Курсовая работа - Особенности организации финансов муниципального образования - файл n1.doc

Курсовая работа - Особенности организации финансов муниципального образования
скачать (325 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc325kb.13.09.2012 14:04скачать

n1.doc

  1   2   3   4

СОДЕРЖАНИЕ




СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ 2

1.1. Сущность и роль муниципальных финансов в финансовой системе страны 2

1.2. Особенности становления системы местных финансов в России 8

2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ РУДНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 13

2.1. Организация управления местными финансами 13

2.2. Анализ функционирования муниципального финансового механизма на примере Рудногорского муниципального образования 15

Финансово – экономический отдел является структурным подразделением Администрации Рудногорского городского поселения и выполняет задачи Единого муниципального заказчика. Работа отдела соответствует уставу, множеству положений, постановлений и прочим нормативным документам. Это дает предположение, что работа финансово – экономического отдела эффективна. Существующая система планирования, контроля и организации действительно эффективна и проста. 31

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 37

3.1. Проблемы и перспективы оптимизации управления муниципальными финансами в Российской Федерации 37

3.2. Проблемы и перспективы управления финансами Рудногорского муниципального образования 39

Таким образом, основной проблемой в настоящее время является то, что бюджет Рудногорского муниципального образования в значительной мере зависит от дотаций, субсидий и субвенций, предоставляемых из федерального, областного и районного бюджетов. 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

ВВЕДЕНИЕ


Бюджетная система РФ состоит из федерального, региональных и местных бюджетов. Местные финансы являются основой экономическо­го процесса местного самоуправления и наряду с государственным имуществом, переданным в управление муниципальным органам власти, объектами муниципальной собственности, служат базой для решения проблем эффективного функциони­рования и развития объектов инфраструктуры муниципального образования, исполняют практически все конституцион­ные права граждан проживающих на территории муниципального образования. Таким образом, актуальность исследования, посвященного проблемам муниципальных финансов, неоспорима.

Проблемы совершенствования управления финансовыми ресурсами муниципальных образований становятся все более актуальными в связи с переходом к новой модели местного самоуправления, трансформацией управления общественными финансами на основе изменений в бюджетном и налоговом законодательстве.

Цель исследования данной работы состоит в раскрытии и изучении роли муниципальных финансов в бюджетной системе страны.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить сущность и состав местных финансов;

- изучить бюджетный процесс на муниципальном уровне;

- рассмотреть процесс становления местных финансов в РФ;

- изучить формирование доходной части местных бюджетов на примере Рудногорского муниципального образования;

- рассмотреть направления расходования средств муниципального бюджета на примере Рудногорского муниципального образования;

- определить проблемы и перспективы формирования муниципальных финансов в РФ.

- наметить пути совершенствования местных бюджетов на примере Рудногорского муниципального образования.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

1.1. Сущность и роль муниципальных финансов в финансовой системе страны


В соответствии с принципами территориального устройства нашей страны бюджетная система включает: 1 федеральный бюджет, 21 респуб­ликанский бюджет, 55 краевых и областных, 10 бюджетов автономных округов, 1 бюджета автономной об­ласти, 2 бюджета городов федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, около 29 000 местных бюджетов. [22. C 405]

По мнению Мацкуляка И.Д., муниципальные (или местные) финансы — это совокупность социально-экономических отношений, возникающих по пово­ду формирования, распределения и использования финансо­вых ресурсов для решения задач местного значения. [17.C 177]

Другое определение муниципальным (местным) финансам дает Бабич А.М., по его мнению, местные финансы — это совокупность экономических отношений, -одним из участников которых является орган местного самоуправления, складывающихся по поводу образования и использования средств местного бюджета и местных внебюджет­ных фондов в интересах населения конкретного муниципального образования, и организуемых муниципальными финансово-кредитными институтами.[7.С 621]

Местные бюджеты являются составной ча­стью финансовой системы Российской Федерации. На рис. 1.1 приведена схема бюджетного устройства в: Российской Федерации.

Муниципальные финансы являются основой экономическо­го процесса местного самоуправления и наряду с государственным имуществом, переданным в управление муниципальным органам власти, объектами муниципальной собственности, служат базой для решения проблем эффективного функциони­рования и развития объектов инфраструктуры муниципального образования.


Консолидированные бюджеты

субъектов Федерации

(региональные и местные

бюджеты)

Бюджеты субъектов

Федерации

(региональные

бюджеты)

Бюджеты муници­пальных образований (местные бюджеты

Территориальные

целевые бюджетные фонды

Бюджеты районов

Бюджеты городских округов

Бюджеты внутригородских

территорий городов

федерального значения

Бюджеты городских и сельских поселений




Рисунок 1.1. Бюджетное устройство субъектов Федерации [18.C 243]
Муниципальные финансы включают в себя средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Существующее государственное законодательство деклари­рует, что местные финансы не являются составной частью го­сударственного бюджета.

К местным финансам относятся бюджет муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований и бюджеты городских и сельских поселений. В Российской Федерации более 12 тыс. муниципаль­ных образований имеют утвержденный статус. Однако пример­но лишь половина из них (около 6 тысяч) имеет самостоятельный бюджет.

В реально функционирующей бюджетной системе Рос­сийской Федерации происходит постоянное снижение уровня бюджетной обеспеченности местных муниципальных образований. Вместе с тем, в стране через муниципальные бюджеты финансируются более 65% всех расходов на образование, а среднее образование на 95% финансируется из местного бюджета. Из этих источников на 57% обеспечивается здравоохранение, более чем на 60% — жилищно-коммунальное хозяйство. Около 50% всех расходов на социальную сферу также поступает из местных бюджетов. [12. С. 190 ]

К вопросам, которые относятся к совместной компетенции органов государственной власти и муниципального самоуправ­ления относится исполнение практически всех конституцион­ных прав граждан проживающих на территории данного муни­ципального образования.

Согласно статье 15 Бюджетного кодекса Российской Федера­ции бюджет муниципального образования (местный бюджет) есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения функций и решения задач, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Развитие принципов бюджетного федерализма [5.гл. 3], поз­воляет предполагать различные трактовки данного определе­ния в зависимости от отношений к конкретному уровню бюд­жетной системы.

Муниципальные финансы включают:

• средства местного бюджета;

• государственные и муниципальные ценные бумаги, принад­лежащие органам местного самоуправления;

• другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собст­венности.

Муниципальные финансы основываются на принципах самостоя­тельности, государственной финансовой поддержки, гласности.

Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственностью, имуществом, находящимся в государственной собственности и пе­реданным в управление органам местного самоуправления, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Бюджеты муниципальных образований относятся к местным бюджетам.

Поскольку органы местного самоуправления самостоятельно рас­поряжаются средствами местных бюджетов, необходимо создать ме­ханизмы стимулирования оптимального распределения муниципаль­ных средств для решения наиболее острых социально-экономических проблем муниципальных образований.

Межбюджетные отношения органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации строятся на следующих принципах:

• взаимной ответственности;

• применения единой для всех муниципальных образований методологии с учетом их местных особенностей;

• выравнивания доходов муниципальных образований;

• максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков;

• компенсации местным бюджетам в случае уменьшения дохо­дов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти;

• повышения заинтересованности органов местного самоуправ­ления в увеличении собственных доходов местных бюджетов;

• гласности.[9. C. 18]

Органы государственной власти осуществляют контроль за расходованием средств, выделенных ими муниципальным образовани­ям на выполнение федеральных целевых и региональных программ, а также в форме субвенций.

Бюджетный процесс в муниципальном образовании проходит следующим образом.

Представительные органы местного самоуправления самостоя­тельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в муници­пальном образовании в соответствии с общими принципами, уста­новленными федеральными законами и законами субъекта РФ.

Составление проектов местных бюджетов, их утверждение и исполнение осуществляются в соответствии с бюджетной классифика­цией. Представительный орган местного самоуправления принимает решение о целях, формах и суммах долгосрочных заимствований в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, финансовые средства муниципального образова­ния до утверждения бюджета расходуются по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере 1/12 суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.

Исполнение местных бюджетов контролируется представитель­ными органами местного самоуправления.[13. C. 231]

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим.

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Фе­дерации, в которой записано: "Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное ре­шение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственнос­тью" И далее в Конституции сказано: "Органы мес­тного самоуправления самостоятельно управляют муници­пальной собственностью, формируют, утверждают и испол­няют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения".

Создание финансовой базы — главная роль местных бюджетов.

Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходова­нии средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной вла­сти обеспечить планомерное развитие учреждений образо­вания медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.

В-третьих, с помощью местных бюджетов осуществля­ется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реали­зуются региональные программы экономического и соци­ального развития регионов по благоустройству сел и горо­дов, развитию сети дорог, возрождению культурных па­мятников, используя в необходимых случаях межбюджет­ные отношения.

В-четвертых, имея в распоряжении финансовые сред­ства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание му­ниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сфе­ры (школах, больницах и др.).

В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполни­тельной власти, могут централизованно направлять финан­совые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

В-шестых, финансовые органы муниципалитетов мо­гут через местные бюджеты оказывать воздействие на об­разование оптимальных пропорций в финансировании ка­питальных и текущих затрат, стимулирование эффектив­ного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

(1) формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

(2) распределение и использование этих фондов между отрас­лями народного хозяйства;

(3) контроль за финансово-хозяйственной деятельностью пред­приятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.[19. C 363]

Роль местных бюджетов в социальном и экономическом развитии регионов может еще больше возрасти при опре­деленных условиях. Такими условиями могут быть наделе­ние органов местного самоуправления дополнительными полномочиями по формированию доходов местных бюдже­тов и их использованию.[10.С. 112-114]
  1   2   3   4


СОДЕРЖАНИЕ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации