Реферат - Основные проблемы развития предпринимательства в Беларуси - файл n1.doc

Реферат - Основные проблемы развития предпринимательства в Беларуси
скачать (101.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc102kb.13.09.2012 11:25скачать

n1.doc



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Белорусский государственный экономический университет»


Кафедра

экономики и социологии труда


РЕФЕРАТ

на тему: «Основные проблемы развития предпринимательства в Беларуси»

Выполнил студент

3 курса, гр. РММ-1 Е.А.Климентионок

Минск, 2009


Содержание

Введение……………………………………………………………………..2

  1. Экономическая природа предпринимательства……………………….3

2. Развитие предпринимательства в Беларуси…………………………….5

3. Основные проблемы развития предпринимательства в Беларуси….....6

4. Пути решения проблем развития предпринимательства в Беларуси…8

Заключение…………………………………………………………………11

Список использованной литературы……………………………………..12
Введение

Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Республика Беларусь придает большое значение развитию малого и среднего предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций.

Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности.

Но, несмотря на все достижения, предпринимательство Республики Беларусь в своем развитии сталкивается со следующими проблемами:

1. недостаточная финансовая поддержка и отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов обеспечения такой поддержки;

2. налоговое законодательство все еще остается противоречивым и сложным;

3. препятствия, связанные с необходимостью выполнения предпринимателями обязательных правил и процедур;

4. излишне усложненная процедура добровольной ликвидации юридических лиц;

5. административные барьеры.

Для решения проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, функционирует Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, при Совете Министров - Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого предпринимательства, при Министерстве экономики - рабочая группа, в состав которой включены представители некоммерческих организаций предпринимателей, на областном уровне - советы (комиссии) по развитию предпринимательства. В целях повышения уровня организации взаимодействия индивидуальных предпринимателей, собственников (арендодателей) торговых мест, местных исполнительных и распорядительных органов на рынках и иных торговых объектах республики созданы советы индивидуальных предпринимателей.

1. Экономическая природа предпринимательства.

Предпринимательская деятельность выступает как одна из форм бизнеса и осуществляется в различных его сферах. Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

Предпринимательство — инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску нового, будь то производство новых товаров или освоение новых рынков, одним словом, поиск новых возможностей извлечения выгоды — отличительная черта предпринимателя. Предпринимательская инициатива — это стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгоде участников этого процесса. Предпринимательство следует ассоциировать не с обманом и насилием, а с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественных потребностей — с "духом ненасильственного приобретательства".

Вся окружающая предпринимателя действительность представляется в виде неподвластной ему неопределенности, что и порождает коммерческий риск.

Хотя риск и является органической компонентой предпринимательской деятельности, само предпринимательство не связано со склонностью к риску. Нацеленность предпринимателя на обращение рыночной неопределенности и свою пользу выступает решающим фактором при принятии им решений. Не человеческие качества в виде склонности к безрассудному риску, а предполагаемое вознаграждение заставляет предпринимателя идти на риск. Поэтому величина принимаемого им на себя риска напрямую зависит от вероятного увеличения дохода.

Коммерческий риск отличается от риска вообще тем, что основывается на трезвом расчете и учете возможных отрицательных последствий. Стремление к успеху здесь всегда уравновешивается хозяйственной ответственностью. Сопровождающая риск хозяйственная ответственность ставит перед предпринимателем задачу овладения риском и управления им. И если упразднить рыночную неопределенность не в силах предпринимателя, то снизить риск ему вполне под силу. Наиболее известным механизмом снижения риска является страхование, позволяющее трансформировать риск в незначительные дополнительные издержки. Риск как свойство предпринимательской деятельности характеризует не только специфику предпринимательства. Он имеет и общеэкономическое значение. Присутствие риска заставляет предпринимателя скрупулезно анализировать варианты возможных альтернатив, выбирая лучшие и наиболее перспективные из них, что ведет к прогрессивным сдвигам в производительных силах и росту эффективности общественного производства. С другой стороны, присутствие риска в предпринимательской деятельности требует применения в отношении ее определенных ограничений и регламентации.

Стремясь к повышению доходности ресурсов, предприниматель прибегает к наиболее рациональным способам их применения. Наиболее очевидной формой повышения эффективности располагаемых ресурсов является их перемещение на рынки, где их альтернативная ценность больше и они принесут больший доход. Такая деятельность называется арбитражированием. Арбитражирование легко обнаружить в сфере торговли и биржевой деятельности. При всем различии форм проявления для него характерны:

а) использование неравновесных рыночных ситуаций как источника новых возможностей;

б) стремление к рационированию распределения ресурсов как источнику дополнительного дохода;

в) содействие установлению рыночного равновесия через перераспределение благ. Перемещение ресурсов в целях их более эффективного применения — лишь общая формула более сложного по содержанию процесса повышения эффективности использования ресурсов. Другой, более сложной по содержанию формой повышения эффективности применения ресурсов является комбинирование факторов производства. Суть его состоит в поиске наиболее рационального варианта сочетания факторов путем замещения одного фактора другим. Варьируя факторами производства, предприниматель не просто обеспечивает переход к более эффективному применению ресурса, но и, проявляясь в новых технологиях, обеспечивает поступательный ход общественных производительных сил. В процессе индустриализации экономики комбинирование на основе "принципа замещения" становится определяющим фактором извлечения дохода, а "дух рационализма" пронизывает все содержание предпринимательства и отождествляется с ним [6, с.57].


2. Развитие предпринимательства в Беларуси

История становления предпринимательства в Беларуси прошла через различные этапы развития. Уже в 1900-1910 гг. Беларусь являлась одним из районов черты оседлости и характеризовалась низким уровнем наделения крестьян землей. Отсутствие полезных ископаемых, высокая плотность населения при недостаточности обеспечения землей привели к тому, что масса крестьян наполнила среду мелких товаропроизводителей.

В результате национализации, проведенной в 1917-1921 гг., господствующее положение занимает государственный сектор. На III съезде Советов БССР в 1921 г. указывалось на необходимость дальнейшего развития кустарной промышленности. Но уже с 1927 г. Советское правительство провело ряд экономических и административных мер, направленных на вытеснение частного капитала. Запрещалась всякого рода частная торговля, перевозка пассажиров и грузов, производство из своих материалов одежды, обуви и др. Запрет распространился на всю сферу торговли, посредничество, перерабатывающее производство. Такое положение было до 1987 г., когда был введен в действие закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».

В 1990 г. Республика Беларусь получила статус независимого суверенного государства. Для того, чтобы развиваться наряду с другими государствами, необходимо иметь все признаки суверенного государства: территорию, население на ней проживающее, структуру органов власти и управления. Период с 1990 г. по 1995 г. можно назвать периодом становления нового государства, новой рыночно-ориентированной экономики. Так, в 1990 г. были приняты такие законы, как закон «О предприятиях», закон «Об основах внешнеэкономической деятельности».

Закон 1991 г. «О предпринимательстве» открыл широкие возможности для осуществления хозяйственной деятельности физических лиц - частных предпринимателей. (По Гражданскому кодексу 1998 г. РБ слово «частный» заменено на «индивидуальный»).

Согласно статье 1 Закона, предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени на свой риск под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица [2].

В 1993 г. принимаются законы «О приватизации и разгосударствлении государственной собственности», «Об АО, ООО, ОДО», в 1994 г. - новый Уголовный Кодекс, в котором целая глава посвящена преступлениям в сфере предпринимательства и экономики. Таким образом, предпринимаются шаги по формированию законодательной базы рыночной экономики.

По состоянию развития предпринимательства в Беларуси на конец 2008 г. в негосударственном секторе экономики насчитывается более 670 тыс. малых предприятий [1].


3. Основные проблемы развития предпринимательства в Беларуси.

На основании статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого и среднего предпринимательства.

1) Недостаточная финансовая поддержка и отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов обеспечения такой поддержки.

Как известно, финансовая поддержка со стороны кредитно-банковской системы и органов власти играет крайне незначительную роль как при создании предприятий, так и на этапе их развития.

Так исключительно вклады учредителей явились источником стартового капитала 86% малых предприятий; менее 2% предприятий смогли получить финансовую поддержку от органов власти или программ развития предпринимательства.

По мнению руководителей малых и средних предприятий, получение банковского кредита, прежде всего, затрудняют очень высокие проценты, нереальные требования по поводу залога и гарантий возврата кредита, ограниченность сроков кредитования, длительность процедуры принятия решений, трудности, связанные с оформлением соответствующих документов, необходимость личных связей в банке.

Затрудненный доступ к финансовым ресурсам, отсутствие государственной системы гарантирования кредитов для малых и средних предприятий существенно снижают предпринимательскую активность населения, не дают стимула к развитию производств.

Наибольшим финансовым ресурсом обладают банковские структуры.

Но в настоящее время банковский капитал не работает на рынке малого предпринимательства. На старте своей деятельности субъекты малого предпринимательства не имеют ликвидного обеспечения вообще, или это обеспечение не достаточно для банковского кредита. В свою очередь это создает дополнительные проблемы для банков в части необходимости резервирования, увеличивает издержки банка.

2) Налоговое законодательство все еще остается противоречивым и сложным. Негативное влияние на развитие предпринимательства оказывает отсутствие дифференциации размеров штрафов в отношении крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних (удельный вес издержек от штрафных санкций для малых предприятий несоизмеримо выше, чем для крупных).

Несовершенство налоговой системы усугубляется чрезмерной бюрократизацией и излишним администрированием развития малого и среднего предпринимательства со стороны государства [7, с.45].

3) Препятствия, связанные с необходимостью выполнения предпринимателями обязательных правил и процедур, предусмотренных подзаконными актами, существенно затрудняют предпринимательскую деятельность. Все нормативные документы, регламентирующие деятельность малых и средних предприятий, готовились теми или иными властными структурами, и каждый из этих нормативных актов, рассматриваемых в отдельности, содержит логичные требования, однако в совокупности они создают труднопреодолимые барьеры на пути осуществления предпринимательской деятельности.

Отсутствие или противоречивость законодательных актов, возможность их неоднозначного толкования и применения, бюрократическая запутанность процедур регистрации бизнеса, лицензирования деятельности, сертификации продукции, оформления прав собственности и т.д., а также связанные с этим значительные финансовые издержки остаются главными проблемами в деятельности малого предприятия.

4) Излишне усложненная процедура добровольной ликвидации юридических лиц. В результате этого имеется значительное количество неработающих фирм, которые существуют лишь формально.

5) Административные барьеры. Основными препятствиями для совершенствования процедуры регистрации являются:

  1. Разрешительный принцип регистрации, действующий в Беларуси. Регистрирующие органы по-прежнему осуществляют контроль над содержанием учредительных документов.

2. Большой перечень оснований для отказа в регистрации. Наличие обширного перечня оснований для отказа в регистрации порождает субъективизм и коррупцию в государственных органах.

3. Наличие требования нотариального заверения учредительных документов (и их копий) и высокие ставки государственных нотариальных пошлин. Поскольку стоимость услуг нотариата достаточно высокая, а количество заверяемых документов большое, общая стоимость процедуры регистрации остается значительной. Нотариальные расходы составляют существенную долю общих затрат на регистрацию.

4. Большое количество требуемых для регистрации документов. Количество документов, представляемых лишь в государственный регистрирующий орган, все еще остается большим. Даже при наличии принципа «одного окна» это ведет к необходимости обмена данными между различными органами, что усложняет их работу.

5. Принятие решения о регистрации коллегиально - заседанием исполнительного комитета [7, с.84].

4. Пути решения проблем развития предпринимательства в Беларуси

Для решения сложившихся проблем в сфере предпринимательства необходимо изменение подходов к проводимой государством политике в отношении малого и среднего бизнеса, совершенствования механизма его государственной поддержки.

1) В перечне основных направлений совершенствования государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса необходимо предусмотреть ревизию законодательных актов с целью выработки предложений о сокращении функций органов госуправления по осуществлению контроля за субъектами малого и среднего бизнеса. При этом одним из главных направлений государственной политики должно стать постепенное уменьшение любых форм государственного вмешательства в сферу малого и среднего бизнеса. Принятая в 2006 г. программа поддержки малого предпринимательства предполагает принятие мер по отмене актов законодательства, препятствующих развитию малого бизнеса (в сферах лицензирования, сертификации, государственной регистрации, аренды помещений и землеотвода).

2) Обеспечить доступ предпринимателей к кредитам - значит не только поддержать существующий сектор малого и среднего предпринимательства и вывести его из тени, но и стимулировать появление новых предприятий, обеспечить развитие существующих, в том числе их техническое перевооружение.

3) Достаточно гибким и доступным для малого и среднего предпринимательства финансовым инструментом, альтернативным банковскому кредитованию, мог бы стать лизинг - весьма эффективный способ привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, особенно в условиях нехватки капитала. Учитывая более высокую фондоотдачу малых предприятий, лизинг, как средство обновления основных фондов, в особенности в малом предпринимательстве может обеспечить наиболее быстрый инвестиционный доход, снизить сроки окупаемости инвестиционного проекта, повысить эффективность использованных финансовых средств.

4) Налоговая система, способствующая развитию предпринимательства, должна быть простой, справедливой, стабильной, а процедура ее применения прозрачной. Несмотря на предпринимаемые государством меры по совершенствованию налогового законодательства, налоговый пресс на предпринимательскую деятельность остается все еще тяжелым [7, с. 92].

5) Инновационная деятельность является одним из решающих факторов повышения эффективности экономики и конкурентоспособности отечественных предприятий, создания условий нормального функционирования промышленности в целом, реструктуризации отраслей.

Основное направление государственной инновационной политики в этой сфере состоит в том, чтобы сохранить накопленный научно-технологический потенциал и развивать необходимую инфраструктуру и экономические механизмы, стимулирующие инновационные процессы. Особенность текущей ситуации состоит в наличии значительного объема фундаментальных и технологических заделов, высококвалифицированных кадров в сочетании с недостаточной реализацией конкретных инноваций в силу отсутствия у предприятий собственных и привлечённых средств, труднодоступности заемных средств, отсутствия системы гарантирования высокорискованных научных проектов, низкого спроса на научно-техническую продукцию.

6) Совершенствование процедуры регистрации включает в себя:

а) подача неполного комплекта документов;

б) подача документов в ненадлежащий орган.

Данная мера позволит исключить возможность субъективного подхода со стороны регистрирующих органов к оценке содержания учредительных документов и, как следствие, коррупцию в процессе регистрации.

а) заявление, оформленное в установленном порядке;

б) копию решения о создании коммерческой или некоммерческой организации;

в) учредительные документы (по два экземпляра копии устава и (или) договора о совместной деятельности по созданию коммерческой организации в случаях, когда законодательством предусмотрено заключение такого договора);

г) документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда коммерческой организации;

д) платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию;

е) эскизы печатей в двух экземплярах.

Данная мера существенно сократит количество организаций и учреждений, которые необходимо посетить предпринимателю для того, чтобы сформировать пакет необходимых документов. В результате также сократятся затраты времени и денег при регистрации бизнеса.

7) Также может быть существенно упрощена процедура лицензирования, если будут приняты такие меры, как:

- упрощение порядка продления и внесения изменений в действующую лицензию;

- внесение изменений в соответствующие положения о лицензировании с целью устранения формулировок, допускающих свободное толкование лицензионных требований [4, с.93].

Прежде всего, реализация подобных мер позволит существенно сократить издержки, связанные с получением лицензий для тех субъектов хозяйствования, кто уже подтвердил свою способность заниматься данным видом деятельности. Данные меры также сократят и сроки получения лицензий предприятиями, ранее не имевших их, так как требования к соискателям лицензии станут прозрачными и понятными, а субъекты хозяйствования не должны будут предоставлять различные дополнительные документы, о которых нет прямого упоминания в положениях, регламентирующих порядок лицензирования.

Анализируя существующую систему разрешений в Республики Беларусь, можно сделать вывод о том, что она громоздка и неэффективна. Данную проблему можно в значительной степени решить, если будет создана сводная систематизированная база данных всех видов разрешений, которые требуются для начала и в процессе осуществления предпринимательской деятельности, и утвержден единый перечень действующих разрешений. Это позволит существенно сократить затраты времени субъектов хозяйствования на получение разрешений, а следовательно, сократить издержки как бизнеса, так и государства [6, с. 69].


Заключение

Государственная политика в области развития и поддержки предпринимательства становится неотъемлемой частью экономической политики страны. Система государственной поддержки малого предпринимательства начала формироваться после принятия в 1996 г. Закона Республики Беларусь ”О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь“. С 1997 г. разрабатываются и реализуются годовые программы государственной поддержки малого предпринимательства. С целью выработки новых направлений и расширения сферы применения мер государственной поддержки предпринимательства разработан проект Концепции государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на 2006-2010 гг., подготовлен проект закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства», в котором определены основные принципы, виды и формы государственной поддержки субъектов предпринимательства.

Но, несмотря на то, что в стране действует система государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, из государственного и местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайне мало.

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов предпринимательства тоже не может решить проблему экономического стимулирования малого и среднего предпринимательства, так как сама система требует значительных изменений.


С целью существенного повышения вклада малых предприятий в развитие экономики страны за счет более широкого использования их потенциала в сферах производства и оказания услуг, активизации инвестиционной, инновационной и экспортной деятельности, а также стимулирования развития предпринимательства необходимо принять следующие меры:

1. постепенное уменьшение любых форм государственного вмешательства в сферу малого и среднего бизнеса;

2. обеспечение доступа предпринимателей к кредитам;

3. налоговая система должна быть простой, справедливой, стабильной, а процедура ее применения прозрачной;

4. развитие инновационной деятельности;

5. совершенствование процедуры регистрации;

6. упрощение процедуры лицензирования.

Список использованной литературы

  1. Данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь за 2008 г.

  2. Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь»

  3. Крум Э.В., Сенько А.Н. Развитие предпринимательства в России и Беларуси: опыт и проблемы. // Предпринимательство в Беларуси. - 2001. - №36. – 89 с.

  4. Лихачевский А. Предпринимательство становится реальной силой экономики // Экономика Беларуси. 2006. №3. 93 с.

  5. Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория: Учеб. пособие / Под ред. В. М. Власовой. - Мн.: Финансы и статистика, 2004. - 192 с.

  6. Основы предпринимательства: учеб. пособие / Под ред. Э. М. Гайнутдинова. - Мн.: Вышэйшая школа, 2000. - 182 с.

  7. Ракова, Е. Белорусский бизнес: состояние, тенденции, перспективы. Аналитический отчет / Е. Ракова [и др.]. - Издательский центр ИПМ, 2008. - 70 с.





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации