Роль физической культуры в здоровом образе жизни - файл n1.rtf

приобрести
Роль физической культуры в здоровом образе жизни
скачать (271.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf272kb.13.09.2012 13:12скачать

n1.rtf

Федеральное государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Московский Колледж Градостроительства и Предпринимательства

ФГОУ СПО МКГП

Реферат по дисциплине: «Физическая культура»

по теме:
Выполнила: студентка 3 курса

гр. ФС-1-08 МКГП

Тарасова Лидия

Проверила:
Оценка:

г. Москва 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

1. Здоровый образ жизни и физическая культура

2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

3. ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ



Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека на производстве, в учебе, в быту, в общении. Развитие физической культуры и спорта — одно из важнейших слагаемых сильной социальной политики, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей.

1. Здоровый образ жизни и физическая культура
Существует необходимый и достаточный уровень физической активности человека, характеризуемый общими показателями рационального содержания, структуры и использования активного двигательного режима. Этот уровень определяется анаболическим восстановлением после активной трудовой деятельности, при котором происходит увеличение и накопление пластических и энергетических ресурсов организма, повышающих его потенциал и работоспособность.

Регулярная физическая тренировка, повышенный двигательный режим у людей разного возраста способствуют повышению функциональных возможностей организма, улучшению здоровья. Особенно это проявляется у лиц, профессиональная деятельность которых имеет малоподвижный характер, не требует физических напряжений, а также у немолодых людей.

Рациональная форма двигательной активности — такая двигательная активность, которая обеспечивает необходимые и достаточные показатели физического развития и физической подготовленности, физической готовности к выполнению основных социальных функций, высокую профессионально-трудовую работоспособность, относительно низкую утомляемость в процессе и циклах труда, устойчивость внутренней среды организма, прочное здоровье и низкую заболеваемость в стандартных и меняющихся условиях труда и быта. Важным компонентом рациональной двигательной деятельности является физкультурно-спортивная двигательная деятельность человека, которая характеризуется ее объемом — количеством времени, затраченного на занятия физической культурой и спортом за определенный календарный цикл — сутки, неделю, месяц, год; интенсивностью занятий, измеряемой показателями физической нагрузки на организм, потреблением кислорода на килограмм веса человека; распределением физкультурно-оздоровительных занятий в календарном цикле; содержанием средств, используемых в занятиях, и способом их применения. Рациональный, удовлетворяющий биологические потребности организма двигательный режим повышает устойчивость организма к воздействиям внешней среды, в том числе различных неблагоприятных и критических факторов, способствует повышению общей и специфической работоспособности.

По мнению Куценко Г.И., ФК может стать элементом образа жизни людей, стать неотъемлемой частью культуры лишь тогда, когда человеческое тело осознается обществом, группой, индивидом как некоторая ценность или самоценность, как объект социально и индивидуально значимого характера. А известные теоретики физической культуры полагают, что формирование ФК и прочных навыков здорового образа жизни человека предопределяется решением комплекса пяти групп задач:

1) Формирование духовной сферы личности.

2) Укрепление здоровья, усвоение правил и норм ЗОЖ, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды за счет полной сохранности механизмов гомеостаза.

3) Физическое (точнее физкультурное) образование учащихся, включающее формирование специальных знаний в области ФК; совершенствование координационных способностей и расширение двигательного опыта в трех плоскостях пространства и в различных условиях опоры.

4) Совершенствование тех функциональных свойств или кондиционных возможностей, которые определяют успех двигательной деятельности.

5) Физическое развитие, формирование основных тотальных размеров, массы, пропорций, конституции тела, правильной осанки, предупреждение плоскостопия и т.п.

Он же сетует, что в государственных учебных программах по ФК для учащейся молодежи все замыкается на уровне физической подготовки. Отсутствует указание на необходимость формирования ЗОЖ, т. с. умение правильно питаться, соблюдать режим дня, применять гигиенические и закаливающие процедуры, избирать для конкретного случая правильный комплекс упражнений, определять рациональную последовательность и дозировку их выполнения и многие другие компоненты ФК.

Обобщая уже, следует заключить, что ФК способствует достижению и сохранению крепкого здоровья, высокой и устойчивой общей и специальной работоспособности, надежной резистентности и лабильной адаптации к меняющимся и сложным условиям внешней среды обитания. ФК помогает формированию и соблюдению полезного для здоровья рационально организованного режима трудовой и бытовом деятельности, обеспечивают необходимую и достаточную двигательную активность, а также активный отдых, то есть рациональным двигательный режим (РДР).

Занятия ФК обеспечивают формирование, развитие и закрепление жизненно важных умений, навыков, привычек личной гигиены, социальной коммуникативности, организованности и содействуют соблюдению социальных норм поведения в обществе и дисциплины, активному противоборству с нежелательными привычками и видами поведения.

В реальном осуществлении ЗОЖ возрастающую роль играет организующая и регламентирующая деятельность общества, в частности необходимая стандартизация уклада быта и включение в него активных занятий ФК. Прогрессивная стандартизация бытового уклада — рациональное добровольное и сознательное ограничение бытовой деятельности и наполнение ее наиболее полезными и общественно ценными занятиями с целью наилучшей реализации творческого потенциала людей для их всестороннего развития и совершенствования, всемерного развития способностей человека и на этой основе достижения наивысшей эффективности полезного труда. Стандартизация бытового уклада предусматривает необходимость рационализации; упорядочения двигательного и гигиенического режима средствами ФК, исключения бесцельного время провождения, обязательного включения активных занятий ФК в структуру бюджета времени.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ), как обновленное научное и бытовое понятие охватывает собой объективную потребность современного общества в здоровье, физическом совершенстве человека, в физической культуре личности. Характеризуя социокультурный аспект проблемы ЗОЖ, многие ученые справедливо отмечали, что проблема физической культуры как культуры телесного бытия человека не может быть сведена к какому-либо одному эмпирическому модусу своего проявления, хотя в настоящее время как в массовом, так и в теоретическом сознании преобладает узкое понимание физической культуры лишь как двигательной активности человека. В роли синтетического собирательного понятия, способного разрешить трудности анализа эмпирического материала, помогающего осмыслить современные явления практики физкультурно-спортивного движения все чаще применяется понятие «здоровый образ жизни». Еще О.А. Мильштейн указывал, что «…ЗОЖ выступает важнейшей характеристикой образа жизни личности и общества, отражает объективную потребность современного общественного развития». Одним из важнейших социальных факторов формирования образа жизни вообще и здорового образа в частности, выступают физическая культура и массовый спорт, называемые в последние 15—20 лет во многих странах «спортом для всех». Сейчас ЗОЖ в понимание многих — это активная жизнедеятельность человека в гигиеническом и социальном аспектах. ЗОЖ неразрывно связан с природными и социальными условиями и реализацией человеческих способностей в области труда отдыха, питания, культурных развлечений, соблюдением режима. занятиями ФКС и полнотой духовной жизни. ЗОЖ — это совершенствование активной адаптации к различным условиям внешней среды, а физическая культура представляет собой основу неспецифической профилактики нарушений различных функций организма.

Касаясь проблем ЗОЖ, можно отметить, что принцип здравостроительства был выдвинут еще в 20-х годах и что в наше время теория здоровья должна получить новое содержание и обеспечить деятельность в небывалой по остроте эколого-технологической ситуации, где речь идет не столько об укреплении здоровья, сколько о проблеме выживания. Президент ассоциации «Спорт для всех» подчеркивал, что физическая культура — стержневое, главное условие здорового образа жизни и в значительной степени охватывает собой понятие и явление ЗОЖ. Он так же признавал, что процесс формирования физической культуры тесно связан с такими объективными факторами образа жизни, как экономика и наличие свободного времени, экология и условия труда, жилищно-бытовые и другие условия, а также условия физкультурно-спортивных занятий.
2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА _ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Много лет в общественное сознание насаждалась мысль о том, что здоровье, его обретение и сохранность — поприще медицины, хотя даже в Большой медицинской энциклопедии сказано, что «медицина — одна из древнейших наук, имеющая целью лечение и предупреждение болезней человека», а это означает, что предписанная деятельность медицины — преимущественно на поле нозологии, но не в жизни здорового человека. Существующая система здравоохранения, ориентированная главным образом на борьбу с возникшими заболеваниями, неспособна радикально улучшить состояние здоровья населения нашей страны.

Действительно, выявление, изучение и смягчение последствий таких факторов риска, как социальные конфликты и социально-психологические напряжения, стрессы и психологический дискомфорт, а такие факторы риска охватывают более 70% населения, выходят из зоны профессиональной деятельности медицины. Здесь главным образом необходимы усилия социологов и психологов, социальных работников и педагогов. А к ряду приоритетных и действенных средств снятия социально-психологических напряжений, предотвращения и смягчения конфликтов и психических стрессов относятся занятия ФК, спортом, туризмом, рекреационные занятия физическими упражнениями.

О внедрении и развитии физической культуры и спорта (ФКС) среди трудящихся и членов их семей обстоятельно рассказывал президент Международной конфедерации спортивных организаций "Профспорт" на международном симпозиуме «Физическая культура и спорт в жизни трудящихся». Он указывал, что основным девизом конфедерации является достижение высокой трудовой и общественной активности трудящихся при максимальной продолжительности жизни. Основной задачей является помощь людям любого возраста, независимо от состояния здоровья, найти наиболее удачный вариант физкультурных рекомендаций, которые бы продлили им жизнь, сделал и работоспособными с наибольшей отдачей сил.

Ссылаясь на данные социологов, он подчеркнул, что человек, систематически занимающийся спортом, в 2—3 раза легче переносит тяготы жизни, на 15—20 % более инициативен в работе, общественной жизни коллектива, оказывает больше помощи своим товарищам, у него выше творческая активность, общительность, он больше уверен в себе, стремится добиться лучших результатов на том участке, где прилагает усилия, будь то производственная или общественная деятельность, учеба.

Это теоретизированное обобщение социальных функций ФКС в структуре ЗОЖ корреспондирует, соотносится с заключениями некоторых ученых в их работах о социально-педагогических аспектах ФК в практике физкультурно-оздоровительной работы. Один из автор сформулировал одну из исходных теоретико-методологических позиций как признание, что физическая культура как феномен культуры не может быть сведена к природным явлениям, к физическим качествам человека, свойствам его организма и биологическим системам жизнеобеспечения, телесность человека является базисной характеристикой человека, но его духовность, интеллект неотделимы от человека и от его физической культуры.

Все высказанное выше позволяет заключить, что активная роль ФКС в реализации ЗОЖ несводима к выполнению систем физических упражнений, но охватывает среду формирования, развития и совершенствования личности, социализации человека. Следовательно, проблема внедрения ЗОЖ в быт не может решаться изолированно от решения других экономических, политических, социокультурных проблем, стоящих перед обществом. Можно сказать, что проблема ЗОЖ и использования ФКС в его осуществлении решаема на трех уровнях: социальном, инфраструктурном и личностном.

Иными словами, создание и обеспечение экономических, правовых, этических и прочих общесоциальных норм отношения к ФКС и ЗОЖ должно осуществляться самим обществом на общесоциальном уровне.

Это значит, что решение проблем ЗОЖ, развития ФКС в значительной мере и весьма тесно связано с использованием людьми, обществом в целом своего свободного времени, являющегося неизмеримым социальным богатством и объективным пространством осуществления культуры человека.
3. ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Одним из важнейших разделов физкультуры является гигиена. Которая, изучает влияние условий жизни, учебы и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий для существования человека, сохранения его здоровья и продления жизни. Гигиена происходит от греческого hydienos, что означает «содействующий здоровью», «приносящий здоровье» и слово «санитария», от латинского sanitas, т. е. здоровье. Термины эти не равнозначны: гигиена дает знания о здоровье; санитария же занимается практической реализацией требований гигиены, соблюдением необходимых правил.

Убедительным свидетельством эффективности союза медицины и физической культуры является создание научной и учебной дисциплины – гигиены физической культуры и спорта, которая изучает влияние различных факторов внешней среды на занимающихся, с включением основных элементов и средств воздействия личной гигиены, закаливания, питания, режима труда и отдыха, использования естественных сил природы.

Ритм – есть форма движения живой материи. Иными словами материя существует в движении, а движение ритмично. Организм человека находится в плену суточного, недельного и годового ритмов. Ритмично работают наше сердце, легкие, мышцы и ЦНС Ритм температуры тела повторяет такие физиологические функции организма, как сердцебиение, дыхание и артериальное давление. На протяжении суток работоспособность человека также ритмически изменяется: постепенно повышаясь в утренние часы, она достигает максимального уровня в 10-13 часов, а затем к 14 часам обычно снижается. Далее происходит новое повышение работоспособности, которое после 20 часов постепенно снижается.

Вес тела здорового человека находится в определенной зависимости от его роста, телосложения и других показателей физического развития. Народная мудрость гласит: «Чем тоньше талия, тем дольше жизнь, чем толще талия, тем короче жизнь».

Хорошо и радостно живется тому, кто здоров: и работается легко, и отдыхается весело. Многие умы с создания мира отмечали, что ни одному человеку не удается победить смерть, но каждый, соблюдая требования санитарии, гигиену и диету, может обеспечить долгие годы своего здорового образа жизни, приносить радость себе, своим родным и близким.

Современный рацион – это слизеобразующий фактор, который накапливается в гайморовой полости, ушах, легких, кишечнике, особенно в прямой кишке, и других органах. Обычная наша пища никогда полностью не переваривается, а накопленные остатки никогда полностью не удаляются. Исследования показывают, что даже на 11-12 день при полном воздержании от пищи ее значительные запасы остаются в кишечнике. Таким образом, наша система выделения медленнее, а то и ускоренно, но неизбежно засоряется. В этом основная причина многих болезней.

Продолжительность жизни любого существа может превышать период времени, за которое оно достигает зрелости, в 14 раз. Доктор Христофорсон из Лондона, например, убежден, что человек может прожить 300, 400 или даже 1000 лет, если организм обеспечивается всеми необходимыми веществами жизнедеятельности. Наш алгоритм, контролирующий оздоровительный эффект учебно-тренировочного процесса есть ни что иное как формула теоретического бессмертия человека. И насколько высока будет мудрость познания человека самим себя, настолько он приблизит продолжительность практики своей жизни к теоретической бесконечности.

По данным Лондонского общества страхования жизни, у людей, вес которых превышает среднюю норму для их возраста и роста на 35 и более процентов, смертность в полтора раза больше средней. Когда же окружность живота превышает окружность груди при полном вдохе более чем на 5 см, смертность повышается еще на 50 процентов. Росто-весовой показатель пропорциональности не выдумка, а закон природы как гарантия оптимальности физического и психического благополучия человека. Диапазон допустимых весовых границ диктует высвобождение или забор биоэнергетики на переваривание пищи и на защиту жизни от аутоинтоксикации, которая практически постоянно вводит гомеостаз в зону экстримальности. Поэтому на активную физическую и интеллектуальную деятельность биоэнергии просто не хватает. То есть коэффициент утилизации пищевого энергоснабжения равен нулю или идет с минусовой отметкой, не обеспечивая рентабельности жизнедеятельности организма, накапливает усталость, которая в свою очередь, переходит в хроническую, поражая все большую массу людей, невзирая на возраст и социальное положение.

Первыми признаками этого явления является отсутствие аппетита и плохой сон, депрессия и блуждающие боли в суставах и мышцах, вялость и головные боли.

Физические упражнения, бег, закаливание могут до определенного периода или возраста их приглушить. Но наступит день когда вы не сможете утром надеть носки, заправить постель. Кроме «болевой окрошки» появится гипертония с ее кризисами, холодный и горячий пот по ночам и особенно под утро, хоть выжимай простыню. Значит вы вошли в зону экстримальности. Перестали выполнять свою достаточную функцию кишечник, почки, печень, легкие, несмотря на то, что они на первых стадиях могут и не подавать сигналов бедствия, задыхаясь в продуктах собственного распада и аутоинтоксикации. Все это в конечном итоге убивает ЦНС и проводящие пути, поражает сердечную мышцу и суставы.

Даже одноразовое потребление хорошей и вкусной, но смешанной пищи, с несовместимыми компонентами белков, углеводов, жиров и алкоголя может в течение ближайших часов вызвать резкое повышение температуры тела до 38-40 градусов. Внешнее состояние больного может выглядеть и как простудное, и как ОРЗ, и как вирусное. Мы подтверждаем и считаем, что простудных заболеваний нет, нет и большинства болезней, которые относятся к наследственным или врожденным. Есть их закладка, по малограмотности и невежественности, отца и матерью, в эмбриональном и утробном развитии ребенка. Неблагоприятный фон развития беременности, затрудненные физической немощью роды, стрессовые ситуации, питание матери и кормление малыша, экология, климатические условия, времена года, быт-суть лишь следствия в нарушении санитарно-гигиенических норм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Таким образом, в общественном сознании прочно утверждается мнение, что физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни (ЗОЖ), который, в свою очередь, — не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого.

  2. Http://www.wikipedia.ru – Открытая он-лайн энциклопедия.

  3. Воробьев В.И. "Слагаемые здоровья". М., Интел, 2002.

  4. Дергачев Ю.В. Школа здоровья. - СПб, 2001.

  5. Куценко Г.И., Ю.В. Новиков "Книга о здоровом образе жизни". М., Приор, 2000.

  6. Жолдак В.И. Социология физической культуры и спорта. Кн. I. Москва.,2003.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации