Курсовая работа - Исследование взаимозависимости ценностных ориентаций подростков от их отношений с классом - файл n1.docx

Курсовая работа - Исследование взаимозависимости ценностных ориентаций подростков от их отношений с классом
скачать (69.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx70kb.30.05.2012 00:09скачать

n1.docx

ГОУ ВПО «Оренбургская Государственная Медицинская Академия»

Кафедра общей психологии

Курсовая работа

Взаимозависимость ценностных ориентаций подростков от их отношений с классом

Выполнила: Деденева О. Г.

группа 31 КП

Научный руководитель: ассистент кафедры,

Усынина Т. П.

Оренбург – 2010 год

Содержание

Стр.

Введение................................................................................................................3-5

Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования взаимозависимости ценностных ориентаций подростков от их отношений с классом…………….6

1.1 Общая характеристика понятий «ценности» и «ценностные ориентации личности»………………………………………………………………………..6-9

1.2 Психологические особенности подросткового возраста. Общение со сверстниками………..………………………………………………….…….10-17

Выводы по главе 1……………………………………………………………18-19

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимозависимости ценностных ориентаций подростков от их отношений с классом………………………………………….………………………………..20

2.1. Организация и методы исследования………………………………….20-23

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования взаимозависимости ценностных ориентаций подростков от их отношений с классом ………24-28

Выводы по главе 2……………………………………………………………29-30

Заключение………………………………………………………………………31

Список использованной литературы…………………………………………...32

Приложения

Введение

Каждое общество имеет свою уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации, передает ему именно общество, поэтому исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые (Б. Г. Ананьев, Т. М. Андреева, Л. И. Божович, Б. С. Братусь, Л. С. Выготский, Т. Здравомыслов, А. Ф. Лазурский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Г. Олпорт, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, В. Франкл, В. А. Ядов) рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека – потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности.

Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова и др.

В своей работе под ценностными ориентациями мы понимаем систему личностных установок по отношению к существующим в данном обществе материальным и духовным ценностям. В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей.

Проблема формирования и развития ценностных ориентаций у подростков является сегодня актуальной. Актуальность данной тематики обусловлена социально-экономическими преобразованиями, реформированием системы образования, с одной стороны, и рост числа преступлений среди подростков, употребляющих спиртные напитки, деформация ценностей в подростковой среде — с другой.

Цель работы – исследовать взаимозависимость ценностных ориентаций подростков от их отношений с классом.

Объектом нашего исследования являются подростки.

Предмет исследования – ценностные ориентации современных подростков.

Теоретическая гипотеза – тип восприятия индивидом группы влияет на ценностные ориентации подростков.

Экспериментальная гипотеза – в зависимости от типа восприятия индивидом группы изменяются ценностные ориентации подростков.

В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

1) анализ теоретических подходов к понятию, содержанию и структуре ценностных ориентаций личности;

2) анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования в подростковом возрасте ценностных ориентаций;

3) выявление факторов, влияющих на ценностные ориентации подростков;

4) подбор методик для проведения эмпирического исследования;

5) анализ полученных результатов и их обобщение.

Методы исследования.

При написании работы были использованы следующие методы:

1. метод анализа литературы по проблеме исследования.

2. метод психологического тестирования.

3. метод обработки полученных данных.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ «СОШ № 4 п. Переволоцкий». В экспериментальном исследовании принимало участие

24 человека в возрасте от 14 до 16 лет.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования взаимозависимости ценностных ориентаций подростков от их отношений с классом
1.1 Общая характеристика понятий «ценности» и «ценностные ориентации личности»
Ценности каждого человека - это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно. Он оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность - представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении.

Ценности – это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество. Существуют общепринятые ценности, такие как любовь, престиж, уважение, знание, деньги, здоровье и пр., внутригрупповые ценности – политические, религиозные и индивидуальные (личностные). Ценности объединяются в систему, которая изменяется с возрастом и обстоятельствами жизни. Функции ценностей разнообразны: они являются ориентиром в жизни человека, необходимы для поддержки социального порядка и выступают как механизм социального контроля.

В научной литературе существует множество различных определений понятия «ценность». В нашем теоретическом анализе мы попытаемся рассмотреть и сопоставить позиции различных авторов, касающихся проблемы ценностей.

Большинство авторов выделяют две важнейшие характеристики ценности: 1) значимость (Тугаринов В.П., Архангельский Л.М., Фролов И.Т., Щепаньский Я., Наумова Н.Ф.) и 2) вторичный, производный от человеческого бытия характер (Фролович Л.Н., Архангельский Л.М., Здравомыслов А.Г., Ядов В.А., Рубинштейн С.Л.)

Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.

Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида [8,28].

Что же такое ценностные ориентации? Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует. Но различия были либо по параметру «общее - индивидуальное», либо по параметру «реально действующее - рефлекторно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании. [9; 35].

Развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценности выстраиваются в определенной иерархической взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций учащихся, как показателя определенного уровня развития их личности, необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Первый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости школьника. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации. Не трудно заметить, что такая способность может осуществиться лишь при высоком уровне личностного развития, включающего определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций, дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности, находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека.

Сказанное ранее дает основание полагать, что ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития, зависят от того, в какую деятельность включена личность. В данном случае мы исходим из возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, который понимает психологическое развитие как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения.

В подростковом возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы – главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих.

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности – это, прежде всего, доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения [10, 312].

Таким образом, ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.

1.2. Психологические особенности подросткового возраста. Общение со сверстниками
Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п.

Границы подросткового периода, принятые в нашей стране на основе данных современной отечественной возрастной психологии практикой образования, охватывают возраст от 11 до 15 (16) лет.

Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального.

По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

Рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять механизм формирования ценностных ориентаций в этом возрастном периоде.

Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста, как мы уже отметили, - это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным - конец детства, вступление в мир взрослых [13;81].

Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.

Второй момент - окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка.

Рассудочная, т.е. формальная жесткая логика владеет умом подростка. Именно так: не он владеет этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становиться в антагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности и человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё, что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок [14;36].

Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке, понимании, одобрении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете. В таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция к обособлению и от мира детства, и от мира взрослых к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу.

Главным противоречием подросткового возраста можно считать противоречие между рассудочной формой возникновения в сознании подростка рефлексии, ставшей для него ведущей формой сознательного отношения к миру, и неличным миром взрослых, не укладывающимся в рамки рассудочности, и в то же время провозглашающим рассудочность («сознательность») своего бытия [14;41].

Важность этого вопроса в том, что почти каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Переходный возраст - самый короткий период жизни, но очень важный. И важно без особых травм пережить его.

Вторая особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка - открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находится и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток и юноша открывают целый мир новых чувств, они начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует подростка к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах.

Представления подростка о себе всегда соотносятся с групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим образом полностью.

«Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем больше он находит различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда - напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми».

Но как осознание своей единственности и особенности приводит к открытию одиночества, так чувство текучести и необратимости времени сталкивает подростка с проблемой конечности своего существования и понятием смерти. Это еще одна проблема, связанная с экзистенциальным кризисом юности. Не все юноши и девушки склонны к философской рефлексии. Одни уходят от пугающих переживаний в повседневность, у других все сводится к возрождению иррационального детского страха. Обостренное чувство необратимости времени нередко сочетается с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, что время остановилось. Юноша попеременно чувствует себя то очень молодым, то совсем маленьким, то, наоборот, донельзя старым, все испытавшим. Подростковому возрасту представления о возможностях разных эпох человеческой жизни еще крайне субъективны: 14-летнему 25-летний кажется уже старым, а взрослость нередко отождествляется с неподвижностью и обыденностью [15;100].

Еще одна характеристика, относящаяся к подростковому возрасту - это большое значение, которое юноши и девушки придают своей внешности, причем эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастую завышены и нереалистичны. С возрастом человек привыкает к своей внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства личности - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависят успешная деятельность и отношения с окружающими.

Повышается степень осознанности своих переживаний, которая нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью.

Говоря о подростковом периоде развития человека, мы всегда подразумеваем, что это сложный, трудный период. Трудность этого периода состоит не только в вышеперечисленных особенностях подросткового возраста, но в первую очередь, в пубертатном кризисе, кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет одним из важнейших условий формирования правильного, просоциального, неагрессивного поведения подростка в будущем.

Особенность подросткового возраста - это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни. Сложность задачи, стоящей перед взрослеющим человеком заключается, с одной стороны, в том, чтобы прояснить свою роль как члена общества, с другой, понять свои собственные уникальные интересы, способности, придающие смысл и направленность жизни.

Практически каждая жизненная ситуация требует от человека определенного выбора, осуществить который он может, лишь уяснив свою позицию относительно разных сфер жизни. Структура идентичности включает в себя личностную и социальную идентичность. Причем, в идентичности присутствуют два вида характеристик: положительного - каким человек должен стать, и отрицательного - каким человек не должен стать.

Обретение подростком и юношей личной идентичности является многоуровневым процессом, имеющим определенную структуру, состоящим из нескольких фаз, различающихся как психологическим содержанием ценностно-волевого аспекта развития личности, так и характером проблематики жизненных трудностей, переживаемых личностью.

Одна из причин подросткового кризиса и конфликтов с окружающими в этом возрасте - переоценка своих возросших возможностей, которая определяется стремлением к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное благополучие личности все больше и больше начинает зависеть от того места, которое она занимает в коллективе, начинается определяться прежде всего отношением и оценками товарищей.

Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у юношей формируются системы своих требований и норм, на совпадающие с требованиями взрослых.

Подростковый кризис также понимается как состояние, в котором могут возникать искажения отношений подростка с действительностью. Одним из кардинальных признаков данного кризиса является переживание отчуждения своего Я (деперсонализации), своего одиночества и оторванности от мира.

Применительно к понятию кризиса личности деперсонализация выступает, прежде всего, как экзистенциально-феноменологический признак. Процесс открытия своего Я, склонность к самонаблюдению, столкновение между преувеличенной самооценкой и оценкой окружающими ведет к противоречивым пубертатным конфликтам: от отрицания авторитетов до стремления к зависимости от них.

Субъективно тягостное ощущение внутреннего разлада, измененности собственного Я, своей идентичности, составляющие ядро деперсонализации, смешиваются с чувством дискомфорта, снижением аффективного настроя к окружающему, трудностью сосредоточения внимания, рефлексией. Вытекающие из измененного чувства самосознания и эмоционального фона установки, мотивы и ориентации обусловливают нарушения поведения и деятельности личности.

В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего, период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы и поэтому переход от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста).

Важнейшими детерминантами процесса формирования личности старшеклассника, регулирующими процесс включения его в социум и содержание системы его ценностных ориентаций, являются потребность в общении и потребность в обособлении.

Общение в этот период приобретает ряд специфических черт: расширение круга контактных групп, в которые включается старшеклассник, и в то же время, большая избирательность в общении, которая проявляется, в частности, в четкой дифференциации групп общения на товарищеские с достаточно широким составом членов и ограниченной интенсивностью общения внутри них, и дружеские, с которыми старшеклассник идентифицирует себя и которые он стремится использовать как стандарт для самооценки и как источник ценности. Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности.

Таким образом, мы можем сказать о том, что исследование формирования системы ценностных ориентаций личности особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
Выводы по главе 1

Ценности – это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество. Существуют общепринятые ценности, такие как любовь, престиж, уважение, знание, деньги, здоровье и пр., внутригрупповые ценности – политические, религиозные и индивидуальные (личностные). Ценности объединяются в систему, которая изменяется с возрастом и обстоятельствами жизни. Функции ценностей разнообразны: они являются ориентиром в жизни человека, необходимы для поддержки социального порядка и выступают как механизм социального контроля.

Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. В тесной связи с поисками смысла жизни находится и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими.

Общение в этот период приобретает ряд специфических черт: расширение круга контактных групп, в которые включается старшеклассник, и в то же время большая избирательность в общении, которая проявляется в четкой дифференциации групп общения на товарищеские и дружеские, с которыми старшеклассник идентифицирует себя и которые он стремится использовать как стандарт для самооценки и как источник ценности. Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное благополучие личности все больше и больше начинает зависеть от того места, которое она занимает в коллективе, начинается определяться прежде всего отношением и оценками товарищей.

В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики.

Таким образом, исследование формирования системы ценностных ориентаций личности приобретает особое значение в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом связан уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимозависимости ценностных ориентаций подростков от их отношений с классом
2.1. Организация и методы исследования

В нашей работе мы исследовали взаимозависимости ценностных ориентаций подростков от их отношений с классом. Эмпирическое исследование проводилось на базе МОУ «СОШ № 4 п. Переволоцкий». В исследовании принимало участие 24 человека в возрасте от 14 до 16 лет. Каждому из них предлагалось два бланка. На одном из них была дана методика «Ценностные ориентации» М. Рокича с описанием инструкции и бланком ответов (Приложение 1). На другом – методика оценки отношений подростка с классом, также с прилагающимися к ней инструкцией и бланком ответов (Приложение 2).

  1. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Данная методика, разработанная М. Рокичем, основана на прямом ранжировании списка ценностей. Направлена на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные.

Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.

Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.

Материал и инструкция. Испытуемым предъявляется бланк с опросником, на котором отражены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Экспериментатор зачитывает следующую инструкцию: «Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Обработка и интерпретация результатов. Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

  1. Методика оценки отношений подростка с классом.

Методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы: индивидуалистический, прагматический, коллективистический. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Анкета состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих три альтернативных выбора. В каждом пункте альтернативы расположены в случайном порядке Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы.

По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией.

Инструкция к тесту. «Мы проводим специальное исследование с целью улучшения организации учебного процесса. Ваши ответы на вопросы анкеты помогают нам в этом. На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами А, Б и В. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно выражает вашу точку зрения. Помните, что "плохих" или "хороших" ответов в данной анкете нет. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ».

Ключ к тесту.

Индивидуалистический: 1В, 2А, 3Б, 4Б, 5Б, 6Б, 7Б, 8А, 9Б, 10Б, 11А, 12А, 13В, 14Б.

Коллективистический: 1Б, 2В, 3В, 4А, 5В, 6А, 7А, 8В, 9А, 10В, 11В, 12Б, 13Б, 14А.

Прагматический: 1А, 2Б, 3А, 4В, 5А, 6В, 7В, 8Б, 9В, 10А, 11Б, 12В, 13А, 14В.

Обработка результатов теста.

На основании ответов испытуемых с помощью «ключа» производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14. При обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы обозначается буквой «И», «прагматический» – «П», «коллективистический» – «К».

Описание типов восприятия индивидом группы.

Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим».

Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».

Тип 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим».

Результаты каждого испытуемого записываются в виде многочлена:

lИ + mП + nК,

где l – количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия, m – «прагматическому», n – «коллективистическому», например: 4И + 6П + 4К.



    1. Анализ результатов эмпирического исследования взаимозависимости ценностных ориентаций подростков от их отношений с классом


Нами были проведены методики, описанные выше.

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича позволила нам исследовать ценностно-мотивационную сферу подростков. Были получены следующие результаты, представленные в таблице 1. Среди терминальных ценностей (список А) на первом месте у большинства подростков стоит здоровье - 7 чел. (30%), далее идут такие ценности как активная, деятельная жизнь - 5 чел. (21%), счастливая семейная жизнь – 4 чел. (17%); также хорошие и верные друзья – 2 чел. (8%), познание – 2 чел. (8%), жизненная мудрость, интересная работа, любовь и общественное признание – по 1 чел. (4%).

Ценность

кол-во

%

здоровье

7

30

активная, деятельная жизнь

5

21

счастливая семейная жизнь

4

17

хорошие и верные друзья

2

8

Познание

2

8

жизненная мудрость

1

4

интересная работа

1

4

Любовь

1

4

общественное признание

1

4

Таблица 1. Распределение терминальных ценностей
Также можно отметить то, что на последнее место подростки ставят такие ценности как красота природы и искусства – 5 чел. (21%), равенство (братство, равные возможности для всех) – 4 чел. (17%), материально обеспеченная жизнь – 4 чел. (17%).

Рассматривая полученную иерархию инструментальных ценностей, мы можем выделить прежде всего то, что на первом месте у подростков стоят такие ценности как воспитанность – 10 чел. (42%), жизнерадостность (чувство юмора) – 4 чел. (17%), честность – 3 чел. (13%), рационализм – 2 чел. (8%), далее идут исполнительность, образованность, смелость в отстаиваниях своего мнения, твердая воля, терпимость (по 1 чел., что соответствует 4% опрошенных). Данные результаты представлены в таблице 2.


Ценности

кол-во чел.

%

Воспитанность

10

42

Жизнерадостность

4

17

Честность

3

13

Рационализм

2

8

Исполнительность

1

4

Образованность

1

4

смелость в отстаиваниях своего мнения

1

4

твердая воля

1

4

Терпимость

1

4

Таблица 2. Распределение инструментальных ценностей
Следует отметить, что на последнем месте среди инструментальных ценностей у подростков стоят такие ценности, как высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), независимость, непримиримость к недостаткам в себе и других и др.

Методика оценки отношений подростка с классом позволила нам выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего. Были получены следующие результаты (рис. 1).

Рис. 1. Распределение типов восприятия индивидом группы
Как видно из данной диаграммы, к «индивидуалистическому» (И) типу восприятия индивидом группы относятся 10 человек, что соответствует 42% от общего количества человек в классе. К «прагматическому» (П) типу относятся 2 чел. (8%), к «коллективистическому» (К)- 12 чел. (50%).

Рассматривая суммы баллов, набранных испытуемыми по всем трем типам восприятия, можно составить многочлен, полученный в результате суммирования индивидуальных показателей испытуемых: 124И + 63П + 149К. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что преобладающим в группе является «коллективистический» тип восприятия (50%), при котором индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. У таких испытуемых проявляется потребность в коллективных формах работы. Далее 42% испытуемых относятся к «индивидуалистическому» типу, для которого характерно то, что индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. И, наконец, 8% испытуемых относятся к «прагматическому» типу восприятия индивидом группы. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей.

Анализ значений коэффициента корреляции позволяет выявить то, что существует положительная корреляционная связь между индивидуалистическим типом восприятия и общественным признанием (приложение 3). Стоит отметить, что положительная корреляция обнаружена между прагматическим типом восприятия и такими ценностями как свобода и уверенность в себе. Также нами была выявлена положительная корреляция между коллективистическим типом восприятия индивидом группы и такой ценностью, как развитие.

Выводы по главе 2.

В нашей работе исследовалась взаимозависимость ценностных ориентаций подростков от их отношений с классом. Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ «СОШ № 4 п. Переволоцкий». В экспериментальном исследовании принимало участие 24 человека в возрасте от 14 до 16 лет.

На основании проведенных нами методик мы можем сделать следующие выводы.

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича позволила нам исследовать ценностно-мотивационную сферу подростков. Среди терминальных ценностей (список А) на первом месте у большинства подростков стоит здоровье - 7 чел. (30%), далее идут такие ценности как активная, деятельная жизнь - 5 чел. (21%), счастливая семейная жизнь – 4 чел. (17%); также хорошие и верные друзья – 2 чел. (8%), познание – 2 чел. (8%), жизненная мудрость, интересная работа, любовь и общественное признание – по 1 чел. (4%). Рассматривая полученную иерархию инструментальных ценностей, мы можем выделить прежде всего то, что на первом месте у подростков стоят такие ценности как воспитанность – 10 чел. (42%), жизнерадостность (чувство юмора) – 4 чел. (17%), честность – 3 чел. (13%), рационализм – 2 чел. (8%), далее идут исполнительность, образованность, смелость в отстаиваниях своего мнения, твердая воля, терпимость (по 1 чел., что соответствует 4% опрошенных).

С помощью методики оценки отношений подростка с классом мы получили следующие результаты. К «индивидуалистическому» (И) типу восприятия индивидом группы относятся 10 человек, что соответствует 42% от общего количества человек в классе. К «прагматическому» (П) типу относятся 2 чел. (8%), к «коллективистическому» (К)- 12 чел. (50%).

Нами был проведен корреляционный анализ, с помощью которого было выявлено, что существует положительная корреляционная связь между индивидуалистическим типом восприятия и общественным признанием (приложение 3). Стоит отметить, что положительная корреляция обнаружена между прагматическим типом восприятия и такими ценностями как свобода и уверенность в себе. Также нами была выявлена положительная корреляция между коллективистическим типом восприятия индивидом группы и такой ценностью, как развитие.
Заключение

По результатам проведённого нами исследования взаимозависимости ценностных ориентаций подростков от их отношений с классом можно сформулировать следующие выводы.

В ходе нашего исследования мы ознакомились с теоретической литературой по проблеме исследования: рассмотрели общую характеристику понятий «ценности», «ценностные ориентации», рассмотрели психологические особенности подросткового возраста, особенности общения со сверстниками.

Также мы подготовили и провели эмпирическое исследование зависимости ценностных ориентаций от общения со сверстниками.

По результатам проведенного нами исследования можно сказать о том, что среди данной группы испытуемых преобладает «коллективистический» тип восприятия индивидом группы. Также анализ значений коэффициента корреляции позволяет выявить то, что существует положительная корреляционная связь между индивидуалистическим типом восприятия и общественным признанием. Стоит отметить, что положительная корреляция обнаружена между прагматическим типом восприятия и такими ценностями как свобода и уверенность в себе. Также нами была выявлена положительная корреляция между коллективистическим типом восприятия индивидом группы и такой ценностью, как развитие.

На основании данных выводов мы можем сказать о том, что гипотеза нашего исследования подтвердилась – в зависимости от типа восприятия индивидом группы изменяются ценностные ориентации подростков. Таким образом, поставленная нами цель достигнута – мы исследовали взаимозависимость ценностных ориентаций подростков от их отношений с классом.


Список использованной литературы

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М., 2006.

  2. Артюхова И. Ценности – цели подрастающего поколения: На первом месте – здоровье, а творчество на последнем // Директор школы. – 2001. – №10.

  3. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика 1999г. - №4.

  4. Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал.-2003.-№1.

  5. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности. М. Мысль 1976.

  6. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение 1989.

  7. Крапивская Л.В. Личность и ее ценностные ориентации. М. 1983.

  8. Крутецкий В.А., Лухин В.С. Психология подростков. М., Просвещение 1965.

  9. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос 1998.

  10. Общая психология / Под ред. проф. А. В. Карпова. – М.: ГАРДАРИКИ, 2005.

  11. Ольшанский В. Старшеклассник в изменяющемся мире: Социол. Исслед. // Нар. образование. – 2000. – №3.

  12. Поршнев Б.Ф. Функция выбора – основа личности // Проблемы личности: материалы симпозиума.-М.: Педагогика, 1999.

  13. Практикум по общей и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева: изд. 2-е, доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2002.

  14. Психология: Учебник / под ред. А.А. Крылова.- М.: Проспект, 2005.

  15. Развитие личности ребенка / Общ. ред. доктора биол. наук Фонарева А. М. (перев. с англ.). – М.: «Прогресс», 1987.

  16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб., 1998.

  17. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации