Берков В.Ф. Логика: Курс лекций - файл n1.doc
Берков В.Ф. Логика: Курс лекцийскачать (1815.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
А

кадемия управления
при Президенте Республики Беларусь
Система открытого образованияВ.Ф. Берков Логика Курс лекций 2-е издание, стереотипноеМинск 2005 УДК 16 Б
БК 87.4 Б48 Серия основана в 2001 году
Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Берков В.Ф. Б48 Логика: Курс лекций / Берков В.Ф. – 2-е изд., стер. – Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 264 с.
ISBN 985-457-393-1
Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности "Государственное управление и экономика".
УДК 16 ББК 87.4 ISBN 985-457-393-1 |
| Берков В.Ф., 2003 |
| | Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003 |
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 8
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ КАК НАУКИ 11
Лекция 1. Предмет логики как науки 11
Определение логики как науки. Понятие схемы
(логической формы) мысли. 11
Упражнения: 14
Правильные рассуждения 15
Упражнения: 17
Правильность и истинность мысли. Ошибки в мышлении 18
Упражнения: 20
Логическая культура 21
Контрольные вопросы по теме №1: 22
ТЕМА 2. ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИМЕНА 23
Лекция 2. Высказывания и имена 23
ВЫСКАЗЫВАНИЯ 24
Логические союзы: определения 24
Упражнения: 30
Логические союзы и естественный язык 32
Упражнения: 36
Законы логики высказываний 36
Упражнения: 42
Отношения между схемами высказываний 50
Отношение следования (подчинения) 52
Отношение полной совместимости (равнозначности) 53
Отношение частичной совместимости 55
Отношение противоречия 55
Отношение противности 56
Упражнения: 57
Достаточные и необходимые условия. Причинно-следственные отношения 60
Достаточные и необходимые условия 60
Принцип достаточного основания 62
Причина и следствие 64
Ошибки при анализе детерминации 65
Упражнения: 67
ИМЕНА 71
Понятие имени 72
Упражнения: 78
Отношения между именами 79
Упражнения: 82
Операции с именами 84
Булевы операции 84
Обобщение и ограничение 90
Упражнения: 95
Операции с именами (продолжение). Деление 97
Понятие деления 97
Правила деления 100
Упражнения: 105
Операции с именами (окончание). Определение (дефиниция) 107
Реальные и номинальные определения 107
Структура определения 109
Виды определений 110
Правила определения 112
Упражнения: 117
Контрольные вопросы по теме №2: 122
ТЕМА 3. ВЫВОДЫ 124
Лекция 3. Выводы 124
ВЫВОДЫ В ЛОГИКЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ 125
Понятие вывода 125
Правила дедуктивных выводов в логике высказываний 127
Прямые правила вывода 128
Непрямые (косвенные) правила выводов 134
Упражнения: 141
СИЛЛОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ 144
Атрибутивные высказывания 144
Структура и виды атрибутивных высказываний 144
Распределенность терминов в атрибутивном высказывании 149
Отношения между схемами атрибутивных высказываний 152
Упражнения: 155
Непосредственные силлогистические выводы 158
Упражнения: 162
Опосредованные силлогистические выводы 163
Простой категорический силлогизм 163
Основные правила простого категорического силлогизма 167
Упражнения: 174
Сложные и сокращенные силлогизмы 177
Упражнения: 182
ПРАВДОПОДОБНЫЕ ВЫВОДЫ 184
Выводы по аналогии 184
Редуктивные выводы 187
Упражнения: 192
Условия правомерности правдоподобных выводов 193
Упражнения: 196
Погрешности в правдоподобных выводах 196
Слишком далекая аналогия 196
Просеивание (подтасовка) фактов 197
Поспешное обобщение 198
Упражнения: 198
Контрольные вопросы по теме №3: 200
ТЕМА 4. ДИАЛОГ 201
Лекция 4. ДИАЛОГ 201
Понятие и структура диалога 201
Обсуждаемый вопрос 202
Точки зрения 209
Аргументация 211
Итоги делового диалога. Логика принятия решений 224
Упражнения: 226
Правила ведения диалога 229
Общие правила 229
Правила постановки вопросов 233
Правила выдвижения точек зрения 238
Правила по отношению к тезису аргументации 241
Правила по отношению к доводам 244
Правила по отношению к демонстрации 247
Эристические уловки. Софистика и сократовская диалектика 248
Упражнения: 259
Контрольные вопросы по теме №4: 265
ОТВЕТЫ К УПРАЖНЕНИЯМ 266
ЛИТЕРАТУРА 274
ПРЕДИСЛОВИЕ
Употребляйте с пользой время, Учиться надо по системе. Сперва, хочу вам в долг вменить На курсы логики ходить. Ваш ум, нетронутый доныне На них приучат к дисциплине, Чтоб взял он направленья ось, Не разбредаясь вкривь и вкось. И.В.Гёте От незнания логики погибло больше кораблей, чем от незнания навигации. У.Томсон, лорд КельвинГлавная дидактическая цель данного учебного пособия состоит прежде всего в том, чтобы вооружить студента знаниями, которые позволили бы: а) лучше ориентироваться в функциях, выполняемых различными элементами разговорного и научного языка в различных коммуникативно-познавательных ситуациях; б) эффективно использовать логические законы как средства познания, убеждения, как инструменты контроля за правильностью самых разнообразных рассуждений; в) уверенно и грамотно выполнять такие логические процедуры, как обобщение и ограничение понятий, определение, деление, преобразование суждений, установление их истинности (ложности) на основе знаний об истинности (ложности) других суждений и др.; г) быть чувствительным к логическим противоречиям, умышленным и непроизвольным погрешностям в рассуждениях, недозволенным приемам в дискуссиях и спорах; д) четче представлять структуру изучаемых учебных дисциплин, устанавливать наиболее общие связи и отношения между ними, обнаруживать возможности применения методов одних наук в других науках.
Освоение курса логики требует серьезной и вдумчивой работы. Хотелось бы предупредить читателя от самонадеянности, свойственной многим при изучении гуманитарных предметов. Логика не принадлежит к дисциплинам, которые осваиваются «по диагонали». За почти 2500-летнюю историю своего развития она приобрела математически строгий вид, поэтому глубина проникновения в содержание ее понятий и положений, последовательность в изучении материала, связь с практикой живого мышления – непременные условия, которые нужно выполнять не формально, а с пользой для дела. Приступающему к изучению содержания данной книги хотелось бы порекомендовать следующее:
1. Ознакомившись с названием того или иного параграфа, прочитать и запомнить ключевые слова, составляющие основу понятийно-терминологического аппарата этого параграфа. Если значение этих слов, хотя бы в некоторой мере, знакомы читателю, то зафиксировать это известное в наиболее отчетливой форме.
2. Внимательно изучив соответствующий параграф, выписать определения, раскрывающие значения ключевых слов, или хотя бы перечислить наиболее характерные черты обозначаемых ими предметов.
3. Выписать основные положения (тезисы) прочитанного параграфа и проследить, как и какими доводами они обосновываются, как они соотносятся с положениями, изложенными ранее.
4. Непременно выполнить упражнения, помещенные в конце соответствующего раздела. Сверить полученные результаты с ответами, помещенными в конце книги.
5. Вопросы, возникающие в ходе изучения материала, но не поддающиеся решению с помощью средств, изложенных в данной книге, попытаться решить с привлечением рекомендуемой литературы (ее список – в конце книги). Если и здесь Вас постигнет неудача, то обратитесь за консультацией к преподавателю.
После проработки всех разделов книги нужно еще раз прочитать ее и обязательно повторить выполнение всех упражнений. При этом особое внимание следует обратить на дефиниции основных понятий и главные положения, введя их в память персонального компьютера или пополнив ими свою картотеку.
Следование указанным рекомендациям будет способствовать оптимальному усвоению содержания учебного пособия.