Шпаргалки по Организации производства - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалки по Организации производства
скачать (205.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc206kb.12.09.2012 21:08скачать

n1.doc

1. Понятие производ-й стр-ры п/п, определ-ие ее ф-ры.

Каждое п/п состоит из пр-в, цехов, участков, органов управ-ия, орг-ции по обслуж-ию раб-ков м/д кот-ми устан-ся взаимосвязи, направл-е на выпуск прод-ции и эф-ть работы п/п. все названные подразделения состав-ют общую стр-ру п/п.

Общая стр-ра п/п: 1-органы управ-ия(отдел кадров, ПЭО,ОПМ, бухгалтерия,отд. гл. энегретика); 2-производ-я стр-ра(основное пр-во, поздразд-е производ-ой инфрастр-ры, побочное пр-во, подсобное пр-во); 3-непроизвод-я стр-ра(столовая, мед пункт, санаторий, спорт комплексы, ЖКХ).

Производ-я стр-ра – это часть общей стр-ры, она хар-ет состав вход-х в него подразделений производ-го назнач-ия, их соотнош-ия, формы взаимосвязей и территор-ое расположение.

Производ-ая стр-ра: 1-основное пр-во(заготовка,обработка,сборка); 2-производ-я инфрастр-ра(вспомог-ое пр-во, обслуж-е пр-во); 3-побочное пр-во; 4-подсобное пр-во.

Заготовка вкл в себя пр-ва: -литейное, -кузнечное пр-во, -кузн. пресс. Обработка – механическая, термическая. Сборочная стадия: промеж-я сборка и окончательная сборка. Вспомог-ое пр-во: инструм-ое хоз-во, энерго хоз-во, ремонтное хоз-во. Обслуж-ее пр-во: транспорт, складское, тарное…

Подразделения основного пр-ва формир-ся в рамках осн-го производ-го процесса. В основу их орг-ции м.б. положены 2 признака: 1-специализация, 2-стадия производ-го процесса. Подразделения производ-ой инфрастр-ры формир-ся в рамках вспомог-ой и обслужив-х пр-в. Осн-ми структурными подразделениями на круп-х и средних п/п явл цех, состоящий из производ-х участков. Производ-е участки вкл рабочие места на кот-х выпол-ся технологически однородные операции по изготов-ю прод-ции. На производ-ю стр-ру оказ-т след ф-ры: 1- х-р производ-го процесса; 2- х-р выпускаемой прод-ции, ее конструктив-е и технол-е особ-ти; 3- формы орг-ции пр-ва(чем выше ур-нь специализ-ии п/п, тем проще стр-ра; чем выше ур-нь комбинир-ия, тем сложнее стр-ра); 4- технич-й ур-нь пр-ва(чем он выше, тем проще стр-ра); 5- степень охвата стадий жизненного цикла изделий. Производ-я стр-ра не явл-ся постоянной и может совершен-ся.
2 Виды производ-ой стр-ры п/п и цехов, их хар-ка, целесообразность применения.

В завис-ти от ур-ня специализ-ии и х-ра кооперирования осн цехов, различают 3 вида производ-ой стр-ры: 1-предметная; 2-технологич-я; 3-смешанная.

При предметной форме цехи осн-го пр-ва, а внутри цехов производ-е участки специализированы на выпуске одного или группы однотипных изделий и его частей. В этих условиях в пределах цеха или участка, изделие проходит все или почти все технол-ие операции. Преим-ва: созд-ся условия для внедрения поточных м-дов работы, сокращается длительность производ-го цикла, растет производ-ть труда. Недостатки: в каждом цехе необх-мо иметь полный комплект технол-го оборудования, загрузка кот-го не всегда обеспеч-ся, могут ухудшаться условия работы.

При технол-ой стр-ре каждый цех или участок специализ-ся на выполнеии комплекса однород-х операций технол-го процесса. Преим-ва: облегчается пересройка пр-ва при внедрении новых видов прод-ции; больше возможностей маневрирования кадрами. Недостатки: может затрачив-ся много времени на переналадку оборудования; возможны встречныке перевозки при движ-ии полуфабрикатов.

При смешанной стр-ре заготов-е цехи строятся по технол-му принципу, а обрабат-ие и выпускающие по предметному. Такое построение позволяет сократить V-ы внутрицеховых перевозок, обеспечить лучшую загрзку заготов-х цехо, улучшить условия труда. Эта стр-ра получила распред-е в машиностроении, легкой, мебельной пром-сти и др отраслях. Внутри п/п различают: -цеховую стр-ру; - безцеховую; - корпусную.

Цеховая: п/п ?цех?производ-й участок?раб место

Безцеховая: п/п?производ-й участок?раб место(характерно для малых п/п-й)

Корпусная: п/п?корпус(пр-во)?цеха?производ-е участки?раб места.

Производ-я стр-ра как правило устан-ся при проектировании нового или реконстр-ии действующего п/п. она не явл постоянной и может совершен-ся, при существенном изменении наменклатуры прод-ции, техники и технологии, форм орг-ции пр-ва, х-ра специализ-ции цехов.
3. Принципы рацион-ой орг-ции производ-го процесса, их хар-ка и оценка.

Взаимосвязь производ-х процессов достиг-ся на основе пр-пов рацион их орг-ции во времени и пространстве. Осн-ми пр-пами рацион-ой орг-ции явл:

- специализ-ия; - параллельность, -пропорц-ть, -непрерыв-ть, -прямоточность, -соответ-е орг-х форм ПП их технико-экон-му содерж-ю.

Пр-п специал-ции отраж-ет необ-ть изготов-ия однородной прод-ии и закреп-е за каждым производ-м подразделением строго огранич-ой номенклатуры прод-ии или услуг. Ур-нь специал-ии опред-ся коэф-том: Ксп =?ТЧd/?T гдеT-трудоем-ть изготовления, d-уд. вес трудоем-ти.

Пр-п параллельности означ-ет одновременное выпол-е отд-х частей ПП.

Кпар ц пар/ Тц фак..

Пр-п прапорц-ти означ-ет равную, пропускную способ-ть всех подраздел-й п/п.

ПС=fэф/Т. ПС участка опред-ся по миним-му знач-ю ПС участков. Пр-п прапор-ти достиг-ся путем расшивки узких мест на основе проведения орг-но-технич-х мероприятий и совершен-ия сис-мы оперативно-производ-го планир-ия.

Пр-п непрерывности означ-ет необ-ть максим-го сокращ-ия времени изготов-ия прод-ии на основе устран-ия или сведения к min всех перерывов в процессе пр-ва конкрет-го изделия. Такие перерывы имеют место как в испол-ии труд и технич-х рес-сов, так и в продвиж-ии предметов труда. Кнп =Тц технол/Тц общ.

Пр-п прямоточности означает наикратчайший путь от запуска предмета труда в пр-во, до его выпуска. Это достиг-ся за счет взаим-го располож-ия цехов, раб-х мест внутри цеха, конструктив-х и склад-х в соотв-ии с посл-й выпол-я техн. операций.

Пр-п ритмичности озн-ет равный выпуск прод-ии в равные промеж-ки времени.

Кр=Вф/Впл при условии Вф?Впл.

Пр-п соответствия форме ПП Изменения в ассор-те прод-ии, технич-м ур-не ПП требует соотв-х измен-ий в формах его орг-ции. Эк-кая эф-ть рацион-й орг-ции пр-ва выраж-ся в сокращении длит-ти цикла изготов-ия изделия и сниж-ии издержек их пр-ва.
5. Производ-й цикл и его стр-ра: ф-ры,влияющие на сокращение длит-ти произв-го цикла.

Важ-м пок-лем хар-щим орг-ю пр-ва во времени явл произй цикл.

Производ-й цикл – календарный период времени м/д началом и окончанием процесса изуч-ния заг-ки деталей и всего изделия в целом.

Началом ПП изготов-ия изделия следует считать подготовку сырья и мат-лов к производ-му потреблению, кот осущ-ся на складе сырья и мат-лов. Закан-ся ПП сдачей прод-ии на склад ГП, т.е. когда изделие из сферы пр-ва попадает в сферу тов обращения. Произвд цикл выраж-ся в рабочих или календар-х днях, сутках, а при малой трудоемкости – в часах.

Производ цикл вкл в себя: раб период, и время перерывов. Общий вид ПЦ:

Тц=Ттехнол+Тестеств проц+Ттрансп+Тконтр+Тпер.

Тперер вкл: 1-межсменное, 2-межцеховое, 3-межопер-ое.

Длит-ть ПЦ необ-ма для установ-ния времени запуска изделия в пр-во, с тем чтобы они были из-ны в срок опред-й договором на пост. прод-ии. На основании длит-ти ПЦ устан-ся необ-мые нормативы обор-х ср-в по стадиям ПП, а также производ-е и склад-ие площади для хранения незак-ой прод-ии. Длит-ть ПЦ зав-сит от тех ф-ров, кот сниж-т трудоем-ть техн опре-й и времени перерывов в пр-ве прод-ии. Это можно достичь за счет соверш0й техники, оборудования, поточных м-дов, специализ-ии пр-ва, пов-я сменности работы и т.д.
6. организационный расчёт поточных линий.

Массовое пр-во осущ-ся на основе поточных методов его организации. Основные нормативы, лежащие в основе поточного пр-ва:1. Такт линии;2. Темп линии; 3. Шаг поточной линии; 4. Скорость конвейера или движения предмета труда; 5. Общая длина поточной линии, число раб мест по операциям; 6. Длительность производственного цикла; 7. График работы линии и размер заделов. Такт потока- расчётный отрезок времени м/д последовательным запуском или выпуском 2 деталей с поточной линии, то есть отрезок времени, по истечению которого в поток запускается или выпускается единица предмета труда.

Fд-действенный фонд времени работы, tпер-время перерывов, N-программа выпуска. Темп работы линии-кол-во изделий, выпускаемых в единицу времени.. Поточная линия располагает поточные места. Расстояние между 2 рабочими местами- шаг потока. Значит, за время, равное такту, изделие должно переместиться от одного рабочего места к др  ;

, L-общая длина конвейера. Величина задела состоит из транспортного, технологического, страхового и оборотного. Технологический- кол-во продукции, находящейся на рабочих местах. , n-кол-во раб мест, Ч1раб мест-число изделий, обрабатываемых на 1 раб месте. Транспортный определяет кол-во предметов труда, находящихся на ленте транспортёра. , Чтр- число деталей, находящихся на ленте транспортёра между парой смежных операций. При поштучной передаче изделий задел транспортный должен соответствовать числу рабочих мест без 1. Страховой создаётся на случай возникновения перебоев по данной операции, tпер- время возможного перебоя в работе, n- число страховых операций . Оборотный задел: на однопредметных непрерывных поточных линиях отсутствует; на однопредметных прерывных линиях образуется между каждой парой смежных операций при различных размерах партии и различий выполнения во времени 2 операций. Для его расчёта необходимы периоды работы в каждой паре смежных операций разделить на фазы. Фаза- отрезок времени, в течение которого не происходит никаких изменений в порядке выполнения смежных операций. В случае изменения этого распорядка начинается новая фаза. Величина межоперационного(оборотного) задела определяется между каждой парой смежных операций(расчёт проводится по каждой фазе):

Fсовм-время совместной работы смежных операций, при которой производственные условия не меняются; ni-кол-во параллельно работающего оборудования соответственно на предыдущей и последующей операции, tшт- продолжительность выполнения смежных операций.
7.Организация единичного производства, его нормативы и методика их определения.

В условиях единичного и мелкосерийного производства основной планово-учетной единицей явл. заказ (для сборочных цехов) или комплект деталей (для заготовительных и обрабатывающих цехов).

Осн. календарно-плановыми нормативами явл.:

1.Длительность производственного цикла изготовления изделия (определяется на основе циклограммы сборки). В условиях единичного и мелкосерийного производства расчет длительности производственного цикла начинается с разработки календарного графика монтажной (общей) и узловой сборки изделия. Такой график в практике получил название циклограмма сборки.

2.Расчет опережений в запуске изделий в пр-во по цехам. Для установления срока запуска изделий по цехам пр-ва, необход. определить сроки начала (и выпуска) наиболее ранних работ относительно последующих, имеющих общий технологич. процесс изготовления. Период, который опред. более ранние сроки начала одних работ относительно других наз. временем опережения. Различают: время опережения по запуску и время опережения по выпуску.

для заготовительного цеха:
для обрабатывающего цеха:
для сборочного цеха:
Расчет опережения необходим, чтобы определить частные способы запуска и выпуска детали. Это позволяет своевременно и комплектно обеспечить любой последующий по обработке или сборке цех заготовками, деталями, и в конечном счете, выпуск готовых изделий в заданный срок.

3.Расчет загрузки оборудования по видам работ. Коэф-т загрузки оборудования можно определить по времени и по мощности:
4.Норма материальных затрат в незавершенном производстве. В условиях единичного производства нормативная величина незаконченной пр-ции зависит от коэф-та готовности изделий и его себестоимости.

НП=Кгот.ЧSизделия
Д – количество дней от момента запуска изделия в производство до начала или конца планируемого периода.
21. Равномерная работа предприятия, её пок-ли, методика определения степени равномерности работы пр-я, цеха, участка.

Равномерная работа пр-я (цеха, участка) – систематич. выполнение всеми подразделениями пр-я плана по выпуску продукции в соотв. с устан.ассортиментом и кач-вом по заранее устан.графику.

Равномерн. работа позволяет сократить простои, брак, ликвидировать штраф, связ. с несвоеврем.поставкой продукции.

Пок-ли равномерной работы пр-я:

пок-ль ритмичности

доля выпусаемой продукции за декаду по оттнош-ю к мес.заданию

пок-ль частоты нарушения графика (кол-во нарушений/кол-во дней)

пок-ль, характ. коэф-т вариации (?=?/ˉх). !!!должен быть минимальным!!!

Он хар-ет отклонение от средн.значений вариац.ряда. Чем меньше коэф-т вариации, тем более ритмичнее производство.
8 Конструкорская подг-ка пр-ва, её содер-е и этапы осущ-я, методы оценки экон.эффект-ти разл.вар-тов проекта конструкции

Констр. подг-ка – сложн.процесс, включ. в себя проектир-е и эксперим.исследования, сопровождаемые разработкой констр.документации.

Этапы констр.подг-ки:

Разработка технич.задания. Технич.задание определяет область использ-я нововведения, его технич и эксплуатац.параметры и пок-ли кач-ва.

Технич.предложение. Оно разрабатывается на основе задания и явл-ся его конкретизацией и дополнением.

Эскизное проектирование. Разраб-ся принцип.схемы, габаритные чертежи, создаётся макет, кот.используется в лаб.условиях,обобщаюся получ.результаты. При необходимости вносятся изменения, сост-ся пояснит.записка, проводятся расчёты экон.эффект-ти, выбирается наилучший вариант конструкции.

Технич.проект. Он содержит окончат. Технич.решения и необходимые данные для разраб-ки раб.документации

Рзработка раб.документации необходима для монтажа и эксплуатации изделия.

Все виды работ по констр.подг-ке осущ-ся в соотв. С нормами и правилами Един.системы констр.документации (ЕСКД).

При проектир-ии нов.изделий необходимо обеспечить выс.технологичность конструкции, кот.выраж-ся в уменьшении суммарных труд.затрат.

Осн-ным пок-лем технологичности вновь осваиваемых изделий служит уровень стандартизации и унификации деталей и узлов изделия.

Выс.уровня технологичности можно достичь используя систему автоматич.проектирования(САПР).

Бол.эффект она даёт совместно с использ-ем информац.-поисковых систем (ИПС)

Экономич.обоснование нов.продукции произв-ся на основе сопоставления приведенных затрат различных её вариантов.

Критерий оптимальности – минимум привед.затрат.

Сi+ Ен*Кi?min

Где Сi – полн.с/с единицы прод. по i–том вар-ту конструкции

Кi – уд.капит.вложения

Ен – нормат.коэф-т эффект-ти доп.кап.вложений
9 Организация технол.подгот-ки произв-ва: её осн.этапы, их содержание

Технологич.подг-ка произв-ва определяет послед-ть обраб-ки и изготавления нововведений наиб.рац.способами.

Она осущ-ся в соотв. С нормами и правилами (ЕСТПП) единой системы технологич.подг-ки произв-ва.

Этапы технологич.подг-ки произв-ва:

Разработка технологич.процесса

Проектирование и изготавление технологич.оснастки и нестандартных ср-в механизации и автоматизации

Наладка и внедрение запроектир.технологич.процессов

В мас.и сер.произв-вах может дополнительно выполняться этап разработки технологич.процесса по изготавлению опытного образца или опытной партии.

Разработка технологич.процесса включает:

- распределение изготавливаемых деталей и узлов по цехам

- оределение послед-ти выполнения технологич.операций

-расчёт режимов обработки, нормир-я процесса

-разработка технологич. Маршрута и оформление раб.документации (маршр.карты, операц, инструкционные, инструментальные и др.)

Наиб. Трудоёмким явл-ся проектир-е и изготавление нестанд.ср-в механизации и авоматиз.произв-ва. Его уд.вес сост.60% общего времени технологич.подг-ки пр-ва.

Унифицир.технологич. оснастка на машиностроит.пр-ях сост-ет 70-80% стандартных деталей, засчёт чего сокращаются затраты и длит-ть цикла изготавл-я изделия.

Нестанд.тех.оснастка рассматр-ся как принципиально нов.вид продукции и её разработка осущ-ся в соотв. С положениями технич. Подготовки пр-ва.

Заверш.этап – Внедрение запроектир. Технологич.процессов.

Технологич. Процесс счит-ся внедрённым, если достиг-ся выпуск изделий с заданной произв-тью и кач-вом.
11.Состав, функции и задачи орг-ции инструментального хоз-ва;комплексная с-ма инструментального обеспечения пр-ва.

Удовлетворение потреб-ти пр-я в инстр-х и технолог оснастке может осущ-ся на основе:

Развития специализированной инструмент промышл-ти (отрасл или подотрасл специализация инстр пр-ва);

На основе специализ-и инструм пр-ва на машиностроит пр-ях;

Прогнозы показывают, что в перспективе гл источником удовлетв-я потребности в техоснастке останутся инструм цехи машиностроит пр-й. Это обусловлено частой сменой выпуск прод, обновлением ее ассорт и сокращ сроков подгот-ки.

Сист инструмент обеспечения организ-ии и управления инструм хоз-вом должна быть гибкой, эффект-ой, позвол-ей в кор сроки осваивать нов изделия с мин затратами.

Этим треб-ям отвечает компл сист инструм обеспеч-я пр-ва (КСИОП), кот вкл в себя:

Сист инструм пр-ва (СИП);

Сист эксплуат технолог оснастки (СЭТО);

Сист управл-я инструм хоз-вом (СУ);

К инструм хоз-ву пр-я относ-ся:

Инструм пр-во, сост из инстр цехов и мастерских по рем, заточке и восстан-ю инстр-та;

Инструм обслуж-е, включ центр инструм склад (ЦИС) и инстр-раздаточные кладовые в цехах (ИРК);

Инструм отдел или спецбюро инструм хоз-ва;

Инструм хоз-во по выполн функциям подчин-ся отделу гл технолога.

Состав инструм хоз-ва зависит от вида и размера цехов пр-я и от типа пр-ва.

Виды работ, выполн инструм хоз-вом:

Проектир-е, изгот-е и восстан-е технолог оснастки и инструм-та;

Ремонт и централиз заточка инстр-та;

Рац хранение и выдача инстр-та;

Контроль за кач-вом и правильн эксплуат технолог оснастки;

Планир-е потребности в инстр-те;
12.Определение расходного кол-ва инструмента: режущего, измерительного.

Общ потреб-ть в инструм-те:

Иобщ =Ирасх+Иобор-Изап на нач план пер, где

Ирасх – расходное кол-во инстр

Иобор – оборотн кол-во инстр

Расх кол-во инстр опред-ся отдельно по кажд виду и типоразмеру. В услов-х масс и сер пр-ва номенкл-ра инстр-та устан-ся по картам применяемости. В усл-х един и мелкосер пр-ва – по картам типового оснащения инстр-ом раб мест.

Наиб обоснованным методом опред-я расхода инстр-та в усл-х масс и крупносер пр-ва явл-ся эксперим-расчетный , при кот устан-ся нормативы износа и нормы расхода инстр-та.

Расчет потребности реж инстр-та:

Иреж = N*tинстр/Низнос, где

N – прогр вып прод;

tинстр – время обраб детали данным инстр-м;

tинстр = tшт*dмаш*dинстр, где

tшт – штучное вр;

dмаш – доля маш вр в общ вр выполнения технол опер;

dинстр – доля работы данным инстр в общ маш вр работы;

Низнос = (L/l +1)*tстойк, где

L - вел-на стачив-ти грани инстр-та, т е толщина раб части;

L – толщина раб части инстр, стачив за 1 заточку;

Tстойк – стойк-ть инстр, т е вр его работы м/ду двумя заточками;

Потребн-ть в измерит инстр-х:

Иизм = N*Чизм 1 дет*Квыб/Низн

В един и мелкосер пр-х, где нельзя заранее опред-ть наимен и кол-во деталей, подлеж изгот-ю данным инстр-м, расход реж инстр-та опред-ся по расчетному числу часов работы обор-я;

Иреж = Fэф*dмаш*dинс*Чинс/Низн, где

Fэф – эф фонд работы обор-я;

dмаш – доля маш вр в общ вр работы обор-я;

dинс – долев участие данного вида инстр-та в маш работе;

Чинс – число инстр данного типа одноврем-но работающих на станке.
18. Состав, функции и задачи энергетического хозяйства; организация обеспечения предприятия различными видами энергоресурсов.

Увеличение объёмов производства, инновационная деятельность приводят к систематическому росту потребления энергоресурсов. Доля энергозатрат в себестоимости продукции по отдельным видам энергоёмких производств доходит до 45-50 %. За 20-ый век количество энергии, затрачиваемое на единицу продукции, в промышленности в развитых странах мира возросло до 10-12 раз. Энергохозяйство представляет собой совокупность энергетических установок и вспомогательных устройств, позволяющих обеспечить предприятие различными видами энергоресурсов.

Виды энергоресурсов, использующихся в производстве:

-электроэнергия; -теплоэнергия; -газ; -вода.

Важнейшими задачами энергохозяйства являются:

1.Обеспечение бесперебойного хода производства всеми видами энергии; 2. Наиболее полное использование мощности энергоустановок и содержание их в исправном состоянии; 3.Удешевление стоимости потребляемых видов энергии.

Состав энергохозяйства:

1.Энергосиловое хозяйство (подстанции, электросети, трансформаторные установки); 2. Теплосиловое хоз-во (котельные, компрессорные установки, паровые и воздушные сети, система водоснабжения, система канализации); 3. Газовое хоз-во (газовые сети, холодильные установки, кислородные и газогенераторные станции, промышленные вентиляции); 4. Радио и телефонная связь; 5. Электроремонтные цехи.

На крупных предприятиях различают общепроизводственное и цеховое энергохозяйство.

Общепроизводственное энергохозяйство включает:

-сети общего назначения; преобразовательные установки; электроремонтные цехи. Подчиняется главному энергетику!

Цеховое хозяйство включает:

-первичные энергоприёмники; внутрицеховые распределительные установки. Подчиняется начальнику соответствующего цеха!

На небольших предприятиях энергохозяйство входит в состав службы главного механика

Функции энергохозяйства:

Преобразование энергии для целей потребления, передача и распределение электроэнергии по общезаводским цехам и доведение её до потребителя.

Надзор за эксплуатацией энергетических установок.

Хранение топливных ресурсов

Организация рационального потребления энергоресурсов

Все предприятия по использованию энергии подразделяются на:

Предприятия, которые вырабатывают самостоятельно все виды энергии;

Предприятия, получающие все виды энергии со стороны

Смешанные, которые электроэнергию получают со стороны, а тепловую энергию вырабатывают в теплоцехах.

Третья группа самая распространённая, а самая эффективная и экономичная-централизованная система.

Основные источники централизованного обеспечения предприятия:

Районные теплоэнергоцентрали (обеспечивают предприятия электроэнергией, паром, горячей водой).

Государственные сети газоснабжения

Система материально-технического снабжения предприятия тёплым и жидким топливом.

Собственное производство энергии имеет место, если централизованное обеспечение либо технически невозможно, либо значительно удалено от предприятия, и передача приводит к потерям.
19. Определение потребности предприятий в различных видах энергоресурсов

План-ние пр-ва и потребления энергоресурсов осущ. на основе энергетических балансов. Сводный расчёт потребности в энергии должен быть сбалансирован со схемой энергоснабжения.

Энергобаланс состоит:

1 часть ПРИХОДНАЯ (представляет собой план энергоснабжения и хар-т ресурсы энергии всех видов).

2 часть РАСХОДНАЯ (хар-т потребление энергии по различным видам и объектам с учётом потерь и отпуском на сторону).

Различают сводный и частный балансы отдельных видов энергоресурсов.

Энергобалансы классифицируют

1.По характеру целевого использования энергии:

- использование на технологические цели

-силовое использование энергии

-производственно-хозяйственные нужды

2. По назначению:

-перспективный; -плановый; -отчётный(фактический).

3. По видам энергоносителя:

-по нефти; -по газу; - и т.д.

Главная цель энергобаланса- определение степени полезного использования энергии и поиск путей снижения потерь и рационального использования энергоресурсов.

Эобщ.= Э техн.+ Э двигателя + Э отопления + Э вентил. + Э на прочие цели + Э потери

Энергия на технологические цели

Э техн. = * Hpi (кв\ч)

Двигательная энергия:

Эдв.= ( Мощность двигателя* Fэф * Киспользования мощности * Кодновременной работы разл-х двигателей) / (К потерь в сети* Кпотерь в транспортной подстанции)

Энергия на освещение:

Э осв.= М осв. * F час(время горения) * n осв.

После расчёта потребного количества энергии по отдельным видам и объектам составляется сводный баланс энергоснабжения и разрабатываются мероприятия по получению недостающей части энергии со стороны или реализация её избытка.
16. Состав, функции, задачи и значение рациональной организации транспортного хозяйства

Транспортное хозяйство представляет собой комплекс технических средств предприятия, предназначенных для перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции и других грузов на территории предприятия и его подъездных путях.

Задачи транспортного хозяйства:

Своевременное и бесперебойное обслуживание производства необходимыми транспортными средствами

правильный выбор наиболее эффективных видов транспортных средств.

Механизация и автоматизация транспортных операций

Снижение издержек, связанных с перевозкой грузов

Для выполнения названных задач на крупных предприятиях создаётся транспортный отдел, куда входят планово-экономическое бюро (группа), техническое бюро (группа), диспетчерское бюро, бюро учёта.

В транспортный отдел входят:

1. цех ж\д странспорта, автотранспорта

2. ремонтный цех

3. автограф

4. дорожное хозяйство

Функции транспортного хозяйства:

Планирование перевозок и погрузо-разгрузочных работ

Организация и планирование ремонта транспортных средств и путей сообщения

Оперативное руководство. Эксплуатация транспортных средств

Учёт транспортных и погрузо-разгрузочных работ. Анализ результатов деятельности транспортного хозяйства.

Структура транспортного хозяйства зависит от объёма и характера транспортных и погрузо-разгрузочных работ, особенностей производимой продукции

Система управления транспортными средствами на предприятия может быть:

Централизованная предполагает сосредоточение всех транспортных средств в ведении транспортной службы предприятия, которая осуществляет межцеховые перевозки по графику по заранее разработанным маршрутам

Децентрализованная предусматривает закрепление транспортных средств за цехами и обслуживание только тех цехов, в ведении которых они находятся.

Смешанная, когда часть внутрицеховых перевозок осуществляется централизованно, а часть - децентрализовано.

Эффективной является централизованная система, низкий коэффициент использования пробега при децентрализованной.
17. Организация внутризаводского перемещения грузов.

Перевозка грузов может осуществляться по разовым или постоянным маршрутам.

Разовые маршруты носят случайный характер как по направлению перемещенияч грузов, так и по количеству перевозимых грузов. Они характерны для единичного и мелкосерийного производства.

Постоянные маршруты осуществляются по заранее установленным направлениям и выбираются с учетом грузопотока и применяемых транспортных средств. Характерны для массового и крупносерийного производства.

На промышленных предприятиях применяются 2 основные системы маршрутных перевозок:

Маятниковая

Маршрут перевозки осуществляется между двумя определенными пунктами.

Литейный  Механический

Цех < - - Цех

Односторонний маятник

Коэф.использ = 0,5

Механически й  Термический

Цех  Цех

Двусторонний маятник

Коэф. Использ.  1

При двустороннем маятнике коэффициент использования пробега транспортных средств достигает 100%, а само транспортное средство используется на 80-90%.

Коэф.использ.транспорт.средств = Расстояние с грузом / Расстояние с грузом и без груза

Веерная сиситема – наиболее сложная маятниквая система. СХЕМА

Кольцевая

Перевозки осуществляются последовательно по доставке грузов от одного пункта к другому с последующим возвращением транспорта в начальный пункт. СХЕМА

2.1 система цикловых маршрутов СХЕМА

Применяется на предприятиях, когда склад хозяйства и подразделения предприятия располагаются на различных территориях. Считается эффективным сокращать порожние рельсы , потребность в транспортных средствах, повышать эффективность их использования.
4. Хар-ки организ-х типов пр-ва и их влияние на эф-ть работы п/п: массовое,сериное,единичное.

В завис-ти от степени специализ-ии технол-го процесса и масштаба выпуска однородной прод-ии на п/п-х созд-ся пр-ва разл-х типов: массовое,сериное и единичное.

В основе классиф-ии типов пр-ва лежат след признаки:

-устойчивость номенкл-ы прод-ии;

-специализ-ия раб-х мест;

-х-рпримен-го оборуд-ия и технол-ой оснастки;

-ур-нь квалиф-ии рабочих занятых в процессе пр-ва.

Сравнит-ая х-ка типов и м-дов орг-ии пр-ва:

ПРИЗНАКИ

МАССОВЫЙ ТИП

СЕРИЙНЫЙ ТИП

ЕДИНИЧ-Й ТИП

1.м-д орг-ции

поточный

порционный

индивид-й

2.устойч-сть номенкл: а)х-ка выпус-ой про-ии

небол-я номенк. прод-ии, выпуск в больших кол-вах

большая номенкл прод-ии, выпуск в меньшем V

большое разнообр-е прод-ии, отд-е заказы

б)периодичность вып-ой про-ии

стабильный выпуск

устой-ое черед-ние во времени

не повтор-ся

3.х-ка работ и раб-х мест

спец-з-ия раб мест на выпол-ие от 1-3 пост опер-й

За рабочим закреп-ны детали опер-й от3-5крупносер-ое,от 6-20 среднесер,>20 мелкосер-ое

разнообразие работ и отсут-е закрепл-ми за раб местами опред-й детали,операции

4.квалиф-ия рабочих

средняя

средняя

высокая, рабочие универсалы

5.х-ка оборуд-ния

спец-з-ое оборуд-е и оснастка

на ряду с универ-м примен-ся спец-з-ое

как правило универс-ое

6.х-ка ПЦ

длит-ть миним-я

длит-ть увел-ся

длит-ть максим-я

7.эф-ть пр-ва

низкая материалоем-сть,трудоем-сть и с/с

увел-я материалоем-ть,трудоем-ть и с/с

высокая материалоем-ть,трудоем-ть и с/с

8.объекты пр-ва(деление условное)

(авто,одежда,обувь,TV) потребл-е кот-х носит массовый х-р

приборостроение,металлореж-е станки,и др выпуск-е небольшими партиями

тяжелое энергетич-ое машиностроение и т.д.


П/п (цех) относят к тому типу пр-ва, к кот-му относ-ся большенство вход-х в состав п/п(цеха) цехов(участков). Для этого опред-ют коэф-нт хар-ий степень специализ-ии раб мест: Ксп.р.м=m/c ,где м-кол-во опер-й, n- число раб мест. Коэф-нт хар-щий ур-нь спец-ии технич-го процесса: К СП.тех.пр=tср/такт потока.
20. Система складского обслуживания производства. Расчет площади складских помещений.

Склады обычно оснащаются различными средствами механизации и автоматизации складских операций. Система складского обслуживания включает:

Количественную и качественную приемку поступивших грузов,

Сортировка поступающих материалов, их размещение и хранение,

Подготовка материалов к производственному потреблению,

Отпуск и доставка потребителям.

Выдача материальных ценностей производится по лимитной карте. На получение сверхлимита выписывается требование и обосновывается необходимость их получения.

Для организации нормальной работы складского хозяйства необходимо обеспечить соответствие пропускной способности складов условиям производства продукции.

Площадь склада:
1.Грузовая (Полезная)

Площадь, которая занята материальными ценностями или устройствами для их хранения,

2.Оперативная

Занята площадками для приема, сортировки, комплектирования, отпуска материальных ценностей.

3.Конструктивная

Занята лестницами, подъемами.

4.Служебная

Занята под склады

Грузовая площадь определена:

По нагрузке

Fсклад= M max / M допутим

M max – максимальное количество материалов, подлежащее хранению.M допутим – допустимая нагрузка на 1 метр квадратный площади пола склада (определяется опытным путем)

Применяется для расчета площадей под материалы, которые хранятся в закромах, штабелях, емкостях.

По производственным измерителям.

Fсклад= Fст * Кст

Fст- площадь, занимаемая одним стилажом,

Кст – количество необходимых стилажей.

Кст = M max / (Vяч * m* К зап*Ч яч)

M max – максимальное количество материалов, подлежащее хранению.

Vяч – полный объем ячейки,

m- объемная масса материала (тонна/ метр кубический)

К зап – коэффициент заполнения объема ячейки

Ч яч – количество ячеек в одном стилаже

Способ расчета полезной площади получил наибольшее распространение.

Размер конструктивных и служебных площадей определяется по нормам строительного проектирования и по нормам охраны труда с учетом правил пожарной безопасности.

Коэф.использ.полезной площади = Fгрузовая / Fобщая
10. Организация контроля качества продукции; комплексная система управления качеством

Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригожностьудовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.

Количественная оценка одного или нескольких свойств выражается несколькими показателями, заложенными в стандартах международных, отраслевых, национальных, стандартах предприятий и технических условий.

Система показателей включает:

обобщающие, характериз-е общий уровень кач-ва продукции:

- объем и доля новых видоа прод-ии в общ выпуске

- сортность продукции

- кол-во сертифицированной прод-ии

- к-во прод-ии, запатентованной в своей стране и за рубежом

- объем прод-ии на экспорт

- доля экспортной прод-ии в общ объеме произв-ва

- экономический эффект и доплнит затраты, связанные с улучшением кач-ва прод-ии

2) комплексные, характериз-е насколько свойств изделий, связанные с разработкой, производством и эксплуатацией



Где, Пэф- полезн эффект; Ф(К) функц времени; Зт- затраты.

3)Единичные показатели:

- назначения; -долговечности; -технологичности (МЁ, ЭнЁ, ТЁ); -эргономические показатели (степень освещ-ти, шума, пыли); -эстетические; -стандартизации и унификации; -патентно-правовые; -экономические (рентабельность, цена, с/с, эксплуатац. издержки).

Для обеспечения соответствия кач-ва продукции предъявляемым требованиям необходимо, чтобы вся производств. система соответствовала предъявляемым требованиям и матер-сырьевым ресурсам, ОС, и требованиям потребителей.

Одним из элементов сис-мы управления кач-вом явл. организация техн. контроля по всем стадиям производств процесса изгот-я прод-ции. Этим требованиям отвечает комплексная сис-ма управления кач-вом прод-ии.

Технический контроль – проверка соблюдения требований, предъявляемых к кач-ву пр-ции на всех стадиях производ. процесса её изготовления.

Дефект - это каждое отдельное несоответствие продукции требованиям, установленным нормативно-технической документацией.

Брак - это дефектная единица продукции, то есть продукция, имеющая хотя бы один дефект.

В зависимости от характера дефектов брак может быть исправимым или неисправимым (окончательным). В первом случае изделия после исправления могут быть использованы по назначению, во втором - исправление технически производить невозможно или экономически нецелесообразно. Устанавливаются виновники брака и намечаются мероприятия по его предупреждению.

Основные задачи технического контроля состоят в обеспечении выпуска качественной продукции, в соответствии со стандартами и ТУ; выявлении и предупреждении брака; проведении мер по дальнейшему улучшению качества изделий.

Организация технического контроля состоит:

- в проектировании и осуществлении процесса контроля качества;

- в определении организационных форм контроля;

- в выборе и технико-экономическом обосновании средств и методов контроля;

- в обеспечении взаимодействия всех элементов системы контроля качества продукции;

- в разработке методов и систематическом проведении анализа брака и дефектов.

Единым органом технического контроля на пред-тии явл. "отдел технического контроля" (ОТК), кот явл-ся самостоят. Стр-м подразделением, непосредственно подчин. руководителю пред-тия. Аппарат ОТК состоит из бюро отд-х групп или исполнителей, в его подчинении нах-ся центр. измерительная лаборатория и контрольно-проверочные пункты в цехах (на участках).

Функции ОТК:

1) контроль поступающих на предприятие со стороны сырья, материалов и т.п;

2) к-ль состояния оборудования и техоснастки

3) к-ль техн процесса на всех стадиях изгот прод-ии

4) предупреждение, выявление и учёт брака

5) установление причин брака и разраб-ка мероприятий по устранению брака и улучш-ю кач-ва прод-ии.
10. Виды и объекты технического контроля качества продукции

Технический контроль – проверка соблюдения требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях производственного процесса её изготовления.

Контролю подвергаются (объекты тех. контроля):

- поступающие на предприятие сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, комплектующие изделия;

- производимые заготовки, детали, сборочные единицы;

- готовые изделия;

- оборудование, оснастка, технологические процессы изготовления продукции.

Виды технического контроля:

По полноте охвата контролем производственного процесса различают контроль:

- сплошной; - выборочный; - летучий; - непрерывный; - периодический.

По влиянию на ход обработки(по формам):

- пассивный контроль (только фиксируются данные о качестве );

- активный контроль (не только оценивается качество, но и разрабатываются мероприятия по совершенствованию техн процесса и улучшении кач-ва);

Основные требования рациональной организации тех контроля:

1.профилактичность; 2.объективность; 3.расчет оптимальных затрат на улучшение качественных показателей; 4.привлечение непоср. рабочих к выполнению функций тех. контроля.

По назначению:

- входной; - предварительный; - промежуточный (кооперац-ный);

- окончательный

По месту выполнения контольных операций различают:

- стационарный (контроль на рабочем месте) целесообразно применять при проверке большого количества однородных предметов;

- подвижной, осуществляется на рабоч месте, где выполняются операции;

Инспекционный контроль характерен для проверки кач-ва работы службы тех контроля, он может осущ-ся вышестоящими организациями (н-р комитет по стандартизации и проч.)

Распространенной формой явл самоконтроль, осущ-й исполнителем. Право работы на самоконтроле даётся ОТК, если рабочий (бригада, цех, участок) в течение длительного времени стабильно сдаёт продукцию с первого предъявления.

Значение самоконтроля :

-снижение затрат на пр-во прод-ии; -играет воспитательную роль.

В процессе контроля могут использов-ся различн. Инструменты, контр-измерительные приборы, аппараты и т.д. Все средства контроля делят на 2 группы:

1. ср-ва, кот позволяют определять абсолютное значение контролируемых параметров;

2. ср-ва, позволяющие сортировать объекты по группам качества.
13 Рем. хоз-во предприятия: его состав, ф-ции и задачи; сист. технич. обслужив. и рем. оборудов.

Практика работы промышл. предпр. показывает, что до 15% оборудования подвергается капитальному ремонту, 20-25% - среднему и 100-129% - малому.

Ф-ции ремонта и профилактического обслуживания выполняет ремонтное хозяйство.

Осн. его задачи: 1) предупреждение преждевременного износа ОПС; 2) уход и надзор за его состоянием; 3) обновление и модернизация оборудования; 4) изготовление запасных частей и узлов для ремонта; 5) улучшение организации и кач-ва самого ремонта; 6) сниж. затрат на его проведение

Руководство ремонтным хозяйством осуществляет гл. механик предприятия.В состав рем. службы входят: 1) отдел гл. механика; 2) ремонтно-механический цех; 3) цеховые рем. службы; 4) склады оборудов. и зап. частей

Отдел гл. механика в своем составе имеет: 1) конструкторско-технол. бюро; 2) бюро планово-предупред. рем.; 3) планово-произв. бюро

Сист. техн. обслуживания и ремонта оборудов. (сист. ППР) вкл. мероприятия по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудов. и опред-ся назначением этого оборудов., его особенностями и условиями эксплуатации.

Осн. принципами этой сист. явл. плановость и предупредительность.

Сист. ППР технол. оборудов. вкл. след. виды ремонтных работ: 1) межремонтное обслуживание (закл-ся в наблюдении за состоянием оборудования, в своеврем. регулировании его мех-в и устранении мелких неисправностей. Вып-ся либо осн. рабочими, либо дежурн. ремонтным персоналом в нерабоч. время); 2) периодич. осмотры (вкл. промывку оборудов., испыт. на точность, смена и пополнение масла. Работы осущ-ся по графику деж. рем персоналом); 3) ремонтные работы, кот. дел-ся на малый (тек.), средний, капитальный; 4) внеплановый ремонт

Вся работа по ремонту вып-ся рем.-мех. цехом и службой цехов. механиков.

Проведение рем. работ требует своей соотв-й техн. и опертивн. подготовки. Технич. подготовка рем. работ сост-т из конструкторской и технологической. При конструкторской сод-ся альбомы чертежей по кажд. типо-размеру оборудов. Они служат основой для заказа и изготю сменных деталей и узлов, а также для решен. вопросов, связ. с модерниз. оборудов. Технологич. закл-ся в проектиров. технолю процессов по изготовл. сменных. деталей и выполн. ремонтных работ. Оперативная подготовка закл-ся в своеврем. матер. обеспеч. ремонта инструментом, металлом и т.д. Вся работа д. б. завершена до остановки оборудов. на ремонт.
15 Организация рем. работ, ее формы и методы; технич. подготовка рем. работ

Формы организации рем. работ: 1) централизов.; 2) децентрализов.; 3) смешанная

Централизов.: эту сист. можно рассматривать как в масштабе предпр., так и вне его. В масштабе предпр. при этой сист. ремонт произв-ся силами рем.-мех. цеха предпр. Такая сист. прим-ся на небоольш. предпр. единичн. и мелкосер. пр-ва. Вне предпр. различ. межотраслевую централизаию капит. рем., ремонт на специализир. рем. базах и провед. капит. рем. работ на предпр.-изготовителе. Децентрализов.: при этой сист. все рем. работы произв-ся силами цехов. рем. службы под руков-вом нач. цеха. Рем.-мех. цех при этой сист. изгот. сменные и запасн. детали, произв. капит. рем. по спец.. указанию гл. механика. Примен-ся на предпр. крупносер. и массового пр-ва. Смешанная: при этой сист. капит. рем. произв-ся рем.-мех цехом предпр., а все остальные – цеховой рем. службой. Наиб. эффективной явл. централизов. сист., позвол. снижать стоим. капит. рем. в зав-ти от типа оборудов. на 30-50% по сравн. с децентрализов. сист. Для ускор. ремонта оборудов. примен-ся агрегатый (узловой) и последовательно-агрегатный методы ремонта. Эти методы созд-т возм-ть вып-ть 60-70% объема рем. работ до остановки оборудов.
14. Система технического обслуживания и ремонта оборудования.

Сист. техн. обслуживания и ремонта оборудов. (сист. ППР) вкл. мероприятия по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудов. и опред-ся назначением этого оборудов., его особенностями и условиями эксплуатации.

Осн. принципами этой сист. явл. плановость и предупредительность.

Сист. ППР технол. оборудов. вкл. след. виды ремонтных работ: 1) межремонтное обслуживание (закл-ся в наблюдении за состоянием оборудования, в своеврем. регулировании его мех-в и устранении мелких неисправностей. Вып-ся либо осн. рабочими, либо дежурн. ремонтным персоналом в нерабоч. время); 2) периодич. осмотры (вкл. промывку оборудов., испыт. на точность, смена и пополнение масла. Работы осущ-ся по графику деж. рем персоналом); 3) ремонтные работы, кот. дел-ся на малый (тек.), средний, капитальный; 4) внеплановый ремонт

Вся работа по ремонту вып-ся рем.-мех. цехом и службой цехов. механиков.

Проведение рем. работ требует своей соотв-й техн. и опертивн. подготовки. Технич. подготовка рем. работ сост-т из конструкторской и технологической. При конструкторской сод-ся альбомы чертежей по кажд. типо-размеру оборудов. Они служат основой для заказа и изготю сменных деталей и узлов, а также для решен. вопросов, связ. с модерниз. оборудов. Технологич. закл-ся в проектиров. технолю процессов по изготовл. сменных. деталей и выполн. ремонтных работ. Оперативная подготовка закл-ся в своеврем. матер. обеспеч. ремонта инструментом, металлом и т.д. Вся работа д. б. завершена до остановки оборудов. на ремонт.
13.Ремонтное хозяйство предприятия: его состав, функции и задачи. Проблемы организации ремонтного хозяйства в современных условиях.Рем. хоз-во — это совокупность общезаводских и цехо­вых подразделений, осущ-х комплекс меропр. по ремон­ту, уходу и надзору за состоянием обор-я, в результате чего решаются задачи:1) обеспечивается постоянная рабочая готовность всего обор-я; 2) удлиняется межремонтный срок обор-я; 3) повышается произв-сть труда ремонтных рабочих и снижаются затраты на ремонт. Ремонтное хозяйство возглавляется главным механиком, в функции которого входят:? паспортизация и аттестация обор-я;? разработка технол. процессов ремонта и их оснащения; ? планирование и выполнение работ по тех. обслуж-нию и ремонту обор-я; ? модернизация обор-я;? совершенствование организации труда работников. Различают три формы организации ремонта: централизованную (все виды ремонта и тех. обслуживания производит ремонтно-механический цех предприятия), децентрализованную (ремонт и тех. обслужи­вание обор-я производится силами цеховых ремонтных баз. Здесь же изготавливают новые и восстанавливают изношенные дета­ли и узлы) и смешанную (организацию ремонта трудоемкие работы, такие, как кап. ремонт и модернизация оборудования, производятся в ремонтно-мех-м цехе предприятия, а тех­. обслуж-ние и текущий ремонт обор-я осущ-ся в цеховых ремонтных базах). Чаще всего применяются три ме­тода организации ремонта.1. Ремонт по потребности, т. е. по мере остановки станка. Это может вызвать срыв выполнения планового задания, брак продукции и т. д. Увеличиваются время и затраты на ремонт оборудования в свя­зи с износом сопряженных деталей. При этом методе работу ремонтно-механического цеха невозможно планировать.2. Метод по дефектным ведомостям, выполняется осмотр обо­р-я и составляется дефектная ведомость, в которой отражает­ся, что и когда надо ремонтировать. 3. Базируется на системах планово-предупр. ремонта (ППР) и тех. обслуж-ния и ремонта (ТОР). Они представляют собой совокуп­ность орга-нно-тех-ких мероприятий по уходу, надзору, об­служ-ю и ремонту обор-я, по заранее составленному плану. Система ППР включает три вида ремонта: малый (М), средний (С) и кап-й (К). В основном она применяется для уста­ревшего оборудования. Для нового, дорогостоящего оборудования рекомендуется система ТОР, включающая два вида ремонта: текущий (Т) и капитальный (К). Основной же упор в ней сделан на техническое обслуживание оборудования. Текущий и малый ремонты — это минимальные по объему ремон­ты, при которых заменяются и восстанавливаются отдельные части (детали, узлы) обор-я, выполняется регулировка его механиз­мов. При среднем ремонте производится частичная разборка агрегата изношенных деталей и узлов. Кап. ремонт — это наибольший по объему и сложности вид ремонта. При нем полностью разбирается оборудование, заменя­ются все изношенные детали и узлы.

1. Понятие производ-й стр-ры п/п, определ-ие ее ф-ры
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации