Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе - файл n1.doc

приобрести
Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе
скачать (225.6 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1292kb.14.10.2009 15:08скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11






УДК 36.02

ББК 65.272

Х73

Рецензенты:

Я. Б. Шмелева — доктор педагогических наук, профессор; В. П. Малыхин — кандидат социологических наук, доцент.

Холостова Е. И.

Х73 Профессионализм в социальной работе: Учебное по-

собие / Е. И. Холостова. — 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. — 236 с.

ISBN 978-5-394-00421-6

В учебном пособии анализируются духовно-нравственный пор­трет специалиста социальной работы, его профессиональные качества, специфика навыков и умений работы с различными категориями на­селения, а также система подготовки данной категории специалистов как в России, так и за рубежом.

Для студентов и преподавателей вузов социального профиля, а также специалистов социальной сферы.

УДК 36.02 ББК 65.272

J. S. fai*f**-t

Содержание

Введение 4

I. Профессиональные требования и ценности

в социальной работе 7

П. Профессиональный рост и развитие социального

работника 25

  1. Личностные качества социального работника 44

  2. Этика социального работника .-. 60

V. Проблемы профессионального сгорания в социальной
работе 123

VI. Подготовка специалистов по социальной работе 142

VII. Зарубежный опыт профессиональной подготовки
социальных работников 163

Заключение 174

Литература 176

Приложения 179


ISBN 978-5-394-00421-6 © Холостова Е. И., 2007

3

щщ

Введение

Социальная работа — деятельность, которая требует не только управленческого профессионализма, педагогических, юридических и психологических знаний, изучения социаль­ной философии и этики, но самое главное, чем должен обла­дать социальный работник, — это высокие морально-нрав­ственные устои, которые не позволят ему поддаться соблаз­ну манипулировать людьми в корыстных целях. Он призван творить добро и не имеет права приносить зло. Невежество и душевная черствость — черты, для социального работника просто неприемлемые.

Социальная работа ни в одной стране не приносит боль­ших капиталов, она очень трудна, так как заключается в по­стоянном общении с людьми, у которых горе, которые стра­дают. Она опасна из-за покушений со стороны социально-ущербных элементов. И тем не менее, даже порой не пре­тендуя на зарплату, в свободное от основной работы время представители разных социальных слоев общества получают профессиональное образование социальных работников, уча­ствуют в деятельности различных организаций, занимающихся социальной помощью.

Социальный работник в некоторой степени действует на пересечении нравственной обязанности и нравственной сво­боды. Чем выше степень его нравственной свободы, тем не­преложнее его долг.

Именно нравственно-гуманистические истоки заставля­ют людей выбирать трудную социальную работу, имеющую единственное, но важнейшее отличие от других видов дея­тельности: возможность помочь людям, отдать свои силы, знания, приобрести уверенность слабым.

Профессионализм личности социального работника — это не только достижение им высоких профессиональных резуль­татов, не только эффективность и успешность профессио­нальной деятельности, но непременно и наличие психологи­ческих компонентов — внутреннего отношения личности к избранной профессии, эмоциональной включенности в нее, соответствующего состояния профессионально значимых ка­честв и уровня профессиональных притязаний.

На социального работника возлагается особая миссия, выполнить которую он может только при условии формиро­вания особых профессиональных и личностных качеств. Бу­дущий социальный работник должен быть достаточно разви­тым в интеллектуальном, нравственном, коммуникативном, эмоциональном, рефлексивном и волевом планах. Личность Социального работника включает также понимание своих личностных характеристик, реальную оценку своих возмож­ностей и уровня квалификации, способность к объективной самооценке, ситуативное самопознание — постоянную реф­лексию при взаимодействии с клиентом и самоорганизацию.

Следует подчеркнуть, что развитию этих качеств и об­разований, вхождению в реальную модель профессиональной деятельности способствует решение следующих задач:

Профессионализм — важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального самоопределения и профессиональной адаптации. Чтобы определиться в своей будущей профессии, молодому человеку необходимо отве­тить на следующие вопросы:

— чего он хочет в своей профессии;


4

5

Щ-

Профессионально-личностные качества социальных ра­ботников наиболее активно формируются в рамках высшей профессиональной школы. Следовательно, повышенное вни­мание должно уделяться именно профессиональному обра­зованию и воспитанию. В широком смысле профессиональное воспитание — это функция трудовой и общественной жизни; в узком смысле — функция учебного заведения, специально создающего условия для решения проблемы подготовки вы­сококвалифицированных специалистов социальных работни­ков, гуманистически ориентированных, способных осуществ­лять свою деятельность в условиях постоянно изменяющего­ся мира и в нестандартных ситуациях.

''t'

I. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

ТРЕБОВАНИЯ И ЦЕННОСТИ

В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

** С переходом к рыночным отношениям в России полнос­тью изменилась сфера политических, экономических и тру­довых отношений. Экономический кризис в стране, передел собственности, коммерциализация системы образования и фцравоохранения обусловили необходимость в мощной госу­дарственной системе гарантированной защиты и поддержки И&селения, особенно его социально-уязвимых слоев — мно­годетных и неполных семей, детей, инвалидов, пенсионеров, Погорая бы снимала социальное напряжение в обществе и спо­собствовала стабилизации социально-политической ситуации.

Эти обстоятельства и обусловили потребность в профес­сиональной деятельности специалистов, которые могли бы оказать реальную профессиональную помощь и поддержку Йуждающимся людям.

1 Более того, в результате ослабления глобального воен­ного противостояния, демократизации и гуманизации меж­дународных отношений на авансцену вышли проблемы защи­ты прав и безопасности личности и целых народов. Понятия демократии, свободы, достоинства человека выдвинулись на первый план как внутренней, так и внешней политики боль­шинства стран.

Международный социальный опыт предложил профессию социального работника, которая показала свою эффективность в решении многих социальных проблем большинства разви­тых стран мира. Социальный работник-профессионал реали­зует реальную социальную политику государственной власти на местах на основе социальной защиты различных групп, слоев и личности.


6

7

Устойчивое социальное развитие в современных усло­виях возможно, если на всех уровнях государственной влас­ти будут действовать службы социальной защиты прав и бе­зопасности как отдельной личности, так и всего населения в целом.

Профессия "социальный работник" введена в Российской Федерации в 1991 г. В квалификационном справочнике спе­циалист по социальной работе наделяется следующими дол­жностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в соци­ально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, фи­зического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и т. д., оказывает содействие в их разрешении и обеспечивает социальную защиту; содей­ствует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой соци­ально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педаго­гические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними деть»-ми с асоциальным поведением.

Социальный работник: выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учрежде­ния, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; организует общественную защиту несовершеннолет­них правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде; участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье (усы­новление, попечительство и опека, социальная реабилита­ция), приютов, молодежных, подростковых, детских и се­мейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по ин-

IjpepecaM и т. д.; организует и координирует работу по соци-<|цгьной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из спе­циальных учебно-воспитательных учреждений и мест лише-Гя свободы1. Конкретизация деятельности специалистов по социаль-.рой работе вытекает из его основных функций: ц ■ диагностическая — изучает особенности семьи, груп-:.$ва людей, личности, степень и направленность влияния на иих микросреды и ставит "социальный диагноз"; у • прогностическая — прогнозирует развитие событий, про­цессы, происходящие в семье, группе людей, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения; т, • правозащитная, использует законы и правовые акты, Я»правленные на оказание помощи и поддержку населения, jSro защиту; ",■•'•,{ • организационная — способствует организации соци­альных служб на предприятиях и по месту жительства, при­влекает к их работе общественность и направляет их дея­тельность на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению;

..}■;■ • предупредительно-профилактическая — приводит в действие различные механизмы (юридические, психологи­ческие, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание по­мощи нуждающимся;

t • социально -медицинская — организует работу по про­филактике заболеваний, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т. д.; • социально-педагогическая — выявляет интересы и по­требности людей в разных видах деятельности (культурно-

1 См.: Дополнение и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный постановле­нием Государственного комитета СССР по труду и социальным вопро­сам. — М., 1991.


8

9

досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества) и привлекает к работе с ними различные учреж­дения, общества, творческие союзы и т. д.;

Социальные работники при исполнении своих професси­ональных функций заняты разными видами деятельности. Их работа характеризуется тремя подходами при решении про­блемы:

10

ной аргументации, подборе документально обоснованных об­винений.

Социальный работник играет активную роль в структу­рировании, программировании и координации действий раз­личных систем социальной помощи населению. Он также ока­зывает большое влияние на личность или группу людей. Осу­ществление влияния является основой интерактивной дея­тельности социального работника. В широком смысле слова термин "влияние" можно объяснить как процесс создания условий для развития личности или системы. В практике со­циальной работы это означает обеспечение эффективности продвижения к намеченной цели при помощи соответствую­щих методов. Влияние есть не что иное, как двусторонний процесс взаимодействия, который может быть успешным при наличии, с одной стороны, способности социального работ­ника оказывать эффективное воздействие на сознание кли­ента, а с другой — способности клиента правильно и благо­склонно воспринимать направленное на него воздействие, а также сам факт оказания на него воздействия со стороны. Этот процесс всегда двусторонний и потому, что на человека оказывают ёлияние не только слова социального работника, его убеждения, но и его личностные качества, отношение клиента к нему как субъекту воздействия. А также и потому, что в процессе воздействия на клиента социальный работник неизбежно испытывает на себе его воздействие: его отноше­ние к сказанному и его отношение к личности социального работника.

Источниками уверенности социального работника в его праве оказывать это влияние являются: знания и опыт, уза­коненные полномочия, статус и репутация, харизматичес­кие данные и личная привлекательность, владение инфор­мацией и др.

Знания и опыт, приобретенные социальным работником в процессе учебы и жизненной практики, являются наиболее фундаментальной основой его способности оказывать свое влияние на других людей, хотя сами эти способности могут

11

варьировать в зависимости от личного опыта, личных инте­ресов, талантов.

Знания и опыт применяются прежде всего в межличнос­тных отношениях. В этой сфере большое значение имеют такие умения и навыки, как интервьюирование, оказание поддержки, способность к лидерству, установление обрат­ной связи, посредничество, которые нацелены на достиже­ние перемен в поведении и отношениях друг к другу.

Другая сфера применения знаний и умений социального работника — дифференцированный подход к клиентам. Здесь необходимо знание потребностей и интересов человека на различных этапах жизненного пути, кризисных состояний, последствий физических и психических недомоганий.

Еще одна сфера применения знаний и умений социаль­ного работника — управление деятельностью социальных служб, подбор кадров для них и применение необходимых технологий.

Важное место отводится специализации социального работника в оказании помощи клиентам: одни специализиру­ются в области профилактики правонарушений, другие со­вершенствуются в оказании помощи бедным и заброшенным, третьи — в работе с детьми, у которых нет родителей. Такая специализация требует знания соответствующих теорий и концепций, опоры на эмпирические исследования. Необходи­мо знать, как подойти к анализу ситуации, разработать про­грамму оказания помощи, какие методы применить для ре­шения проблем, знать соответствующие законы и политику государства по этим вопросам.

Особая сфера применения знаний и умений социально­го работника — ориентация в проблемах моделирования и прогнозирования предстоящего развития и функциониро­вания социальных систем: семьи, групп, сообществ. Здесь требуется знание структур и процессов, оказывающих вли­яние на процедуру принятия решений,.использование вла­стных полномочий, коммуникативные функции, ролевые позиции.

И наконец, социальный работник располагает знаниями социальных источников и систем обеспечения социальными услугами по месту жительства, таких как больницы, школы, детские учреждения, государственные органы и органы му­ниципальных образований, общественные организации. Зна­ет, как функционируют эти системы, специфику их деятель­ности, какое влияние они оказывают на клиентов, как выйти на эти системы, знает законы, которые регламентируют их деятельность, и т. д.

Узаконенные полномочия. Должность социального работ­ника и его легитимные полномочия повышают его автори­тет, особое уважение к нему со стороны клиентов.

Статус и репутация. Статус социального работника яв­ляется отражением того положения, которое он занимает в обществе. Репутация социального работника складывается в процессе взаимодействия его с окружающей средой. Чем боль­ше людей общается с ним и убеждается в его глубоких зна­ниях, высокой компетентности, богатом жизненном опыте, в его благожелательности, внимательности к людям, честнос­ти и открытости, коммуникабельности и обязательности, тем выше его репутация. Если статус социального работника во многом зависит от политики государства, его правового по­ложения, то репутация зависит прежде всего от него само­го, его личностных качеств и отношения к делу.

Харизматические данные и личная привлекательность. Некоторые социальные работники привлекательны для ок­ружающих благодаря наличию у них обаяния и даже хариз­матических особенностей. Такие специалисты располагают людей к себе, вдохновляют их, настраивают на активное уча­стие в работе. В отличие от других характерных черт соци­ального работника его личная привлекательность не зависит от занимаемого положения. Вместе с тем она может усили­вать потенциальные возможности его положительного влия­ния на людей. Харизматические особенности как признаки исключительной и редкой одаренности человека талантами от природы способствуют выдвижению на более высокие по-


12

13

зиции в сфере социальной работы, приобретению более вы­сокого статуса в обществе.

Владение информацией. Восприятие людьми окружаю­щего мира, а также их поведение в определенной степени зависит от уровня информированности. Поэтому среди про­чих требований к социальному работнику одно из важных мест занимает его уровень информированности, который спо­собствует расположению и доверительности к нему со сторо­ны клиентов, выработке у них уверенности в том, что им будет оказана соответствующая помощь и поддержка. Итак, социальный работник должен:

— иметь профессиональный такт, способный вызвать
симпатию и доверие у окружающих, соблюдать профессио­
нальную тайну, деликатность во всех вопросах, затрагиваю­
щих интимные стороны жизни человека;

— обладать эмоциональной устойчивостью, быть гото­вым к психическим нагрузкам, избегать невротических от­клонений в собственных оценках и действиях и, несмотря на возможные неудачи (реакции не по существу, отказы), уметь добросовестно исполнять свой долг, оставаясь спокойным, доброжелательным и внимательным к подопечному; уметь принимать нужное решение в неожиданных ситуациях, чет­ко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их из­лагать.

Этот перечень требований можно продолжить, но важ­но отметить, что все они более подробно изложены в про-фессиограмме, где дается описание психологических харак­теристик, соблюдение которых необходимо при исполнении профессиональных обязанностей социального работника об­щего профиля. В ней также подчеркивается, что социальный работник должен поддерживать высокие стандарты своего поведения. Он должен быть преданным своему делу, честным и правдивым, не участвовать в предательстве, мошенниче­стве, уловках или введении клиента в заблуждение. Соци­альный работник обязан четко отличать заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как должностным. Соци­альный работник общего профиля — это не специалист по психотерапии, проводимой с индивидуумами или с семьями. Он не специалист по работе с группами, общинами. Тем не менее социальный работник часто должен консультировать индивидуумов и семьи, быть фасилитатором в группе, про­слеживать, мобилизовывать и даже создавать соответствую­щие общественные ресурсы.

Совет по образованию США разработал 10 критериев ком­петентности социального работника общего профиля, кото­рый должен уметь выполнять следующее:

1) идентифицировать и оценить ситуацию в тех случаях, когда требуется начать (или прекратить), усилить, восстано­вить, защитить отношения между людьми и социальными институтами;


14

15

  1. разработать план, основанный на оценке проблемы и изучении достигаемых целей и адекватных выборов, и обес­печить его выполнение с целью улучшения благосостояния человека;

  2. развивать способности человека в решении проблем, в преодолении стрессов;

  3. связать людей с системами, которые обеспечивают их (людей) ресурсами, услугами и возможностями;

  4. эффективно защищать наиболее дискриминируемых и уязвимых членов сообществ;

  5. способствовать эффективному и гуманному действию систем, обеспечивающих людей услугами, ресурсами и воз­можностями;

  6. активно участвовать в создании новых, модифициро­ванных или усовершенствованных систем услуг, ресурсов и возможностей, которые являются более справедливыми, обо­снованными и чувствительными к запросам потребителей ус­луг, и в устранении техсистем, которые не являются спра­ведливыми;

  7. оценить эффективность проделанной работы;

  8. постоянно совершенствоваться в профессии, расши­ряя базу профессиональных знаний и соблюдая стандарты и этические нормы профессии;

10) содействовать совершенствованию службы.
Сформулированные обязанности социального работника

оказали влияние на построение программ обучения соци­альных работников в США. Социальный работник общего про­филя является профессионалом, который занимается реше­нием проблем, собирая и оценивая максимально возможное количество данных о проблеме. Когда данные из разных ис­точников собраны (от человека, обратившегося с проблемой, его семьи, врачей, учителей и т. д.), социальный работник пытается определить проблему более точно, составляет план действий, направленный на решение проблемы. План может включать работу с одним человеком, с семьей, с группой или с общиной. В план может быть включена работа с инвалидом,

семьей, группой, организацией и общиной одновременно. План действий, определяемый специалистом, зависит от природы проблемы.

После того как социальный работник выслушал клиен­та, он не должен сразу пытаться разрешить ситуацию. Сле­довать первому импульсу в решении проблемы для социаль­ного работника — значит, только осложнить ситуацию.

Процесс решения проблемы социальным работником вклю­чает:

  1. сбор информации из всех относящихся к делу источ­ников;

  2. оценку информации;

  3. определение проблемы;

  4. планирование действий;

  5. составление подробного четкого плана действий;

  6. осуществление плана действий;

  7. оценку результатов.

Социальный работник, имеющий дело с "поломанным" (по аналогии с автомобилем) человеком, должен иметь в виду, что процесс сбора и оценки информации может быть неприя­тен клиенту. Поэтому данные нужно собирать в сенситивной манере, характерной для работы с людьми.

Социальный работник общего профиля должен быть вклю­чен в решение проблемы на всех уровнях — начиная от пуб­личного просвещения до непосредственного выполнения дей­ствий, связанных с решением проблемы в качестве штатного сотрудника. Но даже будучи штатным работником, профес­сионал должен постоянно участвовать в общественной рабо­те, набирать и обучать добровольцев, привлекать денежные средства, просвещать общество о сути проблем.

Каждая профессия, как отмечает Е. Р. Ярская-Смирнова1, обладает системой ценностных предпочтений, которые зада­ют цель, смысл й направление специалистам, работающим в

1 См.: Ярская-Смирнова Е. Р. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. — М.: Ключ-С, 1998. С. 33.


16

17

той или иной сфере. В самом деле, цель и задачи социальных работников или других специалистов вытекают из соответ­ствующих ценностных систем, находящихся в основе их про­фессий. Профессиональные ценности в то же время не су­ществуют вне и независимо от общественных ценностей. Про­фессии признают, поддерживают и защищают определенные, избранные социетальные ценности, а общество, в свою оче­редь, санкционирует существование профессии и гарантиру­ет ей признание.

Как осуществляется это санкционирование и как дости­гается признание профессии в обществе? Это происходит посредством утверждения законодательной системой особых условий данного рода деятельности, выделения финансиро­вания, делегирования специалистам определенных обществен­ных функций и полномочий и выработки особых механизмов, для того чтобы эти функции выполнялись. Поскольку про­фессия руководствуется определенными, характерными для данного общества ценностями, то ее метафорично можно назвать совестью общества. Ценности определяют, как чело­век думает о том, что ему следует делать, что надлежит делать в его интересах или что он делает в действительности. Ценности возникают из определенной комбинации общих стан­дартов и идеалов, по которым мы судим о нашем собствен­ном поведении и поведении других.

Профессиональные ценности ориентируют социального работника на выполнение и соблюдение определенных обя­занностей, на профессиональную ответственность за свою деятельность. Социальные работники имеют дело с челове­ческими страданиями и проблемами. Поэтому наиболее важ­ным в данной профессии является уважение человеческого достоинства независимо от различия по расовому, этничес­кому, сексуальному, общественному, возрастному, религи­озному, политическому, языковому, социально-экономичес­кому признакам, от способностей, вклада в общественное развитие или других особенностей, личных характеристик, состояния или статуса.

Ценностные ориентации представляют собой тот компо­нент структуры личности, который определяет ее поведение и отношение к окружающему миру.

Исследования, проведенные профессором Н. Б. Шмелевой, анализирующие жизненные ценности и инструментальные ценности (ценности-средства), представлены в табл. 1, 21.

Таблица 1 Среднегрупповой проранжированный ряд жизненных ценностей

Ценности-цели

Ранговое место

Средний балл

соц. работник

студент

соц. работник

студент

Безопасность своей семьи, род­ных, близких

1

1

5,0

4,8

Отсутствие войн и межнацио­нальных конфликтов

2

3

4,9

4,6

Безопасность страны




7

4,5

4,0

Счастье, преданная дружба

4

4

4,9

4,5

Внутренняя гармония (отсутствие конфликта с собой)

5

6

4,1

4,1

Выполнение своих обязанностей (профессиональных, семейных)

6

10

4,0

3,5

Признание в обществе, в кругу людей, коллег

7

5

3,9

4,2

Независимость, свобода выбора

8

9

3,8

3,8

Активная жизнь, внутренний подъем

9

8

3,6

3,9

Спокойная, благополучная жизнь

10

13

3,6

3,0

Равенство (равные возможности для всех), спасение души, вечная жизнь

11

14

3,4

2,9

Красота природы и искусства

12

12

3,3

3,1

Духовная и физическая близость

13

2

3,2

4,7

Удовольствия (приятная, с дос­татком жизнь, свободная от дел и забот)

14

11

2,3

3,3

1 См. Шмелева Н. Б., Донина О. И. Педагогические основы социаль­ной работы: Учеб. пособие. — М., 2001. С. 24-26.


18

19

Таблица 2 Инструментальные ценности (ценности-средства) респондентов

Ценности-средства

Ранговое место

Средний балл

соц. ра­ботник

студент

соц. ра­ботник

студент

Ответственность (надежность)

1

7

4,7

3,8

Широта взглядов (терпимость к чужому мнению)

2

8

4,3

3,7

Умение отстоять свою позицию, мнение

3

1

4,4

4,7

Сдержанность, самоконтроль

4

6

4,2

3,9

Участливость (забота о благопо­лучии других)

5

9

4,0

3,6

Упорство в работе, стремление к> успеху, признанию

е

3

3,7

4,2

Искренность, справедливость

7

2

3,5

4,3

Интеллектуальность, осведом­ленность

8

4

3,4

4,1

Независимость (во взглядах и поведении)

9

5

3,3

4,0

Гибкость, динамичность

10

11

3,2

3,2

Вежливость, учтивость

11

12

2,9

3,2

Последовательность, рациональ­ность

12

10

2,8

3,4

Чистоплотность, аккуратность

13

13

2,7

2,9

Исполнительность, почтитель­ность, повиновение

14

14

2,5

2,5

Как видно из приведенных данных^ социальные работ­ники отдают приоритет общечеловеческим ценностям (забота о семье, ближнем, мир без войн и конфликтов и т. д.), вы­полнению своих служебно-профессиональных, семейно-лич­ных обязанностей. Но вместе с тем середина эталонного ряда отражает личностно-прагматическую ценностную ориентацию: признание своей профессии в обществе, личное движение к успеху в жизни, в деятельности, независимость, внутренний подъем и др.

А в ценностях-средствах первое место занимает широта взглядов. Высоко ценят социальные работники и умение от­стоять свою позицию, свое мнение, а также такие качества,

как сдержанность, самоконтроль. Эти данные, видимо, ха­рактеризуют позицию и мотивацию современного руководи­теля, управленца. Поэтому, возможно, последний ранговый ряд занимают такие качества, как исполнительность, почти­тельность. К сожалению, респонденты не слишком высоко оценивают значение в своей жизни и деятельности интеллек­туальности и независимости во взглядах и поведении. В этом плане имеется расхождение в анализе и ценностей-целей, и ценностей-средств.

Наряду с такими ценностями, как безопасность своей се­мьи, близких, родных, отсутствие конфликтов, для студен­тов важны духовная и физическая близость с любимым чело­веком, счастье, преданная дружба. При этом признание в обществе, в кругу людей у студентов даже выше и по рангу, и по баллам, чем у работающих специалистов.

Личностно-возрастные закономерности подчеркивают связи ценностных ориентации с особенностями личности, ее мировоззрением, интересами, идеалами, потребностями, жиз­ненным опытом, социальным окружением, положением и ста­тусом в социуме на макро- и микроуровнях и др. Это показа­тель динамичности развития личности, ее изменений (иногда не в лучшую сторону).

Исследователи выделяют три группы качеств социально­го работника:

В первую группу качеств включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психи­ческим процессам: восприятию, памяти, воображению, мыш­лению, психическим состояниям (усталости, апатии, стрес­су, тревожности, депрессии, вниманию как состоянию созна-

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации