Гражданская журналистика - файл n1.rtf

приобрести
Гражданская журналистика
скачать (326.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf327kb.12.09.2012 20:41скачать

n1.rtf

  1   2   3
Гражданская

Журналистика

Использованиеприемов

гражданскойжурналистики в

профессиональной журналистской

деятельности.Учебноепособие.

2

Оглавление:

Глава 1. История, теоретическое обоснование и примеры гражданской

журналистики...........................................................................стр.3

Глава 2. Две теории о средствах массовой информации ...............стр.7

Глава 3. Теория коммуникации: адресант и адресат....................стр.13

Глава 4. VoxPop….……………………………………………………………………………..стр.14

Глава 5. Статистика и методология............................................стр.17

Глава 6. Parsprototo. Часть вместо целого................................стр.20

Глава 7. Дневник читателя........................................................стр.22

Глава 8. Просто о сложном........................................................стр.24

Глава 9. Создание экспертной базы данных...............................стр.26

Глава 10. «Муха на стене»........................................................стр.27

Глава 11. Расследовательская журналистика

«под прикрытием»...................................................................стр.29

Глава 12. Другие способы использованияпублично доступного

контента (UGC)........................................................................стр.31

Глава 13. Заключение..............................................................стр.33

Приложение. План занятий.

Перевод Марии Кузнецовой

Copyright © Press Now,Хильверсум, Нидерланды, 2008.

Это учебное пособие охраняется законом об авторском праве. Тексты и иллюстрации из этого

учебного пособия могут быть распечатаны только для личного использования; распространение

разрешается только с согласия PressNow. Цитирование возможно лишь с указанием оригинального

источника. Копирование разрешено лишь с условием указания оригинального источника.

Копирование и использование учебного пособия в коммерческих целях, даже с указанием

оригинального источника, запрещено без официального согласия автора.

3

Глава 1.

История, теоретическое обоснование и примеры

гражданской журналистики.

Гражданская журналистика, безусловно, стара как мир.

Поскольку журналистика возникла в тот момент, когда люди начали

рассказывать друг другу, очевидцами чего они стали, можно смело

сказать, что предшественницей профессиональной журналистики в ее

современном виде была гражданская коммуникация, то есть обмен

информацией между обычными людьми.

Первые журналисты были именно гражданскими журналистами.

Оперируя современными терминами, их можно было бы назвать

первыми «военными репортерами», но они были простыми солдатами,

которые, помимо своих прямых обязанностей, должны были выполнять

дополнительное задание – сообщать оставшимся в тылу – в основном,

матерям и женам – о том, что происходит на поле брани, о (неизменно

успешных) военных действиях. Эти люди принимали

непосредственное участие в освещаемых ими событиях. Более того, с

оружием в руках, они сами творили историю, всеми силами пытаясь

повлиять на исход войны.

Спустя много лет, такая позиция стала неприемлемой для

профессионального журналиста. Согласно современным

представлениям, журналист должен быть беспристрастным

наблюдателем событий, объективно освещающим обе стороны

конфликта.

Постепенно, шаг за шагом, любительская журналистика или,

другими словами, гражданская коммуникация, эволюционировала в

профессиональную журналистику. С одной стороны, эта эволюция

повлекла за собой возникновение этических норм и обязанностей (*),

которые должны соблюдаться и выполняться журналистами. С другой

стороны, новоявленные профессионалы стали обращаться в поисках

информации преимущественно к официальным источникам. Таким

образом, власти стали естественным и чуть ли не единственным

источником информации для журналистов. Обычные граждане

практически не были представлены в средствах массовой

информации, журналисты вспоминали о них лишь тогда, когда было

необходимо проиллюстрировать ту или иную мысль.

Но казавшиеся такими естественными узы, связывавшие

журналистов и представителей власти, стали подвергаться сомнению

после Второй Мировой Войны. Журналисты все чаще становились

свидетелями того, к чему может привести злоупотребление

неограниченной властью. Многие из них стали относиться к поведению

и профессиональной деятельности своих коллег с недоверием и

отвращением. На тот момент журналистика и власть сошлись слишком

близко. Зачастую журналистика использовалась властьимущими как

инструмент для достижения собственных целей. И тогда пришло время

4

заново взглянуть на гражданское население. Теперь, вместо того,

чтобы слепо следовать всем указаниям представителей власти и

неизменно отвечать «Да, премьер-министр; нет, премьер-министр», к

ним стали относится лишь как к власти, как таковой. Пропасть между

выстроенной башней из слоновой кости и простыми людьми

становилась все больше. Гражданское население перестало быть лишь

толпой, единственной задачей которой было проголосовать за тех,

кого нужно, но стало рассматриваться и как источник знаний и опыта,

противопоставленный властям, которые, как казалось раньше, всегда

знали все обо всем.

*) Международная декларация принципов поведения журналистов, принятая

на Втором Всемирном Конгрессе Международной Федерации журналистов в

Бордо 25-28 апреля 1954 года (изменения внесены на XVIII Всемирном

Конгрессе МФЖ в Хельсинки 2—6 июня 1986 года), включает 9 пунктов:

«Международная декларация провозглашается в качестве стандарта

профессионального поведения журналистов в области приобретения,

передачи, распространения и комментирования информации и описания

событий.

1. Уважение правды и права общества знать правду — первоочередной долг

журналиста.

2. Осуществляя профессиональную деятельность, журналист обязан

отстаивать принцип свободы при честном сборе и публикации информации и

права на честный комментарий и критику.

3. Журналист обязан оперировать только той информацией, источник

которой ему известен. Журналист не должен пренебрегать важной

информацией или фальсифицировать документы.

4. Получая информацию, фотографии и документы, журналист должен

использовать только честные методы.

5. Журналист должен сделать все возможное для исправления или

опровержения информации, которая может нанести серьезный ущерб.

6. Журналист обязан соблюдать профессиональную тайну и не разглашать

источник информации.

7. Журналист должен отдавать себе отчет в той опасности, которую таит в

себе призыв к дискриминации, распространенный через СМИ, и должен

сделать все возможное для того, чтобы избежать даже невольного

стимулирования дискриминации на основе расы, пола, сексуальной

ориентации, языка, религии, политических или иных взглядов,

национального и социального происхождения.

8. Журналист должен считать серьезными профессиональными

нарушениями: плагиат; умышленное искажение фактов; клевету,

оскорбление, необоснованное обвинение; получение взятки в любой форме

5

за публикацию (или не публикацию) того или иного материала.

9. Журналист, достойный этого высокого звания, считает своим долгом

добросовестно выполнять вышеизложенные принципы. Действуя в рамках

законодательства своей страны, журналист при решении профессиональных

вопросов признает только юрисдикцию коллег, в том числе и в случае

вмешательства в такого рода вопросы правительства или других

ответственных лиц».

С середины девяностых годов некоторые американцы стали

выражать крайнее недовольство по поводу уровня существовашей

журналистики. Вот что говорили пионеры гражданской журналистики,

основатели авторитетного американского социологического центра The

PewResearchCentreforthePeople & thePress: «Журналистика имеет

обязанности перед общественной жизнью – обязанности гораздо

большие, чем просто сообщать новости или публиковать множество

фактов».

Один из ключевых аспектов журналистики – информировать

читателей, зрителей и слушателей. Но одно дело – обеспечивать

людей информацией, чтобы они знали, что происходит, и совсем

другое – попытаться объяснить им, что происходит, причем так, чтобы

они действительно поняли это.

Определение:

Гражданская журналистика (также известная как общественная

журналистика) – это попытка отказаться от идеи о том, что

журналисты и их аудитория являются лишь наблюдателями за

процессами, происходящими в политике и в общественной жизни.

Соответственно, гражданская журналистика добивается того, чтобы

обращаться со своими читателями, зрителями и слушателями, а также

со всеми без исключения членами общества, как с участниками

происходящих событий.

Это определение сопровождается набором обязательных правил.

Вот некоторые из них, сформулированные одним из пионеров

гражданской журналистики Дэвидом Пэрри в его книге «Корни

гражданской журналистики»:

«Пытаться сделать журналистов и средства массовой информации активными

участниками общественной жизни вместо того, чтобы воспринимать их как

обособленных наблюдателей».

«Сделать средства массовой информации простанством для свободного

обсуждения общественных проблем».

«В освещении событий отдавать предпочтение делам, событиям и

проблемам, которые играют важную роль в жизни обычных людей».

«Приходить к выводу о том, что представляет собой общественное мнение,

только после дискуссий и дебатов между членами общества».

«Попыаться использовать журналистику для увеличения общественного

капитала».

Эти великие слова могут привести Вас к мысли о том, что

гражданская журналистика является абсолютно новой концепцией в

журналистике, прямо противоположной тому, что Вы знали о професси

раньше. В государствах с хорошо развитой структурой СМИ, таких,

6

например, как США, гражданская журналистика действительно

стремится к отдельному существованию. Но гораздо эффективнее

рассматривать гражданскую журналистику как один из способов

модернизировать панель доступных Вам журналистских инструментов.

Именно с этой точки зрения гражданская журналистика будет

рассматриваться в рамках этого курса. Это не значит, что теперь Вы не

имеете права брать интервью у представителей власти. Это значит,

что теперь Вы понимаете, что, помимо представителей власти,

существуют и другие источники информации. Ваши соседи зачастую

являются равноценными, и иногда и более достоверными,

источниками информации, особенно тогда, когда дело касается вещей,

имеющих прямое отношение к их жизни. Пренебрегать ими в данном

случае – стыд и позор.

Приведем несколько примеров, наглядно демонстрирующих, как

приемы гражданской журналистики могут помочь Вам в создании

более совершенных и завершенных журналистских материалов. К

примеру, правительством Вашей страны принят закон, запрещающий

выбрасывать мусор в ночное время. Вы не только можете, но и

обязаны узнать у чиновников о причинах, подвигнувших их принять

этот закон. Но Вы также можете и также обязаны узнать мнение Ваших

сограждан по поводу этого закона. Столкнулись ли они с какими-то

проблемами в связи с этим законом? Удалось ли Вам выяснить мнение

большинства? Соглашались ли люди высказывать то, что думают,

после того, как узнавали о том, что их имя может попасть на страницы

газет? Мнение обычных людей может стать ключевой частью

материала, и это будет именно то, что мы называем гражданской

журналистикой.

Расследовательская журналистика под прикрытием – тоже прием

гражданской журналистики. Гюнтер Вальраф, первопроходец в этом

виде журналистики, работал как нелегальный эмигрант на стройке в

Западной Германии, после чего, в 1985 году, написал книгу «На самом

дне». Еще раньше он работал в редакции «желтой» газеты «Бильд» в

Германии, что позволило ему разоблачить методы искажения фактов,

которые активно использовались сотрудниками этой газеты. Используя

фальшивые удостоверения личности, он нарушал закон, но это была

единственная возможность проникнуть за кулисы происходящих

событий, чтобы узнать правду. Примечательно, что, несмотря на

множество судебных исков против журналиста, Гюнтер Вальраф ни

разу не был признан виновным.

В этом курсе Вам предлагается познакомиться с различными

приемами гражданской журналистики и создать новые журналистские

произведения с использованием этих приемов, чтобы оценить их

значимость и возможности. Повторимся: использование описываемых

техник не означает, что Вы больше никогда не должны брать интервью

у представителей власти и любых других официальных лиц. Вы

обязаельно будете делать это, но с осознанием того, что в Вашем

распоряжении есть и другие источники.

7

Глава 2.

Две теории о средствах массовой информации

Теория коммуникативного воздействия и манипуляции

Эту теорию также сравнивают со шприцом для внутривенных

инъекций и с эффектом волшебной пули. Суть этой теории, или как ее

еще называют – медиа-ориентированного подхода, в том, что человек

немедленно получает и полностью принимает предназначенное для

него информационное сообщение. Человек подчиняется действию

средств массовой информации, которые воздействуют на него как

наркотик, которому невозможно сопротивляться. Теория была

разработана в 1930-х годах интеллигенцией Марксистской школы во

Франкфурте, которая с ее помощью пыталась объяснить рост нацизма

в Германии. Наиболее известный пример того, что считается

последствиями воздействия СМИ на аудиторию, - радиопостановка

произведения Герберта Уэллса «Война миров» в 1938 году и

незамедлительная реакция на нее миллионов американцев.

Выражение «шприц для внутривенных инъекций» используется

для того, чтобы создать визуальный образ последовательного

стратегически спланированного внушения или «внедрения»

информации в человеческое сознание. Такой подход неизбежно ведет

к губительной ошибке, которую могут совершить журналисты,

пренебрегая такими вещами, как свободная интерпретация и

различное толкование. А ведь именно эти аспекты являются

ключевыми в процессе коммуникации.

Теория удовлетворения информационных нужд и потребностей

аудитории

Средства массовой коммуникации являются необыкновенным

явлением, настоящим феноменом. Через множество различных

каналов, печатных или вещательных, они имеют возможность

достигать миллионов людей, что недоступно ни одной другой силе на

Земле. В отсутствие СМИяркие речи политиков не оказывали бы

такого влияния на людей; события, происходящие где-то на

периферии так и оставались бы событиями местного масштаба; а

театральные представления с участием выдающихся актеров не были

бы увидены никем, кроме зрителей, сидящих в зале. СМИ

преодолевает пространста и выстраивает отношения с аудиторией

напрямую. Многие социологи предпринимали попытки исследовать,

какой эффект СМИ оказывают на общество и какую роль играют в

нашей социальной жизни. Используя многочисленные методы

социологических исследований, включая работу с фокус-группами,

опросы, анкетирование, клинические исследования, а также

8

обыкновенные гипотезы и предположения, быловыстроено несколько

моделей, описывающих отношения между СМИ и аудиторией.

Первоначальноосновным критерием изучения было то, каковы

возможности СМИ манипулировать аудиторией, насильственно

«внедряя» информацию в сознание читателей, зрителей или

слушателей. Но после более скрупулезного исследования, теория

коммуникативного воздействия и манипуляции – как она была названа

позже – была признана непригодной. Теория удовлетворения

информационных нужд и потребностей или, как ее еще называют,

человеко-ориентированный подход, продемонстрировала изменения в

мышлении людей, что было установлено, когда исследователи начали

анализировать влияние СМИ с позиции аудитории. Эта теория

описывает мотивы, побуждающие людей обращаться к тем или иным

СМИ, а также объясняет, почему мы смотрим те или иные

телепрограммы, почему нам надоедает читать газеты, почему мы не

можем оторваться от наших любимых сериалов. Лежащая в основе

этой теории идея такова: главная мотивация людей– удовлетворить

определенные нужды и потребности. То есть вместо того, чтобы

выяснять, как медиа использует нас, было решено исследовать то, как

мы используем медиа.

Модель отдельно рассматривает четыре типа нужд.

Потребность в наблюдении

Потребность в наблюденииобъясняется тем, что люди чувствуют

себя гораздо спокойнее, когда у них есть ощущение, что они в курсе

того, что происходит в мире и непосредственно вокруг них. В качестве

примера при этом обычно приводят такой журналистский жанр, как

новости. Читая или смотря новости, мы узнаем о том, что происходит в

мире, а поскольку новости обычно представляют собой плохие

новости, полученные нами знания и предствления о мире позволяют

нам чувствовать себя более уверенно относительно того, что касается

нашей личной безопасности. Это соображение может показаться

многим немного странным, мол, как это так, - чем больше мы знаем о

различных несчастьях и трагических событиях, тем спокойнее и

безопаснее мы себя чувствуем, но социологи доказывают, что

неведение люди воспринимают как больший источник опасности, и

чем больше мы знаем, тем лучше себя чувствуем. Когда мы смотрим

новости, наше вниманием автоматически привлекают те из них, в

которых рассказывается о чем-то, особенно важном для нас.

Например, если бы мы не обращали внимания на новости, мы бы

погрязли в тоннах бесполезнойинформации, или стали бы легкой

добычей нового компьютерного вируса, или могли бы попасть в

больницу, известную халатным отношением к пациентам.

9

Новости – не единственный журналистский жанр, о котором

можно вспомнить, говоря о потребности в наблюдении. Можно также

упомянуть многие потребительские и криминальные программы.

Привлекательность этих программ для зрителей в том, что они делают

общедоступной именно ту информацию, которая необходима людям.

Подобные программы обращаются к зрителю напрямую и часто

пытаются привлечь его к участию в программе. Поскольку обычно

речь в таких программах идет, в основном, о внутригосударственных

или о местных проблемах, без отвлечения на мировые новости,

потенциальное влияние на зрителя становится внушительным.Из

таких программ мы узнаем, вкакие страховые компании не стоит

обращаться, каковы современные методы кражи мобильных

телефонов, и какие приемы используют слесари, чтобы «накрутить»

цену в несколько раз. Знание о потенциальных ловушках, которые

могут подстерегать нас в жизни, дает нам ощущение большей

защищенности, потому что мы знаем, как избежать их (другое дело –

сможем ли противостоять проблемам, когда столкнемся с ними).

Таким образом, потребность в наблюдении включает в себя все,

что касается осведомленности. Мы используем СМИ для того, чтобы

больше знать о мире, удовлетворяя потребность в знаниях и

безопасности.

Потребность в персональной идентификации

Потребность в персональной идентификации объясняется тем,

что, будучи субъектом СМИ, у нас появляется возможность

самоутверждаться как личности, а также это помогает нам

позиционировать себя в обществе определенным образом. Особенно

отчетливо это можно проследить на примере «мыльных опер»,

создатели которых пытаются показать обществов миниатюре.

Сериальные персонажи обычно наделяются такими чертами характера,

которые позволяют им сильно отличаться друг от друга. Это позволяет

каждому зрителю выбрать героя, который был бы похож на него

самого, героя, на которого хочется быть похожим, а также героя, к

которому можно относиться с презрением. Например, Вы можете

узнать себя в герое, который вечно оказывается виноватым у других,

и этодушевное родство может помочь Вам лучше понять и выразить

себя. Вам также может очень симпатизировать персонаж, который

кажется «крутым» и ведет такой образ жизни, который Вам тоже

хотелось бы вести. Такаявзаимосвязь может помочь Вам прийти к

гармонии с самим собой и помочь поставить перед собой цели, к

которым хотелось бы стремиться. В конце концов, в сериале может

быть такой персонаж, которого Вы просто терпеть не можете. Обращая

внимание на дурные стороны его характера и неправильные с Вашей

точки зрения решения («Ох, она не должна была этого делать!»), Вы

помогаете себе определиться с собственной идентификацией,

осознавая, что конкретно Вам не нравится в себе и в окружающих...

10

Использование СМИ для формирования собственной личности

можно проследить и вне связи с мыльными операми. Спортсмены и

поп-звезды часто становятся настоящимиобразцами для подражания,

вдохновляющими детей и подростков по всему миру (именно поэтому

каждый раз поднимается такой шум, когда какой-нибудь из «идолов»

делает что-нибудь не так). Даже такой серьезный жанр как новости

может быть приспособлен к удовлетворению потребностив

самоидентификации. Это происходит тогда, когда ведущие новостей

воспринимаются не просто как «говорящие головы», а как личности:

«Смотреть новости с моей бабушкой -это просто кошмар! Она

постоянно комментирует то, как одета ведущая, какая у нее преческа,

как она себя ведет...»

Потребность в формировании личных взаимоотношений

Этоттип нужд делится на две части. С одной стороны, у нас

могут формироваться отношения со СМИ как таковыми, с другой, - мы

можем использовать СМИ для формирования личных взаимоотношений

с другими людьми.

Отношения со СМИ

Многие люди рассматривают телевидение как способ дружеского

общения. Как бы трагично это ни звучало, задумайтесь, сколько раз

Вы смотрели телевизор в одиночестве или вместе с кем-то, но в

полном молчании. Просмотр телевизора очень часто является глубоко

личным переживанием, а, наблюдая за одними и теми же героями в

течение продолжительного времени, мы можем почувствовать, что они

стали нам очень близки, как будто мы знаем их лично.Если давно

знакомый персонаж по сценарию умирает, те, кто следили за ним в

течение долгого времени, часто так расстраиваются, будто потеряли

друга. Мы также довольно много разговариваем с телевизором.

Немногие футбольные фанаты могут усидеть на месте во время

футбольного матча, не выкрикивая что-нибудь в адрес игроков или

судьи. Многие зрители также часто подсказывают персонажам, что те

должны делать (или не делать):

«Не спускайся вниз в ночной рубашке! Нет, не открывай дверь! Н-е-е-

е-т!!!»

Чем дольше мы наблюдаем за теми или иными знаменитостями

или персонажами, тем больше нам кажется, что мы знаем их.

Особенно реалити-шоу могут дать нам ощущение такогочувства

близости с участниками, что они действительно становятся частью

нашей жизни. И хотя такие отношения являются односторонними и

11

неравноценными, легко заметить, как мыможем влюбиться в

телевизионных героев.

Использование СМИ для построения личных взаимоотношений

Другой вид этого типа потребностей объясняет то, как мы иногда

используем СМИ, чтобы завязать и построитьотношенияс реальными

людьми. Подзаголовок популярного английского сериала «Истэндеры»

(“EastEnders”) о повседневной жизни жителей одной из площадей в

лондонской Ист-Энде звучит так: «Все говорят об этом».Являясь

хорошим маркетинговым ходом, он поддерживает положение о том,

что очень часто медиа используется для людских социальных нужд.

Когда двоим людям нравится одна и та же программа, они могут

начать разговор именно с ее обсуждения, более того, по этой же

причине бывает гораздо легче заговорить с незнакомцем. Были также

проведены исследования, которые выдвигают такое предположение:

некоторым семьям совместный просмотр телевизора необходим для

того, чтобы было что обсуждать в семейном кругу, чтобы был стимул

общаться, отпускать шутки на интересующую всех тему. Такой вид

использования СМИ (в числе других разновидностей отношения с

медиа)яростно высмеивается в ситкоме производства BBC

«Королевская семья».

Потребность в приятном времяпрепровождении

Потребность в приятном времяпрепровождении описывает то, что

обычно определяется, как бегство от реальности (эскапизм): мы

смотрим телевизор для того, чтобы на некоторое время забыть о том,

что происходит в нашей жизни и подумать о чем-то другом. Эта

потребность может удовлетворяться как при просмотре позитивных

передач, таких, как программы о путешествиях или фильмы с

неизменно хорошим концом, которые помогают нам развеселиться и

забыть о собственных проблемах; так и при просмотре негативных

передач, таких, как программы о суровой реальности или трагические

фильмы, которые помогают увидеть свои проблемы в перспективе

(«По крайней мере, в моей жизни не все так плохо!»).

К этому же виду потребностей относится и наше желание

использовать СМИ для того, чтобы элементарно развлечься, например,

посмотрев хороший детектив, или расслабиться, включив телевизор

фоном и не особо заботясь о том, что идет по нему в данный момент.

СМИ также может помочь нам снять напряжение, в том числе,

сексуальное, благодаря эротическим сценам в фильмах, а также

порнографии.

В целом, теория удовлетворения информационных нужд и

потребностей аудитории раскрывает множество причин, побуждающих

нас обращаться к СМИ, а также описывает некоторые функции,

которые СМИ могут выполнять в нашей жизни.Какое отношение эта

12

теория имеет к курсу гражданской журналистики? Она еще раз

доказывает, что наша аудитория – это не «полые вены», в которых

содержится лишь то, что мы в них«впрыскиваем». Наши читатели,

зрители и слушатели–такие же граждане, как и мы с Вами (включая

политиков), люди с собственным мнением и собственными желаниями.

Если мы хотим наладить процесс коммуникации с ними, мы должны

считаться с их нуждами. Если мы будем воспринимать нашу аудиторию

серьезно, она может оказать нам неоценимую помощь. Подумайте о

том, как Вы можете удовлетворить нужды и потребности Вашей

аудитории.

ЗАДАНИЕ 1: Просмотрите свои уже написанные материалы и

отберите те из них, в которых, по Вашему мнению,

использованы методы гражданской журналстики. Принесите их

в класс. Обсудите в группе некоторые из них.

13

Глава 3

Теория коммуникации: адресант и адресат

Старания журналистов обеспечить свою аудиторию информацией

являются одним из способов распространения информации. Мы

посылаем информационное сообщение нашим читателям, зрителям и

слушателям, мы пытаемся установить с ними контакт для того, чтобы

рассказать им о том, что, по нашему мнению, представляет для них

интерес. Не думайте, что это неприемлемый подход, в конце концов,

люди отдают предпочтение тому или иному изданию, то или иной

программе, потому что им интересно наше мнение. Но если мы

перестанем смотреть на аудиторию, как на полые сосуды, которые
  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации