Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации (постатейный) - файл n1.docx

приобрести
Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации (постатейный)
скачать (312.6 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx313kb.13.09.2012 16:14скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Комментарий к Федеральному закону
от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ
"О муниципальной службе в Российской Федерации"
(в ред. Федеральных законов от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ,
от 27 октября 2008 г. N 181-ФЗ, от 27 октября 2008 г. N 182-ФЗ,
от 25 ноября 2008 г. N 219-ФЗ, от 22 декабря 2008 г. N 267-ФЗ,
от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ и от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ)
(постатейный)




Введение



Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее также - комментируемый Закон или Закон) принят в рамках совершенствования института муниципальной службы в России, введенного на законодательном уровне Законом 1995 г. об общих принципах организации местного самоуправления. Норма п. 2 ст. 21 указанного Закона предусматривала правовую регламентацию муниципальной службы федеральным законом, законами субъектов РФ и принятыми в соответствии с ними уставами муниципальных образований. На основании данной нормы в 1998 г. был принят "предшественник" комментируемого Закона - Закон об основах муниципальной службы, который установил общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в России.

Однако в 2003 г. был принят новый Закон об общих принципах организации местного самоуправления, что потребовало внесения изменений в законодательство о муниципальной службе (следует отметить, что в ст. 42 данного Закона воспроизведена приведенная выше норма п. 2 ст. 21 Закона 1995 г. об общих принципах организации местного самоуправления, предусматривающая существование специального федерального закона, в соответствии с которым осуществляется правовое регулирование муниципальной службы).

Кроме того, в принятом в 2003 г. Законе о системе государственной службы (п. 1 ст. 3) впервые прямо провозглашен принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, а в принятом в 2004 г. Законе о государственной гражданской службе (ст. 7) закреплен и раскрыт принцип взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы, что явилось одним из концептуальных изменений законодательства о государственной гражданской службе и также потребовало совершенствования законодательства о муниципальной службе.

На необходимость законодательного закрепления единых правовых основ государственной службы в целях создания ее целостной системы обращено внимание в Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)", утв. Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. N 1336*(1). Там же говорилось о необходимости разработать и принять приоритетные федеральные законы и иные нормативные правовые акты о системе государственной службы РФ, о видах государственной службы, о местном самоуправлении и муниципальной службе.

Соответственно, комментируемый Закон (проект которого, кстати, внесен Президентом РФ) установил основы правового регулирования отношений, связанных с поступлением граждан РФ на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения муниципальных служащих. Концепция Закона предусматривает обеспечение единого статуса муниципальных служащих с точки зрения их основных прав и обязанностей, а также ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой. В этой части положения Закона отражают взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы.

Главным отличием комментируемого Закона от его "предшественника" - Закона об основах муниципальной службы - является более унифицированное правовое регулирование на федеральном уровне организации муниципальной службы во всех субъектах РФ. Данное концептуальное отличие нашло отражение и в наименовании комментируемого Закона: Закон имеет наименование "О муниципальной службе в Российской Федерации", а его "предшественник" - "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".

Закон об основах муниципальной службы носил рамочный характер, поэтому существующие различия в законодательстве субъектов РФ в данной сфере приводили к различиям в статусе муниципальных служащих. Для реализации же принципа взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы необходим единый подход в определении основных элементов статуса муниципального служащего для всех субъектов.

В то же время комментируемый Закон содержит значительное число положений, которые позволяют конкретизировать условия муниципальной службы нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. В частности, законами субъектов РФ подлежат утверждению: реестры должностей муниципальной службы в субъектах РФ (в соответствии с данными реестрами муниципальными правовыми актами устанавливаются должности муниципальной службы); типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы (на основе данных типовых квалификационных требований муниципальными правовыми актами устанавливаются квалификационные требования); типовые формы контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации; типовые положения о проведении аттестации муниципальных служащих (в соответствии с данными типовыми положениями муниципальными правовыми актами утверждаются положения о проведении аттестации муниципальных служащих). Кроме того, предусмотрено, что законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами могут устанавливаться ежемесячные и иные дополнительные выплаты муниципальным служащим, могут быть предоставлены муниципальным служащим дополнительные к установленным комментируемым Законом гарантии. Законами субъектов РФ могут быть предусмотрены ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, предоставляемые муниципальным служащим.

Под муниципальной службой в комментируемом Законе понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Практически аналогичное определение понятия муниципальной службы содержалось и в Законе об основах муниципальной службы: профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Комментируемым Законом по-новому разграничены муниципальные должности и должности муниципальной службы. Лица, занимающие муниципальные должности, не являются муниципальными служащими. К числу таких должностей относятся должности депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления и членов избирательных комиссий муниципальных образований с правом решающего голоса. Определение должности муниципальной службы, данное в Законе, содержит указание на то, что это может быть должность в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования.

Принципиальным положением Закона, отличающим статус муниципальных служащих от статуса государственных гражданских служащих РФ, является то, что замещение должностей муниципальной службы осуществляется на основе трудового договора (для главы местной администрации - на основе контракта), а не служебного контракта, как это предусмотрено для государственных гражданских служащих РФ. Данное положение Закона является одной из его концептуальных основ, поскольку позволяет не дублировать в законодательстве о муниципальной службе многочисленные нормы трудового законодательства, обеспечивая тем самым их прямое действие и облегчая порядок их применения (следует отметить, что такой подход содержал и Закон об основах муниципальной службы). Заключение контракта предусмотрено Законом только применительно к гражданину, поступающему на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности. При этом порядок замещения должности главы местной администрации по контракту, а также порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Законом 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления.

В качестве направлений расширения федерального регулирования отношений в сфере муниципальной службы необходимо отметить следующее:

установление комментируемым Законом единой классификации должностей муниципальной службы - подразделение таких должностей на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие;

подробное регламентирование комментируемым Законом процесса поступления на муниципальную службу. Закон об основах муниципальной службы в этом отсылал к законодательству о труде (за исключением возрастного ограничения);

введение комментируемым Законом процедуры аттестации муниципальных служащих в целях определения их соответствия замещаемым должностям муниципальной службы, а также регламентирование процедуры аттестации. В Законе об основах муниципальной службы аттестация лишь упоминалась как одна из процедур (наряду с экзаменом), по результатам которой муниципальным служащим присваиваются квалификационные разряды.

определение комментируемым Законом перечня вопросов, которые составляют кадровую работу в муниципальном образовании, а также определение порядка ведения личного дела и порядок обработки персональных данных муниципального служащего.

Комментируемый Закон, также как и Закон об основах муниципальной службы, содержит ограничения в отношении муниципальных служащих. Однако, теперь отдельно предусмотрены ограничения, препятствующие приему на муниципальную службу, и ограничения, препятствующие нахождению на муниципальной службе. Введена отдельная статья, устанавливающая запреты, распространяющиеся только на муниципального служащего. Перечень ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, в целом расширен и закреплен по аналогии перечня ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой. В то же время исключено ограничение на занятие иной оплачиваемой деятельностью. Муниципальный служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу, но только при условии, что это не повлечет конфликт интересов. Следует также отметить, что в соответствии с комментируемым Законом предельный возраст, установленный для замещения должности муниципальной службы, повышен с 60 до 65 лет. При этом сохранена норма о возможности продления нахождения на муниципальной службе после достижения предельного возраста путем заключения ежегодного договора.

Уменьшение объема гарантий, предоставляемых муниципальному служащему на основании Закона об основах муниципальной службы, комментируемым Законом не предусматривается.

В целях совершенствования регулирования муниципальной службы в России в комментируемый Закон неоднократно вносились изменения. Эти изменения рассмотрены в комментариях к соответствующим статьям Закона. Здесь же представляется целесообразным лишь упомянуть об актах, вносивших изменения. В частности, это:

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации"*(2);

Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 181-ФЗ "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"*(3);

Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 182-ФЗ "О признании утратившей силу части 3 статьи 22 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"*(4);

Федеральный закон от 25 ноября 2008 г. N 219-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации"*(5);

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 267-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации"*(6);

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции"*(7);

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(8).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации