Павлович Т.П., Павлович Е.Г. Ревизия и аудит - файл n1.doc

приобрести
Павлович Т.П., Павлович Е.Г. Ревизия и аудит
скачать (164.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1098kb.12.01.2010 18:06скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее издание входит в серию книг, предназначенных для подготовки к экзаменам по экономическим дисциплинам.

Приведенные в книге ответы на экзаменационные вопросы, безусловно, не могут заменить собой учебники, учебные пособия, пособия по экономическим наукам. Их цель иная - дать студентам возможность эффективно и быстро закрепить базовые курсы учебных лекций. Материал серии «Ответы на экзаменационные вопросы» дается в кратком, концентрированном виде, доступном изложении и отражает все основополагающие вопросы типовых программ по учебным курсам.

Как дополнения к учебным пособиям книги серии «Ответы на экзаменационные вопросы» могут быть полезны и в самом учебном процессе, так как, по сути, содержат справочные сведения об основных понятиях учебной дисциплины, их признаках и особенностях.

Данные книги студенты могут использовать для контроля степени усвоения фундаментальных знаний соответствующих учебных курсов, систематизации изученного материала, что необходимо как в процессе обучения, так и для успешного ответа на экзамене.
ВВЕДЕНИЕ
Современные условия хозяйствования повышают потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности организаций. Особая роль в повышении эффективности производства, рациональном и экономном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечении сохранности собственности принадлежит аудиту и ревизии.

«Ревизия и аудит» - одна из специальных дисциплин при подготовке специалистов по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту.

Ревизия и аудит являются основными формами последующего контроля, имеющими как общие, так и отличительные черты.

В настоящее время среди ученых-экономистов нет единого подхода к определению понятия аудита. Анализируя мнения различных авторов, можно дать такое определение данной форме контроля:

Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта хозяйствования уполномоченными на то лицами (аудиторами) с целью определения ее достоверности, полноты и реальности соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, а также осуществление других направлений деятельности, разрешенных законодательством Республики Беларусь. Аудит не подменяет государственный контроль финансово-хозяйственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя..

Ревизия же представляет собой всестороннюю и глубокую документальную и фактическую проверку производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации за; определенный период времени, целью которой является получение достоверной и полной информации о состоянии контролируемого объекта. К основным задачам ревизии относится: выявление хозяйственных и финансовых нарушений, бесхозяйственности, расточительства; определение условий, способствующих установленным нарушениям; определение размера материального ущерба и принятие, мер по его возмещению; профилактическая работа по недопущению нарушений, бесхозяйственности, хищений и других злоупотреблений на всех стадиях кругооборота материальных, денежных и трудовых ресурсов.

Для обеспечения качественного проведения аудита и ревизии в организациях в современных условиях хозяйствования необходимы высококвалифицированные специалисты.

Глубокое усвоение дисциплины «Ревизия и аудит» возможно только при условии достаточно полного изучения таких смежных дисциплин, как «Бухгалтерский учет», «Налогообложение», «Анализ хозяйственной деятельности» и др.

Назначение предлагаемого издания — помочь изучить вопросы организации и проведения ревизии и аудита в организациях в современных условиях хозяйствования, сформировать, углубить и закрепить теоретические знания о предмете, объектах, методах и способах проведения аудита и ревизии, планировании контрольно-ревизионной работы, а также методике проведения аудиторских проверок и комплексных ревизий финансово-хозяйственной деятельности организации в современных условиях хозяйствования, изучить и уметь применять в практической деятельности основные нормативно-правовые акты государства, определяющие направления развития, характер, содержание и методику контроля.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с утвержденной 6 октября 2006 г. типовой программой (регистрационный №ТД-254/тип).

В содержание учебного пособия включены все важнейшие вопросы, касающиеся теории и практики проведения аудита и ревизии основных хозяйственных операций, совершаемых в организации.

При подготовке учебного пособия использовались новейшие и действующие в настоящее время законодательные акты и нормативные документы в области бухгалтерского учета, налогообложения, ревизии и аудита.

В нем отражены изменения в аудиторской деятельности в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 25 июня 2007 г. № 240-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. «Об аудиторской деятельности» в редакции Закона Республики Беларусь от 18 декабря 2002 г. №164-3», изменения в порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, внесенные Указом Президента Республики Беларусь от 15 марта 2006 г. № 151, а также требования, принятых в 2006-2007 гг. различных инструкций по бухгалтерскому учету и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Данное издание подготовлено сотрудниками кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Белорусского государственного университета транспорта Т. П. Павлович (темы 1-3, 11-20), Е. Г. Павлович (темы 4-10).

Краткое изложение основных положений учебного курса поможет студентам в отводимое для подготовки к экзамену непродолжительное время систематизировать и закрепить полученные в процессе обучения знания.
Тема 1

СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. ПРЕДМЕТ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ
1.1. Содержание финансово-хозяйственного контроля и его место в системе управления.

1.2. Основные условия функционирования системы контроля, его принципы и этапы,

1.3. Классификация, виды и формы финансово-хозяйственного контроля.

1.4. Содержание и функции вневедомственного контроля.

1.5. Содержание, задачи и функции ведомственного контроля.

1.6. Предмет и метод контроля.

1.7. Приемы и способы документального контроля.

1.8. Приемы фактического контроля.


1.1. Содержание финансово-хозяйственного контроля и его место в системе управления
Контроль относится к числу объективно необходимых явлений общественной жизни человеческого общества. Его наличие и особенности проявления порождены комплексом социально-экономических факторов, отражающих закономерности социального развития общества в конкретные периоды времени. Общество, живет и развивается по определенным законам и поэтому не может функционировать и развиваться без постоянного контроля, который им используется в качестве основного средства обратной связи, поскольку оно как в целом, так и отдельные его части, в том числе и субъекты хозяйствования, являются системами различного управления. В каждой из этих систем функционируют две подсистемы: управляющая и управляемая. Управляющая подсистема не может нормально выполнять свой функции без постоянного получения информации о деятельности управляемой подсистемы. А для того, чтобы получать такую информацию, необходимо непрерывно контролировать управляемую подсистему и результаты такого контроля передавать управляющей подсистеме. Этот процесс и представляет собой обратную связь. Очевидно, что успешно управлять без обратной связи невозможно.

Сам термин «контроль» происходит от французского «controle», что в переводе означает «проверка», а также «наблюдение с целью проверки».

Контроль является самостоятельной функцией управления, представляющей собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям, а также позволяющей выявлять нарушения и отклонения в намеченных целях и принимать при необходимости корректирующие меры.

Контроль как функция управления является самым продолжительным, поскольку осуществляется в течение всего времени, пока управленческое решение реализуется на практике. Он необходим для выявления и разрешения возникающих в хозяйственной деятельности проблем раньше, чем они окажутся слишком серьезными. Контроль позволяет принимать управленческие решения и выявлять фактическое состояние дел в проверяемой организации.

Контроль как функция управления позволяет своевременно выявить и устранить те условия и факторы, которые не способствуют эффективному ведению производства и достижению поставленной цели. Он помогает скорректировать деятельность организации или отдельных ее структурных подразделений, дает возможность установить, какие именно службы и подразделения организации, а также направления их деятельности способствуют достижению намеченных целей и повышению результативности деятельности организации в целом.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что контроль — это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности.

Представляя собой самостоятельную функцию управления экономикой, контроль не поглощает другие функции (в том числе бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности)/ не обслуживает их как вспомогательная функция, а взаимодействует с ними, оказывая активное влияние на эффективность их применения. Контроль - важнейшее звено как системы управления производством, так и самого объекта управления.


1.2. Основные условия функционирования системы контроля, его принципы и этапы
Организация контроля в целом предполагает создание определенной системы в соответствии с заданными требованиями. Система — это совокупность каких-либо элементов, объединенных по определенным принципам или взаимосвязям и составляющих единое целое. Исходя из этого, система контроля — это совокупность субъекта, объекта и средств контроля, взаимодействующих как единое целое для достижения поставленной цели и выполнения конкретных задач.

Система контроля включает следующие элементы: субъект контроля, объект контроля, предмет контроля, метод контроля, приемы и способы контроля, принципы и процесс контроля, сбор и обработка исходных данных для проведения контроля, результат контроля и затраты на его осуществление, субъект, принимающий решения по результатам контроля, принятие решения по результатам контроля.

Субъекты контроля - носители прав и обязанностей. Ими могут быть субъекты хозяйствования (юридические лица и индивидуальные предприниматели) и граждане (должностные лица материально-ответственные лица и другие работники организации).

Субъектами осуществления контрольных функций являются контролирующие органы (органы вневедомственного, ведомственного контроля, аудиторские организации, аудиторы - индивидуальные предприниматели).

Объектом контроля являются финансовые и хозяйственные операции и процессы, отраженные в учете и отчетности.

Предметом контроля являются управленческая деятельности организации, финансовые и хозяйственные операции и процессы, рассматриваемые с позиции их экономической эффективности, законности, достоверности и целесообразности, обеспечение сохранности имущества субъекта, хозяйствования и (или) собственника, предусмотренные программой проверки.

Процесс контроля - это деятельность объединенных в определенную структуру субъектов контроля, направленная на достижение наиболее эффективными способами поставленных целей и задач контроля, соблюдая установленные принципы и технологию контроля,

Принципы контроля - это общепризнанные правила действия в процессе контроля. Они воплощают экономические, социальные и другие закономерности сферы контроля, определяют требования, согласно которым формируется и функционирует подсистема контроля в системе управления производством, обществом.

К общим принципам осуществления функций контроля относятся следующие: объективность, гибкость, экономичность, всеобъемлемость, внезапность, непрерывность, действенность, плановость, научность, гласность, массовость.

Объективность — непредвзятое выполнение контрольных функций и освещение результатов проверки в соответствии с фактическим состоянием дел на субъекте контроля.

Гибкость — необходима для достижения эффективности, несмотря на непредвиденные изменения в планах.

Экономичность — осуществление контроля с минимальной численностью работников, владеющих научными методами организации труда, достижение максимального эффекта контрольной деятельности при минимальных затратах на ее проведение.

Всеобъемлемость — распространение контроля на весь хозяйственный механизм, все сферы общественного воспроизводства, все стороны финансово-хозяйственной деятельности контролируемых организаций.

Внезапность — осуществление контрольных мероприятий без согласования времени их проведения с субъектами контроля.

Непрерывность — принцип, означающий, что систематическое выполнение контрольных функций обусловлено непрерывным характером процессов расширенного производства. Период контроля, осуществляемого в определенный момент времени, всегда начинается с момента окончания предыдущей проверки.

Действенность — активное воздействие контроля на процессы финансово-хозяйственной деятельности субъектов проверки путем выявления недостатков и других негативных отклонений, предупреждения их в дальнейшей работе контролируемых организаций.

Плановость - выполнение контрольных функций, осуществление этапов контроля в соответствии с заранее разработанными и утвержденными на этапе подготовки планами контрольных действий.

Научность — применение достижений науки и передового 'опыта в осуществлении контроля с целью разработки научно обоснованных предложений по использованию выявленных резервов.

Гласность - своевременное информирование заинтересованных должностных лиц и специалистов как субъекта контроля, так и его контролирующих органов о результатах проведенных контрольных действий.

Массовость — участие всех специалистов и других привлеченных лиц в осуществлении контроля на определенном уровне.

Основной процесс контроля, какую бы область он ни затрагивал, состоит из трех этапов:



1.3.Классификация, виды и формы финансово-хозяйственного контроля
Выполнение функций финансово-хозяйственного контроля в Республике Беларусь на современном этапе осуществляется системой органов, действующих на основе общих принципов. В состав данной системы входят государственные органы контроля (ведомственные и вневедомственные органы контроля), независимые органы внешнего аудита и органы общественного контроля, для которых характерно внутреннее единство.

В целях более глубокого изучения сущности, принципов построения, форм организации и методов осуществления контроля возникает необходимость его классификации.

При классификации контроля по видам, как правило, рассматривается функциональный характер его деятельности, т.е. какие функции, выраженные в объеме властных полномочий, он выполняет в управлении государством. По этому признаку различают: государственный, аудиторский и общественный контроль.

Государственный контроль осуществляют органы государственной власти и управления, административные органы. Он обеспечивает интересы государства и общества.

По целевой направленности государственный контроль подразделяется на:

- общегосударственный;

- отраслевой;

- специальный.

Общегосударственный осуществляется в масштабах всей республики органами государственной власти, центральными органами контроля и управления.

Отраслевой контроль организуется по отраслевому признаку (промышленность, транспорт, торговля и т. п.) и способствует эффективному развитию отдельных отраслей экономики.

Специальный контроль возложен на специализированные инспекции, которые осуществляют проверку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию. Они контролируют соблюдение действующих норм и правил, обеспечивающих эффективную работу организаций (Госархивнадзор, Проматомнадзор).

Аудиторский контроль осуществляют аттестованные специалисты, имеющие лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Аудиторский контроль является независимым и представляет интересы всех пользователей отчетной информации.

Общественный контроль осуществляется общественными организациями и решает узконаправленные вопросы в трудовых коллективах, в молодежной среде и по мету жительства членов данных организаций.

По субъектам контрольной деятельности финансово-хозяйственный контроль подразделяется на:

- вневедомственный;

- ведомственный;

-внутрихозяйственный.

Вневедомственный контроль предполагает осуществление контрольных функций независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования (например, Комитет государственного контроля). Ведомственный контроль осуществляется контрольно-ревизионными службами министерств, ведомств и других вышестоящих организаций. Ведомственный контроль представляет интересы ведомств. Министерства, объединения, комитеты, тресты проводят ревизии и тематические проверки в подведомственных организациях. В последнее время руководством Республики Беларусь уделяется большое внимание организации ведомственного контроля. Внутрихозяйственный контроль за деятельностью филиалов, цехов, участков, бригад, отделов, служб и других внутрихозяйственных подразделений ведется в организациях их руководителями, бухгалтерами, экономистами, технологами, штатными ревизорами (аудиторами) и другими специалистами в пределах их компетенции и полномочий.

По характеру контрольных функций и сфере их применения выделяют:

- административный;

- финансово-хозяйственный;

- производственно-технический.

Административный контроль осуществляется административными комиссиями, созданными на уровне соответствующих районов и других территорий.

Финансово-хозяйственный контроль осуществляется специальными службами организаций (службы внутреннего аудита, контрольно-ревизионные отделы), их вышестоящими органами управления и соответствующими государственными органами.

Производственно-технический контроль осуществляется в сфере производственного процесса и является способом оперативного регулирования хода производства. Его обеспечивают отделы технического контроля, диспетчерские службы и другие службы контроля и качества.

В зависимости от времени проведения контроль подразделяют на:

- предварительный;

- текущий;

- последующий.

Предварительный контроль применяется до принятия управленческих решений и предшествует совершению хозяйственных и финансовых операций. Его целью является предупреждение нарушений законности, нецелесообразного, неэффективного использования хозяйственных средств и принятия необоснованных решений.

Текущий контроль осуществляется в ходе совершения хозяйственных операций. Его цель — оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений при выполнении производственных заданий, а также поиск и освоение внутрихозяйственных резервов роста эффективности производства. Текущий контроль организуется, как правило, самой организацией.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций по истечении определенного отчетного периода. Цель данного вида контроля — установить правильность, законность и экономическую целесообразность совершенных хозяйственных операций, выявить факты бесхозяйственности и хищений. Эта форма контроля и является самой распространенной и применяется в работе всех контролирующих органов.

В зависимости от источников информации, используемой при выполнении контрольных действий, различают:

- документальный;

- фактический контроль.

Документальный контроль заключается в проверке различного рода первичных документов, бухгалтерских и оперативных регистров, бухгалтерской, оперативной отчетности и других документальных носителей экономической информации.

Фактический контроль предполагает проверку фактического состояния, наличия и использования средств организации, осуществляемую путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания и другими способами проверки, не связанными с документальными источниками.

Применяемые методы контроля и система контрольных действий позволяют организовать проверку, используя для этих целей следующие формы:

- ревизию;

- аудит;

- тематическую проверку;

- следствие;

- служебное расследование.

Ревизия представляет собой всестороннюю и глубокую документальную и фактическую проверку финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени. Цель ревизии — получение достоверной и полной информации о состоянии контролируемого объекта. Основными задачами ревизия являются: выявление хозяйственных и финансовых нарушений, бесхозяйственности, расточительства; определение условий, способствующих установленным нарушениям; определение размера материального ущерба и принятие мер по его возмещению; профилактическая работа по недопущению нарушений, бесхозяйственности, хищений и других злоупотреблении на всех стадиях кругооборота материальных, денежных и трудовых ресурсов.

Аудит - это независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, бухгалтерского баланса и финансовых отчетов. Целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций действующему законодательству.

Тематическая проверка организуется по отдельной, заранее разработанной тематике. При этом подробно изучаются и анализируются отдельные стороны и участки работы организации. Цель тематической проверки - получение исчерпывающих данных, характеризующих состояние дел по изучаемой тематике, и выявление неиспользуемых в организации резервов.

Следствие представляет собой процессуальное действие, в ходе которого устанавливают виновность отдельных лиц в совершении тех или иных нарушений, связанных с присвоением денежных средств, материальных ценностей, бесхозяйственностью и совершением должностных злоупотреблений. Осуществляется только судебно-следственными органами при наличии признаков уголовно наказуемых деяний отдельных должностных лиц.

Служебное расследование предусматривает проверку соблюдения работниками организации должностных обязанностей, а также соблюдения должностных документов, регулирующих производственные отношения. Оно проводится специальной комиссией, создаваемой приказом руководителя организации в случаях выявления хищений, недостач, потерь, порчи материальных ценностей и в других случаях.

Приведенные классификации показывают разнообразие подходов к понятиям видов и методов контроля и, не будучи исчерпывающими, дают общее представление о подходах к этой проблеме.


1.4. Содержание и функции вневедомственного контроля
Вневедомственный контроль осуществляется органами общей и специальной компетенции за деятельностью прямо не подчиненных им организаций независимо от формы собственности и видов деятельности.

Система органов, осуществляющих вневедомственный контроль, может быть подразделена на органы, для которых контрольные функции не являются основными, и органы, специально созданные для осуществления вневедомственного контроля. К первым относятся органы государственной власти и государственного управления общей компетенции, для которых контроль за выполнением национальных и региональных программ по экономическому и социальному развитию является одним из направлений их управленческой деятельности. Их права и обязанности в этой области регламентированы законами, уставами, положениями. Они осуществляют контроль периодически, в процессе выполнения своей основной деятельности.

Например, Национальное собрание и местные Советы депутатов осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюджетов, заслушивании отчетов исполнительной власти о ходе исполнения бюджета.

Правительство Республики Беларусь, являясь высшим исполнительным и распорядительным органом, выполняет также и функции вневедомственного контроля в части осуществления контроля за формированием валютного фонда Республики Беларусь и его расходованием.

Высшим специализированным органом вневедомственного контроля в республике является Комитет государственного контроля Республики Беларусь (КГК). Согласно ст. 129 Конституции Республики Беларусь он осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. Деятельность КГК регламентируется Законом Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» от 09.02.2000 г. № 369-З.

Особая роль во вневедомственном (государственном) контроле отводится Департаменту финансовых расследований, который вошел в состав Комитета государственного контроля отдельным структурным подразделением в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию системы органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» от 02.11.2001 г. № 617. департамент осуществляет непосредственное руководство системой органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Респуб-д1Веи Беларусь, которую образует' непосредственно сам Департамент по областям и г. Минску, и руководствуется в своей работе Законом Республики Беларусь «Об органах финансовых расследований Республики Беларусь» и иными актами законодательства, регламентирующими работу вневедомственного контроля.

Широкими полномочиями в области вневедомственного контроля наделено Министерство финансов Республики Беларусь, которое является важнейшим звеном финансово-кредитной системы республики. Министерство финансов осуществляет контроль за соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции национальной экономики Республики Беларусь в мировое хозяйство; выполнением требований прямых финансовых законов; своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета; состоянием контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах и др.

В системе Министерства финансов исключительно контрольные функции выполняет Главное контрольно-ревизионное управление (ГКРУ) и его органы на местах. Основными задачами ГКРУ являются осуществление контроля за соблюдением министерствами и другими органами государственного управления, организациями и исполнительными комитетами всех уровней финансово-бюджетного законодательства, контроля за полнотой и своевременностью поступления средств в бюджет, их целевым использованием, соблюдением финансовой дисциплины учреждениями и организациями, состоящими на государственном бюджете и др.

К специализированным органам вневедомственного контроля относится Министерство по налогам и сборам Республика Беларусь. Правовое регулирование деятельности этого субъекта вневедомственного контроля осуществляется Законом Республики Беларусь от 02.02.1994 г. № 2737-ХII «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями). Министерство по налогам и сборам является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения. Основной задачей Министерства по налогам и сборам является контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, обеспечением правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет и их учет.

Вневедомственный контроль в республике также осуществляет Национальный банк Республики Беларусь, деятельность которого регламентирована Банковским кодексом Республики Беларусь от 25.10.2000 г. № 441-З (с изменениями и дополнениями). Национальный банк является центральным и единым эмиссионным банком Республики Беларусь Он контролирует наличие денег в обращении, осуществляет валютное регулирование и валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Республики Беларусь; осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью; устанавливает порядок осуществления банковских операций; определяет порядок и контроль проведения безналичных и наличных расчетов в Республике Беларусь; осуществляет контроль за расходованием всеми субъектами хозяйствования заемных и собственных средств, целевым использованием денежных средств, соблюдением режима экономии и платежной дисциплины.

Вневедомственный контроль за соблюдением в республике законодательства о труде осуществляет Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, в соответствии с Инструкцией об осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде государственными инспекторами труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.09.2006 г. № 113 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.02.2007 г. № 28).

Вневедомственный контроль в республике также осуществляется и другими министерствами в соответствии с возложенными на них функциями управления в пределах своей компетенции (Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь и др.), а также различными специализированными инспекциями (Про-матомнадзор, пожарные инспекции и др.), правоохранительными и судебными органами.

Для повышения эффективности контрольной деятельности в Республике Беларусь образован Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь.


1.5. Содержание, задачи и функции ведомственного контроля
Ведомственный контроль, являясь составной частью государственного контроля, осуществляется министерствами (ведомствами), ассоциациями, концернами и другими вышестоящими органами управления за деятельностью прямо подчиненных им организаций.

Основными задачами ведомственного контроля являются:

- систематический контроль за состоянием экономики подведомственных организаций, за их производственно-финансовой деятельностью путем проведения ревизий и тематических проверок;

- контроль за сохранностью, целевым использованием государственного имущества;

- установление хозяйственных и финансовых нарушений, бесхозяйственности и расточительства, а также причин и условий, им способствующих;

- своевременное выявление, пресечение и предотвращение экономических правонарушении;

- принятие мер по возмещению причиненного ущерба как в процессе ревизии, так и после нее;

- выявления неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности организаций.

В соответствии с Положением о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, организаций и учреждений, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.01.2002 г. № 22 «О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля» (далее — Постановление № 22), ответственность за организацию и состояние ведомственного контроля в соответствующих органах государственного управления возлагается на их руководителей.

Для осуществления ведомственного контроля в органах государственного управления создаются контрольно-ревизионные службы (отделы).

Контрольно-ревизионная служба является самостоятельным структурным подразделением (управлением, отделом) органа государственного управления и подчиняется непосредственно его руководителю. Для поднятия статуса ведомственного контроля и придания ему большей самостоятельности (согласно Постановлению № 22) руководители контрольно-ревизионной службы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, назначаются на должность и освобождаются от должности по согласованию с Комитетом государственного контроля и Министерством финансов.

Функции органов ведомственного контроля определены отраслевыми инструкциями, разработанными министерствами, ведомствами и другими вышестоящими органами управления на основе нормативных актов и инструктивных материалов, регламентирующих организацию контроля в Республике Беларусь.

Контрольно-ревизионная служба органа государственного управления выполняет следующие функции:

- координирует деятельность структурных подразделений органа государственного управления при осуществлении им. ведомственного контроля;

- организует и проводит проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности организаций, подчиненных соответствующему органу государственного управления или входящих в его состав;

- разрабатывает проекты нормативных правовых актив, регламентирующих организацию и осуществление ведомственного контроля;

- проводит работу по изучению и распространению в соответствующей отрасли более совершенных форм организации ведомственного контроля;

- на основе анализа выявляемых нарушений в установленном порядке вносит предложения по изменению и дополнению законодательства в сфере экономических отношений;

- ведет учет проведенных проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций, их результатов и принятых по ним мер, составляет и представляет отчетность о проделанной контрольно-ревизионной работе.

Для координации деятельности ведомственного контроля при Министерстве финансов Республики Беларусь создан Методологический совет по ведомственному контролю.


1.6.Предмет и метод контроля
Контроль имеет собственный предмет, отличный от предмета бухгалтерского учета и экономического анализа. Предметом финансово-хозяйственного контроля является управленческая деятельность организации, хозяйственные и финансовые операции и процессы, рассматриваемые с позиции их экономической эффективности, законности, достоверности и целесообразности, обеспечения сохранности имущества субъекта хозяйствования и (или) собственника.

Как правило, в поле действия функции контроля попадают поимущественно отрицательные отклонения отдельных частей управляемого объекта от установленных критериев. В общей системе управления контролируется состояние и использование финансовых и материальных ресурсов, технологические процессы производства и реализации продукции (работ, услуг). Однако в отличие от функций анализа, где рассматриваются эти процессы взаимосвязано, контроль во многих случаях носит локальный характер, в основном ориентирован на выявление отклонений, оказывающих негативное влияние на конечные результаты деятельности организации.

Иное содержание имеет и предмет бухгалтерского учета, который ограничивается лишь той частью процесса производства, которая может быть представлена информацией, выраженной в натуральном и денежном измерителе, определяющей состояние и использование средств и их источников в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Рыночные условия хозяйствования значительно расширяют перечень объектов контроля, а также сферы его применения, т. е. проникновение контроля не только в финансово-хозяйственную, но и в производственную, снабженческо-сбытовую деятельность организаций. В связи с этим становится объемнее и его предмет.

Следовательно, предметом контроля в современных условиях хозяйствования является планомерное и целенаправленное комплексное исследование различных сторон деятельности организации с целью всесторонней оценки результатов ее деятельности, предупреждение фактов бесхозяйственности и злоупотреблений, нецелевого и неэффективного использования финансовых средств и материальных ценностей, изыскания резервов повышения эффективности конечных результатов деятельности организации.

Метод (от греческого methodos - путь, исследование, прослеживание) - это способ достижения поставленной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.

В процессе осуществления контроля, при изучении различных сторон деятельности организаций широко используются такие всеобщие методы познания, как сравнение, анализ и синтез, а также логические методы исследования - дедукция и индукция.

Сравнение предоставляет контролирующим органам возможность всестороннего исследования финансовых и хозяйственных операций, установления причин, оказавших влияние на конечные результаты деятельности субъекта контроля. Например, сравнение фактического расхода материалов с установленными нормами позволяет выявить их экономию или перерасход и в случаях перерасхода материальных ресурсов установить причины и виновных в этом лиц.

Анализ позволяет изучить отдельные операции, факты хозяйственной деятельности, определить степень влияния отдельных факторов, как положительных, так и отрицательных, на конечные результаты деятельности контролируемой организации. Вместе с тем анализ не может дать общей картины действительности. Ее можно получить только с помощью синтеза, который является противоположностью анализа.

Синтез позволяет обобщить установленные факты, отделить в их массе типичные от случайных, основные от второстепенных.

В ходе осуществления контрольных действий эффективен метод дедукции, рассчитанный на получение обоснованных выводов путем перехода от обобщенных синтетических показателей к частным единичным фактам, а именно от показателей бухгалтерской и статистической отчетности через регистры синтетического и аналитического учета до сплошного или выборочного исследования первичных документов.

Индуктивные методы исследования предусматривают обратную последовательность контрольных действий: от первичных документов через учетные регистры до бухгалтерской и статистической отчетности.

В то же время контроль имеет собственный метод, отличный от метода бухгалтерского учета и метода экономического анализа. Он представляет собой комплексное изучение экономической эффективности, законности, достоверности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля. В его основе лежит использование системы способов и приемов документального и фактического контроля, раскрывающих его комплексный характер и специфичность метода. Правильный выбор приемов контроля в значительной мере предопределяет качество и эффективность его результатов.
1.7. Приемы и способы документального контроля
Для получения необходимых доказательств в ходе документальной проверки достоверности хозяйственных операций в зависимости от содержания объектов ревизии или аудита и условий исследования используют общенаучные и специальные приемы документального контроля.

Основными приемами документального контроля являются следующие проверки: по форме; арифметическая; экспертная; логическая; нормативно-правовая; экономическая; встречная проверка документов; контрольное сличение; обратная калькуляция (обратный счет); оценка документов по данным корреспондирующих счетов; аналитическая проверка отчетности и балансов; сравнение.

Проверка документа по форме предусматривает проверку соблюдения действующих форм документов, последовательности, полноты и правильности заполнения реквизитов документов, соблюдения порядковой нумерации и наличия соответствующих подписей в документах.

Арифметическая проверка документов включает проверку правильности проставленных цен в документе, приведенных наценок, скидок, произведенных вычислений и таксировок, подсчетов итогов и других арифметических действий, выполняемых при оформлении и обработке документа.

Экспертная проверка дополняет проверку по форме и арифметическую и направлена на выявление подделок в документах. Встречаются различные подделки: дописка текста, букв, цифр, зачеркивание, частичное или полное удаление написанного текста, цифровых записей, подделывание подписей и т. п. Они могут быть выявлены при внимательном осмотре документа. Обычно доброкачественный документ имеет одинаковые цвет бумаги, печатный текст или чернила, каллиграфию письма или шрифт букв, устойчивые цифры и буквы.

При логической проверке путем сопоставления хозяйственной операции, отраженной в документе, с различными взаимосвязанными показателями, событиями, явлениями определяется, была ли объективная возможность ее осуществления.

При нормативно-правовой проверке устанавливается соответствие совершенной операции действующим правилам, требованиям устава или учредительного документа, законам, нет ли отклонений от утвержденных норм, смет, лимитов и т. п.

При экономической проверке выясняются экономическая целесообразность совершенной операции, обеспеченность операции источниками финансирования, плановыми расчетами, изучаются полученные результаты от данной операции или ее влияние на конечный финансовый результат деятельности организации.

Сущность встречной проверки заключается в изучении достоверности операций путем сопоставления документов и записей в учетных регистрах, относящихся к одним и тем же взаимосвязанным операциям.

При контрольных сличениях остаток на начало проверяемого периода вместе с документированным приходом должен быть равен документируемому расходу вместе с остатком на конец проверяемого периода. Начальные и конечные остатки обычно базируются на данных инвентаризационных описей.

Обратная калькуляция (обратный счет) используется для проверки размера необоснованного списания сырья на производство при выпуске определенного вида готовых изделий. Сущность этого методического приема состоит в том, что по фактическому выпуску готовых изделий, исчисляется расход сырья в соответствии с установленными нормами за межинвентаризационный период, который сопоставляется с фактически произведенными списаниями сырья по первичным документам за это же время. В результате этого устанавливают факты незаконного списания сырья и материалов на производство.

При применении проверки документов по данным корреспондирующих счетов можно выявить документы, по которым совершены незаконные, нецелесообразные операции, а в ряде случаев и злоупотребления. Это может выражаться в неверной корреспонденции счетов, несоответствии записей в регистрах бухгалтерского учета приложенным документам, отсутствии бухгалтерских проводок, свертывании сальдо по отдельным счетам, повторении корреспонденции в одинаковых суммах по одному и тому же документу, в не обоснованных документами сторнировочных и дополнительных записях на счетах бухгалтерского учета.

Среди методических приемов проверки документов особое место занимает аналитическая (счетная) проверка отчетности и балансов. Посредством этого приема изучается обоснованность показателей отчетности и балансов данным аналитического и синтетического учета, согласованность показателей в отдельных формах бухгалтерской отчетности и баланса, в регистрах бухгалтерского учета и первичных документах.

В зависимости от полноты проверки, первичных документов, записей в учетных регистрах, бухгалтерской (финансовой) отчетности, данных другой документации различают сплошной и выборочный способы документального контроля.

При сплошном способе контроля проверяются все документы и записи в учетных регистрах за весь проверяемый период.

Выборочный способ предусматривает проверку первичных документов и записей в учетных регистрах за определенные промежутки времени.

В практике работы контрольно-ревизионных служб распространены два варианта выборочного способа контроля:

— проверка части документов за весь контролируемый период;

— проверка всех документов, касающихся конкретных операций за одну декаду, месяц или квартал.

Способы контроля определяются при подготовке к его проведению, в период составления рабочего плана ревизионной группы.

В ходе проведения ревизии сплошным способом, как правило, проверяются кассовые, банковские операции, расчеты с подотчетными лицами, по возмещению материального ущерба.


1.8. Приемы фактического контроля
В ходе проведения контроля для установления действительности, реальности существования, количественного и качественного состояния контролируемого объекта используются приемы фактического контроля.

К приемам фактического контроля относятся: инвентаризация; контрольный обмер; обследование объектов; лабораторный анализ; контрольные проверки; контрольный запуск сырья в производство.

Инвентаризация представляет собой проверку в натуре денежных средств, материальных ценностей, иного имущества организации, состояния расчетов и других статей баланса на определенную дату.

При изучении капитальных и ремонтных работ используются контрольные обмеры. Они организуются для определения фактически выполненного объема строительных и ремонтных работ и применяются для проверки достоверности учета незавершенного производства, расходования строительных материалов в сравнении с нормами и фактически выполненным объемом работ, проверки правильности начисления заработной платы, расчетов с подрядчиками другими предприятиями за выполненные объемы работ.

При изучении организации производственной деятельности и проверки обеспечения сохранности имущества контролируемой организации в ходе аудиторско-ревизионных процедур широко используется такой метод фактического контроля, как обследование объектов. Обычно обследование объектов целесообразно проводить в начале аудиторско-ревизионных процедур. В процессе обследования при визуальном наблюдении, можно получить информацию о неполадках в организационно-производственной деятельности, а также получить ответы на многие вопросы, связанные с обеспечением сохранности имущества непосредственно на объектах, состоянием пропускной системы, организацией труда на рабочих местах и др.

Для проверки обоснованности применения нормативного расходования сырья и материалов на изготовление продукции производится контрольный запуск сырья и материалов в производство. При контрольном запуске сырья и материалов в производство в присутствии контролера и приглашенного специалиста проверяется весь технологический процесс, начиная от взвешивания соответствующего сырья и вспомогательных материалов, его обработки и кончая взвешиванием готовой продукции. Это дает возможность проверить фактический выход готовой продукции и действительное количество израсходованного сырья и вспомогательных материалов и сопоставить с теми данными, которые имели место до контрольного запуска.

Лабораторные анализы чаще всего применяются при проверках соответствия качества готовой продукции действующим стандартам. Проводятся лабораторные анализы как пищевых, так и непищевых готовых изделий, выпускаемых организациями различных форм собственности.

На многих участках финансово-хозяйственной деятельности проверяющие используют разные по своему содержанию контрольные проверки. Они применяются для изучения полноты оприходования грузов, прибывших автомобильным, водным и железнодорожным транспортом, достоверности совершаемых операций по отпуску материальных ценностей со складов, качества проведенных инвентаризаций, соблюдения правил отпуска материалов, готовой продукции и других ценностей.
Тема 2
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации