Оглавление
Оглавление 1
Введение 3
Проявление здоровья в различных сферах жизни 4
Образ жизни студентов и его влияние на здоровье 5
Здоровый образ жизни студента 6
Факторы, влияющие на здоровье на человека 8
Элементы здорового образа жизни 9
Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека 15
Выводы 17
Список использованной литературы 18
Введение Дать определение слову «здоровье» очень тяжело, потому что для этого каждый исследователь использует свой подход. Главные классификации подходов следующие: 1. здоровье – это отсутствие болезней. 2. «здоровье» - это «норма», нормальная жизнь. 3. здоровье есть сумма морфологических, психических, эмоциональных, социальных и экономических постоянных. Все эти определения не противоречат, но характеризуют разные стороны здоровья. В учебнике «Физическая культура студента» дается следующее определение: «здоровье — нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций».
Самым популярным (на сегодняшний день) подходом к определению здоровья является функциональный подход, особенность которого заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, в частности, выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность. То есть здоровье – это то, насколько полно человек воплощает в жизнь данные ему от природы задатки и развивает их, чтобы добиваться поставленных целей и исполнять свой долг перед обществом.
Жизнь человека напрямую зависит от состояния здоровья его организма и того, насколько полно он использует свой психический и физиологический потенциал. Уровень здоровья каждого человека определяет все сферы общественной жизни: и трудовой, и экономической, и политической, и духовной.
Количественные и качественные характеристики как здоровья, так и болезни могут толковаться по-разному, в зависимости от выбранных критериев.
Болезни возникают двумя путями: они являются следствием «внутреннего основания» человеческого организма, а во-вторых - внешних причин, на него воздействующие. Поэтому есть несколько способов предотвратить болезни: либо удалить внешние раздражители, либо укреплять организм для того, чтобы он эффективно противостоял окружающей среде. Второй способ куда более полезен и успешен, потому что он позволяет избегать поводов, провоцирующих болезни, и в то же время закалять свой организм, приучать его приспосабливаться к внешним влияниям, чтобы снизить чувствительность к действию неблагоприятных факторов.
Проявление здоровья в различных сферах жизни Состояние здоровья личности можно наблюдать во всех сферах жизни общества: если человек здоров, то он будет успешно работать на заводе или в фирме; если человек здоров, то он сможет заниматься подвижными видами спорта; если человек здоров, то это позволит заниматься напряженными видами деятельности (например, политикой).
Образ жизни человека определяет его здоровье, то есть то, как он проводит свое время (сферу интересов, хобби), и то, где и как он работает. Но есть и обратная зависимость: здоровье людей зависит от качественных характеристик их образа жизни: от уровня социальной, экономической и трудовой активности, степени миграционной подвижности людей, приобщения их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характера и способов проведения досуга и отдыха.
Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов (то есть рабочих), на производительность общественного труда и, тем самым, на экономическое развитие общества. Качество рабочей силы определяется уровнем здоровья и физического развития каждого рабочего.
Современный мир бросает вызов каждому человеку: нагрузки возросли колоссально (это определяется автоматизацией и механизацией жизни и производства), важность таких качеств личности, как быстрота реакции и скорость принятия решения, сосредоточенность, внимательность, собранность, также возросла. Но эти качества напрямую зависят от здоровья человека. Именно поэтому здоровый образ жизни и забота о здоровье – это главные приоритетные задачи современности.
На сегодняшний день одним из основных критериев социально-этической зрелости общества служит масштаб заботы государства о здоровье нации, граждан страны. В этом вопросе интересен пример республики Беларусь, где повышение уровня здоровья нации является одним из главных вопросов идеологии белорусского государства.
Образ жизни студентов и его влияние на здоровье Проблема здоровья студентов – самая актуальная в вопросе здравоохранения на сегодняшний день. Это объясняется тем, что сегодняшние студенты пополнят кадры рабочих завтра. Студенты университета МГИМО в будущем займут посты руководителей крупнейших компаний, пиар-агенств, будут представлять Россию в качестве дипломатов за рубежом. А России нужна здоровая элита, поэтому вопрос здорового образа жизни студента важен для каждого из нас.
Чем определяется охрана и укрепление здоровья студента? В первую очередь – тем образом жизни, который он ведет. Образ жизни студента – это определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний.
Культура, образование, воспитание, общественное сознание уделяет этому немаловажное внимание.
Уровень образа жизни, его качество повышается в том случае, если студент смотрит на его под творческим углом зрения, а не как на муку. Творчество означает включение в широкую сеть общественных связей, интерес во многих отраслях знаний, стимул добиться общественно значимых целей. То есть каждый студент, желающий добиться наибольших успехов в вопросе здоровья, должен совмещать автономность и включенность в общественную жизнь, на основе этого формируя линию поведения. Тогда личность будет способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.
Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации.
Проявлениями этого являются: систематическое недосыпание, вызванное напряженной учебой, несвоевременный прием пищи, обусловленный необходимостью самостоятельной заботы о своем питании, недостаточная двигательная активность, вызванная отсутствием времени на постоянные занятия спортом, малое пребывание на свежем воздухе (а нездоровый воздух городов добавляет свои минусы), отсутствие закаливающих процедур, курение и злоупотребление алкоголем.
Подсчитано, что личное суточное время студента распределяется следующим образом: на режим сна приходится 24—30%, на режим питания — 10—16%, на режим двигательной активности — 15—30%.
Последствия этого неупорядоченного графика проявляется обычно после окончания учебы, когда студент пополняет ряды занятого населения. То есть рабочие ресурсы страны оказываются заведомо нездоровыми.
Б. И. Новиков провел исследование в МГУ. Результатами его работы стали следующие выводы: у 4000 студентов МГУ зафиксировано ухудшение состояния их здоровья за время обучения. Если принять уровень здоровья студентов I курса за 100%, то на II курсе оно снизилось в среднем до 91,9%, на III — до 83,1, на IV курсе — до 75,8%.
Здоровый образ жизни студента Почему проблема здорового образа жизни студента так актуальна сегодня? Общество, озабоченное здоровьем своих будущих специалистов, выпускаемых ВУЗами, ростом заболеваний среди студентов, снижение работоспособности, очень живо стало обсуждать проблему здорового образа жизни студента.
Но стоит учесть, что здоровый образ жизни – это не часть жизни, это жизнь в целом, то есть он включает в себя все: и распорядок дня, и режим питания, и моральный и эмоциональный настрой. Это некая микросреда, в которой человек существует. Именно она и определяет творческую самоотдачу студента в ВУЗе и на работе, его общественную активность, психологический контроль и взаимоотношения с другими людьми.
Ответственность за свое здоровье становится для студента частью его общекультурного развития, потому что он прекрасно понимает, что его здоровье – это часть здоровья его страны и его народа.
Элементы здорового образа жизни. Основными элементами здорового образа жизни выступают:
соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований.
организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности.
отказ от вредных привычек.
культура межличностного общения и поведения в коллективе.
культура сексуального поведения.
содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.
Организуя свою жизнедеятельность, человек вносит в нее порядок. Главным элементом этого порядка становится режим (студент, например, может регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями, использует закаливающие процедуры).
Режим позволяет легко переносить внешние нагрузки, воздействия окружающей среды.
Но здоровый образ жизни будет неполон, если студент не будет знать, зачем он живет, то есть если не будет мотивации. Необходимо ценностные ориентиры, - и тогда образ здоровье станет средством достижения целей.
В процессе накопления личностью жизненного опыта может возникнуть несоответствие познавательных, психологических, социально-психологических, функциональных процессов. Подобная дисгармония может стать причиной неправильного развития личности (он может выбрать аморальную, преступную дорогу).
Поэтому каждый студент должен воспитываться так, чтобы у него были общественно значимые ценностные ориентиры, подкрепленные здоровьем (то есть ресурсом). Личность человека постоянно должна изменяться, стремясь избавиться от негативных черт своей личности. Это называется самоизменение.
Факторы, влияющие на здоровье на человека Теперь мы перейдем к рассмотрению факторов, влияющих на здоровье человека.
Окружающая среда. Первым – и одним из самых главных факторов – является окружающая среда.
Вопросом влияния окружающей среды на здоровье человека, изучением зависимости самочувствия от погоды занимается специальная наука – биометрология.
По результатам исследований был сделан вывод. Что в первую очередь человек испытывает воздействие климата, погоды, экологической обстановки, электромагнитных полей Солнца.
Это позволило составить своеобразный «календарь» заболеваний. Самый яркий пример – грипп. Зимой грипп и простудные заболевания встречаются чаще, чем летом, однако, если стоит сухая зима, люди болеют меньше.
Во время магнитных бурь на Солнце обостряются сердечно-сосудистые заболевания, повышается раздражительность, у людей повышается давление, усиливаются нервные заболевания. Влияние Солнца на человека впервые было рассмотрено с научной точки зрения русским ученым Чижевским, который выявил закономерности меду солнечной активностью и историческими событиями, которые произошли во многом по вине светила.
Исследования здоровья людей рабочих районов показали, что проживающие там люди на 70% чаще страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, заболеваниями дыхательных путей, которые передаются их детям.
Наследственность и ее влияние на здоровье. Огромную роль в здоровье человека играет наследственность и первые годы (5-8 лет) его жизни (в среднем – на 65%-70%, в сумме).
Сформировавшийся на этой стадии иммунитет определяет дальнейшие болезни человека, определяет способность организма сопротивляться инородным бактериям.
Но здоровье человека ни в коем случае нельзя рассматривать статично: здоровье – это динамичная структура, которая постоянно меняется.
Но, согласно исследованиям ученых, наследственность и детство – это не крест на судьбе человека: если он родился больным и рос не в очень благоприятных условиях, то здоровый образ жизни (правильный режим сна, правильное питание, потребление лекарств) могут ослабить врожденные заболевания или полностью их изжить. Генетики отметили также, что негативные условия внешней среды (радиоактивное загрязнение, загрязнение воздуха выхлопными газами и отходами) только стимулируют появление старых и новых болезней.
Элементы здорового образа жизни Режим труда и отдыха. Тот человек, который соблюдает наиболее приемлемый и целесообразный режим, лучше приспосабливается к важнейшим физиологическим процессам, протекающим в его организме.
Режим дня — нормативная основа жизнедеятельности для всех студентов.
Суточный бюджет времени студента подразделяют на 2 половины: 12 часов учебных занятий (6 часов проходят в университете и 4-6 часов уходят на самостоятельную работу) и 12 часов, которые отводятся на восстановление сил организма (сон, отдых, самообслуживание) и личностное развитие (общественная деятельность, занятия по интересам, общение с другими людьми, занятия спортом).
Выходные дают лишние 12 часов, которые в будни уходят на ученую деятельность.
Организация сна. Сон — обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного сна 7,5—8 часов.
Есть люди, которым сна нужно меньше, чем обыкновенным людям, и поэтому им достаточно 5-6 часов. Но есть и многоспящие: им необходимо больше 9 часов.
Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам: нервному переутомлению, нервным срывам.
Напряженную умственную работу необходимо прекращать за 1,5 ч до отхода ко сну, так как она создает в коре головного мозга замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью. Это касается и физических занятий: заниматься спором неприемлемо за 1-1,5 часа до отхода до сна.
Организация режима питания. Каждый студент должен следить за рациональностью своего питания, потому что от этого зависит поддержание массы тела человека и сохранение здоровья. Рациональное питание — это физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов.
Главными принципами рационального питания являются:
достижения энергетического баланса;
установления правильного соотношения между основными пищевыми веществами — белками, жирами, углеводами, между растительными и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами;
сбалансированности минеральных веществ и витаминов;
ритмичности приема пищи.
Режим питания строго индивидуален для каждого человека, но есть один общий факт: полноценное питание любого человека должно включать не менее 3-4 раз полноценного питания в сутки.
Студент должен выработать устойчивый режим питания, потому что это стимулирует выработку ферментов в желудке и кишечнике и способствует хорошему функционированию пищеварительного тракта.
Если не следовать режиму питания, то это вызывает пищевые стрессы, которые крайне негативно сказываются на здоровье человека. Систематические нарушения режима питания (еда всухомятку, редкие или обильные, беспорядочные приемы пищи) ухудшают обмен веществ и способствуют возникновению заболеваний органов пищеварения, в частности гастритов, холециститов.
При занятиях физическими упражнениями, спортом принимать пищу следует за 2—2,5 ч до и спустя 30—40 мин после их завершения.
Организация двигательной активности. Систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок является одним из главных факторов здорового образа жизни.
Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом. Все это в общем называют термином «двигательная активность».
Именно поэтому те студенты, которые профессионально занимаются спортом, должны планировать индивидуальный режим обучения и образа жизни, включающий тренировки.
Установлено, что в среднем двигательная активность студентов в период учебных занятий (8 месяцев) составляет 8000—11 000 шагов в сутки; в экзаменационный период (2 месяцев) — 3000—4000 шагов, а в период каникул 14 000—19 000 шагов.
Учебные занятия по физическому воспитанию (два раза в неделю или одно парное занятие) в среднем обеспечивают возможность движений в объеме 4000— 7300 шагов, что не может компенсировать общий дефицит двигательной активности за неделю.
Двигательная активность склонна к сезонным изменениям в зависимости от сезона – зимой она падает на 5-15 % в сравнении с летом.
Для определения наиболее энергетически емкого показателя двигательной активности введен специальный термин – локомоция. Локомоция показывает, что мужчина уделяет физическим занятиям 8-12 часов в неделю, а женщина – не менее 6-10 часов.
Чтобы оптимизировать двигательную активность, студент должен самостоятельно заниматься физическими упражнениями, которые включает утреннюю гимнастику, паузы в учебном процессе с использованием упражнений специальной направленности (их называют микропаузы), ежедневные прогулки на свежем чистом воздухе.
Личная гигиена, оздоровительные процедуры. Знание требований личной гигиены отражает не только заботу человека о своем здоровье, но и общий культурный уровень: ни один порядочный воспитанный образованный человек не позволит себе ходить в грязной одежде, с немытыми волосами и нестриженными ногтями.
Гигиена тела предъявляет особые требования к состоянию кожных покровов, которые выполняют следующие функции:
защита внутренней среды организма;
выделение из организма продуктов обмена веществ;
теплорегуляция. В полном объеме они выполняются только при здоровой и чистой коже.
Кожа способна к самоочищению. С чешуйками, секретом сальных и потовых желез удаляются различные вредные вещества. Мыть тело под душем, в ванной или бане рекомендуется не реже одного раза в 4—5 дней (но лучше делать это чаше. Например, мусульмане и индуисты ежедневно совершают омовение).
Гиена одежды требует от человека отказаться о первостепенного внимания к престижности одежды, а настаивает на том, что одежда в первую очередь должна быть полезна для его здоровья, то есть соответствовала гигиеническим требованиям: гигиена обуви требует того, чтобы она была легкой, эластичной, хорошо вентилируемой, а также обеспечивала правильное положение стопы. В таком случае наиболее удобным видом обуви является обувь из натуральной кожи. Спортивная одежда должна быть по возможности легкой и не стеснять движений, защищать стопу от повреждений и иметь специальные приспособления для занятий соответствующим видом спорта. Поэтому спортивная одежда изготавливается из эластичных хлопчатобумажных и шерстяных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению.
Массаж. Массаж — это лечебная процедура, приемы которого действуют на расположенные в коже, мышцах и связках нервные окончания, оказывают влияние на центральную нервную систему, а через нее на функциональное состояние всех органов и систем. Благодаря массажу улучшается кровообращение, работоспособность мышц, повышается эластичность и прочность мышечных сухожилий и связок, улучшается подвижность в суставах, ускоряется ток крови и лимфы. Наиболее популярными видами массажа на сегодняшний день являются турецкий и китайский, который основан на знании другой специфической дисциплины – акупунктуры.
Закаливание. Закаливание — важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2—5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их. Закаливание может быть специфическим (повышается устойчивость к определенному фактору) и неспецифическим (повышается общая устойчивость к ряду факторов).
Существует несколько видов закаливания:
Закаливание воздухом. Воздух влияет на организм своей температурой, влажностью и скоростью движения. Так, например, при низкой температуре и большой влажности воздуха воздействие холода усиливается; при высокой температуре и большой относительной влажности создается угроза перегревания. При низких температурах ветер усиливает теплоотдачу. Воздушные ванны по теплоощущению подразделяются на: холодные (от -7 до +8"С), умеренно холодные (+9-16-С), прохладные (+17-20-С), индифферентные (21-22"С), теплые — (свыше +22°С).
Закаливание, водой — мощное средство, обладающее ярко выраженным охлаждающим эффектом, так как ее теплоемкость и теплопроводность во много раз больше, чем воздуха. При одинаковой температуре вода нам кажется холоднее воздуха. Показателем влияния водных закаливающих процедур служит реакция кожи. Если в начале процедуры она на короткое время бледнеет, а затем краснеет, то это говорит о положительном воздействии, следовательно, физиологические механизмы терморегуляции справляются с охлаждением. Если же реакция кожи выражена слабо, побледнение и покраснение ее отсутствует — это означает недостаточность воздействия.
Закаливание состоит из нескольких стадий:
Обтирание — начальный этап закаливания водой. Его проводят полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Обтирание производят последовательно: шея, грудь, руки, спина, затем вытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты.
Обливание.
Душ — еще более эффективная водная процедура. В начале закаливания температура воды должна быть около +30—32°С и продолжительность не более минуты.
Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни позволяет решить многие проблемы, которые являются следствием неправильного образа жизни прежде. Но еще одним эффективным способом решения проблем здоровья является профилактика вредных привычек, которые приносят наибольший вред организму.
К числу вредных привычек относят алкоголизм, курение, наркотическая зависимость.
Алкоголь. Алкоголь — это вещество наркотического действия; он обладает всеми характерными для данной группы веществ особенностями. Согласно статистике, среди пьющих мужчин заболеваемость психическими расстройствами, болезнями печени, органов дыхания в 2,5 раза выше, чем у ведущих здоровый образ жизни или просто непьющих; у пьющих женщин часто рождаются дети с врожденными аномалиями.
Действие алкоголя выглядит так: сразу после приема алкоголя наступает выраженная фаза возбуждения (эйфория) — люди становятся веселыми, общительными, разговорчивыми, смелыми (нарушаются тормозные процессы в центральной нервной системе); возбуждаются половые эмоции, но заглушается чувство стыда, появляется неразборчивость в связях (большинство заражений венерическими болезнями происходит в состоянии опьянения).
Последствиями систематического приема алкоголя являются раздражение проводящей системы сердца, нарушение нормального процесса обмена веществ. Мышцы сердца изнашиваются, их сокращения становятся вялыми, полости сердца растягиваются. Страдают также органы пищеварения. Раздражая органы желудочно-кишечного тракта, алкоголь вызывает нарушение секреции желудочного сока и выделения ферментов, что приводит к развитию гастритов, язвы желудка и даже злокачественных опухолей.
Причины употребления алкоголя:
социально-психологический фактор: употребление алкоголя определяется комплексом обычаев, традиций, «социальным опытом» употребления спиртного.
алкогольная группа. Для алкогольной группы (то есть компании собутыльников) характерно поверхностное завязывание контактов, гарантированная степень взаимоуважения, совместное проведение свободного времени в ответ на принятие новым ее членом внутригрупповых обычаев. Говоря по-русски, алкоголики ищут возможности почувствовать себя уважаемыми, но достигается это через принятие правил поведения этой пьющей группы. В группе культивируются собственные ценности, вплоть до своеобразного «алкогольного кодекса чести». Но в то же время трезвый образ жизни воспринимается как нонсенс, а потому не признается и считается неприемлемым.
Следствием алкоголизма является утрата человеком своего достойного места в жизни: он выпадает из коллектива, общества и оказывается в рядах алкоголиков, теряя свой социальный статус и социальную роль. При систематическом употреблении алкоголя снижается качество жизни человека (потому что все уходит на покупку спиртного, на постоянные пьянки), теряются прежние цели жизни, ориентиры не совпадают с общепринятыми и становятся асоциальными, учеба и работа становится затруднительной, потому что требует интеллектуальных и волевых усилий. Человек не может больше найти общего языка с другими людьми.
Как можно противостоять алкоголизму? В первую очередь необходим стремление самого человека. Он должен выработать в себе культурный, волевой, ценностный стержень. Он должен следовать своим целям, и тогда в его жизни не останется места для спиртного. Тогда у человека не будет никаких оправданий алкоголизму – он просто не будет принимать саму возможность пить спиртное.
Человек должен включаться в общественную жизнь, заниматься интересными ему вещами – и тогда у него не останется времени на алкоголь.
Курение. Курение — одна из самых вредных и самых распространенных привычек.
Существует несколько мифов о курении, которые оправдывают эту зависимость:
курение не вредно. Всем известно, что курение – главная причина раковых заболеваний, проблем пищеварительного тракта. Но курильщики не хотят этого признавать, ссылаясь на сомнительные медицинские данные.
«когда я курю, у меня повышается работоспособность». На самом деле зависимость обратная: при курении происходит падение концентрации внимания и замедленность реакции. Если не курить, то человек в случае стресса эмоционально отвечает на раздражители. А сели он курит, то успокаивается, но при этом качество и быстрота мыслительного процесса значительно падает.
если я наношу вред, то только себе. Всем известно, что пассивное курение является главной причиной заболеваний тех, кто не курит, но общается с курильщиками. Именно поэтому в последние годы резко усилилась борьба с курильщиками во всех странах мира: в западной Европе курение в общественных местах строго запрещено. В ЮАР против курильщиков в 2002 году были приняты самые строгие законы, а в Бутане курение было запрещено полностью.
«я знаю, что курить вредно, и постараюсь бросить курить». Курильщики оправдываются тем, что бросят курить тогда, когда захотят этого. Но как только они решают бросить вредную привычку, то не выдерживают больше трех дней и снова начинают курить.
Наркотические вещества. К числу вредных привычек относится употребление наркотиков. Существует несколько классов наркотических веществ, отличающихся по характеру и степени своего воздействия на организм человека. Их основное свойство — способность вызвать состояние эйфории (не оправданное реальной действительностью возвышенное, радостное настроение). Причины употребления наркотиков разные: это модно, это помогает уйти от надоевшего мира, это помогает скрасить серую реальность…На самом деле, наркозависимость – это признание собственной неспособности сделать свою жизнь лучше.
Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека Состояние здоровья человека напрямую зависит от уровня его культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе.
Никто не будет спорить, что здоровье — это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей. Именно здоровье определяет то, как человек воспринимает свою жизнь и окружающих людей. Именно здоровье помогает личности развивать свои интересы и добивается своих идеалов, претворять в жизнь свои мечты и устремления.
Психологи и медики выделяют
три уровня ценности здоровья:
биологический. При таком подходе ценность здоровья означает то, что оно есть изначальное состояние, предполагающее саморегуляцию организма, гармонию физиологических процессов и максимальную адаптацию;
социальный. Здесь ценность здоровья просматривается в том, что оно есть мера социальной активности, деятельного отношения индивида к миру;
личностный (психологический). В таком случае здоровье есть отрицание болезни в смысле ее преодоления.
Большинство людей всегда смотрели и смотрят на здоровье как на главную ценность, которая становится ключом ко всем другим ценностям и желаниям.
Некоторые готовы поступиться здоровьем ради богатства и славы, но, добившись этого, понимают, что материальный успех и известность – не главное в жизни. Здесь показательным будет пример Натана Ротшильда, который был самым богатым человеком Европы середины 19 века, но из-за курения имел язву желудка, а потому питался исключительно молоком.
Отношение к здоровью определяется несколькими факторами:
воспитание.
образование.
мотивами человека, его моральным состоянием и его планами на будущее.
Отношение к здоровью бывает двух видов: разумное (адекватное) и беспечное (неадекватное).
Исследования показывают, что лица с хорошей самооценкой здоровья в случае болезни чаще обращаются к врачу (44,2%), чем с плохой (28,6%). Наиболее беспечны в этом отношении лица с удовлетворительной самооценкой здоровья, они не прибегают к врачебной помощи в 33% случаев, зато чаще используют помощь лекарственных средств — 22,3%, в то время как лица с хорошей самооценкой реже — в 13,7% случаев. Главной причиной этого является мотив человека: осознает ли он меру своей ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.
Женщины и мужчины по-разному подходят к физическим упражнениям: мужчины нацелены на продолжительные занятия и физические нагрузки, а женщины – на непродолжительные, но регулярные и частые.
Откуда студенты могут получить информацию о здоровом образе жизни? Главным источником о здоровом образе жизни для студента являются занятия физической культурой (теоретические и практические) в его учебном заведении. Вторым источником становятся газеты, журналы и телевидение.
Зато информация, получаемая из специальных изданий и на дополнительных секциях, играет куда меньшую роль, потому что слишком мало людей занимаются нацелено, профессионально.
Информация, которой он интересуется в первую очередь, следующая: правильное здоровое питание, график питания; интересные и наиболее эффективные упражнения, полезные для здоровья; оздоровительные процедуры (такие как сауна, баня, акупунктура, лечебный массаж); спортивные секции.
Выводы
Практические занятия по, физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Если учесть, что занятия физкультурой проходят один -два раза в неделю, то можно сделать вывод: только следование здоровому образу жизни гарантирует сохранение полноценной личности.
Здоровое тело – это не все. Необходимы ценности, которые стали бы стержнем человека и определили его устремления. Каждый студент должен стремиться к тому, чтобы быть здоровым, потому что его здоровье становится не его индивидуальным богатством, но сокровищем всего общества. Именно поэтому вопрос здорового образа жизни является главной проблемой России на сегодняшний день.
На здоровье человека оказывают влияния множество факторов, главными из которых становятся окружающая среда, наследственность и забота о здоровье со стороны родителей. Но это лишь предпосылки: здоровье человека в первую очередь зависит от его образа жизни.
Здоровый образ жизни в своем классическом, законченном варианте включает следующие элементы: правильная организация труда и отдыха, правильная организация сна с учетом индивидуальных потребностей, рациональная организация питания, регулярные физические упражнения, регулярный массаж и закаливание организма, отсутствие вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании).
Список использованной литературы
Видякин М. В., Виненко В. И.: «Физкультура»; М., «ВЛАДОС», 2005.
Дубровский В. И.: «Лечебная физкультура и врачебный контроль»; М., «Медицинское информационное агентство», 2006.
«Физическая культура студента», под ред. В. И. Ильинича; М., «Гардарика», 2005.
Интернет-ресурсы:
www.gribmed.ru/
www.inform-ust.ru/rest/health
www.TopMedicina.ru/news/