Курсовая работа - Информационное обеспечение управленческой деятельности - файл n1.doc

Курсовая работа - Информационное обеспечение управленческой деятельности
скачать (55.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc307kb.28.12.2010 22:34скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7


Министерство образования и науки Украины
Украинский государственный университет пищевых технологий

кафедра менеджмента


Курсовой проект

из оперативного менеджмента

на тему :

Информационное обеспечение управленческой деятельности
Выполнил: студент группы ЕіМ 5-2

Свекла М. В.
Руководитель: старший преподаватель

Дармастук О. В.


Киев 2000
СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ 4

1 ИНФОРМАЦИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

1.1 Природа информации, виды экономической информации 5

1.2 Управленческая информация и закономерности ее движения. 11

1.3 Особенность обмена письменной информацией. 14

1.4 Собрания и совещания как форма обмена управленческой информацией 15

1.5 Характеристика отдельных типов управленческих информационных систем 16

2 ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ И ТЕНДЕНЦИИ 20

2.1 Тенденции развития современных корпоративных информационных систем 20

2.1.1 Технология построения систем с подходом "вниз" 21

2.1.2 Привлечение к разработке будущих пользователей 22

2.2 Информационная логистика и менеджмент потока работ 24

2.2.1 Основы менеджмента потока работ 25

2.2.2 Производственная основа 25

2.2.3 Содержание менеджмента потока работ 26

2.2.4 Цели менеджмента потока работ 27

2.2.5 Организация и применение компьютеризованной информационной логистики 28

2.3 Информация в деятельности менеджера по маркетингу XXI века 30

2.3.1 Содержание и сущность маркетинга 30

2.3.2 Маркетинговая информационная система 31

2.3.3 Система внутренней информации 32

2.3.4 Система маркетинговой разведки 33

2.3.5 Система маркетинговых исследований 33

2.3.6 Аналитическая маркетинговая система 33

2.4 Организация и развитие центров телефонной связи с клиентом 34

2.4.1 Центры телефонной связи как инструмент обслуживания клиента 34

2.4.2 Цель и структура центров телефонной связи 36

2.4.3 Уточнение концепции центров телефонной связи 39

3 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ККЗ "РОСИНКА" 40

3.1 Организация управления на данном предприятии 40

3.2 Информационная обеспеченность управленцев ККЗ "Росинка" 43

ВЫВОДЫ 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

ВСТУПЛЕНИЕ


В современных условиях мирового социально-экономического развития, особенно важной областью стало информационное обеспечение процесса управления, которое складывается в сборе и обработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.

Перед управляющим органом обычно относятся задачи получения информации, ее обработки, а также генерирования и передачи новой производной информации в виде управляющих влияний. Такие влияния осуществляются в оперативном и стратегическом аспектах и основываются на ранее полученных данных, от достоверности и полноты которых во многом зависит успешное решение многих задач управления.

Нельзя не отметить, что любые принятые решения требуют обработки больших массивов информации; компетентность руководителя зависит не столько от прошлого опыта, сколько от обладания достаточным количеством информации о быстро переменчивой ситуации и умении ею воспользоваться.

Это необходимо знать и понимать будущим руководителям. От этого зависит не только судьба конкретной личности или предприятия, но и, быть может, судьба Украины в целом, ее роль на международной арене. Для меня, как для будущего менеджера, информационное обеспечение менеджмента играет очень важную роль. Поскольку, наши дни диктуют острую необходимость уверенно чувствовать себя на ногах в обществе, где значение информации для всех сфер общественной жизни постоянно увеличивается. Не вызывает сомнения тот факт, что ключом к успеху в нашем обществе будет умение четко ориентироваться в огромном океане информации и умения эффективно воспользоваться этой информацией. Именно поэтому данная тема кажется мне очень современной, актуальной и интересной для рассмотрения.

1ИНФОРМАЦИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1Природа информации, виды экономической информации


Явления реального мира и процессы, которые происходят в общественном производстве, объективно отображаются с помощью информации, потоки которой реально существуют рядом с потоками рабочей силы, материалов и орудий труда. Подобно веществу и энергии, информацию можно создать, обрабатывать, хранить, передавать, использовать.

Информация (англ. Information) означает толкование, сообщение, разъяснение, преподавание.

В теории управления к информации относят такие сигналы (сведения, сообщения), которые несут знание, уменьшают не-визначеність. Если сообщение или его часть для дано-го получателя не является информацией, то оно называется шумом. Сообщение превращается в шум, если передается тому, кто об этом знает (познавательный шум), или если в таких сведениях нет потребности (кибернетический шум). В еконо-мічній литературе используют также понятие "метаинформация", под которым понимают информацию, производную от той, которую получают непосредственно.

Информацию в форме сообщений, сведений нельзя отнести ни к материи, ни к сознанию. Она свойственна как живой, так и неживой природе. Качественное разнообразие об'єк-тивного мира предопределяет качественную многозначность информации. В отличие от неживой природы, которая может быть только источником информации, живая природа, кроме того, воспринимает и переделывает ее. Человек, как существо социально, получает, собирает, хранит, сознательно переделывает и использует информацию в своей ціле-спрямованій деятельности. На практике все технологические, орга-нізаційні, экономические и социальные процессы порождаются, сопровождаются и направляются информационными проце-сами, которые отображают разные взаимоотношения между объектами живого мира и представляют суть и формы связи между управ-лінськими системами.

Информацию в сфере менеджмента часто образно порів-нюють с нервной системой, которая обеспечивает функционирование живого организма. Благодаря обмену информацией между системой, которой управляют, информацию о состоянии заданных параметров, виробляє-команда управления и опять передает ее к системе, которой управляют, для выполнения (прямая связь). Надход-ження информации о результатах управления принято называть обратной связью.

К информации принадлежат все виды сведений, сообщений (устные, письменные, графические и тому подобное) и знаний, нужных для реалі-зації функций менеджмента.

Любая по содержанию информация существует в форме разных ее материальных носителей (в виде электрических импульсов, устного языка, магнитной записи, показов счетчиков, письменных документов, перфокарт и т. др.) Для управления наибольшее значение имеет информация, зафиксированная на постоянных носителях, прежде всего в виде разных бумажных документов, магнитных лент, барабанов, перфокарт и перфолент.

Информацию передают организовано (формально) и стихій-но (неформально). Да, периодические отчеты за определенной формой представляют организованную обратную связь, а стихийное распространение слухов — неформальные каналы связи между людьми.

Теория информации, основы которой были сформированы К. Шеноном, применяется для определения скорости, с которой можно передавать информацию по каналам связи. На скорость передаче информации влияют источник сигнала (дискретный или непрерывный сигнал), характеристики канала связи (его пропускная способность) и шума.

Практика свидетельствует, что в современных условиях эффективность управления в значительной степени зависит от информационного обеспечения, от полноты информации.

Повышение требований до организации службы информации в системе менеджмента вызвано высоким динамизмом современного производства, частичным изменением параметров основ-них факторов производства и требований к получаемой продукции (услуг). Только систематизированная информация дает возможность менеджеру определять эффективность організаційно-економіч-них, агротехнических, социальных и экологических мероприятий и в зависимости от условий, которые складываются, изменять намеченную программу. Чем лучше информированный менеджер, тем оператив-ніші, более высокие за своим качеством его решения.

Для того, чтобы принять правильное решение, необходимо иметь определенное количество информации. Однако объем информации не может определяться только количеством документов, страниц, показателей. Можно собирать и обрабатывать огромные массивы сведений, которые или будут не нужны для принятия решений, или их нельзя будет усвоить и использовать. Иногда короткие документы могут быть содержательнее, чем большие доклады и справки.

Теория информации оперирует такими понятиями, как сигналы, количество информации и процессы ее превращения, оценка надій-ності и скорости передачи информации, возможность наиболее удобной ее записи (кодировка) и тому подобное.

Под сигналом понимают форму превращения и передачи информации с помощью буквы, цифры, звука, импульсу и тому подобное. С помощью сигналов можно передать и получить определенное сообщение, которое представляет совокупность значений, что характе-ризують определенные явления, события, процессы.

Степень уменьшения неопределенности в результате передачи сообщения называется количеством информации. Экономическая информация фиксируется и обрабатывается в форме знаков (байтов), а при обработке данных на ЭВМ — в форме машинных операций — битов. При кибернетической оценке количеству информации учитывают количество знаков, которое используется в повідом-леннях, а также общее количество знаков (алфавит), которое вообще можно использовать в аналогичных сообщениях.

Управленческое решение сопровождается выбором одной из двух возможностей, результатом которой соответствующие "да" или нет". Однозначный ответ из двух возможных является единицей информации. В теории информации она известна под названием двій-частої информации (бит).

Для описания количественных характеристик экономической інформа-ції используют реквизит и экономический показатель, как еле-ментарні единицы информации или же оценивают объем інформа-ції количеством знаков (букв и цифр). Реквизит — элементарная единица экономического сообщения, при дальнейшем ділен-ні которой теряется смысловое значение. При сочетании рекві-зиту с другими аналогичными элементами создается более сложная информационная совокупность, в частности, экономический показатель.

Экономический показатель являет собой некоторое сообщение (высказывание), которое имеет самостоятельный экономический смысл и содержит количественную характеристику определенного объекта (процессу).

Правильное определение количества информации дает возможность избежать перегрузки руководителей и специалистов, поскольку существует показатель: "пределу информации, который может переделать человек за определенный период". На практике по большей части наблюдается перегрузка информацией производственного персонала приб-лизно в 3 - 4 раза сравнительно с нормами. Объем информации в среднем на человека представляет 8 бит/с.

Информацию, которая используется в управлении, класи-фікують по разным признакам:

  1. по форме отображения — визуальная (графика, таблицы, табло и т. д.), аудиоинформация (воспринимается на слух благодаря звукозаписи), аудиовизуальная (сочетает информацию в форме изображения и звука);

  2. по форме представления — цифровая, буквенная и кодируемая;

  3. за порядком возникновения — первичная и производная;

  4. за характером носителей информации — документируемая и недокументируемая;

  5. по назначению — директивная (предписывающая), отчетная и справочно-нормативная;

  6. за направлением движения — входная и исходная;

  7. за стабильностью — условно-переменная и условно-постоянная;

  8. по способу отображения — текстовая (алфавитная, алфа-вітно-цифрова) и графическая (чертеж, диаграммы, схемы, графика);

  9. по способу возделывания — что поддается и что не поддается механизированной обработке.

В зависимости от функции, которую выполняет информация в управ-лінському цикле, она бывает предписывающей, обратной связи, запам'ятовуючою и др.

В процессе управленческой деятельности используют нау-ково-технічну, административно-правовую, метеорологическую, агробиологическую и другие виды информации. Научную информацию, в свою очередь, разделяют на экономическую, социально-политическую, идеологическую и др. Наибольший удельный вес в общем количестве информации имеют экономические данные.

Экономическая информация — это совокупность цифр, фактов, сведений и других данных, которые преимущественно количественно відоб-ражають общественно-экономические явления и процессы. Она содержит данные социально-экономического планирования и прогнозирования, финансовых планов, первичного, оперативного и бухгалтерсь-кого учета, статистической отчетности, экономического анализа и тому подобное.

Информацию, которую используют в народном госпо-дарстві, разделяют на ведомственную (информация предприятий, об'єд-нань, организаций, министерств и ведомств) и народногоспо-дарську (информация районных, областных и центральных общегосударственных органов управления).

Экономическую информацию классифицируют за фазами, стадиями и циклами воссоздания, сферами экономики, ресурсами, которые используются, факторами производства и др.

По назначению информацию делят на плановую, учетно-бухгалтерскую, отчетную, статистическую, производственно-оперативную, предписывающую, справочную, нормативную; по способу передачи — на ту, которая передается устно, по почте, телефоном, телетайпом, по факсу; за периодичностью — на систематизированную (переменную, суточную, декадную, квартальную и т. п.) и вероятную, обусловленную внешними и внутренними производственными событиями (выход из строя техники, задержка с поставкой горючего, семян и т. п.); за характером носителей — на документизовану и недокументизовану по отношению к процессу обработки — на обрабатываемую, необроблювану и аналитическую.

Кроме того, информация может делиться на достоверную и недостоверную, достаточную, недостаточную и избыточную, активную и пассивную, цифровую, алфавитно-цифровую и алфавитную.

За местом возникновения различают внешнюю информацию, которая поступает от вышестоящих органов, а также предприятий, организаций и учреждений, которые поддерживают с объектом управления хозяйственные связки, и внутреннюю — что возникает на під-приємстві (в объединении). Да, на основе планового задания принимаются управленческие решения, которые потом отображают в материально-технической подготовке производства, технико-экономическом и оперативном планировании, оперативном управлении технологическими и экономическими процессами, учете и контроле за финансовой деятельностью предприятия, отчете, анализе результатов производственно-хозяйственной деятельности и тому подобное.

Информация, которая используется в хозяйственном управлении, существует в виде массивов, потоков, а также в розсія-ному, несобранном виде.

Массивы — это информационные фонды, материалы статистических управлений, архивов, библиотек и тому подобное.

Совокупность сообщений из (одинаковыми или близкими свойствами), что распределены в данной системе с целью осуществления управления, образуют информационные потоки на предприятии.

Потоки информации разнообразны: потоки восходящей інфор-мації — основа для разработки решений; потоки нисходящей информации — это постановления, решения, указания вышестоящих органі-зацій; потоки регулирующей информации — отмечены выше доку-менти и некоторые специальные нормативные положения.

В зависимости от того, какую функцию обслуживает экономическая информация, ее разделяют на учетную и отчетную, что отображает события, которые состоялись; плановую, что отображает события, какие намі-чаються; нормативную и аналітико-прогнозовану, что відобра-жає события или явления современного и будущего; регулирующую, что отображает процесс достижения пропорциональности в производственном и управленческом процессах.

В свою очередь, учетную информацию разделяют на бухгал-терську, статистическую и оперативно-техническую. Характерной особенностью бухгалтерской информации является ее высокая точность. Она отображает детерминированные события, о которых точно известно, что они состоялись. В то же время бухгалтерская информация відобра-жає события, которые состоялись с опозданием. Поэтому качество ее визна-чається тем, насколько удается уменьшить разрыв между стро-ками событий и отображением их в бухгалтерских документах. Оперативно-техническая информация представляет систему показни-ків, что отображают деятельность объекта на определенную дату. В отличие от бухгалтерской, эта информация не обязательно имеет документируемый вид. Она может быть получена из телефон-них сообщений или устных докладов специалистов и руководителей среднего звена.

В предпринимательской деятельности используют плановую информацию в виде нормативов материальных расходов и затрат труда. От качества нормативной информации зависят ефектив-ність управления, действенность решений, которые принимаются, успіш-ність осуществления контрольных и других функций.

Разные виды экономической информации исполняют неодинаковую роль в системе управления. Да, плановая и нормативная информации прямо связаны с производством, а бухгалтерская, ста-тистична и оперативно-техническая информация является средством зворот-ного связи. В общем объеме экономической информации удельный вес информации, которая выполняет функции прямой связи, представляет близко 24%, и обратной связи — 76%.

Информация имеет ряд характерных особенностей таких, как полезность, достоверность, однозначность, периодичность, несперечливість, избыточность.

Полезность информации принято оценивать за тем ефек-том, который эта информация осуществляет на результаты управления. На практике информация может быть совсем ненужной (не изменяет вероятность достижения целые и решение поставленных заданий) и чрезвычайно ценной, дает возможность повысить імовір-ність достижение целые.

В иных случаях полученная информация может привести к принятию решения, которое изменяет положение объекта управления в худшую сторону, то есть уменьшает вероятность достижения целые,— эта информация называется дезінформацією.

Важной качественной характеристикой информации является ее достоверность. Достоверной качественной характеристикой информации является ее достоверность. Достоверной считают информацию, которая не превышает допустимый уровень перекручивания действительного явления или процесса и отображает то, что она должна отображать. На достоверность информации, которая поступает, влияют інформа-ційні барьеры, то есть препятствия, которые мешают сохранению количества и качества информации и приводят к ее неполноте (географические, ведомственные, экономические, технические, психологические барьеры).

Избыточность информации (повторяемость, дублирование) может быть полезной, если она повышает надежность системы данных, и ненужной — если она содержит данные, какие повторю-ються и не используются для принятия решений. Каждый менеджер при любых обстоятельствах должен обеспечивать надежную ценность информации, которая передается. Критерием в оценке этого требования является глубина, содержательность и степень відпо-відності информации поставленным целям.

Для эффективного функционирования системы управления важное значение имеет своевременность поступления информации. Частичная информация, полученная своевременно, значительно более полезна для управления, чем полная информация за всей формой, которая получена с опозданием. Опыт показывает, что много простоев техники и людей случаются через недостаточное оперативное обеспечение управленческого аппарата нужной достоверной информацией.

К важным характеристикам, которые определяют качество экономической информации, принадлежат непрерывность и система-тичність ее поступления. Информация должна поступать постоянно, поскольку всегда возникает потребность в разработке и корректировке управленческих информационных решений.
  1   2   3   4   5   6   7


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации