Шпоры по истории стран Европы и Америки - файл n1.docx

приобрести
Шпоры по истории стран Европы и Америки
скачать (51.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx52kb.10.06.2012 07:34скачать

n1.docx


15. Деятельность 1 и 2 Конгрессов. Принятие «Декларации Независимости».

На Первом Континентальном конгрессе, собравшемся в Филадельфии в сентябре 1774 Делегаты от Новой Англии предложили принять декларацию прав колоний и ввести экономические санкции против метрополии. Виргинская группа поддержала эти требования, но представители среднеатлантических колоний заняли более осторожную позицию. Джозеф Галлоуэй из Пенсильвании призвал конгресс одобрить план совместного управления колониями королевским генерал-губернатором и избираемым колонистами советом, наделенным всеми полномочиями британской палаты общин. После того как это предложение о создании новой имперской системы было отвергнуто с перевесом в один голос, конгресс обвинил парламент в вынашивании планов порабощения Америки и создал Континентальную ассоциацию для координации соглашений о запрете импортно-экспортных операций с метрополией. Второй Континентальный Конгресс открылся в мае 1775 г. в Филадельфии. Участники – представители плантаторов и крупной буржуазии. Под влиянием революционного подъема большинство Конгресса склонилось к разрыву с Англией. Конгресс признал своей армию, возникшую в начале войны из партизанских отрядов, назначил главнокомандующим богатого плантатора из Вирджинии Джорджа Вашингтона. Он участвовал в военных действиях против французов и индейцев и приобрел репутацию способного военачальника. Но Вашингтон был против предоставления всему народу широких политических прав и враждебно относился к демократическому движению. Английский буржуазный демократ Т. Пэйн, прибывший в 1774г. в Филадельфию, опубликовал памфлет «Здравый смысл», доказывавший абсурдность английской тирании. Пэйн горячо пропагандировал провозглашение колоний самостоятельной демократической республикой и выдвигал идею естественного равенства людей в правах. Влияние сторонников независимости усиливалось и в Конгрессе, особенно после того, как Северная Каролина и Вирджиния объявили об отделении от Англии. 4 июля 1776г Конгресс принял Декларацию Независимости. Декларация объявляла, что континентальный гнет противоречит «неотчуждаемым» правам человека на свободу, жизнь и стремление к счастью; и что восставшие колонии, объединившиеся в Соединенные Штаты Америки, являются «свободными и независимыми гос-вами». Главным автором Декларации был Томас Джефферсон, вирджинский плантатор и адвокат, буржуазный демократ, один и виднейших деятелей Американской Революции. Джефферсон разделял учение Руссо о народном верховенстве и естественном равенстве людей и внес в проект Декларации пункт об отмене рабства, что вызвало протест плантаторов и крупных капиталистов. Он стоял за свободную раздачу земель на Западе. Конгресс принял составленный им проект Декларации. После внесения в него редакционных изменений. Пункт, осуждающий рабство, был исключен. Несмотря на свою буржуазную ограниченность, Декларация Независимости была прогрессивным и революционным документом. Она провозглашала принцип народного верховенства и равенства людей в правах и право народа на свержение тирании для создания нового правительства. Впервые в истории буржуазное представительное собрание в лице Конгресса провозгласило эти революционные принципы. Но идеи Декларации о равенстве и правах людей шли гораздо дальше политических стремлений плантаторов и буржуазии, на деле не собиравшиеся представлять политические права широким массам населения. Конгресс принял Декларацию только под напором народных масс, не собираясь выполнять все ее нужды. Провозглашение Декларации подняло авторитет Конгресса в народ, и позволило буржуазии и плантаторам сохранить за собой руководящую роль в ходе северо-американской революии.

93. Внутри и внешнеполитическое развитие Франции в конце 70-х – 80-е годы ХХ в.

В конце 1969 г. президентом республики был избран Жорж Помпиду. Началась эволюция голлизма. Была ослаблена государственная регламентация социально-экономической жизни, расширилось социальное законодательство. Укрепились отношения с США. Франция больше не стала препятствовать вступлению Англии в «Общий рынок». Англия, Дания и Ирландия вступили в ЕЭС в 1973 г.

В 1974 г. после смерти Ж.Помпиду президентом был избран Валери Жискар д’Эстен. Голлисты создали свое Объединение в поддержку республики (ОПР), независимые – Союз за французскую демократию (СФД), социалистические группировки объединились в рамках Французской социалистической партии (ФСП). Завершилась перегруппировка политических сил.

70-е годы были очень сложными для экономики Франции.

В 1974-1975 г. Францию, как и другие развивающиеся страны, охватил экономический кризис. Падение производства сопровождалось инфляцией и ростом безработицы, снижением жизненного уровня населения. В конце 1979 г. Францию поразил кризис перепроизводства. Обострились внутриполитические и социальные противоречия. В 70-е годы трудящиеся вели активную борьбу за улучшение своего положения. 1 декабря 1977 г. в общественной забастовке рабочих и служащих приняли участие 5 млн. человек.

В международных отношениях Франция проводила внешнеэкономический курс, определившийся при де Голле. Много позитивного было в советско-французских отношениях. Заметную роль играла Франция в подготовке и проведении Общеевропейского совещания в Хельсинки, в укреплении разрядки международной напряженности. Активно сотрудничала с западноевропейскими странами в рамках ЕЭС. Большое внимание она уделяла и африканским делам.

С конца 1979 до середины 1981 г. во Франции Произошло обострение внутриэкономической обстановки.

Усилилась забастовочная борьба трудящихся, охватившая в 1980 г. целые районы. В связи с предстоящими президентскими и парламентскими выборами обострились все социально-экономические противоречия. В сложной политической борьбе на президентских, а затем и парламентских выборах в 1981 г. победу одержали левые силы. Президентом стал социалист Франсуа Миттеран, предложивший коммунистам войти в состав правительства. ФКП получила 4 министерских портфеля из 44. Совместная программа левых сил предусматривала значительные социально-экономические реформы в интересах большинства французов. Была осуществлена национализация 36 банков и 9 промышленных групп. Осуществилось повышение зарплаты, пособий по безработице, многодетности. Увеличились пенсии и стипендии, усиливалось налогообложение крупного капитала. Рабочая неделя была сокращена до 39 часов, а оплачиваемый отпуск продлен до 5 недель. Однако остановить инфляцию не удалось. Продолжала расти и безработица.

С 1983 г. правительство социалистов проводило политику «жесткой экономии». Она была сохранена с небольшими изменениями консерваторами в 1985–1988 г. и правительством социалистов, сформированным после выборов 1988 г. Политика «жесткой экономии» включала в себя сдерживание доходов населения, государственных расходов и регулирования кредитно-денежной сферы – сначала путем административных запретительных мер, а затем за счет поддержки конкуренции на рынках труда, товаров и денег.

В конце 80-х годов французское правительство объявило о массовой приватизации предприятий, банков и страховых компаний. Один из путей приватизации – выкуп предприятий его работниками. За 1989 – 1992 г. было выкуплено около четверти всех предприятий с числом занятых от 500 до 1 тыс. человек.

94. Внутри и внешнеполитическое развитие Франции в конце ХХ – начале ХХI в.в.

В начале 90х гг во внешней политике значительно активизировались

связи с США. Франция наращивала свои вооруженные силы, особенно ядерные, отказалась от полного прекращения ядерных испытаний. Первостепенное внимание Франция уделяла европейским делам, укрепляя отношения с ФРГ, Англией. Сложными и непоследовательными были отношения с СССР.

В 1993 г. на выборах в Национальное собрание правые получили абсолютное большинство мест в парламенте. Никогда еще в послевоенной истории Франции левые силы не терпели такого поражения.

Левые силы после такого крупного поражения не смогли выйти

из затяжного кризиса. На президентских выборах в мае 1995 г. победу одержал Ж.Ширак, который заявил, что основными приоритетами внутренней политики будут: борьба с безработицей, преодоление раскола общества на благополучных и обездоленных. Во внешней политике главной целью его деятельности будет вернуть Франции роль «мотора» в Европейском Союзе и «маяка свободы» для всего мира. Новое правительство выразило намерение сокращать дефицит государственного бюджета. Одновременно было запланировано увеличить расходы на повышение занятости. В 1996 г. принят долгосрочный план занятости и начато его осуществление в оговоренных зонах. Наряду с мероприятиями правительства парламент принял ряд законов о поощрительных выплатах частным предпринимателям за наем молодежи на работу и за возвращение на работу сокращенного персонала. В 1996 г. увеличились темпы роста ВВП, капиталовложений, личного потребления.

На парламентских выборах 1997 г. победу одержала ФСП. Левое большинство национального собрания и лидер ФСП Л.Жоспен продолжают курс «третьего пути» развития Франции, пытаясь обеспечить и экономическую эффективность и сократить социальное неравенство в обществе, что, впрочем, во Франции активно осуществляется.

На рубеже ХХ и ХХI в. Франция входит в группу наиболее развитых государств по всем важнейшим показателям. Она занимает 5-е место в мире по душевому ВВП, 5-е – по удельному весу в мировом промышленном производстве. Франция находится на 4-м месте по доле в мировом экспорте, сделав ставку на наукоемкое производство. Франция обладает многими передовыми технологиями (робототехника, новейшие средства связи, производство новых материалов, биотехнологии, атомная энергетика, микроэлектроника и др.).

В ходе прошедшего 6 мая второго тура президентских выборов во Франции победу одержал кандидат от правой партии «Союз за народное движение» Николя Саркози. Будучи на посту министра внутренних дел, Саркози был известен как жесткими заявлениями в отношении иммигрантов, являющихся преимущественно выходцами из арабо-мусульманских стран, так и жесткими действиями, особенно продемонстрированными в ходе подавления беспорядков во Франции в ноябре 2005 г Теперь со сменой политического руководства в Париже может измениться и вектор внешней политики Франции. Сам Николя Саркози еще во время предвыборной кампании неоднократно заявлял, что намерен сблизиться с США в решении международных проблем Исходя как из предвыборной программы, так и последующих заявлений самого Николя Саркози, Париж, по крайней мере на первых порах, будет склоняться к более произраильскому вектору во внешней политике.


32. Второй этап Великой Французской Революции

10 августа 1792 г. произошло народное восстание, которое возглавила Парижская коммуна. Начался второй этап революции. Парижская коммуна стала в этот период органом парижского городского самоуправления, а в 1793-1794 гг. была важным органом революционной власти. Ее возглавляли П.Г. Шометт (1763-1794), Ж.Р. Эбер (1757-1794) и др. Коммуна закрыла многие монархические газеты. Ею были арестованы бывшие министры, отменен имущественный ценз; все мужчины, достигшие 21 года, получили избирательные права.
Под руководством Коммуны толпы парижан начали готовиться к штурму дворца Тюильри, в котором находился король. Не дожидаясь штурма, король вместе с семьей покинул дворец и пришел в Законодательное собрание.
Вооруженный народ захватил дворец Тюильри. Законодательное собрание приняло постановление об отрешении короля от власти и созыве нового верховного органа власти – Национального конвента (собрания). 11 августа 1792 г. во Франции была фактически ликвидирована монархия.
Для суда над «преступниками 10 августа» (сторонниками короля) Законодательное собрание учредило Чрезвычайный трибунал.
20 сентября произошло два важнейших события. Французские войска нанесли первое поражение войскам противника в битве при Вальми. В тот же день в Париже открылось новое, революционное Собрание – Конвент.
На этом этапе революции политическое руководство перешло к жирондистам, представляющим преимущественно республиканскую торговопромышленную и земледельческую буржуазию. Лидерами жирондистов были Ж.П. Бриссо (17541793), П.В. Верньо (1753-1793), Ж.А. Кондорсе (1743-1794). Они составляли в Конвенте большинство и являлись правым крылом в Собрании. Им противостояли якобинцы, составлявшие левое крыло. Среди них были М. Робеспьер (1758-1794), Ж.Ж. Дантон (1759-1794), Ж.П. Марат (1743-1793). Якобинцы выражали интересы революционнодемократической буржуазии, выступавшей в союзе с крестьянством и плебейством.
Между якобинцами и жирондистами развернулась острая борьба. Жирондисты были удовлетворены результатами революции, выступали против казни короля и противодействовали дальнейшему развитию революции.
Якобинцы считали необходимым углубить революционное движение.
Но два декрета в Конвенте были приняты единодушно: о неприкосновенности собственности, об упразднении монархии и установлении Республики.
21 сентября во Франции была провозглашена Республика (Первая Республика). Девизом Республики стал лозунг «Свобода, равенство и братство».
Вопросом, волновавшим тогда всех, была судьба арестованного короля Людовика XVI. Конвент решил судить его. 14 января 1793 г. 387 депутатов Конвента из 749 проголосовали за придание короля смертной казни. Один из депутатов Конвента Барер так объяснил свое участие в голосовании: «Этот процесс является актом общественного спасения или мерой общественной безопасности...» 21 января Людовик XVI был казнен, в октябре 1793 г. казнена королева Мария-Антуанетта.
Казнь Людовика XVI послужила поводом для расширения антифранцузской коалиции, в которую вошли Англия и Испания. Неудачи на внешнем фронте, углубление экономических трудностей внутри страны, рост налогов все это пошатнуло позиции жирондистов. В стране усилились волнения, начались погромы, убийства, а 31 мая – 2 июня 1793 г. произошло народное восстание.

91. Внутри и внешнеполитическое развитие Франции в конце 50-х – начале 70х гг.

В послевоенной истории Франции выделяют три периода: временный режим (1944–1946 г.), Четвертая республика (1946–1958 г.) и Пятая республика (с 1958 г.).

Пятая республика. В сентябре 1958 г. был проведен референдум, на котором французы одобрили конституцию, разработанную де Голлем. В ней содержались кардинальные изменения формы государственного правления. В соответствии с конституцией Франция становилась президентской республикой. Президент, избираемый на 7 лет всеобщим голосованием, наделялся широкими полномочиями. Он являлся главой государства, главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами. Власть президента и правительства была

значительно расширена, парламента – урезана. В ноябре 1958 г.были проведены выборы в парламент. Ведущей политической партией стал деголлевский Союз за новую республику (ЮНР). 21 декабря 1958 г. де Голль был избран Президентом Франции. Внутренняя и внешняя политика де Голля. Стремясь восстановить величие Франции, де Голль хотел создать сильное в экономическом отношении государство с независимой внешней политикой. Понимая, что колониализм уходит в прошлое, он предоставил в 1960 г. независимость почти всем африканским

колониям. С Алжиром дело обстояло гораздо сложнее. Продолжение войны обостряло экономические проблемы, отрицательно сказывалось на уровне жизни большинства французов. Трудящиеся требовали покончить с грязной войной. Несмотря на начавшийся террор «Организации тайной армии» (ОАС), Франция в 1960 г. подписала соглашение с Временным правительством Алжира о предоставлении Алжиру независимости. Это означало окончательный распад колониальной империи Франции. В 60-е годы продолжалась модернизация французской экономики. Существенно изменилась ее структура. Проходила реконструкция традиционных отраслей хозяйства. Особенно быстрыми темпами развивались современные отрасли, определяющие НТП. В целом за десятилетие (1956 – 1966 г.) объем промышленного производства вырос более чем на 60%. Завершилась модернизация сельского хозяйства. Франция превращалась в крупного экспортера промышленной и сельскохозяйственной продукции. Под воздействием НТР изменялась социальная структура французского общества. Материальное положение французских трудящихся значительно улучшилось. Изменения наблюдались и во внешней политике страны. Франция создала собственное ядерное оружие. Она вышла из военной организации НАТО. Значительно расширились всесторонние связи с ЕАР и странами Восточной Европы. Франция осудила действия США в Индокитае.

В конце 60-х годов Пятую республику постиг кризис. Жесткая регламентация государства вызвала недовольство многих слоев французского общества. В мае 1968 г. в Париже начались студенческие демонстрации. После жестокой расправы над студентами трудящиеся провели забастовку солидарности, в которой участвовали около 10 млн. человек. Эти события резко ослабили режим и личный престиж президента. В апреле 1969 г. проходил референдум по двум непопулярным законопроектам. Большинство избирателей не поддержали президента. Де Голль вынужден был уйти в отставку. Через полтора года он умер.

31. Первый этап Великой Французской буржуазной революции.

В истории Великой французской революции выделяют три этапа; первый – 14 июля 1779 – 10 августа 1792; второй – 10 августа 1772 – 2 июня 1793; третий, высший этап революции – 2 июня 1793 – 27/28 июля 1794 года.
На первом этапе революции власть захватили крупная буржуазия и либеральное дворянство. Они выступали за конституционную монархию. Среди них руководящую роль играли М. Лафайет (1757-1834), А. Барнав (1761-1793), А. Ламет. В сентябре 1791 г. Людовик XVI подписал выработанную Учредительным собранием конституцию, после чего в стране установился режим конституционной монархии; Учредительное собрание разошлось, и начало работать Законодательное собрание.
Глубокие общественные потрясения, происходившие в стране, усилили трения между революционной Францией и монархическими державами Европы. Англия отозвала из Парижа своего посла. Российская императрица Екатерина II (1729-1796) изгнала французского поверенного Жене. Испанский посол в Париже Ириарте потребовал свои верительные грамоты обратно, а испанское правительство начало военные маневры вдоль Пиренеев. Был отозван из Парижа посол Голландии.
Австрия и Пруссия заключили между собой союз и объявили, что воспрепятствуют распространению всего того, что угрожает монархии во Франции и безопасности всех европейских держав. Угроза интервенции вынудила Францию первой объявить войну против них.
Война началась с неудач для французских войск. В связи с тяжелым положением на фронте Законодательное собрание провозгласило: «Отечество в опасности». Весной 1792 г. молодой саперный капитан, поэт и композитор Клод Жозеф Руже де Лиль (1760-1836) в порыве вдохновения за одну ночь написал знаменитую «Марсельезу», ставшую впоследствии французским национальным гимном. Вопросы к экзамену по Европе и Америке:

  1. Реформация в Германии. Деятельность М. Лютера.

  2. Реформация в Центральной Европе. Кальвинизм и цвинглианство.

  3. Контрреформация.

  4. Раннебуржуазная революция в Нидерланадах.

  5. Сравнительный анализ политнко - экономической развитие Англии и Нидерландов
    в XVII.

  6. Политике - экономическое развитие Франции в XVII.

  7. Политике - экономическое развитие Северной, Центральной и Восточной Европы
    в XVII в.(общая характеристика).

  8. Политико-экономическое развитие Южной Европы (Испания, Юго-Западная
    Германия, Северная Италия) в XVII в.(общая характеристика).

  9. Предпосылки Английской буржуазной революции.

  10. Начальный период Английской буржуазной революции (1640 -1649 гг.)

  11. Индепендентская республика в Англии.(1649 -1653 гг.)

  12. Военная диктатура О. Кромвеля ( 1653 -1657 тт.).

  13. Реставрация Стюартов и Славная революция 1688 г.

  14. Предпосылки войны за независимость в Северной Америке.

  15. Деятельность Первого и Второго Континентального конгрессов. Принятие
    «Декларации независимости».

  16. Война за независимость США (1775 - 1783 г.)

  17. Принятие конституции США.

  18. Внутриполитическое и социально - экономическое развитие США в преддверии
    Гражданской войны.

  19. Предпосылки Гражданской войны в США.

  20. Гражданская война в США (1861 - 1865 гг.)

  21. Итоги войны Гражданской войны в США. Период Реконструкции.

  22. Внешнее и внутриполитическое развитие США в начале XX в.

  23. Эра «просперити».

  24. Великая депрессия и «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта.

  25. США в годы Второй мировой войны.

  26. Социально - экономическое и внутриполитическое развитие США: 1945 -1963 гг.

  27. Социально - экономическое и внутриполитическое развитие США в период 60 ^ х
    -80хгг. XX в.

  28. Политика Р. Рейгана и рейгономика.

  29. Социально - экономическое и внутриполитическое развитие США на рубеже XX
    XXI веков.

  30. Причины Великой Французской Буржуазной революции.

  31. Первый этап Великой Французской Буржуазной революции. (1789 -1792 гг.)

  32. Второй этап Великой Французской Буржуазной революции. Национальный
    Конвент. Казнь короля.

  33. Якобинская диктатура. Политико-экономические мероприятия якобинцев.

  34. Контрреволюционный переворот 9 термидора: причины и итоги.

  35. Послевоенное социально - экономическое и внутриполитическое развитие
    развитие Канады: 1945 -1967 гг.

  36. Основные вехи внутри и внешнеполитическое развитие Канады в «эру Трюдо».

  37. Социально - экономическое и внутриполитическое развитие Канады в 90 - е годы.

  38. Внутри и внешнеполитическое развитие Канады на современном этапе.



  1. Борьба за независимость Лат. Америки в первой трети 19 века.

  2. Социально - экономические мероприятия правительства Л. Карденаса в Мексике.

  3. Вторая мировая война и основные тенденции развития стран Латинской Америки.

  4. Характеристика национал - реформистских течений в Лат. Америке в 40 - 50 е гг.XX в.

  5. Социально — экономические мероприятия правительства К Перона в Аргентине
    1946-1955 гг.

  6. Идеология перонизма: история и современность.

  7. Правление Ж.. Варгаса в Бразилии.

  8. Социально - экономическое и внутриполитическое развитие Кубы в конце 40-50
    е годы XX в.

  9. Кубинская революция 1959 г.

  10. Социально - экономическая модель развития Кубы в послереволюционный период.

  11. Левонационалистические военные режимы в Лат. Америке в 60 - 70 - е. гг. XX в.
    (общая характеристика).

  12. Правительство «Народного единства» в Чили: 1970 -1973 гг.

  13. Чили в годы диктатуры Пиночета.

  14. Социально - экономическое развитие Чили в демократический период.

  15. Военные режимы в Лат. Америке 70 - 80 - х гг. XX в. и модернизация.

  16. Куба в условиях «особого периода социализма».

  17. Неолиберальный вариант модернизации в Лат. Америке в 90 - е гг. (общая
    характеристика).

  18. Левонационалистические режимы в Лат. Америке в конце 90 - х гг. XX – начале XXI в. (общая характеристика).

  19. Общие тенденции развития стран Лат. Америке в конце XX - начале XXI в.

  20. Англо - аргентинские противоречия. Фолклендский кризис.

  21. Фашизм: общие черты и особенности развития.

  22. Установление фашистского режима в Италии (1919-1922 г.)

  23. Социально - экономические и внутриполитические мероприятия режима Б.
    Муссолини (1922 - 1939 гг).

  24. Внешняя политика Италии в 30 - е гг. XX в.

  25. Крах Веймарской республики и приход Гитлера к власти в Германии (1929 -1933
    гг.)

  26. Окончательное оформление фашистской диктатуры в Германии( 1933 -1937 гг).

  27. Социально - экономические мероприятия фашистского режима в Германии.

  28. Политико - экономическое развитие Испании в 20 - 30 е гг. XX в.

  29. Гражданская война в Испании ( 1936 -1939 гг.)

  30. Социально - экономическое и внутриполитическое развитие европейских
    государств в период «стабилизации капитализма».

  31. Основные тенденции идейно - политического развития Европы в 20 - е - начале 30
    х гг. XX в.

  32. Экономический кризис 1929 —1933 гг в Европе и поиски путей выхода из него.

  33. План Маршалла.

  34. Начало интеграционных процессов в Европе в послевоенный период.

  35. Основные тенденции в социально - экономическом и внутриполитическом
    развитии стран Зал. Европы в конце 40 - начале 50-х гг. XX в.

  36. Внутри и внешнеполитическое развитие стран Восточной и Юго-Восточной
    Европы в послевоенное время.

  37. Внутри и внешнеполитическое развитие стран Восточной и Юго-Восточной
    Европы в конце 40 — 50 е гг. XX в.

  38. Внутри и внешнеполитическое развитие стран Восточной и Юго-Восточной
    Европы в конце 50-х - 70-х гг. XX в.

  39. События в Чехословакии 1968 г.

  40. Внутри и внешнеполитическое развитие стран Восточной и Юго-Восточной
    Европы в конце 70-х- 80- гг. XX в.

  41. Демократические революции в странах Восточной и Юго-Восточной Европы в
    конце 80-х - начале 90-х гг. XX в.

  42. Внутри и внешнеполитическое развитие Великобритании в конце 50- - 60-х тт.
    XX в.

  43. Социально - экономическое и внешнеполитическое развитие Великобритании в
    конце 60-х - 70-х гг. XX в.

  44. Великобритания при М. Тэтчер.

  45. Проблема Ольстера во внутренней политике Великобритании: 1921 — конец XX в.

  46. Внутри и внешнеполитическое развитие Великобритании после Тэтчер: начало 90-х гг. -2007 гг.

  47. Внутри и внешнеполитическое развитие ФРГ в50-е-60-егг. XX в.

  48. Внутри и внешнеполитическое развитие ФРГ при социал-демократическом
    правительстве: 1969 -1982 гг.

  49. Внутри и внешнеполитическое развитие ФРГ в 80 - 90 - е гг. XX в.

  50. Смена политического режима в ГДР и объединение Германии.

  51. Внутри и внешнеполитическое развитие Германии после объединения.

  52. Провозглашение 5 республики во Франции. Алжирский вопрос и Эвианские
    соглашения.

  53. Внутри и внешнеполитическое развитие Франции в конце 50-х - начале 70-х гг.
    XX в.

  54. «Красный май» 1968 г. во Франции.

  55. Внутри и внешнеполитическое развитие Франции в конце 70-х - 80-е гг. XX в.

  56. Внутри и внешнеполитическое развитие Франции в конце XX - начале XXI вв.

10 августа 1792 г. произошло народное восстание, которое возглавила Парижская коммуна. Начался второй этап революции.


33. Якобинская диктатура. Политико-экономические мероприятия якобинцев.

Казнь Людовика XVI послужила поводом для расширения антифранцузской коалиции, в которую вошли Англия и Испания. Неудачи на внешнем фронте, углубление экономических трудностей внутри страны, рост налогов все это пошатнуло позиции жирондистов. В стране усилились волнения, начались погромы, убийства, а 31 мая – 2 июня 1793 г. произошло народное восстание.
С этого события берет отсчет третий, высший этап Революции. Власть перешла в руки радикально настроенных слоев буржуазии, опиравшейся на основную часть городского населения и крестьянство. В этот момент народные низы имели наибольшее воздействие на власть. Для спасения революции якобинцы считали необходимым введение чрезвычайного режима – в стране оформилась якобинская диктатура.
Непременным условием якобинцы признавали централизацию государственной власти. Конвент остался высшим законодательным органом. В его подчинении находилось правительство из 11 человек – Комитет общественного спасения во главе с Робеспьером. Был укреплен Комитет общественной безопасности Конвента для борьбы с контрреволюцией, активизировались революционные трибуналы.
Положение нового правительства было тяжелым. Бушевала война. В большинстве департаментов Франции, особенно Вандее, шли мятежи.
Летом 1793 г. молодой дворянкой Шарлоттой Корде был убит Марат, что оказало серьезное влияние на ход дальнейших политических событий.
Важнейшие мероприятия якобинцев. В июне 1793 г. Конвент принял новую конституцию, в соответствии с которой Франция объявлялась единой и нераздельной Республикой; закреплялись верховенство народа, равенство людей в правах, широкие демократические свободы. Отменялся имущественный ценз при участии в выборах в государственные органы; все мужчины, достигшие 21 года, получили избирательные права. Осуждались завоевательные войны. Эта конституция была самой демократичной из всех французских конституций, однако ее введение было отсрочено изза чрезвычайного положения в стране.
Комитет общественного спасения провел ряд важных мер по реорганизации и укреплению армии, благодаря чему в довольно короткие сроки Республике удалось создать не только многочисленную, но и хорошо вооруженную армию. И к началу 1794 г. война была перенесена на территорию неприятеля. Революционное правительство якобинцев, возглавив и мобилизовав народ, обеспечило победу над внешним врагом – войсками европейских монархических государств – Пруссии, Австрии и др.
В октябре 1793 г. Конвент ввел революционный календарь. Началом новой эры объявлялось 22 сентября 1792 г. – первый день существование Республики. Месяц делился на 3 декады, месяцы получили название по характерной для них погоде, растительности, плодам или сельскохозяйственным работам. Воскресные дни упразднялись. Вместо католических праздников вводились праздники революционные.
Однако союз якобинцев держался необходимостью совместной борьбы против иностранной коалиции и контрреволюционных мятежей внутри страны. Когда на фронтах была одержана победа и подавлены мятежи, опасность реставрации монархии уменьшилась, начался откат революционного движения. Среди якобинцев обострились внутренние разногласия. Так, Дантон с осени 1793 г. требовал ослабления революционной диктатуры, возврата к конституционному порядку, отказа от политики террора. Он был казнен. Низы требовали углубления реформ. Большая часть буржуазии, недовольной политикой якобинцев, проводивших ограничительный режим и диктаторские методы, перешла на позиции контрреволюции, увлекая за собой значительные массы крестьян.
Так поступали не только рядовые буржуа, в лагерь контрреволюции влились и вожди Лафайет, Барнав, Ламет, а также жирондисты. Якобинская диктатура все больше лишалась народной поддержки.
Используя террор как единственный метод разрешения противоречий, Робеспьер подготовил собственную гибель и оказался обреченным. Страна и весь народ устали от ужаса якобинского террора, и все его противники объединились в единый блок. В недрах Конвента созрел заговор против Робеспьера и его сторонников.
9 термидора (27 июля) 1794 г. заговорщикам Ж. Фуше (1759-1820), Ж.Л. Тальену (1767-1820), П. Баррасу (1755-1829) удалось совершить переворот, арестовать Робеспьера, низвергнуть революционное правительство. «Республика погибла, настало царство разбойников», – таковы были последние слова Робеспьера в Конвенте. 10 термидора Робеспьер, СенЖюст, Кутон и их ближайшие сподвижники были гильотированы.

39. Борьба за независимость Лат. Америки в первой трети 19 века.

Колонизация стран Латинской Америки, сопровождавшаяся безудержным насилием и разграблением их богатств метрополиями, вызывала сопротивление коренного населения индейцев, метисов, креолов. Между тем в колониях развивалась, хотя и медленными темпами, промышленность, торговля и формировался господствующий слой помещики, торговцы и священнослужители. Помещики и торговцы возмущались произволом колониальных чиновников, налогами и запретом вести торговые связи с другими странами. Лишенные земли крестьяне являлись поденщиками, облагаемыми тяжелей данью. В колониях не прекращалась борьба коренного населения, а также рабов против колонизаторов. Цели борьбы участников во многом не совпадали, однако стремление сбросить чужеземный гнет объединяло их.

ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ ИСПАНСКИХ КОЛОНИЙ В АМЕРИКЕ началась восстаниями в основных административных центрах — Каракасе, Буэнос-Айресе, Боготе и др. Патриоты одержали крупные победы в Венесуэле, Мексике и Ла-Плате. Однако к кон. 1815 испанцам удалось почти повсеместно восстановить свое господство. С 1816 в Южной Америке начался новый подъем освободительного движения. В течение 1817-18 отряды Боливара освободили значительную часть Венесуэлы. Этому способствовали отмена рабства (1816), декреты о конфискации имущества испанской короны и роялистов, о наделении землей солдат освободительной армии и присоединение к ним многих бывших рабов. Созванный 15 февраля 1819 Национальный конгресс вновь декларировал независимость Венесуэлы, после чего войска Боливара перешли через Анды вступили в Боготу, завершив освобождение большей части Новой Гранады. В декабре 1819 конгресс принял Основной закон, предусматривавший объединение Венесуэлы, Новой Гранады и Кито (ныне Эквадор) в федеративную республику Колумбию. Нанеся поражение испанским войскам при Карабобо, патриоты завершили разгром их главных сил в Венесуэле. 30 августа 1821 Учредительное собрание приняло конституцию Колумбии, провозгласившую полную независимость, и избрало президентом Боливара. В октябре колумбийцы овладели последним укреплением врага на побережье Новой Гранады — Картахеной, а в ноябре была очищена от противника Панама. В мае 1822 к Колумбии присоединилась территория Кито.

Войска под руководством Сан-Мартина освободили от испанского господства в 1816 Ла-Плату, в 1818 Чили, в 1821 Нижнем Перу. В 1821 было ликвидировано испанское господство в Мексике, в 1824-26 под руководством А. Сукре разбиты последние испанские гарнизоны в Верхнем Перу. В результате войны все испанские колонии в Америке, кроме Кубы и Пуэрто-Рико, получили независимость.

Итогом освободительных войн первой четверти XIX в. в Латинской Америке стало образование независимых государств. По своему характеру эти войны явились незавершенными буржуазными революциями, которые не разрешили многие стоящие перед ними вопросы, в тем числе земельный. Помещики сохранили огромные поместья и политическую власть. В ряде стран до середины 50х гг. XIX в. продолжало существовать рабство, а в Бразилии – вплоть до 80х гг. Все это тормозило капиталистическое развитие стран Латинской Америки, но национально-освободительное движение расширялось.


38. Внутри и внешнеполитическое развитие Канады в 90-е годы.

Черты канадской экономики: высокая степень "открытости", преимущественная ориентация хозяйственных связей на США. Как и во многих прочих западных странах в Канаде после длительного периода усиления государственного вмешательства в экономику, в 1980-е и 1990-е годы произошел обратный сдвиг в соотношении сил между государством и рынком, активно развернулись процессы приватизации и дерегулирования. В целом в конце 20 — начале 21 веков в экономической политике значительно усилился курс на поддержку частного предпринимательства и развития новых, разнообразных форм взаимодействия (партнерства) государства с бизнесом.. Однако после достижения финансовой стабилизации, создания жестких механизмов контроля над ростом государственных расходов, перехода к более широкому, чем прежде, использованию налоговых инструментов регулирования, с конца 1990-х годов канадское правительство возвращается к самому активному участию в развитии некоторых "стратегически важных" в социально-экономическом отношении сфер. В числе основных направлений деятельности государства, куда направлялась подавляющая доля бюджетных профицитов в 1999—2003 гг. и где планируется быстрый рост ассигнований до конца текущего десятилетия — развитие научно-технического потенциала и стимулирование инновационной деятельности, модернизация систем высшего образования и здравоохранения, поддержка семей с детьми.

Внешняя политика Канады имеет ясно выраженный глобальный характер. В Оттаве полагают, что этого требует глобальный характер канадских внешнеэкономических связей и таких угроз международному миру и стабильности, как распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, бедность, терроризм и т. п. Наиболее значимым элементом внешней политики Канады и одной из ее наиболее заметных "ниш" в системе международных отношений является миротворчество. Высокий рейтинг Канады в мире и среди развивающихся стран во многом обеспечили ее инициативы и участие в операциях ООН по поддержанию мира (ОПМ).Данная политика привела к уникальному результату, позволив Канаде стать основателем и активным членом практически всех важнейших международных и многих региональных организаций, таких, как ООН, ЮНЕСКО, Содружество, Франкофония, МВФ (Международный валютный фонд), ВТО (Всемирная торговая организация), ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), ОАГ (Организация американских государств) и др. Канада была первой страной, предложившей в конце 1991 г. ввести силы по поддержанию мира под эгидой ООН в бывшую Югославию, высказалась за многостороннюю акцию под флагом ООН в связи с военным переворотом на Гаити в сентябре 1991 г., играла ведущую роль в подготовке акции по оказанию помощи руандийским беженцам в Заире в октябре-ноябре 1996 г. К "козырям" Канады в деле урегулирования конфликтов можно отнести и тот факт, что она входит в число крупных международных финансовых доноров. Выделяя значительные средства на программы помощи различным странам и являясь членом Парижского клуба, Канада выступает с идеей списания долгов с наиболее бедных государств. Во второй половине 1990 гг. новой особенностью канадской внешней политики стал настойчивый перенос акцента на "безопасность личности" при широком толковании понятия "безопасность", включающем теперь устранение не только военных, но и невоенных угроз — бедности, терроризма, распространения наркотиков и т.п. В качестве примеров можно привести претензии канадских правозащитников к нарушениям прав человека в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности, в Китае.

Либеральная партия (ЛП) Правящая партия Канады (1992-2005 гг.). Лидер партии — бывший премьер-министр Канады Жан Кретьен. Выражает интересы основных соц. слоев канадского общества, большинства его среднего класса. Основой программы ЛП является защита свободного предпринимательства в сочетании с активной регулирующей ролью государства, курс на поддержку отечественного бизнеса при сохранении социальных гарантий малообеспеченным группам населения. Консервативная партия Канады (КПК) выступает за сокращение налогов (особенно, на фирмы и прибыли) и государственного долга, за бездефицитный бюджет, "более эффективное" правительство и "более ответственную" социальную политику, а также за укрепление традиционных семейных, политических и нравственных ценностей. В сфере государственного устройства консерваторы выступают за введение выборов в Сенат и системы пропорционального голосования на выборах в Палату общин, за использование практики народных референдумов и т.д. Лидер КПК — Стивен Харпер. На состоявшихся 23 января 2006 г. внеочередных парламентских выборах КПК одержала победу. За консерваторов в общенациональном масштабе проголосовало 36,3% избирателей, что принесло им 124 из 308 мест в Палате общин и возможность сформировать правительство меньшинства. Либералы (ЛП), до этого безраздельно правившие страной почти 13 лет, получили 103 места. В чём причины поражения либералов? Главное – это усталость избирателей от их чересчур долгого правления. Либералы находились у власти бoльшую часть ХХ века. Политические аналитики теряются в догадках, каким может быть правление С. Харпера. В области внутренней политики наиболее спорным моментом признаётся концепция "открытого федерализма". Что касается внешней политики, то восхищение перед США, свойственные С. Харперу, намного превосходят то, что испытывает к этой стране большинство канадского населения. Вместе с тем маловероятно, что приход к власти в Канаде консерваторов будет означать начало медового месяца в двусторонних отношениях.

89. Внутри и внешнеполитическое развитие Германии после объединения.

1990 г. стал особым годом для Германии. Объединение двух Германий остро поставило проблему преодоления отсталости бывшей ГДР. Рыночные преобразования в Восточной части Германии финансировались в основном за счет Западной. В 1990 – 1992 г.перевод средств из Западной в Восточную Германию превысил 200 млрд. марок. В 1994 г. в Германии проходили выборы на всех уровнях. Коалиция христианских демократов и либералов по-прежнему осталась у власти. Начиная с 1982 г., осуществляется либерально-консервативный политический курс. СДПГ осталась ведущей оппозиционной партией. Несмотря на то, что темпы развития экономики в 1992–1995 г. не столь высоки, как ранее, ФРГ является одной из ведущих экономических держав мира. В стране осуществляется сильная государственная социальная политика. Граждане ФРГ чувствуют себя достаточно защищенными. Однако их беспокоит высокая устойчивая безработица. В январе 1997 г. число безработных в Германии достигло 4,7 млн. человек, что составило11,3% трудоспособного населения. Это рекордный показатель безработицы за всю историю ФРГ. 27 сентября 1998 г. в ФРГ состоялись очередные парламентские выборы. Победу одержала СДПГ. Главный лозунг Избирательной кампании – «обновление и справедливость». В союзе с СДПГ выступила партия «Союз 90/зеленые» и было сформировано «красно-зеленое» коалиционное правительство. Правительство Герхарда Шрёдера осуществляло глубокое реформирование экономики и социальной сферы: создание наиболее благоприятных условий для предприятий, поддержка малого и среднего бизнеса, что приводит к сокращению безработицы. Идет перестройка финансовой системы, реформирование пенсионной системы, медицинского и социального страхования. На рубеже столетий Германия добилась ощутимых результатов в социально-экономическом и научно-технологическом развитии. Германия обладает самым мощным экономическим потенциалом в Европе и занимает третье место в мире после США и Японии по объему ВВП. Налицо успехи Германии в социальном и культурном отношении. Все это создает новое качество жизни, отвечающее вызовам XXI века. 22 ноября 2005 г. Германский Бундестаг избрал Ангелу Меркель федеральным канцлером Федеративной Республики Германия. Она возглавляет «большую коалицию» в составе ХДС/ХСС и СДПГ. Ангела Меркель – первая женщина во главе германского федерального правительства. Федеральное правительство поставило перед собой цель санировать госбюджет и сократить госдолг. Перед этим с помощью 25-миллиардной инвестиционной программы должен быть дан новый импульс экономике. Еще одна главная тема «большой коалиции» - сокращение безработицы. В политической повестке дня намечены также реформа федеративного устройства страны, налоговая реформа и реформа систем социальной защиты.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации