Шпаковская С.В., Шпаковский В.О. Теория и практика массовой информации - файл n1.doc

приобрести
Шпаковская С.В., Шпаковский В.О. Теория и практика массовой информации
скачать (1923.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1924kb.13.09.2012 13:25скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Министерство образования Российской Федерации

Пензенский государственный университет

Шпаковская С.В.

Шпаковский В.О.


ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Методические материалы


Пенза
Содержание

Тема I. Понятие массовой информации 3

Социальная информация 6

Социальная информация – это информация возникающая в процессе освоения мира людьми. 6

Тема II. Развитие обмена информацией в древности 13

Тема III. Пражурналистские и раннежурналистские явления в обществе 50

Тема IV. Исторические типы и модели журналистик. 84

Тема V. Массово – информационная природа и принципы журналистики. Функции СМИ 95

Журналистика – от французского “дневник”, “журнал”. Способ воздействия, профессия, вид деятельности по сбору, обработке и распространению информации с помощью различных средств. 97

Руководящие органы формируют нормативную среду, определяют положение в обществе, права и обязанности учредителя и журналиста, ответственность социальных институтов, права массовой аудитории. 99

Тема VI. Типология и система СМИ 103

Тема VII. Управление массовой информацией 112

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЦПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИЕЙ 113

Тема VIII. Правовая культура журналиста 128

Заключение 140


Тема I. Понятие массовой информации



Информация (от латинского informare-«изображать») – осведомление, сообщение о положении дел или о чей-то деятельности, сведения о чём-то, факты, комментарии, а также звуки, изображения, ощущения – т.е. всё то, что мы получаем из окружающей нас среды посредством органов чувств.

Информировать – значит осведомлять.

Понятие «информация» используется в широком и узком смысле.

В широком – это вся совокупность сведений вербального (т.е. словесного) и невербального характера.

В узком – совокупность кратких некомментируемых сообщений об актуальных вопросах, касающихся абсолютно любой, значимой для данного человека или общества темы.
На экране картинка из фильма «Фараон», самое начало, с момента где в кадре ползут жуки, до слов – «Дорогу преграждает канал» – «Засыпать его!»
Рассмотрим понятие информации на примере данного отрывка из исторического художественного фильма «Фараон» по роману польского писателя Болеслава Пруса.

Человек видит жуков - это ВИЗУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Он знает, что священных жуков трогать нельзя – это ИНФОРМАЦИЯ СОДЕРЖАЩАЯСЯ В ПАМЯТИ,(социальная информация).

Он отдаёт приказ остановить движение войска – т.е. передаёт информацию другим.

Однако будет ли информация которой обмениваются участники данного эпизода по-настоящему массовой? Разумеется нет! Хотя со временем о произошедшем узнает не только всё войско наследника фараона, но и всё население Египта. Тем не менее эта информация всё-таки не будет массовой! Почему? Да потому, что передаваться она будет из уст в уста и каждый кто её будет передавать, станет это делать по-своему.

Обычно информация передаётся по следующей схеме:

С х е м а 1.


Источник информации
информации


Канал передачи информации

Получатель информации



В том случае если информация носит массовый характер, то схема в этом случае будет другая:
С х е м а 2.


Источник информации
информации

СМИ

Аудитория СМИ



В первом случае процесс идёт просто: «что вижу, что слышу, о том думаю и уже дальше передаю ли словами либо текстом».

Во втором случае всё то, что видится, слышится, о чём думается и что понимается каким-то одним человеком или же отдельной группой людей, одномоментно передаётся другой большой группе людей, для чего используются специальные средства массированного распространения информации.

В первом случае канал передачи информации может быть слуховым, визуальным, тактильным (т.е. посредством ощущения), причём в итоге информацию получит один или же несколько человек.

Во втором случае канал передачи информации будет равен средствам её массирования – т.е. это может быть пресса (газеты, журналы), радио и телевидение, которые сразу же доносят информацию до массовой аудитории её получателей, аудитории, которая настолько велика, что по справедливости называется массовой.

При этом информация делится на потенциальную и собственную (или усвоенную).

С х е м а 3.

Потенциальная информация




Весь объём переданных То, что из этого сообщения

знаний о явлении, было понятно и усвоено

предмете или человеке. аудиторией.

ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ВСЕГДА БОЛЬШЕ СОБСТВЕННОЙ, поскольку полностью усвоить информацию людям мешают самые различные барьеры восприятия- например, физическое утомление, отсутствие интереса именно к этой теме, неудачная форма подачи информации и т.д.
На экране кадры из фильма «Ирония судьбы или с лёгким паром». Момент, когда «товарищи» в ресторане в аэропорту слушают объявление о посадке на рейс Москва-Ленинград.
Как видите главной причиной того, что потенциальная информация была плохо понята героями популярного кинофильма «Ирония судьбы или с лёгким паром» заключается в том, что они были …в нетрезвом состоянии.

Т.е. в данном случае барьером для их восприятия являлся алкоголь!

Проводя сопоставление разных видов информации можно сделать вывод о том, что возможны два подхода к её анализу.

С х е м а 4.


Два подхода к анализу информации

СТАТИСТИЧЕСКИЙ СМЫСЛОВОЙ


Анализируется количество сигналов, знаков, смысловых единиц в том или ином объёме информации, система кодировки сигналов, ёмкость канала коммуникации.

Анализируется содержание текста, его смысловая нагрузка, эмоциональный заряд соответствие возможностям аудитории.


Социальная информация


Для всесторонней ориентации индивида, коллектива и всего общества в целом служат сведения, накопленные человечеством за всю историю его существования и непрерывно пополняемые с каждым прошедшим днём.

Социальная информация – это информация возникающая в процессе освоения мира людьми.


В свою очередь информированность людей зависит от естественно-географических и социально-экономических факторов, которые также играют роль барьеров на пути получения и усвоения необходимой людям социальной информации. В каких-то случаях, регионах планеты и социальных структурах её получить значительно легче, чем в других. Отсюда одновременно существующий дефицит и избыток информации.

Главной проблемой массовой аудитории является ОТБОР информации.

Сегодня нами усваивается лишь малая часть того, что есть в окружающем нас информационном пространстве.

В основе отбора информации лежат различные МОТИВЫ. Среди них – авторитетность источника информации, престижность обладания данной информацией, привлекательная форма подачи, полезность.

МОТИВЫ могут быть истинные и ложные, первостепенные и второстепенные, различаемые по их значимости.

Мотивы предопределяют ценность информации. К критериям оценки ценности информации относят:


Расшифровка терминов
Новизна информации – информация содержит ранее неизвестные сведения.

Достоверность – информация не содержит ложных сведений и адекватно, т.е. максимально точно отражает происходящее явление или процесс.

Своевременность – информация передаётся именно тогда, когда она особенно нужна.

Соответствие запросам потребителя- информация помогает улучшить качество жизни потребителя, предостерегает его от ошибок, доставляет удовольствие тому, кто ей владеет.

Вывод: любая социальная информация эффективна только тогда, когда она отражает тенденции существующих в обществе процессов и явлений. Значение социальной информации обуславливается потребностью общества в саморегулировании. Этот процесс обеспечивается посредством обмена информацией, передачей её от одних носителей к другим и массовым распространением информации полезной большому количеству граждан. Именно такая информация и является массовой. При этом массовая аудитория потребителей информации отбирает из её потока ту её часть, которая соответствует мотивам присущим данной аудитории.
Условия эффективного формирования массовой аудитории.

  1. Небанальное изложение.

  1. Декодируемость информации – т.е. её доступность для данной аудитории; соответствие манеры изложения её интеллектуальному уровню.

  2. Общественная значимость информации.

При этом особенностями массовой информации являются следующие:

  1. Отсутствие непосредственного контакта с аудиторией.

  2. Доступность информации для значительных групп населения одного города, региона, всей страны в целом.

  3. Возможность одновременного получения информации значительной массой населения города, региона, страны.

  4. Возможность для всех желающих участвовать в процессе обмена информацией: участие в работе СМИ ( средств массовой информации – газет, радио, телевидения), а также в использовании системы Интернет.

  5. Соответствие распространяемой информации запросам и нуждам данной аудитории.

  6. Стремление к достижению определённого «единомыслия» у данной аудитории.


В современных условиях в связи с развитием науки и техники роль информации в обществе стала особенно велика. От примитивных рисунков на стенах доисторических пещер, мы дошли до передачи информации с одного континента на другой через спутники связи, единая компьютерная система связи Интернет опутала весь земной шар.

Мир вступил в новую стадию развития, которая называется информационным обществом.

Основные признаки информационного общества

  1. Информация становится главным и наиболее ценным ресурсом общественного прогресса.

  2. Информационная деятельность становится ведущим видом общественной практики.

  3. Развитие технической и технологической базы информационных процессов определяют прогресс общества.

Мощь государства в этих условиях определяется величиной того объёма информации, которым оно владеет. Создана даже доктрина информационной безопасности России, утверждённая Президентом РФ осенью 2000 года. В ней зафиксированы основные положения в области распространения информации в современном гражданском обществе в нашей стране:

Последствия такого явления как информатизация, т.е. непосредственного влияния информации на жизнь общества, также, как и последствия любого открытия или научно-технического достижения могут быть как положительными, так и отрицательными.
Схема 5

Последствия информатизации


Положительные последствия

Отрицательные последствия

Культура и общество

Свободное развитие индивида

«Автоматизация» человека

Информационное общество

Дегуманизация жизни

Социализация информации

Технократическое мышление

Коммуникативное общество

Снижение культурного уровня

Преодоление кризиса цивилизации

Лавина информации




Элитарное знание (поляризация)




Изоляция индивида

Политика

Расширение свобод

Снижение свобод

Децентрализация

Централизация

Выравнивание иерархии власти

Государство-«надзиратель»

Расширенное участие в общественной жизни

Расширение государственной бюрократии




Усиление власти благодаря знаниям




Усиление манипуляции людьми

Хозяйство и труд

Повышение продуктивности

Все возрастающая сложность управления обществом

Рационализация жизни

Обострение промышленного кризиса

Повышение компетентности

Концентрация

Увеличение богатства

Подверженность кризисам

Преодоление кризиса

Стандартизация

Экономия ресурсов

Массовая безработица

Охрана окружающей среды

Новые требования к мобильности трудящихся

Децентрализация промышленности

Дегуманизация труда

Новая продукция

Стрессы

Улучшение качества

Деквалификация

Диверсификация продукции

Исчезновение многочисленных профессий

Новые профессии и квалификации




Международные отношения

Национальная независимость

Усиление взаимозависимости

Появляется шанс на развитие у стран «третьего мира»

Технологическая зависимость

Улучшение обороноспособности

Обострение отношений Юга-Запада




Уязвимость




Усиление опасности новой войны из-за обновления военных систем.


Вывод: массовая информация предназначена для широких масс населения. Носит общественно-полезный характер, когда удовлетворяет потребностям общества, а негативный, когда её содержание носит лживый или антиобщественный характер.

Распространение массовой информации невозможно без достижений науки и техники, развитие которых в современных условиях привело к появлению информационного общества в котором информация стала доминирующей силой общественного прогресса.
Вопросы и задания для проверки степени усвоения материала:


  1. Понятие информация используется в узком и широком значении (смысле) этого слова. Как это понимать?

  2. Информировать – значит…..

  3. Простейшая схема передачи информации выглядит так:



Источник информации
информации


?

?





  1. В том случае если информация носит массовый, характер канал передачи информации становится тождественен /равен/ -….

  2. К средствам массового распространения относятся: надписи на заборах, надписи на асфальте, рекламные щиты – или же это….

Ответ: газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет.

  1. Потенциальная информация и собственная информация это одно и тоже. Или нет? (Ответ: схема 3.)

  2. Составьте таблицу барьеров восприятия связанных с вашей учёбой в высшем учебном заведении.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Министерство образования Российской Федерации
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации