Вараксин Г.С. Основы обучения. Современная концепция самообучения и саморазвития - файл n1.doc

приобрести
Вараксин Г.С. Основы обучения. Современная концепция самообучения и саморазвития
скачать (364 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc364kb.13.09.2012 13:10скачать

n1.doc




Пермский региональный институт педагогических информационных технологий


Вараксин Г.С.

Интерактивные средства обучения



Вараксин Г.С.

Курс «Современные образовательные технологии»

Вашему вниманию предлагается серия оригинальных учебно-методических пособий по школьному курсу информатики, компьютерным технологиям, ТРИЗ, информационным образовательным технологиям, психологии успеха.

Эти учебно-методические материалы отличаются от традиционных учебных пособий тем, что они включают в себя систему структурированных карт (опорных конспектов), оформленных на основе использования следующих приемов преобразования текстовой информации:

Основное назначение учебно–методических материалов, построенных на основе использования когнитивных опорных конспектов – это организация и информационное обеспечение самостоятельных учебных действий учащихся на принципах модульного и дистанционного обучения

На основе системы структурированных информационных когнитивных схем могут быть разработаны компьютерные интерактивные обучающие системы средствами Power Point, HTML.




ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ



Вараксин Г. С. Основы обучения. – Пермь: .

Всю осмысленную информацию из внешнего мира люди получают сознательно. И если кто-то считает, что он знает много, то глубоко ошибается. Удовлетворенность своими знаниями является основной помехой для обучения. Сознательно человек способен ухватить своим пониманием лишь микроскопический кусочек того безразмерного и многообразного объема информации, который нас окружает. Ограниченность нашего сознания подтверждается тем, что оно оказывается способным единовременно воспринимать и некоторое время сохранять следы семи, плюс – минус два переменных отрывков (единиц) информации. Подсознание, в отличие от сознания – это потенциал жизнеобеспечения всего нашего организма, совокупность нашего прошлого опыта и опыта наших предков. Понятия сознательного и неосознаваемого являются центральными для рассматриваемой модели того, как мы учимся. Обучение - это процесс моделирования окружающего мира в мозгу человека. Для построения эффективных моделей учебного процесса необходимо учитывать материал данного пособия, в котором подробно рассмотрены принципы восприятия учебной информации на основе научных представлений о механизмах мышления в мозгу человека.

Пособие адресовано слушателям курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки ПКИПКРО

© Вараксин Г. С., 2009

© ПКИПКРО, 2009

Учебное издание

Вараксин Геннадий Сергеевич

Основы обучения



1. ВВЕДЕНИЕ

2

1.1 Век индустриальный и век информации

3

1.2 Качества личности, необходимые для жизни в информационном обществе

4

1.2.1 Четырехзвенная циклическая модель успешной деятельности

6

2. ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

9

2.1 Лестница компетентности

12

2.2 Структура памяти человека

14

2.3 Восприятие информации человеком

18

2.4 Реактивное и проактивное мышление

22

2.5 Цели обучения

26

2.6 Современная концепция самообучения и саморазвития

30

2.7 Стили обучения

32

2.8 Зона обучения

35




Содержание

1



Сегодня самый опасный совет, который можно дать ребенку – это: «ходи в школу, получай хорошие отметки и ищи стабильную работу». Это старый совет – и очень плохой.

Сейчас в мире происходят такие серьезные изменения, которые раньше людям и не снились. На смену веку индустриальному пришел век информационный (см. стр, 3). Теперь мы вынуждены приспосабливаться к жизни в условиях постоянной нестабильности. Все чаще жизнь заставляет нас искать новые источники дохода и учиться рассчитывать только на свои силы. Если Вы хотите добиться успеха в жизни и финансовой независимости, то единственный шанс для Вас – изменить свою жизненную позицию, свои мысли и развивать в себе определенные качества (см. стр. 4), необходимые для успешной жизни в информационном обществе, построенном по законам рыночных отношений.

Образовательный процесс в школе также должен меняться. Фронтальная классно – урочная система обучения, которая родилась более трех веков назад и в почти неизменном виде дошла до нас, несовместима с компьютерными технологиями и не способна в настоящее время обеспечить решение задач подготовки школьников к реальной жизни.

Модульное обучение способно вывести из кризиса современное образование. В этой технологии заложены потенциальные возможности формирования у школьников системного мышления, навыков управления и способностей к саморазвитию своей личности. После изучения модульных учебных курсов учащиеся готовы к восприятию учебной информации в режиме дистанционного обучения и способны продолжать эффективно воспринимать новые знания путем самообразования.

ВВЕДЕНИЕ


1

2

Качества личности, необходимые для жизни


в и н ф о р м а ц и о н н о м о б щ е с т в е

Век индустриальный и век информации


1.1




Так было. Век промышленности закончился. Денежные потоки изменили свое направление !

Наступил век информации ! Большинство людей оказалось

не готово к тем изменениям,

которые произошли в мире.

3

1.2

4



На схеме 1.2 (стр. 4) выделены три качества успешного человека: умение ставить цели, чувствительность, гибкость. Это сделано не случайно. Именно эти параметры являются первичными и определяют возможности достижения успеха. Они являются необходимыми компонентами «Модели успеха» (см. стр. 6), на основе применения которой возможно формирование и развитие остальных качеств успешной личности.

Всех успешных людей объединяет то, что все они хорошо умеют делать три вещи:

  1. Они хорошо знают то, что хотят получить и имеют ясное представление о предполагаемом результате в любой ситуации

  2. Они весьма внимательны и чувствительны для того, чтобы заметить, что они двигаются к результату или достигли его

  3. Они имеют достаточно гибкости, чтобы настойчиво изменять свое поведение до тех пор, пока не получат то, что они хотят

Организация своей жизни в соответствии с «моделью успеха» означает непрерывный учебный процесс, причем жизнь является в этом случае нашим лучшим учителем. Нет ошибок, есть обратная связь. Все реальные ситуации, в которых мы оказываемся каждый день, постоянно дают нам ценную информацию о том, правильно ли мы живем, раскрываем ли свой потенциал, данный нам от рождения


Четырехзвенная циклическая модель

успешной деятельности

1.2.1

Четко определите, что Вам нужно ?

Постановка целей

Наблюдайте за происходящими изменениями

Обратная связь

ДЕЙСТВУЙТЕ !

Будьте гибкими

6

5



В основе успешной деятельности в любой области (спорт, образование, политика, бизнес и пр.) лежит циклическая модель (см. стр. 6), построенная в соответствии с законами кибернетики. Эта удивительно простая, но вместе с тем универсальная модель включает в себя четыре звена, каждое из которых является частью системы и все они во взаимодействии друг с другом необходимы для достижения успеха. Можно сформировать в себе и развить любые человеческие качества, получить новые знания на уровне профессиональной компетентности в любой области деятельности, решить проблемы, если человек учитывает и применяет циклическую модель успеха в своей жизни.

В реальной жизни успешный человек постоянно корректирует те или иные цели или отказывается от тех из них, которые ранее представлялись ему важными. Он или подстраивает себя под окружающий мир и становится более реалистичным, если обстоятельства от него не зависят, или предпринимает конструктивные действия по отношению к тем вещам, которые можно изменить. В итоге такой человек постоянно возвращается к началу цикла, пересматривая свои цели и двигаясь по направлению к новым целям, актуальным в настоящее время. При этом успешный человек не испытывает негативных эмоций из-за неудач, он просто повторяет цикл, меняя свои действия до тех пор, пока не получит нужный результат.



Непрерывный процесс обновления техники и технологии в условиях современного производства предъявляет высокие требования к подготовке специалиста. Эти требования можно выразить одной фразой: «профессиональная компетентность». М.А.Чошанов определяет этот термин, как совокупность следующих качеств работника:


ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ


2

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Мобильность

з н а н и я

Критичность мышления

Г и б к о с т ь

м е т о д а

7

8



Цели

обучения


26

2.5

Реактивное


и проактивное мышление

22

2.4



Всю осмысленную информацию из внешнего мира люди, независимо от пола, возраста и социального положения, получают сознательно. И если кто-то считает, что он знает чересчур много, то он глубоко ошибается. Удовлетворенность своими знаниями является основной помехой для обучения.

Сознательно человек способен ухватить своим пониманием лишь микроскопический кусочек того безразмерного и многообразного объема информации, который нас окружает. Подсознательно мы замечаем, а потом реагируем на значительно большее количество информации по сравнению с теми фрагментами, которые в состоянии сознательно осмыслить. Ограниченность нашего сознания подтверждается тем, что оно оказывается способным единовременно воспринимать и некоторое время сохранять следы семи, плюс – минус два, переменных отрывков (единиц) информации. Маленькие куски информации формируют какие – то привычки, стандарты поведения. Благодаря этому освобождается место в сознании, чтобы воспринимать новые порции разрозненных кусков ограниченной информации. Подсознание, в отличие от сознания – это потенциал жизнеобеспечения всего нашего организма, совокупность нашего прошлого опыта и опыта наших предков, средоточие той информации, которая минуя наше сознание, неосмысленной, а значит незамеченной, попадает в наш мозг. Идея постижения бесконечно сложного мира с помощью сознательного разума, который может охватить лишь около семи единиц информации, является очевидно смехотворной.

Ну а человек, с достойным лучшего применения упрямством, из поколения в поколение стремится постигнуть многомерность окружающего мира, используя микроскопические возможности своего сознания.

Чем и как человек думает?

9

10

Стили обучения

М е т о д

Хани - Мамфорда

2.7

32

З о н а

обучения


35

2.8


Лестница компетентности

2.1


НЕОСОЗНАННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

О С О З Н А Н Н А Я КОМПЕТЕНТНОСТЬ

О С О З Н А Н Н А Я НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ

Высший уровень компетентности

Значительный опыт, приобретенный в учебных ситуациях и реальной жизни (автопилот). Примеры: профессиональный водитель автомобиля, музыкант, спортсмен . . .

Результат упорного учебного труда (человек может сознательно применять в жизни полученные знания)

В результате каких либо событий человек убеждается, что он не так компетентен, как ему казалось и у него появляется потребность в дополнительном обучении.

Понятия сознательного и неосознаваемого являются центральными для рассматриваемой модели того, как мы учимся. Сознательным считается нечто, если это в настоящий момент осознается (например это предложение, которое вы сейчас читаете). Неосознанным считается то, что в настоящий момент не осознается. Окружающие звуки, которые вы можете слышать, были, вероятно, неосознанными до тех пор, пока вы не прочитали это предложение. Воспоминание о том, как вы в первый раз увидели снег, почти наверняка находится вне вашего сознания.

Если вы когда–нибудь помогали ребенку учиться кататься на велосипеде, то вы поймете, насколько неосознанным стало это умение в вас самих. Мы живем в культуре, которая поддерживает убеждение о том, что большую часть того, что мы делаем, мы делаем сознательно.

И тем не менее, большую часть из того, что мы делаем, и то, что мы делаем наилучшим образом, мы делаем неосознанно.

Обучение – это процесс моделирования окружающего мира в мозгу человека. Мы создаем свои модели посредством ТРЕХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ МОДЕЛИРУЮЩИХ ПРОЦЕССОВ: обобщения (генерализации), исключения (стирания) и искажения.

Эти процессы позволяют нам выжить, расти, учиться, понимать и переживать богатство, которое предлагает нам мир. Но если мы ошибочно принимаем нашу субъективную реальность за действительность, те же процессы ограничивают нас и уничтожают нашу способность к гибкости наших реакций

11

12



Обучение любому навыку включает в себя четыре стадии (см. стр. 12): неосознанное незнание, осознанное незнание, осознанное знание, неосознанное знание

На первом этапе человек не только не осознает, как что-то сделать, но даже то, что он сам этого не знает (если вы никогда не управляли автомобилем, вы понятия не имеете о том, на что это похоже). Не осознавая возможных масштабов знаний, необходимых ему для приобретения конкретного навыка, человек, как правило, бывает излишне самоуверенным.

Авантюристичность, присущая первому этапу, по мере его преобразования во второй, незаметно для самого человека превращается в негативное убеждение о непреодолимости этого этапа. Причиной этого является сам факт осознания человеком глубины своего незнания. Самое странное, что, чем больше и полнее человек осознает, что и как ему предстоит сделать, тем больше он сам себя и убеждает, что «это мне не под силу» или «у меня это никогда не получится» и т.д. именно на этом этапе у человека может быть сформирована потребность в дополнительном обучении. При этом можно вспомнить пословицу: «Глаза боятся, а руки делают». Все начинается с первого шага. Необходимо большие цели разложить на совокупность реально достижимых задач и начинать действовать в соответствии с моделью успеха (стр. 6).

Неоднократно выполняя необходимые учебные действия, на третьем этапе усвоения информации человек надежно «запаковывает» е в своем сознании. Человек знает, как все это нужно сделать, но на практике вынужден на этом концентрировать на этом все свое внимание. Это происходит потому, что приобретенные им навыки фрагментарны, и не соединены в сознании в единую технологию.

Говорят от умения до мастерства – только один шаг, но этот шаг – освоение четвертого этапа, когда те отдельные навыки, которые были приобретены, незаметно сливаются воедино. Таким образом, функции управления новым навыком перешли к подсознанию и освоенное умение стало привычкой и стало применяться автоматически, освободив наше внимание для восприятия новой информации.



Структура памяти человека

2.2

90 %

Зрение Слух

Вкус Обоняние Осязание


Незначительный объем информации. Время хранения < 1 мин.

Незначительный объем информации. Время хранения < 10 час.

Объем информации  . Время хранения  .

Внимание – это узенькая дверь, через которую происходит общение нашего сознания с в н е ш н и м м и р о м

Неосознанное незнание

Неосознанная компетентность

Осознанное

з н а н и е

Осознанное незнание

13

14



Функционально память человека разделяется на три блока: кратковременного, оперативного и долговременного запоминания (см. стр. 14).

Первоначально вся смысловая информация по визуальному или аудиальному каналам сенсорного восприятия поступает в кратковременную память, которая характеризуется незначительным объемом восприятия любой информации на короткий период времени – не более 1 мин.

Из кратковременной памяти переработанная смысловая информация поступает в оперативную память, которая характеризуется примерно такими же объемами, но уже с временем хранения до 10 часов. В этом несложном процессе есть один нюанс: в оперативную память попадает только опознанная информация (понятая и осмысленная). Это осмысление информации осуществляется при помощи смыслового фильтра, расположенного между кратковременной и оперативной памятью.

Из блока оперативной памяти информация поступает в банк долговременной памяти, объемы которого и время хранения информации практически безграничны. Блок долговременной памяти, в свою очередь, подразделяется на сознательную и подсознательную части. В блок долговременной памяти осмысленная информация в основном попадает при условии ее неоднократного повторения и применения. Увеличение числа повторений обеспечивает запоминание информации на более длительный период.



Сравнивая между собой схемы (стр. 12 и 14) можно заметить, что количество функционирующих блоков памяти и этапов смысловой обработки информации совпадает. Причем это совпадение не только количественное, но и качественное.

Появление информации в блоке кратковременной памяти функционально сочетается с содержанием первого этапа процесса мыследействия – неосознанного незнания. Для того, чтобы информация попала и надежно закрепилась в сознательной части блока долговременной памяти, необходимо ее неоднократное повторение. И чем больше, тем лучше. Но именно этого чаще всего и не происходит, потому, что на втором этапе мыследеятельного процесса – осознанного незнания – человек зачастую не видит смысла в повторении и выполнении необходимых учебных действий. Для него это бессмысленно уже потому, что он убедил себя, что «мне это не под силу», «у меня это никогда не получится», «все мне говорят, что даже не стоит и пытаться» и пр. так мыслят зависимые (реактивные) люди (см. стр. 22). Поэтому даже понятая, но не повторенная человеком информация спустя 9 – 10 часов забывается, не успев на третьем этапе перейти из оперативной памяти в сознательную часть блока долговременной памяти.

Для тех же, кто при помощи сознательных волевых усилий проходит весь цикл мыследействия от начала до конца, попадание информации на четвертом этапе в подсознательную часть блока долговременной памяти происходит автоматически. Так организуют процесс обучения люди с проактивным мышлением, с лидерскими качествами.


15

16



Безусловно многие из читателей многократно на себе испытывали трудоемкость технологии процесса мыследействия – сознательно – осмысленного усвоения информации. Поэтому у большинства из них невольно могут возникнуть вопросы:

На оба вопроса ответ: да, существует. Но только ответ на первый вопрос – тема особого разговора (НЛП – моделирование). А ответ на второй вопрос человечество решало множество веков своего существования, стремясь максимально усовершенствовать возможности единственного, находящегося в его распоряжении сознательно – осмысленного усвоения информации.

Результаты достижений человечества на этом нелегком пути изложены в данном методическом пособии


Восприятие информации человеком

2.3

Зрительное восприятие


Тактильные ощущения





Чтение

Записывание

Рассматривание

Визуализация


Проблемы:




Представление в уме зрительных образов по письменному или устному описанию

Конспектирование

в процессе обучения

Э т о п р о ц е с с

обработки информации, который помогает понять и запомнить учебный материал

Слушание


Многие люди не любят читать, но при этом хорошо воспринимают информацию на слух

Эти сенсорные каналы восприятия имеют ограниченное применение для целей обучения

Обоняние и вкус

Ощупывание

Практическая деятельность


Имеет большое значение

в обучении определенным навыкам. Есть люди, у которых обострено тактильное чувство.

Такой подход к обучению дает возможность достичь уровня неосознанной компетентности (погружение в ситуацию, близкую к реальной). Это обучение – тренинг.

17

18



На эффективность процесса восприятия учебной информации большое влияние оказывает то, как люди реагируют на различные раздражители (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые). Эти индивидуальные реакции являются сенсорными особенностями личностями и это необходимо учитывать при организации учебного процесса.



19

20





Смысл упражнения в том, чтобы освободиться от ограничений в восприятии внешнего мира, научиться видеть, слышать и чувствовать – вместо того, чтобы догадываться о том, что вы могли бы увидеть, услышать или почувствовать.

  1. 5 минут видеть. Выберите точку, в которую вы можете смотреть, не напрягаясь, и оставьте взгляд в этой точке. Теперь обратите внимание на то, как много вы можете увидеть: свет из окна . . . и одновременно свет ламп с потолка . . . вы видите на полу желтый линолеум с коричневым узором . . . замечаете многие мелкие подробности . . . и удивляетесь тому, как много вы видите.

  2. 5 минут слышать. Если у вас устали глаза, можете их закрыть, потому что все, что от вас сейчас требуется – это слышать. Вы можете слышать очень много звуков, если на это будете обращать свое внимание. Есть относительно громкие (чей – то голос), и какой – то звук на другом этаже . . . и есть относительно тихие, например тиканье часов , . . и шум вашего дыхания . . . По улице иногда проезжают автомобили, и вы слышите их шум . . .

  3. 5 минут чувствовать. У вас сейчас есть очень много ощущений, самых разнообразных. И до тех пор, пока вы об этом не прочитали, вы возможно не чувствовали прикосновение руки к щеке, или что руки соединены между собой, или что руки лежат на бедрах . . И что руки теплые, и у них есть какая-то тяжесть . . . и что вы прикасаетесь к спинке стула и ощущаете его твердость . . И что ваши подошвы прикасаются к полу . . . Ваши руки, ноги, мышцы тела могут быть расслабленными или напряженными. . . Вы можете почувствовать тяжесть вашей одежды, тяжесть часов на руке, тепло или холод . .

Упражнение «ПРОЧИСТКА КАНАЛОВ»


Реактивное и проактивное мышление

2.4









Растрачивание нашей энергии на круг забот (жалобы, обвинения, давление на людей – роль жертвы или агрессора) – негативная (разрушительная) энергия

Фокусировка на круге влияния – поиск причин в себе – ответственность на себя – изменение себя – позитивная (созидательная) энергия


Жертва

Агрессор

Волшебник

разрушение

СВОБОДА ВЫБОРА


21

22



Когда человек объясняет свои действия лишь внешними причинами и перекладывает свои неудачи и ответственность за них на других людей или обстоятельства, ищет виновников – он мыслит реактивно (раздражитель – реакция). Это примитивный способ мышления зависимого человека – психология неудачника. Реактивные люди зависят от физических условий окружающей среды, от отношения к ним окружающих людей. Такие люди пользуются лексикой, которая снимает с них ответственность: «я ничего не могу поделать», «вот такой я есть», «он меня так раздражает», «мне придется это сделать», «я не могу . .», «я вынужден . . ю», «если бы . . .». Такие люди обычно находятся в подчинении у других людей и реализуют их цели. Чаще всего они испытывают негативные эмоции, так как исполняют роль «жертвы», накапливая при этом комплекс обиды.

Есть другая категория людей, которые берут ответственность на себя и сами определяют свою реакцию на раздражители (стрессоры). Такие люди реализуют уникальный человеческий потенциал на основе развития способностей подчинять импульсивные реакции своим ценностям. Они обладают свободой выбора, в отличие от реактивных людей, которые такой свободы не имеют. Проактивные люди не просто подавляют эмоциональные реакции своего подсознания, они очень тонко влияют на него на основе внутреннего согласия с самим собой, у них нет внутреннего конфликта между сознанием и подсознанием, что дает возможность не накапливать в себе негативные эмоции. Речь проактивного человека отражает его мысли: «я могу . .», «я выбираю . .», «я предпочитаю . . », «я сделаю . . .», «посмотрим, какие есть возможности»


Есть один прекрасный способ определить степень нашей

проактивности – это посмотреть, чему мы посвящаем большую часть своего времени и энергии. Каждого из нас волнует или заботит широкий спектр вопросов и явлений: наше здоровье, наши дети, наши проблемы на работе, угроза ядерной войны, погода за окном, наше прошлое и пр. Все эти вещи, оказывающие на нас эмоциональное или интеллектуальное влияние условно поместим в «Круг Забот» (см. стр. 22). Если мы присмотримся к нашему Кругу Забот, то увидим, что некоторые из входящих в него вещей мы контролировать не можем, в то время, как другие подвластны нашему влиянию. Эту последнюю группу забот мы можем объединить, поместив их в меньший по размеру «Круг Влияния». Определяя, на каком из этих двух кругов мы фокусируем большую часть нашего времени и энергии, мы можем судить о степени нашей проактивности.

Проактивные люди фокусируют свои усилия на Круге Влияния. Они направляют свою энергию на то, что подвластно их влиянию. Природа их энергии позитивна, она расширяет, увеличивает Круг Влияния. Эти люди непрерывно увеличивают свой потенциал и тем самым притягивают к себе других людей.

Реактивные люди, напротив, растрачивают свои усилия в Круге Забот. Они фокусируют внимание на слабостях других людей, на проблемах внешней среды и обстоятельствах, на которые они влиять не в силах. Это проявляется в постоянных жалобах и обвинениях, в реактивной речи и в ощущении себя жертвой. Вырабатываемая при этом негативная энергия в сочетании с пренебрежением теми сферами, в которых эти люди могли бы что-то сделать, заставляет их Круг Влияния сжиматься, что приводит к еще большей зависимости от внешнего мира. Фокусируясь на Круге Забот, реактивные люди позволяют тому, что находится внутри него, управлять ними.

23

24





Роль: «тиран – жертва» (реактивное мышление)

Модель «Хозяин (Волшебник)» (проактивное мышление)

Все мы являемся учениками в школе Господа Бога, в школе жизни. И проходим свои уроки. Если мы из­влекаем позитивные уроки из жизненных ситуаций, растем над собой, то сможем перейти на новый уро­вень развития.


Позитивная модель мышления (роль «волшебника»)

Цели обучения

Желание учиться


Хорошая оценка


НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ

(осознание незнания)

ПРИМЕНЕНИЕ !!!

истинная цель обучения

НЕТ ЦЕЛИ

ОЦЕНКА


ложная цель

Мышление

Память

ТУПОСТЬ


(неспособность учиться)

Мышление

Препятствия

в обучении

НЕПОНИМАНИЕ


ОБМАН

Оценка

2

Вандализм

Зубрежка

Память


«БЛЕСТЯЩЕЕ НЕПОНИМАНИЕ»

Мышление

Препятствия в обучении

Непонятое

с л о в о

Нарушение принципа постепенности

Отсутствие м а с с ы

Возврат (гиперсвязи)

Компенсация м а с с ы

Смысловой фильтр

(отбор ключевых данных)
Систематизация, структурирование

Понимание

Тренировка

КОНТРОЛЬ

ПРИМЕНЕНИЕ


Прояснение слов по словарю

2.5

25

26



Перед началом обучения возможны три варианта:

  1. Учащийся не ставит личных целей и не хочет учиться

  2. Учащийся ставит цель получить хорошую оценку (заслужить похвалу родителей, учителей). Это ложная цель

  3. Учащийся стремится к получению знаний и формированию умений для того, чтобы применить эти знания и умения в практической деятельности. Это вариант постановки истинной цели - обучение для применения

На схеме 2.5 (стр. 26) графическими средствами показаны учебные результаты и возможные последствия в зависимости от того, какой из трех возможных вариантов выбрал обучаемый.

Первый случай самый плохой. Если человек не хочет учиться, научить его чему – нибудь невозможно. Для получения учебного результата требуется желание учащегося. Когда нет целей и отсутствует мотивация к обучению ребенок не прикладывает никаких усилий и не выполняет учебные действия, в результате он производит впечатление «тупого» ученика и получает плохие оценки. Его за это наказывают, приклеивают ярлык «двоечника», вследствие чего нежелание учиться еще больше усиливается. Негативные эмоции накапливаются, что вызывает у обучаемого вспышки агрессии по отношению к школе и учителям. Это порочный круг, из которого трудно выйти. Так формируются и закрепляются стереотипы реактивного мышления.

Второй вариант – ложная цель обучения. В этом случае учащийся достигает тех целей, которые он ставит. Хорошую оценку можно получить и при отсутствии знаний. Существует много способов обмана преподавателя (списывание, подсказки). Можно нагружать механическую память и заниматься зубрежкой, когда нет понимания. Нет стимулов для развития способностей к обучению. Результат – «блестящее непонимание», которое не гарантирует успешной профессиональной деятельности в реальной жизни.



Когда человек хочет повысить уровень своей компетентности в практической деятельности, он ставит перед собой истинные цели – обучение для применения. В школе такие ситуации встречаются редко. Очень трудно связать образовательный процесс с реальной жизнью, которая наступит для детей через определенное количество лет. Поэтому истинные цели ставят, как правило, взрослые люди, которые не удовлетворены уровнем своих знаний и хотят решить свои профессиональные проблемы.

Если бы в школе удалось построить учебно – производственную модель, в которой учащимся предлагались бы различные виды практической деятельности по правилам экономической игры, то было бы возможно строить учебный процесс на основе постановки истинных целей.

Когда человек очень хочет получить новые знания и точно знает, что он их будет применять в своей жизни, он проявляет активность и инициативу в учебной деятельности, он справляется с любым препятствием, которое появляется у него на пути. Человек, который ставит перед собой истинные учебные цели (получение знаний и формирование умений для применения в жизни) организует учебную деятельность в соответствии с циклической моделью успешной деятельности (см. стр. 6).

27

28





Существует три препятствия, которые могут заблокировать способности человека к обучению и вызвать у него отрицательные стрессовые физические и умственные реакции. Если вы знаете и понимаете эти препятствия, то ваши способности к обучению многократно возрастают.

ОТСУТСТВИЕ МАССЫ. Масса – это предмет обучения, который является материальным объектом или физическим явлением. Пытаясь научиться без массы, с которой потом придется иметь дело, человек испытывает невероятные трудности. Если возникают проблемы в обучении по причине отсутствия массы, необходимо срочно эту массу обучаемому предоставить. В тех случаях, когда масса недоступна, необходимо применять методы компенсации массы (моделирование, макетирование, иллюстрации, фотографии, видеоизображения).

НАРУШЕНИЕ ПРИНЦИПА ПОСТЕПЕННОСТИ. Принцип постепенности на уровне мозга можно объяснить следующим образом: новая информация становится понятной человеку только в том случае, если она может быть объяснена через предыдущие знания, слова и термины, которые ученик уже понял раньше. Средство против нарушения принципа постепенности – это возврат к ранее изученному материалу, точное определение места перед тем, как началось непонимание

НЕПОНЯТОЕ СЛОВО. Во время самостоятельного чтения или на лекции человек может встретить слово, которое он не понимает (не знает его значения). Это приводит к тому, что ученик не понимает смысла учебного материала и становится неспособным к обучению. Непонятое слово остается непонятым, пока не получена информация о его смысле, значении. Процедура прояснения непонятых слов выполняется на основе применения толковых словарей и различных справочников.

Препятствия в обучении

Современная концепция

самообучения и саморазвития

2.6

29

30



Цикл обучения, представленный на схеме 2.6 (стр. 30), названный по имени автора теории Дэвида Колба, предполагает, что в большинстве случаев обучение начинается с момента, когда потенциальный ученик приобретает личный опыт (участвует в каком – то событии, переживает некое чувство или др.) чтобы научиться чему – то на полученном опыте, недостаточно просто «пережить» этот опыт, а затем двигаться дальше, как поступают многие из нас.

Опыт нужно переосмыслить, задавая себе вопросы: что именно случилось, когда это произошло, что послужило причиной, каковы последствия. Эти размышления необходимо выполнять в виде дневниковых записей.

Следующий этап – сделать выводы, основываясь на размышлениях, отмечая: что в происшедшем было положительного и отрицательного и почему, что получилось, а что нет (и почему). Удобно эти выводы записывать в предварительно подготовленной таблице (см. стр. 30)

Далее следует запланировать ваше поведение в сходной ситуации в будущем и обдумать, что вы намерены делать с уроками, извлеченными вами на предыдущих этапах цикла. План действий также необходимо зафиксировать в письменном виде.

К сожалению люди часто игнорируют этапы размышления, выводов и планирования. В процессе организации учебного процесса следует обеспечивать такие условия, чтобы все участники обязательно и тщательно проходили все отмеченные этапы в письменном виде и отводили на это достаточно времени. Для обеспечения этих учебных действий рекомендуется подготовить соответствующие бланки (раздаточный материал)



Стили обучения (метод Хани – Мамфорда)

2.7

Д Е Я Т Е Л Ь


( приобретение опыта )

ПРАГМАТИК


( планирование )

Т Е О Р Е Т И К


( в ы в о д ы )

РЕФЛЕКТИРУЮЩАЯ Л И Ч Н О С Т Ь


( р е ф л е к с и я )

Человек что-то делает, что-то переживает, испытывает новое чувство, ощущение.

Человек обдумывает увиденное и пережитое:

Фаза разработки концепции


Практичный человек решает, когда, где и как использовать накопленные на предыдущих этапах знания.

На этом этапе вся полученная информация « раскладывается

по полочкам ».

( обработка фактов )

Л о з у н г прагматика

«Все, что не используется

на практике,

ничего не стоит»

31

32



Исследования, сходные с работами Колба, были проведены в Великобритании Питером Хани и Аланом Мамфордом, психологами и консультантами в области методов управления. Результатом их работы явился инструмент для практической работы – вопросник «Ваш стиль обучения». Этот вопросник позволяет выявить способы обучения, которые на практике предпочитает испытуемый, а также определяет, к какому типу личности он относится. Для простоты можно разделить всех людей на группы, в зависимости от того, какой деятельности при обработке опыта они отдают предпочтение.

ДЕЯТЕЛЬ. Человек, увлекающийся активной стадией, стадией действия, вряд ли станет останавливаться, чтобы обдумать или проанализировать происходящее и происшедшее (тем более он не будет прогнозировать свои действия). Следовательно, ему суждено снова и снова повторять свои ошибки – и делать новые. Вероятно. Самый эффективный способ обучения таких людей состоит в том, чтобы позволить им действовать и набивать шишки.

РЕФЛЕКТИРУЮЩАЯ ЛИЧНОСТЬ очень любит перебирать в памяти, что с ним случается, между тем как жизнь проходит мимо. Чтобы достичь своих целей, общаясь с такими личностями, следует заставлять их быть более активными и привлекать к различной деятельности.

ТЕОРЕТИК испытывает такой жгучий интерес к разработке концепций, что на деятельность сил у него просто не остается, ему хочется наблюдать за отношениями других людей и дискутировать о них «до потери сознания». Критикуя его за это, вы не добьетесь ничего хорошего. Лучше устроить так, чтобы дискуссии предшествовала настоящая деятельность.

ПРАГМАТИК может слишком многое игнорировать, для него интересны и имеют значение только реальные события. Когда его просят подумать о возможном варианте развития событий, он теряет терпение. Прагматику следует показывать, что нельзя делить все на черное и белое, что кроме физической сущности есть другие стороны бытия.

В реальной жизни люди не уделяют всем стадиям цикла обучения достаточного внимания, а отдают предпочтение одной или нескольким из них (в зависимости от типа личности). Если выделение некоторых стадий становится слишком явным, то могут возникнуть проблемы с эффективностью обучения.



Вы можете помочь учащемуся осознать различия между тем способом, при помощи которого учится он, и теми способами, которыми учатся другие. Изучение участниками самих себя является важной частью их личного развития.

Знание и понимание практического применения стилей обучения полезно и для структурирования учебного процесса. В частности, при индивидуальной работе с учащимися. Это поможет определить оптимальную стратегию и осознать факторы, вызвавшие трудности в период предыдущего обучения. Для тренера важно таким образом структурировать программу тренинга, чтобы она включала определенный ряд действий, которые отражают различные стили обучения. Например должны быть обеспечены возможности для теоретического объяснения (получения учебной информации), практического опыта, применения теории, генерации идей.
ПАМЯТКА ДЛЯ ТРЕНЕРА

33

34



Зона обучения


Усваивая новые идеи или образ поведения, опасай­тесь двух моментов:

1. Вы полностью запутались и не знаете, что делать дальше. Вы ощущаете тревогу и беспомощность. Вы находитесь в «зоне тревоги», где любая встретившаяся вам трудность кажется гораздо значительнее, чем ресурсы, которыми вы располага­ете.

Остановитесь!

Мысленно сделайте шаг назад. Глубоко вдохните и подумай­те, что делать дальше. Какие ресурсы вам необходимы? Больше информации? Кто-то, у кого можно спросить совета? Перерыв и отдых?

2. Все кажется очень простым. Вы способны справиться с зада­чей одной левой. Вы слишком расслаблены. Вам скучно, вам кажется, что все идет само собой, без вашего участия. Вы находитесь в «зоне скуки». Ресурсы, которыми вы располага­ете, гораздо значительнее решаемой задачи.

Остановитесь!

Сделайте в своем воображении шаг назад, глубоко вдохните и подумайте, что делать дальше. Может быть, вам стоит по­ставить перед собой новую, более значительную цепь? Может быть, вам нужен перерыв, а может быть, вам и вообще не стоит осваивать этот навык?


35

36

2.8

Преодолеваемые трудности

Имеющиеся ресурсы


С а м о е г л а в н о е

в процессе обучения –

это эмоциональное

с о с т о я н и е о б у ч а е м о г о

Когда вы бодры и заинтересованы, когда вы можете оставатъся в зоне обучения, не переходя в зону тревоги или зону скуки, процесс обучения идет динамично и радостно.


Зона обучения преодолеваемые трудности практически соответствуют имеющимся ресурсам.

Зона тревогипреодолеваемые трудности значительно превышают имеющиеся ресурсы.

Зона скуки преодолеваемые трудности значительно мень­ше имеющихся ресурсов.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации