Пешкова В.Е. Педагогика: курс лекций: учебное пособие - файл n1.doc

Пешкова В.Е. Педагогика: курс лекций: учебное пособие
скачать (14518.2 kb.)
Доступные файлы (10):
n1.doc709kb.13.11.2010 20:49скачать
n2.pdf730kb.13.11.2010 20:51скачать
n3.doc1645kb.13.11.2010 21:41скачать
n4.pdf1567kb.13.11.2010 21:42скачать
n5.doc1221kb.11.11.2010 01:05скачать
n6.pdf1060kb.11.11.2010 01:17скачать
n7.doc3546kb.13.11.2010 22:21скачать
n8.pdf2374kb.13.11.2010 22:22скачать
n9.doc3363kb.11.11.2010 01:43скачать
n10.pdf2805kb.11.11.2010 01:45скачать

n1.doc

  1   2   3



Адыгейский государственный университет
Кафедра педагогики и ПЕдагогических технологий


Курс лекций

ПЕШКОВА В.Е.

ПЕДАГОГИКА

Часть 1.

Введение в педагогическую деятельность

Учебное пособие

МАЙКОП - 2010

СОДЕРЖАНИЕ
Лекция № 1. Своеобразие педагогической профессии

и ее гуманистический характер……………………………………..3

Лекция № 2. Профессия учителя………………………………………………….. 4
Лекция № 3. Творчество учителя…………………………………………………...5
Лекция № 4. Педагогическая деятельность………………………………………..8
Лекция № 5. Общая и профессиональная культура педагога…………………...11
Лекция № 6. Педагогическое общение……………………………………………15
Лекция № 7. Профессиональные и личностные качества педагога……………..17
Лекция № 8. Педагогические способности………………………………………..19
Лекция № 9. Педагогические позиции учителя…………………………………...23
Лекция № 10. Стиль педагогической деятельности………………………………24
Лекция № 11. Направленность личности педагога……………………………….25
Лекция № 12. Профессиональная компетентность педагога…………………….27
Лекция № 13. Теоретическая готовность к педагогической деятельности……..28
Лекция № 14. Практическая готовность к педагогической деятельности………31
Лекция № 15. Педагогическое мастерство………………………………………...33

Лекция № 16. Подготовка учителя в вузе

(Профессиональное становление учителя)………………………..35

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...….39

Лекция № 1.
Своеобразие педагогической профессии и ее гуманистический характер.


План:

1. Понятие педагогической профессии.

2. Гуманистическая направленность профессии учителя.

1. Понятие педагогической профессии.

Под понятием «педагог» нередко понимается и профессия, и социальная роль, и вид деятельности, и направленность личности.

Специальность закрепляется в квалификационных документах и определяется через предмет деятельности. Может быть узкой и широкой, но, в любом случае, это арсенал знаний о некотором фрагменте объективной реальности, который отражен соответствующим научных предметом (педагог, психолог, филолог, историк и т.д.).

Профессия – это род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессия – это деятельность, с собственной целью, продуктом деятельности, нормами и средствами, которые обусловлены социальной функцией и технологией. Профессия обслуживает определенную сферу общественной деятельности. В рамках одной специальности могут реально существовать самостоятельные профессии (учитель – предметник, учитель языка и литературы, переводчик и т.д.).

В специальности педагога имеется широкий спектр профессий:

- воспитатель; - учитель; - школьный психолог; - социальный педагог;

- валеолог; - методист и т.д.

Педагогическая специальность – это вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Педагогическая квалификация – это уровень и вид профессиональной подготовленности, которая дает характеристику возможностям специалиста в решении определенного класса задач.
2. Гуманистическая направленность профессии учителя.

Учитель в силу ярко выраженной гуманистической направленности его профессии деятельности является носителем и выразителем общечеловеческих, духовных ценностей и культуры. Именно учителю принадлежит ведущая роль в развитии культуры и гуманизации общества. От качества подготовки учителя и его личностных качеств зависит успех в образовании и воспитании подрастающего поколения. Учитель является представителем самой гуманной профессии и вооружен таким комплексом наук, которые составляют основу его профессиональной деятельности и которые с полным правом можно назвать «человековедение».

В.Г. Белинский профессию учителя называл гуманной: «Цель воспитания – человечность, средство – любовь»; «Хорошо быть строгим, еще лучше – добрым, но лучше всего – справедливым».

Целью педагогической деятельности является развитие личности ребенка. А любой учебный предмет служит средством для достижения этих целей.

Лекция № 2.
Профессия учителя.

Педагогическая профессия предполагает следующие ценности:

  1. Альтруистические – быть полезным обществу.

  2. Ценности, связанные со спецификой труда – возможность общаться с детьми, преподавать любимый предмет.

  3. Различные виды вознаграждения.

  4. Самовыражение – творить, применять свои способности и др.

Развитие личности учителя невозможно без самоопределения, т.е. наличия своей позиции в жизни, своего мировоззрения, умения понимать себя, других. Учитель вырабатывает позиции, и они отражены в мотивах к своей педагогической деятельности.

Мотивационно-личностное отношение к профессии и своей деятельности связано с профессиональным самосовершенствованием. Это является основой для творчества и продвижения учителя в социальном плане. Здесь для него особое значение приобретает его субъектность.

Личностное развитие учителя является стержневым фактором его педагогического труда. Основные сферы его деятельности – собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и его личностные качества – все они являются взаимосвязанными и взаимовлияющими друг на друга. Особое влияние на их развитие оказывает активность учителя, его субъектная позиция, которая представлена как главная составляющая в личностной структуре учителя (по А.К. Марковой) (см. рис.).

Карьера – путь продвижения по службе в какой-либо сфере деятельности, достижение успехов, известности, выгоды, славы. Инициатива учителя связана со стремлением к профессиональному росту. Учитель-карьерист стремится к максимальному раскрытию своего потенциала. Это творец своей судьбы. Рост может быть и по содержанию работы, и по линии административной, и вне школы, но главное – рост качественный и над другими, и над собой.

Профессиональная карьера учителя требует его собственного личностного развития: чтобы отдавать другим, надо еще больше располагать, постоянно наращивая свой потенциал.


Учительская профессия и карьера происходит вместе с детьми. В этом – ее счастливая трудность. Динамика учителя: от начинающего – к своему стилю, находкам (уровень ученого-методиста).

Необходимо различать два понятия:

1. Квалификационная характеристика педагога связана с различными должностными уровням (завуч, методист, директор), а также различными специальностями (социальный психолог, социальный педагог, воспитатель, валеолог, педагог-организатор, учитель и т.д.). Здесь квалификационная характеристика напрямую связана с уровнем квалификации учителя (например, лучшего учителя выбирают завучем, методистом и т.д.).

2. Квалификационная характеристика учителя связана с профессиональной компетентностью, уровнем подготовки, мастерством. В школе проводится аттестация с определением уровней профессиональной компетентности:

- учитель-стажер;

- учитель;

- старший учитель (учитель-мастер);

- учитель-методист (новатор);

- учитель-исследователь;

- учитель-профессионал.

Карьера учителя неразрывно связана с повышением квалификационных уровней учителя и педагога. При помощи специализации учитель может вырасти до районного или городского методиста, научного сотрудника института, вплоть до ученого-исследователя.

Такой путь прошли В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко А.В. Мудрик, В.А. Караковский, М.М. Поташник и др.


Лекция № 3.
Творчество учителя.
План:

1. Понятие о творчестве учителя.

2. Уровни педагогического творчества.

3. Способы развития творчества учителя.

4. Творческий стиль деятельности.


  1. Понятие о творчестве учителя.

Творческая деятельность – это высший уровень познавательной деятельности человека. Психологи рассматривают творчество как важнейший механизм личности и необходимое условие для ее саморегуляции (проявление индивидуальности, неповторимости). Оно характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным. При наличии у учителя способностей, мотивов, знаний и умений создается продукт, который отличается новизной, оригинальностью, уникальностью.

При рассмотрении сущности педагогического творчества можно выделить его признаки:

- преобразование и сочетание знаний, умений в новые условия;

- умение действовать самостоятельно;

- способность осмысливать педагогическую деятельность;

- отсутствие шаблона, трафарета, стереотипа.

Творчество включает в себя создание нового по средствам специфических процедур:

а) перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;

б) самостоятельное видение проблем в незнакомой ситуации;

в) видение новой функции в уже знакомом объекте;

г) комбинирование ранее известных способов в новые условия.

И здесь необходимы такие ситуации, где требуется от учителя активная мыслительная деятельность. Следовательно, чтобы овладеть технологией творческой деятельности, необходимо включаться в систематическое решение проблемных задач, а также создавать условия для моделирования проблемных ситуаций.


  1. Уровни педагогического творчества.

Существуют следующие уровни педагогического творчества:

1. Уровень элементарного взаимодействия с классом. Здесь используется обратная связь, а коррекция идет по ее результатам. Этот уровень называется уровнем воспроизведения готовых рекомендаций, где творчества учитель не проявляет.

2. Уровень оптимизации – это оптимизация деятельности начинается с планирования урока. Творчество здесь состоит в умелом выборе и в целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения.

3. Эвристический уровень. Педагог использует творческие возможности живого общения с учениками.

4. Личностно-самостоятельный уровень – этот уровень характеризуется его полной самостоятельностью. Он может использовать уже готовые приемы, но вкладывать в них свое личностное начало. Он выбирает их постольку, поскольку они соответствуют особенностям личности учеников, конкретному уровню обученности, воспитанности и развитости класса. И данные находки в работе учителя соответствуют его творческой индивидуальности.
3. Способы развития творчества учителя.

Постоянное самосовершенствование, саморазвитие – это важнейшее направление творческой деятельности учителя, в которой проявляются и развиваются его педагогические способности. Систематическое обновление профессиональных знаний является субъективной потребностью учителя и объективной необходимостью.

Повышение квалификации осуществляется по средствам различных форм организации обучения.

Формы организации обучения:

- курсы повышения квалификации;

- семинары;

- педагогические чтения;

- научно-практические конференции;

- заседания;

- предметные комиссии;

- методические объединения.

Одним из наиболее эффективных средств повышения квалификации учителя является его постоянное самообразование:

1) изучение новейших достижений науки и их внедрение в учебно-воспитательную практику;

2) анализ, обобщение и использование передового педагогического опыта;

3) собственная научно-методическая работа и участие в педагогических исследованиях.

Эти все направления взаимосвязаны между собой. Все они предполагают творческое решение учебно-воспитательных задач, но для реализации каждого направления необходима не только психологическая готовность учителя к профессиональному самосовершенствованию, но и теоретическая и практическая подготовленность.

Следовательно, под педагогическим творчеством учителя нужно понимать, прежде всего, целенаправленную созидательную деятельность, предполагающую систематическое совершенствование:

а) учебно-воспитательной и общественно-педагогической работы;

б) профессионального мастерства по средствам изучения и овладения передовым опытом, активизации собственных научно-методических поисков.

Всё это будет влиять на постоянный рост педагогического мастерства, где будут осуществляться:

  1. поиск знаний и овладение ими;

  2. критический их анализ и применение в практической деятельности;

  3. самостоятельное исследование.

При этом происходит не только профессионально педагогическое самосовершенствование, но и совершенствование учебно-воспитательного процесса в классе.
4. Творческий стиль деятельности учителя.

В своей работе учитель сначала адаптируется, приспосабливая свои индивидуальные особенности к условию своего рабочего места, в результате чего у него вырабатывается индивидуальный творческий стиль деятельности. Здесь мы видим, как изменяется личность учителя в целом, т.е. процесс его профессионализации (это приобретение профессиональных черт и привычек, которые характерны для представителей этой профессии, а также выработка определенного склада мышления и общения).

В связи с профессионализацией у учителя вырабатываются определенные свойства и качества личности, здесь происходят изменения в самом процессе его профессиональной деятельности. Это ведет к определенной свободе в выполнении своей деятельности и при достижении нужного результата. И здесь причиной всех изменений выступает сама личность учителя.

А поскольку индивидуальный стиль деятельности формируется и изменяется под влиянием личности, то это можно охарактеризовать как личностный стиль деятельности. В этом стиле отражается вся предшествующая деятельность человека, и изменения деятельности связаны в силу разнообразия жизненного пути учителя. И это что-то новое, что-то свое, связано с интересами самого учителя, следовательно, формирование стиля – это сложный динамический процесс. Этот процесс, когда в привычном и знакомом поведении обнаруживаются существенные различия, которые связаны с привнесением нового, оригинального, в уже знакомую ситуацию, связано с формированием творческого стиля учителя (личности).


Лекция № 4.

Педагогическая деятельность.

План:

1. Структура педагогической деятельности.

2. Направления педагогической деятельности.


    1. Структура педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность – профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания. В основе этой деятельности лежит цель. Цели педагогической деятельности исторически менялись, но в любом случае педагогическая деятельность направлена на решение большого числа педагогических задач.

Педагогическая задача решается педагогом с помощью определенных общепедагогических умений. Этапы решения педагогической задачи:

I – анализ педагогической ситуации (диагноз), проектирование результатов (прогноз), планирование педагогического воздействия;

II – конструирование и организация учебно-воспитательного процесса;

III – регулирование и корректирование педагогического процесса;

IV – итоговый учет, оценка полученных результатов и определение новых педагогических задач.

Педагог постоянно решает более или менее сложные педагогические задачи, а сама его педагогическая деятельность – это процесс решения типовых или оригинальных задач.

Педагогическая ситуация представляет собой совокупность условий и обстоятельств, которая требует от учителя быстрого принятия педагогически верного решения. Это фрагмент реальной жизни учителя и ученика. Педагогическая задача — осознание педагогом педагогической ситуации, связанной с необходимостью перевести учеников из одного в другой, более высокий уровень обученности, воспитанности и развитости по наиболее оптимальному пути. Задача возникает также, если нужно перевести ее из одного состояния в другое.

Педагог должен всегда осмыслить сложившуюся ситуацию с целью преобразования ее в педагогическую задачу. Педагогические ситуации постоянно создаются как учителем, так и учениками (спонтанно или специально). Перевод педагогической ситуации в педагогическую задачу представляет собой следующее действие:

ситуация + цель = задача.

Таким образом, педагогический процесс состоит из совокупности решения цепи педагогических задач.

Структура педагогической деятельности имеет 2 стороны: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя структура:

- цель деятельности;

- средство деятельности;

- объект педагогического воздействия (учащиеся) и др. объекты;

- субъект педагогической деятельности (учитель, учащиеся);

- учебные действия и операции;

- результат педагогической деятельности.

Внутренняя структура:

- мотивационный компонент (долг, вынужденность, необходимость, обязанность);

- содержательный компонент (это те знания, которые необходимы для достижения цели);

- гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские умения.

Педагогическая деятельность имеет следующие характеристики уровней:

  1. Репродуктивный.

  2. Адаптивный.

3. Творческий.

Репродуктивный – копирование, зеркально отраженный опыт другого учителя.
Адаптивный – приспособление к новым меняющимся условием, здесь у учителя складывается индивидуальный стиль деятельности. Творческий – проявление нового и оригинального по сравнению с чужой или даже своей предыдущей деятельностью.
2. Направления педагогической деятельности.

Для осуществления педагогической деятельности учитель должен иметь профессиональную готовность.

Профессиональная готовность учителя к педагогической деятельности включает в себя:

- психологическая готовность – установка на работу в школе, сформированная направленность на педагогическую деятельность;

- научно-теоретическая готовность – это необходимый объем психолого-педагогических и специальных знаний для педагогической деятельности;

- практическая готовность – наличие сформированных на требуемых уровнях профессионально-педагогических умений и навыков;

- психофизиологическая готовность – это наличие соответственных предпосылок для педагогической деятельности, овладение определенной учительской специальностью, сформированностью профессионально-значимых качеств личности;

- физическая готовность – это соответствие состояния здоровья и физического развития требованиям педагогической деятельности и профессиональной работоспособности.

Деятельность учителя имеет направления:

I. Конструктивная деятельность связана с проектированием деятельности

учителя и своей деятельности. Сюда относится следующие педагогические действия:

а) формулировка педагогической цели;

б) диагностика уровня образованности учеников;

в) выбор содержания учебного материала;

г) выбор методов обучения;

д) проектирование своих действий и действий учеников.
II. Организаторская деятельность предусматривает организацию своей и детской деятельности. Педагогические умения:

а) установление дисциплины и рабочей обстановке на уроке;

б) стимулирование деятельности учеников;

в) организация своей деятельности по изложению учеником материала;

г) организация своего поведения в реальных условиях;

д) организация деятельности учеников;

е) организация контроля, педагогического воздействие и коррекция.

III. Коммуникативная деятельность направлена на организацию взаимоотношений учителя и учащихся, взаимоотношений школьников в коллективе. Педагогические действия:

а) установление правильных взаимоотношений с учениками;

б) осуществление учебно-воспитательной работы.

IV. Гностическая деятельность – это деятельность, которая требует постоянного анализа своей деятельности, а также хода, развития и формирования личности детей (гностик – сомневающийся). Педагогические действия:

а) анализ результатов обучения и воспитания;

б) выявление отклонений результата от поставленных целей;

в) анализ причин этих отклонений;

г) проектирование мер по устранению этих причин;

д) творческий поиск новых методов обучения и воспитания.

Лекция № 5.

Общая и профессиональная культура педагога.

План:

  1. Понятие о культуре.

  2. Структура педагогической культуры.

  3. Профессиональная культура учителя.


1. Понятие о культуре.

Общая культура является и процессом и одновременно результатом деятельности, представляет собой социальное явление, которое охватывает всё, что творит человек, осваивая мир объектов.

Можно утверждать, что структура культуры (субъект, цель, объект, средство, методы) порождена культурой. Исключение составляет лишь сам объект (человек), который частично уже окультурен на предшествующих этапах своего существования.

По отношению к культуре существуют три подхода:

- аксиологический (культура рассматривается как ценность, как система ценностей);

- деятельностно-творческий (главное в культуре – это те способы деятельности, которые нужны для творческого развития);

- личностный (мерой культуры выступает человек, который является ее носителем, хранителем и «развивателем»).

Поэтому воспитание имеет три фундаментальные функции:

- созидательно-культурную,

- социализации и адаптации,

- человекообразующую.

Обычно культуру делят на материальную и духовную.

Материальная культура – все те ценности, которые по преимуществу удовлетворяют наши материальные потребности. Некоторые специалисты выделяют еще художественную культуру.

Духовная культура – ценности, у которых на передний план выступают их не вещественные качества (хотя материальные свойства им также присущи). Например, научная концепция, фольклор, религиозный догмат, юридический закон, политическая идея.

Художественная культура – охватывает явления, у которых вещественные стороны в их взаимодействии на человека уравновешены.
2. Структура педагогической культуры.

Педагогическая культура - сущностная характеристика личности педагога, способов его педагогической деятельности и тех ценностей, которыми он в ней руководствуется. Об уровне культуры общества можно судить по отношению общества к детям. На состояние и развитие педагогической культуры влияют многие факторы, в их числе - экономика страны, информационная культура, нравственная культура, религиозная (духовная) культура, национальная культура.

Выделяют 4 аспекта педагогической культуры:

- область отношений взрослых и детей как сфера человеческой практики, способ передачи жизненного опыта и национальных ценностей культуры;

- область педагогического знания, включающая определенную систему педагогических ценностей, педагогической теории, педагогического мышления, опыта творческой деятельности, в которых интегрирован совокупный духовный опыт в сфере обучения и воспитания;

- сфера профессиональной деятельности, включающая профессиональные знания, умения и т. п.;

- личностная характеристика каждого педагога, его позиций, качеств, поведения.

Структура педагогической культуры:

1. Культура целеполагания проявляется в определенной стратегии развития педагогического общества, и при разработке программ боле низкого уровня.

2. Культура педагогического знания – включает в себя фундированность накопленного опыта, наличие научных теорий и гипотез.

3. Мировоззренческая культура, ее уровень во многом определяет процесс и результат взаимоотношений учителя и учащихся.

4. Культура мышления, в процессе жизни индивида она формируется как обыденными средствами, так и специальными.

5. Культура чувств связана с выработкой умений любить, сопереживать, гордиться, стыдиться, мучиться и т.д., т.е. с выработкой широчайшей гаммы высших переживаний, без которых общение и труд воспитателя не приносит добрых плодов. Ее проявлению служит и способность высказывать квалифицированные суждения нравственного, эстетического, политического характера, правового, религиозного или философского. Оценка как отношение субъекта к действительности имеет иную природу, чем отношения в процессе познания, знания – предвзято, а оценка – субъективна. Но эта субъективность не выступает как форма произвола, а лишь отражает позицию, занимаемую субъектом в его отношении к кому-либо или чему-либо.

6. Культура общения учителя с учащимся, их родителями и др.

7. Организационная культура, позволяющая обеспечить на самых различных уровнях процессы обучения и воспитания. Педагог должен сам обладать навыками организатора и передать их воспитуемому.

Взятая в целом педагогическая культура может быть представлена как:

  1. предметно-продуктивная;

  2. технико-технологическая.

К предметно-продуктивной культуре относятся все достижения общества в сфере педагогического труда. К технико-технологической культуре относятся методы, средства, способы, с помощью которых получены результаты. А так как ни один этап или цикл этой деятельности невозможно разграничить, то любое конкретное педагогическое явление выступает, с одной стороны, как средство применения определенного метода, и с другой – как способ получения нового результата.

В результате мы имеем 2 разновидности педагогических ценностей:

1) результаты культуры;

2) методы, технологии их получения.

Носители педагогической культуры (педагоги, родители) существуют в рамках определенного культурно-исторического общества, поэтому заметно различаются степенью овладения ценностями педагогической сокровищницы. Зависит это от множества причин. Квалификация педагога определяет результат воспитания. Педагогическая несостоятельность большинства родителей в нашем обществе проявляется особенно наглядно. Здесь дают о себе знать и мировоззренческий примитивизм, и отсутствие специальных знаний и навыков, и неспособность ярко чувствовать и грамотно мыслить.

Трудно сказать, где более опасен низкий уровень педагогической культуры: в семье или в воспитательном учреждении. В любом случае, наше общество сегодня нуждается в повышении уровня педагогической культуры.
3. Профессиональная культура учителя.

Профессиональная педагогическая культура – это интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру, с педагогической профессией. Это синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие культуротворческих способностей. Это мера творческого присвоения и преобразования накопленного человечеством опыта. Учитель, обладающий педагогической культурой, имеет хорошо развитое педагогическое мышление и сознание, обладает творческим потенциалом.

Содержание профессиональной культуры учителя:

1. Культура педагогического мышления – основана на глубоком теоретическом осмыслении как педагогической, так и социальной реальности. Это осознаний принципов развития педагогического процесса, предвидение результатов профессиональной деятельности. Характеристики педагогического мышления: гибкость, альтернативность, креативность.

2. Культура педагогического труда предполагает высокий уровень владения профессиональными умениями и навыками, способность к творчеству. Педагогическая деятельность – это творческий процесс, поскольку каждый учитель обладает индивидуальностью, то и культура педагогического труда является сугубо индивидуальной.

3. Культура творчества учителя – предполагает использование всей совокупности теоретических знаний и практических умений, нахождение новой проблемы во внешне знакомой ситуации и отыскание путей ее решения, поиск новых способов решении новых педагогических проблем.

4. Культура педагогического общения – осмысленное освоение норм взаимоотношений учителя со всеми окружающими. Руководствуясь этими нормами, учитель корректирует свои эмоции, волю, личные проявления характера и т.д.

5. Культура речи связана с культурой общения.
Экспрессивно-речевые способности учителя начальных классов



Слово учителя – важнейший инструмент воздействия на детей, поэтому к речи педагога выдвигаются следующие требования:

а) логичность по форме и содержанию;

б) правильность (фонетика, грамматика);

в) эмоциональная выразительность;

г) богатство словарного запаса и т.д.

Лекция № 6.

Педагогическое общение.
Педагогическое общение – это взаимодействие учителя и учащихся. Оно направлено на создание благоприятного психологического климата.






Педагогика сотрудничества гласит:

1. Обучение эффективно, когда оно радостное, трудное, но победное, на основе сотрудничества, когда взрослый идет навстречу детям, стоит на тоске зрения ребенка, ведет за собой.

2. Демократизация личности (связана с идеями самоуважения самоуважения, ответственности, саморегуляции, уникальности, диалога).

Взаимоотношения учителя с учеником можно рассматривать с 3 аспектов:

1. Социально-правовой аспект – он установлен законоположениями, правилами, традициями.

2. Учебно-деятельностный аспект – направлен на цели учебно-воспитательного процесса.

3. Эмоционально-психологический аспект – связан с характером взаимоотношений и эмоциями.

Функции общения:

  1. Коммуникативная функция – обеспечение связи между людьми.

2. Информативная функция – обогащение людей знаниями, умениями и навыками.

3. Педагогическая функция – формирование сознания, организация деятельности и отношений.

4. Нравственно-эстетическая функция – связана с переживаниями, эмоциями, волевыми проявлениями и т.д.
Система педагогического общения.

Учитель устанавливает в классе общение с детьми в следующей системе:

1 этап – моделирование общения. На этом этапе требуются знания особенностей аудитории, вероятностных затруднений, динамики работы. Материал должен быть представлен и продуман не только от лица учителя, но и от лица школьников (в различных вариантах).

2 этап – прогностический. Здесь необходима техника быстрого включения класса в работу. Необходимо владеть приемами самопрезентации (самопредставления, самоподачи) и динамического воздействия на окружающих.

3 этап – коммуникативная атака и управление общением. Необходимо учителю умение поддерживать инициативу детей. Организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия.

4 этап – анализ общения, его моделирование на предстоящую деятельность. На этом этапе происходит соотнесение целей, средств и результата.
Виды общения:

1. Межролевое (деловое) – т.е. каждый несет в себе определенную роль (начальник – подчиненный, учитель - ученик).

2. Межличностное (свободное) – реализуется вне организованной деятельности.
Структура общения:

  1. Внешнее общение.

  2. Внутреннее общение.

I. Внешнее общение бывает:

1. Межличностное (деловое, свободное).

2. Групповое (по интересам).

3. Массовое.

4. Коллективное.

II. Внутреннее общение:

1. Внутренний диалог.

2. Общение с самим собой.

3. Столкновение двух «я».
Стили руководства:

  1. Авторитарный стиль («разящие стрелы») – общение с принуждением.

  2. Либерально-попустительский («плывущий плот») – общение полной свободы.

  3. Демократический стиль («возвращающийся бумеранг») – общение в стиле педагогики сотрудничества.

Стиль педагогического общения – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия взрослого и ребенка. Стиль общения – категория социальная и нравственная. Здесь воплощаются социально-этические установки общества и конкретного воспитателя.

Виды стилей педагогического общения:

1. Общение на основе увлеченности, совместной деятельности.

2. Общение на основе дружеского расположения.

3. Общение-дистанция.

4. Общение-устрашение.

5. Общение-заигрывание.

6. Общение-диалог.

Барьер – это негативная установка на основании прошлого опыта общения.

Барьеры общения:

1. Боязнь класса – это психологическая настройка учителя.

2. Физический барьер – удаление себя за стул, кафедру.

3. Социальный барьер – разный уровень социального общения.

4. Гностический барьер – разный уровень понимания учителя и учащихся.
Лекция № 7.

Профессиональные и личностные качества педагога.

Для определения основных качеств профессии учителя используется профессиографический подход. Каждая профессия имеет свои качества, свои требования, поэтому в квалификационной характеристике (профессиограмме) должны быть отражены основные требования к формированию личности будущего специалиста.

Профессиональные и личностные качества учителя могут быть представлены в следующей модели:

I. Свойства и характеристики личности:

а) Направленность личности:

- мировоззрения, убеждения, идеалы;

- система социальных ценностей, смысл жизни, конечная цель и оправдание человеческой деятельности;

- отношение личности и общества – жизненное самоопределение, гражданская ответственность, взгляд на чувства долга и социальную активность;

б) Познавательная деятельность (когнитивная):

- уровень развития познавательной сферы (внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представления);

- интеллектуальная активность (качества мышления и воображения);

- стремление к познанию, самообразованию, научная эрудиция и т.д.

в) Эмоционально-волевая деятельность:

- оптимизм, повышенный эмоциональный тонус, чувственный тон, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, педагогический такт и этика, выдержка, работоспособность, целеустремленность.

г) Психические свойства:

- темперамент – активность, реактивность, их соотношение, сензитивность (чувствительность к внешним и внутренним воздействиям), темп реакции, пластичность, уравновешенность, эмоциональная возбудимость, характер эмоций, экстравертированность (направленность на внешний мир);

- характер – сила характера, его устойчивость, глубина, пластичность, ее степень;

- способности – дидактические, организаторские, экспрессивные, перцептивные (ощущения), коммуникативные, любовь к детям, волевые способности, педагогический такт, эмоциональные способности, высокая степень распределения, внимание, зоркость и наблюдательность, педагогическое воображение, научно-познавательные способности, субъективные способности (способность оказывать внушение, воздействие на людей).

II. Требования к психолого-педагогической подготовке:

а) знания:

- психологии, педагогики, дефектологии, физиологии и школьной гигиены;

- знания основных закономерностей формирования и развития личности, знания возрастных и индивидуальных закономерностей и особенностей развития личности на отдельных возрастных этапах;

- знания методики изучения личности учащихся.

б) умения:

- дидактические (обучающие), общественные, организаторские, экспрессивные, коммуникативные, перцептивные, суггестивные, познавательные и т.д.

III. Требования к специальной подготовке:

- знание содержания предмета;

- его наиболее актуальных проблем;

- владение категориальным аппаратом предмета и т.п.

IV. Требования к методической подготовке по специальности:

а) знание основных компонентов процесса обучения:

- целей, задач, объекта, средств, приемов, результатов обучения на современном этапе развития образовательной школы;

б) знания о самом себе как учителе:

- особенности личности, профессионализм и его уровень, недостатки и т.п.


Лекция № 8.

Педагогические способности.
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.
Способности нельзя сводить к знаниям, умениям и навыкам, которые выработаны у данного человека. Способности развиваются только в определенной деятельности, они взаимосвязаны между собой. Эти же способности базируются на знаниях, умениях и навыках. Вырастают способности из задатков.

Задатки – это врожденные особенности мозга, например, органы чувств и т.д., на основе которых развиваются способности. Поэтому И.П. Павлов различал 3 типа высшей нервной деятельности:

1. Художественный тип – преобладает первая сигнальная система.

2. Мыслительный тип – преобладает вторая сигнальная система.

3. Средний тип – уравновешенность сигнальных систем.

От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками. Развиваются они в процессе индивидуальной жизни, а среда и воспитание формируют их, поэтому на развитие любых способностей влияет среда ребенка и целенаправленное обучение и воспитание.

Способности бывают:

1. Общие – развитие познавательных процессов памяти, восприятия, мышления, воображения – они необходимы для выполнения многих видов деятельности.

2. Специальные – система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо отдельной деятельности (музыкальные, математические, литературные, педагогические способности).

Каждая способность имеет свою сложную структуру. В ней различаются ведущие и вспомогательные свойства.

Для педагогических способностей ведущими являются:

1. Педагогический такт.

2. Наблюдательность.

3. Любовь к детям.

4. Потребность к передаче знаний и др.

Компоненты педагогических способностей:

1. Конструктивные способности – проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебный материал, применительно к возрасту и индивидуальным особенностям детей.

2. Организаторские способности – проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и умело воздействовать на каждую личность ребенка.

3. Коммуникативные способности – проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понимать каждого ученика.

4. Гностические способности – позволяют учителю глубоко проникать во внутренний мир школьника и на этой основе изучать его личность.
Классификация общих педагогических способностей

(по В.А. Крутецкому, Е.Г. Балбасовой)


Структура каждого вида педагогических способностей учителя – многосоставное явление, поэтому представлена группой входящих в нее знаний и умений. Например:

Структура дидактических способностей учителя начальных классов

Компоненты

дидактических

способностей

Необходимые знания

Умения

1

2

3

1. Способности, необходимые на этапе предварительной

подготовки информации

Способность анализировать информацию с точки зрения доступности ее учащимся.

Знание программного

материала и программ

начальной школы.

Знание уровня

подготовленности

учеников.

Знание возрастных и

индивидуальных

особенностей детей.

Умение определять цели и задачи урока, воспитательного мероприятия. Умение отобрать необходимый материал в соответствии с целями и задачами конкретного занятия и уровнем подготовленности к нему школьников.

Умение выделить в подобранном материале возможные затруднения учащихся. Умение отбирать факты, в которых понятия, подлежащие изучению в начальных классах, проявляются наиболее ярко и убедительно.
  1   2   3


Адыгейский государственный университет
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации