Реферат - Разное понимание этикета в России - файл n1.doc

Реферат - Разное понимание этикета в России
скачать (164 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc164kb.13.09.2012 10:38скачать

n1.doc



Оглавление:
Введение 3

1. О древних славянах 6

2. Этикет «Домостроя» 9

3. Эпоха Петра I 16

4. Светский этикет в России в XIX веке 20

5. Этикет в современной России 25

Заключение 29

Библиографический список 32
Введение
В наше время слово «этикет» у всех на слуху. Следовать этикету стало модным, поэтому сейчас выходит множество красочных изданий, посвященных тому, как правильно себя вести на людях. Причем читатели подобных книг зачастую даже не знают, что такое на самом деле этикет и зачем нужно ему следовать, и уж тем более им не ведома его история. Между тем это не только история того, как изменялись манеры людей, но и проекция культуры страны. Этикет – отражение взглядов общества, его истории, политической ситуации, взаимоотношений между классами и так далее. Проследить его преобразования можно в том числе и по смене этикетных правил, по тому, как само общество относится к следованию этим нормам – делает это по велению души, из-за страха наказания лицами, находящимися выше по положению, или из-за боязни совершить грех.

Каждый период истории России сопровождался своими нормами этикета. Вначале они были неписанными, позже стали регламентироваться знатью. Изменялось с течением времени и понимание этикета, следовавшее из этих правил.

Зачем нам сейчас изучать, как менялось понимание этикета?

Во-первых, потому что различное понимание этикета и сама его история отражают историю народа, которому этот этикет «принадлежит». История духовного развития общества является неотъемлемой частью истории вообще, без нее знание о прошлом страны будет неполным и однобоким.

Во-вторых, потому что истинно воспитанный человек должен не просто соблюдать правила этикета, но и понимать их суть и подоплеку, знать, как понимался этикет на протяжении веков, как он влиял на ход истории и на жизнь общества.

В-третьих, изучение истории этикета не должно и не может оставаться простым заучиванием вековых ритуалов. Накопление знаний в этой области позволяет нам делать определенные выводы, «примерять» сложившиеся правила общественного поведения на наше время, соглашаться с их «устареванием» или, наоборот, считать, что они актуальность и по сей день. Делая выводы и учась на ошибках наших предков, мы можем сделать современное общество лучше.
Прежде чем перейти к рассмотрению различного понимания этикета в России на протяжении ее исторического развития, хотелось бы сначала определиться с сутью понятия «этикет».

Словари дают несколько определений:

«1) Знак фирмы на товарах, удостоверяющий их происхождение; форма Э., заявленного министерству финансов, составляет, по положению о товарн. знаках 1895, исключительн. собств. фирмы; подделка Э. составляет уголовн. преступление.

2) Совокупность форм приличий и обычаев в высшем обществе и придворн. жизни»1.

Это показывает, что слова «этикет» и «этикетка» имеют общее происхождение и близки по смыслу.

Как известно, первым понятие этикета ввел Людовик XIV, раздававший гостям на своих приемах «этикетки» – карточки с описанием, кто как должен себя вести. Но конечно, сам этикет зародился гораздо раньше. Его правила строго разграничивали членов разных общественных слоев, налагали на них жесткое поведенческое бремя. Они были как своего рода этикетки, как некое социальное клеймо (такое значение слову этикет дает «Малый словарь Брокгауза и Ефрона»).

Еще на заре цивилизации, в Египте, Древней Греции, Китае, Индии были сформулированы четкие правила поведения, прописанные в священных книгах. Их можно считать первыми «сборниками благородных манер». Тогда понятия «этикет» и «ритуал» практически совпадали. Да и сейчас грань между ними достаточно условна. Этикет и берет начало от различных ритуалов и традиций. «Основное их различие заключается в том, что ритуал всегда связан с некоторым изменением, переходом и преобразованием социальных отношений, в то время как этикет призван выявить и утвердить уже существующие. Известный российский этик Р.Г.Апресян пишет, что исполнение ритуала подчеркивает и обеспечивает принадлежность участников ритуала к некоему сообществу, их приверженность неким высшим смыслам, а правилами этикета задаются рамки обычного социального взаимодействия. Можно, кроме того, предположить, что если ритуал чаще всего — некое сакральное, священное действие, то правило этикета действительно регламентирует обыденное социальное взаимодействие. Граница между этикетом и ритуалом наиболее размыта в традиционных обществах, где само возникновение правил этикета, как и возникновение ритуала, рассматривалось как вмешательство высшей силы в бытовую жизнь людей, и где исполнение норм этикета отсылают к данной высшей силе»1.

Так как корни этикета каждой страны тянутся в древнейшие времена, логично было бы начать рассуждение о понимании этикета в России с истории взаимоотношений наших самых далеких предков – с древних славян.

1. О древних славянах
Разумеется, у древних славян слова «этикет» не было, но это не значит, что у них отсутствовал особый свод правил (пусть и неписанных), которые выполнялись практически всеми членами общества. Причем, тогда правила такого свода исполнялись куда строже, чем мы сейчас следим за предписаниями этикета. Причина заключается в том, что эти «предписания» были составлены с учетом банальной необходимости жизни и выживания людей в тех условиях и коррелировали с языческими верованиями наших предков.

Жизнь наших пращуров была тяжела, они намного больше, чем мы, зависели от природы. Неудивительно, что они пытались с помощью своих ритуалов умилостивить богов, вымаливая и дождей в меру, и солнца, и помощи в охоте. Так родились языческие ритуалы, которые безукоснительно выполнялись всеми членами – не выполняешь, значит, против всех, против племени. Наказание за подобное своеволие – изгнание или смерть.

Кроме «крупных» ритуалов были и менее строгие «мелкие» – прародители сегодняшних суеверий, наподобие того, что встретить черную кошку к неудаче, а разбитая посуда – к счастью.

Кроме отношений «человек – бог» в обществе древних славян были и отношения «человек – человек», которые также регламентировались определенными правилами. Скажем, «правило» радушно принимать каждого, кто придет в твой дом, относиться к нему как к лучшему другу, даже если визитер неприятен и доставляет неудобство хозяевам. Почему большая часть поселенцев исполняла это правило? Потому что каждый мог оказаться в ситуации, когда ему тоже срочно потребуется кров и гостеприимство соплеменников. Ну не ночевать же в лесу! Пуская незнакомца сегодня, человек был уверен, что его в свою очередь так же приютят к себе другие люди завтра.

То же самое касается принципа «угости, даже если у самого мало еды». У кого-то удачная была охота, у кого-то нет. Сегодня повезло одному, завтра другому. Таким образом, не отказывая соседу в пище, можно быть уверенным, что завтра он поможет в трудную минуту.

Эти правила вытекали во многом из того, что ни торговли, ни даже развитой системы натурального обмена тогда не было: «каждая семья, жившая особым двором, имела свое обособленное хозяйство; каждый сам для себя пахал землю и охотился, сам себя обстраивал своим лесом, одевался и обувался в ткани и кожи своего собственного изделия; каждый сам для себя изготавливал все необходимые орудия»1. В случае неудачи, например, в охоте, вся семья оставалась голодной. Таким образом, формально обособленному хозяйству нужна была поддержка со стороны или хотя бы реальные шансы на такую поддержку. В полосу неудач мог попасть каждый, а в те времена она могла стоить жизни всей семье, а то и племени.

Еще одна причина такой взаимопомощи заключается в том, что первоначально славяне объединялись не сколько в племена, сколько жили большими родовыми общинами. Но «славяне не держались исключительно кровного быта и легко соединялись в общины по интересам хозяйственным»2. Таким образом, раз община так или иначе строилась на основе родового племени, на мой взгляд, славянин воспринимал своего соседа не как чужого человека (как мы сейчас, порой делаем), а как близкого, родного.

«Появление городов, а с ними и торговых иноземцев и военных дружин на Руси колебало старый племенной быт русских племен. Люди, собиравшиеся в город из разных мест, выходили из своих родовых союзов и соединялись по своим делам и занятиям в иные сообщества: становились воинами-дружинниками, вступали в торговые компании, обращались в городских промышленников. <…> Постепенно изменялся тип жизни наших предков. Из родового и племенного быта славяне понемногу переходили к общинному устройству и соединялись под влиянием главных «старейших» городов в волости или княжества, в которых объединяли людей не родственные отношения, а гражданские и государственные»1.

А с изменением условий жизни, модернизацией обихода, менялись и нравственные устои. Присущие древним русичам обычаи и привычки славян и постепенно замещались и вытеснялись новыми традициями, соответствующими измененным веяниям и метаморфозам социальной среды.

2. Этикет «Домостроя»
После принятия в X веке христианства, культурная жизнь России во многом изменилась. Все «этикетные» правила стали диктоваться церковью – что, когда и как делать приличествует.

«Будучи в культурном отношении преемницей Византийской империи, Русь позаимствовала немало ценного из традиций и обычаев владык Константинополя, чей двор всегда отличался пышностью ритуалов и особой изысканностью манер. Богатейшее духовное наследие православия оказало огромное влияние на формирование норм нравственности.

В этой связи нельзя не вспомнить имя Иоанна Златоуста, константинопольского епископа, жившего еще в IV веке. В его «Беседах на Евангелие...» можно найти немало вполне практических рекомендаций о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях. Лучшими человеческими качествами Златоуст считал доброту, скромность, терпимость и стремление к самосовершенствованию, причем их важность несомненна и в наше время. В трудах Иоанна Златоуста и других православных мыслителей почерпнули для себя немало важного и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах – умнейшие и образованнейшие люди Древней Руси, всегда отличавшиеся учтивостью и вежливостью в обращении, подавая этим пример другим. Следует упомянуть и о том, что в те времена грамотных в славянских землях было в сотни раз больше, чем в Европе, причем среди них были и женщины, наравне с мужчинами участвовавшие в общественной и культурной жизни.

К сожалению, последовавшие за этим несколько веков татарского ига и феодальной раздробленности привели к упадку нравов и духовной жизни в целом. Она стала возрождаться лишь в XVI – XVII веках, когда с распространением книгопечатания стали появляться первые пособия, так или иначе касавшиеся вопросов этикета. К таковым можно отнести, например, «Домострой», в котором изложены также и правила того, как человек должен вести себя в повседневной жизни. Конечно, эти наставления содержат много патриархального, того, что кажется нам сегодня грубым и неприемлемым, особенно в вопросах семейных отношений. Однако эта книга все же сыграла очень важную роль в становлении культуры поведения в России»1.

Немного из истории создания этого памятника культуры России. «Как и другие памятники XVI в., «Домострой» опирался на более раннюю литературную традицию (такой выдающийся памятник Киевской Руси, как «Поучение Владимира Мономаха»). На Руси издавна бытовали проповеднические сборники, состоящие из отдельных поучений и замечаний по вопросам повседневного жизненного обихода («Измарагд», «Златоуст»). В XVI в. возник памятник, имеющий название «Домострой» (т. е. правила домашнего устройства) и состоящий из трех частей: о поклонении церкви и светской власти, о «мирском строении» (отношениях внутри семьи) и о «домовном Строении» (хозяйстве). Первая редакция «Домостроя», составленная еще до середины XVI в., содержала (при описании быта) весьма живые сценки из московской жизни, например рассказ о бабах-своднях, смущающих замужних «государынь». Вторая редакция «Домостроя» относится к середине XVI в., связана с именем Сильвестра – священника, входившего в узкий круг наиболее влиятельных и близких ко двору царя лиц, который был назван впоследствии (в сочинениях А. М. Курбского, близкого к этому кругу) «Избранной радой». Эта редакция «Домостроя» заканчивалась посланием Сильвестра своему сыну Анфиму. В центре «Домостроя» — отдельное хозяйство XVI в., замкнутое в себе «подворье». Хозяйство это находится внутри города и скорее отражает быт зажиточного горожанина, нежели боярина-землевладельца. Это — рачительный хозяин, «домовитый» человек, имеющий «домочадцев» и «слуг» — холопов или наемных. Все основные предметы он приобретает на базаре, сочетая торгово-ремесленную деятельность с ростовщичеством. Он боится и чтит царя и власть — «кто противится властителям, тот божию поведению противится».

Сильвестр устранил из «Домостроя» наиболее яркие бытовые сцены, читавшиеся в первой редакции, но сохранил основную тему: суровость и строгость внутреннего быта, обязательное «рукоделие» для членов семьи, бережливость и даже некоторую скаредность, предостережение против опасных сношений с внешним миром, строжайшее сохранение всех домашних тайн. Умеренность и осторожность предписываются во всем; в частности, и при телесных наказаниях жены, детей и слуг»1.

В «Домострое» описано все – и как украшать свой дом, как ходить в цекровь, как относится к домочадцам, содержатся описания, что делать при приеме гостей, как хранить одежду, есть даже советы по саду и огороду:

«8. Како дом свои украсити святыми образы дом чист имети.

В дому своем всякому християнину во всякои храмине святыя и честныя образы написаны на иконах по существу ставити на стенах устроив благолепно со всяким украшением и со светилники, в них же свещи пред святыми образы возжигаются на всяком славословии Божии, и по пении погашают завесою закрываются всякия ради чистоты, и от пыли благочиния ради и брежения, а всегда чистым крылышком ометати, и мяхкою губою вытирати их и храм тот чист держати всегда а к святым образом касатися достоиным в чистеи совести и на словословии Божии, и на святом пении, и молитв свечи вжигати, и кадити благовонным ладоном и фимияном, а образы святыя поставляются, иже в начале по чину свято почитаеми суть имяны прежереченными, в молитвах и во бдениих и в поклонех, и во всяком славословии Божии всегда почитати их со слезами и с рыданием и сокрушеным сердцем исповедатися, просяще отпущения грехом.
32. Всякая порядня домашняя держати.

А всякому рукоделью и у мужа и у жены, всякая бы порядня и снасть была в подвории и плотницкая и портново мастера и железная и сапожная, и у жены бы всякому еи рукоделью и домовитому обиходу всякая бы была порядня своя, и держано бы то бережно где что пригоже ино что себе ни зделал и нихто ничево не слыхал, в чюжии двор не идешь ни пошто свое без слова а поваренная порядня и хлебная, а все бы было у собя сполна и медяное и оловяное и железное, и деревяное каково ся лучит, а лучится у кого кокая ссуда взять или свое дать саженье или мониста или съкрута женьня судно серебряное или медяно или оловяное или какое платно и како ни буди запас пересмотрити и нового и ветшаного, где измято или избито или утло или што где изваляно или подралося, и которая на чем ни буди притча или што не цело, и все то, исчести и сметити и записати и хто емлет и хто дает обема то бы было ведомо а что весовое то бы извешено, и всякои ссуды бы цена поставлена по грехом какова притча станетца ино на обе стороны хлопотов и остуды нет ино тому платежь, а всякая ссуда имати и давати в честь и беречи паче своего и отнести на срок чтобы сами государи того не просили и по то не посылали ино и впредь дадут и дружба впрок, а толко чюжаго не беречи или не срок не отнести или испортив отдать ино остуда в век и убыток в том, и продажа живет и впередь нихто ни в чем не верит.
46. Как человеку запасное питие держать про себя и про гость, и как устроити то при людех.

А коли одинакои человек, а не богатои и запасистои держит про гость пивцо в запасе переварки на марте сварив ячнои и подсытив, а обычное пивцо есть же, а медку разсытить к празнику и вдаль поблюдет в леду засечено медок и мартовское пивцо, аще коли празник или именины или свадба или родины или крестины или по родителех память или лучится гость изневесть любо приежеи любо званои или избраннои человек или игумен честнои и одново часу из однои бочки в пять оловеников меду нацыдят или по людем смотря в бочечки малые да запаснаго мушкатцу в мешечке, а гвозьдики в другом мешечке дерьжит, а в третьем мешечке, всяких благовонных зелеи в печи подварив в оловеники покласти, или в бочечки в горячее вино а вишневого морсу и малинового два оловяника а в ынои патоки готовои, ино в одночасье шесть медов про гость да два вина да вишневого морсу и в переварку в оловеничек поддаст ино дъва пива и кто з запасом живет, и у порядливои жены ества запасная же, ино всегды гостя не сором хотя пир нужново чево прикупит ано дал Бог всего дома много»1.

При всем при том, следует заметить, что «Домострой» небольшой по объему (по современным, конечно, меркам). В электронном виде он занимает всего около трех современных авторских листов. То есть в таком достаточно маленьком по объему произведении описываются практически полностью правила поведения человека в любой ситуации. С другой стороны, как можно заметить, описания подходят не всем членам общества. Есть «универсальные» законы, но Сильвестр, выражаясь современным языком, ориентируется на типизированный образ городского жителя с достаточно приличным доходом. Наверное, в то время было необходимо привить культуру поведения именно горожанам, основной целью чего было «в значительной степени – взять под контроль развитие культуры и литературы. По справедливому замечанию известного историка литературы Н. С. Тихонравова, мероприятия эти «громко говорят нам о возбуждении охранительных начал в умственном движении Московской Руси XVI в.». Контроль над культурой и литературой принял особенно жесткий характер во время опричнины Ивана Грозного, учрежденной в 1564 г.»2.

Таким образом, получается, что в понимание этикета того времени входило помимо средства прививания людям определенных рамок поведения в обществе, этикет рассматривался как средство удержания народа в строжайшем повиновении и благолепии перед царем и знатью.

Если взглянуть на «Домострой» с другой стороны – с точки зрения самих горожан, можно выделить ряд отличий их понимания правил поведения по «книге жизни» от понимания этикета современным человеком.

Прежде всего, это строгое повиновение «Домострою». Невыполнение его правил строго каралось и церковью, и членами общества, в то время как в наши дни незнание, скажем, делового этикета может, как максимум, разрушить карьеру человека (при условии, что его работодатели сами имеют понятие об этикете). Достаточно вспомнить пример из драмы Островского «Гроза», когда Тихон при прощании с Катериной не хочет придерживаться положенных правил, но мать его заставляет «соблюсти приличия».

Еще одно отличие: судя всему, о «Домострое» знали все, тогда как точное представление обо всех правилах поведения в наше время, на мой взгляд, имеют далеко не все, кому положено этим знанием обладать.

Хотя все мы люди, и понятно, что строго соблюсти все правила невозможно. Во всяком случае очень сложно. Скажем, запрещенные церковью игры в карты, кости, «пережитки» языческого искоренить из общества не удалось. Но поменялось, на мой взгляд, понимание ответственности. Сейчас при нарушении норм этикета человек извиняется перед другими людьми, а не перед Богом, как это было тогда. Как мне кажется, сейчас пришло понимание, что этикет – это для себя и для других людей, а не только для того, чтобы не попасть в ад.

Некоторые положения «Домостроя» для нас выглядят странными или даже варварскими, но они вышли из традиций того времени и предшествующих веков. Они формировались на протяжении долгого времени и долго же не менялись. Тогда люди жили по «Домострою» как за каменной стеной, они даже предположить не могли, что его положения могут поменяться. Книга казалась вечной, непоколебимой… Детей сразу готовили к жизни по правилам «Домостроя».

В наше же время, общество меняется быстрее, чем несколько веков назад. А все изменения в той или иной степени трансформируют существующие или диктуют новые правила этикета. Вспоминается анекдот о том, что «раньше мужчины, здороваясь, приподнимали шляпу, а сейчас вытаскивают из уха наушник». Таких примеров можно привести достаточно много. Не на все изменения сразу возникают новые правила, не все правила «приживаются». Скажем, Интернет существует уже сравнительно давно, но общепризнанного интернет-этикета как такового еще нет.
3. Эпоха Петра I
Петр I известен своей европеизацией общества. Нововведения отразились практически на всех областях жизни, в том числе на обиходе. Первый русский император пытался привить жителям России новые привычки, новые вкусы, новые развлечения и, конечно, новые правила поведения в обществе – то есть этикет.

Петр I понимал, что для того чтобы заставить людей жить по новым правилам, надо в первую очередь учить жить по этим правилам молодое поколение. Поэтому при Петре I и при его непосредственном участии была издана книга о том, как юношам и девушкам (а именно им в первую очередь адресовано «Юности честное зерцало») следует себя вести в обществе.

Приведу небольшую справку из истории создания этого помятника культуры XVIII века: «полное название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов».

Авторы издания неизвестны. Предполагаемый составитель — епископ Рязанский и Муромский Гавриил (Бужинский). В создании книги принимал активное участие и курировал ее издание сподвижник Петра, Яков Брюс. «Зерцало» было издано в соответствии с духом петровских реформ, когда основу всей книгопечатной продукции составляли разного рода руководства и наставления.

Издание состоит из двух отдельных частей. По-видимому, оно имело (или предполагало) типографские варианты, о чем свидетельствует отдельная нумерация страниц каждой части.

Принято считать, что вторая часть представляет собой компиляцию из западноевропейских (в основном, немецких) изданий аналогичного содержания, возможно, дополненных лично Петром. В числе прочих источников, называют, в частности «О воспитанности нравов детских» («De civilitate morum puerilium») Эразма Роттердамского. [1] Переводчиком Эразма Роттердамского в начале XVIII века был И. Г. Паузе, и его также обычно причисляют к создателям «Зерцала».

«Юности честное зерцало» на долгие годы стало руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. Популярность издания у современников была так велика, что в том же 1717 году книга была выпущена еще дважды. А в 1719 году появилось уже четвертое издание, дальнейшем оно неоднократно переиздавалась вновь вплоть до конца XIX века»1.

Так же как и «Домосторой», книга Петра Великого не была посвящена только правилам хорошего тона, но в отличие от него, не являлась энциклопедией всей жизни. Скорее, ее можно было бы назвать проводником в культуре. А как же человек может считаться поистине культурным, если он неграмотен? Поэтому «в первой части были помещены азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, а также нравоучения из священного писания. Ее можно считать одним из первых пособий по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, введенными указом Петра I в 1708 году вместо прежнего церковно-славянского обозначения.

Вторая часть — это собственно «зерцало», то есть правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Фактически, это первый в России учебник этикета. Юному дворянину рекомендовалось учиться в первую очередь иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию. Добродетелями девушки признавались смирение, почтение к родителям, трудолюбие и молчаливость. Сочинение регламентировало практически все аспекты общественной жизни: от правил поведения за столом до государственной службы. Книга формировала новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости, и придерживающегося европейских светских манер»2.

Некоторые нормы морали Петр Первый не мог не взять из «Домостроя» – скажем, хождение в церковь, почитание Бога, почитание родителей. «В церкви имеет очи свои и сердце к Богу обратить, а не на женский пол»1. «Хотя в нынешнее время безмерная скупость у некоторых за обычаи принята и оные хотят ее за домодержавство почитать, токмо чтоб могли денег скопить, несмотря на свою честь, отрокам надлежит знать, что они сим способом в бесчестие прийти могут. Также излишняя роскошь и прихотливые не похваляются»2.

Но кое-что было истинно привнесено стремлением императора к обновлению общества, скажем, статьи, посвященные тому, чтобы молодежь стремилась к службе, к повышению чина, к «карьерному росту», как бы мы сейчас сказали. В издании говорилось, что дворянин должен отличаться от простолюдина своими манерами, дворянин должен стремиться к одним наукам, развлечениями (например, ассамблеи) и отвергать другие.

«Отрок да служит с охотою и радением, ибо как кто служит, так ему и платят, по тому и счастие себе получает»3.

Некоторые из правил того времени не потеряли актуальность и в наши дни, некоторые же устарели. Возьмем аспект отношений с родителями. Трудно не согласиться с тем, что надо сохранять честь родительскую, уважать родителей и учителей. Но весьма архаичными выглядят требования: «когда от родителей, что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не вздевать, и возле их не садиться, не с ними в ряд, но немного уступя позади оных к стороне стоять, подобно яко паж или слуга. В доме ничего своим именем не повелевать по имени отца или матери, разве что у кого особливые слуги, для того, что обычайно челядинцы не двум господам, но токмо одному господину охотно служат»4. И уж совсем невероятным применительно к современной молодежи кажется правило: «дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво»1. В эту же категорию можно записать и правила, касающиеся отделения дворян от простолюдинов. В нашем обществе по конституции все равны, но культурного, воспитанного человека можно легко отличить от его антипода и сейчас, и для этого вовсе не обязательно читать какие-либо справочники.

Издание Петра Первого было больше направлено именно на перевоспитание молодых людей. В доме их воспитывали одним образом, по-русски, императора же это не устраивало – он хотел сформировать новое общество, европеизированное. Мне кажется, это существенное отличие современного понимания этикета от характерного для того времени. Думаю, что сейчас нет такого резкого контраста «этикетной» (западной) и «неэтикетной» (исконно русской) культуры, какой создал Петр Первый. Конечно, не всегда приятно иметь дело с невоспитанным человеком, но трудно назвать это «столкновением двух культур». К тому же в наши дни соблюдение этикета призвано не перевоспитывать, а лишь демонстрировать приобщенность к культурному слою. Сейчас этикет, на мой взгляд, более утонченный, чем был во времена Петра, больше внимания уделяется мелочам типа «вилка слева, ножик справа». Задачей Петра Первого было элементарно приучить пользоваться за столом и вилкой, и ножом, а уж на следующем этапе можно было рассуждать, с какой стороны относительно тарелки их располагать.

Хотя Петра Первого славянофилы и ругали за проведенные им реформы, в том числе и за «сломление» всей русской культуры, то, что сейчас мы большей частью выполняем правила из «Юности честного зерцала», служит своеобразной проверкой временем – некоторые правила Петра прижились и крепко срослись с нашим сознанием и моралью. Некоторые устарели, их угасание связано, как мне кажется, с коренными изменениями в обществе в целом, с политикой, экономикой, воинами и т.п. причинами.

4. Светский этикет в России XIX века
В течение VIII века Петровские новообразования, в том числе и в области этикета, потихоньку приживались в обществе. «С течением времени старинные русские обычаи мало-помалу исчезали, уступая место господствующему французскому влиянию, и уже в царствование императрицы Анны они стали почти незаметны. Что касается манер, светской любезности и моды, то они были слепым подражанием французам. Знание французского языка в то время считалось основным признаком хорошего воспитания. Поэтому дворяне стали поручать своих детей французам, которые вместе с преподаванием языка прививали своим воспитанникам французские обычаи и нравы1». Русский постепенно стал языком чуть ли не только черни и простолюдинов, а русские обычаи в «приличном» обществе были чем-то низменным, не стоящим света. В XIX веке эта тенденция продолжалась – можно вспомнить произведения русской литературы, скажем, «Война и мир» Л. Н. Толстого: в романе целые письма героев написаны на французском, «светском», языке. Этикет в то время вообще распространялся только на знатных людей, что является одним из отличий нашего понимания, распространяющего на всех членов общества.

Вообще XIX век можно назвать веком расцвета не только русской литературы, но и этикета, причем уже в прямом смысле этого слова – этикета как определенного свода правил поведения в обществе. Нарушение этих правил отражалось на положении человека в свете. В отличие даже от Петровского времени, наказание было уже, на первый взгляд, не таким и жестоким, уж по крайней мере оно было не столько физическим или имеющим отношение к церкви, сколько моральным. Но примеры из русской литературы наглядно показывают, насколько может повлиять на жизнь знатного человека отторжение от светского общества.

Этикетные правила были точно прописаны, выходили книги на тему, как себя надо вести на людях. После «Юности честного зерцала», в VIII и XIX веках вышло несколько изданий по этикетным нормам. «Таким, например, был журнал «Приятное с полезным», который выпускали сотрудники Петербургского кадетского шляхетского корпуса. Журнал пропагандировал на своих страницах благопристойность, умеренность и имел явно воспитательный характер.

В 1804 г. вышел сборник «Нравственная энциклопедия», в котором были даны объяснения таких понятий, как доброта, зависть, гнев, печаль.

В 1813 г. появилась книга под названием «Об обращении женщин с мужчинами». В Москве и Санкт-Петербурге издаются одно за другим пособия, такие как «Ловкий кавалер», «Порядочный человек-джентельмен» и др.

В ХIХ веке в России большой популярностью пользовалась книга Л.И. Соколова «Светский человек, или Руководство к познанию светских приличий и правил общежития, принятых хорошим обществом». Она неоднократно переиздавалась в 1847-1855 годы. Большой успех имела также книга «Китайский мудрец, или Наука жить благопристойно в обществе». Все эти издания были универсальными и давали советы на все случаи жизни: как вести хозяйство, имея небольшой доход и не ущемляя при этом своего достоинства; что такое долг по отношению к близким окружающим; как вести себя вне стен своего лома, в гостях у знакомых или у чужих людей, не мешая окружающим и не унижая себя. Рациональность в поведении, разум, обдуманность поступков, забота и внимание к окружающим — вот лейтмотив этих наставлений»1.

Следует обратить внимание на то, что правила того времени представляли мужчинам практически полную свободу действий, тогда как положение девушки было незавидным и при выездах в свет, и в домашнем кругу – постоянные ограничения и до замужества, и после. Лишь вдовам этикет делал те или иные послабления относительно нахождения их в свете без сопровождения старшей подруги или в общении с мужчинами (юристами, например, при ведении дел). Мне кажется, что такие правила это не только этикет, это и склад мысли человека XIX века. В наше время многие правила этикета «золотого» века сохранились, но отношение к женщине поменялось, так поменялось само понимание роли представительниц слабого пола в обществе.

Какие же правила остались хоть и не в точности такими же, но, по крайней мере, не значительно измененными?

«Большое внимание в пособиях по этикету того времени уделялось искусству нравиться и располагать к себе людей. Оно предполагало взаимную услужливость, внимательность, готовность пожертвовать некоторыми удобствами ради окружающих, тактичность. Такт являлся одним из важнейших условий пребывания в свете. Тактичный человек мог стать всеми любимым и уважаемым, не обладая при этом большим умом, поскольку такт и рассудительность во многих случаях способны были заменить для света образование и даже сердце. С другой стороны, человек, в котором высшие добродетели соединены с неприятными личными чертами: знания с гордостью, мужество – с дерзостью, нравственность с излишней суровостью, вряд ли бывал любим в обществе.

От светского человека требовалось:

- не стыдиться быть учтивым и внимательным по отношению к другим, потакать их наклонностям и вкусам – это льстит тщеславию каждого человека и гарантирует доброе к вам отношение, отсутствие же подобных качеств всегда порождает мстительность и недоброжелательность;

- сострадать ближним и относиться к ним с добротой, как бы ставя себя на их место;

- уважать заслуженных людей, сохраняя вежливость;

- быть вежливым и деликатным людьми более низкого общественного положения;

- быть почтительным и внимательным с женщинами, в разговоре с ними тонко льстить и не порицать их недостатки;

- уметь прощать невольные прегрешения, совершенные по незнанию, и не презирать человека зато, что тот не знаком со всеми тонкостями этикета;

- принимать тон того общества, в котором находишься, – быть веселым или серьезным в зависимости от настроений окружения;

- всегда платить по своему счету, но не угощать всех, – это один из немногих случаев, когда люди не хотят, чтобы им услуживали, каждый хочет показать, что способен заплатить сам;

- не рассказывать слишком много историй, а к необходимой теме подходить без многословия;

- не являться в общество в дурном настроении и не жаловаться неприятности;

- уметь вовремя прощаться, чтобы не казаться навязчивым»1.

Все эти правила применимы и в наши дни, более того они знакомы даже тем, кто не является знатоком манерных премудростей, но стремятся слыть просто вежливым, хорошо воспитанным, учтивым человеком.

Однако если все так хорошо, все люди учтивы друг к другу, стараются быть тактичными и вежливыми, почему же русские классики описывали свет, как жестокое, циничное место, где не было реальных чувств, а только маски видимого приличия? По примерам, данным нам гениальными авторами, видно, что истинно светские люди – или отъявленные лгуны и циники, или «лишние» в этом мире. Поэтому в наше время понимание света и его этикета XIX века несколько двойственное – с одной стороны, внешний лоск, пышность, изысканность манер, деликатность, тактичность. Но с другой – понимание, пришедшее со страниц произведений современников, что кроется за видимым глянцем.

Мне кажется, это связано с тем, что в правилах и была прописана только внешняя манера поведения, оставляя в стороне душевные качества. Истинно же воспитанный человек действительно сострадает другому, а не делает вид, и ему не надо стараться не выдать презрение в голосе по отношению к человеку низкого положения. Вот почему положительные герои большинства произведений не вписывались в рамки высшего света – их внутреннее «Я» было намного многограннее и шире, чем того требовал свет.

5. Этикет в современной России
Этикет – это не только и не столько писанные на бумаге правила. Можно совершенно не знать правил этикета, но быть очень приятным в общении и обходительным человеком, так же как можно не знать правил русского языка, но грамотно писать. К сожалению, многие наши современники не могут похвастаться ни тем, что знают правила этикета, ни тем, что на неосознанном уровне их выполняют. Большая часть населения даже крупных культурных центров привыкла руководствоваться правилом «Да ну его, этот этикет, – мы, русские, привыкли на харизме выруливать»1.

«Американский журнал Readers Digest составил «Рейтинг вежливости» крупнейших городов мира. Исследователи провели горожан через несколько испытаний – «тест покупки», «тест дверей» и «тест рассыпанных бумаг»: говорят ли продавцы «спасибо» покупателям, придерживают ли горожане друг другу двери и бросаются ли на помощь незнакомцу, если у того что-то упало. В результате Москве присвоили титул самого хамского города Европы. В России все привыкли к некоему панибратству и считают, что условности только мешают нормальному разговору»2. О том, что этикет воспринимается людьми, как условность, начинаешь задумываться, когда понимаешь, что в данный момент, скажем, в России нет единого принятого обращения к незнакомому человеку. В автобусе, в магазине к женщинам практически любого возраста обращаются «девушка», к мужчинам – «молодой человек». Наряду с этим существуют обращения «сударыня», «госпожа», «барышня», которые практически не употребляются в прямом смысле – обращения к даме. Слово «гражданка» сразу наводит на мысль о стражах правопорядка, а «товарищ» – о Советском Союзе. Вот и обходятся сейчас безликими «извините» или «девушка».

К счастью, не все так плохо и мрачно: ситуация, по данным журнала «Русский Newsweek», начинает улучшаться, особенно в области делового этикета. Сейчас, когда наши бизнесмены пытаются активно наладить контакты со своими зарубежными партнерами, они понимают, насколько важно соблюдение правил делового этикета. За границей этикет очень развит, множество политических и коммерческих соглашений было сорвано просто потому, что русские «дельцы» вызывали антипатию у своих зарубежных коллег в связи с их «неприличным» поведением. Еще больше сделок по той же причине хоть и были заключены, но с большими задержками и препятствиями, с потерей существенной доли выгоды.

«Руководители крупных компаний первыми поняли, что хорошие манеры – это не только имидж, а важное оружие в конкурентной борьбе; теперь и остальные подтягиваются», – пишет автор статьи. Точно так же как, например, неряшливость подсознательно вызывает отторжение, так и незнание элементарных правил поведения может создать крайне негативное впечатление у собеседника. В соответствии с исследованиями ВЦИОМа, 53% россиян считают важным для себя подняться по карьерной лестнице. То есть люди готовят себя к восхождению и понимают, что освоение этикета – это работа на перспективу. Этикет не просто формальность, это, если хотите, международный язык – как английский, – утверждает Татьяна Николаева. – Успех в бизнесе, да и в жизни вообще, зависит во многом от того, насколько человек информирован. Если ты знаешь правила игры, то легко можешь по поведению людей «считать» всю необходимую тебе информацию». По тому, как с тобой поздоровался начальник или на какое место он тебя посадил в своем кабинете во время совещания, можно понять, например, стоит ли тебе ожидать повышения зарплаты»1.

Если же говорить не о деловом этикете, а о других его аспектах – скажем, общегражданском, столовом и так далее – то мне кажется, что сейчас в России одновременно наблюдаются две крайности: этикет как модная тема (на полках книжных магазинов можно найти множество красочно оформленных изданий с подробными указаниями, как и когда что говорить, что делать в том или ином случае) и полное игнорирование этих знаний в жизни. А те, кто все же пытается следовать предписанным правилам, сразу выбиваются «из коллектива» – следствие правила «Условности только мешают нормальному общению». Может, среди близких друзей так и есть, но вот в метро, где человек ежедневно сталкивается со многими незнакомыми людьми, знание правил этикета и соблюдение их помогло бы не распылять нервы и сохранить хорошее настроение даже после поездки в час пик в переполненном вагоне.

Хотелось бы немного сказать не только о бизнесе, о работе, но и о более приятных вещах – об отдыхе. Сейчас, на мой взгляд, ситуация с «культурным» этикетом все же улучшается. Например, даже в хороший молодежный клуб (как любят говорить некоторые люди: «куда уж сейчас молодежи до этикета») не пустят в спортивном костюме. А поведение в театре и в музее – едва ли не единственная тема этикета, о которой в том или ином виде, пусть и не полностью, рассказывают в школе.

Объяснение такому положению этикета в современной России, только выходившего с задворок сознания, куда его поместила якобы советская власть, находится такое – «Мол, за эти годы, когда примером для подражания был вовсе не профессор Преображенский, а тот самый Полиграф Полиграфович, который «университетов не кончал», плохие манеры в сознании русских людей укоренились. И чтобы изменить менталитет русского человека, потребуются годы, если не десятилетия»1. Но мне кажется, что такое оправдание больше напоминает то, как сейчас, во времена мирового экономического кризиса, все экономические проблемы приписываются ему, даже те, которые в другой ситуации с кризисом вообще связать никак нельзя. Мне кажется, что, во-первых, менталитет за такой сравнительно короткий период столь радикально не изменишь, а во-вторых, неужели в Советском союзе не было по-настоящему хорошо воспитанных людей?

Заключение
Нормы этикета меняются с течением времени. На его правилах буквально отпечатывается история страны. Недаром говорят, что «этикет — часть социального уровня культуры. Поскольку неотторжимой частью культуры является система цензур и запретов, то можно сказать, что этикет на обыденном уровне является отражением общего ее состояния»1.

Этикетные отношения возникают в любом социуме, вне зависимости от общественного статуса его членов. Зарождается же этикет из различных традиций и ритуалов. Поэтому у наших предков основной формой этикета можно считать отношения «человек – боги». Ритуалы, которые они проводили, пытаясь сделать охоту более удачной, а урожаи более обильными, и стали первым «этикетом» на Руси. По отношению друг к другу люди также вели себя, следуя определенным общественным традициям и привычкам. Во времена древних славян этикет (такого термина тогда, конечно, не было) диктовался необходимостью и понимался людьми соответствующе. Сегодня не умилостивил богов – завтра жди беды. Сегодня не помог соседу, завтра и тебе не окажут помощь.

После принятия христианства, с появлением государственности и крупных городов, старые ритуалы славян оказались ненужными. Вместо них появились новые, более подходящие для жизни в изменяющемся мире. Вместо языческих ритуалов – христианские, появилась новая мораль, новые нормы поведения.

Попытки регламентировать общественный этикет предпринимали Иван Грозный и Петр Великий. «Домострой» и «Юности честное зерцало» содержали не только правила как себя вести, но и другие сведения. Книга, написанная под руководством Петра Первого, обучала, помимо правил хорошего тона, еще и азам грамматики и арифметики. «Домострой» же вообще можно назвать учебником жизни – подробно расписывалось, что надо делать во всех случаях, начиная от почитания Бога, заканчивая садоводством. Понимание этикета в эти две эпохи – Ивана Грозного и Петра Первого – сводилось к тому, что этикет – это некие неоспоримые нормы, навязанные свыше и включающие в себя в той или иной мере часть традиций и обычаев исконно-русских. Скажем, в «Домострое» – это радушие, гостеприимство, бережливость, хозяйственность, уважение и почитание родителей. Петр Первый ввел много новых правил, которые актуальны и по сей день – стремление к образованию, к возвышению по службе. Если «Домострой» был написан для состоятельных горожан и во многом собрал традиции, уже существовавшие в России, то Петр Великий буквально привез из-за границы совершенно другую мораль поведения – европейскую, и предназначалась она в первую очередь новому поколению. Но также первый русский император включил в свой труд и нормы христианской морали, основные этические принципы прошлых веков.

XIX век можно назвать веком расцвета этикета в России. Нормы, пришедшие вместе с Петром Первым, в той или иной степени укоренились, видоизменялись, адаптировались к нашим условиям. Поведение в высшем обществе стало четко регламентированным. Выходило несколько пособий, объясняющих, как правильно себя вести на людях. «В моде» было учтивое поведение, галантность, вежливость. Однако, как мы знаем из литературы «золотого века» за внешней роскошностью великосветских раутов порой стояли низменные чувства, олицетворяющие изнанку общественных отношений. А все потому, что одни воспринимали следование этикету как добровольную миссию, долгом не сколько перед обществом, сколько перед собой. Для других же это была тяжкая обуза, неизбежная плата за вхождение в высший свет. Исходя из этого и формировалось понимание этикета каждого отдельного человека.

Многие наши современники считают, что годы советской власти загубили в русском менталитете этикет на корню. На мой взгляд, это слишком категоричный вывод. Этикет как отражение культуры общества никуда не пропадал – от просто изменился, также как менялся всякий раз после глобальных перестроек в жизни страны. Сейчас же, в связи с множественными деловыми контактами с Западными и Восточными странами, Россия снова возвращается к тому пониманию этикета, каким он был в XIX веке, хотя и сильно упрощенному (ведь нет уже таких пышных и регламентированных церемоний). Можно сказать, что сейчас более всего в России развивается деловой этикет, но скорее всего за ним наверняка подтянутся и другие составляющие норм общественного поведения, принятых в цивилизованном мире.

Библиографический список
1. Википедия : свободная энцикл. [Электронный ресурс] / Wikipedia. – Электронное дан. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org, свободный. – Загл. с экрана.

2. Домострой [Электронный ресурс] // Электронная биб-ка ReadRus.ru – Электронные дан. – Режим доступа: http://readrus.ru, свободный. – Загл. с экрана.

3. История России : с древнейших времен до конца XVII века / Отв. ред. А. Н. Сахаров, А. П. Новосельцев. – М.: АСТ, 2001. – 576 с., ил. – ISBN 5-17-009567-8.

4. История России : с начала VIII до конца XIX в. / Отв. ред. А. Н. Сахаров. – М.: АСТ, 2001. – 544 с., ил. – ISBN 5-17-009096-X.

5. История русской литературы X — XVII вв. : под ред. Д. С. Лихачева [Электронные данные] // Infolio : универс. электронная биб-ка. – Электронные дан. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info/philol/lihachev/6_1.htm, свободный. – Загл. с экрана.

6. Кругосвет [Электронный ресурс] // Яндекс.Словари. – Электронные дан. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/, свободный. – Загл. с экрана.

7. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [Электронный ресурс] // Яндекс.Словари. – Электронные дан. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/brokminor, свободный. – Загл. с экрана.

8. Общегражданский этикет в России XIX веке [Электронный ресурс] // Медиваль. – Электронные дан. – Режим доступа: http://www.dances.nsk.su/library/etiket.html, свободный. – Загл. с экрана.

9. Основная информация и история этикета [Электронный ресурс] / Etiquete.okis.ru – Fenice. – Электронные дан. – Режим доступа: http://etiquete.okis.ru/servis.html, свободный. – Загл. с экрана.

10. Платонов, С. Полный курс лекций по Руссой истории / С. Платонов. – М.: АСТ, 2004. – 843 с. – (Историч. биб-ка). – ISBN 5-17-024461-4.

11. Шевченко, Д. Взяли, понимаешь, манеры. [Электронный ресурс] // Русский Newsweek. – Электронные дан. – М., 2007. – Режим доступа: http://runewsweek.ru/society/8490/, свободный. Загл. с экрана.

12. Юности честное зерцало [Электронный ресурс] // История России. –Электрон дан. – Режим доступа: http://historysib-suti.narod.ru/petr10.htm, свободный. – Загл. с экрана.


1 Этикет // Малый энцикл. слов. Брокгауза и Ефрона. Электронные данные. URL: http://slovari.yan-dex.ru/dict/brokminor , свободный. Загл. с экрана.

1 Этикет // Кругосвет. Электронные данные. URL: http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/, свободный. Загл. с экрана.

1 Платонов, С. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2004. С. 72.

2 Там же. С. 70.

1 Платонов, С. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2004 С. 72-73

1 История этикета [Электронный ресурс] //Основная информация и история этикета. Электронные дан. URL: http://etiquete.okis.ru/servis.html, свободный. Загл. с экрана.

1 История русской литературы X — XVII вв. Под ред. Д. С. Лихачева [Электронные данные] // Infolio : универс. электронная биб-ка. Электронные данные. URL: http://www.infoliolib.info/philol/lihachev/6_1.html, свободный. Загл. с экрана.

1 Домострой [Электронный ресурс] // Электронная биб-ка ReadRus.ru Электронные дан. Режим доступа: http://readrus.ru, свободный. Загл. с экрана.

2 История русской литературы X — XVII вв. Под ред. Д. С. Лихачева [Электронные данные] // Infolio : универс. электронная биб-ка. Электронные данные. URL: http://www.infoliolib.info/philol/lihachev/6_1.html, свободный. Загл. с экрана.

1 Юности честное зерцало [Электронный ресурс] // Википедия. Электронные дан. URL: http:// ru.wikipedia.org, свободный. Загл. с экрана.

2 Там же.

1 Юности честное зерцало [Электронный ресурс] // История России. Электрон дан. URL: http://historysib-suti.narod.ru/petr10.htm, свободный. Загл. с экрана.

2 Там же

3 Там же

4 Там же

1 Юности честное зерцало [Электронный ресурс] // История России. Электрон дан. URL: http://historysib-suti.narod.ru/petr10.htm, свободный. Загл. с экрана.

1 Общегражданский этикет в России XIX веке [Электронный ресурс] // Медиваль. Электронные дан. URL: http://www.dances.nsk.su/library/etiket.html, свободный. Загл. с экрана.

1 Общегражданский этикет в России XIX веке [Электронный ресурс] // Медиваль. Электронные дан. URL: http://www.dances.nsk.su/library/etiket.html, свободный. Загл. с экрана.


1 Общегражданский этикет в России XIX веке [Электронный ресурс] // Медиваль. Электронные дан. URL: http://www.dances.nsk.su/library/etiket.html, свободный. Загл. с экрана.


1 Шевченко, Д. Взяли, понимаешь, манеры. [Электронный ресурс] // Русский Newsweek. Электронные дан. М., 2007. URL: http://runewsweek.ru/society/8490/, свободный. Загл. с экрана.

2 Там же

1 Шевченко, Д. Взяли, понимаешь, манеры. [Электронный ресурс] // Русский Newsweek. Электронные дан. М., 2007. URL: http://runewsweek.ru/society/8490/, свободный. Загл. с экрана.


1 Шевченко, Д. Взяли, понимаешь, манеры. [Электронный ресурс] // Русский Newsweek. Электронные дан. М., 2007. URL: http://runewsweek.ru/society/8490/, свободный. Загл. с экрана.


1 http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации