Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии - файл n1.doc

приобрести
Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии
скачать (1910 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1910kb.13.09.2012 15:55скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


УДК 371

ББК 74.37
. Глу55

Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учеб­но-методическое пособие для пед. и туманит, вузов. (Авт.-сост. В.П. Глухов) / В.П. Глухов. - М.: МГТУ им. М.А. Шолохова, 2007. - 312 с.

Пособие содержит методические рекомендации к проведению практических занятий по учебной дисциплинам «Основы специ­альной педагогики и психологии» и «Коррекционная педагогика», Они включают: тематическое планирование занятий, перечень учебных вопросов и учебно-методическую литературу но каждой теме, описание выполняемых студентами практических заданий.

В пособии представлены различные инструктивно-методичес­кие материалы по организации коррекционной педагогической ра­боты с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии. Приведенный в пособии методический материал предназначен для использования на учебных занятиях в педагогическом вузе (в т.ч. при прохождении педагогической практики), а также адресован педагогам и психологам образовательных учреждений для исполь­зования в их профессиональной деятельности в процессе коррекци­онной работы.

Рецензенты: Мозговой В.М., проф., док. пед. наук, МГТУ им. М.А.Шолохова; Шаховская С.Н., проф., МПГУ (г. Москва) Контрактова Т.Н., директор МДОУ №50 -Центр развития ребенка "Дефектолог"

(г. Люберцы Московской обл.)

© - Глухов В.П., 2007

© - МГГУ им. М.А.Шолохова, 2007

Оглавление

Введение....................................................................................................... ...4

Часть I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.................................. 6

Часть II. ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ...................... 29

Раздел I. Организационные мероприятия в отношении детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии, поступающих в образовательные учреждения общего типа..........................................29

II. 2 Методические требования к организации и содержанию психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии....................................................................................................... 31

П. 3. Педагогическое изучение особенностей развития детей с ограниченными возможностями............................................................. 37

II. 4 Методы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии........................................................................ 39

II. 5 Примерная карта-схема психолого-педагогического обследования ребенка с ограниченными возможностями развития, поступающего в учреждение общегЬ образования................................ 41

II. 6 Содержание педагогической характеристики ребенка, имеющего отклонения в развитии ........................................................ 44

II. 7 Примерная схема педагогической характеристики ребенка-выпускника детского дошкольного учреждения ................................... 44

Раздел III. Определение степени готовности ребенка к предстоящему школьному обучению.......................................................46

III, 1 Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по педагогическому изучению детей с проблемами а развитии......................................................................................................46

III. 2 Программа психолого-педагогического обследования детей 5-6 лет...............................................................................................................49

III. 3 Система заданий для психолого-педагогического изучения детей старшего дошкольного возраста................................................................53

Раздел IV. Методические материалы к проведению мероприятий по выявлению детей с ограниченными возможностями развития среди

учащихся (воспитанников) образовательных учреждении общего типа...................................................................................................58

IV.! Тестовая методика обследования для определения уровня интеллектуального развития детей 7-9 лет...................................... 58

IV. 2 Карточка учета детей, имеющих отклонения в развитии…………………………………………………………………..61

IV. 3 Индивидуальная карта сведений о ребенке, имеющем отклонения в развитии.........................................................................62

Раздел V. Методические материалы к проведению кор рекционно-педагогической работы с детьми, имеющими сенсорные нарушения (нарушения слуха и зрения) .....................................................................63

V. I Примерная карта-схема психолого-педагогической характеристики ребенка, имеющего сенсорные нарушения.............63

V. 2 Основные мероприятия по индивидуальному подходу к детям с сенсорными нарушениями....................................................................... 66

V. 3 Профилактика нарушений слуха и зрения................................. 69

3.1 Профилактика нарушений слуха.................................................... 69

3.2 Профилактика нарушений зрения у детей....................................69

Раздел VI. Организация и содержание коррекциопной педагогической работы с детьми, имеющими задер.жку психического развития.... 71

VI. 1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР...... 71

VI. 2 Основные критерии отграничения задержки психического развития и нарушений интеллекта...................................................... 75

VI. 3 Коррекционно-педагогическая работа по преодолению задержки психического развития у детей и подростков.................. 78

VI. 3.1 Содержание психолого-педагогической характеристики ребенка с задержкой психического развития ......................................82

VI. 3.2. Специальные образовательные учреждения VII вида........... 84

VI. 4 Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР в образовательных учреждениях общего типа. Концепция коррекционно-разивающего обучения................................... 84

VI. 4. 1 Основные организационные мероприятия в отношении детей с задержками в развитии (ЗПР легкой и средней степени тяжести) в учреждениях общего образования..................................90

VI. 4. 2 Примерная программа комплексной коррекциопной работы с ребенком с задержкой психического развития.................................91

VI. 5 Рекомендации по индивидуальному педагогическому подходу к ребенку с ЗПР в образовательном учреждении общего типа ...........92

Раздел VII. Основные организационные и педагогические мероприятия, проводимые с детьми с недостатками речи в образовательных учреждениях общего типа......................................93

УII. 1 Речевой материал для обследования словаря детейстаршего дошкольного и младшего школьного возраста ....................................95

Раздел VIII. ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ НАРУШЕНИЯМИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ.....................................................................99

VIII. 1 Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.....99

VIII. 2 Задачи и основные направления психолого-педагогической помощи детям с церебральным параличом ......................................... 101

Раздел IX. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ..............................................109

IX. I Психолого-педагогическая характеристика детей и подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы ...............109

IX. 2 Основное содержание комплексной коррекционной работы с детьми, страдающими эмоционально-волевыми расстройствами....

.........................................................................................115

IX. 3 Основные формы и методы психологической коррекции эмоционально-волевых расстройств.....................................................118

Раздел X. Психолого-педагогическое консультирование в системе коррекционной работы ...........................................................................128

Часть III. Учебно-методическое обеспечение изучаемых дисциплин.

......................................................................................................................

///. / Виды учебно-практических заданий для самостоятельной работы при изучении учебных курсов ((Основы специальной педагогики и психологии» и «Коррекционная педагогика»...............129

III. 3 КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ...................130

Введение

Предлагаемое пособие посвящено вопросам методики про­ведения практических занятий по учебным курсам «Основы спе­циальной педагогики и психологии», «Коррекционная педагоги­ка» (Психолого-педагогический практикум) и предназначено для преподавателей курса, а также студентов педагогических факуль­тетов гуманитарных вузов.

Особое значение изучение указанных учебных курсов имеет для студентов факультетов педагогики и методики начального обучения, в учебной план профессиональной подготовки которых входит специализация «Коррекционная педагогика в начальной школе». Студенты, обучающиеся по специализированной про­грамме соответствующего отделения, наряду с «базовым» обра­зованием по специальности «Учитель начальной общеобразова­тельной школы» получают профессиональную подготовку к про­ведению коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими проблемы в развитии, подготовку для работы в кор-рекционных классах (классы коррекционно-развивающего и ком­пенсирующего обучения), функционирующих в структуре массо­вой общеобразовательной школы.

Данное учебно-методическое пособие включает: методиче­ские рекомендации по содержанию и структуре занятий по ос­новным темам практического раздела курса (10 тем), дополнен­ные перечнем учебных вопросов и 2) практическую (методиче­скую) часть, включающую инструктивно-методические мате­риалы и разработки, содержание которых разбирается и обсужда­ется на учебных занятиях. В связи с тем, что представленные в практической части пособия материалы отражают различные аспекты психолого-педагогической помощи детям с отклонения­ми в развитии (дети с ограниченными возможностями разви­тия) и связаны с общей профессиональной подготовкой педаго­гов общеобразовательных учреждений, настоящее пособие может быть использовано студентами не только при выполнении прак­тических заданий, но и в процессе самостоятельной педагогиче­ской работы.

В пособии приведено примерное распределение учебного времени, отводимого на проведение практических занятий по разным темам со студентами очного и очно-заочного отделений основных факультетов педагогического вуза, кроме факультета специальной педагогики и психологии.

Согласно действующему в настоящее время государственно­му образовательному стандарту высшего профессионального образования (2005/09 г.) на изучение дисциплины «Основы спе­циальной педагогики и психологии» отводится всего 50 часов. В соответствии со сложившейся практикой планирования учебной нагрузки по данному курсу на дневных и вечерних отделениях педагогических вузов примерная программа практических заня­тий рассчитана на один семестр обучения и включает со студен­тами дневного отделения не менее 12 учебных часов, очно-заочного отделения - 8 часов.*

В содержание практических занятий со студентами очно-заочного отделения входит изучение следующих основных во­просов:

- определение контингента детей с недостатками (отклонения­ми) в развитии, которые могут воспитываться и обучаться в обра­зовательных учреждениях общего назначения;

- проблема социальной и психологической адаптации детей с ограниченными возможностями развития к условиям пребывания в учреждениях общего образования: дошкольных образователь­ных учреждениях (ДОУ) и общеобразовательной школе;

- организация и содержание рационального, научно-обоснован­ного педагогического подхода к детям с нерезко выраженными нарушениями развития в процессе учебных и внеучебных заня­тий в образовательных учреждениях общего типа;

- мероприятия по выявлению детей с отклонениями в развитии среди воспитанников общеобразовательных учреждений общего назначения (ДОУ и массовая школа);

- психолого-педагогическое изучение детей с различными на­рушениями развития;

*На данном факультете предусматривается изучение ряда дисциплин по двум самостоятельным разделам учебной программы: «Специальная педагогика» и «Специальная психология».

На разных факультетах количество часов, отводимых на практические заня­тия, может быть различным с учетом специфики педагогической квалификации и общего содержания учебного плана вузовской подготовки по данной специ­альности.

- знакомство обучающихся с организацией и общим содержани­ем психологического обследования детей с отклонениями в раз­витии, с основами психолого-педагогической диагностики;

- дифференциальная диагностика (разграничение) основных видов нарушения познавательного развития у детей - нарушений интеллекта и задержки психического развития, других наруше­ний общего процесса развития со сходными проявлениями ди-зонтогенеза.

- знакомство с задачами и организацией службы практической психологии в системе образовательных учреждений;

- профилактика нарушений психофизического развития в дет­ском и подростковом возрасте.

Важное значение придается также знакомству обучающихся с задачами и основными направлениями социальной реабилита­ции детей и подростков, имеющих проблемы в развитии.

При определении содержания занятий учитывается, что сту­денты вечернего отделения в большинстве своем совмещают обучение с работой в образовательных учреждениях разного профиля и имеют возможность выполнения ряда практических заданий в этих учреждениях (в том числе заданий по психолого-педагогическому изучению детей).

В программу практических занятий на дневном отделении, помимо вышеуказанного, входит:

- уточнение и расширение представленных в лекционном курсе сведений о личностно-психологических особенностях детей, име­ющих различные отклонения в развитии (по каждому из видов дизонтогенеза), особенностях их познавательного и психофизи­ческого развития;

- знакомство обучающихся со спецификой психолого-педаго­гического обследования детей с различными нарушениями в раз­витии (организация, методы и приемы обследования; принципы подхода к анализу полученных данных), с организацией комплек­сного психолого-педагогического обследования детей в психоло­го-медико-педагогических комиссиях и консилиумах (ПМПК);

- практическое знакомство со структурой и организацией рабо­ты некоторых специальных (коррекционных) школ и детских садов компенсирующего вида на основе проведения практиче­ских занятий в этих учреждениях; изучение соответствующих инструктивно-методических материалов и положений.

- ознакомление обучающихся с основными методическими сис­темами и программами коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Указанное примерное содержание практического раздела курса для студентов дневных отделений обусловлено, в частно­сти, тем, что их профессиональная подготовка в педагогических вузах включает изучение ряда учебных дисциплин по различным разделам психологии и основам медицинских знаний (анатомия и возрастная физиология, основы педиатрии, социальная, возрас­тная и педагогическая психология, методы психолого-педагоги­ческой диагностики и др.).

Целесообразным является выполнение студентами дневного отделения некоторых практических заданий (в частности, по пси­холого-педагогическому обследованию детей и составлению психолого-педагогических характеристик и заключений) в пери­од прохождения обучающимися педагогической практики в об­разовательных учреждениях.

По каждой из изучаемых тем в пособии приводится список рекомендуемой литературы, используемой преподавателем при подготовке к практическим занятиям, а также предназначенной для самостоятельного изучения студентами отдельных вопросов, конспектирования учебно-методической литературы, подготовки реферативных докладов, выступлений, выполнения практических заданий по обследованию детей и др.

На практических занятиях, помимо разъяснений преподава­теля, организуемой им беседы по изучаемому вопросу, большое значение придается самостоятельной работе и выступлениям обучающихся (выполнение индивидуальных и коллективных контрольных заданий по различной тематике; выступления с ре­феративными докладами по отдельным учебным вопросам; вы­полнение аудиторных контрольных работ, выступления по вы­полненным практическим заданиям, их обсуждение и оценка; составление практических рекомендаций для воспитателей и ро­дителей и др.). Рекомендуется организация выступлений студен­тов по изучаемым вопросам не только на основе проработки спе­циальной учебно-методической литературы, но и наблюдений или опыта практической работы в образовательных учреждениях. При проведении практических занятий на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений предусматрива­ются разнообразные организационные формы работы с активным участием студентов в мероприятиях, осуществляемых в этих уч­реждениях (участие в методических семинарах, конференциях, заседаниях психолого-медико-педагогических комиссий и конси­лиумов (ПМПк); посещение открытых занятий педагогов-дефектологов и др.). Местом проведения практических занятий выбираются следующие типы коррекционных учреждений: спе­циальные (коррекционные) детские сады (или группы), школы для детей с задержкой психического развития (ЗПР) и детей с интеллектуальным недоразвитием, классы компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения при школе общего типа, логопедические детские сады или группы. Это мотивировано тем, что дети с нерезко выраженным отставанием в речевом и интел­лектуальном развитии достаточно часто встречаются среди вос­питанников образовательных учреждений общего вида.

Помимо просмотра занятий в учебно-воспитательном учреж­дении, процедуры обследования детей психологом и педагогом-дефектологом, рекомендуется демонстрация студентам видео­фильмов и фотоматериалов соответствующей тематики на прак­тических (аудиторных) занятиях в вузе.

На итоговых практических занятиях для студентов дневного отделения целесообразно проведение контрольных работ по не­которым, наиболее важным темам (например: «Дети с сенсор­ными нарушениями», «Профилактика нарушений зрения и слуха у детей дошкольного и Младшего школьного возраста», «Дети с задержкой психического развития», «Нарушения речи у детей», «Эмоционально-волевые расстройства у детей и подростков, ме­тоды их профилактики и коррекции» и др.)

Практикум по курсу «Основы специальной педагогики и психологии» составлен в соответствии с программой соответст­вующей учебной дисциплины для педагогических вузов.

При определении содержания и методики проведения практи­ческих занятий по учебному курсу учитывались данные совре­менных клинических и психолого-педагогических исследований в области специальной и общей психологии и коррекционной педагогики.

Своевременное выявление, преодоление и предупреждение нарушений развития в детском возрасте имеет важнейшее значе-

ние для полноценного формирования личности ребенка, подготовки его к школьному обучению и последующего обучения в школе. Это в свою очередь является необходимым условием пол­ноценного познавательного и интеллектуального развития каж­дого молодого человека, условием успешной социальной адапта­ции его в современном обществе. Указанное обусловливает осо­бую значимость усвоения студентами - будущими педагогами -основ психологических и дефектологических знаний о сущности отклонений в развитии, причинах их возникновения, типичных проявлениях различных нарушений развития, мерах их профи­лактики и коррекции, педагогических системах коррекционно-воспитательного воздействия. Особое значение это имеет для педагогов начальной школы - того звена школьного обучения, на котором закладываются основы системного образования и кото­рое является определяющим этапом познавательного, интеллек­туального, социального и личностного развития подрастающего поколения.

Специализация в сфере коррекционной педагогики, коррек-ционного обучения и воспитания детей и подростков, имеющих проблемы в развитии, предусматривает более глубокую и основа­тельную теоретическую и практическую подготовку будущих педагогов системы дошкольного воспитания и начальной школы к проведению коррекционно-педагогической работы с данным контингентом учащихся, в том числе - к работе в коррекционных учреждениях..

Часть I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К

ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИ­МЫЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ, В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ТИПА

Дневное отделение - 2 ч.; очно-заочное отделение - 1 ч. Учебные вопросы.

1. Система специальных (коррекционных) учреждений для де­тей, имеющих нарушения в развитии.

2. Определение понятия «нерезко (слабо) выраженные отклоне­ния в развитии». Психолого-педагогическая характеристика де­тей с отклонениями в развитии. Организация психолого - педаго­гической и лечебной помощи детям этой категории.

3. Основные организационные мероприятия при поступлении детей с отклонениями в развитии в образовательные учреждения общего типа.

Методические рекомендации к проведению занятия

Первый вопрос занятия обсуждается в форме собеседования преподавателя со студентами. Установка к этому дается педаго­гом на предшествующем лекционном занятии. При подготовке к собеседованию студенты пользуются материалами лекционного курса и литературными источниками (с. 14, №№ 1-5 и др.). В ча­стности, преподаватель напоминает студентам современную обобщенную модель системы специального образования и меди­ко-социальной помощи детям с проблемами в развитии, ее ос­новные компоненты: лечебно-профилактическое направление, диагностическое, воспитательно-образовательное, социально-реабилитационное, коррекционно-развивающее. Им соответст­вуют основные виды государственных учреждений: специальные (коррекционпые) образовательные учреждения, лечебные учре­ждения по оказанию помощи детям с отклонениями в развитии, консультационно-диагностические учреждения (психолого-ме-дико-педагогические комиссии и консилиумы, консультационно-диагностические центры и др.), центры реабилитации и коррек­ции. На практическом занятии преподаватель более подробно знакомит студентов с основными типами специальных (коррек­ционных) учреждений: (1) учреждениями системы гособразова­ния (детские сады компенсирующего и комбинированного вида, коррекционные группы при ДОУ общего типа, логопедические пункты при общеобразовательных учреждениях, специальные школы, классы коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, центры развития ребенка с коррекционными группами и др.), (2) учреждениями системы здравоохранения (специализи­рованные стационары, отделения и группы в детских больницах и домах ребенка; система специализированных кабинетов при детских поликлиниках и др.), (3) системы социальной помощи населению (центры медико-социальной и психологической помо­щи детям и подросткам, детские дома для детей с глубокими на­рушениями интеллекта). Преподаватель обращает внимание на социально-правовой аспект деятельности специальных образова­тельных учреждений, знакомит студентов с нормативными доку­ментами, регламентирующими их деятельность (с. 14, №№ 2-5; Приложения, с.с. 266-295). Со студентами факультета дошколь­ного воспитания более подробно рассматривается вопрос: «Сис­тема специальных (коррекционных) учреждений для детей до­школьного возраста».

При рассмотрении второго вопроса определяется, дети с ка­кими отклонениями, в развитии и при каких условиях могут нахо­диться в ДОУ и школе общего назначения. Преподаватель дает обобщенную клиническую и психолого-педагогическую характе­ристику детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии (нарушения развития легкой степени тяжести), приводит приме­ры таких нарушений при различных формах отклоняющегося развития.

Категория детей с минимальными, либо парциальными на­рушениями развития полиморфна и представлена следующими категориями:

- дети с минимальными нарушениями слуха;

- дети с минимальными нарушениями зрения, в том числе с косог -лазием и амблиопией;

- дети с нарушениями речи (дислалия, стертая форма дизартрии, за­крытая ринолалия, дисфония, нарушения темпо-ритмической сторо­ны речи несудорожного характера; нарушения фонематического восприятия);

- дети с легкой задержкой психического развития (конституцио­нальная, соматогенная, психогенная);

- дети - носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряженность, тревожность, фрустрация, нарушения сна и др.) соматогенной или церебрально-органической природы (часто болеющие дети, постгравматики, аллергики, дети с компен­сированной и субкомпенсированной гидроцефалией, цереброэн-докринными состояниями);

- дети и подростки с психопатоподобными формами поведения (по типу аффективной возбудимости, истероидной психопатии, психастении и др.);

- дети с девиаытным поведением органического генеза (синдром ги­перактивности, синдром дефицита внимания);

- дети с легкими проявлениями двигательной патологии цереб­рально-органической природы;

- дети, у которых наблюдается асинхрония созревания отдельных структур головного мозга или нарушения их функционального или органического генеза (в том числе по типу минимальной мозговой дисфункции) и др. [с. 14, №5].

В ходе занятия уточняется содержание терминов-понятий: «дети, испытывающие трудности в обучении», дети «группы риска» в образовательных учреждениях; проявления «школьной дезадаптации», «психической депривации» у детей и подростков, «дети с особыми социальными (образовательными) потребностя­ми» и др. (с. 14, №№ 2,3). Затем студенты знакомятся с необхо­димыми организационными мероприятиями в отношении детей с недостатками в развитии, поступающих в ДОУ и школы общего типа. (Практическая часть настоящего пособия, с.60-63.) Препо­даватель дает необходимые пояснения и указания к данному ме­тодическому материалу, приводит примеры из практики коррек-ционно-педагогической работы с детьми.

Студентам вечернего отделения предлагается для конспекти­рования и самостоятельного изучения соответствующая литера­тура и указанный методический материал (№№ 1-3, 8, 9; Прило­жения 1-3 и др.).

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ

1. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2001.

2. Специальная педагогика / Под ред. П.М. Макаровой. М, 2002.

3. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. -М., 2001.

4. Инновации в российском образовании. Специальное (коррекцион-ное) образование. Министерство общего и профессионального образо­вания РФ.-М., 1999.

5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М., 2005.

6. Сборник нормативных документов: Специальные (коррекционные) образовательные учреждения / Сост. А.Ю. Исаков, О.Е.Грибова. - М., 2001.

7. Словарь-справочник по специальной педагогике / Сост. М.И. Ники­тина, Н.М. Назарова, Б.П. Пузанов и др. - М., 2004.

8. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу "Коррекци­онная педагогика и специальная психология" / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В. Калинникова. - М., 2001.

9. Хрестоматия по специальной педагогике / Под ред. Н.М. Назаро­вой. - М., 2002.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Дневное отделение - 2 ч; очно-заочное отделение - 1 ч.

Занятие 1-е. Учебные вопросы.

1. Основные и дополнительные методы специального психоло­гического исследования детей с нарушениями развития.

2. Особенности применения методов психологического исследо­вания при изучении познавательного развития детей с отклоне­ниями в развитии.

3. Психологическая служба, обеспечивающая работу специаль­ных образовательных учреждений.

Методические рекомендации к проведению занятия

Разбор содержания первого вопроса занятия проводится путем обсуждения подготовленных студентами докладов - сообщений, посвященных характеристике различных методов психологического исследования детей (наблюдение, эксперимент, беседа, анализ до­кументов, анализ продуктов деятельности ребенка и др.). При под-готовке своих выступлений обучающиеся могут воспользоваться методическим материалом, представленным в Практической час­ти пособия (с.с. 76-84).

С учетом материала прослушанных сообщений проходит и обсуждение второго вопроса. Основное внимание студентов об­ращается на специфику применения указанных методов при об­следовании детей, имеющих нарушения развития. Целесообраз­ным является обсуждение (в форме дискуссии) вопроса о наибо­лее адекватных методах психологического исследования детей, находящихся на различных возрастных этапах развития. При этом подчеркивается различие в соотношении (по степени и ва­риантам использования) тех или иных методов исследования в зависимости от возраста ребенка, содержания и специфики веду­щей деятельности и особенностей отмечаемого нарушения раз­вития. Преподаватель указывает на важную роль метода наблю­дения (особенно при обследовании детей дошкольного и млад­шего школьного возраста), в связи с чем на занятии подробно обсуждается вопрос о роли психологического анализа игровой и предметно-практической деятельности детей как средства диагностики нарушений развития и метода дифференциальной диагностики (уровень развития игровой и предметно-практичес­кой деятельности, обучаемость и др.).

Далее рассматривается вопрос об организации психологиче­ской службы (ПС) в системе образовательных учреждений (дет­ские сады компенсирующего вида и специальные школы, дошко­льные и школьные учреждения общего типа). [Приложения, с.304-308.] Преподаватель знакомит студентов с основными за­дачами и организацией работы психологической службы. (ПС при органах управления образованием, ПС в психолого-медико-педагогических комиссиях и консультациях, ПС в центрах пси­холого-педагогической и медико-социальной реабилитации, ПС в консультационно-диагностических учреждениях.) Рассматрива­ется также вопрос об организации работы и функциях психолого-медико-педагогического консилиума в специальном и общеобра­зовательном учреждении (Приложения, с.с. 308-312; Методиче­ская часть пособия, с.62.) Под руководством педагога обсужда­ются подготовленные студентами рефераты-сообщения на тему: "Организация и формы психологической поддержки семей, в которых воспитываются дети с проблемами в развитии".

Занятие 2-е. Учебные вопросы.

1. Организация, содержание и процедура специального психоло­гического исследования.

2. Особенности построения программы психологического иссле­дования детей с различными нарушениями развития.

3. Основные требования к составлению заключения по данным психологического исследования.

Методические рекомендации к проведению занятия

Обсуждение первого вопроса проводится после выступле­ний двух-трех студентов с краткими сообщениями по данной тематике. Преподаватель обращает внимание студентов на важ­ность каждого из этапов исследования (анализ документов, сбор психологического анамнеза и изучение сведений, полученных от родителей, психодиагностическая беседа с ребенком, тестовое психологическое обследование, анализ данных исследования, составление заключения). Совместно с преподавателем студенты обсуждают и оценивают методы, используемые на разных этапах психологического обследования.

Разбор содержания второго вопроса предусматривает озна­комление студентов с различными вариантами программы пси­хологического исследования с учетом отмечаемого нарушения развития, а также в зависимости от возраста ребенка.

В настоящее время принято выделять несколько катего­рий (типов) детей с нарушениями развития:

• Дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослыша­щие);

• Дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие);

• Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппа­рата;

• Дети с тяжелыми нарушениями речи;

• Дети с задержкой психического развития;

• Умственно отсталые дети;

• Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и на­рушениями поведения;

• Дети со сложными нарушениями развития, у которых от­мечается сочетание двух или более первичных дефектов.


Каждая категория детей имеет специфические психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при определении стратегии и тактики психолого-педагоги­ческого исследования.

Используя знания, полученные при изучении других учеб­ных курсов (возрастная и педагогическая психология, методы психологической диагностики и др.), студенты под руководством преподавателя обсуждают и анализируют методы и конкретные психодиагностические методики психологического исследования различных категорий детей с нарушениями развития (дети с сен­сорными нарушениями, дети с отклонениями в интеллектуальном развитии, дети, имеющие нарушения речи и др.).

Преподаватель дает разъяснения, касающиеся особенностей составления программы исследования детей той или иной кате­гории. Особое внимание обращается на значение качественного анализа полученных в ходе обследования данных. (См.: Методи­ческая часть пособия, с. 117.) Обучающиеся знакомятся с систе­мой качественных показателей, характеризующих предметно-практическую и интеллектуальную деятельность ребенка. Ре­зультатом совместной работы преподавателя и студентов могут стать несколько вариантов примерных программ исследования детей с различными нарушениями в развитии, которые на после­дующих практических занятиях (в том числе проводимых в кор-рекционных учреждениях) будут уточняться и дополняться по мере приобретения студентами новых знаний в рамках изучения курса.

В конце занятия студенты знакомятся с примерной схемой психолого-педагогического заключения по данным психологиче­ского обследования детей и методическими рекомендациями к его составлению (Практическая часть пособия, с. 90-92).

В качестве практического задания студентам предлагается провести (совместно со школьным психологом или психологом, работающим в ДОУ) психологическое обследование ребенка с нарушением в развитии и составить заключение по результатам исследования. Выполненные студентами задания разбираются на последующих занятиях по соответствующей тематике.

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ

1. Анастази А. Психологическое тестирование. - М., 1982. Кн.1, II.

2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патоп­сихологии. - М., 1994.

3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 2002.

4. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. - М.. 2004.

5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М., 2005.

6. Лубовский В.В. Психологические проблемы диагностики аномаль­ного развития детей. - М., 1989.

7. Основы специальной психологии /Под общей ред. Л.В.Кузнецовой. -М., 2002.

8. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонения­ми развития / Сост. и общая ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. - Спб., 2001.

9. Психолого-педагогическая диагностика /Под общей ред. И.Ю. Лев­ченко. - М., 2003.

10. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного

возраста / Под ред. Е.А.Стребелевой. - М., 1998.

И.Семаго Н.Я. Технология психологического обследования ребенка

старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду. - М., 1998.

-№2.

12. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. — М., 1995.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации