Реферат - Государственное регулирование природопользования и охрана окружающей среды - файл n1.docx

Реферат - Государственное регулирование природопользования и охрана окружающей среды
скачать (36.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx37kb.12.09.2012 18:18скачать

n1.docx

Содержание

Введение…………………………………………..………………………… 2

  1. Экологическая политика государства в условиях рыночной экономики………………………………………………………………………… 3

  2. Экономические методы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды…………………………... 7

  3. Административно-правовые методы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды……………………….… 11

  4. Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды…………………………………………….…….... 12

Заключение………………………………………………………………... 14

Список литературы………………………………………………………... 15
Введение

Отличительной особенностью современного этапа хозяйственного развития России является формирование представлений о тесной взаимосвязи экономического и экологического благополучия. В период перехода страны к рыночной экономике особое внимание уделяется государственному регулированию природопользования и охране окружающей среды, так как в настоящее время эколого-экономические проблемы определяют не только эффективность функционирования всех видов и форм хозяйственной деятельности, но и принципиальные условия благополучного существования каждого человека.

В условиях устойчивого экономического развития важное значение имеет не только получение прибыли любой ценой, но и управление современным экологически безопасным производством.

Предметом рассмотрения является государственное регулирование природопользованием и охраной окружающей среды.

Цели данной работы – раскрытие методологических основ государственного регулирования природопользованием и охраной окружающей среды, изучение целей, задач и методов этого регулирования.



  1. Экологическая политика государства в условиях рыночной экономики

Природные ресурсы – совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.

По виду исчерпаемости природные ресурсы классифицируются:

  1. Исчерпаемые – невозобновляемые (минеральные, земельные ресурсы) и возобновляемые (ресурсы растительного и животного мира);

  2. Не полностью возобновляемые — скорость восстановления ниже уровня хозяйственного потребления (пахотно-пригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы);

  3. Неисчерпаемые ресурсы (водные, климатические).

Государственное регулирование является самостоятельным элементом управления экономикой. Система управления природопользованием (ПР) и охраной окружающей природной среды (ООПС) включает ряд специфических инструментов и рычагов, основывающихся на методах правовой защиты и регулирования.

В настоящее время организация системы государственного регулирования природопользования включает: формирование экологической политики, выработку стратегии природопользования, выбор методов государственного регулирования природопользованием, создание информационно-информативно-правового обеспечения управления природопользованием, формирование инфраструктуры для обеспечения регулирования в сфере природопользования.

К функциональным инструментам организационно-правового механизма ПР и ООПС относятся: нормирование, стандартизация, экспертиза, лицензирование, сертификация, аудирование, мониторинг, контроль.

Мониторинг окружающей среды система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и его изменений. Государственный мониторинг осуществляют специально уполномоченные исполнительные органы Российской Федерации в области охраны окружающей среды при участии министерств и ведомств через систему наблюдения в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, а также в космическом пространстве.

Экологическое нормирование — установление компетентными государственными органами экологических нормативов в области ПР и ООПС.

Экологическая стандартизация деятельность компетентных государственных органов по установлению в стандартах норм, правил и характеристик (требований) по рациональному природопользованию и охране окружающей среды. Экологические стандарты эколого-правовые требования, установленные государственными стандартами (ГОСТ) в отношении новой техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, способной оказать вредное воздействие на ОПС для предупреждения вреда, наносимого окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека. Экологические требования к продукции производства и потребления должны обеспечивать соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на ОПС в процессе производства, хранения, транспортировки и использования продукции.

К действенной форме государственного регулирования природопользования относится экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой, хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Экологическая экспертиза в России на сегодняшний день служит единственной узаконенной мерой, способной не допустить строительства объектов, реализации программ, нормативных актов, иных решений в ущерб экологической безопасности, а следовательно, в ущерб здоровью граждан и окружающей природной среде.

Экологическое лицензирование представляет собой деятельность компетентных государственных органов, связанную с выдачей лицензий (разрешений) предприятиям, организациям и учреждениям, а также физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды.

Большое значение в государственном регулировании природопользования имеет экологическая сертификация. Она представляет собой деятельность специальных органов по подтверждению соответствия сертифицированного объекта (продукция, технологические процессы, отходы производства и потребления, природные ресурсы, экологические услуги) предъявленным к нему экологическим требованиям.

К функциям государственного регулирования природопользования относят также экологическое аудирование. Это проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей природной среды от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологического оборудования, их соответствие требованиям законодательства РФ, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем.

Экологический контроль это совокупность организационно-правовых мер, обеспечивающих принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований.

В государственной системе управления природоохранной деятельностью в Российской Федерации важную роль играет формирование единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), который включает в себя мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду, мониторинг загрязнения абиотического компонента окружающей природной среды, мониторинг биотической компоненты окружающей природной среды, социально-гигиенический мониторинг и обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем. Система единого экологического мониторинга предусматривает не только контроль состояния окружающей среды и здоровья населения, но и возможность активного воздействия на ситуацию.

Методы государственного регулирования природопользования делятся на 2 группы:

  1. Экономические методы;

  2. Административно-правовые методы.



  1. Экономические методы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды

Основными методами экономических механизмов в государственном экологическом регулировании являются: природные кадастры, финансирование природопользования и охраны окружающей среды, платежи за природопользование и загрязнение окружающей среды, льготы по кредитованию, налогообложению, а также экологическое страхование, планирование (прогнозирование) ПР и ООПС, меры экономического стимулирования (льготы).

Государственные кадастры природных ресурсов и объектов представляют собой ввод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей. На основе кадастров проводится основная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы. Данные, содержащиеся в кадастрах, являются основой для принятия решения о предоставлении природного ресурса в пользование. Кадастры ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по территориям.

Действенным механизмом государственного регулирования природопользования должно быть финансовое обеспечение. Финансирование это обеспечение выполнения природоохранных программ материальными средствами. Оно осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, бюджетов органов местного самоуправления, собственных средств предприятий, учреждений, организаций, экологических фондов, фондов экологического страхования, кредитов банков, добровольных взносов населения и других источников.

Для решения неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранных задач создается единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, экологические фонды субъектов РФ и местные фонды.

Для обеспечения надежного финансирования различных видов природоохранной деятельности в Российской Федерации создается система экологических фондов, которая включает Федеральный экологический фонд, соответствующие республиканские (краевые, областные и местные) экологические фонды, страховые фонды окружающей среды, экологические фонды предприятий.

Особую группу составляют фонды экологического страхования (или фонды экологической безопасности), создаваемые государственными или местными финансовыми органами для оказания помощи и компенсационных выплат предприятиям, учреждениям и гражданам в случае причинения им серьезного ущерба изменениями в окружающей среде.

Одним из важнейших регуляторов уровня экологического загрязнения является налогообложение. Оно устанавливается органами различных уровней управления. Налоги перечисляются природопользователями на бюджетные счета, а доходы бюджетов используются для финансирования природоохранных мероприятий. Регулирование системы налогообложения по экологическим критериям осуществляется на республиканском, краевом и областном уровнях в соответствии с компетенцией соответствующих органов управления. Потери бюджетных доходов за счет внедрения налоговых льгот могут компенсироваться за счет поступлений по дополнительному налогообложению продукции предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию или применяющих экологически опасные технологии или оборудование. К территориям с высокой экологической напряженностью должно также применяться льготное налоговое обложение. Налогообложение в первую очередь касается развития льготного обложения продукции, вырабатываемой из отходов, вплоть до полного ее освобождения от налогов. На территориях с кризисной ситуацией целесообразно не облагать налогом прибыль предприятий, если освобождаемые от налогообложения средства направляются на природоохранные цели.

С целью формирования целевых фондов финансирования работ по воспроизводству природных ресурсов и природоохранных мероприятий, стимулирования рационального природопользования активно используются платежи за природные ресурсы.

Введение платежей за использование природных ресурсов — прямое следствие преобразования природоресурсовых отношений, проводимого в рамках рыночных реформ. Установление такой платы стало возможным после отмены исключительной государственной монополии на землю и другие природные ресурсы, превращения земель и других ресурсов в объект купли-продажи и гражданско-правовых сделок.

В законе «Об охране окружающей природной среды» закреплены два вида платежей:

  1. Плата за ресурсы животного мира (землю, воду, недра, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) и регулируется соответствующими природно-ресурсными законодательными актами.

  2. Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды воздействия, являющиеся экономическим стимулом к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с вредными воздействиями, добровольно принимали меры по уменьшению загрязнения в соответствии с требованиями экологического законодательства. Плата за загрязнение ОПС является одним из видов платности в использовании природных ресурсов. Она направлена на компенсацию вреда, причиняемого природной среде, здоровью человека, материальным ценностям. Установленная плата взимается в бесспорном порядке за счет прибыли или себестоимости предприятия-загрязнителя и на этой основе должна стимулировать сокращение выбросов, сбросов вредных веществ. Платежи за загрязнение служат главным источником образования и пополнения внебюджетных экологических фондов, средства которых используются для оздоровления и охраны окружающей природной среды. В этом проявляется экологическое значение платы.

Элементами экономического механизма регулирования природопользования являются также экологическое страхование, планирование (прогнозирование) природопользования, меры экологического стимулирования.

Экологическое страхование представляет собой страхование ответственности объектов — потенциальных виновников, аварийного, непреднамеренного загрязнения среды и страхование собственных убытков, возникающих у источников такого загрязнения. Цель экологического страхования — наиболее полная компенсация нанесенного окружающей среде вреда.

Планирование (прогнозирование) природопользования представляет собой мероприятия по охране окружающей среды и природопользованию в составе экологических программ, разрабатываемые на основе комплексного анализа важнейших факторов (демографической ситуации научно-технического потенциала, социальной структуры, состояния природных ресурсов) и перспектив их изменений с учетом природно-ресурсного потенциала отдельных регионов.



  1. Административно-правовые методы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды

Административно-правовые методы предусматривают установление допустимых норм выбросов, запрета на применение определенного вида сырья или продукции, определение системы дифференцированных экологических стандартов для различных отраслей.

В результате складывается единая система экоинформации, мониторинга, кадастров природных ресурсов, которая позволяет оперативно оценивать ситуацию и состояние среды обитания в различных регионах страны. Государство определяет общие нормы, стандарты и правила экологической безопасности.

Природоохранные нормы – численные значения соотношений между качественным и количественным состоянием природно-ресурсного потенциала или его отдельных компонентов.

На всей территории России устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязнителей в атмосферу, дифференцированные в зависимости от технико-экономических параметров источников выбросов, их размещения и метеорологических характеристик территории. Кроме того устанавливаются предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих природную среду, и нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на нее, а также критические уровни загрязнения (КУЗ).

Нормативы ПДК вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира.



  1. Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды

В настоящее время процесс антропогенного воздействия на экологическое равновесие оказывается гораздо сильнее, и природа страдает значительно больше, но в равной мере увеличиваются и обратные нагрузки на социальные формы бытия. Никогда еще за всю историю человечества так быстро и в таких размерах не разрушалась окружающая среда, как это происходит после второй мировой войны. В результате нерационального отношения к природным ресурсам интенсифицировался процесс опустынивания, смыва природного слоя почв, сведения лесов на огромных площадях.

К началу 80-х годов была подготовлена стратегия охраны природы, содержащая не только рекомендации государствам по охране природы, но и фактическую информацию о состоянии экологического равновесия всех природных объектов мира, особенно лесной флоры и фауны.

В настоящее время почти все главные политические и экономические межгосударственные организации и группировки стран Запада включились в работу по организации сотрудничества в деле охраны природы. Европейский экономический совет, созданный в 1949 г., с конца 60-х гг. обращается к современным проблемам окружающей среды, приняв две декларации: «Европейскую декларацию в области сохранения природы» (1970г.) и «Декларацию об улучшении природной среды в Европе» (1980 г.).

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды начало более активно развиваться в последние годы не только в рамках западных экономических и политических группировок, но и между странами, расположенными в пределах крупных морских и речных бассейнов.

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночных механизмах регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Киотский протокол — международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Он обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008-2012 годах по сравнению с 1990 годом.
Заключение

Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

В контрольной работе были рассмотрены методологические основы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды, цели, задач и методы данного регулирования.

Таким образом, были выполнены цели контрольной работы.
Список литературы

  1. Государственное регулирование рыночной экономики/ Под общей ред. В.И.Кушлина. – М.: Издательство РАГС, 2005г.

  2. Государственное регулирование экономики/Под ред. Т.Г.Морозовой. – М.: Юнити, 2002г.

  3. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс/ Под ред. Т.Г.Морозовой, А.В.Пикулькина. – М.: Финстатинформ, 1997г.

  4. Комментарий к Федеральному закону "Об охране окружающей среды" (Постатейный): В редакции от 31 декабря 2005 г. – М: Ось-89, 2006 г.

  5. БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ (Хрестоматия) Автор: Видяпина В.И. http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr01/default.asp

  6. Экология, охрана природы и экологическая безопасность/ Под общей ред. В.И. Данилова-Данильяна. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1997г.





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации