Шпаргалки - Оценка стоимости бизнеса - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалки - Оценка стоимости бизнеса
скачать (170 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc170kb.13.09.2012 09:55скачать

n1.doc

1. Понятие, цели и организация оценки стоимости предприятия (бизнеса).
Оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это расчет и обосно­вание стоимости предприятия на определенную дату. Оценка стои­мости бизнеса, как и любого другого объекта собственности, пред­ставляет собой целенаправленный упорядоченный процесс опреде­ления величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в услови­ях конкретного рынка.

Объектом оценки является любая собственность, т.е. любое имущество в совокупности с пакетом связанных с ним прав.

Субъектами оценки выступают профессиональные оценщики, обладающие специальными знаниями, и потребители их услуг (заказчики).
Основные цели оценки бизнеса:

1.решение вопроса о частичной или полной купле-продаже бизнеса;

2. выход на фондовые рынки;

3.реструктуризация предприятия (ликвидация, слияние, поглощение, выделение и т.д.);

4. оценка качества управления предприятием;

5.повышение эффективности управления предприятием;

6.решение имущественных споров;

7. антикризисное управление, осуществление процедуры банкротства;

8.оценка стоимости части имущества предприятия ;

9. определение величины арендной платы при сдаче бизнеса в аренд
Предприятие как юридическое лицо: Цели оценки: Обеспечение экономической безопасности Разработка планов развития предприятия Выпуск акций Оценка эффективности менеджмента.
Собственник Выбор варианта распоряжения собственностью Обоснование цены купли-продажи предприятия или его доли

Кредитные учреждения Проверка финансовой дееспособности заемщика Определение размера ссуды, выдаваемой под залог

Страховые компании Установление размера страхового взноса Определение суммы страховых выплат

Фондовые биржи Расчет конъюнктурных характеристик Проверка обоснованности котировок ценных бумаг

Инвесторы Проверка целесообразности инвестиционных вложений

Государственные органы Подготовка предприятия к приватизации Оценка для судебных целей
3. Существующие общественные организации оценщиков
В настоящее время гос.контроль (Минимущество РФ) за деятельностью оценщиков в основном базируется на лицензировании их деятельности. Но лицензирование не обеспечивает сплошного контроля и ориентировано на выборочные проверки деятельности оценщиков. В связи с этим были созданы саморегулируемые организации оценщиков кот. являются необходимым элементом упорядочения отношений на рынке оценочных услуг.

Общественные организации оценщиков созданы защищать интересы оценщиков, содействовать повышению уровня проф.подготовки оценщиков.
1. Общероссийская общественная организация Российское общество оценщиков (РОО) — профессиональная саморегулируемая общественная организация, объединяющая специалистов в области оценочной деятельности из всех регионов России. РОО является членом международных профессиональных организаций

2. Неком. партнерство "Сообщество специалистов-оценщиков "

3. Неком. партнерство "САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИИ РОССИЙСКИХ МАГИСТРОВ ОЦЕНКИ"

4. НП "СИБИРЬ"

5. НП "Межрегиональный союз оценщиков"

6. НП "Национальная коллегия специалистов-оценщиков"

7. Межрегиональная саморегулируемая некоммерческая организация "Общество профессиональных экспертов и оценщиков"

8. "Национальный совет по оценочной деятельности"

9. НП "Сообщество профессионалов оценки"

10. НП "Кадастр-оценка" - Некоммерческое партнерство по содействию специалистам кадастровой оценки "Кадастр-оценка"
4. Цели проведения оценки и стороны заинтересованные в оценке
Оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это расчет и обосно­вание стоимости предприятия на определенную дату. Оценка стои­мости бизнеса, как и любого другого объекта собственности, пред­ставляет собой целенаправленный упорядоченный процесс опреде­ления величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в услови­ях конкретного рынка.

Необходимость оценки бизнеса возникает: при покупке и продажи предприятия, его акционировании, слиянии и поглощении, а также во многих других ситуациях.

Основные цели оценки бизнеса:

1.решение вопроса о частичной или полной купле-продаже бизнеса;

2. выход на фондовые рынки;

3.реструктуризация предприятия (ликвидация, слияние, поглощение, выделение и т.д.);

4. оценка качества управления предприятием;

5.повышение эффективности управления предприятием;

6.решение имущественных споров;

7. антикризисное управление, осуществление процедуры банкротства;

8.оценка стоимости части имущества предприятия ;

9. определение величины арендной платы при сдаче бизнеса в аренд
Предприятие как юридическое лицо: Цели оценки: Обеспечение экономической безопасности Разработка планов развития предприятия Выпуск акций Оценка эффективности менеджмента.
Собственник Выбор варианта распоряжения собственностью Обоснование цены купли-продажи предприятия или его доли

Кредитные учреждения Проверка финансовой дееспособности заемщика Определение размера ссуды, выдаваемой под залог

Страховые компании Установление размера страхового взноса Определение суммы страховых выплат

Фондовые биржи Расчет конъюнктурных характеристик Проверка обоснованности котировок ценных бумаг

Инвесторы Проверка целесообразности инвестиционных вложений

Государственные органы Подготовка предприятия к приватизации Оценка для судебных целей
5. Принципы оценки бизнеса, их классификация.

Можно выделить 3 основные группы принципов оценки стоимости бизнеса:

основанные на представлениях собственников, связанные с эксплуатацией собственности, обусловленные действием рыночной среды

Первая группа принципов. Принцип полезности, полезность бизнеса — это его способность приносить доход в данном месте и в течение данного периода времени. Чем больше полезность, тем выше величина оценочной стоимости.

Принцип замещения -максимальная стоимость предприятия характеризуется наименьшей ценой, по которой может быть приобретен другой объект с эквивалентной полезностью.

Принцип ожидания — это определение текущей стоимости дохода или других выгод, которые могут быть получены в будущем от владения данным предприятием.

Вторая группа принципов. Принцип вклада, заключающийся в том, что включение любого дополнительного актива в систему предприятия экономически целесообразно, если получаемый прирост стоимости предприятия больше затрат на приобретение этого актива.

Принцип остаточной продуктивности. Остаточная продуктивность земельного участка определяется как чистый доход, отнесенный к земельному участку, после того как оплачены расходы на менеджмент, рабочую силу и эксплуатацию капитала.

Третья группа принципов. Согласно принципу соответствия предприятия, не отвечающие требованиям рынка по оснащенности производства, технологии, уровню доходности и т.д., скорее всего будут оценены ниже среднего.

Принцип регрессии это когда предприятие характеризуется излишними применительно к данным рыночным условиям улучшениями. Принцип конкуренции сводится к следующему: если ожидается обострение конкурентной борьбы, то при прогнозировании будущих прибылей данный фактор можно учесть либо за счет прямого уменьшения потока доходов, либо путем увеличения фактора риска, что опять же снизит текущую стоимость будущих доходов.

При оценке предприятия необходимо учитывать принцип зависимости от внешней среды. Стоимость предприятия, его имущества в значительной мере зависит от состояния внешней среды, степени политической и экономической стабильности в стране.
6. Виды стоимости определяемые при оценке бизнеса: их классификация. Рыночная, нормативно-рассчитываемая, инвестиционная, внутренняя (фундаментальная), страховая, налогооблагаемая, утилизационная стоимости.

Рыночная стоимость — наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Нормативно рассчитываемая стоимость—стоимость объекта собственности, вычисляемая на основе методик и нормативов, утвержденных соответствующими органами. При этом применяются единые шкалы нормативов. Нормативно рассчитанная стоимость не совпадает с величиной рыночной стоимости. Однако нормативы периодически обновляются в соответствии с изменением рыночной среды и таким образом приближаются к рыночной стоимости, но ее не достигая.

Инвестиционная стоимость - Стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях.

Рыночная стоимость компании - рыночная стоимость собственного капитала и обязательств компании.

Страховая стоимость - действительная стоимость застрахованного имущества.

Стоимость для целей налогообложения — стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов (в том числе инвен­таризационная стоимость). Утилизационная стоимость- Стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки
7. Подготовка финансовой документации в процессе оценки: инфляционная корректировка, нормализация бухгалтерской отчетности, трансформация бухгалтерской отчетности, вычисление относительных показателей.

1.1.Сбор информации для определения стоимости предприятия (бизнеса)

Основные источники информации, используемые оценщиком:

-статистическая и прогнозная информация о рынке, отрасли, стране, регионе функционирования предприятия;

-баланс предприятия;

- отчет о прибылях и убытках;

-отчет о движении денежных средств;

- сведения об имущественном комплексе предприятия.

Информация, используемая в процессе оценки, должна отвечать требованиям: достоверности; точности; комплексности.

1.2.Цели финансового анализа в оценке бизнеса

Финансовый анализ оцениваемого предприятия проводится на основе баланса предприятия, отчета о финансовых результатах, данных аналитических и синтетических счетов бухгалтерского учета и других финансовых документов.

Основная цель финансового анализа — определить реальное финансовое состояние предприятия на дату оценки и найти резервы его улучшения.

1.3. Корректировка финансовой отчетности в целях оценки бизнеса

Общие правила и принципы ведения бухгалтерского учета могут различаться, что отражается в учетной политике и финансовой отчетности. Для получения сопоставимости информации необходима корректировка — нормализация финансовых документов за предшествующие периоды. Общие корректировки финансовой отчетности бизнеса позволяют приблизить к экономической реальности финансовую отчетность предприятия и, соответственно, потоки доходов.

Направления работы с внутренней финансовой документацией предприятия в целях оценки:

1.инфляционная корректировка;

2.нормализация бухгалтерской отчетности;

3.трансформация бухгалтерской отчетности;

4.вычисление относительных показателей.

Простейший способ инфляционной корректировки — переоценка всех статей баланса согласно изменению курса рубля относительно более стабильной валюты, например доллара или евро.

Второй способ инфляционной корректировки — переоценка статей актива и пассива баланса по колебаниям уровней товарных цен.

Третий способ инфляционной корректировки основан на учете изменения общего уровня цен.

После инфляционной корректировки проводят нормализацию финансовой отчетности.

Нормализация бухгалтерской (финансовой) отчетности — корректировка отчетности на основе определения доходов и расходов, характерных для нормально действующего бизнеса.

Возможность использования разных методов учета операций, списания долгов и т.д. приводит к появлению различий в показателях прибыли и денежных потоков. Нормализация проводится для того, чтобы оценочные заключения имели объективный характер и основывались на реальных показателях, характеризующих деятельность предприятия, к тому же сопоставимых с показателями аналогичных предприятий.

Нормализация отчетности в процессе оценки проводится всегда, объем применяемых корректировок(Корректировка метода учета операций(по средней с/с, метод Фифо,лифо) в зависимости от целей оценки меняется. В отчете должны быть объяснены расчеты и изменения, проводимые в ходе нормализации.

Трансформация финансовой отчетности — это корректировка счетов для приведения к единым стандартам бухгалтерского учета. Трансформация бухгалтерской отчетности не является обязательной в процессе оценки.

Вычисляются следующие относительные показатели:

1.Оценка имущественного положения

(показатели характеризуют эффективность управления основными производственными фондами предприятия)

2. Оценка ликвидности

(показатели характеризуют способность активов предприятия трансформироваться в денежные средства и погашать краткосрочные долговые обязательства)

3.Оценка платежеспособности или структуры капитала

(показатели отражают соотношение собственных и заемных средств в источниках финансирования компании, т.е. характеризуют степень финансовой независимости компании от кредиторов, что является важной характеристикой устойчивости предприятия)

4. Оценка деловой активности

(показатели характеризуют результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности)

5.Оценка рентабельности

(показатели характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля собственных и заемных средств, вложенных в предприятие)


8. Доходный подход к оценке стоимости предприятия (бизнеса): достоинства и недостатки методов составляющих доходный подход.

Доходный подход — это совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

Методы доходного подхода к оценке бизнеса основаны на определении текущей стоимости будущих доходов.

Основные методы — это:

- метод капитализации дохода;

- метод дисконтирования денежных потоков.

При оценке методом капитализации дохода определяется уровень дохода за первый прогнозный год и предполагается, что доход будет таким же и в последующие прогнозные годы (в случае применения метода дисконтирования денежных потоков определяется уровень доходов за каждый год прогнозного периода).

Метод используется при оценке предприятий, успевших накопить активы, приносящих стабильный доход.

Если предполагается, что будущие доходы будут изменяться по годам прогнозного периода, когда предприятия реализуют влияющий на денежные потоки инвестиционный проект или являются молодыми, применяется метод дисконтирования денежных потоков. Определение стоимости бизнеса этим методом основано на раздельном дисконтировании разновременных изменяющихся денежных потоков.

Преимущества доходного подхода:

- учитывается доходность предприятия, что отражает основную цель его функционирования — получение дохода собственником;

— применение подхода необходимо при принятии решений о финансировании, анализе целесообразности инвестирования, при обосновании решений о купле-продаже предприятия;

— подход учитывает перспективы развития предприятия.

Основные недостатки доходного подхода:

— сложность расчета ставок капитализации и дисконтирования;

— в процессе прогнозирования денежных потоков или ставок дисконтирования устанавливаются различные предположения и ограничения, носящие условный характер;

— влияние факторов риска на прогнозируемый доход;

— многие предприятия не показывают в отчетности реальный доход, на анализе которого базируется доходный подход, или же показывают убытки.
9. Виды денежных потоков в доходном подходе к оценке бизнеса Денежный поток — разница между притоками и оттоками средств на предприятии. При оценке бизнеса применяют одну из двух моделей денежного потока:

1) денежный поток для собственного капитала;

2) денежный поток для всего инвестированного капитала (бездолговой денежный поток).

Денежный поток для собственного капитала используется для расчета рыночной стоимости собственного капитала (табл. 3.4).

В денежном потоке для всего инвестированного капитала не различается собственный и заемный капитал, а рассчитывается совокупный денежный поток, т.е. стоимость всего инвестированного капитала.

Расчет денежного потока для собственного капитала

Чистая прибыль после уплаты налогов Плюс Амортизационные отчисления Плюс (минус) Уменьшение (прирост) собственного оборотного капитала Плюс (минус) Уменьшение (прирост) инвестиций в основные средства Плюс (минус) Прирост (уменьшение) долгосрочной задолженности Итого Денежный поток для собственного капитала

Расчет денежного потока для всего инвестированного капитала

Денежный поток для собственного капитала Плюс Выплата процентов по задолженности, которые ранее были вычтены при расчете чистой прибыли Минус Часть налога на прибыль Итого Денежный поток для всего инвестированного капитала

В денежном потоке для всего инвестированного капитала чистая прибыль включает величину процентов по долгосрочным кредитам, так как весь инвестированный капитал работает не только на создание прибыли, но и на выплату процентов по кредитам, и если не учесть выплаченные проценты, произойдет недооценка эффективности использования капитала.

Основное обстоятельство, учитываемое при выборе того или иного вида денежного потока: если прибыль (или денежный поток) предприятия формируется в основном за счет собственных средств без значительных задолженностей, то для оценки предприятия используется денежный поток для собственного капитала; если прибыль формируется в значительной части за счет привлечения для производства заемных средств, предприятие целесообразнее оценивать с применением модели денежного потока для всего инвестированного капитала, т.е. без учета платы по процентам и изменений по долгосрочным обязательствам.
10. Метод капитализации доходов

Метод применяется для оценки «зрелых» предприятий, успевших накопить активы, приносящих стабильный доход.

По сравнению с методом дисконтирования денежных потоков, метод капитализации дохода более прост, так как не требуется составления средне- и долгосрочных прогнозов доходов, однако его применение ограничено крутом предприятий с относительно стабильными доходами, находящихся на стадии зрелости своего жизненного цикла, рынок сбыта которых устоялся и в долгосрочной перспективе не предполагается значительных изменений.

Метод капитализации дохода — оценка имущества на основе капитализации дохода за первый прогнозный год при предположении, что величина дохода будет такой же и в последующие прогнозные годы.

Капитализация дохода — процесс, определяющий взаимосвязь будущего дохода и текущей стоимости оцениваемого объекта.

Этапы метода капитализации дохода:

1)обоснование стабильности получения доходов;

2) выбор вида дохода, который будет капитализирован;

3)определение величины капитализируемого дохода;

4)расчет ставки капитализации;

5)капитализация дохода;

6) внесение итоговых поправок.

Ставка капитализации — коэффициент, преобразующий доход одного года в стоимость объекта.Ставка капитализации характеризуется соотношением годового дохода и стоимости имущества:

R = L: V,

где V — стоимость. Rставка капитализации; L — ожидаемый доход за один год после даты оценки;

Ставка капитализации может устанавливаться оценщиком на основе изучения отрасли.

Капитализация дохода, т.е. определение стоимости бизнеса по формуле:

V= L: R, или Стоимость = Доход : Ставка капитализации.

В оценке бизнеса метод капитализации дохода применяется довольно редко из-за значительных колебаний величин прибылей или денежных потоков по годам, характерных для большинства оцениваемых предприятий.
11. Метод дисконтированных денежных потоков.

Метод дисконтированных денежных потоков (ДДП) позволяет оценить объект в случае получения от него нестабильных денежных потоков, моделируя характерные черты их поступления.

Применяется метод ДДП, когда:

•      предполагается, что будущие денежные потоки будут существенно отличаться от текущих ;

•      потоки доходов и расходов носят сезонный характер;

•      оцениваемая недвижимость – крупный многофункциональный коммерческий объект;

Метод ДДП позволяет оценить стоимость недвижимости на основе текущей стоимости дохода, состоящего из прогнозируемых денежных потоков и остаточной стоимости.

Алгоритм расчета метода ДДП.

1. Определение прогнозного периода.

Определение прогнозного периода зависит от объема информации, достаточной для долгосрочных прогнозов. Тщательно выполненный прогноз позволяет предсказать характер изменения денежных потоков на более долгий срок.

Средняя величина прогнозного периода для России 3-5 лет. Это реальный срок, на который можно сделать обоснованный прогноз.

2. Прогнозирование величин денежных потоков от объекта недвижимости для каждого прогнозного года.

При оценке недвижимости методом ДДП рассчитывается несколько видов дохода от объекта:

1)   потенциальный валовой доход;

2)   действительный валовой доход;

3)   чистый операционный доход;

4)   денежный поток до уплаты налогов;

5)   денежный поток после уплаты налогов.

Таким образом:

ДВД = ПВД – Потери от незанятости и при сборе арендной платы + П рочие доходы (4.22)

ЧОД = ДВД – ОР – Предпринимательские расходы владельца не движимости, связанные с недвижимостью (4.23)

Денежный поток до уплаты налогов = ЧОД – Капиталовложения – Обслуживание кредита + Прирост кредитов. (4.24)

Денежный поток для недвижимости после уплаты налогов = = Денежный поток до уплаты налогов – Платежи по подоходному налогу владельца недвижимости. (4.25)

3. Расчет стоимости реверсии.

Реверсия – это остаточная стоимость объекта при прекращении поступлений потока доходов.

Стоимость реверсии можно спрогнозировать с помощью:

4. Определение ставки дисконтирования.

Ставка дисконта – ставка процента, используемая для расчета текущей стоимости денежной суммы, получаемой или выплачиваемой в будущем.

Денежные потоки и ставка дисконтирования должны соответствовать друг другу и одинаково исчисляться. Результаты расчета текущей стоимости будущих денежных потоков в номинальном и реальном исчислениях одинаковы.
14. Сравнительный подход к оценке стоимости предприятия

Сравнительный подход это совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами , в отношениях которых имеется информация о ценах сделок с ними.
Сравнительный (рыночный) подход основан на принципе замещения – покупатель не купит предприятие, если его стоимость превышает затраты на приобретение на рынке схожего объекта, обладающего такой же полезностью.

Объект оценки: рынок аналогичных предприятий.

Методы оценки: 1. Метод рынка капитала основан на реальных ценах акций открытых предприятий, сложившихся на фондовом рынке. Базой для сравнения служит цена на единичную акцию акционерного общества. Используется для оценки неконтрольного пакета акций.

2. Метод сделок — для сравнения берутся данные по продажам контрольных пакетов акций компаний либо о продажах предприятий целиком, например, при поглощениях или слияниях. Метод применяется при покупке контрольного пакета акций открытого предприятия, а также для оценки закрытых компаний, которые работают на том же сегменте рынка, что и открытые, и имеют аналогичные финансовые показатели. Включает анализ мультипликаторов.

3. Метод отраслевых коэффициентов — Метод отраслевых коэффициентов позволяет рассчитывать ориентировочную стоимость бизнеса по формулам, выведенным на основе отраслевой статистики. Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты обычно рассчитываются специальными аналитическими организациями на основе длительных статистических наблюдений за соотношением между ценой собственного капитала предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми показателями. Достоинства: дает наиболее объективную оценку рыночной стоимости предприятия.

Недостатки: требует значительного объема качественной информации. При несоответствии этим требованиям, существенно снижается объективность оценок. Сложность нахождения предприятий-аналогов, не учитываются перспективы развития предприятия. Сложность в получении достоверной информации. Требуется вносить существенные корректировки из-за сильных различий предприятий между собой


15. Метод рынка капитала. Сущность метода и этапы определения рыночной стоимости методом рынка капитала.

Метод рынка капитала основан на сравнении цен на единичную акцию акционерного общества.

Этапы процесса оценки бизнеса методами рынка капитала:

1) изучение рынка и поиск аналогичных предприятий, в отношении которых имеется информация о ценах сделок или котировках акций;

2) финансовый анализ и повышение уровня сопоставимости информации;

3) расчет оценочных мультипликаторов;

4) применение мультипликаторов оцениваемого предприятия;

5) выбор величины стоимости оцениваемого предприятия;

6) внесение итоговых поправок на степень контроля.

Типы исходной ценовой информации: Цены на единичные акции предприятий-аналогов

Время анализируемых сделок: Данные о текущих ценах акций

Учет элементов контроля: Цена одной акции не учитывает никаких элементов контроля

Результат оценки-Стоимость одной акции или неконтрольного пакета
16. Критерии отбора компаний-аналогов: отраслевое сходство, размер, перспективы роста, качество менеджмента, диверсифицированность продукции, финансовые характеристики.

Подбор предприятий-аналогов.

Важную роль играет подбор предприятий-аналогов для сравнения. Идеальные предприятия-аналоги — те, которые действуют в той же отрасли, что и оцениваемое предприятие, ведут подобные хозяйственные операции, подвержены влиянию идентичных экономических факторов, а также близки по размеру. Поиск аналогичный предприятий должен базироваться на достаточно жестких критериях отбора, важнейшие из которых:

— идентичность отрасли и продукции;

— сопоставимость по размерам, сети потребителей, степени диверсификации производства, зрелости бизнеса, стратегий развития;

— сопоставимость финансовых характеристик;

— географическая близость.

Отраслевое сходство. Список потенциально сопоставимых компаний всегда принадлежит одной отрасли, однако не все предприятия, входящие в отрасль или предлагающие свои товары на одном рынке, сопоставимы.

Размер — является важнейшим критерием, оцениваемым аналитиком при составлении окончательного списка аналогов. Оценка размера компании определяется по таким параметрам, как степень капитализации, численность персонала, объем реализованной продукции и услуг, объем прибыли, число филиалов и так далее. Однако принятие решения о включении компании в список только на основе размера может привести оценщика к неправильным выводам, так как объективно закрытые компании, наиболее часто нуждающиеся в оценке, обычно меньше, чем открытые. Кроме того, оценщик должен учитывать, что более крупная компания не будет автоматически иметь большую прибыль только за счет своего размера.

Перспективы роста. Оценщик должен определить фазу экономического развития предприятия, поскольку она оказывает влияние на соотношение доли дивидендных выплат и доли чистой прибыли, направляемой на развитие предприятия. Оценивая перспективы роста компании, аналитик должен учитывать влияние трех основных факторов:

Общий уровень инфляции.

Перспективы роста, отрасли в целом и индивидуальные возможности развития конкретной фирмы в рамках отрасли.

Динамика доли предприятия на рынке.

Уровень диверсификации производства. Если какое-либо предприятие выпускает один вид продукта или какой-то товар существенно доминирует в производстве и обеспечивает 85% общей прибыли, а сравнимая компания ориентирована на широкий круг товаров и услуг, либо рассматриваемый продукт дает не более 20% от общей массы прибыли, то такие компании не являются для оценщика сопоставимыми;

Качество менеджмента. Анализ этого фактора является наиболее сложным, так как проводится на основе косвенных данных, таких как качество отчетной документации, возрастной состав, уровень образования, опыт, зарплата управленческого персонала, а также место компании на рынке.

17. Метод сделок в рыночном подходе к оценке бизнеса.

Метод сделок — для сравнения берутся данные по продажам контрольных пакетов акций компаний либо о продажах предприятий целиком, например, при поглощениях или слияниях. Метод применяется при покупке контрольного пакета акций открытого предприятия, а также для оценки закрытых компаний, которые работают на том же сегменте рынка, что и открытые, и имеют аналогичные финансовые показатели.

Типы исходной ценовой информации: Цены продаж контрольных пакетов и предприятий целиком, информация о слияниях и поглощениях предприятий

Время анализируемых сделок: Информация о ранее совершенных сделках

Учет элементов контроля: Информация о ранее совершенных сделках

Результат оценки- Цена контрольного пакета акций или предприятия в целом включает премию за элементы контроля
18.Расчет оценочных мультипликаторов.

2). Применение оценочных мультипликаторов.

Для уточнения получаемых результатов при оценке бизнеса на основе сравнения с аналогами применяют соотношения, называемые оценочными мультипликаторами.

Мультипликатор — соотношение между ценой и финансовыми показателями.

Для оценки рассчитывают несколько мультипликаторов по формуле

где М — оценочный мультипликатор;

Ц — цена продажи предприятия-аналога;

ФБ — финансовый показатель предприятия, аналогичного объекту оценки.

Применение оценочных мультипликаторов базируется на предположении, что похожие предприятия имеют достаточно близкое соотношения между ценой и важнейшими финансовыми показателями. Преобразуя формулу, получаем:

Ц = М х ФБ.

Таким образом, цена предприятия может быть определена умножением финансового показателя на соответствующий мультипликатор.

В оценке бизнеса обычно используют четыре группы мультипликаторов:

1) цена/прибыль, цена/денежный поток;

2) цена/дивиденды;

3) цена/выручка от реализации;

4) цена/стоимость активов.

Мультипликаторы «цена/прибыль», « цена/денежный поток».

Мультипликатор «цена/прибыль» существенно зависит от методов ведения бухгалтерского учета, поэтому, если в качестве аналога выступает зарубежная компания, необходимо привести систему распределения прибыли к единым стандартам. Только после проведения всех необходимых корректировок, можно достигнуть необходимого уровня сопоставимости, позволяющего использовать мультипликатор.

В качестве базы для расчета мультипликатора можно использовать не только сумму прибыли, полученную в последний год перед датой оценки. Оценщик может использовать среднегодовую величину прибыли, исчисленную за последние пять лет. Оценочный период может быть увеличен или уменьшен в зависимости от имеющейся информации и наличия экстраординарных ситуаций, искажающих основную тенденцию в динамике прибыли.

Базой расчета мультипликатора «Цена/денежный поток» может служить любой показатель прибыли, увеличенный на сумму начисленной амортизации.

Ориентация на мультипликатор «Цена/денежный поток» предпочтительна при оценке предприятий, в активах которых преобладает недвижимость. Если предприятие имеет достаточно высокий удельный вес активной
части основных фондов, более объективный результат даст использование мультипликатора «Цена/прибыль».

Наиболее распространенной ситуацией применения мультипликатора «Цена/денежный поток» является убыточность либо незначительная величина прибыли, а также несоответствие фактического полезного срока службы основных фондов предприятия периоду амортизации, принятому в финансовом учете. Это возможно в случае, когда стоимость активов будет незначительной, хотя прослужат они довольно долго.

Мультипликатор «Цена/дивиденды».

Данный мультипликатор может рассчитываться как на базе фактически выплаченных дивидендов, так и на основе потенциальных дивидендных выплат. Под потенциальными дивидендами понимаются типичные дивидендные выплаты, рассчитанные по группе сходных предприятий на основе сравнения их фактических дивидендных выплат и чистой прибыли.

Мультипликатор «Цена/дивиденды» на практике используется достаточно редко, несмотря на доступность необходимой для расчета информации. Это связано с тем, что порядок выплаты дохода инвесторам в открытых и закрытых компаниях существенно различается. В закрытых обществах собственники могут получать денежную выгоду в виде различных выплат, снижения арендной платы и т. д.

Мультипликатор «Цена/выручка от реализации» Данный мультипликатор используется довольно редко, в основном для проверки объективности результатов, получаемых другими способами.

Хорошие результаты мультипликатор «Цена/выручка от реализации» дает при оценке предприятий сферы услуг (реклама, страхование, ритуальные услуги и т. д.). Мультипликатор «Цена/выручка от реализации» не зависит от методов ведения бухгалтерского учета.
Мультипликатор «цена/чистая стоимость активов» можно применять в том случае, если соблюдаются все следующие условия:

а) оцениваемая компания имеет значительные вложения в собственность: недвижимость, ценные бумаги, газовое или нефтяное оборудование;

б)основной деятельностью компании является хранение, покупка и продажа такой собственности. Управленческий и рабочий персонал добавляет к продукции в этом случае незначительную стоимость.
19. Метод стоимости чистых активов.

Метод чистых активов основан на корректировке баланса предприятия в связи с тем, что балансовая стоимость активов и обязательств предприятия редко соответствует их рыночной стоимости.

Корректировка баланса предприятия проводится в несколько этапов:

1)оценивается обоснованная рыночная стоимость каждого актива баланса в отдельности;

2) определяется текущая стоимость обязательств предприятия;

3)рассчитывается оценочная стоимость собственного капитала предприятия как разница между обоснованной рыночной стоимостью суммы активов предприятия и текущей стоимостью всех его обязательств.

Метод чистых активов является косвенным методом определения стоимости коммерческого предприятия. Полученная таким образом стоимость действующего предприятия не всегда объективно отражает его действительную стоимость, но из-за дефицита рыночной информации этот метод является одним из базовых для выяснения стоимости бизнеса в России.

В рамках оценки бизнеса при использовании метода чистых активов, традиционный баланс предприятия заменяется скорректированным балансом, в котором все активы (материальные и нематериальные), а также все обязательства показаны по рыночной или какой-либо другой подходящей текущей стоимости.

Стоимость каждого из активов и пассивов определяется индивидуально для каждого класса активов — пассивов.


20. Оценка нематериальных активов.

Нематериальные активы - активы, используемые для получения дохода в течение дохода в течение длительного периода времени (не менее одного года) либо не имеющие материально-вещественной формы либо материально-вещественная форма которых не играет существенный роли в процессе их эксплуатации.

В составе НА выделяет 4 группы:

1. Интеллектуальная

2.Имущественные права.

3.Отложенные или отсроченные расходы:

4. «Гудвилл»

Доходный подход в оценке стоимости НА основан на расчете экономических выгод, ожидаемых от использования НА. ДП включает: использование методов «избыточных прибылей», ДДП, капитализации прибыли.

Метод «избыточных прибылей» основан на предположении, что эти прибыли приносят предприятию неотражаемые в балансе НА. Основные этапы оценки НА методом избыточных прибылей

1. Определение рыночной стоимости МА

2.Расчет нормализованной прибыли оцениваемого предприятия.

3. Определение средней по отрасли дохода на МА или СК.

4. Расчет ожидаемой прибыли, которую может принести предприятие от использования МА. (1 этап * 3 этап)

5.Определение избыточной прибыли. Для этого из нормализованной прибыли вычитают ожидаемую прибыль (2 этап - 4 этап)

6. Расчет стоимости НА путем деления избыточной прибыли на ставку капитализации.

7. Стоимость НА добавляют цену продаж предприятия.

Сложной проблемой при использовании метода избыточной прибыли является выбор ставки капитализации.

Затратный подход для оценки НА используется:

- когда НА являются новыми или имеют незначительный износ

- когда НА не приносят стабильные прогнозируемые доходы и сложно использовать доходный подход;

- когда НА не имеют аналогов, проданных на рынке и невозможно использовать сравнительный подход.

Затратный подход основан на использовании метода создания, который включает следующие этапы:

1 этап. Определение полной стоимости замещения или восстановления НА. Выявляются все фактические затраты по покупке, созданию и введению в действие НА.

2 этап. Проведение корректировок затрат на величину индекса изменения цен на дату оценки.

3 этап. Определение величины износа НА.

4 этап. Расчет остаточной стоимости НА путем вычета из стоимости замещения величины износа.

Сравнительный подход. При его использовании для оценки НА проводится следующие работы:

1. Сбор информации о состоявшихся сделках по аналогичным НА.

2. Определятся перечень показателей по которым проводится сравнение:

- имущественные права на НА

- изучение отрасли, в которой НА были или будут использованы

В силу специфики оцениваемого объекта сфера использования сравнительного подхода при оценке НА очень ограничена, поскольку большинство НА являются уникальными.
21. Оценка машин и оборудования предприятия.

Методы оценки машин и оборудования на три подхода: затратный, сравнительный и доходный.

Затратный подход в оценке машин и оборудования основан на определении стоимости восстановления или стоимости замещения, связанных с созданием, приобретением и установкой оцениваемого объекта.

Стоимость восстановления оцениваемых машин и оборудования — это стоимость воспроизводства их полной копии в текущих ценах на дату оценки или стоимость приобретения нового объекта, полностью идентичного данному по конструктивным, функциональным и другим характеристикам.

Стоимость замещения оцениваемых машин или оборудования — это минимальная стоимость приобретения аналогичного нового объекта, максимально близкого к оцениваемому по всем функциональным, конструктивным и эксплуатационным характеристикам в текущих ценах.

Из указанных определений стоимостей восстановления и замещения машин и оборудования видно, что стоимость приобретения нового объекта является элементом затратного подхода. Информационной базой для сравнительного подхода являются сведения о продажах аналогов, которые, как и оцениваемые машины и оборудование предприятия, ранее использовались и накопили физический и, возможно, другие типы износа.

При установлении сходства машин и оборудования можно выделить три уровня:

1) функциональное сходство (по области применения, назначению);

2) конструктивное сходство (по конструктивной схеме, составу и компоновке элементов);

Сравнительный подход к оценке стоимости машин и оборудования представлен прежде всего методом прямого сравнения. Объект-аналог должен иметь такое же функциональное назначение и частичное конструкторско-технологическое сходство. Расчет осуществляется в два этапа:

1) нахождение объекта-аналога;

2)внесение корректировок в цену аналога.

Доходный подход в оценке машин и оборудования заключается в прогнозировании ожидаемого дохода от оцениваемого объекта, но применительно к машинам и оборудованию напрямую решить эту задачу невозможно, так как доход создается всем производственно-имущественным комплексом. Поэтому доход от отдельного объекта определяется поэтапно:

1) рассчитывается операционный доход от функционирования производственной системы (либо всего предприятия, либо цеха или участка);

2) методом остатка определяется та часть дохода, которую можно отнести к машинному парку этой системы (доход производственной системы распределяется по ее подсистемам);

3) с помощью метода дисконтирования денежного потока или метода капитализации дохода определяется стоимость объекта.

В целом сложно выделить доход, который приносит отдельно взятая машина или оборудование. Стоимость приобретения нового объекта, идентичного или аналогичного объекту оценки, является элементом затратного подхода и, следовательно, для применения методов сравнительного подхода необходимы данные о продажах таких же изношенных, как и объект оценки, сопоставимых объектов. А поиск обширных сведений о продажах похожего ранее использовавшегося оборудования часто затруднен. Таким образом, нередко единственно возможным является затратный подход.

22. Оценка товарно-материальных запасов.

К наиболее распространенным методам оценки товарно-материальных запасов относятся следующие:

1. Метод поштучной оценки. Индивидуально описывается и оценивается каждая единица товарно-материальных запасов, а учет ведется по ее фактической себестоимости. Осуществляется наблюдение и точное отображение фактического товарного потока. Каждая единица конечного продукта может быть идентифицирована и оценена.

2. по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО) — первым получен, первым отгружен;

3. по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО) — последним получен, первым отгружен.

4. по средней себестоимости;

Оценка запасов методом ФИФО основана на допущении того, что ресурсы, первые поступившие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени закупок, с учетом стоимости ценностей, числящихся на начало месяца. Метод ЛИФО основан на допущении того, что ресурсы, первые поступившие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности по времени закупок. При росте цен метод ЛИФО уменьшает налогооблагаемую прибыль и с этой точки зрения в условиях инфляции является более предпочтительным.
23. Оценка дебиторской задолженности предприятия
Оценка дебиторской задолженности проводится в следующих случаях:

-при проведении финансовой эффективности предприятия

-при переуступке дебиторской задолженности

-при обращения взыскания на имущество должника

Известно, что в составе активов организаций присутствует дебиторская задолженность и как любые другие активы, дебиторская задолженность имеет стоимость и играет достаточно важную роль в сфере предпринимательской деятельности. По своему экономическому смыслу дебиторская задолженность похожа на векселя или долговые расписки, которые имеют свободное хождение на фондовом рынке.
При оценке дебиторской задолженности следует иметь в виду, что достигая величины 30% от реальных активов баланса предприятия дебиторская задолженность может существенным образом влиять на формирование конечных показателей экономической деятельности предприятия, а также на формирование рыночной стоимости бизнеса (акций, отдельных активов) предприятия.
Документы для оценки дебиторской задолженности

1. Договора, при исполнении (или ненадлежащем исполнении) которых возникла задолженность.
2. Платежные документы по этим договорам.
3. Документы о движении материальных ценностей (накладные, акты передачи и т.п.).
4. Переписка с контрагентом по вопросу урегулирования взаимных требований.
5. Судебные решения (если есть).

Подходы к оценке дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность анализируется по срокам ее погашения, выявляется просроченная задолженность с последующим разделением ее на две части:

— безнадежную, которая исключается из расчетов по определению стоимости, например дебиторская задолженность, по которой истек трехлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ);

— задолженность, которую предприятие еще надеется получить (она участвует в расчетах, оценивается дисконтированием будущих основных сумм и выплат процентов к их текущей стоимости).

При анализе дебиторской задолженности оценщик должен проверить, не являются ли сомнительными векселя, выпущенные другими предприятиями. При оценке вьщанных авансов и дебиторской задолженности прочих покупателей и заказчиков, величина которых незначительна, их рыночная стоимость обычно принимается равной номинальной сумме.
24. Оценка финансовых активов предприятия.

Оценка финансовых активов предприятия разделяется на следующие этапы:

Заключение договора на проведение оценки финансового актива, включающего задание на оценку активов компании;
Осмотр, сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки стоимости активов;
Применение подходов к оценке стоимости актива, включая выбор методов оценки актива и осуществление необходимых расчетов;
Обобщение результатов применения подходов к оценке и определение итоговой стоимости активов компании;

Составление отчета об оценке активов предприятия.

26. Метод ликвидационной стоимости в оценке бизнеса.

Метод ликвидационной стоимости основан на определении разности между стоимостью имущества, которую собственник предприятия может получить при ликвидации предприятия и раздельной продаже его активов на рынке, и издержками на ликвидацию.

При определении ликвидационной стоимости предприятия необходимо учитывать все расходы, связанные с ликвидацией предприятия.

Оценка ликвидационной стоимости производится в следующих случаях:

1. предприятие убыточное, и стоимость компании при ликвидации может быть выше, чем при продолжении деятельности;

2. принято решение о ликвидации предприятия;

3. предприятие находится в стадии банкротства;

При определении ликвидационной стоимости различают три вида ликвидации:

1) упорядоченная ликвидация;

2) принудительная ликвидация;

3) ликвидация с прекращением существования активов предприятия.

Упорядоченная ликвидация — это распродажа активов в течение разумного периода, чтобы можно было получить максимальные суммы от продажи активов. Для наименее ликвидной недвижимости предприятия этот период составляет около двух лет. Он включает время подготовки активов к продаже, время доведения информации о продаже до потенциальных покупателей, время на обдумывание решения о покупке и аккумулирование финансовых средств для покупки, саму покупку, перевозку и т.п.

Принудительная ликвидация означает, что активы распродаются настолько быстро, насколько это возможно, часто одновременно и на одном аукционе.

Ликвидация с прекращением существования активов предприятия рассчитывается в случае, когда активы предприятия не распродаются, а списываются и уничтожаются, а на данном месте строится новое предприятие, дающее значительный экономический либо социальный эффект. Стоимость предприятия в этом случае является отрицательной величиной, так как требуются определенные затраты на ликвидацию активов.
27. Определение итоговой величины стоимости бизнеса.

Итоговая величина стоимости объекта оценки — величина стоимости объекта оценки, полученная как итог обоснованного оценщиком обобщения результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки
28. Оценка контрольного и неконтрольного пакетов акций.

Под контрольным (мажоритарным) пакетом подразумевается владение более 50% акций предприятия, дающих владельцу право полного контроля над компанией. Но на практике, если акции компании распылены, этот процент может быть значительно меньшим.

Неконтрольный (миноритарный) пакет определяет владение менее 50% акций предприятия.

Оценка стоимости с учетом элементов контроля(контрольного пакета).

Доходный подход: Методами доходного подхода рассчитывают стоимость контрольного пакета, так как в результате их применения получают цену, которую инвестор заплатил бы за владение предприятием, а расчет денежных потоков базируется на контроле за решениями администрации относительно хозяйственной деятельности предприятия

Затратный подход: метод стоимости чистых активов метод ликвидационной стоимости : При использовании методов затратного подхода получается стоимость контрольного пакета акций, поскольку только владелец контрольного пакета может определять политику в области активов: приобретать, использовать или продавать (ликвидировать) их

Сравнительный подход: метод сделок : При расчетах методом сделок получают величину оце-" ночной стоимости на уровне владения контрольным пакетом, так как этот метод основан на анализе цен акций с элементами контроля: контрольных пакетов акций сходных предприятий или предприятий целиком (100% пакета акций)

Оценка неконтрольного пакета Сравнительный подход: метод рынка капитала Определяется стоимость свободно реализуемой меньшей доли, потому что анализируется информация о котировках единичных акций на фондовых рынках
29. Отчет об оценке стоимости предприятия.

Отчет об оценке — документ, содержащий обоснование мнения оценщика о стоимости имущества. При составлении отчета оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оценке как документа, содержащего сведения доказательственного значения.

Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение.

В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете». Если при проведении оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии их установления и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости.

При написании отчета об оценке перед оценщиком стоят следующие основные задачи.

Во-первых, нужно изложить логику анализа.

Во-вторых, в отчете следует зафиксировать все важные моменты оценки.

В-третьих, отчет должен привести читателя к заключению, которое сделал оценщик.

Важный момент отчета — обоснование выбора тех или иных методов оценки. Оценку должен проводить независимый оценщик, поэтому в отчете необходимо указание на отсутствие личной заинтересованности оценщика в оцениваемом объекте и в величине его рыночной стоимости.

Отчет может содержать и иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки. Отчет собственноручно подписывается оценщиком и заверяется его печатью.

Итоговая величина стоимости объекта оценки может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.

30. особенности оценки стоимости предприятия (бизнеса) для конкретных целей.

Стоимость предприятия как действующего — это стоимость единого имущественного комплекса, определяемая в соответствии с результатами функционирования сформировавшегося производства. В соответствии с Международными стандартами оценки такая оценка основана на виде стоимости, не являющемся рыночным. Стоимость предприятия как действующего включает в себя оценку функционирующего предприятия и получение из общей стоимости действующего предприятия величин для его составных частей, выражающих их вклад в общую стоимость, но ни один из этих компонентов сам по себе не образует рыночной стоимости.

Если некоторый объект собственности как часть действующего предприятия не вносит вклад в общую прибыльность фирмы, его можно рассматривать в качестве избыточного актива и учитывать возможные альтернативные варианты его использования, включая потенциальную утилизационную стоимость. Оценка предприятия как действующего, предполагает, что бизнес имеет благоприятные перспективы развития, поэтому можно ожидать сохранения предприятия как системы, а ценность целого обычно всегда больше, чем простая сумма стоимостей отдельных элементов.
При определении ликвидационной стоимости предприятия необходимо учитывать все расходы, связанные с ликвидацией предприятия.

Оценка ликвидационной стоимости производится в следующих случаях:

1. предприятие убыточное, и стоимость компании при ликвидации может быть выше, чем при продолжении деятельности;

2. принято решение о ликвидации предприятия;

3. предприятие находится в стадии банкротства;

При определении ликвидационной стоимости различают три вида ликвидации

1)упорядоченная ликвидация;

2)принудительная ликвидация;

3) ликвидация с прекращением существования активов предприятия.

Упорядоченная ликвидация — это распродажа активов в течение разумного периода, чтобы можно было получить максимальные суммы от продажи активов. Для наименее ликвидной недвижимости предприятия этот период составляет около двух лет. Он включает время подготовки активов к продаже, время доведения информации о продаже до потенциальных покупателей, время на обдумывание решения о покупке и аккумулирование финансовых средств для покупки, саму покупку, перевозку и т.п.

Принудительная ликвидация означает, что активы распродаются настолько быстро, насколько это возможно, часто одновременно и на одном аукционе.

Ликвидация с прекращением существования активов предприятия рассчитывается в случае, когда активы предприятия не распродаются, а списываются и уничтожаются, а на данном месте строится новое предприятие, дающее значительный экономический либо социальный эффект. Стоимость предприятия в этом случае является отрицательной величиной, так как требуются определенные затраты на ликвидацию активов.

2. Балансовый (бухгалтерский) и рыночный подходы к оценке бизнеса.

Затратный подход - определение рыночной стоимости земельного участка и остаточной стоимости строений, находящихся на данном земельном участке.

Затратный подход к оценке предприятия в основном реализуется с помощью двух методов: стоимости чистых активов и ликвидационной стоимости. Метод стоимости чистых активов, нередко называемый методом накопления активов, основан на определении рыночной стоимости всех активов объекта: материальных (земли, зданий, сооружений, оборудования, товарно-материальных запасов), финансовых и нематериальных (торговая марка, ноу-хау, патенты, лицензии и т.п.). Метод ликвидационной стоимости технологически аналогичен методу чистых активов. Его отличительная особенность заключена в том, что из стоимсоти собственного капитала, определенного по методу чистых активов, вычитают сумму текущих затрат, связанных с ликвидацией предприятия.

Конечная цель использования затратного подхода состоит в расчетной стоимости собственного капитала предприятия. Базовой моделью для такого расчета служит следующая формула:

СК = рыночная ст-ть всех активов предприятия – текущая стоимость предприятия
Сравнительный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними

Сравнительный (рыночный) подход основан на принципе замещения – покупатель не купит предприятие, если его стоимость превышает затраты на приобретение на рынке схожего объекта, обладающего такой же полезностью.

Объект оценки: рынок аналогичных предприятий.

Методы оценки: 1. Метод рынка капитала основан на реальных ценах акций открытых предприятий, сложившихся на фондовом рынке. Базой для сравнения служит цена на единичную акцию акционерного общества. Используется для оценки неконтрольного пакета акций.

2. Метод сделок — для сравнения берутся данные по продажам контрольных пакетов акций компаний либо о продажах предприятий целиком, например, при поглощениях или слияниях. Метод применяется при покупке контрольного пакета акций открытого предприятия, а также для оценки закрытых компаний, которые работают на том же сегменте рынка, что и открытые, и имеют аналогичные финансовые показатели. Включает анализ мультипликаторов.

3. Метод отраслевых коэффициентов — Метод отраслевых коэффициентов позволяет рассчитывать ориентировочную стоимость бизнеса по формулам, выведенным на основе отраслевой статистики. Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты обычно рассчитываются специальными аналитическими организациями на основе длительных статистических наблюдений за соотношением между ценой собственного капитала предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми показателями.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации