Ответы на билеты - История русской культуры - файл n1.doc

приобрести
Ответы на билеты - История русской культуры
скачать (684 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc684kb.13.09.2012 13:54скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
4. Миф как первичный пласт культурной жизни древних славян.

Миф (гр. сл. – предание и сказание) - сказание о богах, духах, обожествленных героях, о первопредках, действовавших в начале времени, прямо или косвенно принимавших участие в создании мира или отдельных его элементах, как культурных, так и природных. Мифология – это: а) совокупность сказаний о богах и героях; б) система фантастических представлений человека о мире; в) наука о мифах. Предпосылки мифологического мышления. Человек не выделял себя, их окружающего мира, природные объекты наделял человеческими чертами и качествами, т.е. одухотворял и оживлял природу (анимизм (душа), антропоморфизм (очеловечивание всего окружающего), тотемизм). Анимизм- одухотворение, т.е. зависимость человек от окружающего его мира, от всего живого вокруг, заставило человека осознать, что все живое имеет душу (очеловечивание), от внешних качеств до мышления и сознания. Мышление человека сохраняет черты нерасчлененности (все взаимосвязано, неотделимо друг от друга). Эмоции и чувства преобладали над рассуждениями, над разумом. Сущность мифологического мышления – в окружающем мире все конкретно, одушевлено, персонифицировано. Миф. мышление символично (каждый герой, образ означает собой явление или событие). Для миф. мышления характерно представление о мифологическом времени, которое существовало как будто до отсчета реального времени (изначальное время). Для миф. мышления характерно мифологическая фантастика (образы воображения)- миф, наделенный особыми существами и особыми качествами. Им приписывались измененные особенности, напр. размеры (большие, очень маленькие, многоглазость, многорукость, многоголовость) и чем больше для человека опасность, тем больше изменений. Происходила гармонизация мира. Мифологическое сознание – более высокая стадия мышления, более высокий уровень - неотчетливое разделение субъекта и объекта (как часть природы, окружающего мира). Мифы содержат темы: брак с духом, с животным, ничто не умирает и не превращается в ничто. Два этапа мифологического сознания: 1-й - на уровне мифологического мышления; 2-й - на уровне накопления мифологического сознания. Были характерны определенные мифы. 1-й этап – не выделял себя из окружающей среды, окружающий мир очеловечен и одухотворен. Создаются мифы о родстве с природными объектами. Мифы, в которых прародитель человек в образе животного или природного образа. Человек может вступить в брачные союзы с любым природным объектом. 2-й этап – человек отделяет себя из окружающего мира и осознает себя как личность. Появляются мифы о богах, героях, которые наделены человеческими качествами, но имеют черты превосходящие силу и мощь человека. Появляются мифы о творцах, о всемогущих божествах в создании мира, человека, космоса. Т.е. человек может воздействовать на окружающий мир, но стихии не подвластны человеку, есть силы, которые воздействуют на природу и человека. Категории мифов. 1. Этиологические мифы – (причинные мифы), которые объясняют происхождение и особенности различных природных объектов ( происхождение гор, земли, неб.светил, животных, растений), мифы о жизни и смерти, о возникновении стихий (огня, воды), мифы о видах хозяйственной деятельности, культовые мифы – о происхождении обряда или культового действия. Это одни из первых мифов, объясняющие происхождение жизни. 2. Космогонические – описывают происхождение космоса, его отдельных частей, которые созданы в единую систему, превращение хаоса в космос, структура космоса, представление о модели мира, его объяснение (как разъединялись стихии: темное пространство и всемирный потоп). Очень древние мифы Астральные - о происхождении звезд, планет, перемещении людей, живших на земле, потом попавших на небо, о расположении звезд на небе. Солярные – о солнце. Лунарные – о луне. Антропологические – о происхождении человека (от тотемного первопредка, в виде отделения или видоизменения). Содержание мифов различно. Солнце и Луна – муж и жена супружеская пара, или брат и сестра, или мать и сын. Это образы человекоподобного. У них рождаются дети, есть семья. Солнце – положительное качество (тепло, светло). Луна – холодная женщина, неэмоциональна. У южных народов Солнце несет зло, там ждут дождя. 3. Близниче мифы (близнецы) - о чудесных существах, которые представлены в виде пары, выступающих часто в качестве родоначальников племени или в качестве культурных героев. 4. Тотемные мифы – от сл. (предок) – мифы о прародителей человека. Эти мифы просты по содержанию. Описывается родство между человеком и животным, рождение детей, которых наделяли чертами и человека и животного (превращение). В южных странах – кенгуру, обезьяна. На Севере - медведь. Отголосок этих мифов в сказках. 5. Календарные мифы (сезон). Сюжеты связаны с описанием обрядов аграрных культов, описывают деятельность человека на земле. Связывают с циклами с/хозяйственных работ, носят аграрный характер. Связаны с культовыми мифами. 6. Героические мифы (герой, образ). Связаны с описанием особенной личности и связанных с ней событиями. Герои проходят целый ряд испытаний. Мифы об особенных образах, которых наделяют чертами божественными, чертами культурного героя. Биография героя, который приписан к богам, или сын героя (Геракл, Персей). 7. Эсхатологические мифы – они противоположны космогоническим мифам – мифы о так называемых последних вещах (миф о всемирном потопе, о конце света), гибель всего живого, хаотизация космоса, все погружается во мрак. Связано с борьбой добра и зла, высших сил стоящих над человеком.

Категория мифических героев: 1. Первопредки прародители племен и народов. Им приписывают: формирование человеческой общины; в некоторых случаях – создание самого человека. Тотемные предки. Надтотемные предки (образ всеобщего отца, может развиваться в образе Боготворца, может иметь образ мужской и женский. В славянской мифологии это Род, Дажьбог. 2. Культурные герои – в образе человеческом, впервые создают для человека культурные блага, обучают человека владеть инструментами, работать на земле. Сварог, Мокошь. 3. Боги – рисуются как сверхмогущественные, сверхестественные существа. Важнейшие мифологические персонажи в развитых рилигиях. Функции: творение, создание, управление силами природы, космоса. Перун Яровит, Злотая баба. 4. Духи – многочисленные мифологические существа, которые находятся в постоянном взаимодействии с человеком. Олицетворяют различные силы, стихии. Славяне думали, что все окружающее их пространство населено духами. Жилище человека – домовой, баюнок, дрема, кутный дед. В лесу – кикимора, русалки, леший, водяной.




5. Древнеславянская мифология как воплощение языческой картины мира.

До конца Х в. славяне были язычниками. Язычество как принцип веры народа, сходство религий, преданий, сказаний. Миф – это ненаучный способ познания мира. Славянская мифология как совокупность мифологических представлений древних славян времени их единства. В период конца 1 тыс. н.э. они разделились на 3 русла: Западная, Восточная и Южная, но принцип веры остался единый. Язычество славян развивалось по 3 руслам (по Рыбакову): 1 - Вера в силы космоса и в силы природы - «клали требы упырям и берегиням», т.е. поклонялись злым и добрым духам, управлявшими стихиями (водными, лесами). Это дуалистический (одушевление природы) анимизм; 2 - Вера в верховные божества. Поклонялись Роду и рожаницам – древнее земледельческое божество Вселенной. Рожаницы - божества благополучия и плодородия. Род находился на небе, распоряжался дождем и грозой, с ним связаны источники воды на Земле. От Рода зависел урожай. Праздник Рода и рожаниц – праздник урожая. Род давал жизнь всему живому. Очевидно Род отождествляет переход к монотеизму (единобожие); Поклонение проклятому Перуну, сложился государственный культ, княжеско-дружинного бога войны. 3 – Вера в одухотворенные силы (духи умерших предков), в тотемных предков. Они боготворили явления природы, одушевляли могучие дубы и глубокие быстрые реки, поклонялись огромным камням и горам, верили в тотемных животных.

Славяне представляли Древний мир в 2-х версиях: вид яйца или в виде Мирового Дерева. В сознании человека они переплетались. Существуют сказания о том, как яйцо было снесено «космической» птицей. У славян сохранились отзвуки легенд о Великой Матери – родительнице Земли и Неба, праматери Богов и людей. Ученые полагают, что имя Великой Матери было Жива, или Живана. Посередине славянской Вселенной подобно желтку, расположена Земля. Верхняя часть желтка – мир живых (День), Нижняя - Нижний Мир, Мир Мертвых (Ночь). Чтобы попасть туда, надо пересечь Океан-море, окружавшее Землю, или прорыть колодец насквозь. Вокруг Земли расположены 9 разных небес (девять - трижды три – священное число). Поэтому мы говорим – «небеса». Небеса имеют свое предназначение для Солнца, Урагана, Месяца, Звезд, Луны, Воздуха. На 7-м небе хранятся запасы живой воды. Славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, оно связывает между собой Нижний Мир, Землю и все девять небес. Троичная горизонталь дерева. Ветви – Небо, Солнце и Луна, на ветвях сидят красивые птицы (соловей и сокол, птица Сирин). Птицы символизировали время, души умерших. Соловей чарующе поет. Сокол имеет хорошее зрение, он все видит, все знает, все слышит. Ствол – символизировал жизнь и землю. К стволу приписывали пчел, т.к. труженики, рой – человеческое сообщество, трудятся обществом. Корни - мир подземный, темный, неизвестный. Мировое древо ассоциируется с человеком, чаще с женщиной. Древо Мировое это дуб, рябина, береза, сосна, осина. Дуб – мощное, высокое, долгожитель, близко к богу Перуну. Сожженное молнией дерево отмечено богом. Рябина - плодоносящее, красные плоды – радость. Береза – дерево светлое, быстро одевалось ото сна после зимы. Осина – неприхотлива, живуча. Сосна – высокая, тянется к небу, вечнозеленое. Древо мировое – символ и горизонтальной модели мира: верх–середина–низ – 3 царства: небо, земля, преисподняя.

Землю мы до сих пор называем Матерью. Язычники относились к ней с большой любовью. Мать сыра земля – согласно народным представлениям, одна из основных частей Мироздания (вместе с водой, воздухом и огнем). Считалась воплощением воспроизводящей силы природы (поэтому ее уподобляли женщине) В погребении усопших в землю вкладывали смысл – «возвращение умершего в материнское лоно». С землей связывалось и обращение к предкам, что нашло отражение в ритуалах: посещение могил, трапезы на могилах с приглашением предков, поднесение предкам пасхальных яиц. У Земли просили исцеления (покаяние святой земле за свершенный грех). Уподобляли Землю живому существу (весной - пробуждается, осенью - засыпает). 10 мая справлялись «именины Земли»: в этот день ее нельзя было беспокоить – пахать, вскапывать. На Земле были торжественные клятвы: при этом ее касались ладонью, или вынимали кусок дёрна и возлагали себе на голову, делая этим невозможность лгать, т.к. земля нет станет носить обманщика. Земля почиталась святой – в нее не хоронили колунов, преступников, самоубийц. Славяне называли Богиню Земли - Мокошь (Макошь) - всеобщая Мать, Хозяйка жизни, Дарительница Урожая. Древние славяне полагали, что души умерших предков не покидают родного очага. Если потомки их чтят, они заботятся о домашних, хранят от бед. Называли их домовыми. Другое название – прадед, пращур, щур, чур. Славяне верили в загробную жизнь, клали в могилу или в костер с покойным пожитки, коня, оружие, драгоценности. С женщиной клали женское рукоделие. Сожжение мертвых на курганах символизировало слияние души с божеством: с дымом костра душа улетала на небо. В случае беды говорили: «Чур, меня защити». Славяне всегда верили в победу добра над злом, т.к. человек находился в состоянии детства. Они поклонялись богам. Боги были придуманы, чтобы дать надежду на жизнь. Леса и вода считались святыми местами. Жизнь людей зависела от плодородия. И праздники были связаны с началом или концом плодородия (весна, осень). Цикл сбора урожая заканчивался в сентябре. 9 сентября был Новым годом. От этого зависела жизнь. Ярило – бог весны, который заставляет пробудиться землю ото сна. Это праздник в начале весны с песнями, плясками. Купала – бог Лета (24 июня), связан с водой, т.к. бывают засушливые времена, символами оплодотворения были русалки. Вымаливали дождя у бога. Зажигали костры. Велес – бог скота, он защищает скот, когда люди стали приучать диких животных. Праздник был в начале января. Пекли печенье в фигурках. Переодевали шубы. Позднее этот бог оберегал торговлю, богатство. Перун – повелитель грома и молний. Это было страшно и необъяснимо. Перун в гневе посылает молнии на землю. Радуга – это лук Перуна. Позднее Перун будет богом войны. Сначала язычники молились своим богам в лесу, у озер или рек, на возвышенных местах. Затем стали делать святилища, на круглой площадке, окруженные рвом или частоколом. В центре стоял идол (истукан) – статуя, деревянный столб. Рядом был жертвенник, с жердями, на них надевали головы животных, которых принесли в жертву. Места, где поклонялись идолам назывались капища. Известен памятник славянского язычества Збручский идол. Каменные идолы ставились на перекрестках дорог. Идолов-домовых помещали дома в красном углу. Их дарили на свадьбу. В 980 г. Владимир провел реформу язычества. В пантеон богов были включены наиболее почитаемые боги, одна из них - Мокошь. Первенство отдали Перуну, т.к. княжеско-дружинный бог войны. В 988 г. Владимир принял христианство. Перун и боги были насильно свергнуты. Утверждение христианства проходило очень долго, и трудно, зачастую переплетаясь с язычеством.
6. Уровни древнеславянской мифологии.

Основа славянской языческой религии – многобожие. Боги повелевали природой и судьбой человека. Им ставились кумиры - идолы, деревянные или каменные. Им поклонялись и приносили жертвы: хлеб, мясо, лук, молоко. Боги и божки были разные: главные, высшие, низшие. Существует 4 уровня славянской мифологии. В основе – мифологические персонажи. 1. Учитываются функции мифологических образов. 2.Характер связи мифологических персонажей для человека. 3. Значимость персонажа для человека. 4. Степень индивидуализированного воплощения. 5.Особенности временных характеристик. 1.Уровень. Высший уровень. Верховные персонифицированные боги, они обладали наиболее значимыми и обобщенными функциями: ритуально-юридическая, военная, природно-хозяйственная. Мужские образы. Управление миром и государством, функции жизнедарящие, дающие свет, тепло и жизнь – Перун, Яровит, Ярило. Женские образы: Злотая Баба. 2.Уровень. Божества связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами. Боги, воплощающие целостность замкнутых коллективов. Женские божества, обнаруживающие связи с человеком. Мокошь, Купала, Калида, бог Род, Чур. 3.Уровень. Персонификация функции богов и божеств, как членов основных противопоставлений. Доля, Правда, Кривда. Смерть, Суд, Лихо. 4.Уровень. Низший. Неперсонифицированные боги, божества, духи. Образы олицетворяют образы добрых и злых предков. Леший, Кикимора. 1 Уровень: Перун – занимал ведущее место, верховное божество, бог грома и молнии. Есть свита: Молнии, Ветер, Ураган, Дождь, Снег и водяные русалки. Функция Перуна – военная. 980 г. князь Владимир поставил ему памятник из серебра и золота, ноги из железа. Символика его изображения не случайна – показано почитание его силы и мощи. Перед этим идолом должен гореть огонь, произносились присяги отечеству. Перуну приносились кровавые жертвы, добытые в боях, из дней недели посвящали четверг, из животных – коня (дикий тур), из деревьев – дуб. Постепенно в народной культуре роль Перуна взял на себя Илья-громовержец (Илья-пророк). По поверью он ездит по небу в грохочущей колеснице и мечет молнии в нечисть. Ярило, Яровит – боги с ликом солнца. Культ умирающего и воскрешающего солнца. Функция – сила плодоносящего, зерно-семя. Праздники справляли весной. Это молодой, веселый образ, у него золотой щит. В Дни летнего солнцестояния хоронили Ярило, весной снова зазывали. С принятием христианства некоторые черты Ярилы перенесли на образ св.Юрия (Георгия). Световид (Святович) – бог Аракул, давший жизнь и свет. Имеет 4 головы, они смотрели в разные стороны, в руке рог с вином, до колен вкопан в землю, был деревянный храм из 2-х комнат (во-второй – сам идол, висело седло, меч и узда), на равнине. Ему служило целое войско – 300 всадников. Сбор урожая – главное торжество в честь бога. Жертвы – золото, лраг. металлы, животные. В честь бога справлялся праздник, в честь урожая пекли пирог. Ручевит бог посевов и мужского семени. Изваяния богу ставили в центре поселения. Изображали с 7-ю лицами, изваяния из дуба, на поясе висело 7 мечей, а 8-ой держал в руке. Изображали с бородой, на голове сидел сокол (связь с душами предков). Борода символ небесной власти. Дажьбог (Дашуба) – давший человеку жизнь, тепло, движение, свет (все). Он олицетворяет весь белый свет, женское и мужское начало, податель всех благ, охраняющий свой род. В жертву – только усердные молитвы. Сварог (Сварожич) – "Царь-огонь", бог огня, отец Дажьбога. В момент разжигания огня запрещались ссоры. Нельзя было плевать в огонь, дотрагиваться до него топором или ножом, затаптывать ногами, мести золу из печки метлой для пола. Гасили огонь с молитвой, задувая его или прижав рукой. Злотая баба – древнейшее божество, культ рожениц, прародительница всего живого на земле. Богиня любви. Ей жертвовали дорогие подарки и украшения или исполняли песню. 2 Уровень. Макошь – богиня всего живого на земле, Плодородия, Ма – мать, Кош - корзина. Покровительница женских занятий и деторождения. Связана с водой. Из дней недели посвящали пятницу (до ХХ в. в этот день не стирали) По поверью нельзя было оставлять на ночь в избе недопряденную кудель: Макошь испортит работу. Нельзя прясть в пятницу. С принятием христианства образы Макошь и св. Параскевы смешались. Ее прозвали Параскевой Пятницей. Считали, что она запрещает в пятницу расчесывать волосы и прясть. Кто нарушает запрет Параскева колет веретеном и заставляет прясть огромное кол-во пряжи. Волос (не севере Велес) – бог скота. Покровитель с/хозяйства, торговли и богатства. В его честь возводились «храмы» – божницы. В жертву приносили дом. животных. Дружина князя клялась Перуном, а «Русь вся» (народ) – Волосом. Волос также был покровителем певцов и сказителей. Позднее его образ соединился со св. Власием. Коляда – бог пиршества и мира. Связан с образом молодого солнца. Образ волчонка – сжигали шкуру волка. Купала – бог плодов земных. Ему приносили жертвы из трав, в честь него жгли костры. Много солнечных символов. Род и Рожаница - ответственные за процветание и приплод всего живого в природе, за преумножение рода людского, за брак и любовь между людьми. Рожаниц было две: Мать и Дочь. Богиня Лада и Дочь Леля - Полеля. Или это 2 сестры, давшие начало всему живому на земле. Или 2 богини самки Оленя, две важенки. Чур – бог, оберегающих границы человека, его право на собственность. Не имел храмов. Был умственным божеством. Божество границ. Зевана (Дзевана) – богиня лугов и полей, окружающего мира. Покровительница животного мира. Чаще всего имеет черты волчицы. Образ трансформировался в образ Удачи и Богатства. 3 Уровень. Доля (судьба) – это то, что дается каждому человеку при его рождении. Доля – это богатство или бедность, здоровье или болезни, отмеренный срок жизни. Она может быть хорошей или плохой, от нее не уйдешь. Злую долю называют Недолей, Бедой, Злыдней. Можно накликать Недолю, если грешить или проклясть кого-нибудь. Доля – двойной человек. В сказаниях это старуха в белых одеждах с костылем, или женщина с распущенными волосами, или животное медведь, вол. Доля счастливого человека нарядно одета. Облик доли в течение жизни меняется, перед важными событиями. Хорошая доля помогает человеку в делах, злая только гуляет и отдыхает. Если отыскать свою злую долю и побить ее, она исправиться. Считали, что человек беден потому, что не нашел свою Долю, занимается не своим делом. Найдешь Долю, поймешь свое призвание - будешь счастлив. Смерть в русских мифах – костлявая старуха с большими зубами, в белом саване. За плечами она несет косу, пилу, грабли. Ее дом в подземном мире. В доме горит много свечей, каждая чья-то жизнь. Догорела свеча-значить, человек прожил свой век. Родился ребенок – смерть зажигает новую свечу. Иногда смерть принимает облик зверя или птицы. Если увидеть ее в головах у больного – он умрет, в ногах - поправится. 4 Уровень. Ягишна оберегала дом. очаг. Химеры – полулюди, полуптицы, как хорошие, так и плохие. Алконост птица. Птичье тело и человеческое лицо. Сладкоголосное пение, жила на краю океана-моря. Не высиживала яйца, а погружала в воду. Зла от такой птицы нет. Феникс – птица Счастья, имела черты женщины, тело птицы. Вещая. Гамаюн – Вещая птица, предвестница судьбы. Знает все о мире, о его конце. Посланница богов, несущая их волю и слово. Лебединые девы – дочери водного царя, являлись не всем. Лихорадки – название от 2-х слов: лихо и радеть – действовать в чей-то вред, наносит вред. Их было 9 или 12, живут в подземельях, чахлые, злые, выходят зимой и весной. (Лидея, Озноба, Тресея, Пучея, Пухнея) – целовали человека и он заболевал. Это костлявые старые девы. Кикиморы – загубленные или проклятые при жизни дети, некрещеные. Кикимора скрюченная старушка, одетая в лохмотья. Она маленькая и сухонькая. Если она появлялась в доме, слышится шум, крик поросенка, зайца. Она мучает человека, скотину. Живет за печью, на чердаке, в подполье. От кикиморы помогают молитвы, оберег «куриный бог» (камень с дыркой, старый лапоть, горлышко разбитого кувшина). Домовой – хозяин и покровитель дома. От него зависит благополучие семьи, здоровье людей и домашнего скота. В разных местах его величают по - разному: хозяин, кормилец. В северных мифах он строгий, но справедливый глава рода, добрый. В южных – капризный и опасный.

7. Верховные персонофицированные боги славян.

До конца Х в. славяне были язычниками. Они боготворили явления природы, одушевляли могучие дубы и глубокие реки, поклонялись огромным камням и горам. Богам ставились кумиры- идолы, деревянные или каменные. Им поклонялись и приносили жертвы: хлеб, мясо, лук, молоко. Боги рисуются как сверхмогущественные существа, они создавали, творили, управляли силами природы, были персонофицированные т.е. персона + функции (которые они выполняли). Главным у славян был Перун – занимал ведущее место, верховное божество, бог грома и молнии. Есть свита: Молнии, Ветер, Ураган, Дождь, Снег и водяные русалки. Ему служат и боги природы – Вий, богиня Мара. Кошей, слуги Чернобога. Функция Перуна – военная. 980 г. князь Владимир поставил ему памятник из серебра и золота, ноги из железа. Символика его изображения не случайна – показано почитание его силы и мощи. Перед этим идолом должен гореть огонь, произносились присяги отечеству. Перуну приносились кровавые жертвы, добытые в боях, из дней недели посвящали четверг, из животных – коня (дикий тур), из деревьев – дуб. Постепенно в народной культуре роль Перуна взял на себя Илья-громовержец (Илья-пророк). По поверью он ездит по небу в грохочущей колеснице и мечет молнии в нечисть. Волос (не севере Велес) – связан с Перуном. Этот бог связан с землей. Гром и молнии – борьба Перина с Волосом. Волос – бог, имеющий образ быка, зооморфный образ. В честь его возводились «храмы» - боженицы. Приносили в жертву дом. животных. Покровитель с/хозяйства, торговли и богатства. Дружина князя клялась Перуном, а «Русь вся» (народ) – Волосом. Волос также был покровителем певцов и сказителей. Позднее его образ соединился со св. Власием. Ярило, Яровит(Хорс) – боги с ликом солнца. Культ умирающего и воскрешающего солнца. Функция – сила плодоносящего, зерно-семя. Праздники справляли весной. Это молодой, веселый образ, у него золотой щит. В Дни летнего солнцестояния хоронили Ярило, весной снова зазывали. С принятием христианства некоторые черты Ярилы перенесли на образ св.Юрия (Георгия). Дажьбог (Дашуба) – один из главных богов восточных славян. Он дал человеку все живое – солнце, тепло, движение, свет (все). Он олицетворяет весь белый свет, женское и мужское начало, податель всех благ, охраняющий свой род. В жертву – только милитвы. Световид (Святович) – бог Аракул, хранитель и продолжатель рода, давший жизнь и свет. Имеет 4 головы, они смотрели в разные стороны, в руке рог с вином, до колен вкопан в землю. Был деревянный храм из 2-х комнат (во второй – сам идол, его изваяние, тут же висели седло, меч и узда). Ставился на равнине. Ему служило целое войско – 3—всадников. Самому Световиду – самый лучший – белый конь – он мог предсказывать судьбу. В честь бога справлялся праздник, в честь урожая пекли пирог. Жертвы – золото, драг. металлы, животные. Ручевит бог посевов и мужского семени. Почитался как предок, пращур, покровитель человеческого рода, воинственный защитник племени. Изваяния (идол, истукан) богу ставили в центре поселения. Изображали с 7-ю лицами на одной голове, изваяния из дуба, на поясе висело 7 мечей, а 8-ой держал в руке. Изображали с бородой, на голове сидел сокол. Борода символ небесной власти. Сокол – связь с душами предков. Сварог (Сварожич) – "Царь-огонь", бог огня, отец Дажьбога. В момент разжигания огня запрещались ссоры. Нельзя было плевать в огонь, дотрагиваться до него топором или ножом, затаптывать ногами, мести золу из печки метлой для пола. Гасили огонь с молитвой, задувая его или прижав рукой. Макошь – богиня всего живого на земле, Плодородия, Ма – мать, Кош - корзина. Покровительница женских занятий и деторождения. Связана с водой. Из дней недели посвящали пятницу (до ХХ в. в этот день не стирали) По поверью нельзя было оставлять на ночь в избе недопряденную кудель: Макошь испортит работу. Нельзя прясть в пятницу. С принятием христианства образы Макошь и св. Параскевы смешались. Ее прозвали Параскевой Пятницей. Считали, что она запрещает в пятницу расчесывать волосы и прясть. Кто нарушает запрет Параскева колет веретеном и заставляет прясть огромное кол-во пряжи. Злотая баба – древнейшее божество, культ рожениц. Прародительница всего живого на земле. Богиня любви. Образ – женщина, покрывалась золотом. Храм украшен картинами, коврами. Внутри – висели муз. инструменты. Изображали с детьми – стоящими рядом или сидящими на коленях. Ей жертвовали дорогие подарки и украшения или исполняли песню. Коляда – бог пиршества и мира. Этот бог связан с образом молодого солнца, солнца-младенца, которого Злая Зима берет в плен и превращает в волчонка и для того что солнце-молодое, солнце нового года появилось сжигали шкуру волка. Этот бог связан с песнями. Купала – бог плодов земных. Ему приносили жертвы из трав, в честь него жгли костры. Много солнечных символов (костер, хороводы, славление солнца, цветение папоротника, собирание цветов). Зевана (Дзевана) – богиня лугов и полей. Покровительница животного мира. Воспринималась как богиня удачной охоты (охота не как убийство, а как переход в другую жизнь). Чаще всего имеет черты волчицы. Жертвы – шкуры убитых зверей. Образ трансформировался в образ Удачи и Богатства. Белбог и Чернобог – противоположны друг другу – добро, свет и темные силы. Белбог – податель добра, справедливости и счастья. Изображался как суровый мужчина с куском железа в руке. Выполняет юридическую функцию. Чернобог – бог преисподней – подземного царства. Ему служили многочисленные темные силы. Ему возводились памятники. Храм из черного камня, жертвенник наполненный кровью. Образ напоминал льва с оскалом, отливали из черного металла. Атрибуты – меч или копье. Черный день, черная душа. Вий (Ний, Ния) – служитель подземного царства. Он гл. слуга Чернобога. Совершал суд над мертвыми. Выкован из железа. Престол – краеугольный камень из гранита. Ему приносили жертвы. Образ Вия связан с сезонной смертью природы, так же и образ Кощея. Чур – оберегающий границы человека, права на обственность, воплащал высокие гуманные принципы. Не имел храмов. Был умственным божеством. Чурки в заборе – место поклонения Чуру. Стрибог – божество ветра и общего блага, а ветры – это его внуки.

8. Неперсонифицированные образы древнеславянской мифологии.

Основа славянской языческой религии – многобожие. Боги повелевали природой и судьбой человека. Им ставились кумиры-идолы, деревянные, каменные. Им поклонялись, приносили жертвы: хлеб, мясо, лук, молоко. Боги и божки были разные. Наиболее древними неперсонифицированные (нет функций) образы славян это Род и Рожаницы. Род – древнее земледельческое божество Вселенной, а рожаницы – божества благополучия и плодородия. По представлениям древних, Род, находясь на небе, распоряжался дождем и грозой, с ним связаны источники воды на Земле и подземный огонь. От Рода зависел урожай "урод". Праздник Рода и рожаниц – это праздник урожая. Род давал жизнь всему живому, отсюда такие понятия: РОДня, уРОЖай, приРОДа, наРОД. С основанием в Киеве единого пантеона языческих богов, во времена двоеверия, снизилось значение Рода – он стал покровителем семьи, дома. Рожаниц представляли во множественном лице: две сестры, давшие начало всему живому на земле. Или две богини, самки Оленя, две Важенки. Или Мать и Дочь. Рожаница – Мать связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает урожай. Этому отвечает образ зрелого материнства: плодоносная Осень, немолодая женщина, добрая и полнотелая. Мать многочисленного семейства. Ее имя Лада. С ним связано немало слов и понятий: «ЛАДить», «наЛАЖивать», «ЛАДа» - обращение к мужу, «ЛАДины» – свадебный сговор. Некоторые исследователи признают Великую Ладу матерью двенадцати месяцев, связь с Зодиаком, влияние на человеческую судьбу. Дочь Лады – Леля (Полеля). «Лелеять», «люлька», так называют ребенка и что с ним связано. Леля – Богиня весенних ростков, первых цветов, юной женственности. Она заботится о проклюнувшемся, молодом урожае. Лелю-Весну торжественно закликали в гости, выходили встречать ее с подарками и угощением. Спрашивали разрешения у матери Лады: отпустит ли дочь? Праздник Рожаниц справляли весной – 22-23 апреля. Приносили жертвы растительные и молочные продукты, их торжественно и с молитвами съедали на священном пиру, ночью жгли костры: огромный в честь Лады, а вокруг 12 поменьше. Это был женский, девичий праздник Парни, мужчины смотрели на него издали.

Древние славяне считали, что все окружающее пространство населено духами. Жилище человека: домовой, баюнок (сон), дрема, кутный дед. Во дворе: дворовые запутывали лошадям хвосты В лесу - кикимора, русалки, леший. Покровители дома и домашнего хозяйства. Домовой-хозяин и покровитель дома. От него зависит благополучие в семье, здоровье людей и домашнего скота. В разных краях домового величают по-разному: хозяин, кормилец, Дедушко-браток, запечник. В северных мифах он строгий, но справедливый. Добрый. В южных – капризный и опасный. По некоторым поверьям хозяев дома два: домовой, дворовой. Дворовой - охраняет двор и скот. На Севере считалось, что в доме, в котором нет мужчины, живет домовиха. Домовой – дед маленького роста, обросший, с бородой и когтями. У него длинные уши торчком. Чем богаче дом, тем гуще у него шерсть. Одет в белую или красную рубаху, синий кафтан с кушаком. Может обернуться кошкой, петухом, змеей, собакой, волком, теленком. Если он проклянет дом – жди беды, пожара, болезней. Домовой поддерживает огонь в доме, носит воду, наводит порядок, ухаживает за скотом. У домового может быть семья. Дочь домовинка - сидит под полом и прядет. Чтобы его не сердить, надо не ссориться, класть вещи на место. Нельзя работать ночью, спать ложиться без ужина. Его старались задобрить: приветствовали, предлагали хлеб и соль на белой тряпице, дарили монеты, лоскутки, шерсть. Подарки клали на столб у ворот, хлев, сени. Банник (анчутка) был хозяин бани. В виде старичка с бородой или черного босого мужичка с огненными глазами. Он чаще злой, чем добрый. Может запарить человека до смерти, пугает людей стуком, бросает в них мусор, камни, воет и храпит. Вредит тем, кто нарушает запреты: спит в бане после мытья, приходит париться ночью или один. Чтобы задобрить банника, приносили хлеб с солью, оставляли воды, мыло, веник, закапывали у порога бани задушенную черную курицу. В мифах русского Севера встречается женский дух бани – банница (обдериха), властная хозяйка с распущенными волосами и большими зубами. Чтобы она не приносила зла, надо попросить разрешения помыться, в конце – поблагодарить. Овинник, рижник, гуменник жили, где хранился урожай, охраняли его от нечистой силы. Если их не уважить, могут нанести вред. Бука – домашний дух, нелюдимое, угрюмое существо, им пугали детей.

Леса, поля, реки, болота по поверьям, имеют своих хозяев: леший - хозяин леса, водяной-озера, реки, болотник. Леший (лесовик, лешак, лесной хозяин) один из самых главных духов природы. Лешими становятся «заложные» покойники (проклятые, некрещеные). Образ лешего – мужик или старик с белой бородой, в крестьянской одежде, обросший еловой корой. Его отличает знак: медный колпак, лапти не на ту ногу, застежка на левую сторону, отсутствие креста, пояса. Глаза у него белые, ногти кривые, кожа синюшная. Легко меняет свой рост: то выше деревьев, то в рост человека. Может принять облик женщины, знакомого. Может обернуться зайцем, медведем, волком, грибом. При его появлении шумят деревья, поднимается ветер. Леший наказывает тех, кто неправильно ведет себя: входит в лес без молитвы, громко свистит. Он сбивает с пути, может наслать болезнь. Может помочь найти грибов, ягод. Его задабривают: оставляют под кустом деньги, хлеб, стопку водки. Иногда он женат на лешихе (лесовихе). Это женщина с распущенными волосами, в которые вплетены зеленые ветки. Лешихами становятся души загубленных девушек, проклятых родителями. На зиму они уходят в другой мир, проваливаются под землю. Оберег от лешего – соль и огонь, нож, липовая палка без коры, магический круг. Если идти по лошадиному следу, леший не собьет с пути, он боится домового, который охраняет лошадь. Водяной (волосатик, водяник) водится там, где много рек и озер. Это плешивый дед с седой бородой, горбатый, грязный, голый или в красной рубахе, с синюшной кожей. Иногда с рыбьим хвостом, с рогом на голове. Он может обернуться птицей, домашним животным. Любит хохотать, ржать, хлопать в ладоши. Зимой спит, весной буянит-ломает лед. С Крещения до Пасхи, не опасен, вредит в Троицкую субботу, в ночь на Ивана Купалу. У него много коров и лошадей. Водяной не любит домового, дружит с лешим. Древние славяне различали два вида смерти. Умершие от старости считались «родителями» или «дедами». Они переходили в другой мир. Кто умер раньше срока, бездетными, без крещения назывались «заложными» покойниками. Они становились русалками, упырями, кикиморами. Кикиморы – загубленные или проклятые при жизни дети, некрещеные. Это скрюченная старушка, одетая в лохмотья, маленькая и сухонькая. Если она появлялась в доме, слышится шум, крик поросенка, зайца. Она мучает человека, скотину. Живет за печью, на чердаке, в подполье. От кикиморы помогают молитвы, оберег «куриный бог» (камень с дыркой, старый лапоть, горлышко разбитого кувшина). Упырь мертвец, который встает ночью из могилы, нападает на людей и животных, пьет их кровь. Может выглядеть как человека, кошка, летучая мышь. У него красные глаза. Упыри опасны для молодоженов и младенцев. Его можно победить, надо насыпать на его могилу мак или просо, вбить в могилу осиновый кол. Русалки – в них превращались утопленницы, удавленницы, самоубийцы, некрещеные дети, проклятые родители. Это красивые девушки с распущенными зелеными волосами. Они качаются в лесу на ветвях, сидят у озер. Из воды выходят на Троицу и до Петрова дня блуждают по суше. Через 7 лет жизни в образе русалки души некрещеных детей возносятся на небо, их там окрещают и они становятся ангелами.

9. Обряд, ритуал, традиции и праздники, их сущность и соотношение.

В жизни русского народа большое значение играли традиции, обычаи, обряды, ритуалы. Они составляли основу бытовой, культурной и духовной жизни народа; под их влиянием были сформированы народный календарь и народные праздники. Традиции – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения, правил поведения с целью поддержания жизни этноса. Под традицией обычно понимают установленный порядок поведения человека в быту, устный рассказ, передаваемый из поколения в поколение. Традиция связана с обрядом, ритуалом. Обряд – это особые культовые действия, представляющие собой сложный комплекс символических, магических, демонстративных и игровых элементов (по Чистову). Основу обряда составляли действия. Цель этих действий – воздействие на окружающий мир, чтобы вызвать определенное явление или достичь какого-либо результата (календарные обряды – для достижения урожая, что бы улучшить благосостояние людей, свадебные обряды – благополучие в семье, обеспечить счастье молодоженам, здоровья). Определенные раздел в обрядах – заговоры. В заговорах последовательность слов не должна нарушаться – в противном случае обряд может не свершиться. В заговорах указывается, когда и где их надо произносить. Содержание обряда – включались действия, слова, движения. Обряд – это и культурный текст.

Обряд содержит в себе коды (исследователи Толстые).

Акциональный код (от слова-акиция) – обряд – это последовательность регламентированных ритуальных действий.

Реальный или предметный код – в обряде используются предметы. Могут быть изготовлены специально или обычные. Но в обряде они приобретают символическое или магическое значение (подблюдные гадания: кусок хлеба – удача, сахар – сладкая жизнь, кольцо – замужество и т.д.).

Вербальный код – особенные слова, тексты, которые сопровождали обряды.

Персональный код – насыщение обряда лицами и персонажами, которые играют значимую роль в обряде. Они либо совершают обрад или адресуют действия участвующим лицам.

Темпоральный код – действия в обрядах приурочиваются к определенному времени, совершаются в определенное время года, суток, до или после какого-либо события.

Обряды насыщаются еще целым рядом художественных кодов (музыкальными, театральными, изобразительными и др.).

По Токареву - Обряд – это разновидность обычая. Цель и смысл которого – это выражение некой идеи, чувства, действия.

Они делятся на календарные (Обряды годового цикла связанные с событиями народного календаря, сменой времен года – посевом, жатвой), бытовые (Обряды жизненного цикла отражали главные события жизни человека - свадьба, крестины, новоселье) и связанные с определенными ситуациями (падеж скота, эпидемия, пожар). В прошлом календарные и семейные (бытовые) обряды не различались, их единство отражалось в общей символике, использовании одних и тех же атрибутов. Так, все праздничные обряды включали одни и тех действия: обход дворов (чтобы в каждый дом вошло благополучие), персонификацию праздника в песнях и ритуальных действиях с куклами (в образах Коляды, Масленицы, Купалы), употреблений определенных видов пищи (кутья, блины, крашенные яйца, печенье «Козули», «Жаворонки»), почитаний умерших предков.

Обряд тесно связан с обычаем. Обычай – это установившиеся в данном обществе правило поведения в определенных ситуациях. Обычаи не регламентированы как обряд.

Ритуал - это принятая последовательность определенных обрядовых действий, направленных на достижение определенного результата (благополучия, исцеления, обильного урожая, удачи на охоте) при совершении какого-либо религиозного акта. Ритуалы посвящались силам природы, а позднее – идолам и божествам. Проводились в особых местах – капищах, которые считались священными (высокие холмы, излучины рек, старые деревья, большие камни. Впоследствии изготавливались изображения богов – идолы). В числе ритуалов были жертвоприношения.

Регламентированный порядок действий сближает ритуал с обрядом.

Праздники - традиционный комплекс обрядов, ритуалов и традиций. Признаки праздника – это реализация коллективной памяти народа. Праздники всегда отличались повышенной эмоциональностью. Праздничные даты – это вехи, по ним отсчитывали время, от праздника к празднику. Ярким выражением традиционных обычаев и обрядов являются народные праздники.

Праздники на Руси имеют языческие и христианские корни. Из язычества пришел ежегодно повторяющийся круг праздников, связанных с циклическим развитием природы (народные праздники нецерковного происхождения: Святки, Масленица, Жатва, Ив. Купала). Годовой отсчет времени древние славяне начинался с праздника пробуждения весенней природы. Затем наступало время полевых работ, завершавшихся глубокой осенью, тогда отмечался второй основной праздник, посвященный уходу лета. В период сева праздники посвящались будущему урожаю, во время сенокоса и жатвы – благодарению природы за помощь. Заветные праздники – посвящались каким либо местным событиям, чаще трагическим, чтобы задобрить силы природы. Христианство принесло на языческую Русь свод праздников, каждый из которых был посвящен определенному святому или событию из библейской истории. Двунадесятые праздники – это двенадцать главных праздников православного календаря в честь Иисуса Христа и Божией Матери: Рождество Христово, Крещение Господня, Троица и т.д. Храмовые праздники – это местные праздники, связанные с освящением храмов или важнейшими событиями в жизни святых, в честь которых построены храмы. Праздники народного (языческого) и Христианского календаря своеобразно дополнили друг друга; с христианскими названиями дней стали связывать начало различных сельскохозяйственных работ. А некоторых святых стали воспринимать как покровителей определенных видов работ (Параскева Пятница). Языческие ритуалы стали составляющей многих христианских праздников - 7 июля Ив. Купала- Рождество Иоанна Предтеча. Поэтому проведение большинства народных и церковных праздников связано с обрядовыми действиями и ритуалами.
  1   2   3   4   5   6   7


4. Миф как первичный пласт культурной жизни древних славян
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации