Мишаткина Т.В. Биомедицинская этика. Учебно-методическое пособие - файл n1.rtf

приобрести
Мишаткина Т.В. Биомедицинская этика. Учебно-методическое пособие
скачать (908.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf909kb.12.09.2012 19:40скачать

n1.rtf

  1   2   3   4



Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования

«Международный государственный экологический

университет им. А.Д. Сахарова»






Кафедра философии, социологии и экономики


Т.В. Мишаткина

БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА
Учебно-методическое пособие


Минск

МГЭУ им. А.Д. Сахарова

2007

СОДЕРЖАНИЕ



Раздел I. Теоретические основания биомедицинской этики

Глава 1. Биомедицинская этика: научный статус и круг проблем

1.1. Биомедицинская этика: возникновение и место в системе естественнонаучного, этического и социального знания

1.2. Проблематика и структура биомедицинской этики

Глава 2. Общечеловеческие ценности и основные этические принципы биомедицины

2.1. Основные принципы биомедицинской этики

2.2. Добро и Зло: специфика в медицинской практике

2.3. Страдание и сострадание: вред или польза?

2.4. Свобода и ответственность в медицине

2.5. Долг и совесть, честь и достоинство врача

2.6. Жизнь как высшая ценность

Раздел II. Прикладные аспекты биомедицинской этики
Глава 3. Ситуативные проблемы биомедицинской этики
3.1. Право человека на жизнь и право человека на смерть

3.2. Эвтаназия – милосердие или преступление?
Глава 4. Современные биотехнологии и «открытые проблемы»

биомедицинской этики

4.1. Этические проблемы генной инженерии

4.2. Этические проблемы клонирования

4.3. Этические аспекты воспроизводства потомства человека

4.4. Этические проблемы проведения экспериментов над человеческим эмбрионом

4.5. Этические проблемы трансплантологии

4.6. Морально-этические проблемы клинической психиатрии
Раздел III. Основы современной медицинской деонтологии

Глава 5. Этика взаимоотношений в системе «врач–больной»
5.1. Врач и больной: отношения «по вертикали»

5.2. Автономная и патерналистская модели отношений врача и больного 60

5.3. Врачебная тайна, доверие и откровенность в медицинской этике 72

5.4. Эмоциональный контакт врача и пациента: этический аспект 79

Глава 6. Медицинская деонтология: сущность и содержание 123

6.1. понятие, задачи, сферы действия медицинской деонтологии

6.2. Требования к личности врача
Глава 7. Деонтологический кодекс: принципы и нормы медицинской деонтологии 127

7.1. Взаимоотношения между врачом и пациентом 130

7.2. Взаимоотношения врача и больного ребенка 135

7.3. Взаимодействие врача с родственниками больных 137

7.4. Взаимоотношения между врачами-коллегами 140

7.5. Взаимоотношения врача со средним и младшим медперсоналом 144

7.6. Врач, информация и врачебная тайна 145

7.7. Врач и медицинские исследования на человеке 146

7.8. Врач и политика 148

РАЗДЕЛ I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ
Современная биомедицинская этика как междисциплинарное научное направление опредмечивается в контексте общей стилистики постнеклассической науки последней трети ХХ в., когда в ее ткань входят непривычные для классической науки идеалы блага человека и человечества, добра, долга и ответственности за результаты, полученные в процессе научного изучения человекоразмерных объектов. Внедрение в практику новых медицинских технологий, актуализация проблем трансплантации, эвтаназии, биомедицинских экспериментов, проводимых на людях и животных, необходимость морально-этического и правового регулирования возникающих в процессе биомедицинских исследований коллизий стали основанием для своеобразного социального заказа, который и привел к становлению биомедицинской этики.

Как любая новая отрасль знания, связанная с появлением или выдвижением на первый план некоторых новых реалий в жизни человеческого общества, биомедицинская этика нуждается, прежде всего, в определении своего статуса, содержания и круга собственных проблем. Однако по этим вопросам у специалистов все еще нет единого мнения.
Глава 1. Биомедицинская этика: научный статус и круг проблем
Человечество нуждается в соединении биологии и гуманистического знания, из которого предстоит выковать науку выживания и с ее помощью установить систему приоритетов.

В.Р. Поттер

Как ответ на эту потребность, высказанную родоначальником современной биоэтики В.Р. Поттером, и возникает биомедицинская этикамеждисциплинарное научное направление, объединяющее медико-биологическое знание и человеческие ценности. Она представляет собой систематическое исследование человеческого поведения в свете моральных ценностей и принципов в рамках наук о жизни и здоровье человека. Биомедицинская этика отличается активной динамикой своей проблематики; она движется от эмпирического описания врачебной морали к философской рефлексии нравственности в сфере биомедицинских исследований.

Как социокультурный феномен биомедицинская этика в значительной степени определяет в нашем обществе сотрудничество и взаимообогащение правового и нравственного сознания, задавая ориентиры биологии, медицинской практике и принятию управленческих решений. Она обеспечивает нравственный климат в научном сообществе и медицинских коллективах, адекватный моральный выбор специалистов – медиков, биологов, биотехнологов, определяя меру их вмешательства в сферу живого и меру их социально-правовой ответственности перед обществом за результаты научно-практической деятельности.

Более чем тридцатилетний период существования данного междисциплинарного направления, объединяющего биологическое знание и человеческие ценности и представляющего собой систематические исследования в области наук о жизни человеческого поведения в свете моральных ценностей и принципов, связан с динамикой биоэтической проблематики: от эмпирического описания врачебной морали биомедицинская этика постепенно переходит к философской рефлексии над нравственной проблематикой научных исследований в сфере биологии и медицины. А начиная со второй половины 80-х г. наряду с этической экспертизой биомедицинских технологий формируется мощный пласт этико-философских знаний, трансформирующих концептуальные основания традиционной модели медицинской этики.
1.1. Возникновение и место биомедицинской этики в системе

естественнонаучного, этического и социального знания


      1. Причины и условия возникновения

биомедицинской этики
Возникновение биомедицинской этики связано с рядом обстоятельств. П е р в о е из них – необходимость и потребность осмысления и нравственной оценки бурно развивающихся исследований в сфере биологии и медицины. Их достижения явственно продемонстрировали возможность и опасность отношения к человеку как объекту наблюдения, экспериментирования и манипулирования. Причиной этого стали грандиозные изменения, которые произошли в техническом и технологическом перевооружении медицины ХХ в., кардинальные сдвиги в медико-клинической практике, которые нашли свое выражение в успехах генной инженерии и клонировании, трансплантации органов, новейших биотехнологиях, возможностях длительного поддержания жизни умирающего пациента. В этих условиях стала актуальной необходимость совершенствования не только биомедицинских технологий, но и этико-гуманистических факторов в профессиональной деятельности медиков и биологов.

К тому же стала особенно заметна некорректность выведения аксиологических, нравственных и гуманистических ценностей за пределы системы научного знания, которая наиболее явственно обнаружила себя в области биомедицинских исследований. Потребовалось переосмысление парадигмы ценностной нейтральности научного знания, характерного для технократического мышления классической науки вообще и технико-инженерной модели взаимоотношения врача и пациента частности, в рамках которой человек рассматривался как объект экспериментирования и манипулирования. Становление такой новой междисциплинарной области исследований, как биоэтика, способствовало актуализации более адекватной модели взаимоотношения врача и пациента, основанной на современных гуманистических и демократических ценностях.

В т о р ы м обстоятельством, обусловившим не только правомерность, но и необходимость возникновения и функционирования биомедицинской этики, выступает постоянно увеличивающееся в условиях гуманизации общества внимание к правам человека. Фундаментальной проблемой современной биомедицинской этики становится защита прав человека (в медицине – это права пациента, испытуемого и т.д.) при его соприкосновении – вынужденном или добровольном – с медико-биологическими воздействиями и манипуляциями.

Задачей биомедицинской этики становится охрана жизни и здоровья, рассматриваемых как право каждого человека, а не приоритетное право ограниченного круга лиц (медиков и биологов), которые ранее считали это своей корпоративной профессиональной привилегией. Такая трактовка современной биомедицинской этикой взаимодействия заинтересованных сторон связана с определенными традициями культуры, в частности, со значимостью правовых институтов в демократическом обществе. Именно право человека на охрану своего здоровья определяет сегодня многие этические и юридические проблемы в сфере практической медицины и медико-биологических исследований и требует своего правового регулирования.

Однако, если взаимовлияние нравственного и научного дискурсов в биомедицинской этике весьма органично, так как ее центральной проблематикой как раз является разработка нравственных норм и принципов, регламентирующих человеческое поведение в науках о жизни, человеке, живой природе (биосе), то оформление правового статуса биоэтики находится, к сожалению, пока еще в стадии становления. Правда, к концу ХХ в. уже многие ученые призывали к созданию свода специальных законов для регулирования научных исследований в области медицины и биологии и даже к введению научного трибунала для решения спорных научных вопросов, а в европейском биоэтическом сообществе возникает такое понятие, как биоправо (biolaw).

Сегодня западная модель биоэтики – это институционально организованная социальная технология с системой стандартизированных либеральных ценностей, обеспечивающих соблюдение личных прав и свобод человека в области биологии и медицины. Защита прав граждан от негативных последствий применения современных биомедицинских технологий осуществляется здесь посредством разработанных этических кодексов, законов, повышения сферы ответственности профессионалов-медиков и биологов, расширения их социальных обязанностей, закрепленных не только на личном, нравственном, но и на правовом уровнях. Этические механизмы контроля за действиями врачей и ученых дополняются развитой системой правового регулирования, формированием специальных биоэтических комитетов, совершенствованием биоэтического образования.

Биоэтические (этические) комитеты – специальные структурные подразделения для проведения независимого этического контроля, обязательного для всех биомедицинских исследований. Впервые возникли в 50-х гг. ХХ в. в США, после скандала, связанного с нарушением этических норм в процессе исследования нового препарата против сифилиса, с целью проведения официальной этической экспертизы исследований, финансируемых из федерального бюджета. В настоящее время в США биоэтические комитеты имеют статус государственных, а обязательной этической экспертизе подлежат не только биомедицинские, но и психологические, антропологические и др. исследования, если они проводятся на человеке или на животных. В Европе биоэтические комитеты создаются на иной, скорее общественно-профессиональной основе. С 1967 г. они создаются при больницах и исследовательских учреждениях Великобритании, затем Германии и Франции. Одна из целей и функций биоэтических комитетов – контроль за соблюдением при лечении и биомедицинских исследованиях основных принципов биомедицинской этики: уважения автономности и прав пациента, информированного согласия, справедливости, стремления к наилучшим результатам при минимизации риска. По мере расширения практики биомедицинских исследований их этическое сопровождение, осуществляемое этическими комитетами, становится во всем мире нормой. Сегодня каждый исследовательский проект должен получить одобрение независимого этического комитета.

Складывается глобальная сеть этических комитетов, количество которых в мире ежегодно увеличивается более чем в сто раз. Издан ряд международных нормативных документов, ставших юридической основой деятельности комитетов, в числе которых Нюрнбергский кодекс (1947), Хельсинская декларация (1964), Конвенция Совета Европы “О правах человека в биомедицине” (1996) и др. В последние годы намечается новая тенденция: государственные и общественные этические комитеты объединяются в транснациональные экспертные структуры, которые озабочены этико-правовым регулированием исследований в разных, особенно развивающихся странах, в частности на постсоветском пространстве. Так, в июне 2003 г. в Софии под эгидой биоэтического американского Центра – Fogarty International Centre for Occupational and Environmental Safety and Health и Комитета по науке Совета Европы для стран СНГ был проведен семинар-конференция, где обсуждались основные принципы биоэтики, механизм их действия и организационные проблемы создания и функционирования биоэтических комитетов в странах СНГ, в частности в Республике Беларусь. В настоящее время этические комитеты уже активно действуют в России и Украине; у нас они находятся в стадии становления.
На постсоветском пространстве, в том числе и в Республике Беларусь, сложилась своя – “отечественная” модель, в которой биомедицинская этика рассматривается, прежде всего, как междисциплинарная, биологически ориентированная современная отрасль знания, анализирующая нравственные проблемы человеческого бытия, отношение человека к жизни и к конкретным живым организмам. Разработка нравственных норм и принципов, регламентирующих практические действия людей в процессе исследования природы и человека; оценка роли и места человека в рамках биологической реальности, статуса категорий жизни и смерти – таков диапазон отечественной модели биоэтики, основанной на достаточно расширительной трактовке ее проблемного поля и предмета. Однако вопросы организационно-правового обеспечения у нас пока не решены. Для развития биоэтики в том виде, как она принята на Западе – с развитой системой биоэтических комитетов и правового регулирования, у нас, к сожалению, нет объективных условий, что выражается в недостаточной распространенности научных знаний и юридической культуры – и в профессиональной медицинской среде, и среди населения; в недостаточной технической оснащенности биомедицинских исследований и др. Хотя многое в этом направлении уже делается.

Сегодня в области здравоохранения Республика Беларусь руководствуется нормами международного права и собственным законодательством. Основные принципы биомедицинской этики, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения, закреплены в концепции развития здравоохранения в республике (1995) и “Законе Республики Беларусь о здравоохранении” (1999).
Наряду с обеспечением правового, юридического, статуса разработка социально-этических принципов биологии и медицины нуждается и в определенной духовной поддержке и обосновании. Здесь большую роль призвано сыграть взаимодействие развивающейся биомедицинской этики с христианской моралью. Это взаимодействие происходит во всем цивилизованном мире, в том числе и в православных странах. Так, в России при Московской патриархии активно действует церковно-общественный совет по медицинской этике; в Беларуси при Минской патриархии планируется создание подобного совета.

Большой опыт накоплен по распространению идей биоэтики православным братством врачей при Минской Епархии Белорусского Экзархата. При Всехсвятском приходе в Минске организован Дом милосердия. Духовная и медико-психологическая поддержка безнадежно больным детям оказывается в Белорусском детском хосписе при онкологическом центре в Боровлянах.

Правда, в ряде биоэтических вопросов христианская церковь занимает весьма жесткую позицию: запрещается клонирование человека и его органов (особенно сердца), эвтаназия, искусственное зачатие и прерывание беременности, которое рассматривается как посягательство на жизнь будущей человеческой личности. В то же время женщина, вынужденная при прямой угрозе ее физическому и душевному здоровью прервать беременность, не отлучается от церкви, но обязана исполнять личные покаянные молитвенные правила, определяемые священником после исповеди. Допустимым и полезным считается клонирование изолированных клеток и тканей живых организмов, генотерапия, трансплантация отдельных органов, исследование и применение ряда современных молекулярно-генетических методов лечения.

Наконец, т р е т ь е обстоятельство, способствовавшее формированию и развитию биомедицинской этики, а также определению ее статуса было связано с процессом трансформации традиционной этики вообще и медицинской этики в частности.

Биомедицинская этика появилась во второй половине ХХ в. на фоне действующей тысячелетиями медицинской этики, а точнее – медицинской деонтологии, давно определившей свою нишу в системе общемедицинских и этических знаний. Вопрос заключался, казалось бы, лишь в разделе сфер их влияния, в “переделе собственности”, тем более, что не трудно было установить отличие “новой” биомедицинской этики от “традиционной” медицинской. Однако дело осложнилось тем, что в конце 60-х гг. формируется еще одно исследовательское направление – биоэтика (В.Р. Поттер), которая, в свою очередь, какое-то время вообще отождествлялась как с медицинской, так и с биомедицинской этикой, без разграничения этих понятий. Почти одновременно и параллельно с их возникновением и попытками разрешения назревших био- и медико-этических проблем с позиций антропоцентризма и гуманизма выдвигается еще одно новое понятие и направление – экологическая этика (А. Леопольд) – как ответ на грозящую миру экологическую катастрофу, вызванную в значительной степени именно антропоцентрической парадигмой отношения человека к миру.

Возникает вопрос: на что претендуют и на что способны все эти “старые” и новые отрасли этики? Какое место занимают они в общем поле этической проблематики, т. е. насколько они – “этики”? Отвечая на этот вопрос, мы должны прежде всего констатировать, что их появление, безусловно, лежит в русле современных этических тенденций.

Не вдаваясь в подробности и перипетии развития этического знания, отметим, что в конце XX в. даже представители традиционной этики должны были признать, что в сложившихся условиях следует говорить о двух основных тенденциях ее развития. Первая тенденция свидетельствует о несостоятельности (или, точнее и мягче – непродуктивности) в сегодняшней ситуации постмодерна претензий этики как на безоговорочное морализаторство, так и на дальнейшие теоретико-аналитические усилия, приводящие часто лишь к схоластике.

Вторая тенденция – спасительная, на наш взгляд, для этики и безусловно продуктивная для общества – это ее обращение к проблемам прикладного характера, реальное превращение ее в то, о чем говорил еще Аристотель – в “практическую философию”. В рамках этой, тоже сравнительно новой, прикладной этики и находится место тем ее отраслям, о которых речь шла выше. Причем имеется возможность, пусть условно, разделить их “сферы влияния” и тем самым определить их статус и иерархию, в которой места и зависимости могли бы распределиться следующим образом:

Очевидно, что между всеми видами этик существует сложная и весьма тесная взаимосвязь.
1.1.2. Взамодействие и корреляция экологической,

биомедицинской, био- и медицинской этик
Взаимосвязь биомедицинской этики и биоэтики – это, пожалуй, самый сложный вопрос. Изначально, с момента возникновения, даже среди специалистов идет подмена этих понятий, что часто приводит к отождествлению биоэтики и биомедицинской этики. Поэтому вы должны быть готовы к употреблению этих понятий в специальной литературе в качестве синонимичных. Вместе с тем при строгом подходе возможно и желательно разграничение этих понятий, прежде всего, по объему и глубине предмета моральной регуляции.

Разработка нравственных норм и принципов, регламентирующих практические действия людей по исследованию природы и человека, моральных критериев социальной деятельности по преобразованию окружающей среды, оценка роли и места человека в рамках биологической реальности, теоретических оснований концепции коэволюции общества и природы, статуса категорий жизни и смерти – таков диапазон отечественной модели биоэтики, основанной на достаточно расширительной трактовке ее проблемного поля и предмета.

Но даже такая расширительная трактовка биоэтики позволяет разграничить ее с биомедицинской этикой – по принципу взаимодействия общего и единичного. Биоэтика в качестве общего глубже и сущностней затрагивает проблемы жизни Живого; биомедицинская этика в качестве единичного конкретизирует принципы биоэтики применительно к Человеку.
Взаимосвязь биомедицинской и медицинской этик – это еще одна проблема, вызывающая разночтения среди специалистов, и даже авторов данного пособия. На наш взгляд, биомедицинская этика, будучи по определению шире медицинской, включает в себя последнюю и простирается за ее пределы.

Во-первых, биомедицинская этика рассматривает проблемы ценностного характера, свойственные всем профессиям, связанным с Живым, включая профессии биологов, медиков и смежные с ними – психологов, экологов и др. Во-вторых, она накладывает отпечаток на все биомедицинские исследования вне зависимости от того, имеют ли они прямую связь с лечением больных. В-третьих, она включает широкий спектр социальных вопросов, связанных с общественным здравоохранением, безопасностью труда, контролем за популяционными процессами. В-четвертых, она выходит за рамки жизни и здоровья человека, касаясь проблем существования животных и растений, вопросов экспериментирования на животных и соблюдения экологических требований.
Вместе с тем сфера биомедицинской этики не ограничивается только исследованиями. Она в значительной степени ориентирована на процессы принятия решений и поэтому бывает трудно провести черту между исследованием той или иной ситуации и практическим действием в ее рамках. В целом биомедицинская этика является не только областью познания, но и сферой оценки практического действия (в том числе и экспериментальной, и лечебной практики), если в этом действии находит выражение ценностное отношение к живому. При этом речь часто идет о решениях этического характера, на которых реально строится медицинская практика.

Таким образом, медицинская практика выступает смысловым ядром биомедицинской этики, своеобразной призмой, через которую определяется этическое содержание и смежных с медициной профессий, и биомедицинских исследований, и практики обращения человека с животными в процессе зкспериментов. Такое смысловое ядро формируется специфическим типом ответственного отношения, которое предполагается со стороны врача, поскольку врач наделен правом и даже обязанностью вмешиваться в жизненные процессы и функции в организме пациента во имя его блага.

Существует еще одно важное отличие “новой” биомедицинской этики от традиционной медицинской. Медицинская этика в общем и целом – этика преимущественно профессиональная, можно даже сказать, корпоративная. Преобладающее внимание она уделяет правам и обязанностям врача по отношению к пациентам, а также нормативному регулированию взаимоотношений “внутри” медицинской профессии. Вмешательство непрофессионалов при этом если и допускается, то сводится к минимуму, к исключительным случаям. Неявно полагается, что врач обладает всей полнотой не только специальной, “технологической”, но также и этической компетенции. Ныне ситуация радикально и, очевидно, необратимо меняется – этические вопросы биомедицины решаются не на корпоративной, а на иной, более широкой основе, с привлечением представителей других профессий, а иногда и широкой общественности.
Взаимодействие биомедицинской, био- и медицинской этик с экологической этикой.

Одним из приоритетных направлений биоэтики является анализ этических норм охраны здоровья человека с учетом его социальной сущности и контроль за соблюдением основных принципов организации и функционирования человека как биоэтической системы. Вместе с тем здоровье человека выступает основным показателем сложного коэволюционного развития природно-человеческих систем. В этом плане можно говорить о совпадении целей биоэтики и экологической этики в контексте обеспечения экологической безопасности и здоровья населения в условиях загрязнения внешней среды и измененного равновесия системы “Человек – Природа”. В Республике Беларусь в силу кризисного уровня баланса в этой системе статус биоэтических параметров имеет особое значение.

Данные биомедицинских исследований свидетельствуют о прямой и явной угрозе здоровью населения и сохранению генофонда в силу комплексного радиационно-химического загрязнения территории Беларуси. Особо негативную роль в этом процессе сыграла Чернобыльская трагедия, которая Республике Беларусь принесла наибольший урон, показав, что подобные катастрофы не имеют границ и что мир находится в теснейшей экологической взаимосвязи. Биомедицинский и экологический контроль за сохранением здоровья людей, проживающих на загрязненных территориях Беларуси, свидетельствует об угрожающей динамике заболеваемости взрослых и особенно детей, вызванной комплексным загрязнении окружающей среды радионуклидами и химическими веществами и сопровождаемой посткатастрофным эмоционально-психологическим стрессом и массовым ощущением тревоги, возникающими и длительно сохраняющимися у людей не только на загрязненных территориях, но и во всей республике. Лишь 18% детей, выросших за годы посткатастрофного чернобыльского существования, отвечают медицинским нормам. При этом наибольшее распространение имеют заболевания щитовидной железы (тиреоидный рак), дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Причем клинические наблюдения свидетельствуют о том, что тиреоидный рак у детей обладает более выраженными агрессивными свойствами, чем у взрослых, а дети, перенесшие удаление железы, в большинстве случаев отстают в умственном и физическом развитии от своих сверстников. На этом фоне увеличивается рост заболеваний ОРЗ и гриппом в детских учреждениях, снижается индекс здоровья у детей дошкольного возраста.

Первостепенными в этих условиях должны стать комплексные профилактические и оздоровительные мероприятия, биомедицинское вмешательство с целью исследования лиц, проживающих на экологически неблагоприятных территориях. Проведение предполагаемого биомедицинского научного исследования с вмешательством в психофизическое состояние людей (забор крови, УЗИ-диагностика и т.д.) должно иметь научно-практическую обоснованность и оценку потенциального риска и пользы для людей. Оно допускается только на основе добровольного информированного согласия человека; лицам, подвергшимся биомедицинским исследованиям, должна быть гарантирована конфиденциальность полученной информации.
Таким образом, современные междисциплинарные исследования окружающей среды должны проводить специалисты самых различных областей науки – биологии, медицины, экологии, социологии, демографии, этики, философии. Биоэтика в этом плане может внести существенный вклад в оценку состояния окружающей среды, динамики и профилактики здоровья населения.
Если же, кроме установления междисциплинарных связей, попытаться выстроить иерархию интересующих нас этик, то очевидно, что в этой системе биомедицинская и медицинская этики должны опираться на фундаментальные положения экологической этики и биоэтики, которые составляют их методологическую основу, но прежде всего на те общечеловеческие моральные ценности, которые выработаны социумом, составляют основу всей его жизнедеятельности, но обретают свою специфику в деятельности медика и биолога. Схематично эту иерархию можно выстроить следующим образом:
Медицинская этика


Биомедицинская этика
Экоэтика

Биоэтика
Общечеловеческие моральные ценности


1.2. Проблематика и структура биомедицинской этики
Статус биомедицинской этики в иерархической системе прикладной этики позволяет очертить круг проблем, которыми, с одной стороны, она призвана заниматься как наука и которые, с другой стороны, должны выступать предметом особой заботы в процессе формирования моральных установок специалистов – медиков и биологов. Причем следует говорить даже не об одном “круге”, а о “кругах” биоэтических проблем, которые, переплетаясь и взаимодополняя друг друга, и создают предмет биомедицинской этики. Представляется, что основными проблемными кругами являются три:

  1. проблемы моральных принципов и ценностей в профессиональной деятельности медиков и биологов;

  2. нравственные коллизии в конкретных ситуациях – казусы, возникающие в процессе биомедицинских исследований и лечения больных;

  3. этические проблемы межличностных человеческих отношений в системе вертикальных и горизонтальных связей в сфере медицины.

Интересно, что один из ведущих биоэтиков России Б.Г. Юдин считает, что именно приоритет этих проблем определяет различие подходов к биоэтике в Европе и Америке. Первый – принципалистский – отдает предпочтение разработке первого круга и несмотря на то, что возникает в США, на сегодняшний день более распространен в Западной Европе. Второй, более приземленный – казуистический подход – нацелен на выработку конкретных правил и рекомендаций в конкретных ситуациях лечения и биомедицинских исследований и активно разрабатывается в Северной Америке. На наш взгляд, особенностью нашей, отечественной биоэтики, а возможно и шире – спецификой восточноевропейской этики является сочетанный – интегративный поход, требующий объединения в деятельности врача и исследователя не только первых двух, но и третьего круга проблем, что связано с духовными традициями восточноевропейских культур.

Первый круг проблем биомедицинской этики связан с необходимостью проследить, как могут и должны проявлять себя в деятельности медицинского работника – на теоретическом и практическом уровняхобщечеловеческие моральные ценности и принципы, как регулируют они нормы поведения врача и исследователя, выступая основой “стратегии и тактики” их профессионального выбора. Здесь, в свою очередь, выделяется два этических аспекта.

Во-первых, это проблема активного включения в лечебную практику в качестве руководства к действию свода высших общечеловеческих моральных ценностей, представленных такими этическими категориями, как Добро и Зло, Страдание и Сострадание, Долг и Совесть, Честь и Достоинство, Свобода и Ответственность. Это тем более важно, что, с одной стороны, у современных медиков, особенно молодых, они стали терять свой престиж и значимость, которые им необходимо вернуть, а с другой – преломленные сквозь призму профессиональной деятельности эти ценности обретают особую специфику. Причем оказывается, что специфика эта часто приводит к кардинальному рассогласованию их восприятия и оценки “обычными” людьми и медицинскими работниками. Особенно наглядно это проявляется в отношении к таким категориям, как добро и зло, проявляющие в сфере медицины свои относительность и нерасторжимую связь; страдание и сострадание, демонстрирующие иногда неизбежность и даже полезность первого и сомнительное значение и опасность второго; свобода, дающая медику и биологу-исследователю право на риск, а поэтому и на ошибку, но и налагающая за них особо высокую ответственность.

Во-вторых, это проблема установления однозначной экспликации сущности и признаков Жизни и Смерти человека как высших базовых ценностей. Решение этой задачи, которое должно стать делом совокупных усилий медиков, философов, этиков, представителей религиозных конфессий, даст возможность определиться наконец в решении вопроса о праве человека на достойную жизнь и столь же достойную смерть. А это, в свою очередь выступает необходимым основанием деятельности трансплантологов, реаниматологов, акушеров-гинекологов и других специалистов. Сегодня необходимо, уйдя от фанатичных заклинаний о безусловной ценности человеческой жизни, реально оказывать человеку помощь в обеспечении качества этой жизни. Здесь этико-теоретические построения, касающиеся моральных ценностей и их приоритетов, непосредственно переплетаются со вторым кругом биоэтических проблем, находя в них свое практическое воплощение.

Второй круг проблем биомедицинской этики связан со спецификой, развитием и современными достижениями медицины, которые проявляются каждый раз в конкретных, неповторимых случаях и сказываются на определенной, нередко уникальной, человеческой судьбе. Одной из особенностей биомедицинской этики как отрасли прикладной этики как раз и является то, что она сконцентрирована преимущественно на анализе этих отдельных случаев – медицинских казусов, затрагивающих жизнь и здоровье человека, и призвана выявить и проанализировать моральные стороны конкретных ситуаций. Многочисленность и вариативность подобных ситуаций порождает все новые и новые “открытые” вопросы. К их числу относятся:

Третий круг этико-медицинских проблем – определение характера межличностных отношений в системе вертикальных и горизонтальных связей в сфере медицины. Вторгаясь в область медицинской деонтологии, а точнее включая ее в себя, биомедицинская этика берет на себя смелость давать рекомендации по моральному регулированию человеческих отношений в системе “врач – больной” (отношения “по вертикали”) и в медицинском коллективе (отношения “по горизонтали”). Здесь перед ней также встает ряд пракических задач, решение которых во многом зависит от моделей отношений, складывающихся в процессе взаимодействия между медиками-профессионалами и обычными людьми.

В отечественной медицине подавляющая масса врачей придерживается все еще традиционно-патерналистских моделей взаимоотношений с пациентами. Эта позиция, к сожалению, сочетается с широко распространенным правовым и этическим нигилизмом наших медиков. Необходимость перехода от традиционной патерналистской деонтологии к признанию автономности личности пациента, к “сотрудничеству” с ним лежит в русле современной тенденции трансформации этики авторитарной в гуманистическую. Выделяется ряд конкретных задач – этапов такого перехода.

Рассмотрение проблем, которые биомедицинская этика включает в поле своих заботы и внимания, позволяет сделать вывод, что в сложных условиях современной гуманитарной парадигмы и соответственно гуманитарной экспертизы (Г.Л. Тульчинский) именно биомедицинская этика обеспечивает разрешение на своем поле противоречия между антропоцентризмом “старого” мировоззрения, делавшего человека исключительным центром мироздания, и новым, “не-антропоцентрическим” подходом, заботящимся о Жизни и Живом во всех их проявлениях. Снимая это противоречие, биомедицинская этика делает обе эти парадигмы комплементарными – “уживающимися” и взаимодополняющими друг друга. Современная культура (и экология) показали несостоятельность и даже опасность отношения к человеку как самоценности. Не человек сам по себе в рамках традиционного гуманизма и антропоэгоизма, а свобода его воли, направленная на выбор им подлинных ценностей, открывает перед нами новую пост-человечность – человечность более высокого уровня, выявляющую способность личности не только к эгоцентризму, но и к заботе о жизни и правах Живого до-, не- и недо-человеческого уровней. Таким образом происходит распространение, расширение человеческого и человечности за пределы его биологического вида.

На фоне пересмотра традиционных теоретических представлений в постнеклассическом ключе становится ясно: сегодня этико-гуманистические основания для решения проблем современной биологии и медицины – или хотя бы подходы к их решению – совершенно необходимы и практическому врачу, и биологу, и врачу-исследователю, которые часто действуют на свой страх и риск, на уровне личной нравственной культуры, или вынуждены попросту обходить многие из них. В условиях бурно протекающего биологического и научно-технического прогресса биомедицинская этика рассматривает громадное количество новых и трудных моральных проблем, но в любом случае решающую роль будет играть моральная ответственность, которая зависит от свободы выбора специалистом соответствующей модели поведения.

  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации