Четвериков B.C., Четвериков В.В. Основы управления в органах внутренних дел - файл n1.rtf

приобрести
Четвериков B.C., Четвериков В.В. Основы управления в органах внутренних дел
скачать (1227.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf1228kb.12.09.2012 19:08скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8
B.C. Четвериков В.В. Четвериков
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОВД
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

МОСКВА Новый Юрист 1997

ББК 67.99(2) 116.3 Ч 52

Рецензенты:

М.Н. Кузнецов, доктор юридических наук, профессор (Академия государствен­ной службы при Президенте РФ),

Катенкарь Н.Т., кандидат юридических наук, доцент (Московская государствен­ная юридическая академия)

Ч 52 Четвериков B.C., Четвериков В.В. Основы управления в ор­ганах внутренних дел: Учебное пособие. — М.: Новый Юрист, 1997. — 128с.

ISBN 5-7969-0008-0

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой курса «Основы управления в органах внутренних дел», утвержденной Учебно-Методическим Цент­ром при Главном Управлении Кадров МВД РФ. На основе общих понятий науки уп­равления раскрываются общие положения социального управления и управления в органах внутренних дел. Даются основные аспекты теории, методологии и практики организации управления в органах внутренних дел; раскрывается процесс организа­ции сбора, обобщения и анализа информации, подготовки и принятия управленчес­ких решений и организации их исполнения. Уделяется внимание кадровому обеспе­чению, социально-психологическим проблемам, НОТ и НОУТ в органах внутренних дел, совершенствованию делопроизводства в управленческой деятельности ОВД.

В пособии приводится также Программа курса «Основы управления в органах внутренних дел».

Пособие предназначено для слушателей высших учебных заведений МВД РФ и практических работников. Может бьпь полезно для преподавателей и научных ра­ботников занимающихся проблемами управления в органах внутренних дел.

ББК 67.99(2) 116.3


ISBN 5-7969-0008-0

©Четвериков B.C.,

Четвериков В.В., 1997 ©Новый Юрист, 1997

Предисловие

Изучение в высших учебных заведениях МВД России курса «Осно­вы управления в органах внутренних дел» имеет главной задачей дать слушателям основные положения теории, методологии и практи­ки управления органами внутренних дел в целях качественного повы­шения уровня управленческой деятельности. Структура и содержание подготовленного учебного пособия по курсу «Основы управления в органах внутренних дел» соответствует названному курсу учебной программы, подготовленной автором на основе примерной учебной программы, утвержденной УМЦ при ГУК МВД РФ в 1994 г.

Учебное пособие для слушателей высших учебных заведений ор­ганов внутренних дел:

позволит им получить знания о закономерностях возникновения, формирования социальных систем в целом и органов внутренних дел в частности (как подсистемы социального управления), методологии научного управления социальными системами;

прививает интерес к изучению теории и практики сбора, обработ­ки и анализа социальной информации, выработки, принятия и органи­зации исполнения управленческих решений, подбора и расстановки кадров, налаживания работы с управленческой документацией и на­учной организации управленческого труда;

знакомит слушателей с современными отечественными и зару­бежными достижениями и передовым опытом в управлении органами внутренних дел;

способствует выработке у слушателей навыков и умений приме­нения современных научных методов управления в их практической работе в различных подразделениях и службах органов внутренних дел страны.

Настоящее учебное пособие представляет собой обобщенный опыт работы профессорско-преподавательского коллектива управ­ленческих кафедр Академии МВД РФ, кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Юридического института МВД РФ, а также других ученых-управлен­цев в системе органов внутренних дел. Особый вклад в становление и развитие изучаемого курса «Основы управления в органах внут­ренних дел» внесли такие ученые-юристы, как Аванесов Г.А., Бере-кашвили Л.Ш., Веселый В.З., Вицин С.Е., Зуйков ГГ., Ипакян А.П., Колодкин Л.М., Коренев А.П., Кутушев В.Г., Малков В.Д., Майдыков А.Ф., Минаев В.А., Минин А.Я., Миндагулов А.Х., Михайловская И.Б., Наумкин Ю.В., Рассолов М.М., Роша А.Н., Томин В.Т., Туманов ГА., Чернявский B.C. и многие другие.

При подготовке учебного пособия автором были использованы также материалы фондовых лекций кафедры, передовой опыт и учебное пособие (альбом схем), изданный автором в 1989 г. с гри­фом МВД СССР «в качестве учебного пособия для высших учебных заведений МВД СССР» структура и содержание которого, по отзыву научно-методической секции УМЦ при ГУК МВД РФ, соответствует новой (примерной) программе, утвержденной в 1994 г.

Для более глубокого изучения предмета данного учебного посо­бия слушателям следует изучить не только новые нормативные доку­менты, но и дополнительную литературу, указанную в учебной про­грамме курса и самом учебном пособии.

В целом же учебное пособие окажет существенную помощь слуша­телям в самостоятельном изучении всех тем курса «Основы управле­ния в органах внутренних дел» и овладении основными навыками в практической работе по управлению органами внутренних дел.

4-

ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Тема 1. Сущность и содержание социального управления

1.1. Основные понятия и положения

Прежде чем приступить к рассмотрению этого вопроса необходи­мо отметить, что наука управления изучает социальные системы с целью приведения их в соответствие с познанными объективными закономерностями и законами общественного развития.

В обществе управление проявляется в двух основных видах:

управлении государственном и управлении общественном.

Государственное управление - это управление делами обще­ства, осуществляемое политической системой данного государства.

Общественное управление делами, осуществляется политиче­скими партиями, профессиональными союзами и иными негосударст­венными организациями.

Эти два вида управления не противостоят одно другому, а взаим­но дополняют друг друга, образуя целостную систему социального управления.

Важным и необходимым элементом государственного управле­ния является правовая регламентация его задач и функций. Она за­крепляет разделение труда, способствует повышению ответственнос­ти каждого звена государственного звена государственного аппарата, исключает дублирование и подмену одних органов другими. Фиксируя полномочия государственных органов, нормативный акт закрепляет их деятельность, придает им упорядоченность и целеустремленность.

Осуществляя управление, государство выражает свою волю в ви­де юридических норм, применение которых создает правовые отно­шения, стабилизирующие связи между различными элементами об­щества.

Механизм правового регулирования состоит в том, что право­вые нормы, устанавливаемые государством, определяют поведение участников общественных отношений, предоставляя им соответству­ющие права и возлагая на них соответствующие обязанности.

Применение права - ответственный юридический процесс, осно­ванный на принципе соблюдения законности - прочной основе госу-

-5-

дарственной дисциплины, обусловливающий эффективность госу­дарственного управления. Само право и его применение входят в ме­ханизм государственного управления, в механизм управления и руко­водства всем обществом.

Применительно к сфере управления цели нормотворческой де­ятельности заключаются в следующем:

а) юридически закрепить соответствующие отношения и обеспе­чить их правовое регулирование;

б) обеспечить формирование новых отношений, отсутствующих на данном этапе, но необходимых с точки зрения реализации пер­спективных задач;

в) ликвидировать отношения и санкции, отжившие и тормозящие развитие новых прогрессивных тенденций.

Вопросы организации управления в деятельности государствен­ного аппарата находят свое правовое разрешение в определении правового статуса и компетенции органа управления.

Компетенция органа управления находит свое отражение в по­ложениях об органе управлениями его отдельных звеньях. В положе­нии об органе государственного управления определен не только его правовой статус и компетенция, но и его функции. Конкретизацией положений об отдельных звеньях государственного аппарата явля­ются инструкции о направлениях деятельности органа управления и должностных лиц.

Актуальность проблемы организационного совершенствования деятельности органов внутренних дел имеет особенно важное значе­ние в настоящее время, когда радикально меняются социально-эко­номические условия, идейно-мировоззренческие основы, влияющие на рост преступности.

Наиболее общее понятие управления выработано кибернетикой -наукой, обобщающей закономерности всякого управления, происхо­дящего в живой природе, в человеческом обществе, в механических системах1. В общем виде управление определено как упорядочение системы, то есть приведение ее в соответствие с объективной зако­номерностью, действующей в данной среде2.

Под подсистемой же понимается совокупность таких составных частей, взаимодействие которых порождает новые качества, не при­сущие образующим ее компонентам (частям). Таковы, например, жи­вая клетка организма человека, трудовые коллективы, общество в целом. Составляющие элементы системы, будучи относительно самостоятельными, выполняют определенную функцию, их совокуп­ность и взаимодействие являются условием существования не толь-

См.: Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. С. 704.

2

Винер Н. Кибернетика и общество. - М., 1958. С. 13-14.

-6-

ко каждого из этих элементов, но и системы в целом. Поэтому такие системы принято называть целостными системами'.

Посмотрим это на примере горрайоргана внутренних дел.

Структурные подразделения и отдельные сотрудники горрайорга­на относительно самостоятельны в плане выбора варианта действий, форм и методов решения индивидуальных заданий в рамках соблю­дения законности и задач, стоящих перед их органом. Совокупность и взаимодействие сотрудников и подразделений в конкретном горрай-органе не только влияет на эффективное решение поставленных пе­ред ними задач, но и является условием существования этих звеньев и системы в целом, то есть отдельные и даже структурные подразде­ления горрайоргана не могут сами по себе успешно решать задачи ох­раны порядка и борьбы с преступностью, естественно, они не могут существовать обособленно друг от друга. Следовательно, совокуп­ность и взаимодействие сотрудников и подразделений горрайоргана внутренних дел порождает новые качества, не присущие образующим его отдельным элементам. Поэтому горрайорган внутренних дел и представляет собой целостную социальную систему.

Рассматривая горрайорган внутренних дел как систему социаль­ного управления, мы называем ее одновременно управляющей сис­темой по отношению к подчиненным ей подразделениям и службам;

по отношению же к вышестоящему органу управления, например, УВД, МВД, горрайорган внутренних дел является подсистемой управ­ления или управляемой подсистемой2.

Управление является сложным замкнутым процессом. Процесс уп­равления в относительно замкнутой части включает в себя сначала формулирование целей и постановку задач, подготовку и принятие ре­шения, организацию его исполнения, контроль и учет3. Затем на осно­ве информации о результатах (то есть достижении или не достижении 1-й цели) ставятся новые задачи, и цикл процесса начинается снова. Циклы состоят из определенных последовательных управленческих операций или стадий. Стадия цикла - это относительно обособлен­ная часть процесса управления, определенный этап работы.

Итак, управленческий цикл представляет собой повторяющуюся совокупность последовательно осуществляемых управленческих операций или стадий, по мере и в ходе реализации которых субъект управления достигает желаемых результатов.

О количестве стадий управленческого цикла в литературе нет единого мнения. Например, В.Г. Афанасьев и Г.И. Петров считают,

См.. Советский энциклопедический словарь - М , 1980. С.1225. Туманов Г А Орган внутренних дел как система управления. - М , 1972 С 542

Ипакян А П. Подготовка и принятие управленческих решений в органах внутренних дел.-М , 1971 С. 20-26

-7-

что необходимо выделить только основные стадии, среди которых выработка и принятие решения, исполнение решения, контроль ис­полнения и отчетность об исполнении1.

В результате анализа процесса подготовки и принятия управлен­ческих решений (описанного А.П. Ипакяном)2 и процесса организации исполнения управленческих решений в органах внутренних дел опи­санном Г.А. Тумановым3, можно обобщить, на наш взгляд, цикл уп­равления в следующем виде:

1) формулирование целей и постановка задач;

2) подготовка и принятие управленческих решений;

3) организация исполнения управленческих решений;

4) коррегирование управленческого решения и регулирование си­стемы управления4.

Особое место и роль в управлении социальными системами име­ют принципы управления. Под принципом управления понимаются общезначимые исходные положения, идеи в которых отражаются объ­ективные закономерности управленческой деятельности, ее направ­ленность, тенденции и основные цели. Принципы имеют в целом объ­ективный характер, хотя являются продуктом логического мышления, поскольку отражают в сознании человека объективно существующие закономерности управления в их различном сочетании. В то же время принципы управления относительно субъективны, так как формулиру­ются людьми на основе обобщения эмпирических фактов и знаний. Зависимость принципов от объективной практики управления отно­сительна, т.к. будучи сформулированные, они становятся исходным моментом в объяснении фактов реальной действительности. Принци­пы и закономерности различны, т.к. одна закономерность может со­ставлять основу или участвовать в формировании ряда принципов.

Основными принципами управления (научными) являют­ся: объективность, конкретность целей, задач и функций, эффектив­ность, стимулирование, актуальность (не только приоритет пробле­мы, но и в наличии силы и средства, способные их разрешить), системный подход, территориально-отраслевой, оптимальность и др.

К организационным принципам управления следует отнести5:

1

Афанасьев В Г. Человек в управлении обществом. - М , 1977 С.207 Петров Г И. Ос­новы советского социального управления. - М., 1974 С. 235

2

Ипакян А П. Подготовка и принятие управленческих решений в органов внутренних

дел.-М., 1971.

3 Туманов Г.А. Организация исполнения управленческих решении в органах внутренних

дел. -М., 1971

4 Четвериков В.С Основы управления в органах внутренних дел. - М , 1989. С. 16.

Четвериков B.C. Указ. раб. С. 64.

-8-

принцип дифференциации и фиксации функций и полномочий (компетенция органа и должностного лица);

принцип ответственности должностных лиц и органов;

принцип сочетания отраслевых и территориальных начал в управ­лении;

принцип сочетания линейных и функциональных начал в управле­нии;

сочетания коллегиальности с единоначалием принятия решения.

Не менее важным после выявления принципов управления, явля­ется процесс формулирования цели. В общей теории социального управления общепринятым является положение о том, что любой процесс управления начинается с формулирования целей, то есть определения того результата, такого состояния объекта управления, к достижению которых субъект управления стремиться. При этом все­гда имеется в виду то конечное состояние, которое должно быть до­стигнуто на определенном этапе1.

Цели управления в обществе в своей основе объективны, обуслов­лены требованиями законов экономического и социального развития, а также особенностями конкретной среды. Но в то же время цели все­гда осознаны, они выдвигаются и формулируются людьми. Следова­тельно, субъективный фактор имеет всегда важное значение. Именно люди, составляющие органы управления, олицетворяющие волю субъекта управления, формируют цели, определяют содержа­ние основных видов управленческой деятельности (функции), осуще­ствляют выбор методов управления, организационных структур, под­бор кадров и т. п. В то же время компетентность (глубокое знание существа вопроса) кадров аппарата управления обеспечивает пра­вильное определение целей.

Гибкость и оперативность управления заключается в умении пра­вильно определить не только долгосрочные, но и ближайшие цели, определить очередность задач реализации целей и т. д. Из множест­ва выдвигаемых целей надо уметь выбрать ближайшие, определить очередность их реализации с помощью поставленных задач в кон­кретных условиях.

Этим обусловлена классификация целей:

по содержанию (например, экономические, социальные, полити­ческие, идеологические, научно-технические);

по уровням управления (от общегосударственного, отраслевого и территориального до уровня групп и подразделений);

по времени (от стратегических целей до тактических).

Такое понятие цели соответствует и филологическому знанию этого слова. «Цель -это то, к чему стремятся, чю намечено достигнуть, предел, намерение, которое долж­но осуществить». См.: Ушаков. Толковый словарь русского языка. - М., 1940. С 1211, а также Философский энциклопедический словарь. - М , 1983 С 763.

Все цели находятся в соподчинении друг с другом (иерархия це­лей)', общие, стратегические цели конкретизируются во множестве подцелей (разветвленность целей), одни цели более важны, пер­востепенны по сравнению с другими (ранжирование целей).

Руководствуясь отмеченными целями соподчиненности, разветв­ленное™ и ранжирования целей, их упорядочивают соответствую­щим образом.

Важно уяснить, что метод упорядочения целей имеет не просто те­оретический аспект. Это - средство выбора правильной, реально до­стижимой цели в каждый определенный момент. Этим средством должны пользоваться как «ориентиром» при установлении достиже­ния целей, корректировки нормативов, распределения ресурсов и т. д.

Именно в этом заключается суть целевого подхода в управле­нии: обеспечение органического единства постановки целей и орга­низаторской работы по их достижению на всех уровнях и во всех зве­ньях социального управления.

Орган внутренних дел как было уже отмечено представляет собой разновидность социальной системы управления. Рассмотрим основ­ные ее элементы.

Система управления содержит в себе следующие элементы:

субъект управления (управляющая система),

объект управления (управляемая подсистема),

прямые и обратные связи.

От субъекта к объекту воздействие имеет характер прямых связей. Информация о результатах воздействия от объекта к субъекту - обрат­ная связь. Это упрощенная схема взаимодействия субъекта и объек­та, так как мы не учитываем их взаимодействия с другими системами внешнего мира. Например, подразделения горрайоргана внутренних дел (отделение, группа УР или ГАИ) выступают в качестве объекта уп­равления по отношению к руководству органа (субъект управления), но они одновременно взаимосвязаны и с другими социальными система­ми (различными комиссиями, инспекциями, общественными формиро­ваниями, трудовыми коллективами, гражданами и др.)1.

1.2. Функции управления

Важное место в понятии социального управления занимают функ­ции управления, их классификация проводится различными автора­ми далеко не однозначно2.

1 Туманов Г.А. Орган внутренних дел как система управления: Лекция. - М., 1972. С. 8-12.

2 См.: Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М., 1980. С 131-148; Методы и фор­мы государственного управления - М., 1977. Глава 2; Атаманчук Г.В. Сущность со­ветского государственного управления. - М., 1980. Глава 3 и др.

- 10-

Функции органа управления, как и функции его подразделений или их исполнителей, - это уже конкретные виды деятельности, осуще­ствляемые определенным субъектом управления.

В научной и учебной литературе даются различные классифика­ции функций, в том числе в зависимости от объекта и субъекта управ­ления. Так, в зависимости от специфики объекта управления выделя­ют, например, функции управления экономикой, функции управления административно-политическим строительством, функции управле­ния в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступнос­тью и др.

Для уяснения содержания самого процесса управления важное зна­чение имеет классификация функций с точки зрения субъекта (или органа) управления. Функции, осуществляемые субъектами управ­ления, классифицируются на основные (отраслевые) и обеспечиваю­щие (функциональные). Например, основными функциями органов внутренних дел являются: охрана общественного порядка; борьба с преступностью; раскрытие и расследование преступлений; исполне­ние наказаний; исправление и перевоспитание осужденных; обеспече­ние пожарной безопасности и др. К обеспечивающим функциям от­носятся: кадровая, финансово-плановая, материально-техническая и др. К общим функциям науки управления относятся: прогнозирова­ние, планирование, подготовка и принятие решений, организация ис­полнения решений, контроль и учет, коррегирование решений и регу­лирование системы управления. Эти функции управления реализуются субъектами управления. Рассмотрим их более подробно.

Прогнозирование призвано обеспечивать научность, обоснован­ность, рациональность любого вида человеческой деятельности. Ха­рактерно, что необходимость в прогнозировании по-настоящему по­нята в связи с осознанием роли и содержания управления, формированием соответствующих теоретических положений. Совер­шенствование прогнозирования является следствием и условием по­вышения научности управления и возрастания его значения в разви­тии общества. Прогнозирование в XX веке превратилось в реальную человеческую деятельность, осуществляемую с помощью количест­венных методов и моделей на базе ЭВМ1.

Эта деятельность заключается в получении информации о буду­щем состоянии какого-то объекта (в данном случае - социальной системы) путем анализа его состояний в прошлом и в настоящем. Принципиальная возможность разработки прогноза, т. е. научно обоснованного предсказания о направлении и вероятных изменени­ях изучаемого объекта, базируется на философских положениях о познаваемости мира. Чтобы социальный прогноз был правилен,

1 Четвериков B.C. Количественные методы в управленческой деятельности органов внутренних дел. - М., 1986. С. 5-12.

- 11 -

требуется знание фактов и законов общественного развития, а так­же выявление и объективная оценка совокупности действующих здесь причинно-следственных факторов1.

Если исходить только из информации, характеризующей систему в данный момент, и не принимать во внимание будущие условия ее функционирования, то управление не только будет неоптимальным, но, хуже того, система станет неуправляемой. Поэтому прогнозирова­ние является своеобразной исходной функцией управления, без реа­лизации которой невозможно научное управление вообще.

Прогнозирование позволяет активно воздействовать на будущее в желаемом для общества направлении. Такая возможность предо­ставляется при практическом использовании прогностических выво­дов, в частности при планировании деятельности органов внутренних дел. Например, неблагоприятный прогноз преступности может слу­жить основанием для принятия новых нормативных актов, совершен­ствования правовой пропаганды среди населения, внедрения про­грессивных форм, методов профилактики правонарушений и т. п. Подобные действия направлены на снижение преступности по срав­нению с ее прогнозируемым уровнем.

Прогнозирование требует необходимого информационного обеспе­чения, использования различных количественных методов и моделей, применения ЭВМ2. Указанные виды деятельности, составляющие со­держание прогнозирования, осуществляются последовательно.

Планирование есть общая функция управления, предполагаю­щая определение целей, задач социальных систем на предстоящий период деятельности, средств их достижения и выполнения. Оно слу­жит организационным средством обеспечения планомерного функци­онирования социальных систем.

Как функция управления планирование закладывает основы буду­щей работы с учетом разнообразных факторов развития как самой системы, так и условий ее деятельности. Результатом реализации данной функции являются установочные управленческие решения типа программ, директив, планов и т. д. Особенности плана состоят:

в сложном характере его содержания, представляющего собой сово­купность взаимосвязанных отдельных решений; в его специфической форме и четком определении календарных сроков выполнения наме­ченных мероприятий; в установленной процедуре его выработки

См.: Аванесов Г.А Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью - М., ВШ МВД СССР, 1972. С 34-38, Вицин С.Е , Москвин А И. Мето­дологические основы-прогнозирования в управленческой деятельности в сфере обес­печения правопорядка - М , 1982 С 5-9, 11-14

Четвериков B.C. Методологические и организационно-правовые основы применения количественных методов в управленческой деятельности органов внутренних дел. -М.,1989 С.22-34.

- 12-

и принятия, в использовании для составления плана разнообразных методов.

В плане обязательно отражаются: общие цели и задачи системы;

средства решения задач; ресурсы; конкретные мероприятия с указа­нием очередности их осуществления; мероприятия на случай не­предвиденных обстоятельств; исполнители намеченных мер; сроки реализации последних; способы контроля за выполнением меропри­ятий и плана в целом. Совокупность указанных элементов, составля­ющих содержание плана, позволяет рассматривать его как сложное управленческое решение, принятое на основе выбора главного на­правления развития системы и конкретных практических действий, путей, способов и средств выполнения поставленных задач, достиже­ния намеченных целей.

Для повышения эффективности охраны правопорядка в органах внутренних дел практикуется разработка перспективных, текущих и специальных планов.

Перспективное планирование осуществляется с перспективой на 5 и более лет с учетом основных направлений социального и эко­номического развития страны и соответствующих республик. К стра­тегическому уровню планирования относится разработка долгосроч­ных комплексных целевых программ, предусматривающих решение наиболее сложных проблем борьбы с преступностью, охраны обще­ственного порядка, совершенствования функционирования органов внутренних дел.

Текущее планирование предполагает разработку текущих (годо­вых, полугодовых и квартальных) планов. Оно состоит в определении основных задач и направлений деятельности органов внутренних дел на соответствующий период, а также конкретных мероприятий орга­низационного характера.

Организация - это организационно-регулирующая функция уп­равления. Рассматривая ее сущность, следует иметь в виду, что по­нятие «организация» трактуется неоднозначно1. В одних случаях под данной научной категорией подразумевается определенное социаль­ное образование (оргструктура): государственный или общественный орган, трудовой коллектив; в других - состояние объекта или субъек­та управления, их упорядоченность и целостность в функционирова­нии и структурном отношениях. Наконец, организация может быть представлена как одна из важнейших функций управления, т. е. со­знательная деятельность, направленная на упорядочение тех или иных социальных образований.

См Ипакян А.П. Методы организации управления в органах внутренних дел Лек­ция. - М., ВШ МВД СССР, 1972. С II: Туманов Г.А. Организация исполнения управ­ленческих решений в органах внутренних дел - М , 1971

-13-

Следовательно, между различными аспектами организации суще­ствует тесная связь. Организация, выступающая как упорядоченное состояние системы (т. е.оргструктура), есть одновременно результат целенаправленного осуществления организаторской функции управ­ления.

Содержание организационной деятельности во многом зависит от ее конкретной цели - создания новой системы либо совершенствова­ния существующей. В органах внутренних дел формирование систем чаще всего осуществляется на основе уже сложившихся, но нуждаю­щихся в улучшении. Однако в любом случае при этом необходимо в первую очередь четкое определение либо уточнение предназначе­ния создаваемой системы, т. е. ее целей, задач и функций1.

Общая цель системы органов внутренних дел едина для всех ее элементов. Вместе с тем фактические условия деятельности того или иного органа обусловливают обязательность конкретизации его за­дач и функций с учетом, например, социально-экономических, демо­графических и иных особенностей обслуживаемой им территории. В результате такой конкретизации определяется функциональная структура системы. При этом уточняются и нормативно закрепляются объективно необходимые функции, реализация которых органами внутренних дел в изменяющейся обстановке обеспечивает достиже­ние ими соответствующих целей.

Процесс создания системы предполагает далее формирование ее организационной структуры. В данном случае главным является оп­ределение состава структурных подразделений органа внутренних дел в зависимости от выполняемых ими конкретных функций. Форми­рование организационной структуры требует соблюдения следующе­го правила: каждый элемент системы должен специализироваться на осуществлении одной функции либо группы однородных или тесно взаимосвязанных функций (подфункций). Наряду со строгой специа­лизацией подразделений органов внутренних дел здесь следует так­же обеспечить согласованность их деятельности для решения общих задач. Таким образом, организация системы предполагает определе­ние и формирование ее звеньев, разделение труда между ними и со­здание условий для их согласованных действий.

Формирование организационной структуры требует выяснения по­требностей системы в штатной численности работников и установле­ния номенклатуры должностей (руководителей, специалистов, техни­ческого персонала)2. Важное значение имеет также установление между сотрудниками организационных связей, закрепляющие коор-

Четвериков B.C. Указ. раб С 23-27

2

Четвериков В.С О применении математических моделей в процессе оптимизации штатного обеспечения в органах внутренних дел/ Сборник статей - Академия МВД СССР, 1977. С 23-24

- 14-

динационные отношения и взаимодействия в системе управления. При этом определяются состав и полномочия руководителей органа и его отдельных звеньев с обязательным учетом нормы управляемо­сти, т. е. числа работников, которыми их непосредственный началь­ник может руководить достаточно эффективно. Следовательно, фор­мирование организационных связей приводит к наличию различных уровней управления в органе внутренних дел и созданию в нем соот­ветствующей системы информации.

Для разработки организационной системы необходим и перечень функциональных обязанностей руководителей, их заместителей, всех сотрудников органа внутренних дел. Здесь фиксируются кон­кретные виды их работы, права, обязанности и ответственность (ком­петенция), организационные отношения руководства и подчинения, служебные взаимосвязи сотрудников и др.

Процесс создания системы предполагает обязательное норматив­ное закрепление организационных отношений. Для этого, например, разрабатываются положения об органах и подразделениях внутрен­них дел определенного уровня, где фиксируются их цели, задачи, функции, компетенция, организационно-штатная структура, номенк­латура должностей, права и ответственность должностных лиц.

Как отмечалось, наряду с определением функциональной и орга­низационной структур создание системы предусматривает работу по подбору и расстановке кадров, формирование коллектива, матери­ально-техническому обеспечение сотрудников помещением, обору­дованием, средствами транспорта, связи, организационной и специ­альной техникой и т. п.

Сложность функции организации, многообразие составляющих ее видов деятельности обусловливает создание в относительно высоко­го уровня социальных системах специализированных служб и аппа­ратов (оргштатных, кадровых, материально-технических, финансо­вых, информационных), а также учебных заведений. Однако это не освобождает руководителей от обязанности реализации данной функции. Более того, с повышением уровня управления она занима­ет все большее место в их работе.

Регулирование представляет собой управленческую деятель­ность, в процессе которой производится своего рода корректировка уже организованной системы применительно к изменяющимся внеш­ним и внутренним условиям ее функционирования. Изменения усло­вий вызывают отклонения системы от заданных параметров. Устране­ние таких отклонений, обеспечение нормального функционирования системы является главной задачей регулирования. Необходимость регулирования определяется постоянством изменений, происходя­щих даже в самой организованной системе, которые приводят к нару­шениям, сбоям в ее функционировании. При этом следует заметить, что отсутствие изменений (а если рассматривать их природу более

- 15-

глубоко - противоречий) в развитии системы есть явление совершен­но нереальное и даже регрессивное. Именно существование противо­речий, их устранение выступает важнейшей объективной предпосыл­кой развития общества, всех социальных образований, в том числе и органов внутренних дел.

Как функция управления регулирование является по существу ор­ганизаторской деятельностью (распорядительством) его субъекта. Она заключается в организации оперативного управления, т. е. нала­живании повседневной работы подразделений и сотрудников, взаи­модействия структурных звеньев в конкретных ситуациях, обучения и воспитания кадров. Регулирование конкретизирует управление, способствуя успешному решению оперативно-служебных задач. По­этому объем работы по выполнению данной функции возрастает по мере приближения к исполнительскому уровню системы.

Контроль как функция управления вызывается необходимостью постоянной проверки результатов любой деятельности с тем, чтобы, своевременно устраняя недостатки, повышать ее эффективность.

Выступая в качестве одного из эффективных инструментов повы­шения уровня всей организаторской работы, контроль является и ме­тодом воспитания кадров, средством обеспечения реального выпол­нения управленческих решений. Как функция управления, он представляет собой наблюдение и проверку соответствия процесса функционирования системы принятым законам, планам, стандартам, правилам, приказам и т. п. В процессе контроля выявляются резуль­таты управленческих воздействий, допущенные отклонения от прин­ципов организации и регулирования. Контроль - своеобразная фор­ма обратной связи, позволяющая устанавливать, насколько точно соблюдаются заданные системе параметры.

Следовательно, контроль служит двум основным целям. Во-пер­вых, он позволяет направлять всякую деятельность на выполнение предварительно установленных заданий посредством проверки фак­тического состояния дел, степени реальности осуществления приня­тых решений. Во-вторых, он дает возможность совершенствования деятельности путем своевременного обнаружения и устранения воз­никших отклонений и их причин.

Контроль обладает особой целенаправленностью, которая нахо­дит отражение в решаемых с его помощью управленческих задачах. Ими являются: неуклонное соблюдение положений законов и норма­тивных актов, регламентирующих деятельность государственных ор­ганов и иных объектов управления; своевременное и качественное выполнение управленческих решений; повышение исполнительской дисциплины, ответственности за порученное дело; быстрое устране­ние вскрытых в процессе контроля недостатков; оказание соответст­вующей помощи подчиненным аппаратам и сотрудникам, повышение деловитости и оперативности, сокращение бумажного потока, пре-

-16-

одоление кабинетного стиля работы, тяги к многочисленным заседа­ниям и совещаниям. К числу задач контроля относятся и выявление передового опыта с внедрением его в практику, содержание правиль­ному подбору и расстановке кадров, своевременное предупреждение их от ошибок в работе.

Особенности содержания контрольной деятельности позволяют специализировать на ней определенные подразделения и конкретных сотрудников. Контроль всегда обусловливается какой-то уже совер­шенной работой и поэтому имеет производный, вторичный характер. Представляя собой сбор и переработку информации о функциониро­вании системы или отдельных ее элементов, контроль, однако, не ог­раничивается фиксацией достигнутых результатов. Он обязательно дополняется управленческим воздействием, направленным на устра­нение выявленных недостатков. Контроль осуществляется всеми субъектами управления, но его объем, формы и методы дифференци­руются с учетом уровня соответствующего аппарата.

17-

  1   2   3   4   5   6   7   8


B.C. Четвериков В.В. Четвериков
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации