Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе - файл n1.doc
приобрестиШамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школескачать (4302.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Авторы:
Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко Управление образовательным процессом в адаптивной школе /М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 384 с.
Сканировано: Подмазина А.С.
В практико-ориентированной монографии рассматриваются вопросы содержания деятельности адаптивной школы, освещаются проблемы содержания и организации образовательного процесса в адаптивной школе, раскрываются механизмы управления школой и образовательным процессом на рефлексивной основе. Книга предназначена для руководителей школ: директоров, заместителей директора, заведующих методическими кафедрами, руководителей методических объединений, а также для учителей.
Содержание
Введение Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ 1.1. Состояние современного образования Глобальные кризисы мирового сообщества и образование Цели современного образования 1.2. Сущность адаптивной школы 1.2.1 «Адаптация», «социальная адаптация»...«адаптивная школа» 1.2.2. Школа для личностей 1.2.3. Вариативные модели адаптивной школы 1.3. Философия адаптивной школы 1.3.1. Идея синергетического подхода 1.3.2. Идея гуманитарно-культурологического подхода 1.3.3. Идея личностно-деятельностного подхода 1.3.4 Идея рефлексивного подхода 1.3.5. Идея диалогического подхода 1.3.6. Идея открытости образовательной среды 1.3.7. Идея творчества 1.3.8. Идея приоритета положительной обратной связи 1.3.9. Идея интегративности образования 1.4. Функции адаптивной школы 1.4.1. Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся 1.4.2. Ориентационная функция 1.4.3. Реабилитационная функция 1.4.4. Коррекционная функция 1.4.5. Стимулирующая функция 1.4.6. Пропедевтическая функция 1.4.7. Кооперационная функция Резюме Литература к 1 главе ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В АДАПТИВНОЙ ШКОЛЕ НА РЕФЛЕКСИВНОЙ ОСНОВЕ 2.1. Управление: традиции и новации 2.1.1. Управление – это… 2.1.2. Насильственное и ненасильственное управление 2.1.3. Подходы к конструированию технологии управления образовательным процессом 2.1.4. Рефлексивное управление 2.2. Образовательный процесс в адаптивной школе 2.2.1. Сущность образовательного процесса 2.2.2. Образовательный процесс как педагогическая система 2.3. Моделирование содержания образовательного процесса 2.3.1. Построение содержания образовательного процесса на уровне школы 2.3.2 Моделирование содержания образования на уровне учебного предмета 2.3.3. Требования к разработке и корректировке образовательной программы 2.4. Управление образовательным процессом на основе технологических карт учителя 2.4.1. Конструирование учителем образовательного процесса в форме технологической карты 2.4.2. Технологическая карта как основа управления учителем учебной деятельностью учащихся 2.4.3. Технологическая карта - основа управления школьником своей учебно-познавательной деятельностью 2.4.4. Технологическая карта - основа управления образовательным процессом руководителем школы 2.5. Конструирование образовательного процесса на учебном занятии 2.5.1 Цели современного учебного занятия 2.5.2 Типология учебных занятий 2.5.3 Линейная и разветвленная макроструктура учебного занятия 2.5.4 Конструирование учебного занятия. Опорная карта для конструирования учебного занятия 2.6. Реальный образовательный процесс 2.7. Качество образовательного процесса 2 8. Образовательный мониторинг Литература ГЛАВА 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 3.1. Классификация современных образовательных технологий 3.2. Технологии традиционной школы 3.2.1 Технология уровневого обучения 3.2.3 Технология модульного обучения 3.3. Технологии «школы развития» 3.3.1 Технология проектного обучения 3.3.2 Дальтон-технология 3.3.3 Технология развития критического мышления учащихся 3.4. Технологии «школы социализации» Литература ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Программа развития средней школы № 34 г. Белгорода Приложение 2. Программа развития начальной школы № 51 г. Белгорода Приложение 3. Фрагмент образовательной программы Веселолопанского адаптивного учебно-воспитательного комплекса | 5 10 10 10 14 18 18 20 22 25 27 32 34 41 46 49 50 52 56 59 60 63 66 70 72 74 75 76 79 81 81 82 84 89 101 116 117 118 125 129 140 145 149 150 153 160 161 162 164 170 176 186 225 228 234 242 244 244 257 257 259 271 271 286 305 312 318 319 319 341 374 |
Будущее уже наступило. Роберт ЮнгВВЕДЕНИЕ
Этa практико-ориентированная монография имеет отношение ко всем, кто желает войти в курс основных проблем массовой общеобразовательной школы и осмыслить подходы к их решению. Авторы хотели бы, чтобы она помогла руководителям школ, учителям сориентироваться в тенденциях развития образования и на основе их анализа построить педагогический процесс в школе в целом и на конкретном уроке; позволила каждому выработать собственные способы взаимодействия с учащимися и их родителями. Поскольку ведущие тенденции образования в мире связаны с идеей создания условий для развития личности, то предпосылки преобразований массовой школы мы будем искать в осознании и принятии как равных целей жизни и целей образования.
Необходимость гуманизации общественной жизни обусловила проблему самореализации личности, проявления ее сущностных сил.
Потребность в самореализации - одна из ведущих потребностей личности, являющаяся внутренним стимулом человеческой деятельности. Первостепенное значение имеет социально-прогрессивный тип самореализации личности, выражающийся в стремлении самореализации себя как части социума.
Создание условий для развития личности, способной к такому типу самореализации - основная задача современной школы. В настоящее время школа повернулась к личности ученика, пытается создать условия для становления ее как субъекта собственной жизни. Практическая деятельность школ изобилует разнообразными попытками создания образовательной среды, способствующей самореализации учащихся: появление образовательных учреждений (гимназий, лицеев, авторских школ), обеспечивающих повышенный уровень образования; введение профильного обучения, решающего, прежде всего, проблему профессионального самоопределения обучающихся; включение учащихся в работу творческих объединений на основе учета их познавательных интересов и др.
Подобные нововведения, несомненно, позволяют в той или иной степени решать проблемы самореализации школьника в образовательном процессе. Однако в целом современная школа мало продвинулась в решении отмеченной проблемы. Обострились старые противоречия, связанные с несоответствием доминирования целевых установок на высокое качество знаний, умений, навыков и личностным развитием учащихся. Появились новые - обусловленные потребностью сделать школу для всех
5
учащихся более гуманной и привлекательной, в то время как массовое образовательное учреждение продолжает оставаться в большей степени авторитарным, способствующим становлению инфантильной, конформистски ориентированной личности, являющимся гибельным для творческого самопроявления личности учащегося, и учителя.
Изменения, происходящие в школе, касаются в основном лишь учебного процесса. Тем самым создается искусственное разделение образовательного процесса на учебную и внеучебную деятельность с приоритетным совершенствованием учебной.
Обеспечение реализации потребности личности школьника в самоопределении и самореализации требует осуществления в школе личностно-ориентированного подхода. Однако, как показывает анализ практической деятельности общеобразовательных учреждений, он чаще декларируется, чем реально выполняется. Реализация такого подхода в содержании образования сводится в основном к введению гуманитарных курсов (историко-философских, филолого-лингвистических, психологических), практически не связанных с традиционными учебными дисциплинами. В то же время без переструктурирования содержания традиционных школьных предметов дополнительные курсы (чаще всего одночасовые в неделю) приводят, как правило, к перегрузке учащихся.
Более сложная ситуация наблюдается сегодня в организации образовательного процесса и на уровне школы, и на уровне отдельного класса: большинство учителей оказались практически не подготовленными к реализации личностно-ориентированного подхода. Руководители школ констатируют, что в учебном процессе по-прежнему доминируют вербальные монологические воздействия на учащихся, слабо активизируются личностные функции (мотивация, рефлексия, самоопределение и др.) школьника, преобладают фронтальные формы обучения, воспитательная практика характеризуется эпизодичностью общешкольных мероприятий.
В своей принципиальной основе современная общеобразовательная школа остается неизменной - слабо социально и личностно-ориентированной.
В поиске направлений совершенствования массового общеобразовательного учреждения значительная роль, на наш взгляд, принадлежит идее построения адаптивной школы, учитывающей возможности всех учащихся, ориентированной на удовлетворение их разнообразных познавательных потребностей и интересов, обеспечивающей условия для их жизненного самоопределения и самореализации. Обогащение новыми идеями моделирования содержания, организации педагогического процесса и управления им в адаптивной школе (самой массовой на сегодняшний день) позволит решить проблему создания целостной образова-
6
тельной системы. Отметим, что все общеобразовательные учреждения являются по своей сути адаптивными. Акцентирование внимания на массовой школе как адаптивной обусловлено сложностями образовательного процесса именно в массовом общеобразовательном учреждении, в котором существующие проблемы подготовки детей и юношества приобрели особо острый характер.
Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко