Постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования. Поиск литературы, отбор фактического материала. Сбор первичной информации и ее организация. Разработка рабочей гипотезы, составление плана исследования. Выбор методов и методики проведения исследования. Описание процесса исследования (работа над рукописью), формулирование выводов и оценка полученных результатов. Внедрение результатов в практику.
Тема 3.2. Выбор направления исследования, определение проблемы, темы.
§ 1. Выбор области исследования; объективные факторы, влияющие на него, – актуальность, новизна, перспективность и субъективные – опыт исследователя, его научный и профессиональный интерес, способности, склад ума и т. д. Общее ознакомление с проблемой исследования, определение ее внешних границ, уровень ее разработанности, перспективность. Соотношение проблемы и темы.
§ 2. Объектная область, объект и предмет исследования. Основные критерии выбора темы. Правила формулирования темы. Обоснование актуальности темы. Литературное оформление заглавий в различных жанрах научных работ.
Практическая работа № 2. Формулирование темы, выявление объекта и предмета исследования.
Тема 3.3. Источники информации. Документы. Библиографическая запись.
§ 1. Методика поиска, сбора, систематизации и анализа исходных источников информации. Документальные источники информации. Виды документов. Первичные и вторичные источники. Точность и достоверность источников. Отбор и оценка фактического материала.
§ 2. Информационно-библиографические ресурсы. Составление предварительной библиографии. Библиотечные каталоги: предметный, алфавитный, систематический, каталог новых поступлений. Библиографические справочники. Научно-справочный аппарат книги.
§ 3. Электронные ресурсы. Поисковые системы Интернета. Банки и базы данных.
§ 4. Фиксация и хранение первичной научной информации. Разметка исходных источников информации. Правила библиографического описания источников в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2003. Составление библиографического списка.
Практическая работа № 3. Библиографическое описание источника, оформление библиографического списка.
Тема 3.4. Способы переработки первичной информации.
§ 1. Скорость и цели чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое.
§ 2.
Приемы сжатия информации. Вторичные тексты. Виды рабочих записей: выписки (дословные – цитаты или свободные), план (простой, сложный, план-схема). Графическая культура записи плана.
Тезисы: основные, простые и сложные. Тезисы-цитаты. Конспекты – плановые, текстуальные, свободные, тематические. Аннотации, рефераты, резюме.
Реферат-доклад, реферат-конспект, реферат-обзор, реферат-резюме.
Практическая работа № 4. Составление плана, тезисов, написание аннотации.
Требования к знаниям Студенты должны знать жанры научных работ, этапы исследования, приемы работы с источниками информации, способы анализа и переработки первичной информации.Требования к умениям Студенты должны уметь пользоваться библиотечными каталогами, поисковыми системами Интернета; корректно формулировать тему и обосновывать её актуальность, грамотно оформлять библиографическое описание, составлять вторичные тексты.Виды самостоятельной работы студентов Чтение литературы, определение жанра научного текста, составление библиографического описания, аннотирование и реферирование небольших текстов.Раздел IV. Оформление результатов научной работы.Тема 4.1. Научный текст. Структура, рубрикация.
§ 1. Научный текст и его основные категории: связность, структурность, цельность, функционально-смысловые типы речи, модальность.
§ 2. Композиция научной работы:
Титульный лист.
Оглавление.
Введение.
Главы основной части.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Вспомогательные указатели.
Рубрикация научного текста.
Тема 4.2. Стиль и язык научной работы
§ 1. Функциональные стили современного русского языка. Особенности научного стиля. Научные подстили, их функции и особенности: научно-информативный, научно-популярный, научно-справочный, собственно научный, учебно-научный.
§ 2. Особенности грамматики научной речи. Морфология и синтаксис в научных текстах. Употребление частей речи, избирательность грамматических значений, именной характер научной речи.
§ 3. Термин и дефиниция в научных текстах. Фразеология в научной речи.
Практическая работа № 5. Редактирование текста.
Тема 4.3. Оформление текста
§ 1. Правила оформления текстовых и графических материалов. Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов и подпунктов. Оформление титульного листа, оглавления. Правила оформления библиографических ссылок – внутритекстовых, затекстовых, подстрочных. Оформление цитат.
§ 2. Технико-орфографические правила сокращений, перечислений, написания числительных, дат и т.п.
§ 3. Составление приложений и примечаний.
§ 4. Оформление таблиц, графиков, диаграмм и других иллюстративных материалов.
§ 5. Компьютерные технологии оформления учебно-научных работ. Правила верстки.
Практическая работа № 6. Оформление ссылок и цитат.
Тема 4.5. Принципы устного профессионального общения
§ 1. Доклад и научное сообщение. Защита, выступление на конференции. Демонстрационный материал и техника. Эффективность восприятия информации при использовании докладчиком различных технических средств. Психологическая подготовка к устному выступлению.
§ 2. Научный спор, диспут, дискуссия. Эристика – наука о правилах ведения спора. Логика и культура спора. Дискуссия, полемика, эклектика, софистика. Аподистический, софистический, эристический спор. Аргументы, доказательства, допустимые и недопустимые уловки в споре. Психологические приемы при ведении дискуссии.
Требования к знаниям Студенты должны знать структуру научного текста, особенности научного стиля и подстилей, правила оформления научного текста; знать приемы подготовки и проведения устного выступления, правила ведения научной дискуссии. Требования к умениям Студенты должны уметь определять смысловую структуру текста, стилистически грамотно излагать мысли, оформлять ссылки и цитаты, владеть приемами компьютерной верстки текста; уметь подготовить выступление с использованием технических средств, корректно вести дискуссию по теме своего исследования.Виды самостоятельной работы студентов Стилистический анализ текста, редактирование текста, подготовка устного выступления.Формы учета и контроля знаний Основными формами контроля знаний являются опрос, проверка самостоятельных работ студентов. Кроме того, изучение курса предусматривает написание трех контрольных работ.
4. Литература и средства обучения
Андреев Г. И., Смирнов С. А., Тихомиров В. А. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 272 с.
Безрукова В. С. Как написать реферат, курсовую и дипломную работу. – СПб.: Речь, 2008. – 176 с.
Виноградова Н.А., Борикова Л. В. Пишем реферат, выпускную квалификационную работу: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 96 с.
Гуляницкая Н. С. Руководство к изучению основ музыковедения. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. – 55 с.
Ивин А.А. Практическая логика: Задачи и упражнения. – М.: Просвещение, 1996. – 128 с.
Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. – 340 с.
Мартынова О. В. Основы редактирования: учебное пособие для учащихся нач. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 128 с.
Основы научных исследований: учебник для техн. вузов /под ред. В. И. Кутова, В. В. Попова. ? М.: Высш. школа, 2005. – 243 с.
Основы научной речи: Учеб. пособие для студ. нефилол. высш. учеб. заведений / Н. А. Буре, М. В. Быстрых, С. А. Вишнякова и др. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
Суворов О. В. Основы логики: учебное пособие. – М.: Аквариум, 1997. – 128 с.
Шкляр М. Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. – 244 с.