Холостова Е.И. Технология социальной работы - файл n1.doc

приобрести
Холостова Е.И. Технология социальной работы
скачать (2142 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2142kb.13.09.2012 10:34скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25




ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

серия основана в 1996 г.

Московский государственный университет социальной работы

Социально-технологический институт

ТЕХНОЛОГИИ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

УЧЕБНИК


Москва

ИНФРА-М

2001

УДК 364(075.8)

ББК 65.272я73

Т38
Учебник подготовлен коллективом авторов:

гл. I, 5, 17, 18, 24 — канд. искусствовед, наук, проф. Т.В. Шеляг;

гл. 2 — д-р социол. наук, проф. П.Д. Павленок, д-р филос. наук, проф. В.Ц. Худовердян;

гл. 3, 11 — д-р ист. наук, проф. Е.И. Холостова;

гл. 4 — д-р социол. наук, проф. Л.Г. Гуслякова:

гл. 6 — д-р социол. наук, проф. В.В. Луков;

гл. 7 — канд. ист. наук, доц. П.В. Бобкова (§2, 3), канд. филос. наук Е.Г. Студенова;

' гл. 8, 10, 19 — канд. ист. наук, доц. Н.П. Щукина;

гл. 9 — канд. психол. наук И.П. Лотова;

гл. 12 — канд. экон. наук, доц. Т.С. Пантелеева;

гл. 13 —д-р социол. наук, проф. З.М. Саралиева;

гл. 14 — д-р пед. наук, проф. В.А. Фокин;

гл. 15 — канд. психол. наук, доц. Л.Д. Демина;

гл. 16 — д-р мед. наук А.В. Мартыненко;

гл. 20 —• канд. психол. наук Л.С. Алексеева, Л.П. Кругликова (§1);

гл. 21 — ст. препод. С.В. Колков;

гл. 22 — д-р социол. наук Е.Р. Ярская-Смирнова;

гл. 23 -- д-р ист. наук. проф. В.Т. Мошняга
Отв..ред. —- д-р ист. наук, проф. Е.И. Холостова Зам. отв. ред. — канд. искусствовед, наук, проф. Т.В. Шеляг
Редакционная коллегия: д-р ист. наук, проф. И.Г. Зайнышев, канд. ист. наук, доц. В.В. Колков; канд. пед. наук А.М. Панов; д-р ист. наук, проф. Ю.П. Свириденко
Т38 Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с. - (Серия «Высшее образование»)
ISBN 5-16-000485-8
Преподавание курса «Технологии социальной работы» является сравнительно новым для отечественной системы высшего образования, поэтому количество учебников пока незначительно, а единое понимание многих вопросов отсутствует.

Данный учебник составлен на основе курсов лекций, прочитанных в ряде ведущих вузов страны. Создание книги соответствует предметному плану и программе курса. Тем не менее замечания и предложения читателей будут способствовать дальнейшей работе над учебником в целях его совершенствования и уточнению теоретических и методических проблем социальных наук в целом.

Для преподавателей, аспирантов и студентов, изучающих учебный курс «Технологии социальной работы» в процессе подготовки и переподготовки по специальности и направлению «Социальная работа».

ISBN 5-16-000485-8 ББК 65.272я73

© Авторский коллектив, 2001

ПРЕДИСЛОВИЕ



В России социальная работа в целом и система социального обслуживания в частности развиваются весьма интенсивно, с использованием различных технологий, на основе научно разработанного базиса. Вероятно, только при таких условиях новая область деятельности могла возникнуть, получить развитие и внести весомый вклад в оказание социальной поддержки населению в драматический период его жизни — период переходной экономики.

Подготовка и переподготовка кадров сотрудников учреждений социального обслуживания, специалистов органов социального управления предусматривает усвоение ими многих дисциплин, охватывающих различные стороны социальной действительности, Проблемам технологии социальной работы уделяется основное внимание в этом комплексе учебных дисциплин, так как овладение ими предопределяет эффективность деятельности социальных работников. Без знания теории социальных технологий, принципов технологического подхода к профессиональной деятельности и конкретных методик работы с клиентами невозможны планирование, организация и осуществление социального менеждмента и социальных услуг.

Технологизция деятельности относится к наиболее комплексным явлениям в социальной сфере. Поэтому данный учебный курс основан на знаниях в первую очередь теории и методологии социальной работы, психологии и других знаниях в области гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин, которыми уже овладели студенты. Разумеется, нет необходимости детализировать содержание этих дисциплин — соответствующие разделы содержат лишь их общие принципы, используемые в технологизации социальной работы.

Большое внимание уделяется активным формам подготовки студентов, практическим занятиям под руководством преподавателя, самостоятельному углубленному изучению дополнительного материала. В связи с этим каждая глава сопровождается вопросами для самопроверки и списком литературы, работа с которым позволит расширить знание материала.

Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ



Глава 1. Предмет и задачи курса «Технологии социальной работы»




§1. Технологический подход — неотъемлемая черта современной социальной деятельности



Учебная дисциплина «Технология социальной работы» в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования представляет собой (наряду с учебными курсами «Теория социальной работы», «История социальной работы в России» и «Социальная работа за рубежом») основу общепрофессиональной подготовки специалиста в области социальной работы. Овладение знаниями, предусмотренными содержанием этого учебного предмета, — неотъемлемая часть личностной и профессиональной готовности сотрудников органов социального управления, учреждений социального обслуживания населения к выполнению своих функциональных обязанностей, залог эффективности их деятельности. Однако применение термина «технология» к социальным процессам — все еще довольно новое явление для социальной действительности в нашей стране, для наук, изучающих социальную действительность, и для процесса подготовки специалистов гуманитарно-управленческих профессий.

Между тем интерес к социальным технологиям, технологизации социальной деятельности можно считать закономерной составной частью технологической революции, которая глубоко преобразовала и продолжает преобразовывать мир. Мощная интервенция технологизации в сфере преобразования живой и неживой природы при помощи достижений в химии, физике, энергетике и других науках, методов генетики, биологии, информационных процессов, которые практически институционализировались именно как высокотехнологичные, целиком построенные на научных методах их осуществления, поставила вопрос о проникновении технологизации в сферу социальных процессов и явлений.

Осознанию необходимости этого способствовали катастрофические социальные потрясения XX в. и, в первую очередь, мировые войны, которые привели к колоссальным потерям человеческих и материальных ресурсов при относительно скромных (по сравнению с затратами) результатах. С другой стороны, развитие кибернетики, информатики и средств машинной обработки информации дало возможность математически моделировать достаточно сложные процессы с высокой степенью достоверности полученных результатов, что породило надежду на возможность исследования социальных процессов с такой же точностью и однозначностью, как и процессов, происходящих в неживой природе или в мире чисто биологических закономерностей, прогнозирование последствий поведения людей в различных ситуациях с тем, чтобы минимизировать ошибки и неверные решения, а также управлять людьми и обществами, используя научно обоснованный, наиболее правильный способ.

Конечно, вся наша история — это история применения тех или иных способов управления людьми, побуждения их к тем или иным видам деятельности, контроля за исполнением или неисполнением предписанных им норм и моделей. Однако эти механизмы побуждения или запрета всегда складывались стихийно, методом проб и ошибок, но далеко не всегда они были наилучшими. Сам критерий оценки в каждую эпоху и в каждой национальной культуре мог быть различным в зависимости от культурно-исторических ценностей и стереотипов общества. Найденные регуляторы и мотиваторы закреплялись в традиции, что надолго снимало всякую возможность рационального подхода к ним.

Процесс модернизации, т.е. изживание неприкосновенных традиционных оснований жизнедеятельности общества, проникновение эгалитарных, договорных начал во все. стороны гражданских взаимоотношений, гуманизация сознания и деятельности, которая заключалась в понимании блага человека, индивида как высшей ценности общественного развития, сделал актуальным вопрос о пересмотре всех связей между людьми с рациональной точки зрения, об их переорганизации на началах эффективности, прагматизма, минимизации затрат.

Данный процесс развивается уже довольно давно, в связи с чем можно сделать определенные выводы: достаточно разработаны и весьма эффективны политические технологии (особенно связанные с кратковременными предвыборными кампаниями); широко используются различные психологические, информационные методы манипуляции сознанием людей (однако их относительная эффективность, возможно, объясняется как раз кратковременностью и одноплановостыо: индивидам чаще всего приходится сделать выбор из двух (или нескольких) вариантов, причем по одному основанию); получили развитие также технологии разработки формы и содержания средств массовой коммуникации (включая специальный большой раздел технологий рекламы, военные, образовательные технологии, и т.д.).

Вместе с тем достаточно отчетливо выявилась специфика технологического подхода к социальной сфере, в которой преобразованию подвергаются само общество в целом, отдельные его слои и группы, отношения между людьми или их мысли и чувства. ^Процессы, происходящие в обществе, подчиняются статистическим закономерностям, причины и следствия связаны в них отношениями вероятности. Конечно, это свойственно множеству Явлений в живой и неживой природе (например, движение молекул или элементарных частиц, жизнедеятельность микроорганизмов, развитие популяции животных), однако в отличие от них в социальные процессы вовлечено множество индивидов, наделенных разумом и волей. В связи с этим люди не просто объекты воздействия закономерностей — они сознательные и своевольные субъекты социальных изменений.

В своей деятельности люди руководствуются целями, которые определяют в соответствии с собственными представлениями о том, что является для них благом. Формулировать масштабные цели, планировать и осуществлять объемные преобразования, обладать достаточно сильной волей, чтобы вовлечь в свою деятельность широкие массы людей — такое могут делать далеко не все;

Процессы развития инициируются, движутся и разрушаются в Первую очередь лидерами, т.е. людьми, обладающими сильной внутренней энергией, представителями элиты — как бы ни называли их теоретики, их всегда меньшинство. Остальная масса индивидов следует за ними потому, что считает их выразителями своих интересов, убеждена в правильности их идей и призывов, находится под харизматическим воздействием этих личностей либо подчиняется им из страха. Соответственно, процесс управления, руководства, убеждения и других способов воздействия на людей неизбежно распадается на несколько потоков воздействия на различные группы людей, каждая из которых воспринимает их в соответствии со своими возможностями и установками. Может быть, именно поэтому результаты всех больших социальных преобразований не соответствуют провозглашенным целям; из множества микро- и мезодвижений лишь в конечном счете складывается общий вектор, который рассматривается как направление общественного развития.

Само это направление также нуждается в рассмотрении, Человеческая деятельность по определению целесообразна — это главное ее отличие от активности животных. Интеллектуально и психически полноценные индивиды предпринимают определенные Действия, имея цель, т.е. представление о результате, который они хотят получить по окончании этих действий. Кроме того, люди способны более или менее адекватно рассчитать средства и способы, при помощи которых они могут достичь цели. Люди, разделяющие современные демократические представления, сходятся во мнении, что человечество призвано развиваться в направлении всеобщего блага, причем средства его достижения не могут противоречить сущности поставленной цели. Однако, рисуя эту идеальную картину, с трудом можно объяснить, почему отдельные индивиды избирают те или иные цели своей деятельности.

Существуют по меньшей мере три варианта теоретических моделей, объясняющих целеполагание общественного человека. Во-первых, это некая объективная, надчёловеческая цель, которая притягивает индивидов и общество, как магнитный полюс — стрелку компаса. Внутри этой модели разброс теоретических концепций весьма велик — от целей божественного разума, через целеосуществление абсолютной идеи к неизбежной реализации целей общественного прогресса. В соответствии со второй теоретической моделью основой человеческой деятельности считается приспособление индивида к окружающей среде путем реагирования на ее воздействия; тем самым вопрос о сознательном целеполагании практически полностью снимается. Наконец, в соответствии с третьей теоретической моделью основой целеполагания является система ценностей, субъективное стремление к реализации общих представлении о благом и должном, которое разделяют все граждане современных демократических обществ.

Этот разброс мнений свидетельствует, в первую очередь, о сложности природы механизма, который определяет поведение индивидов, множественности причин человеческой активности и трудности воздействия на людей в направлении, желательном для социального технолога любого уровня. Люди далеко не всегда предпочитают материальный достаток, бытовые удобства, т.е. далеко не всегда являются сторонниками приземленного прагматизма. Но и благородные идеалы, духовные ценности, моральные регуляторы не могут считаться бесспорными инструментами воздействия на людей. В связи с этим тот, кому приходится по призванию или служебной обязанности работать с людьми, преобразовывать их поведение, социальные связи, самооценку или структуру личности, должен очень хорошо осознавать всю сложность объекта своей деятельности.

Более того, социальные технологии — это, вероятно, единственный тип технологического процесса, основанный на отношениях не объекта и субъекта, а в значительной степени на отношениях «субъект — субъект». Без содействия участников социального процесса, без содействия и согласия индивида, семьи, группы, которым оказывается профессиональная помощь, невозможно преобразовать те обстоятельства, которые послужили причиной применения социальных технологий. В связи с этим можно сказать, что каждый индивид является социальным технологом для себя и своих близких; он участвует в осуществлении социальных технологий различных уровней, содействуя проводящимся преобразованиям или уклоняясь от них, разделяя цели и средства деятельности органов социального управления или противопоставляя им какие-то иные цели и средства.

Поэтому, вероятно, любая социальная технология обязательно имеет некий фундамент, наиболее важный блок которого — постоянное и углубленное изучение как общества в целом, так и его структурных элементов, являющихся объектами воздействия. Это -объясняется не только тем, что наши знания законов общественного функционирования далеки от полноты и совершенства, но и тем, что само общество и люди, образующие его, постоянно изменяются, и то, что вчера было влиятельным и действенным, Сегодня может выглядеть смешным и устаревшим.

Второй важный блок фундамента социальной технологии — операционализация процессов и единство процедур. Конечно, каждое явление уникально и неповторимо, однако всем им присущи некоторые повторяющиеся, общие, типичные черты, которые позволяют отнести определенное явление к тому или иному классу, группе. Классификация в соответствии с определенной типологией, произведенная на основе углубленного изучения факта или явления социальной жизни, создает основу технологического подхода. Невозможно и нерационально «изобретать велосипед» в каждом случае социального изменения. Типичные ситуации требуют использования типичных процедур. Некоторые типичные процедуры превращаются в алгоритмы — системы последовательных действий, причем каждое последующее действие обусловлено предыдущим, а в совокупности они определяют эффективность решения задачи. Иногда алгоритмы закрепляются в нормативных и законодательных документах (например, последовательность действий при определении судьбы детей, оставшихся без попечения родителей, проведении медико-социальной экспертизы и т.д.); иногда те или иные этапы социальной технологии Могут быть проигнорированы, если они не нужны или неэффективны в данных условиях. Но в любом случае необходимо знать последовательность действий и уметь их использовать.

Третий блок фундамента социальной технологии — высокое субъективное содержание социальных технологий, значение личности, производящей воздействие, и личности, испытывающей воздействие. В связи с этим люди, занимающиеся социальной работой, должны иметь не только теоретические знания, но и умения и навыки взаимодействия с клиентами.

Социальная работа в полной мере демонстрирует «блеск и нищету» социальных технологий. С одной стороны, социальная работа просто обречена быть технологичной, ибо в условиях ограниченных социальных ресурсов и огромного количества социальных проблем воздействие может быть эффективным только при условии последовательности и профессиональности технологического подхода. С другой стороны, никакой технологический подход не гарантирует 100-процентной эффективности. Более того, большинство проблем социальной работы относится к неразрешаемым, т.е. к таким, которые вновь и вновь воспроизводятся с каждым новым этапом развития общества, в каждом последующем поколении, жизнедеятельности каждой семьи и т.д. В связи с этим, если целью социальной технологии глобального масштаба может быть устранение того или иного социального зла (голода, болезней, наркотических зависимостей и т.д.) и человечество оказывается в состоянии (хотя и не всегда, и с огромными трудностями) выполнить свою задачу (например, полная ликвидация такой опасной болезни, как оспа, и взятие под контроль многих эпидемий), то цель социального работника -- помощь конкретному индивиду, семье, группе, испытывающим жизненные трудности, устранение явлений, которые отягощают их социальную ситуацию, а вовсе не разрешение социальных проблем в целом.

Наконец, социальные технологии, и технологии социальной работы в особенности, как правило, всегда являются комплексными. Для того чтобы изменить социальную ситуацию клиента, необходимо произвести воздействие социального плана, практически обязательно — психологическую коррекцию, очень часто — оказать консультационную и медико-социальную помощь и т.д. В связи с этим социальный работник — специалист весьма широкого профиля; его знания должны не только быть адекватными требованиям профессии, но и непрерывно пополняться на протяжении всей его деятельности.


§2. Содержание и задача курса «Технологии социальной работы»



Учебный курс «Технологии социальной работы» включает в себя чрезвычайно обширный и разнородный материал, изложение которого затруднено в силу разнообразия теоретических подходов различных ученых и практиков, а также в силу того, что объем, содержание и совокупность используемых в нем понятии зачастую еще не получили всеобщего признания. Это относится даже к наименованию профессии, которую получает в результате подготовки специалист по социальной работе. Применяемые некоторыми авторами термины «соционом» или «социальный инженер» содержат в себе некоторые указания на те социально-управленческие, программно-проектные функции, которые предстоит выполнять сотруднику социальной сферы, однако эти термины не общепризнаны и не утверждены нормативными документами, Содержащими требования к уровню подготовки, знаниям и умениям специалистов. В связи с этим в настоящем учебнике используются в одинаковом значении термины «специалист по социальной работе» и «социальный работник». Принципы классификации Социальных технологий, проанализированные в следующей главе, свидетельствуют о том, что вычленение одной из многих технологий во многом зависит от конкретных целей исследования иди конкретных целей оказания помощи клиенту. Поэтому в ходе изложения материала студенты неоднократно будут убеждаться в том, что одни и те же типы технологий могут применяться к различным категориям клиентов, различные методы пересекаются, взаимообусловливаются, по-разному используются в несхожих ситуациях.

Исследования показывают, что в каждом социальном действии можно выделить два взаимосвязанных и взаимодополняющих Процесса — адаптация и трансформация, которые по причине их всеобщности можно назвать социальными метатехнологиями. Они характерны для всех социальных процессов. Во взаимодействии двух социальных субъектов или более можно видеть либо адаптацию одного субъекта к другому, либо их взаимную адаптацию. Приспособление индивида к социальной среде является частным случаем такой ситуации, ибо, как правило, среда выдвигает агента адаптации (лицо, орган или учреждение, которое побуждает или вынуждает к адаптации) либо индивид сам осознает необходимость приспособления. Для этого необходимы изменение (сознательное или бессознательное) адаптирующегося субъекта, перестройка структуры личности, пересмотр взглядов на себя или свое окружение.

Хотя среди видов человеческой деятельности значительное место занимает неадаптивная активность, все технологии социальной работы в большей или меньшей степени являются адаптационными. Само предназначение социальной работы состоит в том, чтобы предоставить клиенту возможность социального функционирования, усилить ее либо восстановить в случае утраты. Соответственно, этот процесс может приобрести черты абилитации (привития навыков социального функционирования) либо реабилитации. В то же время было бы неправильно односторонне Рассматривать эти процессы. Адаптация клиента требует трансформации каких-то черт его поведения или характера, структуры личности или обстоятельств жизни. Но и общество не только может, но в ряде случаев должно трансформироваться, чтобы адаптироваться к нуждам и потребностям индивидов. Это прямо провозглашается в международных документах по отношению к людям с ограниченными возможностями; это же утверждается по отношению, например, к такой категории клиентов, как дезадаптированные дети и подростки, для которых их асоциальное, противоправное поведение нередко является единственной формой адаптации к жестокости общества.

Если рассматривать связь между метатехнологиями (которые отражают процессы, происходящие не только в социальной работе и даже не только в социальной среде, но, возможно, на биологическом, организменном уровне в целом) и технологиями социальной работы, можно отметить, что и те и другие являются элементами единой структуры, в которой наиболее общим уровнем являются метатехнологии. Далее располагается общая социальная технология, охватывающая рациональные, структурированные элементы изменений в обществе; затем — теоретический уровень, содержащий общие технологии социальной работы; наконец, непосредственное доведение воздействий до конкретных реципиентов и получение ожидаемого (или неожиданного) результата осуществляют конкретные технологии и методы социальной работы.

Такая структура определяет композицию учебника, состоящего из четырех разделов.

Первый раздел посвящен концептуальному обоснованию необходимости социально-технологической подготовки специалиста в области социального управления и социального обслуживания, сущности социальных технологий вообще и специфике технологий социальной работы. В связи с тем что каждый социальный работник преобразовывает социальную действительность (в масштабе одной личности, целого региона и т.д.), большое внимание уделено технологическим аспектам социального управления.

Второй раздел раскрывает содержание тех процессов, которые присущи каждой социальной системе и каждому воздействию, осуществляемому сотрудниками социальной сферы. Действительно, любое вмешательство в социальную ситуацию клиента осуществляется на основе диагностики его проблем. Социальное страхование и социальное обеспечение — это «сквозные» технологии, обеспечивающие социальную защищенность индивидов и их семей независимо от условий социального риска. Применяемые методы могут быть инновационными, традиционными или рутинными. Разумеется, эффективность этих методов меняется в зависимости от условий их применения или адресата воздействия,

Третий раздел посвящен междисциплинарным технологиям социальной работы. Выделение такой группы технологий объясняется тем, что социальная работа ориентирована на решение самого широкого круга проблем индивида и группы при помощи методов психологии, педагогики, социологии, медицинских и юридических наук. Это не значит, что социальная работа не имеет собственной специфики, представляя собой лишь совокупность средств, заимствованных из других областей знания и сфер деятельности. Все используемые в социальной работе технологии имеют свои особенности, поэтому их можно разделить на социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экономические и т.д.

Четвертый раздел посвящен конкретным технологиям социальной работы. Здесь представлен наибольший объем материала, хотя, вполне вероятно, кому-то он покажется недостаточным, поскольку в каждой обширной категории можно выделить определенные подгруппы, применительно к которым технологии должны использовать определенные методы и средства. С другой стороны, по отношению к различным группам клиентов нередко применяются сходные технологии. Поскольку практически невозможно выделить все возможные типы клиентов или перечислить все возможные технологии работы с ними, в данном разделе приведены только основные их группы в соответствии с учебной программой.

Следует также иметь в виду, что технологии существуют не обособленно, а как технологии конкретного учреждения социального обслуживания, конкретного специалиста социальной сферы. В связи с этим авторы не ставили своей задачей рассмотреть все возможные варианты технологий. Несомненно, каждый профессиональный сотрудник социальной сферы в своей деятельности будет адаптировать существующие технологии к своим потребностям, возможностям и вкусам, а также вырабатывать собственные методики и технологии.

Поэтому целью настоящего издания является ознакомление студентов, обучающихся по специальности и направлению «Социальная работа», с общими теоретическими проблемами и содержанием технологий социальной работы; изложение основ технологий социальной работы с различными категориями клиентов; создание возможностей для дальнейшей самостоятельной работы студентов в рассматриваемой области социальной деятельности.

Во исполнение указанных целей в учебнике широко представлены нормативно-законодательные документы и материалы, относящиеся к сфере социального управления и социального обслуживания. Хотя правовое поле еще нельзя назвать безукоризненным, в настоящее время известные законодательные основания для социальной работы в различных направлениях и специализациях уже сформированы; их знание и квалифицированное применение — основа эффективности технологий устранения жизненных затруднений клиентов.
Вопросы
1. Каковы причины технологизации социальной деятельности?

2. В чем заключается специфика социальных технологий?

3. Каковы особенности технологий социальной работы?

4. Что такое метатехнологии и как они проявляются в различных процессах социальной работы?
Литература
1. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. — М.— Белгород, 1993.

2. Иванов В. А. Социальные технологии в современном мире. — М. — Н.-Новгород, 1996.

3. Иванов В.Н., Лесников Г.П., Зайченко В.Л. Проблемы информатизации и технологизации социального пространства. — М., 1994.

4. Словарь-справочник по социальной работе. ~ М.: Юристъ, 1997.

5. Справочное пособие по социальной работе. — М., 1997.

6. Социальная работа и социальные технологии: Материалы методологического семинара. — М.: Институт социальной работы, 1995.

7. Толковый словарь по социальным технологиям/ Под ред. В.А. Иванова, Г.Д. Никредина, В.И. Патрушева, И.М. Слепенкова. — М., 1995.

8. Франчук В.И. Основы современной теории организаций. — М., 1995.

9. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (управленческая гуманиторология). — М., 1992.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации