Шпаргалки по Муниципальному праву (таблица) - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалки по Муниципальному праву (таблица)
скачать (440 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc440kb.12.09.2012 08:04скачать

n1.doc

  1   2   3   4

1. Понятие, предмет и методы отрасли муниципальное право России. Муниципальное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений.

Предметом муниципального права является круг общественных отношений, складывающихся в сфере местного самоуправления.

Муниципальное право России рассматривается как совокупность правовых институтов, регулирующих разнородные общественные отношения, что и определяет его комплексный характер.

При определении предмета и метода муниципального права следует также учитывать, что муниципальное право России - это совокупность институтов права и норм, являющихся результатом правотворчества на уровнях муниципального образования, субъекта Федерации и Российской Федерации в целом. Соответственно, муниципальное право отражает интересы, которые формируются и регулируются на каждом из этих уровней, а также взаимодействие таких уровней и соотношение их интересов.

В целом муниципальное право регулирует общественные отношения, совокупность которых можно представить в виде следующих основных групп:

отношения, возникающие в результате организации местного самоуправления как института народовластия;

отношения, возникающие в процессе реализации права населения муниципального образования, а также отдельного гражданина, на местное самоуправление;

отношения, возникающие в связи с организацией представительных, исполнительно-распорядительных и иных органов местного самоуправления (включая главу муниципального образования), других выборных и невыборных должностных лиц местного самоуправления, а также осуществлением муниципальной службы;

отношения, возникающие в связи с деятельностью граждан, наделенных полномочиями на отдельные публично-властные функции по осуществлению местного самоуправления (лица, замещающие должности главы муниципального образования, депутатов представительного органа, иных должностных лиц местного самоуправления, а также лица, замещающие муниципальные должности муниципальной службы);

отношения, связанные с осуществлением предметов ведения Российской Федерации и субъектов Федерации в сфере местного самоуправления, а также в связи с наделением отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления;

отношения, возникающие в процессе взаимодействия муниципальных образований с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

отношения, возникающие в процессе межмуниципального сотрудничества.

Муниципальное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления.

Следует учитывать, что это определение отражает не все, а лишь основные, наиболее важные характеристики муниципального права.

  1. Муниципальное право как научная дисциплина: понятие, система, методы. Место науки муниципального права в системе юридических наук.

Научная дисциплина муниципального права рассматривает местное самоуправление не только как форму гражданской самостоятельности и активности, но и как форму осуществления публичной власти, публично- властной деятельности наряду с ее государственной формой реализации.
Научная дисциплина раскрывает содержание принципов, лежащих в основе организации в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях.
Научная дисциплина муниципального права анализирует полномочия органов местного самоуправления и практику их реализации. Задачей научной дисциплины муниципального права является изучение условий и средств, обеспечивающих самостоятельность муниципальных образований, их органов в решении вопросов местного значения, а также ответственность муниципальных органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами.
Научная дисциплина муниципального права изучает и раскрывает взаимодействие норм муниципального права с нормами других отраслей права тесно взаимосвязанных с муниципальным правом.
Предмет научной дисциплины муниципального права составляют не только нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения, существующие в данное время, но и практика правового регулирования организации и деятельности местной власти на предыдущих этапах развития российской государственности. Научная дисциплина муниципального права изучает формы организации местной власти и их правовое регулирование, взятые в развитии.
Муниципальное право как научная дисциплина имеет свою систему, под которой понимается логическая последовательность изучения вопросов, составляющих ее содержание.
Система научной дисциплины муниципального права имеет в своей основе структуру отрасли права, которую она изучает. Вместе с те в ней выделяются разделы, которые отсутствуют в системе одноименной отрасли права. Система научно дисциплины имеет следующие составные части.
1. Введение в муниципальное право.

2. Местное самоуправление в системе народовластия.

3. Основы местного самоуправления.

4. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.
5. Гарантии местного самоуправления.

6. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Научная дисциплина муниципального права – составная часть российской юридической науки. Место научной дисциплины муниципального права в системе правовых наук, прежде всего, обусловлено особенностями муниципального права как комплексной отрасли права. Ее соотношение и взаимосвязь с правовыми науками определяются соотношением муниципального права с отраслями российского права.



3. Муниципально - правовые нормы: понятие и классификация.

Муниципально-правовые нормы — это правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Вместе с тем нормы муниципального права характеризуются определенной спецификой, связанной с обособленностью органов местного самоуправления от органов государственной власти, а также с тем, что органы местного самоуправления и население муниципального образования наделены нормотворческими полномочиями.

Особенность норм муниципального права состоит в том, что для многих из них характерна принадлежность одновременно и к другим отраслям права. Так, например, нормы закрепляющие финансовые основы местного самоуправления, являются нормами как муниципального, так и финансового права.

В муниципальном праве Российской Федерации применяется следующая классификация правовых норм.

По объекту правового регулирования различают:

-нормы, определяющие местное самоуправление в системе народовластия;

-нормы, закрепляющие территориальные, финансово-экономические и правовые основы местного самоуправления;

-нормы, устанавливающие организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления;

-нормы, закрепляющие вопросы местного значения муниципальных образований;

-нормы, устанавливающие гарантии местного самоуправления.

По территории действия выделяются нормы:

-действующие на всей территории Российской Федерации;

-действующие на территории субъекта РФ;

-действующие в границах конкретного муниципального образования.

По характеру содержащихся в нормах предписаний они подразделяются на:

-управомочивающие;

-запрещающие.

По степени определенности содержащихся предписаний различают нормы:

-императивные;

-диспозитивные.

По предназначению в механизме правового регулирования выделяют следующие нормы:

-материальные (закрепляют права, обязанности, полномочия субъектов муниципальных правоотношений);

-процессуальные (регламентируют процедуру реализации материальных норм).


4. Муниципально-правовые отношения: понятие и классификация

Муниципально - правовые отношения - это урегулированные нормами права общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления местного самоуправления.

Муниципально-правовые отношения с учетом их содержания можно подразделить на три группы:

-отношения, связанные с организацией местного самоуправления;

-отношения, характеризующие муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований;

-отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий.

Субъектами муниципально-правовых отношений являются:

муниципальные образования;

органы местного самоуправления;

собрания (сходы) граждан;

граждане;

депутаты представительных органов местного самоуправления;

должностные лица местного самоуправления;

органы территориального общественного самоуправления;

ассоциации и союзы муниципальных образований;

государственные органы и должностные лица;

общественные объединения;

предприятия, учреждения и организации.


5. Источники муниципального права РФ как отрасли права и как научной дисциплины.

Источниками научной дисциплины муниципального права являются также правовые акты как источники отрасли муниципального права. Это Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан и местных референдумах, и иные муниципальные правовые акты, нормы международного права.

Кроме того, к источникам научной дисциплины муниципального права относится и практический опыт деятельности местного самоуправления. На основе изучения и обобщения такого опыта вырабатываются научные рекомендации по повышению эффективности организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации.


6. Теория свободной общины о местном самоуправлении.

В науке муниципального права сформировался целый ряд теорий местного самоуправления, в которых по-разному рассматривается его сущность. Наиболее верным представляется мнение Л. Велихова, который выделяет следующие теории местного самоуправления: свободной общины, "общественную" (хозяйственную) и государственную.

Данная теория, теория свободной общины, опиралась на идеи естественного права. Основной идеей теории свободной общины было обоснование ограничения вмешательства государства в деятельность общины.

Согласно положениям теории свободной общины самостоятельность и независимость общины от государства связаны с самой природой общины, которая исторически предшествовала государству. Согласно теории свободной общины государство не создает общину, а лишь признает ее. В теории свободной общины признавалось существование не только трех традиционных ветвей власти - исполнительной, законодательной и судебной, но и четвертой - муниципальной власти. Теория свободной общины получила свое отражение в ряде законодательных актов 30 - 40-х годов XIX века. Конституция Бельгии 1831 г. даже имела специальную статью об общинном управлении. Именно в этой Конституции наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями закреплялась и "общинная" (муниципальная) власть.

Однако на практике такой подход не имел успеха. Русские ученые Н.И. Лазаревский, Б.Н. Чичерин, В.П. Безобразов и другие считали теорию свободной общины несостоятельной и нежизнеспособной.


7. Общественная теория самоуправления.

"Общественная" (хозяйственная) теория самоуправления

Следующей теорией местного самоуправления стала "общественная" (хозяйственная) теория самоуправления.

Общественная теория самоуправления, как и теория свободной общины, во многом основывалась на идее противопоставления государственной власти и местных сообществ. Согласно общественной теории самоуправление - это, в первую очередь, заведование местными хозяйственными делами. Собственные дела общины - это дела общинного хозяйства, и, следовательно, самоуправление есть управление делами местного хозяйства.

Теория общественного самоуправления получила широкое развитие в российской дореволюционной юридической науке. Н.М. Коркунов так определил содержание этой теории: "Общественная" теория видит сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои собственные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами. "Общественная" теория исходит, следовательно, из противоположения местного общества государству, общественных интересов политическим, требуя, чтобы общество и государство ведали только своими собственными интересами".

Согласно теории общественного самоуправления дела хозяйственного характера должны выполняться общиной без вмешательства государства. В разделении государственных дел и дел местного значения виделось основание для самостоятельности местного самоуправления. Однако такие взгляды на местное самоуправление существовали недолго, поскольку на практике оказалось практически невозможно так разделить дела государственного управления и дела местного значения, чтобы выделить из них "в чистом виде" местные хозяйственные дела.


8. Государственная теория самоуправления, ее основные направления.

Третьей теорией местного самоуправления стала "государственная" теория самоуправления, которая сменила "общественную" (хозяйственную) теорию. Основы данной теории местного самоуправления были разработаны немецкими учеными Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом в XIX в.

Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, и их компетенция не является какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством.

В России положения государственной теории были значительно развиты дореволюционными юристами (В.П. Безобразов, А.И. Васильчиков, А.Д. Градовский, Н.И. Лазаревский) в 70-х годах XIX в.

Согласно мнению сторонников государственной теории того времени, местное самоуправление представляет собой децентрализованное государственное управление <*>. А.Г. Михайловский рассматривал самоуправление как часть общего государственного управления, как особую организацию государственной власти на местах, основанную на выборных началах <**>. Составной частью государственного управления считал местное самоуправление и В.П. Безобразов.

Государственная концепция местного самоуправления базировалась на том положении, что учреждения самоуправления обязательно должны действовать и в общественных, и в государственных интересах. Согласно этой концепции местное самоуправление имеет своим источником государственную власть. Организация самоуправления на местах строится на основании закона. Выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих органов, а определяется государством, формулируя вывод о соотношении государства и местного самоуправления <*>.

Настоящая работа, имея в том числе и практику строительства современного российского самоуправления, исходит из того, что в местном самоуправлении следует выделять три неотъемлемых и взаимосвязанных составляющих: во-первых, это публичная власть, сформированная населением определенной территории; во-вторых, это элемент государственного устройства, важнейшая составная часть системы реализации государственной политики; в-третьих, это институт гражданского общества.



9. Европейская Хартия местного самоуправления, ее структура и содержание.

Преамбула

Статья 1

Часть I

Статья 2. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления

Статья 3. Понятие местного самоуправления(Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения)

Статья 4. Сфера компетенции местного самоуправления

Статья 5. Защита границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление

Статья 6. Соответствие структур и административных средств задачам органов местного самоуправления

Статья 7. Условия осуществления полномочий на местном уровне

Статья 8. Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления

Статья 9. Финансовые ресурсы органов местного самоуправления

Статья 10. Право местных органов самоуправления на ассоциацию(сотр с др органами МСУ)

Статья 11. Правовая защита местного самоуправления

Часть II

Статья 12. Обязательства

Статья 13. Органы самоуправления, на которые распространяется действие Хартии

Статья 14. Предоставление информации

Часть III

Статья 15. Подписание, ратификация и вступление в силу

Статья 16. Территориальная оговорка(распрост хартии)

Статья 17. Денонсация (прекращение межд. договора)

Статья 18. Уведомления


10. Земское самоуправление в России в 19 веке.

В 1800 г. Павел I укрепляет государство путем централизации власти, усиления военно-политического режима. Вводятся городские правления, которым подчиняются магистраты и ратуши. В их состав входили назначаемые правительством чиновники и выборные от городского общества, утвержденные императором.

Новым толчком развития местного самоуправления принято считать земские и городские реформы, проведенные в 60 - 70 гг. XIX века.

Положение о земских учреждениях 1864 г. было направлено на создание земских, губернских и уездных учреждений. На уровне губернии образовывались губернское земское собрание и губернская земская управа. Земское собрание осуществляло функции представительного органа местного самоуправления.

Земские собрания созывались, как правило, один раз в год и утверждали основные направления хозяйственной деятельности. На первом собрании избирался личный состав земской управы.

Положение о земских губернских и уездных учреждениях от 1 января 1864 г. четко не устанавливало основных полномочий земств, а лишь перечисляло возможные направления их деятельности: народное образование, медицина, местные промыслы. Положение о земских учреждениях закрепило источники финансирования деятельности земских учреждений. Доходы земского учреждения обеспечивал губернский земский сбор - местный государственный налог. Важным источником дохода были также субвенции государства - целевые дотации на решение конкретных вопросов местного значения. Кроме того, определенную часть дохода местного бюджета составляли частные пожертвования.

В результате принятия Городового положения 1870 г. была проведена городская реформа самоуправления. В городах в качестве органов городского самоуправления были созданы городская дума, городская управа, городской глава, являющийся председателем городского самоуправления. В 1890 г. было пересмотрено Положение о земских учреждениях, а в 1892 г. - Городовое положение. Изменения были направлены на усиление роли государства в организации и функционировании земского и городского самоуправления. Положение о земствах 1890 г. к предметам их ведения относило: - заведование местными губернскими и уездными земскими повинностями; - заведование делами по обеспечению народного продовольствия; - заведование земскими лечебными и благотворительными заведениями; - удовлетворение возложенных в установленном порядке на земство потребностей воинского и гражданского управлений.

С принятием нового Положения о земствах 1890 г. в систему земств, для организации их работы и контроля над ними было введено губернское по земским делам присутствие. В его состав от губернии входили губернатор, вице-губернатор, управляющий казенной палатой, прокурор окружного суда. В соответствии с новым Городовым положением 1892 г. был ограничен круг лиц, имевших право на участие в городском самоуправлении, поскольку увеличился имущественный ценз.

Представительный орган городского самоуправления возглавлялся городской главой, а исполнительный орган городского самоуправления - городской управой.

11. Городское самоуправление в России в 19 веке.

Реформа городского самоуправления началась со вступлением в силу Городового положения 1870 г. В городских выборах существовал имущественный ценз, поскольку разделить городское население по сословиям было практически невозможно. Правом избирать и быть избранными в городские думы были наделены владельцы недвижимости, купцы, обладатели торговых и промышленных заведений или платившие городские сборы. Последний этап местного самоуправления в дореволюционной России осуществлялся на основании Положения о земских учреждениях 1890 г. и Городского положения 1892 г. В научной литературе этот период развития местного самоуправления зачастую именуется контрреформой местного самоуправления.

Согласно Положению о земствах 1890 г. к предметам их ведения были отнесены:

1) заведование местными губернскими и уездными земскими повинностями - денежными и натуральными;

2) заведование капиталами и другими имуществами земства;

3) заведование делами по обеспечению народного продовольствия;

4) содержание в исправности состоящих в ведении земства дорог, дорожных сооружений и бечевников; устройство и содержание пристаней вне городских поселений и попечение об улучшении местных путей сообщения;.

5) устройство и содержание земской почты;

6) заведование взаимным земским страхованием имущества;

7) заведование земскими лечебными и благотворительными заведениями; попечение о призрении бедных, неизлечимых больных и умалишенных, а также сирых и увечных;

8) участие в мероприятиях по охране народного здоровья и предупреждению и пресечению падежей скота; развитие средств врачебной помощи населению и изыскание способов по обеспечению местности в санитарном отношении;

9) заботы по предупреждению и тушению пожаров и попечение о лучшем устроении селений;

Органами губернского земства являлись губернское земское собрание и губернская земская управа.

Земские учреждения уезда включали: земское собрание и земскую управу с учреждениями при ней.

Земское собрание уезда состояло из земских гласных, а также членов по должности. Для осуществления своих функций земским органам было предоставлено право облагать население денежными сборами, а также вводить в некоторых случаях натуральные повинности (например, по содержанию дорог, по препровождению арестантов, по снабжению квартирами уездной полиции и др.). Земские сборы устанавливались: с недвижимого имущества, с документов на право торговли, с проезжающих по земским дорожным сооружениям. Согласно Положению о земских учреждениях (1890 г.) и Городовому положению (1892 г.) выборные лица, занимающие должности в коллегиальных органах земского и городского самоуправления, считались состоящими на государственной службе. Органы городского самоуправления включали городскую думу под председательством городского головы и городскую управу. Существовал весьма жесткий государственный правительственный надзор за земским и городским самоуправлением, который осуществлялся губернатором.

12. Особенности местной власти в период с 1917 по 1991 гг. 3 марта 1917 г. Временное правительство приняло декларацию, в которой в качестве цели определялась реформа местного самоуправления с установлением всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права для всех граждан, достигших 20 лет.

5 марта 1917 г. было издано распоряжение Временного правительства о передаче власти в губерниях и уездах комиссарам Временного правительства, которыми, в основном, становились представители земских управ.

При Министерстве внутренних дел было создано Особое совещание. В числе его задач была подготовка необходимых материалов по реформе местного самоуправления. 15 июля 1917 г. было утверждено Положение о поселковом управлении, которое должно было вводиться в железнодорожных, фабрично-заводских, рудничных, дачных и иных населенных пунктах, при условии наличия там необходимых местных потребностей в благоустройстве.

С первых дней своего существования Советы депутатов стремились либо сменить органы местного самоуправления, либо поставить их под свой контроль. Постепенно Советы депутатов сменяли на местах органы земского и городского самоуправления.

Конституция РСФСР 1918 г. установила принцип единства Советов как органов государственной власти с жесткой подчиненностью нижестоящих органов вышестоящим.

В советское время одним из основных принципов организации и деятельности всех звеньев Советов являлся принцип демократического централизма.

В целом местное самоуправление стало рассматриваться как институт, свойственный исключительно буржуазной демократии. Только в начале 60-х годов XX в. постепенно вновь стали развиваться исследования о местном территориальном самоуправлении. Снова проблема правового статуса местных органов власти была поднята в период подготовки и обсуждения проекта Конституции СССР 1977 г. Итогом стало закрепление в Конституции положения о наличии в Советском Союзе системы местных органов государственной власти, в принципиальном плане не отличающегося от ранее действовавшего конституционного положения.

Новый этап в развитии местного самоуправления был связан с принятием 9 апреля 1990 г. Закона СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" и 6 июля 1991 г. Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР". Данные Законы сыграли определенную роль в развитии местного самоуправления. Однако противостояние представительных органов (Советов) и исполнительных органов, определенная конфронтация органов государственной власти и местных органов в итоге привели к роспуску местных Советов и изданию Положения об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденного Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г..


13. Местное самоуправление в России в период с 1991 по 1995 гг.

Новый этап в развитии местного самоуправления был связан с принятием 9 апреля 1990 г. Закона СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" и 6 июля 1991 г. Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР". Данные Законы сыграли определенную роль в развитии местного самоуправления. Однако противостояние представительных органов (Советов) и исполнительных органов, определенная конфронтация органов государственной власти и местных органов в итоге привели к роспуску местных Советов и изданию Положения об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденного Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г..

Согласно данному Положению:

1) органами местного самоуправления в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах являлись выборные и другие органы местного самоуправления - собрание представителей, глава местного самоуправления.

2)выборный представительный орган местного самоуправления работал, как правило, на непостоянной основе

3)в компетенцию главы местного самоуправления входили: управление муниципальным хозяйством

4) органы местного самоуправления наделялись правом самостоятельно определять свою структуру местного самоуправления.

Важнейшей вехой в развитии местного самоуправления стало принятие Конституции РФ 1993 г., отнесшей к основам конституционного строя такие положения, как: отнесение местного самоуправления к формам народовластия, гарантированность местного самоуправления, наличие у местного самоуправления собственных полномочий, организационная обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти, существование муниципальной собственности, в том числе на землю.

После принятия Конституции РФ 1993 г. Президентом России в целях дальнейшего осуществления реформы местного самоуправления, обеспечения его государственной поддержки был издан Указ от 22 декабря 1993 г. "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации".

С принятием Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в 1995 г. весьма активно стало формироваться федеральное и региональное законодательство, конкретизировавшее общие принципы организации местного самоуправления. Однако практика применения данного Федерального закона выявила целый ряд проблем, связанных с осуществлением местного самоуправления в Российской Федерации. Это вызвало насущную необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования местного самоуправления на федеральном уровне.


14. Англо-саксонская модель местного самоуправления.

Англо-саксонская муниципальная система сложилась в Великобритании.

Действует также в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах. Суть этой системы в том, что местные органы рассматриваются как автономные образования, действующие в пределах предоставленных им законом полномочий. Отсутствует прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим, на местах нет уполномоченных центрального правительства. Наряду с представительными органами, которые непосредственно избирают населением

административно-территориальных единиц, могут также избираться некоторые должностные лица. Контроль за деятельностью местных органов осуществляется косвенным путем - через центральные министерства и через суд. Для обозначения организации и деятельности местных органов в законодательстве применяется термин «местное управление», а само местное управление является составной частью механизма государства. Местное самоуправление и управление в Великобритании характеризуется разнообразием и регулируется большим числом актов. В большинстве случаев самоуправление осуществляется через советы, избираемые жителями соответствующих политико-административных единиц. В Англии действуют советы графств, административных округов и приходов, в Уэльсе - советы графств, городов-графств и общин, в Шотландии - советы территориальных единиц местного управления и советы общин, в Северной Ирландии - советы округов и приходов. В приходах численностью менее 150 избирателей советы не образуются, а решения принимаются на общих собраниях избирателей.

15. Континентальная модель местного самоуправления.

Континентальная (французская) модель местного самоуправления применяется в большинстве стран континентальной Европы, франкоязычной Африке, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Эта модель основывается на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Существует подчиненность нижестоящих звеньев вышестоящим. Родоначальницей этой модели выступает Франция. Во Франции традиционно существует высокая степень централизации местного управления и самоуправления, что проявляется в системе административного контроля центральной власти за местными органами. Поведенная во Франции в начале 80-х годов реформа насколько снизила такую централизацию, расширила полномочия территориальных коллективов, обеспечила им большую самостоятельность, но сохранила за центральной властью сильные позиции на местах. На местном уровне имеется специальный уполномоченный правительства, который осуществляет контроль за органами местного самоуправления. В каждом департаменте есть представитель государства (комиссар республики), осуществляющий административный контроль за законностью решений, принимаемых коммунами, которые являются основой местного самоуправления. Во Франции насчитывается более 36 тысяч коммун, 90 % из них имеют менее 2000 жителей. Каждая коммуна имеет совет, который избирает из своего состава мэра. Мэр - одновременно и государственный служащий и глава местного самоуправления. Органы территориального самоуправления имеются также в 96 департаментах, 22 регионах и округах Парижа, Марселя и Лиона.


16. Конституционные основы местного самоуправления в России.

Конституция РФ 1993 г. закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Часть 2 ст. 3 Конституции устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Из этого можно сделать вывод, что местное самоуправление является одним из предусмотренных Конституцией способов реализации публичной власти в Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации закрепляет общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для всей системы местного самоуправления в Российской Федерации, а также закрепляет государственные гарантии осуществления местного самоуправления. Признание государством местного самоуправления означает, что государство признает за гражданами возможность создавать социальные управленческие институты, не обладающие свойствами государственной структуры. (глава 8). В данной главе устанавливаются основные формы и способы осуществления местного самоуправления, территориальные основы местного самоуправления, основные полномочия органов местного самоуправления.

В ст. 130 Конституции констатируется, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Конституция прямо указывает такие полномочия местного самоуправления, как:- владение, пользование, распоряжение и управление муниципальной собственностью; - формирование, утверждение и использование местного бюджета; - установление местных налогов и сборов; - осуществление охраны общественного порядка.

Базовым федеральным законом, регулирующим деятельность местного самоуправления в Российской Федерации, стал Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г.


17. Основные принципы местного самоуправления в России. Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», основываясь на положениях Европейской Хартии о местном самоуправлении, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации.

К общим принципам местного самоуправления относятся: а) самостоятельность решения населением вопросов местного значения;

б)организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;

в) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям; г)ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

д) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

е) соблюдение прав и свобод человека и гражданина; ж)законность в организации и деятельности местного самоуправления;

з) гласность деятельности местного самоуправления;

и) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;

к) государственная

гарантия местного самоуправления.

18. Понятие функций местного самоуправления в России. Местным самоуправлением называется организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти. Местное (муниципальное) самоуправление - одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 ст. 3 Конституции РФ гласит: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Ст. 12: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Местное самоуправление - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения. Основные направления муниципальной деятельности характеризуются функ-циями местного самоуправления. Перечень полномочий органов самоуправления (под полномочиями мы будем понимать правовое выражение их деятельности) позволяет выделить следующие основные функции:

обеспечение участия населения в решении местных дел (ст.131);

управление муниципальной собственностью (ст. 132);

обеспечение развития соответствующей территории;

охрана общественного порядка (ст.132);

защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ (ст. 133);

обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах;

распоряжения муниципальной собственностью.

19. Основные направления государственной политики России в сфере местного самоуправления.

Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации закрепляют единую систему представлений о целях, приоритетных направлениях, задачах и принципах политики государства в сфере развития местного самоуправления, а также о механизмах ее реализации.

Государственная политика в области развития местного самоуправления основывается на Конституции Российской Федерации, Европейской хартии местного самоуправления, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и находит свое выражение в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актах в области местного самоуправления.

Государственная политика в области развития местного самоуправления направлена на обеспечение преемственности деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и соответствующих должностных лиц в процессе реформирования местной власти на принципах самоуправления.

20. Правовые основы местного самоуправления. Под правовыми основами местного самоуправления понимается нормативная база, которую составляют международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другие федеральные законы, уставы, законы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований и другие нормативные акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. На первое место ставятся международно-правовые документы. Это соответствует ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".Среди международно-правовых документов, непосредственно направленных на регулирование местного самоуправления, в первую очередь можно выделить Европейскую хартию местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.). Данная Хартия определяет минимальные права местного самоуправления, которые должны быть гарантированы государствами, ее подписавшими.

Конституция РФ 1993 г. закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Часть 2 ст. 3 Конституции устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Из этого можно сделать вывод, что местное самоуправление является одним из предусмотренных Конституцией способов реализации публичной власти в Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации закрепляет общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для всей системы местного самоуправления в Российской Федерации, а также закрепляет государственные гарантии осуществления местного самоуправления. Признание государством местного самоуправления означает, что государство признает за гражданами возможность создавать социальные управленческие институты, не обладающие свойствами государственной структуры.

Таким образом, в структуре законодательной основы местного самоуправления можно выделить два уровня: федеральное законодательство и законодательство субъектов.

Особенностью Закона о местном самоуправлении 2003 г. является то, что каждый из видов муниципальных образований призван решать присущие только ему вопросы местного значения, т.е. вопросы местного значения поселения не совпадают с вопросами местного значения муниципального района и городского округа.


21. Система муниципальных правовых актов. Муниципально-правовой акт - это официальный письменный акт, принятый непосредственно населением муниципального образования, органом местного самоуправления или его должностным лицом в пределах собственных полномочий.

Согласно ст. 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные или иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

В систему муниципальных правовых актов входят не только нормативные, но и ненормативные акты. Нормативные акты устанавливают общие положения, адресованные широкому кругу субъектов, регламентируют наиболее важные общественные отношения. Ненормативные акты не содержат норм права, они, как правило, носят индивидуальный характер (например, распоряжение главы муниципального образования о назначении на должность руководителя структурного подразделения местной администрации).

В законодательстве закреплены субъекты, обладающие правом принимать (издавать) муниципально-правовые акты: население муниципального образования, представительные органы, глава муниципального образования, глава местной администрации, иные органы и должностные лица местного самоуправления.

Муниципально-правовые акты подразделяют по различным критериям. По нормативно-правовой природе выделяют нормативные и ненормативные (индивидуальные) правовые акты.

По содержанию муниципально-правовые акты делятся:

- по финансово-экономической деятельности;

- по вопросам социально-культурной деятельности;

- по вопросам охраны общественного порядка на территории муниципального образования.

По порядку принятия муниципально-правовые акты делятся на:

- решения, принятые непосредственно населением на местном референдуме, сходе;

- решения, принятые коллегиально на собраниях граждан;

- правовые акты, принятые в порядке народной правотворческой инициативы;

- правовые акты, принятые на основе единоначалия (распоряжения главы муниципального образования).

По порядку вступления в юридическую силу муниципально-правовые акты делят на:

- требующие обязательной публикации (нормативно-правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования));

- не требующие официального опубликования (как правило, акты для служебного пользования).

22. Местный референдум: понятие, порядок проведения. Местный референдум - это голосование граждан, проживающих на территории муниципального образования, по наиболее важным вопросам местного значения. Референдум является высшим непосредственным выражением воли участвующих в его проведении граждан.

Правовую основу проведения местных референдумов составляют: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. "О референдуме в Российской Федерации" Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования по инициативе:

1) граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в местном референдуме;

2) избирательных объединений, иных общественных объединений, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

3) представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

Новый Закон о местном самоуправлении 2003 г. расширяет перечень инициаторов проведения местного референдума (ст. 22).

По содержанию выносимых на решение населением вопросов местного значения местные референдумы делятся на:

1) референдумы, определяющие формы осуществления местного самоуправления путем принятия устава муниципального образования;

2) референдумы, устанавливающие изменение границ административно-территориального деления муниципальных образований;

3) референдумы, решающие вопросы социально-экономического характера.

Решение о проведении местного референдума принимает представительный орган местного самоуправления.

Если на территории муниципального образования выборный орган местного самоуправления не сформирован, то местный референдум может назначаться главой муниципального образования, главой администрации города, района по инициативе граждан.

В местном референдуме принимают участие все граждане, проживающие на территории муниципального образования и обладающие активным избирательным правом. Не могут участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившего в законную силу. В местном референдуме могут принимать участие иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования при наличии международного договора.

Граждане участвуют в голосовании на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Решение, принятое референдумом, обладает высшей юридической силой на территории муниципального образования, не нуждается в каком-либо утверждении и обязательно для исполнения всеми должностными лицами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

23. Публичные слушания: понятие, порядок проведения.

Публичные слушания как форма прямого волеизъявления населения на федеральном уровне впервые закреплены в ст. 28 Закона о местном самоуправлении 2003 г. Они проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Инициаторами проведения публичных слушаний являются: население, представительный орган муниципального образования или глава муниципального образования. Причем если они проводятся по инициативе населения или представительного органа, то назначаются представительным органом, а по предложению главы муниципального образования - главой муниципального образования.

Законодатель закрепил следующий перечень вопросов, которые должны выноситься на публичные слушания в обязательном порядке:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития муниципального образования;

4) вопросы преобразования муниципального образования.

Следует отметить, что ранее решение вышеуказанных вопросов не требовало обязательного участия в их обсуждении населения.

Порядок назначения, организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний.

На публичные слушания могут приглашаться должностные лица администрации муниципального образования, руководители муниципальных предприятий, учреждений, присутствие которых обязательно для обеспечения квалифицированного и ответственного обсуждения выносимых на слушание вопросов или тем. Информация о решении по проведению депутатских слушаний, о вопросе или теме, выносимых на них, а также о месте и времени их проведения публикуется в местных средствах массовой информации. В публикуемой информации указывается также и ответственное лицо, которое обязано принимать все предложения от заинтересованных граждан по вопросу или теме публичных слушаний.

Рекомендации от населения по результатам публичных слушаний обобщаются и доводятся до сведения жителей муниципальных образований. Следует отметить, что мнение населения в данном случае носит лишь рекомендательный характер.

24. Обращения граждан в органы местного самоуправления: правовая регламентация, порядок рассмотрения.

Право граждан на обращение в органы местного самоуправления является важной конституционной формой непосредственного участия в управлении местными делами (ст. 33 Конституции РФ). Данная форма участия дает возможность гражданам активно влиять на деятельность органов местного самоуправления и органов государственной власти, а также восстанавливать нарушенные права.

Обращения - это форма участия населения в осуществлении местного самоуправления. Право на обращение в органы местного самоуправления является важным конституционно-правовым средством защиты прав и свобод граждан. Органы местного самоуправления должны создавать гражданам необходимые условия для реализации данного права.

Обращения граждан в органы местного самоуправления по их содержанию подразделяют на три вида: предложения, заявления и жалобы.

Предложение - это вид обращения, который содержит мнение автора относительно улучшения деятельности органа местного самоуправления в той или иной сфере. Данный вид обращения не связан с нарушением прав граждан.

Заявление - это вид обращения, выражающийся в реализации права или законного интереса граждан, не связанного с нарушением их прав. Как правило, заявления содержат просьбу об удовлетворении потребностей населения.

Жалоба - это вид обращения, который содержит сведения о нарушенных правах, свободах и законных интересах их автора и просьбу устранить эти нарушения. Жалобы подаются в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы, предприятия, учреждения, организации или должностные лица, чьи действия обжалуются.

Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Муниципальные органы и должностные лица местного самоуправления при рассмотрении обращений граждан обязаны:

- тщательно разобраться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направить работников на места для проверки;

- принимать обоснованные решения по жалобам, заявлениям, предложениям, обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;

- сообщать гражданам в письменной форме о решениях, принятых по жалобам, заявлениям, предложениям, а в случае их отклонения, указывать мотивы, по просьбам граждан разъяснять порядок обжалования;

- систематически анализировать и обобщать жалобы, заявления и предложения, в целях своевременного выявления и установления причин, порождающих нарушение прав и свобод граждан, совершенствования работы органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций.

25. Формы прямого волеизъявления населения при осуществлении местного самоуправления: виды, правовая регламентация.

Формами прямого волеизъявления являются муниципальные выборы, местный референдум, отзыв населением выборных лиц местного самоуправления, сход граждан (в случае, когда уставом муниципального образования предусмотрено осуществление сходом полномочий представительного органа местного самоуправления), выявление путем голосования мнения населения по вопросу изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.

Местный референдум - универсальная форма прямого волеизъявления, на него можно вынести любые вопросы местного значения, за исключением запрещенных федеральным законом.

Иные формы прямого волеизъявления являются целевыми - они предназначены для решения конкретных вопросов.

Деятельность выборных и невыборных органов местного самоуправления является формой осуществления местного самоуправления через представителей. Наряду с осуществлением местного самоуправления Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает институт участия населения в осуществлении местного самоуправления. Это собрания и конференции жителей на части территории муниципального образования, территориальное общественное самоуправление, правотворческая инициатива граждан, участие жителей в публичных слушаниях, опросах граждан, обращения жителей в органы местного самоуправления.

Соотношение между тремя указанными формами следующее.

1) Решения, принятые через формы прямого волеизъявления, имеют законодательно установленные правовые последствия, изменить которые можно лишь путем повторного обращения к соответствующей форме прямого волеизъявления. Такие решения обладают приоритетом по отношению к решениям, принимаемым органами местного самоуправления.

2) Полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования на основании норм действующих законов. Решения органов местного самоуправления, принятые в пределах установленной компетенции, обязательны на всей территории муниципального образования, но не могут отменять решения, принятые путем прямого волеизъявления.

3) Решения и действия, осуществленные в формах участия граждан, имеют характер индивидуальных или коллективных инициатив жителей. Решения, принятые жителями через инициативные формы участия в местном самоуправлении, подлежат рассмотрению в органах местного самоуправления. Однако предложения собраний жителей, органов территориального общественного самоуправления могут быть приняты или отвергнуты органами местного самоуправления. Не носят упомянутые решения обязательного характера и для жителей той части муниципального образования, где прошло соответствующее собрание и организовано территориальное общественное самоуправление.

26. Территориальное общественное самоуправление: понятие, формы осуществления.

Территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Правовую основу организации и деятельности территориального общественного самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", конституции, уставы, законы субъектов Федерации, уставы муниципальных образований.

Система территориального общественного самоуправления включает в себя: общие собрания, сходы, конференции жителей, опросы населения, иные формы участия населения в управлении местными делами.

Органы территориального общественного самоуправления создаются по инициативе жителей на основе их добровольного волеизъявления. Выборы в них могут проводиться на общих собраниях, сходах или конференциях жителей по месту их жительства на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Органам территориального общественного самоуправления присущи следующие черты: добровольность формирования; самоуправляемость организаций, учредителями которых являются жители части территории муниципального образования; некоммерческий характер деятельности; реализация собственных инициатив в вопросах местного значения; исключительные управленческие полномочия.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. Оно считается учреждением с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.

Устав территориального общественного самоуправления регистрируется в исполнительном органе местного самоуправления. Отказ в регистрации устава может быть обжалован в судебном порядке.

Органы территориального общественного самоуправления имеют право создавать в установленном порядке предприятия и организации, удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах, выступать заказчиком выполнения работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны содействовать органам территориального общественного самоуправления в осуществлении ими своих полномочий.


27. Муниципальные выборы. Федеральные гарантии избирательных прав граждан России.

Осуществление местного самоуправления путем выборов относится к установлениям Конституции РФ. При этом согласно п. 3 ст. 3 Конституции выборы (наряду с референдумом) являются высшим непосредственным выражением власти народа.

Государство в рамках обеспечения реализации конституционного права граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, законодательно определяет гарантии своевременного назначения даты выборов в органы местного самоуправления и гарантии периодического проведения выборов.

В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на проведение референдума граждан Российской Федерации" выборы определяются следующим образом:

"форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица".

При рассмотрении вариантов определения муниципальных выборов следует указать, что в настоящее время встречаются различные значения толкования термина "муниципальные выборы":

выборы представительных органов местного самоуправления;

выборы коллегиальных (представительных и иных выборных) органов местного самоуправления;

выборы представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

выборы коллегиальных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Важнейшей характеристикой выборов как формы волеизъявления граждан является их периодичность.

Стартовым моментом выборов является прекращение полномочий ранее избранных выборных лиц. Полномочиями на назначение муниципальных выборов обладает представительный орган муниципального образования. Правом обращения в суд по вопросу назначения выборов обладают избиратели, избирательные объединения, избирательные блоки, органы государственной власти, органы местного самоуправления, прокуроры.

С позиции норм права организация муниципальных выборов в целом проходит в том же порядке, что и организация выборов в органы государственной власти.

Вместе с тем имеется ряд особенностей, присущих исключительно муниципальным выборам.

1. Избирательными правами при муниципальных выборах могут обладать иностранцы.

2. Участие в муниципальных выборах военнослужащих имеет свою специфику.

3. При проведении муниципальных выборов, в отличие от иных выборов допускается досрочное голосование.

4. При проведении муниципальных выборов, в отличие от иных выборов, допускается безальтернативное голосование.

28. Понятие и система органов местного самоуправления в России.

Основным документом, устанавливающим правовой статус местного самоуправления в Российской Федерации, является Конституция Российской Федерации. Согласно ст. 12 Конституции в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с Законом местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Хартии под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно. Это обозначает, что местное самоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, не находящийся в иерархическом подчинении государственной власти. Под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Таким образом, система местного самоуправления включает основные входящие в него элементы. Под системой местного самоуправления следует понимать совокупность организационных форм местного самоуправления в рамках муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни.

Единство системы местного самоуправления обусловлено тем, что она основывается на демократических принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, строится с учетом роли и функций местного самоуправления в обществе и государстве, а также исторических и иных местных традиций и определяется населением соответствующих муниципальных образований самостоятельно.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в отличие, например, от государственных органов Российской Федерации, образующих единую систему в рамках государства, местное самоуправление образует единую систему лишь в рамках соответствующих муниципальных образований, а система местного самоуправления, сложившаяся в одном муниципальном образовании, совершенно не зависит от аналогичной системы в любом другом муниципальном образовании.

29. Представительный орган муниц образования: порядок формирования, структура и компетенция.4. Представительный орган муниц района:1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниц района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниц района.Инициатива о формировании представительного органа муниц района, оформляется решением представительного органа расположенного в границах муниц района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниц района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниц района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниц района. Решения представительных органов поселений, входящих в состав муниц района, о поддержке инициативы о формировании представительного органа муниципального района, направляются в представительный орган муниципального района. Представ орган муниц района ведет учет данных о рассмотрении инициативы о формировании представительного органа муниц района и принимает решение о результатах ее рассмотрения. В решении указываются представительные органы поселений, поддержавших данную инициативу, количество представителей от каждого поселения в представительный орган муниц района, и день начала работы указанного представительного органа. Данное решение направляется в представительные органы поселений, входящих в состав муниц района, и подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его принятия в порядке, предусм уставом муниц района.10. В компетенции представительного органа муниц образования находятся:1) принятие устава муниц образования и внесение в него изменений и дополнений;2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;4) принятие планов и программ развития муниц образования, утверждение отчетов об их исполнении;5)определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниц предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниц предприятий и учреждений;7) определение порядка участия муниц образования в организациях межмуниципального сотрудничества;8) определение порядка материально-технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления;9) контроль за исполнением органами местного самоупр и должностными лицами местного самоупр полномочий по решению вопросов местного значения;10) принятие решения об удалении главы муниц образования в отставку.

30. Местная администрация муниципального образования: порядок формирования и компетенция.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. предусматривает обязательность наличия в структуре органов местного самоуправления местной администрации - исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления. Местная администрация осуществляет организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение местных нормативных актов, и наделена в связи с этим уставом муниципального образования собственной компетенцией.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. В зависимости от выбранной в муниципальном образовании схемы управления он может являться главой муниципального образования, либо назначаться на должность по результатам конкурса.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

Члены конкурсной комиссии поселения назначаются представительным органом поселения. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе) 2/3 ее членов назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации