Вараксин Г.С. Методическое пособие - Возможности сети Интернет для взаимодействия педагогов, обмена опытом и совместной подготовки к урокам - файл n1.doc

приобрести
Вараксин Г.С. Методическое пособие - Возможности сети Интернет для взаимодействия педагогов, обмена опытом и совместной подготовки к урокам
скачать (2161 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2161kb.13.09.2012 13:10скачать

n1.doc

Возможности сети Интернет для организации системы совместной подготовки педагогов к урокам


Интернет предоставляет очень много возможностей для дистанционного взаимодействия работников образования в процессе совместной подготовки к урокам и в цикле проектирования электронных учебных материалов. Существует большое количество социальных сервисов, общедоступных сайтов и образовательных Интернет-сообществ, предоставляющих эти услуги. Кроме того, разработаны программные средства, обеспечивающие общение между абонентами в режиме on-line по различным информационным каналам: обмен мгновенными сообщениями через клавиатуру, голосовая связь, видеосвязь с помощью web-камеры, конференции, обмен файлами и пр. Примеры подобных программ: Skype для Windows, Mail.ru@Агент. Дополнительно в Интернете представлено много сервисов, обеспечивающих возможность взаимодействия абонентов на основе использования концепции Wiki.

Концепция Wiki


Ви́ки — гипертекстовая среда (обычно веб-сайт) для сбора и структурирования письменных сведений. Характеризуется такими признаками:

Общение в вики-среде не ограничивается простым словесным обменом, ведь каждый участник может работать непосредственно с содержимым сайта, — с вики-документами. Такие технические функции, как учёт изменений, сравнение версий и журнал правок, создают виртуальный «рабочий стол», где участники сообщества могут наблюдать за совместной работой.

Wiki можно представить как рабочий стол с разложенными черновиками, к которому может подойти любой человек и внести в тексты свои корректировки или написать что-то новое. При этом каждый черновик обладает важным свойством — историей редакций (изменений), по которой можно отследить, как (и кем) документ изменялся во времени и, при необходимости, "вернуть" его в одно из предыдущих состояний.

В остальном wiki подобна обычному веб-сайту: одни ее страницы могут быть вложены в другие (такие многоуровневые документы называются кластерами), могут ссылаться друг на друга с помощью обычных свободных ссылок, содержать загруженные файлы.

Образовательные Интернет-сообщества, расположенные на общедоступных веб-сайтах



Под «Интернет-сообществом» понимается общественное объединение физических лиц, созданное посредством сервисов и инструментов Интернет – специальных программных средств, позволяющих: создавать персональную учетную запись в сети Интернет в рамках конкретного Интернет-сайта, объединять учетные записи в единый виртуальный раздел сайта (присваивать записям единый групповой атрибут), создавать физическим лицам, участникам сообщества, совместные программные продукты посредством редактирования и просмотра гипертекста (в том числе, медиаконтента, как то фотографии, видеоизибражения, анимации и т.п.) инструментами веб-обозревателей (браузеров) Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera, Google Chrome и т.п. без использования специализированных языков программирования, находясь в режиме он-лайн.

Интернет-сообщество должно иметь:

и проводить совместные мероприятия, акции, проекты и проч. (создавать совместные продукты).
Интернет-сообщество должно быть открытым для просмотра без регистрации в нем.

Образовательное Интернет-сообщество – это такой тип Интернет-сообщества, которое в своих целях и своей деятельности ориентировано на содействие и поддержку развития образования (в понятии Закона РФ «Об образовании»).
Доступ к заявленным на Конкурс ресурсам, блогам и сообществам должен быть свободным и бесплатным, не требующим регистрации для просмотра. Все ресурсы должны просматриваться средствами наиболее распространенных браузеров Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera, Google Chrome без дополнительной загрузки программного обеспечения.

Организация совместной деятельности педагогов на основе использования ресурсов общедоступных веб-сайтов



В образовательных Интернет-сообществах могут быть организованы временные творческие группы для организации процесса коллективного творчества в цикле проектирования электронных учебных ресурсов. В состав таких групп могут входить учителя-предметники, методисты, учащиеся старших классов. Самый простой вариант организации коллективной творческой деятельности – это совместная подготовка к урокам на основе использования wiki-сервисов. Многие доступные веб-сайты и образовательные сообщества предоставляют такую возможность. Технических и программных средств для дистанционного взаимодействия и обмена информацией Интернет в настоящее время предоставляет достаточно. Можно использовать on-line информационные каналы для повышения оперативности профессионального общения. В этих условиях на первый план выступают организационные и методические проблемы организации коллективного творчества работников образования, так как пока не решены вопросы координации и управления в цикле совместной деятельности педагогов и, как правило, отсутствует системный подход к проектированию электронных учебных ресурсов. Совместная деятельность педагогов сводится к простейшим формам обмена учебными материалами и к взаимной оценке результатов методической деятельности.

Возможности национальной социальной сети мой мир@mail.ru для организации образовательных Интернет-сообществ


В сервисе МОЙ МИР предусмотрена возможность создания сообществ пользователей сети по интересам. Если сообщество объединяет работников образования, его можно назвать виртуальным методическим объединением (образовательным Интернет-сообществом). В рамках сообщества можно организовывать обсуждение, обмен опытом, дистанционное обучение, методические консультации и пр. Каждый участник сервиса имеет возможность сделать на страницах сообщества свою запись или оставить комментарий. В сообщения и записи могут быть вставлены различные виды информации: текст, графическая информация, анимация, звук, видео. В редакторе сообщений даже предусмотрена функция отражения своих эмоций по отношению к теме записи. Кроме этого создатель (инициатор) методического объединения (сообщества) может организовывать анкетирование участников сервиса по каким-либо темам, для чего предусмотрена функция «опрос». В качестве примера предлагается сообщество «Системный подход к организации учебного процесса в школе» (автор Вараксин Г. С.), организованное в сервисе МОЙ МИР. Ссылка на сообщество: http://my.mail.ru/community/system_process



В сообществе представлена авторская концепция организации учебного процесса в школе на основе использования системных электронных образовательных ресурсов. Для проектирования этих интерактивных учебных материалов предлагается Конструктор Учебных Кейсов, подготовленный с помощью пакета прикладных программ MS Office и бесплатно распространяемого программного обеспечения. Инструментальная среда обеспечена всеми необходимыми бланками, шаблонами, формами, фреймами и предназначена для разработки учебных ресурсов, совместимых с технологией модульного обучения.

Справочная информация о наиболее популярных образовательных Интернет-сообществах и общедоступных веб-сайтах

Открытый класс (проект НФПК) http://www.openclass.ru/




«Открытый класс» создан в рамках государственного контракта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет (учителей, социальных педагогов, психологов, социальных работников, методистов, преподавателей системы дополнительного образования и родителей), ориентированных на обучение и воспитание учащихся на старшей ступени общего образования», заключенного по итогам конкурса между Федеральным агентством по образованию и Национальным фондом подготовки кадров (г. Москва). Сайт предоставляет педагогам следующие возможности:

У педагогов – создателей образовательного сообщества в сервисе «Открытый класс» есть возможность создавать следующие контенты:



Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/




Сеть творческих учителей создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). На нашем портале вы найдете разнообразные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе, а также сможете пообщаться со своими коллегами.



Для вас доступны:


После регистрации в Сети творческих учителей вы сможете принять участие в работе учительских сообществ и творческих групп (вы можете стать участником уже существующей группы или создать свою собственную), обсудить важные вопросы на  тематических форумах.
Также для вас станет доступна Подписка на электронную рассылку новостей портала и его сообществ.

Виртуальный Педсовет http://pedsovet.org/




Всероссийский интернет-педсовет ведет свою историю с сайта «Все образование Интернета», который появился в 2000 году — образовательный Рунет начинал развиваться благодаря программе информатизации образования. Группа инициаторов собралась в «Учительской газете» для обсуждения идеи проведения электронной, как тогда называли, акции. В том же году впервые состоялся «Всероссийский @вгустовский педагогический совет — 2000». Задача этой акции была популяризировать работу работников образования в сети, активизировать и сформировать профессиональную педагогическую аудиторию. В определенном смысле она решила эти задачи, поскольку, благодаря интернет-педсовету, очень многие учителя поверили в сетевые возможности и стали активно их развивать. Интернет-педсовет сам по себе превратился в жанр образовательного Рунета, который стал использоваться и на других сайтах.

В декабре 2005 года Педсовет был зарегистрирован как средство массовой информации.

Сегодня, являясь, с одной стороны, сетевым образовательным сообществом (сообществом «ВИП-персон», как шутливо называют себя завсегдатаи), а с другой стороны — средством массовой информации, Педсовет, по сути, является действующей информационно-коммуникативной площадкой, отражающей состояние современного образования.

Интернет-государство учителей http://www.intergu.ru/





В каждой Территории участниками осуществляются определенные виды деятельности.

Координатором этой деятельности является ведущий Территории! Участник  проекта ИнтерГУру – Гражданин - человек, который по своей профессиональной деятельности или по сфере своих интересов имеет отношение к образованию и каким-либо образом взаимодействует с проектом ИнтерГУру. В Государстве ИнтерГУру действует общая Экономическая схема! Каждому зарегистрированному участнику ИнтерГУру открывается счет в виртуальном банке. Информация о лицевом счете участников конфиденциальна. Экономическая схема подразумевает, что любая деятельность зарегистрированного участника сопровождается финансовыми операциями с виртуальными денежными единицами - Гуриками. Цель экономической деятельности участника - получение максимального дохода. Гурики можно заработать на любой территории! Но для этого необходимо зайти под своим логином и паролем, которые Вы себе выбрали при получении гражданства Интернет-государства! На каждой территории своя экономика с которой можно ознакомиться в разделе «Правила», соответствующей территории.
А что делать с заработанными гуриками?

Тратить на Территориях! Покупать необходимую информацию и ПО на CD-маркете
В Интернет-Государстве учителей имеется собственная и уникальная система званий.

В разделе «Результаты» публикуются данные о гражданах, которым присвоено то или иное звание! Любой участник ИнтерГуРу имеет возможность ознакомиться с результатами рейтинга всех участников и уровнем их доходов в специальном разделе «Рейтинг». Граждане или Академики ИнтерГУру могут публиковать информацию о себе и даже свои материалы в специальных электронных книжках “Кто есть Кто?”

Для того, чтобы стать полноправным участником проекта "ИнтерГУру" необходимо заполнить анкету участника в разделе "Получить гражданство". Логин и пароль действуют на всех территориях проекта!

Профессиональное сообщество учителей http://metodisty.ru/




Педагогическая сеть Методисты.ру – это профессиональное сообщество педагогов, сервис, объединяющий работников образования по профессиональным интересам. Сайт предоставляет всем участникам следующие возможности:
Авторская творческая группа «Системный подход к организации учебного процесса» (автор Вараксин Г. С.) http://metodisty.ru/m/groups/view/sistemnyi_podhod_k_organizacii_uchebnogo_processa



На страницах творческой группы представлена авторская концепция организации учебного процесса в школе на основе использования системных электронных образовательных ресурсов. Для проектирования этих интерактивных учебных материалов предлагается Конструктор Учебных Кейсов, подготовленный с помощью пакета прикладных программ MS Office и бесплатно распространяемого программного обеспечения. Инструментальная среда обеспечена всеми необходимыми бланками, шаблонами, формами, фреймами и предназначена для разработки учебных ресурсов, совместимых с технологией модульного обучения. Предусмотрены три способа организации управления самостоятельными учебными действиями и электронными ресурсами. В Конструктор Учебных Кейсов встроены средства для исследования учебного процесса через мониторинг и системный анализ структуры учебных действий и учебных достижений. В тематической группе будет возможен обмен опытом по заявленной теме. Автор концепции готов оказывать методическую помощь в использовании инструментальной среды.



Интернет-сообщество учителей http://pedsovet.su/




Этот сайт создан на основе персонального сайта учителя информатики Екатерины Хорьковой.

Сейчас Pedsovet.su представляет собой образовательный сайт, интернет-сообщество (социальную сеть) учителей, педагогов и других работников сферы образования.
Этот сайт призван оказывать различную поддержку и помощь как начинающим педагогам, так и опытным учителям. В школе традиционно такая помощь оказывается на малых и больших педагогических советах. Именно поэтому наш сайт назван "Педсовет.су" - это простое и запоминающееся название отражает суть и содержание нашего сайта: мы организовали педагогическое интернет-сообщество - педагогический совет.


В основе сайта лежит идея взаимопомощи: "учитель, помоги учителю!" Каждый зарегистрированный пользователь может  разместить на этом сайте любой, полезный, на его взгляд, материал: от комментария и ссылки до собственного учебника. Каждый пользователь вправе предложить свою собственную идею развития этого сайта.


Составители сайта Pedsovet.su - талантливые учителя, взявшие на себя ответственность помогать педагогам удаленно, через интернет. Администратор этого сайта - Екатерина Пашкова.


Технические возможности on-line общения через Интернет

Общение с помощью программы Skype


Skype – это программное обеспечение, обеспечивающее полноценное общение между абонентами через сеть Интернет по различным информационным каналам: обмен мгновенными сообщениями, передача файлов, голосовая связь, видеосвязь.

Функциональные возможности Skype

Звонки между абонентами Skype

Бесплатные звонки между абонентами Skype.

В любую точку мира. В любое время: и днем, и ночью, и в выходные.

Ты загрузил Skype, и твой абонент тоже. Теперь к вашим услугам потрясающие продукты и услуги, такие как абсолютно бесплатные и качественные звонки с компьютера. Что замечательно в Skype, так это то, что ты можешь, пользуясь Интернетом, превратить свой компьютер в интернет-телефон и бесплатно звонить другим абонентам Skype.

Для полноценного общения понадобятся наушники и микрофон (или встроенные в компьютер микрофон и динамики).
Бесплатная видеосвязь

Благодаря видеосвязи общение становится намного более глубоким и живым. Более крупное и четкое видеоизображение – неотъемлемая часть нового Skype для Windows.

Видеосвязь, как и простые звонки между абонентами Skype, является бесплатной, так что ты сможешь общаться с друзьями и коллегами, где бы они ни находились, не тратя на это ни копейки. Нет ничего проще, чем видеосвязь через Skype.. Если у твоего абонента тоже есть веб-камера, вы сможете общаться, глядя друг другу в глаза, или просто сидеть и друг другу улыбаться.
Телефонные конференции


Телефонная конференция – это просто и эффективно

Бесплатные телефонные конференции незаменимы, когда нужно что-то сообщить сразу всем друзьям, близким или коллегам. Нет времени? Не вопрос: ведь теперь тебе не придется разговаривать с каждым в отдельности (мы все знаем, сколько времени это отнимает). Бесплатную телефонную конференцию можно начать, когда все участники уже на линии, или постепенно добавлять участников к уже идущему разговору.

Бесплатные телефонные конференции можно проводить и с участием пользователей Skype, и с участием тех, кто пользуется обычными мобильными или стационарными телефонами. Теперь во время телефонной конференции никто из твоих коллег не будет чувствовать себя обделенным вниманием, независимо от того, пользуется ли он услугами Skype или нет
Мгновенный обмен сообщениями (чат)


Иногда разговаривать просто неудобно. В этом случае можно воспользоваться обменом мгновенными сообщениями. Вместо разговора можно печатать сколько угодно, используя бесплатную систему Skype для обмена мгновенными сообщениями. Эта функция незаменима, когда необходимо поделиться информацией, например веб-адресами. Зачем произносить адрес по буквам, если можно напечатать или скопировать его в мгновенное сообщение. Одно нажатие клавиши – и твой абонент уже его получил. Мгновенные сообщения – это прекрасный способ общения, но иногда собеседники так увлекаются, что набирают сообщения одновременно, не давая друг другу закончить, и общение не складывается. В последней версии Skype имеется индикатор печати мгновенного сообщения, который отображает движущийся карандаш рядом с именем печатающего абонента. Теперь визуально можно определить, когда он тебе ответит. Ты можешь помедлить или быстро напечатать свой ответ, если умеешь быстро печатать. Можно случайно нажать на отправку, не проверив написанное, а потом заметить ошибку. В Skype ты можешь изменить отправленное мгновенное сообщение. Правой кнопкой мыши нажми на уже отправленное сообщение, которое нужно изменить или удалить целиком. Этой функцией можно пользоваться, если у всех участников чата установлена последняя версия Skype.
Групповой чат


Быстро напечатать сообщение в чате – это отличное решение, особенно когда необходимо обменяться адресами или ссылками. Групповой чат позволяет общаться с большим количеством людей одновременно.

Возможности группового чата:

Ты можешь прочитать все сообщения, отправленные группой за время твоего отсутствия. Такие сообщения автоматически поступят на твой компьютер, как только ты вернешься в Skype, и ты ничего не пропустишь. Групповой чат – это обмен мгновенными сообщениям на какую угодно тему между несколькими участниками сразу. Если в групповом чате участвует много людей, участникам будет полезно видеть, кто пишет сообщение в данный момент. В последней версии Skype имеется функция, которая показывает движущийся карандаш рядом с именем участника чата, когда он что-то пишет. Теперь можно моментально определить, кто собирается ответить в чате.
Передача файлов


Если тебе во что бы то ни стало надо показать всем на свете потрясающую фотографию сынишки, задувающего свечи на праздничном торте, или отправить протокол всем участникам совещания, у Skype есть идеальное решение – функция пересылки файлов. Теперь ты без труда сможешь отправить фотографию, документ или изображение любого размера любому числу адресатов. Прелесть функции пересылки файлов через Skype состоит в том, что ты можешь отправить файл любого размера. Ты не ограничен в размере отправляемого тобой документа, графического файла или видео. Даже если речь идет об огромном рабочем документе, который тебе необходимо отправить коллегам, или о фотографиях семейной поездки на юг, пересылка файлов через Skype – это простой и быстрый способ доставить любые файлы адресатам.

Но не забывай: чем больше файл, тем больше времени требуется на его пересылку.
Совместное использование экрана

Понимать друг друга без слов стало намного проще.

Можно показать весь экран, а можно – только его часть.

Чтобы показать свой экран другому абоненту Skype, просто позвони ему и в окне разговора нажми "Поделиться" > "Показать экран" в панели инструментов чата (в Windows). Ты можешь показать собеседнику весь экран своего компьютера или только его часть.

Твой собеседник сможет увидеть твой рабочий стол в полноэкранном режиме. И главное – совместное использование экрана не помешает вам продолжать общаться через Skype.

Для работы этой функции тебе потребуется последняя версия Skype для Windows

On-line общение с помощью программы Mail.Ru Агент для Windows


Mail.Ru Агент - это одна из самых популярных российских программ обмена мгновенными сообщениями. У Mail.Ru Агента 9 млн. пользователей в месяц, в одну и ту же минуту онлайн одновременно находятся более миллиона человек.

Для использования этого канала связи и возможностей сервиса Мой Мир необходимо выполнить следующие действия:

  1. Открыть почтовый сервис http://mail.ru/

  2. Открыть электронный почтовый ящик (заполнить анкету для регистрации)

  3. Создать персональную страницу в проекте «Мой Мир» http://my.mail.ru/mail/

  4. Создать сообщество (методическое объединение) или стать участником

  5. Загрузить Mail.Ru Агент для Windows и установить эту программу на компьютере



Функциональные возможности программы Mail.Ru Агент для Windows

Обмен мгновенными сообщениями

Общайтесь с собеседниками в режиме реального времени с помощью клавиатуры
Конференции

Общаться можно не только вдвоем. Начиная с версии 5.5 в Mail.Ru Агенте появилась возможность создавать многопользовательские конференции. Теперь вы можете обсуждать горячие темы не только вдвоем, но и всей компанией
Обмен файлами в режиме on-line

Пересылайте фотографии и другие файлы собеседникам через Агент - это намного удобнее и быстрее, чем по электронной почте
Проверка орфографии «на лету»

Проверяйте грамотность своих сообщений, функция проверки орфографии поможет вам не допустить ошибок.
Голосовое общение

Общайтесь голосом с другими пользователями Агента. (Для голосового общения, у вас и вашего собеседника должны быть подключены и настроены микрофон и наушники (либо динамики). Удобнее всего пользоваться гарнитурой наушники+микрофон (headset). Голосовое общение возможно между двумя пользователями Mail.Ru Агента, подключенными к Интернет и находящимися в программе в статусе «онлайн», «отошел» или «невидим». Звонки с компьютера на компьютер совершаются бесплатно)
Видеозвонки

Совершайте видеозвонки при помощи веб-камеры - это поможет вам "вживую" увидеть эмоции собеседника (Для видеозвонка, у вас и вашего собеседника должны быть подключена и настроена веб-камера. Видеозвонок возможен между двумя пользователями Mail.Ru Агента, подключенными к Интернет и находящимися в программе в статусе «онлайн», «отошел» или «невидим». Видеозвонки с компьютера на компьютер совершаются бесплатно.)
Настройки видимости

Настройте, кому из вашего списка контактов, вы хотите показать, что находитесь в сети прямо сейчас (Если вы заняты чем-то важным и не хотите, чтобы вас отвлекали по пустякам случайные знакомые или же вы по каким-то иным причинам хотите скрыть ваше нахождение в сети от всех, кроме нескольких самых близких друзей, вы можете воспользоваться функцией - "Списки видимости)
Защита от спама

Выбирайте круг общения, система "Антиспам" защитит вас от непрошенных собеседников.

В новой версии добавлены возможности:

     • блокировать сообщения, поступившие от неавторизованных пользователей, одновременно сохраняя их в специальную папку "Сомнительные". Это позволяет впоследствии отделить спамерские сообщения от сообщений реальных пользователей, по каким-либо причинам не прошедших обязательную процедуру авторизации.

     • возможность пожаловаться на сообщения, явно поступившие от спамеров. Введение "человеческого фактора" в систему защиты от спама позволит серверной части Mail.Ru Агента более эффективно бороться с нежелательными массовыми рассылками.
Плавающие контакты

Разместите контакты собеседников, с которыми часто общаетесь, прямо на рабочем столе, чтобы они всегда были под рукой. (Если среди ваших собеседников есть несколько человек, с которыми вы общаетесь очень часто и всегда хотите знать их статус, рекомендуем вам использовать функцию "Плавающие контакты". При помощи этой функции вы получите возможность видеть статус собеседника и отправлять ему сообщения, не открывая полный список контактов.)

Возможности инструментальной среды КУК (конструктора учебных кейсов) для организации коллективного творчества педагогов и привлечения учащихся к процессу проектирования электронных учебных ресурсов



ЦОТТ ПКИПКРО предлагает альтернативную систему организации совместной деятельности педагогов на основе использования системных инструментальных сред «Конструктор Учебных Кейсов» и «Конструктор блочно-модульных курсов». При этом могут быть интенсивно использованы все доступные средства Интернет для сетевого взаимодействия участников (электронная почта, обмен мгновенными сообщениями, голосовая связь, видеозвонки, конференции, обмен файлами, форумы, сервисы Wiki и пр.).
В Конструкторе Учебных Кейсов реализован оригинальный подход к организации управления коллективной творческой деятельностью на основе использования специальной интерактивной формы - системной матрицы учебных действий.
Матрица учебных действий – это совокупность ячеек структуры учебного модуля. Данный ресурс на начальном этапе проектирования подготавливается координатором проекта – самым опытным участником творческой группы. На основе матрицы оптимизируется файловая структура модуля. При этом появляется возможность подготовить пакет заданий различного уровня сложности на проектирование электронных ресурсов в составе модуля. Эти задания обеспечены необходимыми шаблонами, интерактивными формами, учебными моделями. Все это уже предусмотрено инструментальной средой «Конструктор Учебных Кейсов». Пакет заданий можно распределить между исполнителями и организовать на этой основе процесс совместной деятельности педагогов в цикле проектирования электронных учебных материалов. Для реализации системного подхода к проектированию электронных учебных материалов в режиме дистанционного взаимодействия педагогов необходимо дополнительное обучение и повышение квалификации потенциальных участников коллективного творчества. ЦОТТ ПКИПКРО предлагает соответствующие внебюджетные учебные курсы. Аннотации курсов представлены в ЕБОП (http://www.edubank.perm.ru/)

Концепция проектирования электронных учебных ресурсов на основе использования инструментальной среды КУК



Современные условия определяют новые требования к социальному предназначению школы. Фундаментальное ядро содержания общего образования в соответствии с проектом нового образовательного стандарта ориентировано не только на обязательные элементы научного знания, но и на овладение школьниками универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными). Приоритетной целью общего образования становится развитие способности учащихся самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения (умения учиться). Это умение выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования их компетенций, целостного образа мира и ценностно-смысловых ориентаций.
Умение учиться формируется на основе системы универсальных учебных действий, которые являются метапредметными результатами образовательной деятельности, применимыми для решения проблем в реальных жизненных ситуациях. Универсальные учебные действия (УУД) - это способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Функции универсальных учебных действий:

• обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность посредством оптимальных средств и способов, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• создание условий для развития личности и ее самореализации путем расширения компетентности;

• обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков для формирования целостной картины мира и решения практических задач.

Формирование универсальных учебных действий может происходить в процессе усвоения конкретных предметных дисциплин. Умение учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные мотивы, учебные цель, задачи, действия). Виды, содержание и функции УУД должны стать основой целостного учебно-воспитательного процесса. При отборе и структурировании содержания образования, выборе методов и форм обучения необходимо ориентироваться на формирование конкретных видов УУД.

Для этого необходимо изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать эффективную информационно-образовательную среду. Поэтому вашему вниманию предлагаются следующие направления развития и совершенствования электронных образовательных ресурсов, совместимых с модульным и дистанционным обучением:

• В модульном курсе должна быть организована системная инструментальная обучающая среда, включающая в себя набор информационно-методических материалов и интерактивных учебных моделей для организации самостоятельных учебных действий. Такое информационное обучающее пространство является посредником между преподавателем и учеником, моделирующим деятельность педагога, что обеспечивает возможность организации учебного процесса в режиме самообучения, саморазвития, самоорганизации

• Реализация принципа системности означает, что обучающие модули в составе учебного курса должны включать в себя цифровые образовательные ресурсы в различных форматах и интерактивные управляющие инструментальные средства, обеспечивающие возможность организации полного учебного цикла, реализации всех самостоятельных учебных действий, необходимых для достижения учебного результата

• В качестве системного фундамента, на котором может быть построено интерактивное обучающее мультимедийное гиперпространство, выступает иерархическая структура обучающего модуля, представленная в виде пакета взаимосвязанных иерархических графов — логических схем основных тем и понятий курса (дерева понятий). Листья этого дерева связаны гиперссылками с другими базовыми компонентами системы: библиотекой декларативных и процедурных цифровых образовательных ресурсов (справочники, демонстрации, домашние задания, лабораторные работы, исполнители алгоритмов и пр.) интерактивными программами — тренажерами, контрольными материалами (в т.ч. системой тестирования), встроенной системой управления учебными действиями учащегося

• Интерфейс интерактивной обучающей программы должен быть построен таким образом, чтобы в поле зрения ученика постоянно находилась системная картина курса, место в этой системе очередной изучаемой темы, ее ближайшие и дальние связи с другими фрагментами учебного материала

• Компьютерные обучающие средства, организованные на описанных принципах, обеспечивают системное восприятие учащимися содержания учебного курса и способствуют развитию системного мышления учащихся, что является важной развивающей целью в цикле обучения. На основе применения подобных интерактивных программ можно построить учебный процесс в режиме активного самообразования, саморазвития, самоуправления на основе внедрения элементов модульного и дистанционного обучения

• В инструментальную учебную среду могут быть встроены интерактивные формы для мониторинга и системного анализа учебного процесса

• В интерактивной учебной среде предлагаются три способа управления образовательными ресурсами и учебными действиями:

• Желательно, чтобы интерактивная учебная среда имела открытую модульную структуру и обеспечивала возможность изменения интерфейсов, модификации всех компонентов системы, расширения функций, проектирования различных вариантов образовательных маршрутов и пр. Открытость структуры и интерфейса инструментальной среды позволяет организовать коллективное творчество преподавателей и учащихся. Это новый подход к внедрению метода проектов в учебный процесс в школе.

Знакомство с инструментальной средой педагогического назначения «Конструктор Учебных Кейсов»



Предлагаются два базовых варианта организации инструментальной среды «Конструктор Учебных Кейсов»: КУК – модульная единица и КУК – учебный модуль. Соответственно возможны два уровня проектирования электронных ресурсов. Самый простой вариант, доступный для формирования начальных навыков работы с инструментальной средой – это проектирование модульной единицы как структурной единицы учебного модуля. На этом этапе уже существует возможность организации дистанционного взаимодействия педагогов в процессе проектной деятельности, так как файловая структура модульной единицы предусматривает возможность подготовки до 15 регламентированных заданий различного уровня сложности, которые можно использовать для включения исполнителей в творческую деятельность. Файловая структура учебного модуля – это более высокий уровень организации совместной деятельности педагогов. На этом этапе формирования навыков работы с инструментальной средой обеспечивается системный подход к проектированию учебных ресурсов. Учебный модуль может включать в себя до 30 модульных единиц. Каждая модульная единица может быть отдельным заданием для группы исполнителей, так как тоже является файловой структурой, включающей в себя совокупность электронных шаблонов и инструментальных сред. В файловой структуре учебного модуля предусмотрена возможность структурирования до 300 заданий на проектирование образовательных ресурсов. Причем эти задания уже встроены в файловую структуру модуля и обеспечены необходимыми инструментальными средствами.

Конструктор Учебный Кейсов – модульная единица



КУК – модульная единица представлена интерфейсом управляющей презентации в формате Power Point. На слайде присутствуют все необходимые управляющие элементы для организации самостоятельных учебных действий учащихся. Основную часть слайда занимает поле для размещения когнитивной опорной схемы, структурирующей фрагмент учебной информации в составе учебного модуля. Под опорной схемой предусмотрена текстовая рамка с возможностью прокрутки текста для ввода с клавиатуры краткой учебной информации. В нижней части расположена панель инструментов с кнопками, обеспечивающими вызов необходимых учебных материалов в цикле самообучения. Каждая кнопка через организацию гиперссылок связана с соответствующим файлом файловой структуры. В начале проектирования эти файлы являются электронными шаблонами или инструментальными средствами. На этом этапе они могут выполнять функции регламентированных заданий для исполнителей.


Конструктор Учебных Кейсов – учебный модуль










Инструментальная среда «Конструктор Учебных Кейсов» предназначена для создания системных интерактивных учебных ресурсов для модульного и дистанционного обучения, подготовлена на основе пакета прикладных программ MS Office и свободно распространяемого программного обеспечения. Конструктор представляет собой избыточную файловую структуру, в которой предусмотрены электронные шаблоны и инструментальные средства, необходимые для проектирования системного образовательного гиперпространства, обеспечивающего возможность организации полного учебного цикла в режиме самообучения. Алгоритм проектирования учебных материалов включает в себя на первом этапе привязку инструментальной среды к предметной области и структуре учебного модуля, что предполагает оптимизацию файловой структуры. Все лишние компоненты при этом удаляются. Структура учебной среды в процессе оптимизации и привязки к теме учебного проекта не нарушается, сохраняются необходимые связи (гиперссылки) между структурными элементами учебного модуля. Центральным управляющим элементом учебной среды является системная матрица учебных действий и ресурсов (МУД). Интерфейс этого файла обеспечивает возможность управления всеми образовательными ресурсами в составе учебного модуля. В то же время на этапе проектирования МУД можно рассматривать как эффективный инструмент для координации усилий педагогов в цикле проектирования электронных учебных материалов.

Алгоритмы проектирования учебных ресурсов на основе использования инструментальной среды КУК



Инструментальная среда «Конструктор Учебных Кейсов» обеспечивает возможность регламентации цикла проектирования электронных учебных ресурсов. Педагогам предлагаются два базовых варианта пошаговых инструкций:


Модульная единица – это структурная единица учебного модуля. Каждая модульная единица должна быть представлена когнитивной опорной схемой, к которой присоединяются все остальные электронные учебные ресурсы, необходимые для организации полного учебного цикла (восприятие учебной информации, выполнение тренировочных упражнений для усвоения знаний и формирования умений, контроль учебных достижений, мониторинг и системный анализ самостоятельных учебных действий учащихся). Конструктор Учебный Кейсов представляет собой файловую структуру, включающую в себя полный набор необходимых электронных бланков, шаблонов, учебных моделей, форм, инструментальных программ-оболочек и пр.). Проектирование образовательных ресурсов с помощью инструментальной среды может быть сведено к наполнению электронных шаблонов предметной информацией. Для изучения возможностей Конструктора Учебных Кейсов и формирования навыков работы в этой системной среде предлагается учебный курс «Универсальная модульная инструментальная среда для любительского проектирования системных образовательных ресурсов «Конструктор Учебных Кейсов». Алгоритм проектирования электронных обучающих материалов в режиме взаимодействия и совместной деятельности педагогов»

Проектирование модульной единицы





  1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ КАРТЫ ЗНАНИЙ (когнитивного графического кода)

  2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ БЛОКА УСВОЕНИЯ ПОНЯТИЙ

    1. Подготовка интерактивного глоссария по информационным материалам карты знаний в формате Power Point

    2. Подготовка интерактивного пакета тренировочных тестовых заданий открытого типа в формате Power Point

    3. Подготовка тренировочных тестовых заданий закрытого типа на основе использования электронного шаблона матричного адаптивного теста в формате Power Point

    4. Подготовка интерактивного тренировочного кроссворда на основе использования конструктора кроссвордов

    5. Подготовка тренировочных упражнений и тестовых заданий с помощью инструментальной среды HotPotatoes 6

      1. Альтернативный выбор

      2. Множественный выбор

      3. Короткий ответ

      4. Смешанный выбор

      5. Текст с пробелами

      6. Соответствие

      7. Последовательность

      8. Кроссворд

  1. РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

    1. Подготовка пакета контрольных тестовых заданий открытого типа в формате Power Point

    2. Разработка контрольного теста закрытого типа на основе использования одного из конструкторов тестовых заданий

    3. Экзаменатор   

    4. Тест Сорокина

    5. Как стать миллионером   

    6. Mirax SoftWare  

    7. TestSystem

    8. MyTest

    9. . . . . . . . . . . . . . . . .

    10. Подготовка интерактивного контрольного кроссворда на основе использования генератора кроссвордов и эмулятора OC  DosBox

  2. Алгоритмизация и нормирование учебного процесса с помощью интерактивного бланка «Алгоритм учебных действий»



Цикл проектирования интерактивного учебного модуля





  1. Поиск учебной информации из различных источников

    1. Учебная литература

    2. ИНТЕРНЕТ

    3. Ресурсы на CD и DVD)

  2. Выделение понятий и учебных элементов из информационного массива.

    1. ДУ - дерево понятий

    2. ДП - дерево умений

  3. Структурирование и графическое кодирование информации. Подготовка глоссария

    1. ПОДГОТОВКА  ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ  ОПОРНЫХ  КОГНИТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ  КАРТ – МОДУЛЬНЫХ  ЕДИНИЦ  (СК)

    2. Дешифровка опорных карт (ДК_УЭ_СЛ)

    3. СЛм – глоссарий на уровне модуля (таблица)

  4. Разработка интерактивных когнитивных карт знаний на основе СК и  ДК_УЭ_СЛ 
    (предварительно минимизировать текстовую часть на опорных слайдах по сравнению с печатной версией СК)


  5. Подготовка скриншотов ключевых слайдов когнитивных опорных карт

  6. Оптимизация, привязка к содержанию и структуре модуля файловой структуры
    инструментальной среды педагогического назначения


    1. Оптимизация и привязка к содержанию модуля интерактивной матрицы учебных действий (МУД)

      1. Ввод в левую часть таблицы МУД иерархического списка модульных единиц (источник – СК)

        1. Удаление неиспользуемых строк таблицы в нижней части МУД, растягивание таблицы по вертикали

      2. Определение необходимого перечня типов учебных ресурсов в составе модуля для изучения модульных единиц (например: ИС, СШ, СЛ, ТВ, МТ, КР, УП). Можно добавить новые типы ресурсов в матрицу по своему усмотрению

        1. Удаление неиспользуемых столбцов матрицы, растягивание таблицы по горизонтали

      3. Определение необходимых учебных ресурсов для организации образовательного процесса на уровне модуля (элементы блока управления и контроля, например: СМ, МСА, ПТ, КВ, КР, ПЗ)

      4. Установка недостающих внешних гиперссылок, настройка всплывающих подсказок для связи элементов управления с файловой структурой модуля

    2. Удаление избыточных неиспользуемых файлов в файловой структуре инструментальной среды педагогического назначения по результатам оптимизации матрицы учебных действий (МУД)

  7. Заполнение интерактивного шаблона «Структура модуля» (СМ). Согласование панелей инструментов СМ с матрицей учебных действий (МУД) и файловой структурой модуля

    1. Привязка шаблона СМ к содержанию модуля. Ввод иерархического списка модульных единиц. Гиперссылки, всплывающие подсказки. Удаление неиспользуемых слайдов.

    2. Вставка скриншотов ключевых слайдов когнитивных опорных схем в универсальный интерфейс «Структура модуля»

    3. Ввод краткой текстовой информации, комментирующей когнитивные схемы

    4. Удаление неиспользуемых элементов управления на панелях инструментов в слайдах универсального интерфейса, согласование с матрицей учебных действий

    5. Установка недостающих внешних гиперссылок и настройка всплывающих подсказок для связи элементов управления на панелях инструментов с файловой структурой модуля

  8. Проектирование учебных ресурсов для модульных единиц в составе модуля на основе использования форм, шаблонов, фреймов и электронных бланков

    1. СЛ – интерактивные фреймы для работы с понятиями

    2. ТВ – интерактивные пакеты тренировочных вопросов открытого типа

    3. МТ – интерактивные матричные адаптивные тренировочные тесты

    4. КР – интерактивные тренировочные кроссворды

    5. Подготовка тренировочных упражнений и тестовых заданий с помощью инструментальной среды HotPotatoes 6

  9. Проектирование учебных ресурсов в составе блока контроля

    1. ПТ – интерактивный контрольный тест

    2. КР – интерактивный контрольный кроссворд

    3. КВ - интерактивный пакет контрольных вопросов открытого типа

    4. ПЗ – контрольное практическое задание

  10. Проектирование интерактивных средств мониторинга и анализа учебного процесса

    1. АУД – интерактивные индивидуальные алгоритмы учебных действий (пошаговые инструкции) для изучения модульных единиц (когнитивных опорных слайдов). Нормирование образовательного процесса

    2. МСА – индивидуальная матрица системного анализа учебного процесса

    3. Система электронных таблиц  мониторинга учебного процесса и рейтингового контроля учебных достижений для учебных групп

Системная матрица учебных действий как инструмент для организации взаимодействия педагогов и учащихся в процессе проектирования электронных учебных ресурсов в составе модуля или курса



Матрица учебных действий и ресурсов организована в виде интерактивного управляющего слайда в формате программы MS Power Point. Интерфейс данного слайда обеспечивает возможность управления учебным модулем, включающим в себя до 30 модульных единиц (в матрице предусмотрено 30 строк). Поля матрицы (столбцы) – это представление различных типов информационных ресурсов и интерактивных тренировочных упражнений. Интерфейс матрицы отрытый, можно его модифицировать в сторону уменьшения количества строк (модульных единиц) или формировать требуемый набор необходимых учебных моделей. По умолчанию в интерфейсе предусмотрены следующие типы электронных учебных ресурсов, обеспечивающие полный учебный цикл и системный подход к организации учебного процесса:


Интерфейс, построенный в виде матрицы (прямоугольной таблицы), обеспечивает высокую степень наглядности в цикле управления совместными действиями педагогов при проектировании электронных учебных материалов. Каждая ячейка матрицы, обозначенная белым прямоугольником, означает ссылку на файл, который выполняет функции электронного шаблона или инструментальной оболочки для создания ресурса. После выполнения задания исполнителем и разработки электронного учебного продукта на основе использования инструментального средства, соответствующий белый прямоугольник (ячейку матрицы) можно закрасить каким-либо цветом. Эти функции должен выполнять руководитель проекта после технической экспертизы каждого выполненного задания. Раскрашенная матрица учебных действий обеспечивает возможность организации диспетчерского контроля за проектной деятельностью исполнителей. Можно отслеживать динамику создания учебного продукта в режиме взаимодействия педагогов.


Модульная программа повышения квалификации работников образования



ЦОТТ ПКИПКРО предлагает пакет внебюджетных учебных курсов, изучение которых даст возможность работникам образования эффективно использовать инструментальную среду «Конструктор Учебных Кейсов» для проектирования интерактивных средств обучения и обеспечивает внедрение системного подхода к организации учебного процесса. Все курсы обеспечены учебными программами, раздаточными учебно-методическими материалами и интерактивными образовательными ресурсами. Аннотации курсов представлены в ЕБОП (http://www.edubank.perm.ru/)

Основы модульного обучения. Инструментальное и ресурсное обеспечение самостоятельных учебных действий учащихся



Фронтальная технология обучения родилась несколько сотен лет назад и к настоящему времени эта организация учебной деятельности исчерпала свой ресурс. Мы живем в информационном обществе в условиях информационной перегрузки,  поэтому в сфере образования формируется системный подход к организации учебного процесса через модульную технологию обучения, которая полностью совместима с информационно-коммуникационными технологиями. В данном учебном курсе предлагается авторский вариант концепции модульного обучения, обеспеченный системными электронными образовательными ресурсами. 

Системный подход к проектированию интерактивной учебной среды, совместимой с принципами модульного и дистанционного обучения



К настоящему времени разработано большое количество разнообразных цифровых
образовательных ресурсов для различных предметов школьного курса. Учителя-предметники  также подготавливают для себя электронные учебные материалы.
Существует проблема управления этими ресурсами и использования их для
организации самостоятельных учебных действий учащихся. В учебном курсе
предлагается универсальная инструментальная среда педагогического назначения,
подготовленная с помощью программ MS Office. Инструментальная среда имеет
открытую модульную структуру и обеспечивает возможность системной организации
любых интерактивных учебных ресурсов.

Требования к электронным учебным материалам. Рейтинговая система оценки качества учебных проектов



К настоящему времени разработано большое количество разнообразных цифровых образовательных ресурсов по всем школьным предметам. Как выбрать из избыточного количества учебных материалов наиболее полезные и эффективные? В данном учебном курсе предлагается набор критериев, с помощью которых каждый учитель может оценить качество учебных продуктов по своему предмету.  Кроме того в учебном курсе представлена стройная система оценки качества любительских проектов, результатов творческой деятельности учителей и учащихся старших классов.

Структурирование и когнитивная визуализация учебной информации. Проектирование интерактивных опорных карт знаний с помощью программы MS Power Point



Учебные цели предлагаемого курса:

Компьютерная графика и GIF-анимация



Учебный курс отвечает на следующие вопросы: как сохранить копию фрагмента экрана монитора в виде скриншота, как оптимизировать графический файл или конвертировать его в другие форматы,  как с помощью простых программ создать учебный видеоролик,  как научиться быстро создавать графические образы и эффекты в формате GIF - анимации, как можно обработать учебные фотографии с целью повышения их качества и включения в них различных эффектов с помощью простых программ, не используя при этом профессиональные графические пакеты?  Данный учебный курс дает возможность учителям - начинающим пользователям ПК, приобрести необходимые прикладные знания и умения в компьютерной графике и анимации, достаточные для подготовки образовательных ресурсов. 

Проектирование информационно-методических и дидактических раздаточных материалов на печатной основе для организации самостоятельных учебных действий учащихся на основе использования шаблонов и форм в составе инструментальной среды «Конструктор Учебных Кейсов»



В данном учебном курсе изучается первый этап проектирования модульной учебной среды – этап подготовки системного пакета информационно-методических и дидактических материалов в составе учебного модуля на печатной основе.  Печатные ресурсы, разработанные по данной технологии, полностью совместимы с принципами модульного обучения и обеспечивают возможность поэтапного внедрения этой учебной технологии в образовательный процесс. Учебный курс обеспечен раздаточными материалами и системой учебных моделей, шаблонов, фреймов, бланков, учетных форм в электронном виде.

Проектирование интерактивных учебных ресурсов с помощью программы MS Power Point на основе использования электронных шаблонов в составе инструментальной среды «Конструктор Учебных Кейсов»



Традиционно программа PowerPoint используется в учебном процессе для создания презентаций и сценариев уроков, обеспеченных графическими и мультимедийными объектами. Как правило, эти проекты выполняются на примитивном уровне, в виде последовательного набора информационных слайдов. Переход между слайдами происходит по щелчку мыши. При этом почти не используются интерактивные возможности программы PowerPoint. В таком варианте мы недалеко ушли от возможностей традиционных ТСО. Последующие учебные слайды способствуют забыванию предыдущих, так нет системного подхода к проектированию учебных презентаций. Часто слайды перегружены текстовой информацией. Цель учебного курса - познакомить слушателей с дополнительными возможностями и нестандартными приемами работы в среде PowerPoint в процессе создания интерактивных информационных, тренировочных и управляющих ресурсов на основе использования системы электронных шаблонов и интерактивных форм.

SOFT для учителя. Конструкторы и генераторы интерактивных тестовых заданий с вопросами открытого и закрытого типа



В учебном курсе слушателям предлагается пакет бесплатных инструментальных программных средств для проектирования интерактивных тестовых заданий (компьютерных тестов и кроссвордов). Все программы отличаются простым интерфейсом и имеют неплохие возможности для проектирования компонентов блока контроля в структуре модуля. Учебный курс является прикладным. На практических занятиях слушатели получат возможность сформировать начальные умения разработки тестовых электронных ресурсов с помощью предлагаемых инструментальных средств.

Мониторинг и системный анализ самостоятельных учебных действий учащихся на основе использования интерактивных учетных форм, встроенных в инструментальную среду «Конструктор Учебных Кейсов»



Понятие  обратной связи является фундаментальным  в кибернетике.
От качества обратной связи зависит эффективность управления учебным процессом.
Функция обратной связи может быть  встроена в электронную рейтинговую таблицу и
реализована на уровне самоанализа учащегося и внешнего контроля  на 
уровне  преподавателя. Цель предлагаемого учебного курса - познакомить слушателей с интерактивными средствами мониторинга, самомониторинга и системного анализа учебного процесса, организованного на основе использования модульной учебной среды в режиме самообучения и самоуправления учебными действиями. Научить слушателей основам проектирования этих компьютерных инструментов с помощью программы MS Excel.

Защита учебного проекта. Трехфазная структура доклада. Подготовка интерактивных демонстрационных материалов для обеспечения эффективной презентации



Защита результатов творческой деятельности в форме  устного публичного  выступления  перед членами экспертной комиссии или потенциальными потребителями информационного продукта является заключительной  стадией в  цикле  разработки и  оформления  учебного проекта. Очень  важно профессионально  завершить эту  исследовательскую  работу и  убедить  слушателей в  ценности  предлагаемого учебного  материала.  В данном учебном курсе предлагается системная информация о том, как подготовить эффективный доклад, обеспечив это выступление убедительными аргументами и демонстрационными материалами, как построить структуру устного выступления в соответствии с регламентом, как правильно отвечать на вопросы, как с помощью анкет самооценки измерить степень готовности к этому мероприятию.

Универсальная модульная инструментальная среда для любительского проектирования системных образовательных ресурсов «Конструктор Учебных Кейсов». Алгоритм проектирования электронных обучающих материалов в режиме взаимодействия и совместной деятельности педагогов



Так как профессиональные образовательные ресурсы, централизованно поставляемые в школы, поддерживают в основном фронтальный режим учебной работы, существует проблема внедрения элементов модульной технологии в учебный процесс. Основная трудность заключается в том, что для этой образовательной технологии необходимо специальное учебно-методическое и программное обеспечение. В концепции системного подхода, представленного в данном учебном курсе предлагается инструментальная среда педагогического назначения, подготовленная с помощью прикладных программ MS Office и бесплатного программного обеспечения. Это открытая модульная структура данных,  обеспеченная всеми необходимыми электронными бланками, шаблонами, формами, фреймами, учебными моделями, предназначена для организации проектирования системных образовательных ресурсов, полностью совместимых с технологией модульного обучения.

Ссылки на дополнительные материалы по организации коллективного творчества педагогов



Профессиональное развитие педагога в школе РО. Мария БУРА, методист СибИРО. http://nsc.1september.ru/2003/32/3.htm

Возможности сети Интернет для организации системы совместной подготовки педагогов к урокам
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации