Потребительские и оптовые рынки. Их характеристика. Тактика ценообразования на оптовом рынке Задачи - файл n1.doc
приобрестиПотребительские и оптовые рынки. Их характеристика. Тактика ценообразования на оптовом рынке Задачискачать (103.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Содержание
1. 2. 3. 4.
| Введение………………………………………………….. Потребительские и оптовые рынки. Их характеристика. Тактика ценообразования на оптовом рынке…………… Задача №1…………………………………………………. Задача №2…………………………………………………. Заключение………………………………………………... Список используемой литературы………………………. | 3 4 6 9 10 12 13 |
Введение
Изучение рынка как такового – первый шаг к познанию внешней среды, в которой намерено действовать предприятие. Попытка выйти с товаром на все рынки, по крайней мере, нецелесообразна и расточительна. Поэтому следует проводить аналитическую работу в целях выбора из потенциальных рынков, таких которые наиболее перспективные для компании на которых с наименьшими затратами можно достичь коммерческого успеха.
Исследование рынка самое распространенное и необходимое направление в маркетинговых исследованиях. Без данных полученных в ходе исследований невозможно систематически собирать, анализировать и сопоставлять информацию необходимую для принятия решений связанных с деятельностью на рынке, выбором рынка, определением объема продаж, прогнозированием и планированием рыночной деятельности. Все это дает руководителю сбыта информацию, где выгоднее всего сбывать товар, и указывает на участки рынка недостаточно емкие для продукта. Промышленное предприятие, выпускающие товары определенного ассортимента, как правило, не может поставлять свою продукцию непосредственно в розничную торговлю. Торговая сеть нуждается в ассортименте, комплектуемом из продукции многих предприятий. Значительная часть товаров реализуется не в местах их производства, а в других районах. Несовпадение времени и места производства товаров с их реализацией требует накопления и хранения определенных товарных запасов, превращения производственного ассортимента в торговый, концентрации распыленных по территории страны товарных ресурсов, изучения спроса населения и определения емкости рынка.
1. Потребительский и оптовый рынки. Их характеристика.
Потребительский рынок
— это рынок товаров и услуг, закупаемых или арендуемых отдельными лицами или домохозяйствами для личного (некоммерческого) потребления.
Рынок предприятий подразделяется на три
разновидности:
—
рынок товаров промышленного назначения, или производственный рынок; —
рынок промежуточных продавцов; —
рынок правительственных учреждений. Потребительский рынок может быть классифицирован либо по характеристике покупателя, либо по типу продукции.
Классификация по характеристике покупателя допускает различные критерии. Например: население, регион, городской и сельский районы, определенное число семей, возрастные категории и пол, национальное происхождение, общественные кланы, религиозные группы и т. д.
Классификация по типу продукции проводится в зависимости от вида и назначения товаров. Например, рынки пищевых товаров, текстильных товаров и одежды, хозяйственных товаров, мебели, товаров длительного пользования и др.
Рынок товаров промышленного назначения — совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются при производстве других товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям.
Основными отраслями деятельности, составляющими рынок товаров промышленного назначения, являются: сельское, лесное и рыбное хозяйство; горнодобывающая промышленность; обрабатывающая промышленность; строительство; транспорт; связь; коммунальное хозяйство; банковское, финансовое и страховое дело; сфера услуг.
По размерам товарной номенклатуры и денежного оборота рынок товаров промышленного назначения превосходит соответствующие показатели рынка товаров широкого потребления.
Рынок товаров промышленного назначения обладает определенными характеристиками, которые резко отличают его от рынков товаров широкого потребления:
- на нем меньше покупателей. Продавец товаров промышленного назначения, как правило, имеет дело с гораздо меньшим числом покупателей, чем его коллега, предлагающий товары широкого потребления.
- эти немногочисленные покупатели крупнее.
-эти покупатели сконцентрированы географически. Географическая концентрация производителей способствует снижению издержек. Продавцам товаров промышленного назначения необходимо следить за тенденциями усиления или ослабления географической концентрации.
- спрос на товары промышленного назначения определяется спросом на товары широкого потребления. Спрос на товары промышленного назначения в конечном счете проистекает из спроса на товары широкого потребления.
- спрос на товары промышленного назначения неэластичен. Для общего спроса на многие товары и услуги, промышленного назначения (в отличие от спроса со стороны отдельной фирмы) характерна низкая ценовая эластичность. Это означает, что изменение цен не влечет за собой сильных колебаний общего спроса.
- спрос на товары промышленного назначения резко меняется. Спрос на товары и услуги промышленного назначения обычно меняется быстрее, чем на товары и услуги широкого потребления.
- покупатели товаров промышленного назначения - профессионалы.
Оптовая торговля – это все виды деятельности, связанные с продажей товаров и услуг тем, кто перепродает их или использует в корпоративных целях. К оптовой торговле не относится сбытовая деятельность производителей (их основная функция – производство) и розничных торговцев.
Оптовые торговцы (дистрибьюторы) во многом отличаются от розничных:
Во-первых, оптовики меньше занимаются продвижением, их не очень интересует атмосфера и расположение собственных заведений.
Во-вторых, объем оптовых сделок, как правило, больше, а количество меньше, чем в розничной торговле.
В-третьих, правительство по разному подходит к регулированию оптовой и розничной торговли, что находит свое отражение в законодательстве и налогах.
Оптовики облегчают производителям доступ к большому числу корпоративных покупателей. У оптовиков больше связей, и порой покупатели доверяют им больше, чем производителям, неизвестно где находящимся. Они способны производить отбор товара и составлять такой ассортимент, какой нужен покупателям, тем самым избавляя розничных торговцев от лишней работы. Они помогают своим корпоративным покупателям экономить средства, поставляя товар с меньшими затратами (и ценами).
Оптовики сами занимаются хранением товара, сокращая таким образом затраты и риски поставщиков и покупателей, могут обеспечить быструю доставку товаров покупателям, потому что находятся к ним ближе, чем фирма-производитель.
Оптовики осуществляют финансирование своих клиентов, предоставляя кредиты и оплачивая большие партии товара, принимают на себя часть риска, получая право собственности на товар и неся потери из-за воровства, повреждения, порчи, старения продуктов.
Оптовые торговцы предоставляют своим поставщикам и покупателям информацию о деятельности фирм-конкурентов, появлении новых продуктов, изменении цены и так далее.
Наблюдающийся в последние годы рост оптовой торговли обусловлен целым рядом факторов:
● ростом крупных предприятий, удаленных от своих основных покупателей;
● увеличением объемов производства впрок, а не для выполнения конкретных заказов;
● увеличением числа уровней промежуточных производителей и пользователей;
●обострением необходимости приспосабливать товары к нуждам промежуточным и конечных пользователей с точки зрения количества, упаковки и разновидностей.
Существует четыре типа компаний, занимающихся оптовой торговлей: 1.) собственные оптовые торговцы;
2.) брокеры и агенты;
3.) отделения и конторы производителей и розничных торговцев;
4.) разные специализированные оптовики.
Оптовые торговцы должны определить, с каким рынком работать в первую очередь, и не пытаться обслужить всех. Внутри целевой группы оптовик может выделить наиболее выгодных для себя клиентов и соответственно разработать для них заманчивые предложения.
Оптовые торговцы вынуждены увеличивать количество наименований предлагаемых товаров и иметь на складе достаточное их количество, чтобы осуществить немедленную поставку. Но затраты на хранение огромных запасов могут свести всю прибыль к нулю.
Для того чтобы покрыть свои издержки, оптовики устанавливают определенную наценку на продаваемые товары, скажем, 20% . Затраты оптовика могут достигать 17% от стоимости товара, так что прибыль компании составит 3%. В оптовой торговле продуктами питания прибыль оптовика обычно не превышает и 2%. В оптовой торговле сейчас начинают применять новые методы ценообразования. Некоторые компании специально урезают свою прибыль по некоторым товарным группам, чтобы завоевать новых покупателей.
Раньше предприятия оптовой торговли размещались в местах с низкой арендной платой и невысокими налогами. Сегодня оптовики используют автоматизированные склады, позволяющие экономить время и затраты на обработку заказов.
2.Тактика ценообразования на современном рынке.
Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики развитых стран.
Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей, в том, чтобы создать нормальную конкуренцию, способствующую внедрению в производство достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание достойного прожиточного минимума, предоставление людям возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости.
Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми – путем установления определенных правил ценообразования, так и косвенными – через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение и др.
Различают методы прямого и косвенного регулирования цен (рис. 1).
Рис. 1. Государственное регулирование цен
При прямых методах регулирования цен государство непосредственно воздействует на цены путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, или другими аналогичными методами.
К косвенным методам регулирования цен относятся регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии государства не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер.
Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования цен государством.
В последние годы государственное регулирование цен в России осуществлялось в следующих формах: 1. Выплата отдельным производителям органами исполнительной власти дотаций, позволяющих поддерживать цены на уровне более низком, чем «диктует рынок».
2. Установление для производителей, оптовых и розничных организаций предельных норм рентабельности, дифференцированных по отраслям.
3. Установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя.
4. Установление твердых фиксированных цен.
5. Установление для предприятий-монополистов предельных цен.
6. Ограничение уровня рентабельности предприятий - не монополистов.
7. Установление сельскохозяйственным предприятиям и поставщикам, реализующим продукцию по цене ниже уровня предельных цен, льгот по налогам и другим платежам в бюджет.
8. Установление предельного уровня торговых надбавок к отпускным ценам производителя для оптовой и розничной торговли.
9. Установление коэффициентов повышения цен с целью сдерживания их роста.
10. Рекомендации по применению единой номенклатуры издержек производства и обращения, а также единого порядка формирования финансовых результатов, имеющих юридическую силу.
11. Декларирование повышения свободных цен.
На продукцию монополистов в качестве основных форм регулирования устанавливались фиксированные цены, коэффициенты повышения цен, предельные уровни рентабельности производства, цены, дифференцированные по отраслям, а также декларировалось повышение свободных цен.
В тех случаях, когда предприятия-монополисты допускают нарушение государственной дисциплины цен, к ним применяются меры экономического и административного воздействия, предусмотренные Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». К таким мерам относятся перечисление в доход бюджета полученной от завышения цен и тарифов прибыли, а также штрафы в тех же размерах.
Значительное влияние на уровень и динамику цен оказывает налоговая система. От размера налогов напрямую зависит динамика цен и темпы инфляции. Чем выше налоги, тем быстрее растут цены, тем шире инфляционный размах.
Прямые методы контроля за ценами должны не противопоставляться косвенным, а сочетаться с ними.
Задача № 1. Определить структуру свободной отпускной цены женского платья, реализуемого через магазин и удельный вес каждого элемента цены. Полная себестоимость платья 790 руб. Свободная отпускная цена с ИДС 1232 руб. Свободная розничная цена 1540 руб.
Дано: Полная себестоимость – 790 руб.
Свободная оптовая цена с НДС – 1232 руб.
Свободная розничная цена – 1540 руб.
____________________________________________________________
Найти: Структуру свободной отпускной цены.
Удельный вес каждого элемента.
Решение.Структура свободной отпускной цены:
НДС.
1232*20% = 205,33руб.
120%
Себестоимость + прибыль
1232 ? 205,33 = 1026,67руб.
Прибыль
1026,67 ? 790 = 236,67руб.
Удельный вес каждого элемента: Наименование | Сумма (руб.) | % |
Полная себестоимость Прибыль НДС
|
790 236,67 205,33 |
64,12 19,21 16,67 |
Итого: | 1232руб. | 100% |
Задача№2. Себестоимость 1 золотого кольца 1200 руб., прибыль предприятия изготовителя 45%; ИДС 20%; акциз 40%. Ювелирное изделие поступает в торговую сеть через посредника. Посредническая надбавка - 16%. Торговая надбавка 20%. Определить розничную цену золотого кольца, а также удельный вес каждого элемента цены.
Дано: Себестоимость = 1200 руб.
Прибыль предприятия = 45%
НДС предприятия = 20%
Акциз = 40%
Надбавка посредника = 16%
Торговая надбавка = 20%
___________________________________________________
Найти: Розничную цену.
Удельный вес каждого элемента.
Решение
Оптовая цена производителя – это:
себестоимость + прибыль + Акциз + НДС.
а) Прибыль предприятия. 1200*45% = 540 руб.
Стоимость кольца с прибылью 1200+540 = 1740 руб.
б) Акциз 1740*40% = 696 руб.
Стоимость кольца с прибылью и акцизом.
1740+696 = 2436 руб.
в) НДС 2436*20% = 487,2 руб.
Оптовая цена производителя 2436+487,2 = 2923,2 руб.
Оптовая цена
а) Надбавка посредника 2923,2*16% = 467,71 руб.
б) НДС к надбавке 467,71*20% = 93,54 руб.
в) Общая надбавка посредника 467,71+93,54 = 561,25 руб.
г) Оптовая цена 2923,2+561,25 = 3484,45 руб.
3.) Розничная цена
а) Надбавка торговая 3484,45*20% = 696,89 руб.
б) Розничная цена 3484,45+696,89 = 4181,34 руб.
Удельный вес каждого элемента: -
Наименование | Сумма (руб.) | % |
Себестоимость Прибыль Акциз НДС Посредническая надбавка НДС к надбавке Торговая надбавка | 1200 540 696 487,2 467,71 93,54 696,89 | 28,7 12,91 16,64 11,65 11,19 2,24 16,67 |
Итого: | 4181,34 руб. | 100% |
Заключение
Трудности, возникающие перед предприятиями в связи с переходом к рынку во многом связаны с тем, что управленческий персонал предприятий не знает законов рынка и механизма его изучения. Компании столкнулись с явлением: реализуемая ими продукция не пользуется спросом, а как ее "проталкивать" на рынок специалисты не знают. Проанализировав внутренние и внешние условия рынка, товар, потребителей, конкурентов фирма сможет улучшить свое положение, укрепится на рынке, наладить связи с потребителями, достичь определенных целей: увеличить доход, получить прибыль, рост объема сбыта. В итоге это поможет существовать и действовать в условиях рынка.
Реализация большинства товаров товаропроизводителями непосредственно потребителям экономически невыгодна. Посреднические функции между ними берут на себя оптовики. С развитием рыночных отношений роль оптовой торговли не только не снижается, а наоборот, возрастает, если иметь в виду насыщение рынка все большими объемами продовольственных и непродовольственных товаров. Розничным предприятиям не менее выгодно контактировать с одним или несколькими оптовыми предприятиями, чем с многочисленными производителями.
Список используемой литературы.
Есипова В.Е. «Цены и ценообразование» СПб: Издательство «Питер»,1999г.
Маховикова Г., Желтякова И., «Цены и ценообразование» Санкт-Питербург: Издательство Питер, 2000г.
Молоткова Н.В. , Соседов Г.А. «Основы коммерческой деятельности» Учебное пособие – Тамбов: Издательство ТГТУ,2004г.
Половцева Ф.П. «Коммерческая деятельность» Учебник.- М.: ИНФРА – М,2001г.
Салимжанова И.К. «Цены и ценообразование» Учебник для ВУЗ М.:2001г.
Содержание