Четвериков B.C., Четвериков В.В. Основы управления в органах внутренних дел - файл n1.rtf
приобрестиЧетвериков B.C., Четвериков В.В. Основы управления в органах внутренних делскачать (1227.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf
B.C. Четвериков В.В. Четвериков ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОВД УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ МОСКВА Новый Юрист 1997 ББК 67.99(2) 116.3 Ч 52 Рецензенты:
М.Н. Кузнецов, доктор юридических наук, профессор (Академия государственной службы при Президенте РФ),
Катенкарь Н.Т., кандидат юридических наук, доцент (Московская государственная юридическая академия)
Ч 52
Четвериков B.C., Четвериков В.В. Основы управления в органах внутренних дел: Учебное пособие. — М.: Новый Юрист, 1997. — 128с.
ISBN 5-7969-0008-0 Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой курса «Основы управления в органах внутренних дел», утвержденной Учебно-Методическим Центром при Главном Управлении Кадров МВД РФ. На основе общих понятий науки управления раскрываются общие положения социального управления и управления в органах внутренних дел. Даются основные аспекты теории, методологии и практики организации управления в органах внутренних дел; раскрывается процесс организации сбора, обобщения и анализа информации, подготовки и принятия управленческих решений и организации их исполнения. Уделяется внимание кадровому обеспечению, социально-психологическим проблемам, НОТ и НОУТ в органах внутренних дел, совершенствованию делопроизводства в управленческой деятельности ОВД.
В пособии приводится также Программа курса «Основы управления в органах внутренних дел».
Пособие предназначено для слушателей высших учебных заведений МВД РФ и практических работников. Может бьпь полезно для преподавателей и научных работников занимающихся проблемами управления в органах внутренних дел.
ББК 67.99(2) 116.3
ISBN 5-7969-0008-0 ©Четвериков B.C.,
Четвериков В.В., 1997 ©Новый Юрист, 1997
Предисловие Изучение в высших учебных заведениях МВД России курса «Основы управления в органах внутренних дел» имеет главной задачей дать слушателям основные положения теории, методологии и практики управления органами внутренних дел в целях качественного повышения уровня управленческой деятельности. Структура и содержание подготовленного учебного пособия по курсу «Основы управления в органах внутренних дел» соответствует названному курсу учебной программы, подготовленной автором на основе примерной учебной программы, утвержденной УМЦ при ГУК МВД РФ в 1994 г.
Учебное пособие для слушателей высших учебных заведений органов внутренних дел:
позволит им получить знания о закономерностях возникновения, формирования социальных систем в целом и органов внутренних дел в частности (как подсистемы социального управления), методологии научного управления социальными системами;
прививает интерес к изучению теории и практики сбора, обработки и анализа социальной информации, выработки, принятия и организации исполнения управленческих решений, подбора и расстановки кадров, налаживания работы с управленческой документацией и научной организации управленческого труда;
знакомит слушателей с современными отечественными и зарубежными достижениями и передовым опытом в управлении органами внутренних дел;
способствует выработке у слушателей навыков и умений применения современных научных методов управления в их практической работе в различных подразделениях и службах органов внутренних дел страны.
Настоящее учебное пособие представляет собой обобщенный опыт работы профессорско-преподавательского коллектива управленческих кафедр Академии МВД РФ, кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Юридического института МВД РФ, а также других ученых-управленцев в системе органов внутренних дел. Особый вклад в становление и развитие изучаемого курса «Основы управления в органах внутренних дел» внесли такие ученые-юристы, как Аванесов Г.А., Бере-кашвили Л.Ш., Веселый В.З., Вицин С.Е., Зуйков ГГ., Ипакян А.П., Колодкин Л.М., Коренев А.П., Кутушев В.Г., Малков В.Д., Майдыков А.Ф., Минаев В.А., Минин А.Я., Миндагулов А.Х., Михайловская И.Б., Наумкин Ю.В., Рассолов М.М., Роша А.Н., Томин В.Т., Туманов ГА., Чернявский B.C. и многие другие.
При подготовке учебного пособия автором были использованы также материалы фондовых лекций кафедры, передовой опыт и учебное пособие (альбом схем), изданный автором в 1989 г. с грифом МВД СССР «в качестве учебного пособия для высших учебных заведений МВД СССР» структура и содержание которого, по отзыву научно-методической секции УМЦ при ГУК МВД РФ, соответствует новой (примерной) программе, утвержденной в 1994 г.
Для более глубокого изучения предмета данного учебного пособия слушателям следует изучить не только новые нормативные документы, но и дополнительную литературу, указанную в учебной программе курса и самом учебном пособии.
В целом же учебное пособие окажет существенную помощь слушателям в самостоятельном изучении всех тем курса «Основы управления в органах внутренних дел» и овладении основными навыками в практической работе по управлению органами внутренних дел.
4- ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ» Тема 1. Сущность и содержание социального управления 1.1. Основные понятия и положения Прежде чем приступить к рассмотрению этого вопроса необходимо отметить, что наука управления изучает социальные системы с целью приведения их в соответствие с познанными объективными закономерностями и законами общественного развития.
В обществе управление проявляется в двух основных видах: управлении государственном и управлении общественном.
Государственное управление - это управление делами общества, осуществляемое политической системой данного государства.
Общественное управление делами, осуществляется политическими партиями, профессиональными союзами и иными негосударственными организациями.
Эти два вида управления не противостоят одно другому, а взаимно дополняют друг друга, образуя целостную систему социального управления.
Важным и необходимым
элементом государственного управления является правовая регламентация его задач и функций. Она закрепляет разделение труда, способствует повышению ответственности каждого звена государственного звена государственного аппарата, исключает дублирование и подмену одних органов другими. Фиксируя полномочия государственных органов, нормативный акт закрепляет их деятельность, придает им упорядоченность и целеустремленность.
Осуществляя управление, государство выражает свою волю в виде
юридических норм, применение которых создает правовые отношения, стабилизирующие связи между различными элементами общества.
Механизм правового регулирования состоит в том, что правовые нормы, устанавливаемые государством, определяют поведение участников общественных отношений, предоставляя им соответствующие права и возлагая на них соответствующие обязанности.
Применение права - ответственный юридический процесс, основанный на принципе соблюдения законности - прочной основе госу-
-5-
дарственной дисциплины, обусловливающий эффективность государственного управления. Само право и его применение входят в механизм государственного управления, в механизм управления и руководства всем обществом.
Применительно к сфере управления
цели нормотворческой деятельности заключаются в следующем:
а) юридически закрепить соответствующие отношения и обеспечить их правовое регулирование;
б) обеспечить формирование новых отношений, отсутствующих на данном этапе, но необходимых с точки зрения реализации перспективных задач;
в) ликвидировать отношения и санкции, отжившие и тормозящие развитие новых прогрессивных тенденций.
Вопросы организации управления в деятельности государственного аппарата находят свое правовое разрешение в определении правового статуса и компетенции органа управления.
Компетенция органа управления находит свое отражение в положениях об органе управлениями его отдельных звеньях. В положении об органе государственного управления определен не только его правовой статус и компетенция, но и его функции. Конкретизацией положений об отдельных звеньях государственного аппарата являются инструкции о направлениях деятельности органа управления и должностных лиц.
Актуальность проблемы организационного совершенствования деятельности органов внутренних дел имеет особенно важное значение в настоящее время, когда радикально меняются социально-экономические условия, идейно-мировоззренческие основы, влияющие на рост преступности.
Наиболее общее понятие управления выработано кибернетикой -наукой, обобщающей закономерности всякого управления, происходящего в живой природе, в человеческом обществе, в механических системах
1. В общем виде
управление определено как упорядочение системы, то есть приведение ее в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной среде
2.
Под подсистемой же понимается совокупность таких составных частей, взаимодействие которых порождает новые качества, не присущие образующим ее компонентам (частям). Таковы, например, живая клетка организма человека, трудовые коллективы, общество в целом. Составляющие элементы системы, будучи относительно самостоятельными, выполняют определенную функцию, их совокупность и взаимодействие являются условием существования не толь-
См.: Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. С. 704.
2 Винер Н. Кибернетика и общество. - М., 1958. С. 13-14.
-6-
ко каждого из этих элементов, но и системы в целом. Поэтому такие системы принято называть
целостными системами'. Посмотрим это на примере горрайоргана внутренних дел.
Структурные подразделения и отдельные сотрудники горрайоргана относительно самостоятельны в плане выбора варианта действий, форм и методов решения индивидуальных заданий в рамках соблюдения законности и задач, стоящих перед их органом. Совокупность и взаимодействие сотрудников и подразделений в конкретном горрай-органе не только влияет на эффективное решение поставленных перед ними задач, но и является условием существования этих звеньев и системы в целом, то есть отдельные и даже структурные подразделения горрайоргана не могут сами по себе успешно решать задачи охраны порядка и борьбы с преступностью, естественно, они не могут существовать обособленно друг от друга. Следовательно, совокупность и взаимодействие сотрудников и подразделений горрайоргана внутренних дел порождает новые качества, не присущие образующим его отдельным элементам. Поэтому горрайорган внутренних дел и представляет собой целостную социальную систему.
Рассматривая горрайорган внутренних дел как систему социального управления, мы называем ее одновременно управляющей системой по отношению к подчиненным ей подразделениям и службам;
по отношению же к вышестоящему органу управления, например, УВД, МВД, горрайорган внутренних дел является подсистемой управления или управляемой подсистемой
2.
Управление является сложным замкнутым процессом. Процесс управления в относительно замкнутой части включает в себя сначала формулирование целей и постановку задач, подготовку и принятие решения, организацию его исполнения, контроль и учет
3. Затем на основе информации о результатах (то есть достижении или не достижении 1-й цели) ставятся новые задачи, и цикл процесса начинается снова.
Циклы состоят из определенных последовательных управленческих операций или стадий.
Стадия цикла - это относительно обособленная часть процесса управления, определенный этап работы.
Итак,
управленческий цикл представляет собой повторяющуюся совокупность последовательно осуществляемых управленческих операций или стадий, по мере и в ходе реализации которых субъект управления достигает желаемых результатов.
О количестве стадий управленческого цикла в литературе нет единого мнения. Например, В.Г. Афанасьев и Г.И. Петров считают,
См.. Советский энциклопедический словарь - М , 1980. С.1225. Туманов Г А Орган внутренних дел как система управления. - М , 1972 С 542
Ипакян А П. Подготовка и принятие управленческих решений в органах внутренних дел.-М , 1971 С. 20-26
-7-
что необходимо выделить только основные стадии, среди которых выработка и принятие решения, исполнение решения, контроль исполнения и отчетность об исполнении
1.
В результате анализа процесса подготовки и принятия управленческих решений (описанного А.П. Ипакяном)
2 и процесса организации исполнения управленческих решений в органах внутренних дел описанном Г.А. Тумановым
3, можно обобщить, на наш взгляд, цикл управления в следующем виде:
1) формулирование целей и постановка задач;
2) подготовка и принятие управленческих решений;
3) организация исполнения управленческих решений;
4) коррегирование управленческого решения и регулирование системы управления
4.
Особое место и роль в управлении социальными системами имеют принципы управления. Под
принципом управления понимаются общезначимые исходные положения, идеи в которых отражаются объективные закономерности управленческой деятельности, ее направленность, тенденции и основные цели. Принципы имеют в целом объективный характер, хотя являются продуктом логического мышления, поскольку отражают в сознании человека объективно существующие закономерности управления в их различном сочетании. В то же время принципы управления относительно субъективны, так как формулируются людьми на основе обобщения эмпирических фактов и знаний. Зависимость принципов от объективной практики управления относительна, т.к. будучи сформулированные, они становятся исходным моментом в объяснении фактов реальной действительности. Принципы и закономерности различны, т.к. одна закономерность может составлять основу или участвовать в формировании ряда принципов.
Основными принципами управления (научными) являются: объективность, конкретность целей, задач и функций, эффективность, стимулирование, актуальность (не только приоритет проблемы, но и в наличии силы и средства, способные их разрешить), системный подход, территориально-отраслевой, оптимальность и др.
К организационным принципам управления следует отнести
5:
1
Афанасьев В Г. Человек в управлении обществом. - М , 1977 С.207 Петров Г И. Основы советского социального управления. - М., 1974 С. 235
2
Ипакян А П. Подготовка и принятие управленческих решений в органов внутренних
дел.-М., 1971.
3 Туманов Г.А. Организация исполнения управленческих решении в органах внутренних
дел. -М., 1971
4 Четвериков В.С Основы управления в органах внутренних дел. - М , 1989. С. 16.
Четвериков B.C. Указ. раб. С. 64.
-8-
принцип дифференциации и фиксации функций и полномочий (компетенция органа и должностного лица);
принцип ответственности должностных лиц и органов;
принцип сочетания отраслевых и территориальных начал в управлении;
принцип сочетания линейных и функциональных начал в управлении;
сочетания коллегиальности с единоначалием принятия решения.
Не менее важным после выявления принципов управления, является
процесс формулирования цели. В общей теории социального управления общепринятым является положение о том, что любой процесс управления начинается с формулирования целей, то есть определения того результата, такого состояния объекта управления, к достижению которых субъект управления стремиться. При этом всегда имеется в виду то конечное состояние, которое должно быть достигнуто на определенном этапе
1.
Цели управления в обществе в своей основе объективны, обусловлены требованиями законов экономического и социального развития, а также особенностями конкретной среды. Но в то же время цели всегда осознаны, они выдвигаются и формулируются людьми. Следовательно,
субъективный фактор имеет всегда важное значение. Именно люди, составляющие органы управления, олицетворяющие волю субъекта управления, формируют цели, определяют содержание основных видов управленческой деятельности (функции), осуществляют выбор методов управления, организационных структур, подбор кадров и т. п. В то же время компетентность (глубокое знание существа вопроса) кадров аппарата управления обеспечивает правильное определение целей.
Гибкость и оперативность управления заключается в умении правильно определить не только долгосрочные, но и ближайшие цели, определить очередность задач реализации целей и т. д. Из множества выдвигаемых целей надо уметь выбрать ближайшие, определить очередность их реализации с помощью поставленных задач в конкретных условиях.
Этим обусловлена
классификация целей: по содержанию (например, экономические, социальные, политические, идеологические, научно-технические);
по уровням управления (от общегосударственного, отраслевого и территориального до уровня групп и подразделений);
по времени (от стратегических целей до тактических).
Такое понятие цели соответствует и филологическому знанию этого слова. «Цель -это то, к чему стремятся, чю намечено достигнуть, предел, намерение, которое должно осуществить». См.: Ушаков. Толковый словарь русского языка. - М., 1940. С 1211, а также Философский энциклопедический словарь. - М , 1983 С 763.
Все цели находятся в соподчинении друг с другом
(иерархия целей)', общие, стратегические цели конкретизируются во множестве подцелей
(разветвленность целей), одни цели более важны, первостепенны по сравнению с другими
(ранжирование целей). Руководствуясь отмеченными целями соподчиненности, разветвленное™ и ранжирования целей, их упорядочивают соответствующим образом.
Важно уяснить, что метод упорядочения целей имеет не просто теоретический аспект. Это - средство выбора правильной, реально достижимой цели в каждый определенный момент. Этим средством должны пользоваться как «ориентиром» при установлении достижения целей, корректировки нормативов, распределения ресурсов и т. д.
Именно в этом заключается суть
целевого подхода в управлении: обеспечение органического единства постановки целей и организаторской работы по их достижению на всех уровнях и во всех звеньях социального управления.
Орган внутренних дел как было уже отмечено представляет собой разновидность социальной системы управления. Рассмотрим основные ее элементы.
Система управления содержит в себе следующие элементы:
субъект управления (управляющая система),
объект управления (управляемая подсистема),
прямые и обратные связи.
От субъекта к объекту воздействие имеет характер прямых связей. Информация о результатах воздействия от объекта к субъекту - обратная связь. Это упрощенная схема взаимодействия субъекта и объекта, так как мы не учитываем их взаимодействия с другими системами внешнего мира. Например, подразделения горрайоргана внутренних дел (отделение, группа УР или ГАИ) выступают в качестве объекта управления по отношению к руководству органа (субъект управления), но они одновременно взаимосвязаны и с другими социальными системами (различными комиссиями, инспекциями, общественными формированиями, трудовыми коллективами, гражданами и др.)
1.
1.2. Функции управления Важное место в понятии социального управления занимают
функции управления, их классификация проводится различными авторами далеко не однозначно
2.
1 Туманов Г.А. Орган внутренних дел как система управления: Лекция. - М., 1972. С. 8-12.
2 См.: Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М., 1980. С 131-148; Методы и формы государственного управления - М., 1977. Глава 2; Атаманчук Г.В. Сущность советского государственного управления. - М., 1980. Глава 3 и др.
- 10-
Функции органа управления, как и функции его подразделений или их исполнителей, - это уже конкретные виды деятельности, осуществляемые определенным субъектом управления.
В научной и учебной литературе даются различные классификации функций, в том числе в зависимости от объекта и субъекта управления. Так, в зависимости от специфики объекта управления выделяют, например, функции управления экономикой, функции управления административно-политическим строительством, функции управления в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью и др.
Для уяснения содержания самого процесса управления важное значение имеет классификация функций с точки зрения
субъекта (или органа) управления. Функции, осуществляемые субъектами управления, классифицируются на основные (отраслевые) и обеспечивающие (функциональные). Например,
основными функциями органов внутренних дел являются: охрана общественного порядка; борьба с преступностью; раскрытие и расследование преступлений; исполнение наказаний; исправление и перевоспитание осужденных; обеспечение пожарной безопасности и др. К
обеспечивающим функциям относятся: кадровая, финансово-плановая, материально-техническая и др. К
общим функциям науки управления относятся: прогнозирование, планирование, подготовка и принятие решений, организация исполнения решений, контроль и учет, коррегирование решений и регулирование системы управления. Эти функции управления реализуются субъектами управления. Рассмотрим их более подробно.
Прогнозирование призвано обеспечивать научность, обоснованность, рациональность любого вида человеческой деятельности. Характерно, что необходимость в прогнозировании по-настоящему понята в связи с осознанием роли и содержания управления, формированием соответствующих теоретических положений. Совершенствование прогнозирования является следствием и условием повышения научности управления и возрастания его значения в развитии общества. Прогнозирование в XX веке превратилось в реальную человеческую деятельность, осуществляемую с помощью количественных методов и моделей на базе ЭВМ
1.
Эта деятельность заключается в получении информации о будущем состоянии какого-то объекта (в данном случае - социальной системы) путем анализа его состояний в прошлом и в настоящем. Принципиальная возможность разработки прогноза, т. е. научно обоснованного предсказания о направлении и вероятных изменениях изучаемого объекта, базируется на философских положениях о познаваемости мира. Чтобы социальный прогноз был правилен,
1 Четвериков B.C. Количественные методы в управленческой деятельности органов внутренних дел. - М., 1986. С. 5-12.
- 11 - требуется знание фактов и законов общественного развития, а также выявление и объективная оценка совокупности действующих здесь причинно-следственных факторов
1.
Если исходить только из информации, характеризующей систему в данный момент, и не принимать во внимание будущие условия ее функционирования, то управление не только будет неоптимальным, но, хуже того, система станет неуправляемой. Поэтому прогнозирование является своеобразной исходной функцией управления, без реализации которой невозможно научное управление вообще.
Прогнозирование позволяет активно воздействовать на будущее в желаемом для общества направлении. Такая возможность предоставляется при практическом использовании прогностических выводов, в частности при планировании деятельности органов внутренних дел. Например, неблагоприятный прогноз преступности может служить основанием для принятия новых нормативных актов, совершенствования правовой пропаганды среди населения, внедрения прогрессивных форм, методов профилактики правонарушений и т. п. Подобные действия направлены на снижение преступности по сравнению с ее прогнозируемым уровнем.
Прогнозирование требует необходимого информационного обеспечения, использования различных количественных методов и моделей, применения ЭВМ
2. Указанные виды деятельности, составляющие содержание прогнозирования, осуществляются последовательно.
Планирование есть общая функция управления, предполагающая определение целей, задач социальных систем на предстоящий период деятельности, средств их достижения и выполнения. Оно служит организационным средством обеспечения планомерного функционирования социальных систем.
Как функция управления планирование закладывает основы будущей работы с учетом разнообразных факторов развития как самой системы, так и условий ее деятельности. Результатом реализации данной функции являются установочные управленческие решения типа программ, директив, планов и т. д. Особенности плана состоят:
в сложном характере его содержания, представляющего собой совокупность взаимосвязанных отдельных решений; в его специфической форме и четком определении календарных сроков выполнения намеченных мероприятий; в установленной процедуре его выработки
См.: Аванесов Г.А Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью - М., ВШ МВД СССР, 1972. С 34-38, Вицин С.Е , Москвин А И. Методологические основы-прогнозирования в управленческой деятельности в сфере обеспечения правопорядка - М , 1982 С 5-9, 11-14
Четвериков B.C. Методологические и организационно-правовые основы применения количественных методов в управленческой деятельности органов внутренних дел. -М.,1989 С.22-34.
- 12- и принятия, в использовании для составления плана разнообразных методов.
В плане обязательно отражаются: общие цели и задачи системы;
средства решения задач; ресурсы; конкретные мероприятия с указанием очередности их осуществления; мероприятия на случай непредвиденных обстоятельств; исполнители намеченных мер; сроки реализации последних; способы контроля за выполнением мероприятий и плана в целом. Совокупность указанных элементов, составляющих содержание плана, позволяет рассматривать его как сложное управленческое решение, принятое на основе выбора главного направления развития системы и конкретных практических действий, путей, способов и средств выполнения поставленных задач, достижения намеченных целей.
Для повышения эффективности охраны правопорядка в органах внутренних дел практикуется разработка перспективных, текущих и специальных планов.
Перспективное планирование осуществляется с перспективой на 5 и более лет с учетом основных направлений социального и экономического развития страны и соответствующих республик. К стратегическому уровню планирования относится разработка долгосрочных комплексных целевых программ, предусматривающих решение наиболее сложных проблем борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, совершенствования функционирования органов внутренних дел.
Текущее планирование предполагает разработку текущих (годовых, полугодовых и квартальных) планов. Оно состоит в определении основных задач и направлений деятельности органов внутренних дел на соответствующий период, а также конкретных мероприятий организационного характера.
Организация - это организационно-регулирующая функция управления. Рассматривая ее сущность, следует иметь в виду, что понятие «организация» трактуется неоднозначно
1. В одних случаях под данной научной категорией подразумевается определенное социальное образование (оргструктура): государственный или общественный орган, трудовой коллектив; в других - состояние объекта или субъекта управления, их упорядоченность и целостность в функционировании и структурном отношениях. Наконец, организация может быть представлена как одна из важнейших функций управления, т. е. сознательная деятельность, направленная на упорядочение тех или иных социальных образований.
См Ипакян А.П. Методы организации управления в органах внутренних дел Лекция. - М., ВШ МВД СССР, 1972. С II: Туманов Г.А. Организация исполнения управленческих решений в органах внутренних дел - М , 1971
-13-
Следовательно, между различными аспектами организации существует тесная связь. Организация, выступающая как упорядоченное состояние системы (т. е.оргструктура), есть одновременно результат целенаправленного осуществления организаторской функции управления.
Содержание организационной деятельности во многом зависит от ее конкретной цели - создания новой системы либо совершенствования существующей. В органах внутренних дел формирование систем чаще всего осуществляется на основе уже сложившихся, но нуждающихся в улучшении. Однако в любом случае при этом необходимо в первую очередь четкое определение либо уточнение предназначения создаваемой системы, т. е. ее целей, задач и функций
1.
Общая цель системы органов внутренних дел едина для всех ее элементов. Вместе с тем фактические условия деятельности того или иного органа обусловливают обязательность конкретизации его задач и функций с учетом, например, социально-экономических, демографических и иных особенностей обслуживаемой им территории. В результате такой конкретизации определяется функциональная структура системы. При этом уточняются и нормативно закрепляются объективно необходимые функции, реализация которых органами внутренних дел в изменяющейся обстановке обеспечивает достижение ими соответствующих целей.
Процесс создания системы предполагает далее формирование ее организационной структуры. В данном случае главным является определение состава структурных подразделений органа внутренних дел в зависимости от выполняемых ими конкретных функций. Формирование организационной структуры требует соблюдения следующего правила: каждый элемент системы должен специализироваться на осуществлении одной функции либо группы однородных или тесно взаимосвязанных функций (подфункций). Наряду со строгой специализацией подразделений органов внутренних дел здесь следует также обеспечить согласованность их деятельности для решения общих задач. Таким образом, организация системы предполагает определение и формирование ее звеньев, разделение труда между ними и создание условий для их согласованных действий.
Формирование организационной структуры требует выяснения потребностей системы в штатной численности работников и установления номенклатуры должностей (руководителей, специалистов, технического персонала)
2. Важное значение имеет также установление между сотрудниками организационных связей, закрепляющие коор-
Четвериков B.C. Указ. раб С 23-27
2
Четвериков В.С О применении математических моделей в процессе оптимизации штатного обеспечения в органах внутренних дел/ Сборник статей - Академия МВД СССР, 1977. С 23-24
- 14- динационные отношения и взаимодействия в системе управления. При этом определяются состав и полномочия руководителей органа и его отдельных звеньев с обязательным учетом нормы управляемости, т. е. числа работников, которыми их непосредственный начальник может руководить достаточно эффективно. Следовательно, формирование организационных связей приводит к наличию различных уровней управления в органе внутренних дел и созданию в нем соответствующей системы информации.
Для разработки организационной системы необходим и перечень функциональных обязанностей руководителей, их заместителей, всех сотрудников органа внутренних дел. Здесь фиксируются конкретные виды их работы, права, обязанности и ответственность (компетенция), организационные отношения руководства и подчинения, служебные взаимосвязи сотрудников и др.
Процесс создания системы предполагает обязательное нормативное закрепление организационных отношений. Для этого, например, разрабатываются положения об органах и подразделениях внутренних дел определенного уровня, где фиксируются их цели, задачи, функции, компетенция, организационно-штатная структура, номенклатура должностей, права и ответственность должностных лиц.
Как отмечалось, наряду с определением функциональной и организационной структур создание системы предусматривает работу по подбору и расстановке кадров, формирование коллектива, материально-техническому обеспечение сотрудников помещением, оборудованием, средствами транспорта, связи, организационной и специальной техникой и т. п.
Сложность функции организации, многообразие составляющих ее видов деятельности обусловливает создание в относительно высокого уровня социальных системах специализированных служб и аппаратов (оргштатных, кадровых, материально-технических, финансовых, информационных), а также учебных заведений. Однако это не освобождает руководителей от обязанности реализации данной функции. Более того, с повышением уровня управления она занимает все большее место в их работе.
Регулирование представляет собой управленческую деятельность, в процессе которой производится своего рода корректировка уже организованной системы применительно к изменяющимся внешним и внутренним условиям ее функционирования. Изменения условий вызывают отклонения системы от заданных параметров. Устранение таких отклонений, обеспечение нормального функционирования системы является главной задачей регулирования. Необходимость регулирования определяется постоянством изменений, происходящих даже в самой организованной системе, которые приводят к нарушениям, сбоям в ее функционировании. При этом следует заметить, что отсутствие изменений (а если рассматривать их природу более
- 15- глубоко - противоречий) в развитии системы есть явление совершенно нереальное и даже регрессивное. Именно существование противоречий, их устранение выступает важнейшей объективной предпосылкой развития общества, всех социальных образований, в том числе и органов внутренних дел.
Как функция управления регулирование является по существу организаторской деятельностью (распорядительством) его субъекта. Она заключается в организации оперативного управления, т. е. налаживании повседневной работы подразделений и сотрудников, взаимодействия структурных звеньев в конкретных ситуациях, обучения и воспитания кадров. Регулирование конкретизирует управление, способствуя успешному решению оперативно-служебных задач. Поэтому объем работы по выполнению данной функции возрастает по мере приближения к исполнительскому уровню системы.
Контроль как функция управления вызывается необходимостью постоянной проверки результатов любой деятельности с тем, чтобы, своевременно устраняя недостатки, повышать ее эффективность.
Выступая в качестве одного из эффективных инструментов повышения уровня всей организаторской работы, контроль является и методом воспитания кадров, средством обеспечения реального выполнения управленческих решений. Как функция управления, он представляет собой наблюдение и проверку соответствия процесса функционирования системы принятым законам, планам, стандартам, правилам, приказам и т. п. В процессе контроля выявляются результаты управленческих воздействий, допущенные отклонения от принципов организации и регулирования. Контроль - своеобразная форма обратной связи, позволяющая устанавливать, насколько точно соблюдаются заданные системе параметры.
Следовательно, контроль служит двум основным целям. Во-первых, он позволяет направлять всякую деятельность на выполнение предварительно установленных заданий посредством проверки фактического состояния дел, степени реальности осуществления принятых решений. Во-вторых, он дает возможность совершенствования деятельности путем своевременного обнаружения и устранения возникших отклонений и их причин.
Контроль обладает особой целенаправленностью, которая находит отражение в решаемых с его помощью управленческих задачах. Ими являются: неуклонное соблюдение положений законов и нормативных актов, регламентирующих деятельность государственных органов и иных объектов управления; своевременное и качественное выполнение управленческих решений; повышение исполнительской дисциплины, ответственности за порученное дело; быстрое устранение вскрытых в процессе контроля недостатков; оказание соответствующей помощи подчиненным аппаратам и сотрудникам, повышение деловитости и оперативности, сокращение бумажного потока, пре-
-16-
одоление кабинетного стиля работы, тяги к многочисленным заседаниям и совещаниям. К числу задач контроля относятся и выявление передового опыта с внедрением его в практику, содержание правильному подбору и расстановке кадров, своевременное предупреждение их от ошибок в работе.
Особенности содержания контрольной деятельности позволяют специализировать на ней определенные подразделения и конкретных сотрудников. Контроль всегда обусловливается какой-то уже совершенной работой и поэтому имеет производный, вторичный характер. Представляя собой сбор и переработку информации о функционировании системы или отдельных ее элементов, контроль, однако, не ограничивается фиксацией достигнутых результатов. Он обязательно дополняется управленческим воздействием, направленным на устранение выявленных недостатков. Контроль осуществляется всеми субъектами управления, но его объем, формы и методы дифференцируются с учетом уровня соответствующего аппарата.
17-
B.C. Четвериков В.В. Четвериков