Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - файл n1.doc

приобрести
Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества
скачать (605.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc606kb.13.09.2012 14:08скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
И. А. Родионова ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ББК 28. 08 Р40 Издание второе, исправленное и дополненное Родионова И. А.

Р 40 Глобальные проблемы человечества: Пособие для учащихся и студентов, – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 159 с. – ISBN 5-7567-0032-3 Пособие предназначено для учащихся школ, гимназий, лицеев и студентов средних специальных и высших учебных заведений с ориентацией на гуманитарное, социально-экономическое и экологическое образование.

Р 95) 03 (06 035 15020000.

.

И ББК 28. 08 © Родионова И. А., 1994 © Родионова И. А., 1995, ISBN 5—7567—0032—3 с изменениями

ВВЕДЕНИЕ Человечество приближается не просто к смене двух веков, а к порогу III тысячелетия. Каким будет грядущий мир, и быть ли миру? В силу ряда причин такие проблемы, как предотвращение войн и мирового ядерного конфликта, надежное обеспечение человечества энергией, сырьем, продовольствием, пресной водой, сохранение природной среды, хозяйственное освоение Мирового океана и космического пространства, управление демографическими процессами, приобрели в полном смысле глобальный характер.

Утроится или только удвоится население планеты Земля прежде, чем произойдет стабилизация его численности? Усилится или ослабнет разрушительное воздействие цивилизации на окружающую среду? Разрушение природных систем и ухудшающаяся экологическая ситуация представляют угрозу национальной и международной безопасности. Сможет ли наша планета накормить всех своих обитателей? Вот некоторые из вопросов, которые мы рассматриваем в данном учебном пособии, содержащем обширный фактический материал, статистические данные, графики, мировые и региональные карты.

Интерес к изучению общечеловеческих глобальных проблем растет год от года во всем мире, поэтому автор пособия надеется, что оно поможет преподавателям и учащимся при изучении некоторых тем («Глобальные проблемы человечества», «Мировое хозяйство», «Развивающиеся страны») в средних школах, гимназиях, лицеях с ориентацией на гуманитарное, эстетическое, социально-экологическое и экономическое образование.

Хотя географические исследования были развернуты сравнительно недавно, глобалистика – не новая тема для географов. Именно они одними из первых «били в набат» по поводу изменений в природной среде, стремились привлечь внимание общественности к проблемам, которые именуются ныне глобальными еще тогда, когда они проявлялись лишь на локальном или региональном уровне. Среди отечественных ученых, занимающихся исследованием этих проблем, следует отметить Котлякова В. М., Фролова И. Т., Сдасюк Г. В., Лаврова С. Б., Пуляркина В. А., Машбица Я. Г., Шлихтера С. Б. и многих других, в том числе сотрудников Института географии Российской Академии Наук, университетов и институтов нашей страны.

5 Развитие и обострение глобальных проблем человечества обусловливает поиск методов и средств их системного познания. В этом плане возрастает роль географической и в том числе картографической информации, обладающей пространственной конкретикой и четкой временной привязкой. Во всех разделах пособия представлены как традиционные карты, так и анаморфированные картографические изображения (в том числе их компьютерные варианты). Их отличает легкость прочтения, выразительность, а также возможность сравнительного показа и анализа различных характеристик, а при наличии статистического материала такие нетрадиционные картографические изображения могут быть выполнены самими учащимися.

Структура разделов работы позволяет рассмотреть ситуацию по каждой из исследуемых проблем как бы с трех позиций: что мы имеем на сегодняшний день; где, как и почему ситуация стала ухудшаться и как мы можем попытаться изменить ситуацию в лучшую сторону, применяя ряд альтернативных стратегий.

Сегодня уже никто не может игнорировать рассматриваемые проблемы. Так, например, мир изменился с середины 1970-х годов, когда забота о состоянии окружающей среды считалась лишь делом экономики развитых стран. А авария на Чернобыльской АЭС (1986 год) показала, что все системы Земли настолько взаимосвязаны, что их нарушение в одном месте может угрожать благополучию всех жителей планеты.

Кризисная экологическая ситуация, сложившаяся почти повсеместно, свидетельствует зачастую не только о незнании законов природы, об отсутствии информации, но и просто о душевной черствости людей. Зачем беречь лес, речку, озеро, если гидросфера и биосфера деградируют в глобальном масштабе? В этом плане одной из задач гуманитарного образования является содействие воспитанию человека, интересующегося важнейшими тенденциями развития планеты, проблемами окружающей среды, а также обладающего знаниями и чувством ответственности для решения задач во всех сферах деятельности.

Необходимо избежать и излишнего пессимизма, и излишнего оптимизма в оценке современной ситуации на планете Земля.

Людьми движет не страх, а любовь и чувство сострадания. Необходимо воспитывать в детях с малых лет любовь к планете не как к источнику ресурсов, а как к родному дому, который нуждается в уходе и защите. Воспитывать трепетное отношение к неповторимой индивидуальности любого уголка земного шара, чувство сострадания к его проблемам – большим и маленьким, 6 ответственности каждого за то, что происходит вокруг нас. Появление новых программ обучения, новых учебников и учебных пособий по географии, создание профильных классов, пробуждение творческой активности учителей способствуют развитию разнообразных форм и методов обучения. Все чаще на уроках, семинарах возникают дискуссии, то есть обсуждение какого-либо вопроса, проблемы.

Подготовка к дискуссии предполагает ознакомление учащихся с дополнительной литературой (помимо текста учебника). Список рекомендуемой литературы преподаватель сообщает заранее.

Изучив ее, учащийся должен определить свою позицию по спорному вопросу, сопоставить собственную оценку с точкой зрения авторов книг, статей и отстаивать выбранную позицию во время дискуссии. Преподаватель же будет помогать формулировать мысли, указывать узловые моменты обсуждаемой проблемы, создавать необходимый настрой, размышлять вместе с учениками. Все это, по мнению автора, способствует гуманизации учебного процесса.

В связи с вышеизложенным при изучении темы «Глобальные проблемы человечества» могут быть рекомендованы следующие формы проведения занятий: 1. Информационное изложение учебного материала преподавателем (с привлечением различных пособий: таблиц, графиков, картографических и статистических материалов).

2. Проведение занятий в форме семинара, дискуссии, конференции (обсуждение целесообразно строить в виде беседы, а не заслушивать сообщения по заранее подготовленным текстам. Примерные темы дискуссий и докладов приводятся в конце каждой главы данного учебного пособия).

3. Поощрение самостоятельных поисков учащимися ответов на проблемные вопросы, что способствует повышению их заинтересованности и активности (вопросы приводятся в конце каждой главы данного учебного пособия).

4. Самостоятельная работа учащихся со статистическими материалами, географическими картами и атласами, выполнение несложных заданий по анализу и картографической интерпретации этих данных.

5. Проведение письменного опроса (сочинение на заданную тему, ответы на вопросы).

В целом, очень важен и дорог ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ подход к рассмотрению и изучению глобальных проблем человечества.

Необходимо постараться объяснить учащимся, что главное – это вера в человека, в его разум, в способности сделать свое будущее истинно человеческим.

С О Д Е Р Ж А Н И Е ВЕДЕНИЕ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 5 Глава I. ПОЧЕМУ СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ НАЗЫВАЮТ ЭПОХОЙ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ? ... ... ... ... ... ... ... ... . 8 В чем сущность глобальных проблем? 9 Мир, а не война 13 Новое политическое мышление 15 Блок практических заданий 17 Глава II. ЭТО «ХРУПКОЕ ЧУДО» – ЗЕМЛЯ... ... ... ... ... ... ... ... . 18 Человек, планета и экологический кризис... ... ... ... ... ... ... ... . . 18 Природа в опасности... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 20 «Парниковый» эффект... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 21 «Озоновая дыра»... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . . 24 Автомобиль и экология... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 25 Влияние атомной энергетики... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . . 26 Экологические проблемы и «третий мир»... ... ... ... ... ... ... ... . . 27 Истребление лесов... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . . 30 Неужели вся Земля станет Сахарой? ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . . 33 Экологическая ситуация в нашей стране... ... ... ... ... ... ... ... ... . 36 Как восстановить экологическое равновесие? ... ... ... ... ... ... . . 42 Блок практических заданий... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . . 45 Глава III. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА... ... ... ... ... ... ... . 46 Сколько предков имел современный человек? ... ... ... ... ... ... . 47 Сколько нас сейчас и сколько будет? ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 48 Старение населения стран Севера... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 52 Перенаселенный Юг... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . . 52 Феномен «демографического давления»... ... ... ... ... ... ... ... ... . . 55 Урбанизация – узел проблем... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 57 Проблемы городов развивающихся стран... ... ... ... ... ... ... ... ... 58 «Демографический взрыв» позади? ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 59 Этнические проблемы... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . . 62 Беженцы... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 63 Блок практических заданий... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . . 65 Глава IV. РЕСУРСЫ – ИСТОЩЕНИЕ ИЛИ ИЗОБИЛИЕ? ... . 66 Энергоресурсы. Потребление энергии... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . . 67 Ресурсообеспечение стран мира... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 70 Истощение или изобилие? ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 72 Земельные ресурсы... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 73 «Фабрики кислорода»... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . . 77 Вода дороже золота... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 80 Ресурсный потенциал Мирового океана... ... ... ... ... ... ... ... ... . . 85 Блок практических заданий... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . . 89 158 Глава V. МОЖЕТ ЛИ ЗЕМЛЯ ПРОКОРМИТЬ СВОИХ ОБИТАТЕЛЕЙ? ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 90 Факторы, влияющие на продовольственную ситуацию... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . . 93 Демографический фактор и продовольственная проблема... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 97 Регионы и зоны критической продовольственной ситуации... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 102 Природно-ресурсные аспекты решения продовольственной проблемы... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . . 107 Пути решения продовольственной проблемы... ... ... ... ... . . 109 Блок практических заданий... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . . 111 Глава VI. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОТСТАЛОСТИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН... ... ... . 112 «Третий мир» – что это? ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . . 112 Полюс слаборазвитости в современном мире... ... ... ... ... . . 115 Развивающийся мир – многоликий феномен... ... ... ... ... . . 119 Долговая петля... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . . 121 Кризис, угрожающий перерасти в катастрофу... ... ... ... ... . 123 Перемещение «эпицентра» глобальной экологической проблемы... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . . 126 Милитаризация экономики... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 128 Миллиард неграмотных... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . . 130 «Брейн-дрейн» в российском исполнении... ... ... ... ... ... ... . . 131 Есть ли выход? ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . . 132 Блок практических заданий... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . . 135 3 А К Л Ю Ч Е Н И Е. НАШЕ ОБЩЕЕ БУДУЩЕЕ... ... ... ... ... ... . . 137 Л И Т Е Р А Т У Р А... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 140 П Р И Л О Ж Е Н И Я... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . . 142 Глава I. ПОЧЕМУ СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ НАЗЫВАЮТ ЭПОХОЙ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ? Предыдущие поколения всегда были озабочены будущим, но мы являемся первыми, от решений которых зависит, будет ли Земля, наследуемая нашими детьми, обитаема.

Лестер Браун, США Перед человечеством постоянно возникают многочисленные проблемы, требующие безотлагательного решения. Одни из них имеют локальный характер проявления, другие затрагивают крупные регионы мира.

Развитие современной цивилизации на пороге XXI века идет под знаком усиления всемирного характера многих важных процессов и явлений. Возрастание роли мировой политики и международных отношений, взаимосвязанность и масштабность мировых процессов в экономической, политической, социальной и культурной жизни, включение в международную жизнь и общение все больших масс населения Земли – все это свидетельствует о наличии объективных предпосылок для появления в современном мире таких проблем, которые имеют глобальный, планетарный характер. Они затрагивают жизненные интересы всего человечества. В свою очередь, возникновение и обострение такого рода проблем способствует усилению интернационализации многих общественных процессов.

Таким образом можно отметить, что в общественном сознании все более четко фиксируется система качественно новых, тесно взаимосвязанных проблем, получивших наименование глобальных. Понятие же о глобальных проблемах человечества включается в систему научного знания, входит в энциклопедии и словари: очевидно, что эти проблемы в той или иной мере сопутствовали процессу становления и развития цивилизации.

И раньше вставали перед человечеством и обострялись на местном уровне продовольственная и энерго-сырьевая проблемы, случались экологические катастрофы, во все времена люди страдали от войн и конфликтов. Например, гибель поселений викингов в Исландии во время малого ледникового периода ученые связывают с изменением климатических условий. В Азии за 2 тысячи лет до нашей эры погибла цивилизация Шумер в Нижней Месопотамии, где из-за засоления орошаемых земель стало невозможным земледелие. Трудно поверить, что песчаная ныне Сирия когда-то снабжала Египет лесом, что слонов для своей 8 армии Ганнибал отлавливал в обширных лесах Северной Африки и так далее. Сейчас здесь пустыня.

По сравнению с природными процессами, действовавшими на протяжении более 4, 5 миллиарда лет истории Земли, влияние человека считалось сравнительно малозначащим. Человек активно изменяет земную поверхность всего лишь около 40 тысяч лет. Однако его воздействие по мере роста народонаселения и развития техники становилось год от года все ощутимее.

Масштабность и острота проблем, которые имелись раньше, не могут идти ни в какое сравнение с явлениями и процессами, характерными для конца нашего столетия.

Глобальные проблемы вобрали в себя и традиционные, и качественно новые противоречия социального прогресса, присущие лишь современному этапу развития производительных сил, всей системе мирохозяйственных связей. Общечеловеческие проблемы вырастают из локальных, национальных проблем, но в то же время требуют для своего решения не разрозненных усилий отдельных стран, а совместных действий мирового сообщества.

В ЧЕМ СУЩНОСТЬ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ? Из всего многообразия глобальных проблем особо выделяется следующая совокупность: предотвращение мирового ядерного конфликта и прекращение гонки вооружений; преодоление социально-экономической отсталости развивающихся стран; энерго-сырьевая, демографическая, продовольственная проблемы; охрана окружающей среды; освоение Мирового океана и мирное освоение космоса; ликвидация опасных болезней.

При изучении глобальных проблем необходимо учитывать как общие закономерности развития исторических процессов (общие тенденции развития производительных сил, в том числе под воздействием научно-технической революции), так и действие социальных факторов развития – быстрого роста населения планеты, увеличения взаимовлияния государств.

Обратимся к факторам, связанным со спецификой мирового экономического развития, прежде всего с происходящей в мире научно-технической революцией и переходом к научно-производственной революции, при которой на научной основе перестраиваются все отрасли материального и нематериального производства.

Произошел крупный качественный скачок во всех сферах человеческой деятельности – в производстве, военном деле, на транспорте, в связи, торговле и так далее. Хозяйственная дея9 тельность распространяется ныне и на территории, некогда недоступные человеку в климатическом и географическом отношении: полярные зоны, Мировой океан, космическое пространство.

Крупные масштабы и динамизм научно-технической и экономической деятельности в современных условиях и в странах с различным уровнем развития повлекли за собой не только положительные, но и отрицательные последствия: – резкое и не всегда оправданное увеличение расходования природных ресурсов; – отрицательное антропогенное воздействие на природную среду, ухудшение экологических условий жизни людей; – усиление неравномерности в уровнях социально-экономического развития между промышленно развитыми и развивающимися странами; – создание оружия массового уничтожения, угрожающего существованию человеческой цивилизации.

Все это в немалой степени способствовало появлению и обострению глобальных проблем.

В известной работе Владимира Ивановича Вернадского «Несколько слов о ноосфере» (1944 год) была дана следующая оценка событиям: «... в истории нашей планеты наступил критический момент огромного для человека значения, подготовлявшийся миллионы, вернее, миллиарды лет, глубоко проникший в миллионы людских поколений». Понимание развития общества в неразрывной связи с развитием биосферы было предложено Вернадским, разработавшим учение о «ноосфере», как закономерном процессе естественно-исторического развития человека. Он выделил несколько взаимосвязанных процессов, характеризующих современный этап развития человечества в целом, в том числе «становление человечества как единого целого». Примечательно, что эти мысли были высказаны задолго до того, как человечество реально столкнулось с целым комплексом проблем, именующихся ныне «глобальными» и заставивших заговорить о наступлении критического, переломного момента в человеческой истории, в истории всей биосферы Земли.

Существуют различные классификации глобальных проблем, но любая из них условна, так как все проблемы находятся в тесной взаимосвязи, не имеют четких границ и переплетаются.

Например, в рамках общепринятой классификации, разработанной в начале 1980-х годов, выделяют три основные группы.

10 К первой относятся проблемы, связанные с основными социальными общностями человечества (предотвращение мировой ядерной катастрофы, преодоление разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами и другие).

Ко второй – проблемы, касающиеся отношений человека и окружающей среды (экологическая, энерго-сырьевая и продовольственная, освоение космического пространства и другие).

К третьей – проблемы, фиксирующие внимание на отношениях между человеком и обществом (использование достижений научно-технического прогресса, ликвидация опасных болезней, улучшение системы здравоохранения, ликвидация неграмотности и другие).

А вот по типологии Б. Н. Савченко выделяется пять основных ядер-фокусов: Безопасность, Развитие, Сохранение естественных основ существования, Справедливость, Взаимопонимание между различными культурами. Несомненно, интересная типология. Здесь задается набор элементов совокупности глобальных проблем: за каждым из них стоит своя совокупность глобальных изменений, свои конкретные носители альтернативных позиций по выбору стратегий преодоления разрывов в деятельности, вызванных этими изменениями. В этой системе может быть проведен анализ любой из выделенных ныне глобальных проблем: разоружения, загрязнения окружающей среды, роста населения планеты и других.

Отметим признаки, присущие глобальным проблемам человечества и отличающие их от прочих проблем даже планетарного характера: – глобальные масштабы проявления, выходящие за рамки одного государства или группы стран; – острота проявления; – комплексный характер: все проблемы тесно переплетены друг с другом; – общечеловеческая сущность, делающая их понятными и актуальными для всех стран и народов; – особенность предопределять в тех или иных аспектах ход дальнейшей истории человечества; – возможность их решения лишь усилиями всего мирового сообщества, всех стран и этносов.

Ни одно из поколений не сталкивалось с таким комплексом проблем. Они получили официальное признание во многих документах Организации Объединенных Наций (ООН).

11 Круг проблем определен, вопрос в том, способно ли человечество решить эти проблемы, в особенности ключевую – предотвратить мировую ядерную катастрофу? Сможет ли оно в обозримом будущем преодолеть углубившийся разрыв между развитыми и развивающимися странами, который грозит привести к крупным социальным потрясениям и политическим кризисам международного масштаба? Удастся ли избежать опасностей, связанных с разрушающим воздействием человека на природу? Каким путем преодолеть дефицит естественных ресурсов, прежде всего энергетических? Как справиться с углубляющейся диспропорцией между быстрым ростом населения и обеспеченностью продовольствием? Не всегда ученые могут дать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы и показать пути решения волнующих мир проблем. Выбор и принятие решений зависят в очень большой степени от социально-этических и нравственно-гуманных норм общества, целей его развития. Руководствуясь только задачами экономического порядка, наращивая материальное производство и рассматривая природу только как объект эксплуатации и помещения отходов производства и жизнедеятельности, человечество ставит себя перед грозной глобальной катастрофой. Пора вспомнить, что наш МИР – ЕДИН.

Поставлено множество вопросов, на которые просто необходимо найти ответы. Ибо уже сейчас существует УГРОЗА необратимых изменений экологических свойств геосреды, УГРОЗА нарушения формирующейся целостности мирового сообщества и УГРОЗА самоуничтожения цивилизации.

Не случайно глобальные проблемы человечества вызывают повышенный интерес всех стран и народов, представителей разных слоев сообщества, государств с разным общественным строем. Разворачиваются крупнейшие международные комплексные исследования по изучению проблем эволюции природы Земли и глобальных изменений. Все большее число международных и национальных организаций публикуют материалы о состоянии окружающей среды и о многих других проблемах.

Основная цель всех работ по глобалистике – воздействовать на общественное сознание, показать на большом фактическом материале сущность этих проблем и опасности, к которым они ведут, чтобы хоть как-то компенсировать поразительное благодушие многих людей, в том числе ученых и политических деятелей.

12 Люди, как правило, решительно изменяют свой взгляд на экологические и иные проблемы и становятся способными поддерживать эффективные политические решения часто лишь после наступления кризиса. Взрыв ядерного реактора в Чернобыле в апреле 1986 года превратил угрозу ядерной катастрофы в реальность.

Ученые горько шутят: «Мировое сообщество может решить глобальные проблемы, но ему может не хватить времени». Однако хочется верить, что человечество все же выйдет на путь развития, обеспечивающий гармоничный характер взаимоотношений человека, общества и природы.

МИР, А НЕ ВОЙНА Среди множества глобальных проблем человечества особое, исключительное место занимает проблема сохранения мира на Земле, предотвращения новых мировых войн и, прежде всего, глобального ядерного конфликта.

Во все исторические эпохи войны накладывали отпечаток на развитие общества. Но в наше время над миром нависла такая военная опасность, какой не было никогда прежде. Уже накопленные запасы современного оружия способны буквально в считанные часы уничтожить миллионы людей. Бесконечная концентрация разрушительной силы – реальный факт: с момента пуска межконтинентальной ракеты до ее попадания в цель проходит несколько минут. Таким образом, уже сейчас существует риск уничтожения человечества.

В XVII веке в ходе войн погибло 3, 3 миллиона человек, в XVIII веке – 5, 4 миллиона, в XIX веке, вплоть до первой мировой войны – уже 5, 7 миллиона. А вот за годы первой мировой – погибло примерно 20 миллионов человек, что вдвое больше, чем за два века, предшествовавших ей. Вторая мировая война унесла 50 миллионов жизней, но и после нее в мире неспокойно: происходят локальные войны и конфликты, и гибнут люди.

К счастью, ядерное оружие не было применено ни в одном из региональных конфликтов. Но с ростом числа кандидатов в члены «ядерного клуба» (Индия, Пакистан, Израиль, Иран, Египет, Бразилия, Аргентина, КНДР) – угроза остается, и нельзя ее преуменьшать.

Распространение ядерного оружия можно приравнять к утрате контроля над ним. Сама по себе возможность появления ядерного 13 оружия в таких нестабильных регионах, как Ближний Восток, Южная Азия, Африка и других, не только резко осложнит там урегулирование кризисных ситуаций, но и может увеличить угрозу разрастания их в глобальную конфронтацию.

Приведем далеко не полный перечень конфликтных регионов в современном мире – «горячих точек планеты». Основные региональные театры военных действий находятся в Европе (бывшие республики Югославии), в Центральной Америке (Гаити, Никарагуа, Сальвадор), в Азии (Афганистан, Камбоджа, Ирак), в Африке.

Только в Африке, на фоне общего нестабильного положения и множества военных конфликтов, поочередно вспыхивающих в разиых концах континента и лихорадящих его уже много лет, выделяются Сомали, Ангола, Мозамбик, Руанда, Бурунди, ЮАР. Межэтнический и одновременно межконфессиональный конфликт на юге Судана является одним из самых старых в постколониальной Африке (в его основе лежат противоречия между мусульманами севера Судана и приверженцами христианской религии и традиционных верований на юге).

Существует еще множество «тлеющих» конфликтов, которые могут перерасти в серьезные региональные столкновения. К тому же, несмотря на все могущество ООН, заниматься урегулированием всех конфликтов эта организация уже не в состоянии.

После второй мировой войны понятие «национальная безопасность» приобрело преимущественно военный характер, базирующийся на предположении, что главная угроза безопасности исходит от других стран. Этот период получил название «холодной войны». Отношения между СССР и США находились в состоянии прямого противоборства и конфронтации вплоть до середины 1980-х годов.

Мировые военные расходы, составляющие в настоящее время около 1 триллиона долларов, превышают доходы беднейшей половины человечества. По всем оценкам, мировое сообщество сейчас тратит на военные нужды гораздо больше, чем даже поколение назад. Так, в 1960-е годы мировые военные расходы составляли 4, 7% валового мирового продукта, в 1985 году – 6%, в 1991 году – 4, 1%.

Необходимо отметить, что в последние годы в связи с «потеплением» международного климата наметилась явная тенденция к снижению затрат на вооружение в экономически развитых странах. Тем не менее идеологические конфликты во всем мире, религиозные разногласия на Ближнем Востоке и в Азии, резкое увеличение экспорта оружия стали причинами резкого роста военных рас14 ходов в странах «третьего мира». Военный сектор достигает наибольших размеров в странах Ближнего и Среднего Востока, в Африке, в Центральной Америке.

За последние два-три десятка лет постоянно возрастала торговля оружием, расходы на импорт оружия и военной техники в странах «третьего мира» заслонили расходы на импорт других товаров, включая зерно. При этом основными экспортерами оружия были США, наша страна и их военные союзники.

Фактические расходы на военные исследования превосходят общие затраты на разработку технологий в области энергетики, здравоохранения, повышения продуктивности сельского хозяйства и охраны окружающей среды.

НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Комплексный подход к проблемам разоружения и развития несомненно отвечал бы интересам всех стран мира, независимо от их политических и экономических систем и уровня развития.

Новая мировая война, если ее не предотвратить, грозит неслыханными бедствиями. Пытаться победить друг друга в гонке вооружений, рассчитывать на победу в ядерной войне – это опасное безумие.

Лучшим способом предотвращения ядерной войны является начавшееся коренное изменение отношений между крупнейшими державами мира. Люди в разных странах все больше начинают осознавать, что военный способ решения конфликтов устарел вообще, тем более между развитыми странами. Среди 44 богатейших стран мира военные конфликты не возникали с 1945 года. Хотелось бы верить, что в 1990-х годах супердержавы не будут принимать значительного участия в региональных конфликтах. Горькие уроки Вьетнама и Афганистана не должны быть забыты.

Во второй половине 80-х годов стала набирать силу тенденция к оздоровлению международной обстановки. Новое политическое мышление, оказывающее огромное влияние и воздействие на мир, воплотилось в переходе во внешней политике и нашей страны от принципа «классовой борьбы» к принципу «общечеловеческих ценностей». Оно стало одним из важнейших источников ослабления международной напряженности, интенсификации сотрудничества между нашей страной и ведущими державами Запада. Это выразилось в заключении советскоамериканских договоров, ликвидации советской гегемонии в Восточной Европе, конструктивном подходе к решению герман15 ского вопроса (объединение двух Германий), в сокращении ядерных и обычных вооружений в Европе.

Перестройка и СНГ, Восточной Европе, моральная поддержка этих процессов Западом свидетельствуют о том, что «холодная война», ее атмосфера стали, достоянием истории. Изменилась и позиция США в области национальной безопасности – борьбы с коммунизмом к участию в экономической конкуренции на мировом рынке.

Исчезает образ врага, который был движущей силой конфронтации. Но появляются новые угрозы международному сообществу – международный терроризм, угроза распространения ядерного оружия и баллистических ракет, перенасыщенность оружием «третьего мира», наркомафия и другие. Сдерживание этих УГРОЗ приобретает общечеловеческое содержание.

Складывающийся новый европейский, как и мировой порядок, в целом, отмечен тенденцией к демилитаризации международных отношений (См. прилож. 1. «Безъядерные зоны»).

Экономика становится важнее идеологии. Это новое мировоззрение высвобождает для созидательных целей финансовые и человеческие ресурсы, не говоря уже о сырьевых и энергетических. Население планеты меньше думает об ужасах атомной войны, и перед человечеством открываются грандиозные возможности единого мирового хозяйства. Все яснее; осознается тот факт, что какие бы глобальные международные программы ни осуществлялись в рамках ЮНЕП, ЮНЕСКО, других специализированных организаций ООН, какие бы системы мониторинга окружающей среды ни разрабатывались – все они окажутся бессильными перед угрозой ядерной катастрофы.

Понимая, что планета в опасности, все люди Земли должны объединиться в желании сохранить мир. Они начинают осознавать, что их подстерегают и другие опасности, которые могут стать для будущего землян не менее губительными, чем атомные бомбы и ракеты. Так, можно выделить несомненно приоритетную проблему – экологическую.

Есть ли шанс распутать клубок нарастающих трудностей? Как верно считают известные американские ученые-публицисты Д. Нэсбитт и Б. Эбурдин: «Мало сказать себе и другим: еще не все потеряно! Надо полностью осознать опасность сложившейся ситуации и сделать все возможное, чтобы отвести непоправимую беду». При этом верным оказывается следующий тезис: «Судьба мира в руках одного человека. Этот человек – ты! ».

16 БЛОК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ: Примечание: Занятие по вводной теме (как и по обсуждению отдельных глобальных проблем) молено провести в форме дискуссии за круглым столом, например, специалиста по военным вопросам, политических обозревателей, журналистов, ученых, врачей («специалистами» будут сами учащиеся).

ТЕМЫ ДИСКУССИЙ (ДОКЛАДОВ): 1. Мир па пороге III тысячелетия. Основные проблемы человечества, 2. Почему современную эпоху называют эпохой глобальных проблем? 3. Что ожидает человечество в XXI веке (модели развития мира) ? КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. Каковы, на ваш взгляд, основные причины возникновения и обострения глобальных проблем? 2. Почему от решения проблемы войны к мира, прекращения гонки вооружений зависит решение всех остальных глобальных проблем современности (ГПС) ? 3. Каковы могут быть последствия мирового ядерного конфликта для биосферы Земли, для всего человечества? 4. Какую экономическую выгоду человечеству может принести разоружение? 5. Что вы знаете о создании «безъядерных зон»? в. Кик современные политические события (в том числе войны и конфликты в «горячих точках» планеты) влияют на ситуацию в миро и на возможность решения глобальных проблем? 7. Можно ли среди ГПС выделить как наиболее значимые следующие нерешенные проблемы: гонку вооружений, нарастание экологического кризиса и обострение контраста между «богатыми» и «бедными» странами? Ответ аргументируйте.

8. Какие еще проблемы, кроме общепризнанных, вы могли бы отнести к разряду глобальных? 9. Как вы понимаете выражение: «Человечество может решить глобальные проблемы, но ему может не хватить времени. . .? » 10. Касаются ли глобальные проблемы человечества каждого жителя планеты в отдельности? Можно ли изменить современную ситуацию? РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Выживут ли земляне? : Пер. с англ, и араб. М: Прогресс, 1989.

2. Давыдов Ю. П. США – Западная Европа в меняющемся мире. М: Наука, 1991.

3. Загладин В. В., Фролов И. Т. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты. М: Мысль, 1981, 4. Земля и человечество: Глобальные проблемы. Серия «Страны и народы». М: Мысль, 1985, т. 20.

2-636. 17 5. Лавров С. Б., Сдасюк Г. В. Этот контрастный мир. Географические аспекты некоторых глобальных проблем. М: Мысль, 1985, 6. Мир восьмидесятых годов. Сборник статей из ежегодников «A World Watch Institute» (под ред. Г. В. Сдасюк). М: Прогресс, 1989.

7. Нэсбитт Д., Эвурдин П. Что нас ждет и 90-е годы. Мегатенденции. Год 2000. М: Республика, 1992.

  1   2   3   4   5   6   7


И. А. Родионова ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации