Шпаргалки - Ответы на вопросы к госэкзамену по экологии - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалки - Ответы на вопросы к госэкзамену по экологии
скачать (5156.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc5157kb.13.09.2012 09:56скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
1. Экология и развитие человеческого общества.

Прежде всего, необходимо дать определение экологии: «ойкос» - дом, «логос» - наука, дословный перевод – изучение нашего «природного дома». Оно охватывает изучение всех живущих в нем организмов и всех функциональных процессов. Эта проблема приобрела практический интерес еще на заре развития человечества. В примитивном обществе каждый индивидуум для того, чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающей среде: о силах природы, растениях, животных.

Благодаря достижениям техники теперь мы меньше зависим от природы в своих насущих потребностях и поэтому склонны забывать, что потребность эта сохранилась. К тому же сейчас ценятся в основном вещи, изготовленные самим человеком для нужд отдельного человека.

Индустриальное развитие страны добилось процветания, временно освободив человека от подчинения законам природы, используя конечные и быстро исчерпываемые ресурсы.

Развитие экономики началось в период с 1968-1970 гг. Многие заинтересовались загрязнением среды, вопросами потребления пищи и энергии, ростом населения планеты (Ю. Одум). 1972 г. – Стокгольмская конференция ООН. Было принято решение о невозможности дальнейшего развития без экологии. 1987 г. – Бруклин – доклад по теме: «Наше общее будущее». Принятие концепции устойчивого развития, направление на достижение гармонии в отношениях между обществом и природой.

1992 г. – Рио-де-Жанейро: выдвинуты требования для достижения устойчивого развития: 1) Изменение политической системы, участие масс в принятии решений; 2) Экономическая система: расширенное производство на собственной постоянно укрепляющейся базе; 3) Социальная система: снятие напряжения при негармоничном развитии экономики; 4) Производство должно сохранять определенный природно-ресурсный потенциал; 5) Развитие новых технологий; 6) Создание международной системы торгово-экономических связей.

Приняли: Путь развития, пройденный цивилизованными странами, недействительным. Необходимо менять структуру производства и потребления.

2. История понятия «экология» и его содержание.

Труды древнегреческих философов содержат сведения явно экологического характера, но греки не знали слова «экология».

Этот термин был предложен немецким биологом Э. Геккелем в 1869 г. Многие великие деятели 18-19 веков внесли свой вклад в эту область. «ойкос» - дом или жилище. В буквальном смысле слова – наука об организмах «у себя дома» (Ю. Одум). Обычно экологию определяют как науку об отношениях организмов или групп организмов к окружающей их среде. Или как науку о взаимоотношениях между живыми организмами и окружающей средой.

Для нашего времени особенно подходит определение Уэбстера: экология – это наука, изучающая совокупность или структуру связей между организмами и их средой. Для наиболее долгосрочного употребления лучшим определением будет наиболее краткое и наименее специальное – биология окружающей среды (environmental biology).

В связи с ростом общественного интереса, сейчас слово экология для многих означает – совокупность человека и окружающей среды.

В настоящее время в зависимости от поставленных практических задач происходит некоторое изменение содержания понятий экологии. Наблюдается связь таких понятий, как популяция, биоценоз с отдельными направлениями экологии.

Отрасль популяционной экологии изучает взаимоотношения между популяцией и экологическими факторами.

Синэкология – изучает взаимоотношения между биоценозами и окружающим миром (факторами).

Аутэкология – изучает взаимодействия живых организмов и окружающей среды на уровне организма (особи).

Прикладная экология связана процессом природопользования.

Социальная экология – взаимоотношения человеческого общества (группы, личности) с окружающей природной средой.

В классической – общей – экологии основными понятиями являются: экосистема, популяция, биоценоз, биогеоценоз, биосфера, но как уже было сказано выше – некоторые понятия получили особую известность в отдельных разделах экологии.

3. Структура научного знания. Понятийный аппарат науки. Понятие парадигмы.

В настоящее время экология представляет собой разветвленную систему наук. Она подразделяется на общую экологию, аутэкологию, синэкологию, экологию популяций, палеоэкологию, эволюционную экологию, математическую экологию, социальную экологию, антропоэкологию и др.

Связями живых организмов с окружающей средой занимается целый ряд наук – физиология, эволюционная теория и др. Экология рассматривает те же процессы, но с особой точки зрения. Задача экологии заключается в изучении закономерностей размещения живых организмов в пространстве, изменения численности организмов, потока энергии через живые системы и круговорот вещества, который происходит при участии живых организмов.

Как и любая наука, экология использует богатый набор терминов, определений и понятий. Экология широко использует понятийный аппарат других отраслей знания, приспосабливая его для своих нужд, и фактически еще не сформировала собственной, только ей принадлежащей понятийной области.

Среди биологов достаточно широко распространено мнение о двух парадигмах экологии: популяционной и экосистемной. Основание для этого – крупнейшее обобщение в биологии 20 века, что элементарной единицей существования, адаптации и эволюции вида является популяция, а, следовательно, рассмотрение взаимоотношений популяции со своим окружением лежит в основе решения любых экологических проблем.

Экосистемная парадигма не ставит никаких ограничений на форму представления первой компоненты в системе. Она требует лишь пространственно-временного соответствия характеристик, выбранных для описания взаимодействия живого со своим окружением. В рамках этой парадигмы представление живого в виде популяции есть один из возможных вариантов, позволяющий решать определенный круг экологических проблем.

Системный подход – представление природных тел, явлений, процессов, как нечто целого, состоящего из каких-то разнородных частей. Возможны два подхода в интерпретации этого определения: 1) систему образует целое, разделенное на части; 2) систему образует целое, собранное из частей.

Подход (1) лежит в основе выделения различных областей знания, формирования отдельных наук и определения их основных понятий. В этом случае определения основных понятий будут всегда сущностными, то есть достаточно общими и нечеткими (например, определение вида в биологии), так как в значительной мере отражают субъективное разделение на части того или иного природного объекта. Это исследовательская парадигма. Целое в научном исследовании как бы раскрывает все свои возможности.

Приоритет части над целым характерен для деятельностного знания (1). Необходимость формировать целое из известных частей переводит проблему выявления сущности природного объекта в проблему создания заданного целого. Появляется необходимость жесткого конструирования конкретной системы, процедур ее формирования и представления. В данном случае целое – результат заданных условий. Это системотехническая или конструкторская парадигма.

В экологии все тела, процессы, явления рассматриваются в рамках взаимодействия живого и его окружения.

Природное тело или явление есть материальный объект (или его фрагмент) с фиксированными пространственными и (или) физическими полями (энергетический субстрат), что сразу же усложняет задачу их выделения и представления в виде системы.

Требование фиксированных границ очень важно, так как позволяет определить «естественное» место природного образования на тех или иных уровнях организации природы, которое в конечном итоге характеризуется собственным пространством – временем.

Это означает, что всегда приходится иметь дело с некоторым разнообразием пространственно-временных проявлений природных тел и процессов, когда проводим их выделение для каких-то своих исследовательских или практических задач. Поэтому при решении конкретных проблем человеку постоянно приходится иметь дело с пространственно-временной неоднородностью природных тел, процессов и явлений, системное преставление 2-х отличается от абстрактного (ньютоновского) более адекватным его отражение, так как требует учета его индивидуальности.

Непрерывность природных тел, процессов, явлений превращается в дискретность только тогда, когда человек выдвигает какие-либо ограничивающие условия. Например, нельзя дать однозначный ответ на вопрос, где провести границу водоема, так как она может быть определена по воде, растительности, животному населению и т.д. Необходимы дальнейшие уточнения в рамках решаемой проблемы (задачи).

Определение экосистемы как одного из возможных представлений природного объекта: Экосистема – модель взаимосвязей живых организмов и окружающей их среды в рамках решения конкретной задачи.

Принципиальное отличие выражения природного объекта в виде экосистемы от прочих заключается в соблюдении одного обязательного условия: необходимо, чтобы хотя бы одна из компонент природного объекта была представлена в виде характеристики живой материи.

Системное представление природного объекта требует разделения его как минимум на две взаимодействующие части. На основе наиболее общих понятий о живом и его окружении природный объект может быть представлен как экосистема в следующем виде:

Природный объект = биота ? окружающая среда

Стрелки указывают на то, что части взаимодействуют. Наполнение их содержанием и есть решение конкретной экологической проблемы.

4. Принцип системности, как метод исследования в экологии.

Прежде всего, необходимо сказать о том, что объектом исследований в экологии являются взаимоотношения между живыми биотическими компонентами окружающей среды и экологическими факторами.

До развития НТР в области экологии господствовал механистический подход. Но в конце прошлого века стало ясно, что необходим новый подход – системный, так как все компоненты окружающей среды образуют определенные системы, которые являются основным понятием экологии. Для этого рассмотрим центральное звено экологических исследований – биологические объекты.

Для системного метода характерно:

  1. рассмотрение биологических объектов, как целостного комплекса взаимосвязанных элементов (в рамках экологии нельзя рассматривать один объект в отрыве от других);

  2. единство объектов со средой (невозможность существования биологических объектов вне среды);

  3. любая система является элементом другой системы, более высокого порядка (схема):

БИОТА  ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

 

ОРГАНИЗМ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

 

ПОПУЛЯЦИЯ ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И Т.П.



БИОЦЕНОЗ



ЖИВОЕ ВЕЩЕСТВО

Для системного подхода характерно:

Системность – круг понятий, которые определяются друг через друга и хотя бы один из элементов невозможно определить. Невозможно изучать экологию без существования системного, механистического подхода и их дополнения и существования друг с другом.

  1. Особенности метода наблюдения и эксперимента в экологии.

Экология имеет свою специфику – объектом ее исследования служат не единичные особи, а группы особей, популяции и их сообщества, то есть биологические макросистемы. Многообразие связей, формирующихся на уровне биологических макросистем, обуславливает разнообразие методов экологических исследований.

Для эколога первостепенное значение имеют полевые исследования, то есть изучение популяций видов и их сообществ в естественной обстановке, непосредственно в природе. При этом обычно используются методы физиологии, биохимии, анатомии, систематики и других биологических наук. Экология рассматривает реакции организма как единого целого на констелляцию внешних факторов, то есть на совместное действие этих факторов при строгом учете сезонной цикличности жизнедеятельности организма и внутрипопуляционной разнородности.

Полевые методы позволяют установить результат влияния на организм или популяцию определенного комплекса факторов, выяснить общую картину развития и жизнедеятельности вида в конкретных условиях.

Однако наблюдения не могут дать вполне точного ответа, например, на вопрос, какой же из факторов среды определяет характер жизнедеятельности особи, вида, популяции или сообщества. На этот вопрос можно ответить только с помощью эксперимента, задачей которого является выяснение причин наблюдаемых в природе отношений. В связи с этим, экологический эксперимент, как правило, носит аналитический характер. Экспериментальные методы позволяют проанализировать влияние на развитие организма отдельных факторов в искусственно созданных условиях и, таким образом, изучить все разнообразие экологических механизмов, обуславливающих его нормальную жизнедеятельность.

На основе результатов аналитического эксперимента можно организовать новые полевые наблюдения или лабораторные эксперименты. Выводы, полученные в лабораторном эксперименте, требуют обязательной проверки в природе. Это дает возможность глубже понять естественные экологические отношения популяций и сообществ.

Эксперимент в природе отличается от наблюдения тем, что организмы искусственно ставятся в заданные условия, при которых можно строго дозировать тот или иной фактор и точнее, чем при наблюдении, оценить его влияние.

Эксперимент может носить и самостоятельный характер. Например, результаты изучения экологических связей насекомых дают возможность установить факторы, влияющие на скорость развития, плодовитость, выживаемость ряда вредителей (температура, влажность, пища). В экологическом эксперименте трудно воспроизвести весь комплекс природных условий, но изучить влияние отдельных факторов на вид, популяцию или сообщество вполне возможно.

Примером экологических экспериментов широких масштабов могут служить исследования, проводимые при создании лесозащитных полос, при мелиоративных и различных сельскохозяйственных работах. Знание при этом конкретных экологических особенностей многих растений, животных и микроорганизмов позволяют управлять деятельностью тех или иных вредных или полезных организмов.

В современных условиях экологические исследования играют существенную роль в решении ряда теоретических и практических задач. Динамика численности организмов, сезонное развитие, расселение и акклиматизация полезных и вредных видов, прогнозы размножения и распространения – вот основные в настоящее время экологические проблемы. Разработка их требует рационального сочетания полевых, лабораторных и экспериментальных исследований, которые должны взаимно дополнять и контролировать друг друга.

  1. Экосистема – основное понятие экологии. Определение и особенности.

Любую совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может осуществляться круговорот веществ, называют экосистемой.

Термин предложил в 1935г. английский эколог А.Тенсли. Он рассматривал экосистемы, как основные единицы природы на поверхности Земли, хотя они не имеют определенного объема и могут охватывать пространство любой протяженности.

Для поддержания круговорота веществ в системе необходимо наличие запаса неорганических молекул в усвояемой форме и трех функционально различных экологических групп организмов: продуцентов, консументов и редуцентов.

Масштабы экосистем в природе чрезвычайно различны. Неодинакова также степень замкнутости поддерживаемых в них круговоротов вещества, то есть многократность вовлечения одних и тех же атомов в циклы. В качестве отдельных экосистем можно рассматривать, например, и подушку лишайников на стволе дерева, и разрушающийся пень, с его населением, и небольшой временной водоем, луг, пустыню, весь океан, и, наконец, всю поверхность Земли, занятую жизнью.

В некоторых типах экосистем вынос вещества за их пределы настолько велик, что их стабильность поддерживается за счет притока такого же количества вещества извне, тогда как внутренний круговорот малоэффективен. Таковы проточные водоемы, реки, ручьи, участки на крутых склонах гор. Другие экосистемы имеют значительно более полный круговорот веществ и относительно автономны (леса, луга, озера и т.п.). Однако ни одна даже самая крупная экосистема Земли не имеет полностью замкнутого круговорота, так как часть материи наша планета получает из космического пространства и часть отдает в космос (то есть требуют постоянного притока энергии извне и рассеивают тепло).

В соответствии с иерархией сообществ жизнь на Земле проявляется и в иерархичности соответствующих экосистем. Экосистемная организация жизни является одним из необходимых условий ее существования. Запасы биогенных элементов, из которых строят тела живые организмы, на Земле в целом и в каждом конкретном участке на ее поверхности не безграничны. Лишь система круговоротов могла придать этим запасам свойство бесконечности, необходимое для продолжения жизни. Поддержать и осуществлять круговорот могут только функционально различные группы организмов. Таким образом, функционально-экологическое разнообразие живых существ и организация потока извлекаемых из окружающей среды веществ в циклы – древнейшее свойство жизни. (Чернова, 1981. Экология).

Экосистемы состоят из живого и неживого компонентов, называемых соответственно биотическим и абиотическим. Совокупность организмов биотического компонента называется сообществом. Биотический компонент подразделяется на автотрофные и гетеротрофные организмы. Абиотический компонент в основном включает: почву или воду и климат (освещенность, температуру, влажность). Для водных экосистем очень существенна также степень солености. (Грин, Стаут, Тейлор).

Параллельно с развитием концепции экосистем успешно развивается учение о биогеоценозах, автором которого был академик В.Н.Сукачев (1942). «Экосистема» и «биогеоценоз» - близкие по сути понятия, но если первое из них приложимо для обозначения систем, обеспечивающих круговорот любого ранга, то «биогеоценоз» - понятие территориальное, относимое к таким участкам суши, которые заняты определенными единицами растительного покрова – фитоценозами. Обе концепции – дополняют и обогащают друг друга, позволяя рассматривать функциональные связи сообществ и окружающей их неорганической среды в разных аспектах и с разных точек зрения. (Чернова, 1981. Экология).

Живые организмы и их абиотическое окружение нераздельно связаны друг с другом и находятся в постоянном взаимодействии. Любое единство, включающее все организмы (то есть «сообщество») на данном участке, и взаимодействующее с физической средой таким образом, что поток энергии создает четко определенную трофическую структуру, видовое разнообразие и круговорот веществ внутри системы, представляют собой экосистему.

С функциональной точки зрения экосистему целесообразно анализировать в следующих направлениях:

  1. потоки энергии;

  2. пищевые цепи;

  3. структура пространственно-временного разнообразия;

  4. биогеохимические круговороты;

  5. развитие и эволюция;

  6. управление (кибернетика);

Экосистема есть основная функциональная единица экологии, поскольку она включает и организмы (биотические сообщества), и абиотическую среду, причем каждая из этих частей влияет на другую и обе необходимы для поддержания жизни в том виде, в каком она существует на Земле (Ю.Одум, 1975).

7. Особенности классификации экосистем и возможные подходы.

Понятие экосистемы приложимо к объектам разной сложности (сложные и простые) и размеров (микро-, мезо-, макро-, глобальная экосистема).

Термин экосистема приложим и к искусственным экосистемам (сельскохозяйственные угодья, сады, парки и другие).

Экосистемы могут быть высокоустойчивыми, сохраняющими свои характерные особенности на протяжении длительного времени или кратковременными (пример экосистемы эфемерных водоемов). Не зависимо от степени сложности, экосистемы характеризуются видовым составом, численностью входящих в нее организмов, биомассой, соотношением отдельных трофических групп, интенсивностью процессов продуцирования и деструкции органического вещества. Пространственная разграниченность экосистем может быть выражена более или менее отчетливо, а в отношении протекающих в них процессов круговорота они могут быть в большей или меньшей степени автономными. Существование экосистем возможно лишь при потоке из окружающей среды не только энергии, но и большего или меньшего количества вещества. Все реальные экосистемы (в совокупности слагающие биосферу Земли) принадлежат к открытым системам (недавно построили закрытые экосистемы – запаянный аквариум с креветкой и водорослью, где нет потока вещества в нее, а только поток энергии) Биологический словарь, 1986.

Можно также классифицировать экосистемы по:

Типы экосистем (по Комову):

(смотри 10 лекций Комова).

8. Понятие экологического фактора. Определение, подходы к классификации.

Среда обитания – это та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. Составные части и свойства среды многообразны и изменчивы. Любое живое существо живет в сложном меняющемся мире, постоянно приспосабливаясь к нему и регулируя свою жизнедеятельность в соответствии с его изменениями.

Отдельные свойства или части среды, воздействующие на организмы, называются экологическими факторами. Факторы среды многообразны. Они могут быть необходимы или, наоборот, вредны для живых существ, способствуют или препятствуют их выживанию и размножению. Экологические факторы имеют разную природу и специфику действия.

Абиотические факторы – температура, свет, радиоактивное излучение, давление, влажность воздуха, солевой состав воды, ветер, течения, рельеф местности – это все свойства неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живые организмы.

Биотические факторы – это все формы воздействия живых существ друг на друга. Каждый организм постоянно испытывает на себе прямое или косвенное влияние других, вступает в связь с представителями своего вида и других видов – растениями, животными, микроорганизмами – зависит от них и сам оказывает на них воздействие. Окружающий органический мир – составляющая часть среды каждого живого существа.

Антропогенные факторы – это все формы деятельности человеческого общества, которые приводят к изменению природы, как среды обитания других видов, или непосредственно сказываются на их жизни. В ходе истории человечества, развитие сначала охоты, а затем сельского хозяйства, промышленности, транспорта сильно изменило природу нашей планеты. Значение антропогенных воздействий на весь живой мир Земли продолжает стремительно возрастать. (Чернова, 1981. Экология).

Условия существования – это совокупность необходимых для организма элементов среды, с которыми он находится в неразрывном единстве и без которых существовать не может. Элементы среды, необходимые организму или отрицательно на него воздействующие, называются экологическими факторами. В природе эти факторы действуют не изолировано друг от друга, а в виде сложного комплекса. Комплекс экологических факторов, без которых организм существовать не может, и представляет собой условия существования этого организма.

Все приспособления организмов к существованию в различных условиях выработались исторически. В результате сформировались специфичные для каждой географической зоны группировки растений и животных.

Экологические факторы:

9. Правила действия экологических факторов. Ограничения в проявлении правила лимитирующего действия факторов.

Некоторые свойства среды остаются относительно постоянными на протяжении длительных периодов времени в эволюции видов. Таковы: сила тяготения, солнечная постоянная, солевой состав океана, свойства океана. Большинство экологических факторов – очень изменчиво в пространстве и во времени. Степень изменчивости каждого из этих факторов зависит от особенностей среды обитания.

Изменения факторов среды во времени могут быть:

Экологические факторы могут оказывать на живые организмы воздействия разного рода:

Несмотря на большое различие экологических факторов, в характере их воздействия на организмы и в ответных реакциях живых существ можно выделить ряд общих закономерностей.



Верхний и нижний пределы – это экологическая валентность живых существ по отношению к конкретному фактору среды.

«Эври» - широкая экологическая валентность вида по отношению к абиотическим факторам среды (пример, эвритермный).

«Стено» - узкая экологическая валентность вида по отношению к абиотическим факторам среды.

Оптимум для одних процессов может являться пессимумом для других. Жизненный цикл, в котором в определенные периоды организм осуществляет преимущественно те или иные функции (питание, рост, размножение, расселение и т.п.), всегда согласован с сезонными изменениями комплекса факторов среды. Подвижные организмы могут также менять места обитания для успешного осуществления всех своих жизненных функций.

Степень выносливости, критические точки, оптимальные и пессимальные зоны отдельных индивидуумов не совпадают. Эта изменчивость определяется как наследственными качествами особей, так и половыми, возрастными и физиологическими различиями. Следовательно, экологическая валентность вида всегда шире экологической валентности каждой отдельной особи.

Экологические валентности вида по отношению к разным факторам могут быть очень разнообразными. Это создает чрезвычайное многообразие адаптаций в природе. Сумма экологических валентностей по отношению к отдельным факторам среды составляет экологический спектр вида.

Даже у близких по способам приспособления к среде видов существуют различия в отношении к каким-либо отдельным факторам.

Оптимальная зона и пределы выносливости организмов по отношению к какому-либо фактору среды могут смещаться в зависимости от того, с какой силой и в каком сочетании действуют одновременно другие факторы. Например, жару легче переносить в сухом, а не во влажном воздухе. Таким образом, один и тот же фактор в сочетании с другими оказывает неодинаковое экологическое воздействие. Наоборот, один и тот же экологический результат может быть получен разными путями. Вместе с тем взаимная компенсация действия факторов среды имеет определенные пределы, и полностью заменить один из них другим нельзя.

Факторы среды, наиболее удаляющиеся от оптимума, особенно затрудняют возможность существования вида в данных условиях. Если хотя бы один из экологических факторов приближается или выходит за пределы критических величин, то, несмотря на оптимальное сочетание остальных условий, особям грозит гибель. Ограничивающие факторы среды определяют географический ареал вида. Природа этих факторов может быть различной. (Чернова, 1981. Экология).

Фактор, уровень которого в качественном или количественном отношении (недостаток или избыток) оказывается близким к пределам выносливости данного организма, называется ограничивающим.

Закон Либиха: Вещество, которое находится в минимуме, управляет урожаем и определяет величину и устойчивость последнего. (Радкевич, 1997. Экология).

Основные типы воздействия биоты со своим окружением:

10. Структура биотической компоненты экосистемы. Возможные подходы к структурированию.

Биотический компонент принято подразделять на автотрофные и гетеротрофные организмы. Таким образом, все живые организмы попадут в одну из двух групп. Автотрофы синтезируют необходимые им органические вещества из неорганических и делают это, за исключением хемотрофных бактерий, с помощью фотосинтеза, используя свет как источник энергии. Гетеротрофы нуждаются в источнике органического вещества (за исключением некоторых бактерий) и используют химическую энергию, содержащуюся в потребляемой пище.

Организмы в экосистеме связаны общностью энергии и питательных веществ, необходимо четко разграничивать эти понятия.

Таким образом, в экосистеме происходит постоянный круговорот питательных веществ, в котором участвуют живой и неживой компоненты (биогеохимические циклы).

Движущая сила их – энергия солнца.

Каждый последующий участник питается предыдущим, поставляющим ему сырье и энергию. Это пищевая цепь, а каждое ее звено – трофический уровень.

1 трофический уровень – автотрофы или так называемые первичные продуценты.

2 трофический уровень – первичные консументы.

3 трофический уровень – вторичные консументы.

Обычно бывает 4 или 5 трофических уровней, редко больше 6. Пищевые цепи делятся на пастбищные и детритные.

Экологические пирамиды.

  1. Пирамиды численности.

Неудобства:

  1. Пирамиды биомассы.

Могут возникать ошибки из-за:

  1. Пирамиды энергии.

Положительные качества:

(Грин, Стаут, Тейлор)

В широком смысле биотические факторы – это внутривидовые и межвидовые взаимоотношения организмов.

Типы биотических отношений:

КОНКУРЕНЦИЯ – взаимоотношения между организмами одного вида или разных видов, при которых они используют одни и те же ресурсы окружающей среды при недостатке последних.

ХИЩНИЧЕСТВО – форма межвидовых взаимоотношений, форма добывания пищи и питания животных (изредка растений), при котором они ловят, убивают и съедают других животных.

ПАРАЗИТИЗМ – межвидовые взаимоотношения, при котором один вид использует другой, как среду жизни и как источник пищи.

КОММЕНСАЛИЗМ – форма симбиоза, при которой один из партнеров системы питается остатками пищи или продуктами выделения другого, не причиняя последнему вреда.

ПРОТОКООПЕРАЦИЯ – форма симбиоза, при которой происходит проживание двух организмов разных видов, полезное для одного и безразличное для другого (распространение семян растений птицами).

МУТУАЛИЗМ – форма симбиоза, взаимовыгодное сожительство разных видов.

АЛЛЕЛОПАТИЯ – взаимодействие организмов посредством специфически действующих химических продуктов обмена веществ, которые выделяются во внешнюю среду.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


1. Экология и развитие человеческого общества
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации