Аверкиев А.Б. Инновационная деятельность по созданию информационного пространства управления предприятием на основе реинжиниринга - файл n1.doc

приобрести
Аверкиев А.Б. Инновационная деятельность по созданию информационного пространства управления предприятием на основе реинжиниринга
скачать (1683 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1683kb.05.06.2012 06:59скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Аверкиев А.Б.

Инновационная деятельность по созданию информационного пространства управления предприятием на основе реинжиниринга


Инновационная деятельность по созданию информационного пространства управления предприятием на основе реинжиниринга




Аверкиев А.Б.




Введение

1

   1.1. Методология реинжиниринга: новые сферы применения

2

   1.2. Информационный реинжиниринг

5

   1.3. Информационное пространство управления предприятием

7

2. Декомпозиция информационной системы управления предприятием

9

   2.1. Эволюционное развитие информационной системы управления предприятием

9

   2.2. Новации в информационном менеджменте

11

3. Алгоритм реинжиниринга информационного пространства управления предприятием

15

   3.1. Возможности предприятий по применению реинжиниринга

15

      Программы бюджетирования закрывают "бреши" в управлении

16

   3.2. Требования к информации и персоналу при построении информационного пространства управления.

17

      Инновационно-информационная сущность управленческого учета.

17

   3.3. Модели систем управленческой информации на примере промышленных и агропромышленных холдингов

19

Заключение

23

Список литературы

25

Приложение 1. Сравнительный анализ функциональной структуры и процессно-ориентированной структуры организации

27

Приложение 2. Классификация наиболее используемых определений термина «процесс»

28

Приложение 3

29

Приложение 4.

30

Приложение 5

31

Приложение 6. Построение хозяйственной системы

32

Приложение 7

33

Приложение 8. Основные виды деятельности предприятий, входящих в холдинг

34

Приложение 9

35

Приложение 10

36

Приложение 11. Пояснительная записка

37

Приложение 12. ОАО «Волжская РЭБ флота» план на 2002 г. Расшифровка потребности в материальных ресурсах.

38

Сноски

39


Введение

Актуальность исследования. Современные предприятия различных отраслей функционируют в условиях высокой сложности, неопределенности и динамичности окружающей социально-экономической среды. Становление «электронно прозрачного» мирового рынка, когда можно получить практически мгновенный доступ к информации о любых товарах, вызывает резкий рост конкуренции между производителями. Жесткая, инерционная организация не позволяет мгновенно реагировать на изменение требований рынка. Обычные представления о хорошей фирме как о монолитном, устойчивом и централизованно управляемом предприятии уступают место идеям о самореорганизации предприятия как форме адаптации к быстро меняющимся требованиям рынка, разворачивающейся на основе реинжиниринга деловых процессов.

Обычные методы повышения производительности – рационализация и автоматизация процессов – не привели к серьезным улучшениям, которые требуются компаниям. В частности, серьезные инвестиции в информационные технологии принесли разочаровывающие результаты. Они оставляют в неприкосновенности существующие процессы и используют компьютеры, чтобы просто их ускорить. Устройство рабочих мест, потоки работы, механизмы управления и организационные структуры были разработаны в эпоху, когда не существовало ни сегодняшних конкурентов, ни сегодняшних компьютеров. Они созданы в расчете на эффективность и контроль. Однако ключевые концепции нового десятилетия - это инновации и скорость, обслуживание и качество. В связи с этим следует подвергнуть наши компании реинжинирингу, то есть воспользоваться мощью современных информационных технологий, чтобы радикально перестроить наши бизнес-процессы и достичь значительного повышения их производительности.

Особую актуальность приобретают преобразования информационных потоков с использованием подходов реинжиниринга.

Для дальнейшего продвижения по пути реформ, повышения эффективности распределения и использования экономических ресурсов обязательным становится формирование единого информационного пространства, адекватного рыночным механизмам и раскрывающего перед субъектами рынка широкие возможности для выбора наиболее правильных стратегических и тактических решений по всем направлениям деятельности. Эти проблемы были и остаются предметом исследования многих ведущих зарубежных и российских ученых.

Степень научной разработанности проблемы. Заметный вклад в разработку теоретических аспектов формирования информационного пространства предприятий с позиций инновационного и информационного менеджмента внесли М. Альберт , С. Глазьев , В. Дик , Г. Дружинин , А. Егоршин , А. Зверинцев , С. Ильенкова , Г. Калянов , А. Карминский , А. Костров , Н. Круглова , Д. Львов , М. Мескон , Б. Мильнер , Ю. Морозов , Е. Ойхман , А. Петрова , Э. Попов , М. Портер , И. Рудакова , В. Рыбалкина , Б. Советов , В. Тихомиров , Э. Уткин , Р. Фатхутдинов , Г. Фетисов , Ф. Хедоури .

Историческое развитие информационных систем предприятий, автоматизированная обработка учетно-аналитической информации и ее использование в управлении предприятиями отражены в работах В. Брага , М. Вахрушиной , Е. Вентцеля , Б. Гольдстайна , И. Исидзука , М. Кутера , М. Мизинцевой , А. Мишеина , С. Назарова , В. Подольского , Г. Поппеля , Э. Попова , Г. Ревункова , В. Рожнова , О. Рожновой , М. Семенова , Б. Советова , Я. Соколова , Х. Уэно , Дж. Фостера , Ч. Хорнгрена , М. Шварца , К. Шеннона , А. Шеремета и др.

В свете выбранного автором исследования инновационного подхода к разработке информационного пространства управления проанализированы работы теоретиков и практиков реинжиниринга: Д.Анжелиса , Б. Дали , Т. Давенпорта , Э Попова , М.Робсона , Ф. Уллаха , М.Хаммера , Л.Ходсена , Дж.Чампи , Дж.Чилдреса , Дж.Шорта , Э.Эворда . Изучались работы по современной теории управления Ст.Бира , А.Богданова , Л.Евенко , Д.Иванова , Ю.Инокова , Б.Мильнера , Л.Ормана , Е.Паолуччи , Т.Петерса .

Однако проблема разработки инновационных технологий создания информационного пространства управления предприятиями требует дальнейшего исследования с учетом российских экономических условий.

Проблемы разработки нового информационного пространства управления предприятиями, как правило, не рассматривались в качестве самостоятельного объекта анализа, а описывались в рамках отдельных существующих информационных подсистем управления. В работах многих авторов делается акцент на разработку прикладных аспектов каждой информационной подсистемы, вследствие чего недостаточно исследованными остаются теоретические основы и синергетика интегрированного информационного пространства управления. Актуальность проблемы, недостаточная научная разработанность отдельных ее сторон и большая практическая значимость определили цель и задачи диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Целью работы является теоретическое обоснование реинжиниринга как инновационной методологии создания информационного пространства управления предприятием и разработка методического инструментария управления инновационной деятельностью в сфере информатизации предприятий.

В соответствии с поставленной целью сформулированы задачи:

- выявить концептуальные основы реинжиниринга как инновационного метода и оценить перспективы использования этого подхода для российских предприятий;

- на основе традиционной технологии реинжиниринга разработать методологический подход к созданию информационного пространства управления предприятиями;

- отразить исторические и методологические аспекты традиционных информационных подсистем предприятия как основы для разработки новых;

- выявить современные тенденции развития информационного пространства и провести декомпозицию его элементов с целью использования в рамках современных предприятий (новое в новом);

- разработать модели информационного пространства управления с использованием инновационного метода реинжиниринга и определить последовательность его этапов.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования стали информационные потребности управления и возможности инновационных методов создания единого информационного пространства управления.

В качестве объектов исследования выбраны информационные подсистемы управления предприятиями, их функции, составные элементы и инновационные компоненты.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составили работы отечественных и зарубежных авторов по проблемам информационного пространства управления, возможностям инновационной деятельности с использованием реинжиниринга, законодательные акты и нормативные документы РФ. Исследование осуществлялось с применением системного подхода в рамках диалектико-материалистического метода, историко-логического, структурно-функционального анализа, графического и экономико-математического моделирования.

Эмпирической базой исследования стали разработки ряда российских и зарубежных компаний; монографические исследования ученых-экономистов; факты, опубликованные в научной литературе; внутренние документы предприятий, на которых проводилась апробация и внедрение результатов диссертации.

Научная новизна результатов исследования определяется тем, что в нем впервые обоснована возможность применения инновационной деятельности на основе реинжиниринга к разработке информационного пространства управления предприятиями с целью повышения качества принятия управленческих решений.

Наиболее важные результаты заключаются в следующем:

- обобщены теоретические и эмпирические знания о подходе реинжиниринга как инновационного метода в деятельности российских предприятий;

- на базе традиционного реинжиниринга хозяйственных процессов и системного реинжиниринга сформирован методологический подход реинжиниринга к формированию информационного пространства управления предприятием;

- дано определение информационного пространства управления как совокупности информационной базы данных и способов ее организации, необходимых для принятия управленческих решений;

- в целях вычленения инновационной компоненты проанализированы внутренние информационные подсистемы предприятия (оперативный, статистический, финансовый, управленческий учет , нормативное хозяйство) и предложены принципы их интеграции в единое информационное пространство управления предприятием;

- в качестве программного обеспечения принятия управленческих решений в едином информационном пространстве предложена комплексная автоматизированная территориально-распределенная система контроля и обработки формализованной информации.

Теоретическая значимость работы. Положения диссертационного исследования являются дополнением теории инновационного менеджмента в области методологии реинжиниринга информационного пространства управления предприятиями, проведения работ по реинжинирингу. Отдельные положения диссертации могут быть использованы в преподавании дисциплин «Инновационный менеджмент », «Управленческий учет ».

Апробация работы. Основные положения и теоретические разработки диссертации прошли апробацию на Поволжском форуме бухгалтеров и аудиторов в 2000 г., научных конференциях, проводившихся в Волгоградском государственном университете в 2001-2003 гг. Модели систем управленческой информации применены в ОАО ПО «Волжский трубный завод », промышленном холдинге «Промстрой», ЗАО «ЮКОС-Сервис», группе предприятий АПК «Гелио-Пакс». Практические результаты исследования подтверждены свидетельствами об официальной регистрации Российского агентства по патентам и товарным знакам (РОСПАТЕНТ)

Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 печатных работ общим объемом 3,72 п.л.

1.1. Методология реинжиниринга: новые сферы применения

Развитие новых технологий и рынков привело к тому, что сегодня во всем мире экономический рост хозяйствующих субъектов определяется той долей продукции и оборудования, которые содержат прогрессивные знания и современные решения. В экономической литературе этот процесс характеризуют как переход от индустриальной экономики XIX и XX веков к экономике, основанной на знаниях, которая будет доминировать в XXI веке. Основное их отличие состоит в следующем. В индустриальной экономике совершенствование продукции достигается за счет приложения новых знаний к природным ресурсам, оборудованию, труду, а в инновационном типе экономики это развитие обеспечивается за счет применения новых знаний к знаниям.

В связи с наметившимся переходом к экономике высоких технологий теоретики, т.е. сфера науки и образования, и практики, т.е. руководители предприятий и организаций, все чаще задаются вопросом о том, каковы самые современные принципы и тенденции в методологии инновационного управления? Инновации принято считать не только залогом устойчивого экономического развития, но и связывать с венчурным, а значит рисковым предпринимательством. Да, в инновационной деятельности не обойтись без риска. Но, по существу, вся экономическая деятельность связана с неопределенностью результата, а вкладывать ресурсы в день вчерашний намного рискованнее, чем в день завтрашний. Как показывает передовой зарубежный и ведущий отечественный опыт, внедрение инноваций может оказаться высоко рискованным только для тех, кто не обладает достаточной компетентностью и не владеет современной методологией.

Для наилучшего понимания методологического подхода реинжиниринга в целом и информационного реинжиниринга в частности, начать следует с определения сущности реинжиниринга и его фундаментальных отличий от других управленческих подходов.

М. Хаммер , автор термина "реинжиниринг", рассматривает появление реинжиниринга хозяйственных процессов [ 1 ] как революцию в экономике, которая знаменует отход от базовых принципов построения экономических субъектов, предложенных 200 лет назад А. Смитом , и превращает конструирование экономического субъекта в инженерную деятельность. [ 157 с., 62-69] Ф. Тейлор , А. Файоль , М. Вебер считали функциональную специализацию, стандартизацию, универсализацию, кооперацию и разделение труда основой эффективной организации. [ 164 с., 21] Принципы функционального подхода, безусловно, работали в экономике индустриального типа. Однако, столкнувшись с современными экономическими реалиями, субъекты экономики вынуждены искать более эффективные подходы к построению организаций и их управлению. Одним из таких подходов, стал процессный подход. (В Приложении 1 определены основные отличия между процессным и функциональным подходом).

Для дальнейшей работы нам потребуется однозначное определение термина «процесс», поскольку очень часто в теории и на практике процессам приписываются очень различные признаки. Существует множество определений термина «процесс» (Давенпорт и Шорт (1990) [ 229 с., 12] ; Эрл (1994) [ 232 с., 13] ; Хаммер и Чампи (1993) [ 238 с., 35] ; Давенпорт (1993) [ 228 с.; 12] ) [ 2 ] . Но в связи тем, что использовавшиеся ранее определения излишне обобщены и, в отличие от самой целостности, определяют отдельные признаки процессов, автор диссертационного исследования решил предложить свое определение термина «процесс». Итак, процессы могут рассматриваться как совокупность детерминированных управленческих решений [ 244 с., 289-308] , каждое из которых определяет последовательность работ, информационные потоки которых, в свою очередь, определяют другие управленческие решения. Наиболее эффективное распределение и выполнение каждой из составляющих процесса работ определяет общую эффективность этого процесса. [ 246 ] Процессный подход подразумевает, таким образом, ориентацию на последовательно продолжающуюся совокупность работ, основанных на управленческих решениях, принимаемых на основе информации о прошлых решениях, и не ограничивает сферу действия процессов только рассматриваемой организацией.

Определим место современного реинжиниринга среди других управленческих подходов: в практике существует множество подходов к формированию стратегии развития организационных процессов и организации в целом:

- Интенсификация - усовершенствование процессов с целью достижения более высокого уровня их эффективности;

- Расширение - использование наиболее сильных процессов для выхода на новые рынки сбыта;

- Приращение - развитие процессов для предоставления более широкого спектра услуг потребителям;

- Конверсия - использование наиболее эффективного процесса для предоставления услуг другим экономическим субъектам;

- Инновация - использование наиболее эффективных процессов для создания и предоставления новых товаров и услуг;

- Диверсификация - создание новых процессов для предоставления новых товаров и услуг. [ 237 с., 193] .

Реинжиниринг нельзя поставить в ряд с вышеназванными подходами к формированию стратегии развития организации, поскольку реинжиниринг сам использует эти подходы [ 3 ] . Он является одним из последних представителей семейства процессуально ориентированных подходов к управлению, к которым также относятся методики "точно в срок" (just in time) и всеобщего (тотального, в других источниках) управления качеством (ТQМ), но занимает свою, особую нишу [ 182 с.,7] . Реинжиниринг хозяйственных процессов основан на подходе всеобщего управления качеством и использует ряд базовых процедур концепции: 1) метод анализа процессов; 2) внутрифирменную оценку деятельности (interdepartment evaluation of activity); 3) анализ восприимчивости (process perception analysis) [ 164 ] . И реинжиниринг, и всеобщее управление качеством, рассматривая экономического субъекта как открытую систему, которой свойственно отклоняться в своем развитии от оптимального направления, ставят под сомнение эффективность существующих на предприятии процессов. Основное же отличие реинжиниринга в том, что подход всеобщего управления качеством обеспечивает прирост эффективности, а реинжиниринг - значительное изменение («качественный скачок») в эффективности организации (именно поэтому реинжиниринг не может заменить концепцию всеобщего качества) [ 224 с., 30] Реинжиниринг и ТQМ различны также и по подходу к объекту преобразования: ТQМ используется в случаях, когда не требуется масштабного изменения, а значит, применяется локально, в пределах структур организации, в отличие от реинжиниринга, оперирующего процессами организации в целом.

В целом же, наиболее существенным отличием реинжиниринга от других управленческих подходов является именно то, что реинжиниринг - не концепция непрерывного улучшения. Он направлен на создание относительно устойчивой структуры заданного качества, учитывающей, однако, возможность будущих преобразований. Суть реинжиниринга с практической точки зрения состоит в том, что структура экономического субъекта, подвергаемого преобразованию, не ломается. Переопределяются цели и связи организации, то есть происходит целесообразное преобразование процессов организации не извне, а изнутри. Если определить суть реинжиниринга с общетеоретической точки зрения, то в его современном состоянии реинжиниринг сочетает в себе признаки, как управленческой технологии, так и управленческого подхода. Реинжиниринг сегодня - это процесс применения различных управленческих приемов, методов, средств; в то же время, он обладает особым подходом, определяемым теоретиками реинжиниринга «особый философский подход». Категоризация этого подхода до сих пор была возможна исключительно на практике, поскольку реинжиниринг пока не является методологией.

Реинжиниринг, по мнению многих авторов, в отличие от других подходов к изменению, «универсален». Однако сами эти авторы говорят, что реинжиниринг хозяйственных процессов не разрабатывался как способ управления организаций (и таким никогда не станет). Поскольку реинжиниринг не только может, но и должен увязываться с другими подходами, технологиями и методами, используемыми организацией [ 164 с., 61] , гипотеза универсальности не должна нами использоваться. Смело можно утверждать лишь то, что реинжиниринг универсален в определенных условиях - ситуациях, требующих масштабного изменения в критическом состоянии экономического субъекта (воздействие в точке бифуркации подобно эффекту рычага - качество системы изменяется кардинально).

Таким образом, основываясь на вышеприведенных утверждениях о том, что максимального эффекта применения реинжиниринга можно добиться именно в критической точке развития организации, можно предположить, что, несмотря на все ограничения и сравнительную новизну, реинжиниринг может быть использован в российских условиях, где требуется массовое масштабное преобразование экономических субъектов.

Несмотря на достаточно большое количество имеющихся на данный момент теоретических работ по реинжинирингу, непосредственных разработок в области моделирования хозяйственных процессов чрезвычайно мало, а теоретических и методических разработок в области исследования информационного пространства или его структурных элементов, практически не существует. [ 248 с., 1556] Кроме того, как уже было отмечено, в существующем виде реинжиниринг нельзя назвать методологическим подходом. По результатам проведенного исследования теоретической и эмпирической базы реинжиниринга, автор диссертации пришел к выводу о том, что существующие теоретические разработки не дают логически обоснованной последовательной схемы организации процесса реинжиниринга [ 4 ] . Современный реинжиниринг, апеллируя к интуиции и управленческому искусству лиц, осуществляющих преобразование организации и четко следующих «особому философскому» подходу (нигде так и не категоризированному), в большинстве случаев (а по статистике, более чем в 70% случаев) приводит к отрицательным результатам проектов преобразований.

Проблема используемой на данный момент технологии реинжиниринга заключается в том, что ошибки, допущенные в процессе выбора альтернатив изменения организации, могут быть обнаружены только после того, как проект преобразования был уже осуществлен. Неудачи проектов реинжиниринга списываются теоретиками реинжиниринга на некие субъективные факторы и неверное следование подходу. Преувеличивая «законченность» технологии и значимость «философской» составляющей реинжиниринга, исключая другие, не менее действенные подходы, теоретики допускают очень важную ошибку, вступая в противоречие с собственными доводами - на одном реинжиниринге, технологии масштабного изменения, невозможно построить организацию. За большими процессами не видны мельчайшие работы и функции организации. К тому же, реинжиниринг - не способ управления организацией. Технология не работает в «некритических» ситуациях (в самом деле, есть ли смысл кардинально менять процесс, обладающий существенным резервом эффективности?).

Некоторые авторы, понимая ограниченность ставшей уже «традиционной», «классической» технологии реинжиниринга хозяйственных процессов, [ 248 ] отмечают, что процессно-ориентированный подход к организации не отрицает, а скорее подразумевает, применение системного подхода к оценке структурных элементов и связей между ними. Поэтому экономический субъект, с точки зрения системного подхода, может рассматриваться как совокупность постоянно взаимодействующих экономических субъектов меньшего масштаба, объединенных общими процессами, образующими внутреннее единство экономического субъекта. [ 248 с., 1552] . Тем самым авторы не отрицают возможность применения системного подхода к анализу процессов в рамках применения реинжиниринга. В самом деле, игнорирование системного подхода может привести к непредсказуемым последствиям, поскольку решения в сложных системах интегрированно влияют на взаимосвязанные и взаимозависимые структурные компоненты организации, процессы организации, и на организацию в целом [ 246 ] (так как нескоординированное изменение одного компонента организации может отрицательным образом сказаться на организации как целостной системе).

Что же есть реинжиниринг? Чрезвычайно важно и удивительно, что практически все авторы, работы которых были проанализированы на этапе подготовки к написанию диссертации, так или иначе, цитируют либо определение Робсона-Уллаха , либо Хаммера [ 164 с., 10, 13] , [ 238 с., 32] , не давая своего определения реинжиниринга хозяйственных процессов. Это тем более странно, что даже поверхностный анализ определений показывает их узость и двойственность толкования.

Для формирования методологического подхода реинжиниринга и дальнейшего перенесения подхода в сферу информации, обратимся к истокам реинжиниринга. Технология реинжиниринга хозяйственных процессов - лишь часть реинжиниринга, использовавшаяся экономистами, однако, существует и другая часть. Реинжиниринг изначально зародился в сфере информационных систем. Однако в сфере информационных систем существуют два взаимосвязанных подхода - системный реинжиниринг и реинжиниринг процессов. [ 217 с., 55-68] Системный реинжиниринг был (и до сих пор остается) инструментом, используемым исключительно в информационных системах в рамках глобального повышения качества всей системы. Системный реинжиниринг базируется на процедурах декомпозиции информационной системы для последующего конструировании системы с качественно новыми характеристиками. [ 217 с., 55] На взгляд автора диссертации, именно игнорирование системного реинжиниринга при создании теоретической базы реинжиниринга в экономике обусловило существование значительных ограничений в его применении в экономике и управлении (где любая неудача проекта моментально ставит под угрозу существование самого экономического субъекта). До сих пор системный подход к реинжинирингу оставался в исключительной компетенции системных администраторов. Трудно однозначно определить причины такого положения, однако можно предположить, что затратность системного реинжиниринга не позволяла до сих пор использовать его в экономической практике. Это упущение, безусловно, должно быть исправлено. В своем диссертационном исследовании, автор предлагает использовать методологический подход реинжиниринга (основанный на совместном использовании системного реинжиниринга и реинжиниринга процессов) в рамках информационной подсистемы экономического субъекта и, в первую очередь, применить его к информационной базе в рамках управления предприятием. Однако для выполнения этой цели необходимо сначала выстроить сам методологический подход реинжиниринга.

Определим, чем отличаются системный реинжиниринг и реинжиниринг хозяйственных процессов:

Реинжиниринг системы подразумевает разработку экономического субъекта или любой системы «с чистого листа», то есть построение совершенно новой системы, и требует комбинирования различных управленческих подходов, и сложного организационного и математического моделирования для определения внутренней структуры системы, а также разработку надорганизационного уровня системы и ее связей с окружающей средой. Реинжиниринг системы позволяет добиться ощутимых результатов сразу после завершения работ по реинжинирингу и отладке работы системы. Границы системы определяются по установленным системным подходом признакам. Системы, моделируемые с использованием системного реинжиниринга, могут быть вложенными в системы большего масштаба (таким образом, правомерна возможность реинжиниринга информационной подсистемы в рамках реорганизации экономического субъекта).

В отличие от системного реинжиниринга, реинжиниринг хозяйственных процессов использует управленческие методики и процессный подход, и ставит своей целью организацию качественно новых (измененных) процессов на базе уже существующей организационной схемы и действующей модели развития экономического субъекта. Реинжиниринг процессов призван качественно повысить эффективность работы экономического субъекта, и оставляет неприкосновенной его целостность, лишь модифицируя отдельные его компоненты, которыми являются процессы. Основными инструментами, используемыми реинжинирингом хозяйственных процессов, являются процессный подход и метод логических абстракций.

Реинжиниринг хозяйственных процессов, несмотря на его внешнюю фундаментальность, установленную при разработке экономистами, не изменяет компонентов системы, меняя лишь их свойства и переопределяя связи между ними. Системный реинжиниринг в отличие от реинжиниринга процессов требует адекватного преобразования всех составных частей системы и переопределения связей между частями системы.

В терминах программного обеспечения, применение системного реинжиниринга и продуцирование новой системы подразумевает последовательное завершение пяти фаз: 1) определение существующего дизайна системных компонентов; 2)определение системных требований существующих компонентов; 3) разработка системных требований новой системы; 4) дизайн новой системы; 5)продуцирование новой системы. [ 217 с., 55]

Ясно, что каждый из подходов имеет четко определенную сферу применения. Тем не менее, совместное применение системного реинжиниринга и реинжиниринга хозяйственных процессов возможно. Более того, для полноценного и наиболее эффективного следования организационной стратегии, в случае несоответствия какой-либо системы поставленным перед организацией стратегическим целям, требуется применение как реинжиниринга хозяйственных процессов, так и системного реинжиниринга. В таком случае реинжиниринг хозяйственных процессов и реинжиниринг систем будут интегрироваться на уровне взаимозависимых процессов, проходящих через подсистемы организации. [ 217 с., 55 ].

Реинжиниринг, направленный на создание нового качества управляемой системы, подчинен целям организации, ее миссии и должен соответствовать не только стратегическим, но и тактическим задачам организации. Поэтому системный реинжиниринг и реинжиниринг хозяйственных процессов требуют адекватного преобразования стратегии организации [ 5 ] .

В рамках достижения поставленных целей, реинжиниринг, как методология, использует как традиционные инструменты менеджмента , так и специфические [ 6 ] . Реинжиниринг хозяйственных процессов использует инструменты и методы, направленные на преобразование обычной организационной структуры путем объединения разнородных функций организации на макроуровне. [ 164 с., 9] Наиболее используемый технический прием - работа с диаграммами процессов IDEF (Integration Definition for Function Modeling)

Системный реинжиниринг строит организацию заново. Именно поэтому основными инструментами, используемыми системным реинжинирингом являются декомпозиция и рекурсивный инжиниринг (reverse engineering) [ 217 с., 57] — разработка параметров системы из заданных свойств системы и внешнего ее окружения. В рамках экономической системы используются системный и организационный подходы, моделирование.

Как реинжиниринг хозяйственных процессов, так и системный реинжиниринг основной своей целью определяют достижение нового уровня качества результативных показателей системы; для этих целей они используют процедуры итерации, добиваясь решений эволюционным путем (Приложение 3), в отличие от применения предетерминированных решений [ 217 с., 55] , свойственных другим подходам к преобразованию.

Для формирования методологического подхода реинжиниринга требуется определить каким образом реинжиниринг хозяйственных процессов и системный реинжиниринг должны быть интегрированы для наиболее эффективного конструирования параметров объекта, подвергаемого реинжинирингу. На взгляд автора, использование (и степень использования) того или иного подхода должно соотноситься с конечной целью экономического субъекта. В случаях, когда требуется коренное преобразование процессов, проходящих в системе, безотносительно к системным объектам, следует использовать реинжиниринг хозяйственных процессов. Если состояние системы и процессов, протекающих в ней критическое, причем система работает с эффективностью, близкой к максимальной, также как и процессы в ней, то дальнейшее изменение системы невозможно, и требуется разработка новой системы. В таком случае применяется системный реинжиниринг. В процессы системы добавляются новые элементы, но сами процессы при этом не подвергаются реинжинирингу. Если экономический субъект нуждается в изменении общей организационной структуры и объектов системы, применяются оба подхода для усиления силы воздействия на систему. Тогда структура системы, также как и связи между объектами, входящими в систему, создается заново, переопределяются входы и выходы системы. В случае невозможности достижения системой заданного качества и уровня эффективности, дальнейшее ее существование нецелесообразно, следует ликвидация системы.

Хаммер и Чампи [ 238 ] выделяют три ситуации, когда экономические субъекты прибегают к реинжинирингу: 1) экономические субъекты находятся в критической ситуации (потеря доли рынка, падение прибылей, высокие издержки и т.д.); 2) экономические субъекты не находятся в критической ситуации, но предвидят ее появление в будущем; 3) экономические субъекты находятся на пике своей эффективности.

Применение одной и той же стратегии изменения в каждом из указанных случаев представляется сомнительным с точки зрения эффективности. Было бы логичней предположить, что в первом случае целесообразно применять системный реинжиниринг, во втором - реинжиниринг хозяйственных процессов, а в третьем - обе стратегии

совместно (далее в тексте исследования под реинжинирингом мы будем понимать методологический подход реинжиниринга, основанный на совместном использовании реинжиниринга систем и реинжиниринга хозяйственных процессов, если не указано иное)

Реинжиниринг, осуществляемый после возникновения существенных проблем, когда время для создания новых качеств системы ограничено и ситуация требует немедленного решения, не сможет быть осуществлен в полном объеме и с соответствующим качеством, прежде всего из-за нехватки времени и ограничений, накладываемых существующими обстоятельствами [ 7 ] . Косвенным подтверждением мнения автора диссертационного исследования является работа Л. Коллинза [ 224 с., 30-35] . Реинжиниринг, в соответствии с накопленными практическими знаниями, достаточно затратен с точки зрения как материальных, так и (что немаловажно) временных затрат. Экономический субъект, находящийся в критической ситуации, может быть неспособен изыскать подобные ресурсы [ 8 ] . Коллинз утверждает, что в такой ситуации может помочь ТQМ, однако добиться резкого изменения эффективности всех структурных элементов системы без повреждения самой системы, особенно если речь идет о сравнительно небольшом периоде времени и ограниченных ресурсах экономических субъектов, сложно, так как в ситуации, когда необходимы срочные меры воздействия, ресурсы экономических субъектов расходуются быстро и в больших объемах. В таких случаях существует опасность перехода в другую кризисную ситуацию с катастрофическими для всей организации последствиями. Наиболее важные факторы в условиях кризиса - стабильность и контроль. Это еще одна причина, по которой применение реинжиниринга нецелесообразно в кризисной ситуации. Только срочные, скорее нетрадиционные, чем традиционные механизмы и инструменты, определяемые для каждого конкретного случая индивидуально, могут помочь в такой ситуации. Рассмотреть влияние различных частей реинжиниринга можно на предлагаемой в Приложении 4 схеме.

Поскольку нами уже были определены границы реинжиниринга системы и процесса (двух составляющих методологического подхода), дана основа самого методологического подхода реинжиниринга, определим значение термина «реинжиниринг» [ 9 ] как методологии: реинжиниринг — конструирование процесса выработки и исполнения управленческих решений в рамках качественного улучшения характеристик системы с использованием максимально доступного количества методик, технологий и инструментов.

Основной целью реинжиниринга является коренное преобразование системы, ее процессов и частей для кардинального повышения эффективности их функционирования. Система (или комплекс) в рамках реинжиниринга рассматривается не просто как множество или вектор составляющих с определенными отношениями между ними (как у Л.Берталанфи , А.Холла , У.Черчмена и др.) - проводится четкое различие между организацией и структурой. [ 182 ] В рамках подхода организация рассматривается не как конечное состояние, нечто застывшее, а как процесс преобразований, связанных с непрерывной сменой состояний равновесия [ 182 ] . Непрерывные же (с позиции закона больших чисел) организационные изменения подчиняются определенным объективным законам: А. Богданов для организационных систем выделяет закон наименьших в решении практических задач организации [ 19 с., 223] , закон равномерного распределения активностей в структурных частях организации [там же, 229] , закон расхождений [ 10 ] . Важным для нас моментом представляется определение Богдановым зависимости устойчивости целого от наименьших относительных сопротивлений всех его частей [ 19 с., 217] . Этот закон позволяет говорить о возможности построения устойчивой системы за счет проведения реинжиниринга ее частей, определения их структурной целостности и целостности системы. Последнее позволяет утверждать, что возможно, преобразование организации за счет реинжиниринга ее подсистемы, в нашем случае, информационной.

В ходе выполнения процесса преобразования экономического субъекта с использованием реинжиниринга целесообразно решение следующих задач:

- исследование потребности системы в реинжиниринге;

- выделение процессов, требующих преобразования;

- построение новых процессов;

- отслеживание функционирования новых процессов и внесение необходимых корректив.

Реинжиниринг опирается на ряд принципов, позволяющих коренным образом изменять базовые правила работы системы.

1. «Принцип целесообразности». Реинжиниринг основывается на целях и задачах организации, ее стратегических планах

2. «Принцип радикальности изменений». Важнейшим принципом реинжиниринга является то, что процессы, подвергаемые коренным преобразованиям, разрабатываются "с нуля", на необходимых для выполнения целей организации управленческих решениях, чтобы в ходе перестройки избежать влияния обычаев и традиций, которые привели процесс к его текущему состоянию. [ 237 с., 109] Реинжиниринг основан на концепции прерывистого мышления: определении устаревших правил и фундаментальных допущений, на которых строится работа системы, и решительном разрыве с ними. Так, во многих экономических системах традиционные схемы организации информационного пространства укоренились настолько глубоко, что, несмотря на все их недостатки, уже сложно представить, чтобы работа выполнялась как-либо иначе. Структура процессов фрагментирована и раздроблена, в них отсутствует интеграция, необходимая для поддержания качества процессов. [ 237 ] Реинжиниринг позволяет не просто исправлять процессы, тем самым, оставляя поле для ошибок и допущений, а преобразовать их до уровня рациональных, или заменять новыми, способными учитывать возможные будущие изменения внутренней структуры системы и ее внешнего окружения.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Аверкиев А.Б
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации