Берков В.Ф. Логика: Курс лекций - файл n1.doc

Берков В.Ф. Логика: Курс лекций
скачать (1815.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1816kb.12.09.2012 18:13скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


Академия управления
при Президенте Республики Беларусь




Система открытого образования

В.Ф. Берков

Логика

Курс лекций

2-е издание, стереотипное


Минск

2005

УДК 16

ББК 87.4

Б48


Серия основана в 2001 году


Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Берков В.Ф.

Б48             Логика: Курс лекций /  Берков В.Ф. – 2-е изд., стер. – Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 264 с.

ISBN 985-457-393-1


Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности "Государственное управление и экономика".


УДК 16

ББК 87.4


ISBN 985-457-393-1




Берков В.Ф., 2003






Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003

СОДЕРЖАНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ 8

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ КАК НАУКИ 11

Лекция 1. Предмет логики как науки 11

Определение логики как науки. Понятие схемы
(логической формы) мысли. 11

Упражнения: 14

Правильные рассуждения 15

Упражнения: 17

Правильность и истинность мысли. Ошибки в мышлении 18

Упражнения: 20

Логическая культура 21

Контрольные вопросы по теме №1: 22

ТЕМА 2. ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИМЕНА 23

Лекция 2. Высказывания и имена 23

ВЫСКАЗЫВАНИЯ 24

Логические союзы: определения 24

Упражнения: 30

Логические союзы и естественный язык 32

Упражнения: 36

Законы логики высказываний 36

Упражнения: 42

Отношения между схемами высказываний 50

Отношение следования (подчинения) 52

Отношение полной совместимости (равнозначности) 53

Отношение частичной совместимости 55

Отношение противоречия 55

Отношение противности 56

Упражнения: 57

Достаточные и необходимые условия. Причинно-следственные отношения 60

Достаточные и необходимые условия 60

Принцип достаточного основания 62

Причина и следствие 64

Ошибки при анализе детерминации 65

Упражнения: 67

ИМЕНА 71

Понятие имени 72

Упражнения: 78

Отношения между именами 79

Упражнения: 82

Операции с именами 84

Булевы операции 84

Обобщение и ограничение 90

Упражнения: 95

Операции с именами (продолжение). Деление 97

Понятие деления 97

Правила деления 100

Упражнения: 105

Операции с именами (окончание). Определение (дефиниция) 107

Реальные и номинальные определения 107

Структура определения 109

Виды определений 110

Правила определения 112

Упражнения: 117

Контрольные вопросы по теме №2: 122

ТЕМА 3. ВЫВОДЫ 124

Лекция 3. Выводы 124

ВЫВОДЫ В ЛОГИКЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ 125

Понятие вывода 125

Правила дедуктивных выводов в логике высказываний 127

Прямые правила вывода 128

Непрямые (косвенные) правила выводов 134

Упражнения: 141

СИЛЛОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ 144

Атрибутивные высказывания 144

Структура и виды атрибутивных высказываний 144

Распределенность терминов в атрибутивном высказывании 149

Отношения между схемами атрибутивных высказываний 152

Упражнения: 155

Непосредственные силлогистические выводы 158

Упражнения: 162

Опосредованные силлогистические выводы 163

Простой категорический силлогизм 163

Основные правила простого категорического силлогизма 167

Упражнения: 174

Сложные и сокращенные силлогизмы 177

Упражнения: 182

ПРАВДОПОДОБНЫЕ ВЫВОДЫ 184

Выводы по аналогии 184

Редуктивные выводы 187

Упражнения: 192

Условия правомерности правдоподобных выводов 193

Упражнения: 196

Погрешности в правдоподобных выводах 196

Слишком далекая аналогия 196

Просеивание (подтасовка) фактов 197

Поспешное обобщение 198

Упражнения: 198

Контрольные вопросы по теме №3: 200

ТЕМА 4. ДИАЛОГ 201

Лекция 4. ДИАЛОГ 201

Понятие и структура диалога 201

Обсуждаемый вопрос 202

Точки зрения 209

Аргументация 211

Итоги делового диалога. Логика принятия решений 224

Упражнения: 226

Правила ведения диалога 229

Общие правила 229

Правила постановки вопросов 233

Правила выдвижения точек зрения 238

Правила по отношению к тезису аргументации 241

Правила по отношению к доводам 244

Правила по отношению к демонстрации 247

Эристические уловки. Софистика и сократовская диалектика 248

Упражнения: 259

Контрольные вопросы по теме №4: 265

ОТВЕТЫ К УПРАЖНЕНИЯМ 266

ЛИТЕРАТУРА 274


ПРЕДИСЛОВИЕ


Употребляйте с пользой время,

Учиться надо по системе.

Сперва, хочу вам в долг вменить

На курсы логики ходить.

Ваш ум, нетронутый доныне

На них приучат к дисциплине,

Чтоб взял он направленья ось,

Не разбредаясь вкривь и вкось.

И.В.Гёте
От незнания логики погибло больше

кораблей, чем от незнания навигации.

У.Томсон, лорд Кельвин
Главная дидактическая цель данного учебного пособия состоит прежде всего в том, чтобы вооружить студента знаниями, которые позволили бы: а) лучше ориентироваться в функциях, выполняемых различными элементами разговорного и научного языка в различных коммуникативно-познавательных ситуациях; б) эффективно использовать логические законы как средства познания, убеждения, как инструменты контроля за правильностью самых разнообразных рассуждений; в) уверенно и грамотно выполнять такие логические процедуры, как обобщение и ограничение понятий, определение, деление, преобразование суждений, установление их истинности (ложности) на основе знаний об истинности (ложности) других суждений и др.; г) быть чувствительным к логическим противоречиям, умышленным и непроизвольным погрешностям в рассуждениях, недозволенным приемам в дискуссиях и спорах; д) четче представлять структуру изучаемых учебных дисциплин, устанавливать наиболее общие связи и отношения между ними, обнаруживать возможности применения методов одних наук в других науках.

Освоение курса логики требует серьезной и вдумчивой работы. Хотелось бы предупредить читателя от самонадеянности, свойственной многим при изучении гуманитарных предметов. Логика не принадлежит к дисциплинам, которые осваиваются «по диагонали». За почти 2500-летнюю историю своего развития она приобрела математически строгий вид, поэтому глубина проникновения в содержание ее понятий и положений, последовательность в изучении материала, связь с практикой живого мышления – непременные условия, которые нужно выполнять не формально, а с пользой для дела. Приступающему к изучению содержания данной книги хотелось бы порекомендовать следующее:

1. Ознакомившись с названием того или иного параграфа, прочитать и запомнить ключевые слова, составляющие основу понятийно-терминологического аппарата этого параграфа. Если значение этих слов, хотя бы в некоторой мере, знакомы читателю, то зафиксировать это известное в наиболее отчетливой форме.

2. Внимательно изучив соответствующий параграф, выписать определения, раскрывающие значения ключевых слов, или хотя бы перечислить наиболее характерные черты обозначаемых ими предметов.

3. Выписать основные положения (тезисы) прочитанного параграфа и проследить, как и какими доводами они обосновываются, как они соотносятся с положениями, изложенными ранее.

4. Непременно выполнить упражнения, помещенные в конце соответствующего раздела. Сверить полученные результаты с ответами, помещенными в конце книги.

5. Вопросы, возникающие в ходе изучения материала, но не поддающиеся решению с помощью средств, изложенных в данной книге, попытаться решить с привлечением рекомендуемой литературы (ее список – в конце книги). Если и здесь Вас постигнет неудача, то обратитесь за консультацией к преподавателю.

После проработки всех разделов книги нужно еще раз прочитать ее и обязательно повторить выполнение всех упражнений. При этом особое внимание следует обратить на дефиниции основных понятий и главные положения, введя их в память персонального компьютера или пополнив ими свою картотеку.

Следование указанным рекомендациям будет способствовать оптимальному усвоению содержания учебного пособия.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации