n1.doc | 127kb. | 13.09.2012 13:57 | скачать |
| ы#1 Что такое логика? Логика — наука о законах и формах правильного мышления. Изучение логики развивает четкость и ясность мышления, умение абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиться на структуре своей мысли. 1) Формальная логика (аристотелевска)-наука о формах мышления. 2) символическая логика (математическая)-теоритический анализ дедуктивных рассуждений методами исчисления с использованием формализованных языков. 3) диалектическая логика изучает зоны развития человеческого мышления, а также методологические принципы и требования, которые формируются на их основе. | №2 Основные логические законы. 1) Закон тождества: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе(а есть а , где под а понимается любая мысль) формула: Р ? Р 2) Закон непротиворечия: два несовместимых друг с другои суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них необходимо ложно(наверно, что а и не -а) формула: ¬(р ¬р) 3) Закон исключенного третьего: два противоположных суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно( а есть либо в, либо не в) формула: 4) Закон достаточного основания: всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание(если есть в, то есть и его основание а) | №3 Язык логики. Язык -материальноая оболочка мыслей => выявление логических структур возможно лишь путем анализа языковых выражений. Язык знаковая система, с помощью которой фиксируется, хранится, обрабатывается и передается информация. Естественный язык-возникший спонтанно в процессе развития человека как необходимое средство общения и познания. Искусственный язык- который создается человеком для каких то целей(я логики, математики,азб морзе.) Особую группу составляют смешанные или частично искусственные языки,(язык естественных и гуманитарных наук) логикой используются искусственные языки. Один из таких языков- язык логики высказываний. Он применяется в логической системе, называемой исчислением высказываний, которая анализирует рассуждения, опираясь на истинностные характеристики логических связок и отвлекаясь от внутренней структуры суждений. Второй язык это- язык логики предикатов. Он применяется в логической системе, называемой исчисление предикатов. Эта система при анализе рассуждений учитывает не только истинностные характеристики логических связок, но и внутреннюю структуру суждений | | ||
---|---|---|---|---|---|---|
№ 4 понятие как форма мышления Понятие- форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Представляет собой общее имя с относительно ясным содержание и сравнительно четко очерченным объемом. Признаки предмета это то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они отличчаются. Выделяют общие признаки и единичные. Выделяют признаки существенные и несущественные. Существенные- признаки которые необходимо пренадлежат предмету и выражают его сущность. Несущественные- признаки, которые могут принадлежать, а могут и не пренадлежать предмету и которые не выражают его сущьности. Сопоставить понятие о предмете- значит отличить его от других, сходных с ним предметов. Логические приемы образования понятий, используемые логикой: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение. | № 5 содержание и объем понятия содержание понятия- совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. (студент-означает быть учащимся вуза) объем понятия множество предметов, которое мыслится в понятии. (студент- все учащиеся вуза. Если увеличивается объем понятия, то соответственно уменьшается его содержание и наоборот. | № 6 виды понятий в зависимости от объема понятия могут быть единичными, общими, пустыми. В зависимости от содержания понятия делятся на конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, безотносительные и соотносительные. Общие - понятия, объемы которых включают два и более однородных предмета(явления, события).# город-общее понятие, т.к количество городов, существующих на земле больше двух. Единичное- понятия, объемы которых включают только один предмет(явление, событие)#черное море. Пустое-понятие, объемы котрорых не включают ни одного предмета(явления, события)#русалка- пустое понятие с нулевым объемом. Конкретные- понятия, в которых обобщаются конкретные предметы и явления действительности по тем или иным признакам # книга, растение. Абстрактные- понятия в которых содержание мыслятся свойства предметов или отношения между ними #белизна, смелость. Положительные- понятия в которых отражаются присущие предмету признаки (грамотный, порядок). Отрицательные- понятия в которых признаки, составляющие положительные понятия отрицаются. Обычно с частицами не, без или аморальный.. #неграмотный, беспорядок. Безотносительные- описывают предметы, существующие раздельно и поэтому воспринимаемые вне связи с другими предметами. В содержании таких понятий нет указания на отношение к другим предметам-дерево, книга или государство. В соотносительных понятиях отражаются предметы, существующие только взаимосвязанно и одновременно друг с другом и поэтому немыслящиеся одно без другого — родители, дети, начальник и пдчиненные причина и следствие | | |||
№8 Обобщение и ограничение понятий обобщить понятие -значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием. Студент нги- учащийся Ограничить понятие — значит перейти от понятия с большим объемом но меньшим содержаниек к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием. Министерство- минестерство иностранных дел | | |||||
| | |||||
| | | | |||
| №7 Отношения между понятиями(сравнимые и несравнимые) Сравнимые понятия имеют общие признаки, что дает возможность сопоставлять их. #квадрат и ромб, пресса и телевидение Несравнимые понятия не имеют общих признаков и поэтому сопоставление этих понятий не имеет смысла# квадрат и персса. Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые. Совместимые- понятия, объемы которых полностью или частично совпадают. Несовместимые- объемы которых не совпадают. м/у совмыми понятиями могут быть отношения:1)равнообъемности 2)пересечения 3)подъчинения м/у несовместимыми:1) соподчинения 2)противоположности 3) противоречия | № 10 деление понятий. Виды и правила делений. Деление- логическая операция, раскрывающая объем понятия. Основание деления- признак по которому производится деление. Виды деления:1)по видоизменению признака 2)дихотомическое деление. Деление по изменению признака означает, что основанием деления будет выступать такой признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого понятия. # государства по изменению форм правления делятся на монархические и республиканские, по изменению гос. Устройства- на унитарные и федеративные. Правила деления: 1)деление должно быть соразмерным. Сумма объемов видовых понятий должна быть равна объему делимого понятия. # материки делятся на еврвазию, африку, австралию, северную америку, южную америку и антарктиду. Если ряд чтенов деления исчисляется десятыми, то соблюдения правила пишут и тд и тп и др. ошибка:треугольники бывают остроугольные и тупоугольные. 2)деление должно проводиться только по одному основанию. В процессе деления избранный нами признак должен оставаться одним и тем же и не меняться другими признаками. Например, граждан какой либо страны можно разделить по социальному положению или национальности , професии или полу. Но нельзя смешивать эти признаки и делить , к примеру, граждан италии на итальянцев, рабочих и женщин. 3) члены деления должны исключать друг друга. Если выбрано не одно основание, то члены деления-видовые понятия- будут находится в отношении частичного совпадения.#войны бывают освободительные, справедливые, несправидливые. Освободительные войны относятся к числу справедливых, следовательно члены деления не искл друг друга. 4) деление должно быть непрерывным. В процессе деления родового понятия нужно переходить к ближайшим видам, не пропуская их. Например, грамматические предложения бывают простыми, сложноподчиненными и сложносочиненным. В этом делении имеется скачек. Если мы разделим грамматич предложения сначала на простые и слодные, а затем на сложноподч и сложносоч. Скачка не будет. Дихотомическое деление- деление объема делимого понятия на два противоречащих понятия. Если А — делимое понятие, то членами деления будут В и не-В. НАПРИМЕР, СОВРЕМЕННЫЕ ГОСУДАРСТВА МОДНО РАЗДЕЛИТЬ НА РЕСПУБЛИКАНСКИЕ И НЕРЕСПУБЛИКАНСКИЕ | №9 Определение понятий. Виды и правила определений. Определением называется логическая операция, раскрывающая содержание предмета. Один из важнейших способов передачи информации. Виды определения: 1) номинальные и реальные 2)явные и неявные номинальные- определение, посредствам которого взамен описания какого-либо предмета вводится новый термин, объясняется значение зермина, его происхождение и тп. #шаровым сегментом является тело, отсекаемое от шара плоскотстью. Реальные — определение, раскрывающее существенные признаки предмета # информатика это наука, предметом которой являются процессы и системы получения, хранения, передачи и инфорации. Явные-даны определяемое пононятие и определяющее,объемы которых равны.# графомания- болезненное пристрастие к писанию, к многословному, пустому, болезненному сочинительству. Неявные- определения через отношение предмета и своей противоположности# cвобода есть познанная необходимость.- это определение, которое дано через отношение предмета и своей противоположности. Правила определений: 1) определение должно быть соразмерным. Объем определяемого понятия был равен объему определяющего. # рецедивист- лицо, совершившее умышленное преступление после судимости за ранее совершенное умышленное преступление. #ошибки: человек -это двуногое существо без перьев. Вершина- самая высокая часть холма(однако у горы тоже есть вершина) 2)определение не должно заключать в себе круга. Если при определении мы прибегаем к другому понятию, которое в свою очередь, определяется при помощи первого, то такое определение содержит в себе круг. Разновидностью круга в определении является тафтология- ошибочное определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое# смешное- это то, что вызывает смех. 3)определение должно быть ясны. Оно должно указывать на известные признаки, не нуждающиеся в определении и не содержащие двусмысленности, оно не должно подменяться метафорами, сравнениями.# лень-мать всех пороков. 4)определение не должно быть отрицательным. Отрицательное определение не раскрывает определяемого понятия. Онон указывает , чем не является предмет, не указывая чем он является однако на определение отрицательных понятий это правило не распространяется. Безбожник — это неверующий человек- пример правильного определения. |
31. Умозаключения по аналогии. Это вывод о принадлежности определенного признака исследуемому единичному объекту (предмету, событию, отношению или классу) на основе его сходства в существенных чертах с другим уже известным единичным объектом. Умозаключению по аналогии всегда предшествует операция сравнения двух объектов, которая позволяет установить сходства и различия между ними. При этом для аналогии требуются не любые совпадения, а сходства в существенных признаках при несущественности различий. Именно такие сходства служат основой для уподобления двух материальных или идеальных объектов. | 32. Виды аналогии. По характеру уподобляемых объектов различают два вида аналогии: аналогию предметов и аналогию отношений. Аналогия предметов – умозаключение, в котором объектом уподобления выступают два сходных единичных предмета, а переносимым признаком – свойства этих предметов. Примером такой аналогии может служить объяснение в истории физики механизма распространения света. Аналогия отношений – умозаключение, в котором объектом уподобления выступают сходные отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком – свойства этих отношений. Аналогия отношений лежит например в основе применяемого в науке и широко используемого в технике метода моделирования, когда экспериментально изученные отношения между параметрами модели – плотины, шлюза, самолета, технологического процесса и т.п. – переносят на реальный объект – образец. | 33. Л огические основы аргументации. Аргументация — один из способов обоснования утверждений (суждений, гипотез и т.д.). Утверждения могут обосновываться путем обращения к действительности (посредством наблюдения, эксперимента и др. видов практической деятельности), а также с помощью уже известных положений (аргументов) и средств логики. В курсе логики изучается обоснование второго рода, называемое аргументацией. Аргументация — это полное или частичное обоснование какого-либо утверждения с использованием других утверждений. Предполагается, что в правильных аргументациях другие утверждения полностью или хотя бы частично обоснованы и обосновываемое положение из них логически следует или, по крайней мере, они подтверждают его. Задачей аргументации является выработка убеждения или мнения в истинности какого-либо утверждения. |
34. Аргументация и доказательство. Аргументация — один из способов обоснования утверждений. Доказательство – логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью др.истинных и связанных с ним суждений. Понятие «аргументация» богаче по содержанию, чем понятие «доказательство». Целью док-ва является установление истинности тезиса, а целью аргументации еще и обоснование целесообразности принятия этого тезиса. В теории аргументации «аргумент» понимается шире, чем в теории доказательства. Аргументы в процессе аргументации гораздо разнообразней. Форма включает различные виды умозаключений – дедуктивные, индуктивные, по аналогии, но кроме того, сочетая доказательство и опровержение, предусматривает обоснование. Форма аргументации чаще всего носит характер диалога. | 35. Софизмы и логические парадоксы. Софизмы – это преднамеренно неправильно построенные рассуждения, в основе которых лежат логические ошибки, допускаемые с целью ввести кого-нибудь в заблуждение или поставить в неловкое положение. В основе любого софизма лежит тщательно замаскированная логическая ошибка, кот. Нетрудно обнаружить при наличии определенных навыков логического анализа. Логические парадоксы известны людям с древности. Логическим парадоксом называется ситуация, в кот. 2 противоречащих высказывания имеют одинаково сильное обоснование. | 36. Неклассическая логика Неклассическая логика представляет собой совокупность достаточно разнородных логических теорий, возникших в известной оппозиции к классической логике и являющихся во многом не только критикой последней и попыткой ее усовершенствования, но также ее дополнением и дальнейшим развитием идей, лежащих в основе современной логики. Разделы Н.Л.: 1 Логики с неклассическим пониманием следования 2 Логики, отменяющие закон исключённого третьего 3 Логики, меняющие таблицы истинности 4 Логики, расширяющие состав высказывания 5 Модальная логика 6. Недедуктивные логические теории и др. |
37. Логическая структура гипотезы. Гипотеза представляет собой систему понятий, суждений и умозаключений. При этом в отличие от них структура она носит сложный, синтетический характер. Ни одно отдельно взятое понятие, суждение, умозаключение в своем содержании не составляет еще гипотезы. В структуре гипотезы различают следующие элементы. Во-первых, основание гипотезы - совокупность фактов или обоснованных утверждений, на которых основывается предположение. Во-вторых, форма гипотезы - совокупность умозаключений, которая ведет от основания гипотезы к основному предположению. В-третьих, предположение(или гипотеза в узком смысле слова) -выводы из фактов и утверждений, обосновывающих гипотезу. | 38. Способы проверки гипотезы 1.Самым действенным способом подтверждения гипотезы является обнаружение предполагаемого объекта, явления или свойства, которое является причиной рассматриваемого явления. (Продолжить) 2.Основной способ подтверждения гипотез - выведение следствий и их верификация. В процессе верификации большая роль принадлежит различным экспериментам. Эксперимент учитывает чаще всего влияние не одного фактора, а многих, поэтому надо планировать эксперимент так, чтобы результат был получен за более короткое время, более эффективно и по возможности не дорого. 3. Косвенный способ превращения гипотезы в достоверное знание состоит в опровержении всех ложных гипотез, после чего заключают об истинности одного оставшегося предположения. Необходимо выполнить два условия: во-первых, перечислить все возможные гипотезы, причем дизъюнкция может быть как строгой, так и нестрогой, во-вторых, следует опровергнуть все ложные гипотезы. | 39.Виды гипотез В процессе развития знаний гипотезы различаются по своим познавательным функциям и по объекту исследования. 1. По функциям в познавательном процессе различают гипотезы: а) Описательная гипотеза —предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Они могут выдвигаться с целью выявления состава или структуры объекта, раскрытия механизма или процедурных особенностей его деятельности. б) Объяснительная гипотеза —предположение о причинах возникновения объекта исследований. 2. По объекту исследования различают гипотезы: а)Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях. б) Частная гипотеза —обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений.(Продолжить) Наряду с терминами «общая» и «частная гипотеза» в науке используется термин«рабочая гипотеза» —выдвигаемое на первых этапах исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение. |
40. Версия. Версиями называют гипотезы, выдвигаемые в историческом, социологическом исследовании, в судебно-следственной практике, при объяснении отдельных фактов или сов-ти обстоятельств. При расследовании преступлений в суд. Разбирательстве строят: а) Обшую версию – предложение, объясняющее все преступление в целом как единую систему конкретных обстоятельств. б) частную версию – предложение, объясняющее отдельные обстоятельства рассматриваемого преступления. Версия в судопроизводстве – одна из возможных гипотез, бъясняющих происхождение или свойства отдельных юридически значимых обстоятельств или преступления в целом. | |
№ 25 РАЗДИЛИТЕЛЬНО-КАТИГОРИЧЕСКОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ Разделительно-категорическим умозаключением называется двухпосылочное умозаключение, в котором одна посылка (разделительная) представляет собой сложное высказывание, образованное из двух простых высказываний с помощью разделительного союза «… или …» (дизъюнкции, обычно обозначаемой символом ), в то время как вторая посылка и заключение – простые высказывания.Они получили название modus tollendo ponens, что означает «отрицающе-утверждающий способ рассуждения». Пример подобного умозаключения выглядит следующим образом: «Этот человек заблуждается сам или сознательно вводит в заблуждение других. Но сам этот человек не заблуждается. Следовательно, он сознательно вводит в заблуждение других». | № 26 УСЛОВНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ Условно-разделительными умозаключениями называются умозаключения, в которых одна из посылок является разделительным высказывание, а остальные – условными высказываниями. Еще одно название условно-разделительных умозаключений – лемматические, происходящее от греческого слова lemma – предложение, предположение. Это название основано на том, что в этих умозаключениях рассматриваются различные предположения и их следствия. В зависимости от числа условных посылок условно-разделительные умозаключения называют дилеммами (две условные посылки), трилеммами (три), полилеммами (четыре и более). В практике рассуждений чаще всего используются дилеммы. Пример простой конструктивной дилеммы (рассуждение Сократа):«Если смерть – переход в небытие, то она благо. Если смерть – переход в мир иной, то она благо. Смерть – переход в небытие или в мир иной. Следовательно, смерть – благо». № 28 ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ Индуктивными называются умозаключения от знания меньшей степени меньшей степени к знанию большей степени общности, от фактов к обобщениям. Бывает полная и неполная индукция. В полной индукции заключение о принадлежности некоего признака ко всему множеству предметов получают на основании повторяемости этого признака у каждого из явлений. В неполной индукции такое заключение получают на основании повторяемости признака у некоторой части рассматриваемого класса явлений. Полная индукция дает достоверные заключения, неполная-вероятные. | № 27 СОКРАЩЕННЫЙ СИЛЛОГИЗМ (ЭНТИМЕМА) Энтимемой называется силлогизм, в котором пропущена одна из посылок или заключение.Что-бы восстанвить энтимему в полный силлогизм, следует руководствоваться следующими прави-лами:1.Найти заключение и так его сформули-ровать, чтобы больший или меньший термины были четко выражены 2. При нахождении посылок и заключения следует исходить из того, что заключение обыно помещается после слов “значит, следовательно” и т.п. Или перед словами “потому, что, ибо, так как”. Другое суждение, естественно, будет является одной из посылок. 3.Если опущена одна из посылок, а заключение наличествует,то нужно установить,какая из них имеется.4. Зная,какая из посылок опущена,а так- же зная средний термин,можно определить оба термина недостающей посылки № 30 НАУЧНАЯ ИНДУКЦИЯ Научная индукция – это индукция на основе установления важнейшей из необходимых связей-причиной.Это умозаключение, в котором на основании познания необходимых признаков или необходимой связи части предметов класса делает сязаключение обо всех предметах класса.Например:”Всем людям для их жизнедея-тельности необходима влага”. Применение науч ной индукции позволяет формулировать общие суждения, в том числе научные законы.Научная индукция дает достоверное заключение. Сущест вуют 5 методов установления причинных связей: 1 сходства, 2 различия, 3 соединенный метод сходства и различия. 4 метод сопутствующих изменений, 5 остатков. |
№ 29 ПОЛНАЯ И НЕПОЛНАЯ ИНДУКЦИЯ В индукции, как и в дедуктивных умозаключениях, выделяют посылки и заключение (вывод), но посылки не подразделяются на меньшую и большую (все посылки индуктивных рассуждений равнозначны), а могут быть подразделены на первую, вторую и т. д. Количество посылок не ограничивается, хотя ясно, что их число не должно превышать число самих предметов, элементов, составных частей какого-то объема (какой-то предметной области), относительно которого идет рассуждение. Различают два основных вида индукции: полную и неполную. Полная индукция — это умозаключение, в котором общий вывод получен на основании единичных посылок о каждом предмете (каждом элементе) какого-то множества (класса, области, объема и пр.). Поскольку речь идет о каждом элементе множества, то понятно, что полной индукцией можно пользоваться только относительно поддающихся исчислению предметных областей (множеств, классов, объемов и пр.). |