Бердникова С.А. Хрестоматия по истории государства и зарубежных стран. Том 2 - файл n1.doc

приобрести
Бердникова С.А. Хрестоматия по истории государства и зарубежных стран. Том 2
скачать (1159 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1159kb.12.09.2012 08:02скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ХРЕСТОМАТИЯ

ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА


И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН


КРАСНОЯРСК 2002
УДК 34 (09)

ББК 67.3 (0)

Х 91


Составитель С.А. Бердникова
Х 91 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. Т. 2 / Краснояр. гос. ун-т; Сост. С.А. Бердникова. Красноярск, 2002. 201 с.

Хрестоматия содержит документы и материалы, необходимые для изучения истории государства и права зарубежных стран. Подбор материалов осуществлен в соответствии с учебной программой курса «История государства и права зарубежных стран».

Предназначена для студентов первого курса юридического факультета, обучающихся по специальности «Юриспруденция».
© Красноярский

государственный

университет, 2002

© Составление. С.А. Бердникова, 2002
От составителя


В российской историко-юридической литературе в течение ряда десятилетий господствовала ограниченная и односторонняя формационная схема исторического процесса. Доктринерский характер этой модели дал толчок к поиску других подходов. Это привело к широкому использованию в отечественной науке понятия «цивилизация», которое окончательно сложилось в Европе еще в эпоху Просвещения в середине XVIII в. В первой части Хрестоматии помещен дополнительный материал к теме «Типология и классификация зарубежных государств», который соответствует цивилизационной схеме.

Вторая часть Хрестоматии связана с темой «Генезис государства и права». При освещении этой проблемы в российской историографии традиционно используется также устаревшая марксистская (классовая, материалистическая) концепция. Отрывки из работы Л.С. Васильева знакомят студентов с другой моделью процесса возникновения государства и права, в том числе на примере Древней Индии.

В третьей части пособия помещен справочный материал о правовых системах Великобритании, Франции, Германии, США.

Ссылки на авторов и произведения, отрывки из которых помещены в данном издании, даются в начале или конце каждой публикации.

Основная цель составителя – на основе представленных документов способствовать более углубленному изучению всеобщей истории государства и права.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ




Цивилизация как основная

типологическая единица истории



Цивилизация – это магическое слово завораживает, создавая в воображении образ необыкновенного сообщества, где все устроено разумно и на пользу человека. Не случайно так часто слышны в России призывы со страниц газет и с экранов телевизоров “вернуться в цивилизацию”. Куда же, собственно, надо возвращаться? Реальная жизнь человечества и в высокоразвитых обществах, и в бедных трудна, противоречива, прозаична. Вопрос тем более актуален, что молодые государства, образовавшиеся на территории бывшего СССР, судя по всему, собрались возвращаться в разные места. Одни ориентируются на Запад, другие – на Турцию, третьи – на Иран, четвертые предлагают жить своим умом…

Возраст человеческого сообщества оценивается в 35-40 тысяч лет. На заре истории человек начал с одной и той же “стартовой позиции” независимо от региона проживания, которую принято называть первобытно-общинным строем. Этот строй характеризовался необычайным сходством на всей территории обитания человека: однотипность социальных структур, приемов трудовой деятельности, верований, бытовой культуры и т.п. Но на протяжении истории человечество пришло к поразительно неодинаковым результатам. В современном мире мы имеем колоссальное разнообразие социальных структур, политических систем, уровней и типов экономического развития, духовной, художественной культуры и т.п. Для того чтобы систематизировать огромный массив исторических данных, введем понятие цивилизации как основной типологической единицы истории.

В силу универсальности и многозначности этой категории она трудно поддается определению. Предпринималось множество попыток его сформулировать. Р. Лоуи (США) назвал цивилизацию “беспорядочной мешаниной из черепков и лоскутьев”. Он – археолог, и, естественно, история представала перед ним в виде сохранившихся остатков человеческой деятельности. Для отечественного социолога, ставшего гражданином США, П. Сорокина цивилизации - это огромные музееподобные хранилища материальной культуры, выставленные на обозрение без какой-либо системы. О. Шпенглер считал главным в цивилизации характерные для этого общества форму и стиль (Gestalt) культуры. В современных публикациях российских обществоведов можно встретить синтезированные, усложненные дефиниции. А. Малашенко дал следующее определение: “Цивилизация, в нашей трактовке, есть совокупность отношений между людьми одной конфессии, а также между индивидом и государством, сакрализованных религиозной или идеологической доктриной, которая обеспечивает стабильность и длительность в историческом времени фундаментальных нормативов индивидуального и общественного поведения”.

Можно было бы подобные примеры продолжить. Но обратимся к определению, которое имеет то преимущество перед приведенными выше, что включает в понятие системность, отличается ясностью и простотой. А. Тойнби, английский историк и социолог, говорил, что цивилизации - это единые организмы, все части которых взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Справедливо отмечено: цивилизация - это сложная система, которая имеет внутренний механизм функционирования.

Что представляют собой факторы, определяющие существо цивилизации, ее неповторимый облик? Ученые определяли их по-разному. Наиболее часто выделяли следующее: географическая (или природная) среда обитания; система ведения хозяйства; социальная организация; религия, духовные ценности; политическая индивидуальность. Н.Я. Данилевский, например, писал о цивилизации, что главное “...должно состоять в отличении культурно-исторических типов, так сказать, самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития”.

Взяв за основу формулу А. Тойнби, а также то, что предлагается другими исследователями, сформулируем рабочее определение, которое удобно использовать при анализе исторического материала. Цивилизация - это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу. Как видно из определения, в центре исторического процесса - человек с особенностями его менталитета, сложными взаимосвязями с обществом, а также общество как саморазвивающаяся система. Такой подход позволяет освободиться от марксистского экономического редуционизма, то есть от жесткой привязки любых исторических явлений к экономическому интересу, к способу производства.

Важным является понятие ментальности. Ментальность – это наличие у людей того или иного общества определенного общего умственного инструментария, психологической оснастки, которая дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать мир и самих себя. А.Я. Гуревич писал: “Хаотичный и разнородный поток восприятий и впечатлений перерабатывается сознанием в более или менее упорядоченную картину мира, и это мировидение налагает неизгладимый отпечаток на все поведение человека. Субъективная сторона исторического процесса, способ мышления и чувствования, присущий людям данной социальной и культурной общности, включается в объективный процесс их истории”. В более широком историческом контексте понятие ментальности адекватно особенностям общественного сознания.

На протяжении истории существовало и существует множество цивилизаций, обладающих неповторимым обликом и яркими характерными чертами. Одни разрушались или их разрушали, другие возникали на их обломках. Какова продолжительность существования цивилизации? Сколько-нибудь обоснованного мнения на этот счет не существует, но высказывались суждения-гипотезы. А. Тойнби и О. Шпенглер утверждали, что цикл развития цивилизации от зарождения до упадка составляет примерно одну тысячу лет. Л. Гумилев иного мнения - полторы тысячи лет. Эта проблема волнует специалистов давно. В 1848 г. бельгиец Кетле, используя чисто математические методы, пришел к выводу, что средняя продолжительность жизни цивилизации на примере древних империй составляет 1461 год, а затем он уточнил: погрешность в его расчетах составляет ± 185 лет. Очевидно, что математизированный подход здесь не годится. Видимо, логичнее вести речь о продолжительности существования конкретных цивилизаций, поскольку их возникновение, расцвет и гибель обусловлены слишком большим, трудно поддающимся усредненному учету количеством факторов.

А. Тойнби, изучая всемирную историю, предпринял попытку определить число самостоятельных цивилизаций, обладающих особыми, неповторимыми свойствами. Сначала он насчитал до 100 самостоятельных цивилизаций. Затем, работая над своей теорией, он сокращал их количество последовательно: до 36, затем до 21 и, наконец, до 13. Все остальные общества он считал побочными вариантами самостоятельных цивилизаций. Оставим в стороне вопрос о том, сколько цивилизаций включает человеческая история и какие из них считать самостоятельными, а какие вариантами. В данном случае не так уже важно: 100 их или 13. Выделим в цивилизационном многообразии магистральные потоки, которые с очевидностью просматриваются и оказывают существенное влияние на ход мирового развития. Введем укрупненную единицу анализа - тип цивилизации (или иначе - тип развития).

Выделение типов развития осуществляется по набору признаков, которые, с одной стороны, носят достаточно общий характер, а с другой - позволяют обозначить специфические особенности, характерные для многих существовавших и существующих обществ. Какие это признаки?

1. Общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития.

2. Взаимопереплетение культур.

3. Наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

В рамках одного типа развития, несмотря на наличие общих черт, наблюдается большое разнообразие во всех сферах жизни. На основе сформулированных признаков можно выделить три типа развития (цивилизации): непрогрессивной формы существования, циклического развития и прогрессивного развития. Рассмотрим их на материалах общественно-исторического процесса.

Проблемы, связанные с естественной историей человечества, остаются за пределами изложения. Это особо следует оговорить. В России 90-х гг. наблюдается всплеск интереса к естественной истории, издается научная и популярная литература. Действительно, человек - существо не только общественное, но и природное и развивается по законам природы. Общественное и естественное в истории тесно взаимосвязано. К примеру, у человека нет генетической программы, запрещающей убийство себе подобных. У животных есть такой генетически заложенный запрет. Тигры никогда не убивают тигров. В турнирных схватках самцов-волков, оленей, кабанов и т.д. - никогда не наносится побежденному последний смертельный удар. Отсутствие генетического запрета на убийство у человека сделало возможным людоедство, человеческие жертвоприношения, кровопролитные войны, геноцид (массовое уничтожение людей) по расовому или социальному признаку. Даже в самых высокоразвитых обществах существуют профессиональные убийцы и профессиональные палачи. Человечество борется с убийством на протяжении всей своей истории путем правовых и моральных запретов. Однако искоренить это не удается. Человек уничтожил acтрономическое число себе подобных на протяжении своей истории.

Однако при всей очевидности взаимосвязи общественного и естественного знания о влиянии биологических программ на жизнь больших социальных систем явно недостаточны. Этногенез (то есть естественно-историческое развитие народов) изучается давно и систематически, но законы его остаются все еще непознанными. В связи с этим одни исследователи считают, что таких законов нет вообще, если они не просматриваются после стольких лет изучения. Другие, в частности Л.Н. Гумилев, утверждают, что главный закон этногенеза - это рождение, расцвет и уход народа (этноса) с исторической арены. Пока этот спор специалистов не разрешен, ограничимся рассмотрением проблем общественно-исторического процесса.

Непрогрессивная форма существования

человеческих сообществ
К этому типу развития относятся народы, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии с природой. До недавнего времени этот тип развития преобладал на территории планеты: аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и Севера Европы. В 1915 г. западные антропологи насчитывали приблизительно 650 таких обществ, большинство из которых были тогда еще живы. Некоторые исследователи считают подобные сообщества реликтовыми, сохранившимися осколками прошлых эпох. Подчеркивается, что культура этих народов примитивна, она утратила свою ценность для человечества, поскольку оно далеко ушло вперед. Эти общества рассматриваются лишь как полигон для изучения ранних стадий в развитии человечества. С такой высокомерной позицией нельзя согласиться. В человеческом сообществе все самоценно. Каждый народ вносит свой мазок в богатую палитру истории.

Важнейшей категорией общественного сознания является представление о времени и цели существования человеческого сообщества. Важность ее определяется уже тем, что история есть только там, где есть время. Народы, относящиеся к этому типу цивилизации, существуют вне исторического времени. В общественном сознании этих народов отсутствует понятие прошлого, будущего, нет идей о необходимости изменений, развития. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Эти народы, адаптировавшись к окружающей среде до той степени, которая необходима для поддержания и возрождения жизни, видят цель и смысл своего существования в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих единства с природой. При этом типе цивилизаций человек и природа едины, нераздельны, существуют в гармонии. Духовная культура, верования связаны с обожествлением могущественных сил природы: Вода, Земля, Огонь и т.д. Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу. У эскимосов, например, все трудоспособные члены племени обязаны выполнять в течение года определенные операции, которые соответствуют временам года: сезон охоты, сезон сбора плодов и ягод, сезон рыбной ловли и т.д. Кочевые степные племена, перемещаясь с одного места на другое в поисках пастбищ, также подчиняются природному годовому циклу.

Народы, существование которых разворачивается в рамках годового природного цикла, ведут преимущественно кочевой или полукочевой, полуоседлый образ жизни. В социальной организации господствует коллективизм: община (родовая, клановая), племя. Государства нет, но существуют властные отношения, регулирующие процессы внутри общества. Власть вождя (лидера) опиралась либо на генеалогическое родство (наследственные вожди), либо на традицию (выборные предводители племени). В задачи вождя входило: рациональное распределение жизнеобеспечивающих ресурсов (воды, пастбищ, мест для лова рыбы и т.п.), координация перекочевок, охрана стойбищ и кочевий, разрешение внутренних конфликтов между клановыми группами или отдельными индивидами. Функции связи между людьми и обожествляемыми силами природы выполняли либо предводители социумов, либо жрецы (шаманы, колдуны). Вождям, жрецам приписывались сверхъестественные способности (харизма), которые, как предполагалось, позволяют им выводить общество из затруднений.

Бесчисленные поколения, сменяя друг друга, бесконечное число раз повторяли сложившийся образ жизни. Здесь нет развития. Сущность этого типа цивилизации: неизменность, гармония и единство с природой. Если изображать пути таких народов графически, то это - замкнутый круг. Неизменность однажды установленного порядка вещей поддерживается системой жестких запретов - табу. Самые страшные табу - запрет на изменения, на прогресс. Жизнь таких народов трудна, она связана с постоянной угрозой со стороны непредсказуемых сил природы. Рисковать самим существованием народа ради “выдумок” и “изобретений”, ослаблять силы, так необходимые в постоянной борьбе за жизнь, - это самое страшное преступление. Как правило, оно каралось смертью. У некоторых народов психологическая cила таких табу была настолько велика, что человек, нарушивший его, умирал сам, хотя никто не прикасался к нему даже пальцем. Такая жесткость запретов понятна: этот тип цивилизации очень хрупок. Нарушение равновесия между человеком и пpиpoдoй ведет к его разрушению и гибели.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации