Коровина С.В., Феклина О.Б. и др. Методические материалы для студентов заочной формы обучения - файл n1.doc

приобрести
Коровина С.В., Феклина О.Б. и др. Методические материалы для студентов заочной формы обучения
скачать (169.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1100kb.26.10.2003 20:09скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Министерство образования Российской Федерации

Уфимский государственный авиационный технический университет

КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Комплект учебно-методических материалов

для студентов заочной формы обучения


Уфа 2003

Министерство образования Российской Федерации

Уфимский государственный авиационный технический университет

Кафедра истории Отечества и культурологии

КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Комплект учебно-методических материалов

для студентов заочной формы обучения


Уфа 2003

Составители: С. В. Коровина, О. Б. Феклина, А. М. Шаяхметова, Л. А. Ширяев


УДК 651 (07)

ББК 65.050.2 (я7)

Культурология: комплект учебно-методических материалов для студентов заочной формы обучения / Сост. С. В. Коровина, О. Б. Феклина, А. М. Шаяхметова, Л. А. Ширяев. – Уфа: Изд-во УГАТУ, 2003. – 133 с.
Предлагаемый комплект включает программу курса «Культурология», планы лекций и семинарских занятий, материалы для контроля и самопроверки знаний по предмету, тематику контрольных работ и методические указания по их выполнению, рекомендуемую литературу к контрольным работам, экзаменационные вопросы.

Учебно-методический комплект предназначен для студентов-заочников всех специальностей УГАТУ.

Рецензент:


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 4

Рабочие программы по культурологии для заочников 7

Тестер для входного контроля знаний
по курсу «культурология» 8

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА 13

Планы лекций по культурологии (по выбору) 20

ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ ПО КУЛЬТУРОЛОГИ (по выбору) 46

Рекомендации студенту по выполнению контрольных работ по культурологи 64

Основная тематика контрольных работ по культурологии 72

Общая тематика контрольных работ 85

Словарь культурологических терминов 88

Вопросы для зачета по дисциплине «Культурология» 121

Тестер для выходного контроля знаний
по курсу «культурология» 121

Заключение 133



Предисловие


Культурологический подход в настоящее время становится одним из наиболее перспективных при изучении общества. Он дает системный взгляд на социум, его главную движущую силу и конечный продукт – личность, позволяет комплексно и c гуманистических позиций оценить различные стороны общественной жизни: экономику, общественное сознание и психологию, социальную организацию, коммуникативную и нормативную сферы. Именно недооценка культуры, гипертрофия “объективных” экономических, социально-классовых, технократических подходов и соответствующая политика с дополняющим идеологическим обеспечением в огромной степени явились и всеобъемлющего кризиса современной России.

Отсюда возникают задачи образования – обеспечить преемственность в преподавании гуманитарных наук с пониманием решающей роли культуры в социуме, имея в виду, что для мировых центров образования характерен именно культурологический (антропологический) подход к изучению общества.

Проблема подлинной демократизации жизни, подъема материальной и духовной культуры, нравственности, развития личности, реализации творческого потенциала людей, преодоления их ограниченности, да и просто невежества, воспитания подлинного общения, ответственного отношения к труду, зрелого экологического сознания – все это невозможно вне русла общечеловеческой культуры, мирового цивилизационного процесса.

В настоящее время культурологическая подготовка призвана по мере возможности восполнять недостаточность школьного обучения и отсутствие традиций классического гуманитарного образования.

Культурологическое образование призвано готовить молодежь к целостному пониманию мира и активному его преобразованию, способствовать осмыслению его как совокупности культурных достижений человеческого общества, взаимопониманию и продуктивному общению представителей различных культур. В ходе обучения по культурологии студенты должны получить представление о многообразии и самоценности различных культур, уметь ориентироваться в культурной среде современного общества, быть способным участвовать в диалоге культур.

Специалисту инженерно-технического профиля в соответствии с государственными стандартами культурологической подготовки следует знать:

а) исходные понятия и термины культурологии;

б) важнейшие школы и концепции мировой и отечественной культурологии;

в) характеристики основных этапов развития культуры в истории общества;

г) историю культуры России и своей республики;

д) умение ориентироваться в культурологической художественно-эстетической и нравственной проблематике и вести себя в жизни в соответствии с требованиями, предъявляемыми к культурной, интеллигентной и профессионально грамотной личности.

Кроме того, с учетом специфики региона, профиля и особенностей вуза к выпускникам УГАТУ предъявляются дополнительные требования:

В изучении культурологии выделяются следующие блоки:

1. Теоретический.

В ходе его освоения студенты должны получить представление об основных теориях культуры (предмет, основные понятия, структура и функции культуры), а также о главных школах, направлениях, концепциях в культурологии. К ним следует отнести культурантропологию, игровую, психологические концепции культуры, концепцию “локальных цивилизаций” и др.

2. Исторический: генезис и исторические этапы развития культуры.

Он включает два раздела – историю мировой культуры и культуры России и своего края. В изучении первого раздела главное внимание уделяется европейской культуре. Вместе с тем студенту важно увидеть многообразие, “полифонизм” мировых культур. Отсюда возникает необходимость реконструкции многовариантного генезиса культуры, рассмотрение основных типов древних культур (Китай, Индия, Египет, Вавилон). На этом фоне становится возможным выявление своеобразия и уникальности европейской (античной) культуры.

В изучении второго раздела важно выявить собственную логику развития российской культуры, ее самобытность, разумеется, в сравнении с западной.

Задача исторического блока – обогащение студента как личности, достижение более высокого уровня развития его творческих сил. В этой связи предполагается давать материал наиболее полно характеризующий творческую ценность человека, уделять главное внимание явлениям, ценностям, достижениям во всех сферах жизнедеятельности, воплощающим те шаги в развитии человечества, которые сделаны усилиями наиболее одаренных и откликнувшихся на запросы своего времени его представителей.

Наиболее перспективным для достижения этой цели представляется обращение к художественной культуре. Это обусловлено тем, что в этой сфере наиболее полно, “чисто” и ярко проявляются творческие силы человека. Художественная культура открывает широкие возможности формирования студентов через выделение и яркое воплощение универсальных проблем, имеющих непосредственное отношение к каждому человеку, таких как смысл жизни и счастья, добро и зло, любовь и ненависть, честь и достоинство и т. п. Они являются вечными для любого этапа истории и для каждого человека.

Также важно раскрытие закономерностей становления культурно-творческих характеристик личности, акцентирование внимания аудитории на духовном творчестве человека в области науки и техники. Эта цель отчасти реализуется в студенческих контрольных работах.

3. Проблемный.

В этот блок включены актуальные проблемы развития культуры ХХ века, среди которых выделены культурологические аспекты глобальных проблем современности, социально-культурные последствия НТР, изменения места и роли культуры в развитии человечества, проблемы взаимодействия массовой и элитарной, социальной и экзистенциальной культуры. Особое внимание уделяется темам “Свобода и культура”, “Культура и личность”, проблемам формирования свободной универсальной творческой личности.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования изучение культурологии предполагает выработку у студентов глубокого понимания сущности, структуры и функций культуры, умения оценивать современную социокультурную ситуацию. Для этого студент, завершивший изучение дисциплины “Культурология”, должен:

а) знать место культурологии в системе гуманитарных дисциплин, специфику ее объекта и предмета, основные разделы, историю формирования;

б) иметь представление об основных современных культурологических школах, направлениях и теориях;

в) понимать и уметь объяснить феномен культуры и цивилизации;

г) знать формы и типы культур и цивилизаций, основные культурно-исторические центры и регионы мира, историю и закономерности их функционирования и развития;

д) знать историю культуры и цивилизации России, понимать и уметь объяснить ее место в системе мировой культуры и цивилизации;

е) знать основы использования культурного наследия, приобрести опыт его активного освоения в республике, крае, области, районе.

Разумеется, все знания и представления студента о культуре как социально-историческом явлении должны способствовать совершенствованию его мировоззрения, коррекции жизненных установок и ценностных ориентаций, росту его духовного, творческого потенциала.

Круг культурологического познания замыкается на личности. Именно личность является нервом всей совокупности социально-культурных процессов. Личность одновременно и творец, и творение культуры. История дает массу примеров, а современность – множество возможностей личного жизнеустройства. Выбор делает сам человек.

Качество этого выбора во многом зависит от уровня его культурологического знания. Поэтому заинтересованное отношение студента к теории и истории культуры, а также тщательная подготовка к каждому семинарскому занятию являются важным условием успеха самопознания, самоокультурирования, самовозвышения духа. В целях оказания содействия этому процессу кафедра истории Отечества и культурологии подготовила планы семинаров, темы докладов и списки литературы. Студентам рекомендуются темы рефератов, позволяющие глубже осмыслить теоретические и исторические проблемы развития культуры, расширить кругозор, выработать исследовательские навыки, повысить культуру мышления устной и письменной речи.

Литература общего, сквозного характера дана отдельно, студентам необходимо использовать ее как при подготовке к семинарским занятиям, так и при написании рефератов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Министерство образования Российской Федерации
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации