Рудская Е.Н. Финансы и кредит - файл n1.doc

приобрести
Рудская Е.Н. Финансы и кредит
скачать (3037.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc3038kb.10.09.2012 15:52скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Серия «Среднее профессиональное образование»
Е.Н. Рудская


ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
Учебное пособие
Допущено Министерством образования

Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов

образовательных учреждений среднего

профессионального образования


Ростов-на-Дону

Феникс

2008

введение
В Российской Федерации идет становление рыночных от­ношений и рыночных методов хозяйствования. Решающую роль как в структуре рыночных отношений, так и в механизме их ре­гулирования играют финансы, денежное обращение и кредит.

Финансы — это составная часть рыночных отношений и од­новременно важнейший инструмент реализации государствен­ной экономической политики. Поэтому специалисты в этой об­ласти должны хорошо знать сущность и функции финансов, разбираться в особенностях формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в государстве и на пред­приятиях, в организациях. При этом, как известно, финансов без денег не бывает.

Изучение основ финансовой науки и подготовки специали­стов в высшем учебном заведении имеет свои особенности. Одна из главных особенностей — связь с жизнью, учет конкретных задач, которые возникают в деятельности специалистов на прак­тике. Особенно эта связь необходима в современных условиях формирования рыночных отношений.

Экономика стран в настоящее время характеризуется про­тиворечивыми явлениями, вызванными проводимыми рефор­мами. Продолжает оставаться нестабильным промышленное и сельскохозяйственное производство, значительна доля убыточ­ных предприятий, низок уровень жизни народа.

В этих условиях постоянно возникают вопросы о том, как улучшить в стране экономическую ситуацию, какими метода­ми достичь укрепления финансового положения государства и предприятий. Большие надежды в решении этих проблем об­щество возлагает на квалифицированных специалистов, подготовку и переподготовку которых осуществляют высшие учеб­ные заведения.

Многие вузы страны готовят экономистов по специальнос­тям "Финансы и кредит", "Менеджмент организаций", "Мар­кетинг", "Экономика и управление на предприятии", "Коммер­ция (торговое дело)". В учебных планах этих вузов предусмот­рено изучение финансовых дисциплин, в частности дисципли­ны "Финансы, денежное обращение, кредит". В этом курсе на­ряду с освещением теоретических проблем финансов, денег и кредита значительное место отводится рассмотрению ряда кон­кретных форм организации финансов и денежного обращения, среди которых — формирование и использование федерально­го бюджета, региональных и местных бюджетов, внебюджетных фондов и др.

За теоретическим разделом "Финансы" в вузовском учеб­ном плане идет изучение проблем денежного обращения и кре­дитных отношений.

Учебный курс "Финансы, денежное обращение, кредит", как и любая другая научная дисциплина, имеет свой предмет, метод и задачи.

Предметом данной дисциплины является система финан­совых и кредитных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств во всех подразделениях народного хозяйства страны.

Исследование системы финансовых экономических отноше­ний, возникающих по поводу образования и использования фон­дов денежных средств, — сложный процесс. Методом его по­знания служит метод материалистической диалектики. Он обя­зывает рассматривать все экономические явления и процессы, в том числе финансовые, в их взаимосвязи, взаимозависимости и развитии с учетом конкретных исторических условий. Финан­совая наука выработала и применяет различные способы и при­емы познания денежно-финансовых и кредитных отношений. К ним относятся: статистическое наблюдение, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход, моделирование про­цессов, постановка экспериментов, обобщение опыта и др.

При изложении тем курса "Финансы, денежное обращение, кредит" используется действующее законодательство: Консти­туция (Основной закон) Российской Федерации, законы и по­становления органов законодательной власти, а также другие подзаконные акты и правовые нормы, связанные с финансово-экономическими отношениями.

Основными задачами учебника "Финансы, денежное обра­щение, кредит" являются:

Дисциплина "Финансы, денежное обращение, кредит" — это практически совокупность наук, изучающих финансы, бюд­жетную систему, денежное обращение и кредит.

При подготовке данного издания автор испытывал трудно­сти, обусловленные широтой проблем, которые возникли в фи­нансовой системе с переходом на рыночные отношения, и мно­гочисленными изменениями в нормативных актах.

В учебнике содержание материала изложено с учетом тре­бований Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальностям "Финансы и кредит", "Менеджмент", "Маркетинг", "Коммерция", "Эко­номика и управление на предприятии", утвержденных Мини­стерством образования РФ 17 марта 2000 г.

Для осмысления и лучшего овладения материалом учебной дисциплины после каждой главы дается перечень контрольных вопросов для самопроверки.

Первое издание учебника выходило в соавторстве с заслу­женным деятелем науки России, доктором экономических наук, профессором П. И. Вахриным.

Автор приносит благодарность рецензентам и коллективу кафедры финансов и кредита Российского университета коопе­рации Центросоюза РФ за ценные замечания и предложения, которые способствовали улучшению содержания книги.

РАЗДЕЛ I. ФИНАНСЫ

Глава 1. Сущность и функции финансов
1.1. Экономическая сущность финансов
Понятие "финансы" неразрывно связано с деньгами и то­варно-денежными отношениями. В условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывный процесс движения денег, переход их от одного владельца к другому.

Финансы (фр. finance от ср.-лат. Financia)1 в переводе озна­чают "наличность, доход"; в широком смысле — "денежные средства, денежные обороты". Финансы всегда имеют денеж­ную форму.

Очевидно, поэтому понятие "финансы" зачастую отожде­ствляют с понятием "деньги". Однако это два различных, но вза­имосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги — это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью ко­торого измеряются затраты труда ассоциированных товаропро­изводителей.

Главное назначение денег выражается в их функциях. На современном этапе деньги выполняют пять функций: меры сто­имости; средства обращения; средства платежа; средства обра­зования накоплений и сбережений; мировых денег.

Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП)1 и национального дохода2, орудие контроля за образованием и ис­пользованием фондов денежных средств.

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только по­требности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы — это не сами денежные средства, а система эко­номических отношений денежного характера по поводу обра­зования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансы непосредственно связаны с функционирова­нием общественных экономических отношений в процессе рас­пределения, перераспределения и использования централизо­ванных и децентрализованных фондов денежных средств.

Совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями, отраслями, регионами и отдельными гражданами в связи с движением денежных средств, образует финансовые отношения.
Финансово-кредитный словарь. Т. 3. М.: Финансы и статистика, 1994. С.338.

2 Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой стоимость товаров и услуг, произведенных данной страной во всех отраслях эконо­мики за определенный период времени и предназначенных для конечно­го потребления, накопления и экспорта. ВВП на стадии производства рас­считывается по рыночным ценам, т.е. включает чистые налоги на продук­ты и импорт.

3 Национальный доход — исчисленная в денежном выражении сто­имость вновь созданного в стране в течение года совокупного продукта, представляющая доход, приносимый всеми факторами производства (тру­дом, капиталом, землей, предпринимательством). Национальный доход страны равен валовому общественному продукту за вычетом потреблен­ных в процессе производства средств производства (сырья, топлива, элек­троэнергии, амортизационных отчислений) и косвенных налогов. С дру­гой стороны, национальный доход можно определить как сумму всех до­ходов за год в виде заработной платы, промышленной и торговой прибы­ли, процента на вложенный капитал и земельной ренты (см.: Современ­ный экономический словарь. М.: Инфра-М, 1999. С. 210).

К финансовым отношениям, определяющим содержание финансов как экономической категории, принято относить де­нежные отношения, возникающие в процессе расширенного производства между:

Таким образом, финансы — это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода. Финансы включают конкрет­ные формы и методы взаимосвязей между государством, пред­приятиями, организациями и гражданами.

В условиях рыночных преобразований экономики заметно меняется система финансовых отношений. Так, расширяются отношения государства с хозяйствующими субъектами в связи с динамикой налогов и неналоговых платежей, предоставлени­ем дотаций и субсидий, углублением сферы деятельности дота­ций и субсидий, углублением сферы деятельности коммерчес­ких организаций и банков.

В понятие "финансы" включается совокупность всех фи­нансовых отношений, а также совокупность средств денежных фондов, находящихся в распоряжении государства и предпри­ятий (организаций). К финансам относятся также отношения по поводу образования и использования кредита.

Вместе с тем не все денежные отношения являются финан­совыми. Финансовые отношения охватывают только ту часть отношений, которая связана с образованием и использованием фондов денежных средств.

Так, в процессе хозяйственной деятельности на предприя­тиях имеет место движение материалов от одного подразделе­ния к другому без оплаты их денежными средствами. Денежное выражение стоимости материальных ценностей при таких опе­рациях используется лишь для учета и контроля за ходом хо­зяйственных процессов и к финансам не относится.

Не относятся, естественно, к финансовым отношениям и так называемые бартерные сделки, основанные на прямом обмене товарами.

Таким образом, можно выделить следующие основные при­знаки финансов:

? экономические отношения между хозяйствующими субъектами с использованием денег. При этом деньги выступа­ ют материальной основой существования финансов;

? в процессе экономических отношений осуществляется формирование денежных фондов у хозяйствующих субъектов и государства и их использование. Сущность финансов, их кон­кретное содержание раскрываются в их функциях.
1.2. Функции финансов
Под функциями финансов понимается проявление прису­щих им свойств (назначение, деятельность, обязанность, испол­нение, роль), т.е. их роли, которую они выполняют в системе эко­номических отношений. Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание.

Для финансов как экономической категории характерны две функции: распределительная и контрольная.

Первой функцией финансов является распределение и пере­распределение ВВП и национального дохода государства. Матери­альной основой создания национального дохода государства служит воспроизводство общественного продукта (валового внутреннего продукта). На всех стадиях воспроизводства валового внутреннего продукта (собственно производство, распределение, обмен и конеч­ное потребление), конечно, участвуют финансы. Но непосредствен­но финансы выражают распределительные отношения.

Распределение валового внутреннего продукта и нацио­нального дохода государства представлено на рис. 1.1.

Стоимость ВВП за минусом возмещения стоимости израс­ходованных в процессе производства средств производства об­разует национальный доход (вновь созданную стоимость).

Национальный доход делится на две части — фонд накоп­ления и фонд потребления. Соотношение этих частей опреде­ляет пропорции развития экономики и ее структуру. Через си­стему финансовых отношений государство распределяет и на­правляет одну часть национального дохода на расширенное вос­производство (в фонд накопления), другую часть — в фонд по­требления. Государство использует финансы в качестве орудия распределения национального дохода с целью эффективного воздействия на результаты хозяйствования.

В дальнейшем объективно возникает потребность в пере­распределении национального дохода, которая вызывается:

? наличием непроизводственной сферы, в которой нацио­нальный доход не создается (государственное управление, образование, здравоохранение, социальное обеспечение), но без которой производство не может быть эффективным;




Рис. 1.1. Схема распределения валового внутреннего продукта

и национального дохода в Pocсийской Федерации.
? необходимостью обеспечения социального развития;

? важностью создания благоприятных условий для предпринимательства, что требует предоставления дотаций, субсидий.

Следовательно, национальный доход распределяется на фонд накопления и фонд потребления, а затем перераспреде­ляется между производственной и непроизводственной сфера­ми, а также по регионам.

Подавляющая часть перераспределительных отношений меж­ду территориями государства, производственной и непроизвод­ственной сферами осуществляется через государственный бюджет (федеральный, региональный и местные бюджеты государства).

Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода, когда происходят струк­турная перестройка народного хозяйства, выделение приори­тетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика).

Конечная цель распределения и перераспределения вало­вого внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, со­вершаемых с помощью финансов, состоит в развитии произво­дительных сил, укреплении государства, достижении высокого качества жизни широких слоев населения.

Финансы выполняют свою распределительную функцию также в процессе формирования и распределения доходов пред­приятий.

При реализации продукции у предприятий образуется вы­ручка и, соответственно, доход. Одна часть этого дохода посту­пает в государственный бюджет, централизованные фонды со­циального страхования, а другая — остается в распоряжении предприятий на образование фондов оплаты труда, экономичес­кого стимулирования и финансирования затрат по расширению и развитию производства.

Посредством распределительной функции финансов пред­приятия образуются фонды денежных средств за счет выруч­ки от реализации товаров, готовой продукции и выполненных работ, их направляют на возмещение затрат (оплату товаров, материальные затраты, выплату заработной платы) и образо­вание чистого дохода (прибыли). Определенная доля чистого дохода вносится в доход бюджета.

Вторая важная функция финансов — контрольная. Она по­рождена распределительной функцией и проявляется прежде всего в контроле за распределением совокупного общественно­го продукта и национального дохода по денежным фондам и их целевому расходованию.

Контрольная функция финансов осуществляется двояко: во-первых, через контроль рублем, во-вторых, через контроль, осуществляемый финансовыми органами. Посредством финан­сов на предприятиях осуществляется контроль рублем за об­разованием денежных доходов, соблюдением режима экономии и использованием материальных и трудовых ресурсов, количе­ством и качеством труда, использованием основных и оборот­ных фондов, образованием и использованием поощрительных фондов и др.

Но самое главное на предприятии — строго следить за пере­распределением прибыли на фонды накопления и фонды потребления. Еще важнее осуществлять контроль за использованием средств из этих фондов по целевому назначению. Таким образом, финансы выступают орудием контроля за правильным образо­ванием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе производства и реализации продукции.

Контроль рублем осуществляется не только внутри пред­приятия, но и во взаимоотношениях между предприятиями, с вышестоящей организацией и финансово-кредитными учреж­дениями. Контроль рублем во взаимоотношениях между пред­приятиями производится при оплате поставляемых товаров, оказанных услуг и выполненных работ, соблюдении договорных условий.

Хозяйственная деятельность предприятий контролирует­ся рублем в процессе выполнения обязательств перед бюдже­том по платежам в бюджет и финансированию из бюджета. Кон­троль за финансовыми органами и ведомственными службами осуществляется путем проверки законности расходования де­нежных средств, полноты уплаты налогов.

Контрольная функция финансов используется и в масшта­бе всего государства. Финансы показывают, как складываются количественные показатели распределения финансовых ресур­сов, пропорции или диспропорции в экономике отраслей, испол­нение государственного бюджета.

Некоторые экономисты считают, что финансам присуща третья функция — формирование денежных фондов. Однако представляется, что финансы, выполняя функцию распределе­ния финансовых ресурсов, одновременно формируют и денеж­ные фонды. И выделять третью функцию путем расчленения распределительной функции нет необходимости.

Распределительная и контрольная функции финансов ре­ализуются через финансовый механизм, который является ча­стью хозяйственного механизма.

Финансовый механизм — это совокупность способов управ­ления финансовыми отношениями.

Он включает: формы финансовых отношений в государстве; порядок (правила) формирования и использования централи­зованных и децентрализованных фондов денежных средств; методы финансового планирования; формы управления финан­сами; финансовое законодательство.

К финансовым инструментам, используемым в управлении финансами, относятся: доходы, прибыль, амортизационные от­числения, финансовые санкции, процентные ставки по ссудам, нормативы оборотных средств и др.
1.3. Необходимость финансов в рыночном хозяйстве
Необходимость финансов возникла в капиталистическом государстве в связи с налаживанием регулярного товарно-де­нежного обмена и ростом потребностей государства в финансо­вых ресурсах (в докапиталистических формациях большая часть государственных потребностей удовлетворялась за счет натуральных податей и сборов, повинностей).

Быстрый рост расходов капиталистических государств стал толчком развития финансов. Материальную основу финансов образуют деньги. В процессе развития научно-технического про­гресса деньги становятся важным мерилом затрат на производ­ство продукции, рабочую силу и средством собирания налогов.

Финансовая деятельность обусловлена экономическими законами. Они определяют экономическую необходимость раз­вития материального производства и удовлетворения личных потребностей членов общества. Их обеспечение связано с рас­пределением общественного продукта в целях образования фон­дов возмещения средств производства, страховых и резервных фондов, фондов личного и общественного потребления.

В условиях формирования и развития рынка необходимость финансов возрастает.

Понятие "рынок" и его роль в экономике трактуются по-разному. Одни экономисты под рынком понимают полную сво­боду купли-продажи, разгул стихийных сил, ничем не ограни­ченную спекуляцию, исключая регулирование основных кате­горий рынка. Другие видят в рынке чудодейственное лекарство, способное излечить экономику от всех ее недугов, утверждая, что якобы рынок все отрегулирует. На практике и в теории по­лучается далеко не так.

Рынок в экономическом смысле — это категория обмена. Цивилизованный рынок — это обмен, организованный по зако­нам товарного производства и обращения, совокупность отно­шений товарного и денежного обращения.

Планово организуемый рынок был при социализме, с соот­ветствующими ему категориями (цена, спрос, предложение и др.) и разумными методами регулирования. Регулируемый ры­нок при социализме служил важным фактором обеспечения планомерного развития экономики.

В результате реформ 1991-2000 гг. категории организован­ного социалистического рынка были разрушены, в стране стал создаваться капиталистический неорганизованный рынок. В результате в экономике наблюдается спад почти во всех от­раслях, нарастают кризисные явления. В связи с этим прави­тельству следует разработать меры по стабилизации экономи­ки, преодолению кризисных явлений.

В общей системе народного хозяйства рынок должен высту­пать как связующее звено между производством и потреблением, служить мощным рычагом снижения производственных расходов. Рыночные отношения находятся в тесной связи и единстве с денежным обращением и финансами.

Финансы — это экономическая категория, особенность ко­торой заключается в ее функциях. В общественном воспроиз­водстве финансы выражают распределительные отношения.

Финансы обслуживают процесс расширенного воспроизвод­ства, сами будучи категорией не производства, а распределения. Необходимость финансов в условиях рыночного хозяйства можно объяснить следующими причинами.

1. Существованием товарно-денежных отношений и дей­ствием закона стоимости. Реализация продукции, товаров и ус­луг хозяйствующими субъектами осуществляется путем куп­ли и продажи за деньги.

Финансы не могут существовать без денег. Если наличие де­нег — обязательное условие существования финансов, то причи­ной, порождающей появление финансов, можно считать потреб­ности государства и субъектов хозяйствования в денежных ре­сурсах, обеспечивающих их деятельность и расширенное воспро­изводство. Эту потребность в ресурсах без финансов удовлетво­рить невозможно ни в сфере хозяйствования, ни в сфере госу­дарственного управления.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития.

  1. Невозможностью обеспечить без финансов кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулиро­вать отраслевую и территориальную структуру экономики, сти­мулировать развитие производства.

  2. Наличием государства. Ф. Энгельс указывал, что с появ­лением государства возникли налоги как материальная основа его существования. Поскольку государство несет хозяйствен­но-организаторскую и культурно-воспитательную функции, оно должно располагать соответствующими финансовыми ресурса­ми в виде денежных фондов.

4. Потребностями государства и предприятий в распределении общественного продукта и национального дохода. Без финан­сов, которые являются категорией распределения, невозможно организовывать распределение общественного продукта. Для того чтобы организовать распределение, нужно сделать накопление денежных фондов государства и предприятий. Государству необ­ходимы экономические связи с зарубежными странами с исполь­зованием финансовых отношений. Предприятиям необходим об­мен продуктами их труда с использованием финансовых отноше­ний (купли-продажи за деньги).

Финансы — неотъемлемая часть экономических отноше­ний, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место в рыночном хозяйстве занимают финансовые отношения между хозяйствующими субъектами.

К финансовым отношениям государства с населением от­носятся также налоговые платежи населения в бюджет и вне­бюджетные фонды, различные формы кредитования населени­ем государства (в частности, займы, лотереи, вклады населени­ем временно свободных денежных средств в сберегательные банки). Государство, в свою очередь, выдает населению креди­ты на строительство жилья, покупку товаров, кредиты на пред­принимательские проекты и др.

Таким образом, финансовые отношения охватывают прак­тически все стороны экономической жизни общества. Финансо­вые отношения являются одной из важных форм проявления производственных отношений общества. В то же время финан­сы активно воздействуют на изменения в производственных отношениях и системе хозяйственных связей. От совершенства финансовых отношений в значительной мере зависит рост эф­фективности производства.

Контрольные вопросы

  1. В чем заключается сущность финансов?

  2. Чем отличаются финансы от денег?

  1. Каковы признаки финансов как экономической катего­рии?

  2. Какие функции выполняют финансы?

  3. В чем состоит сущность распределительной функции финансов?

  4. Охарактеризуйте контрольную функцию финансов.

  5. Как распределяются валовой внутренний продукт и на­циональный доход в государстве?

  6. Какими причинами объясняется необходимость финан­сов?

  7. Как складываются финансовые отношения между госу­дарством и предприятиями?

10. Что понимается под финансовым механизмом и что от­носится к финансовым инструментам?

Глава 2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Понятие и состав финансовой системы Российской Федерации
Финансовая система — это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуще­ствляются распределение, формирование и использование фон­дов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное об­ращение.

Поскольку финансы являются носителями распредели­тельных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными экономическими (хозяйствующими) субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образу­ющих финансовую систему, можно выделить следующие круп­ные сферы:

? государственные финансы (федеральные финансы и финансы субъектов РФ) и муниципальные (местные) финансы;

Финансовая система в ее широком понимании включает так­же и кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны), органы управления финансами.

Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев.

Звенья первой сферы — государственные и муниципальные финансы — относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распреде­лительных отношений на макроуровне, региональном и муници­пальном уровнях.

Звенья второй сферы (финансы предприятий и организа­ций) включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на макроуровне.

Кредитно-банковская сфера состоит из банков и иных кре­дитных учреждений страны.

Состав финансовой системы, сложившейся в Российской Федерации в результате рыночных преобразований 1990-х гг., и система государственных финансовых органов представлены на рис. 2.1.

Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функци­онирования каждого звена, различиями в методах распределе­ния и использования фондов денежных средств и, следователь­но, особой ролью в финансовой системе.

Краткая характеристика и роль отдельных структурных подразделений финансовой системы РФ рассматриваются ниже.
2.2. Характеристика государственных,

муниципальных финансов и страхования
Как видно из рис. 2.1, государственные и муниципальные финансы включают государственный и местные бюджеты, го­сударственные внебюджетные фонды, государственный кредит.

Бюджетная система России — это основанная на эконо­мических отношениях и государственном устройстве Российс­кой Федерации совокупность бюджетов (федерального, регио­нальных и местных) и внебюджетных фондов.

Государственный и местные бюджеты Российской Феде­рации — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, основные финансовые планы на федеральном, региональном и местном уровнях

Рис. 2.1. Финансовая система Российской Федерации
управления. Они обеспечивают выполнение функций государства и местного самоуправления главным образом посредством перераспределения доходов, полученных в первую очередь, через систему налогообложения. Государственный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет и территориальные бюджеты (бюджеты субъектов Федерации).

Федеральный бюджет утверждается в форме федерального закона; бюджеты субъектов Федерации (территориальные бюджеты) – в форме законов субъектов Федерации; местные бюджеты - в форме представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставом муниципальных образований (в большинстве случаев утверждаются в форме решения).

Следующим звеном государственных финансов являются государственные внебюджетные целевые фонды. При переходе к рыночным условиям хозяйствования были образованы следующие государственные внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Эти фонды являются федеральной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение – финансирование социальных услуг, предоставляемых населению.

Наряду с государственными внебюджетными фондами социального назначения создаются фонды экономического назначения, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических задач. Организационно внебюджетные фонды имеют определенную самостоятельность.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Это есть государственная деятельность по получению денег в кредит, т.е. взаймы, от граждан, юридических лиц и других государств. Государственный кредит привлекает граждан через размещение государственных займов, денежно-вещевых лотерей и других ценных бумаг. Госкредит — это также вне­шние займы государства, когда государство берет кредит у за­рубежных государств для покрытия дефицита бюджета.

До 1991 г. государственный бюджет РСФСР, как и всех дру­гих союзных республик, включался в государственный бюджет СССР.

Государственный бюджет СССР состоял из союзного госу­дарственного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В 1970-1990 гг. в союзном бюджете концентрировалось от 50 до 53% общего объема финансовых ресурсов государственного бюд­жета. На бюджеты союзных республик приходилось 47-50% фи­нансовых ресурсов, из которых 35% находилось в распоряжении республиканских бюджетов союзных республик и 15% — в местных бюджетах.

Расходы государственного бюджета в 1970-1990 гг. по структуре характеризовались следующими показателями (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Структура расходов государственного бюджета СССР по видам бюджетов1 за 1970-1990 гг., в % к итогу



В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации пре­терпела существенные изменения. В соответствии с Законом РСФСР от 10 октября 1991г. № 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" и рядом поста­новлений Правительства РФ государственная бюджетная сис­тема России была перестроена.

В настоящее время она состоит из бюджетов трех уровней:

? федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

? бюджетов субъектов Федерации и государственных вне­бюджетных фондов (бюджетов территориальных);

? местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований).

Страхование как сфера особых финансовых отношений обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведе­нию мероприятий по их предупреждению. До рыночных реформ страхование в РСФСР было государственным, т. е. государство гарантировало возмещение ущерба, понесенного организация­ми или гражданами в результате стихийных бедствий и несча­стных случаев. С 1991 г. наряду с государственными страховы­ми организациями страхование в стране осуществляют много­численные акционерные страховые организации (до 1,2 тыс. организаций). Значительная часть из них — маломощные и не­надежные. Ведущую роль на страховом рынке России занима­ет государственная страховая компания "Росгосстрах".

Более подробно вопросы формирования и использования государственного бюджета, внебюджетных фондов и страхова­ния будут рассмотрены в соответствующих главах учебника.
2.3. Характеристика финансов отдельных экономических

субъектов финансовой системы
В рыночной экономике основным экономическим (хозяй­ствующим) субъектом выступают предприятия (организации) различных организационно-правовых форм. Они являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, юридическим лицами, созданными в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей.

Предприятие приобретает статус юридического лица пос­ле государственной регистрации в установленном порядке.

Финансы предприятий являются одной из важных сфер финансовой системы Российской Федерации. Они функциони­руют в производственной и непроизводственной сферах эконо­мики.

Предприятия производственной сферы в условиях рыноч­ной экономики осуществляют свою деятельность на основе пол­ного хозяйственного расчета (коммерческого расчета).

Хозяйственный (коммерческий) расчет производственных предприятий основан на трех принципах: финансовой самосто­ятельности, рентабельности, самофинансирования за счет по­лученной прибыли.

Финансы предприятий являются не просто составной ча­стью финансовой системы, а практически определяющей сфе­рой финансовой системы Российской Федерации. В этой сфе­ре финансовой системы формируются финансовые потоки, со­здаются валовой внутренний продукт и национальный доход, который в дальнейшем подлежит перераспределению через налоговую и бюджетную системы, в целях дальнейшего про­изводственного и социального развития. Особенности финан­сов отдельных предприятий зависят от формы собственности и организационно-правовой формы, что будет показано ниже, в главе 7.

Особое место в общей системе финансов предприятий при­надлежит финансам предприятий промышленности, где созда­ется основная часть совокупного общественного продукта и на­ционального дохода. Такие предприятия промышленности, как правило, имеют статус юридического лица.

Статья 48 ГК РФ (п. 1) гласит, что юридическое лицо долж­но иметь самостоятельный баланс либо смету, поскольку наличие такого документа выражает и в определенной степени обес­печивает имущественное обособление и организацию имуще­ственной самостоятельности юридического лица. Самостоятель­ность бухгалтерского баланса состоит в том, что в нем отража­ются все имущество, поступления, затраты, активы и пассивы юридического лица.

Структурное подразделение предприятия или филиал так­же может вести бухгалтерский учет, составлять и иметь отдель­ный баланс. Но этот баланс не является самостоятельным, по­скольку ряд затрат, без которых деятельность данного подраз­деления не могла бы, как сказано выше, осуществляться (так называемые общезаводские расходы), в бухгалтерском учете подразделения и его балансе не отражаются.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществля­ют деятельность на началах коммерческого расчета, при кото­ром расходы должны покрываться за счет собственных доходов. Главным источником развития предприятия становится прибыль.

Однако не все предприятия (организации) строят свою ра­боту на принципах коммерческого расчета.

Гражданский кодекс РФ разграничивает юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Во внимание принимается основная цель. В качестве критерия такого раз­граничения служит также порядок использования полученной прибыли.

Таким образом, в сфере финансов предприятий выделяют следующие звенья финансовой системы:

? финансы общественных организаций (объединений).
Структура предприятий и организаций в РФ по данным Единого государственного реестра предприятий и организаций приведена в табл. 2.2, по формам собственности — в табл. 2.3.

Таблица 2.2




Структура зарегистрированных предприятий и организаций по организационно-правовым формам (по данным Единого государственного реестра предприятий и организаций).

Основой организации финансов предприятий всех форм собственности является наличие финансовых ресурсов в раз­мерах, необходимых для хозяйственной и коммерческой дея­тельности. Первоначальное формирование финансовых ресур­сов осуществляется в период создания предприятия путем об­разования уставного фонда. Источниками формирования устав­ного фонда могут быть: акционерный капитал; паевые взносы членов кооперативов; собственные средства учредителя; банков­ский кредит; бюджетные средства и др.

В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия формируют собственные средства за счет прибы­ли, амортизационных отчислений и наличествующих целевых фондов денежных средств. При необходимости они используют привлеченные средства, которые состоят из заемных средств (в форме кредита); акционерного капитала, поступившего за счет эмиссии акций и их продажи; долевых (паевых) средств участ­ников конкретного инвестиционного проекта.

Финансы предприятий составляют основу микроэкономи­ки. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ре­сурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее положение финансовой системы. Они позволяют управ­лять стоимостной оценкой материальных, трудовых и финан­совых ресурсов, обеспечивать их сбалансированность. Прибыль предприятий играет решающую роль в формировании доходов бюджетов бюджетной системы РФ, из которых обеспечивается финансирование социальной сферы экономики, инвестицион­ных программ, обороны, экологии.
2.4. Характеристика кредитно-банковской системы и ее

роль в финансовой системе
Кредитно-банковская система — это совокупность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитные отношения.

Объективная необходимость существования кредитных отношений в государстве обусловлена кругооборотом товарных ресурсов и денежных средств в процессе общественного воспро­изводства. У их владельцев в ходе кругооборота образуются временно свободные денежные средства. Примером может слу­жить накопление на счетах предприятий сумм амортизацион­ных отчислений. Эти средства потребуются в момент реального обновления износившихся основных фондов. Накопленные де­нежные средства до момента их использования временно сво­бодны. В то же время у других предприятий возникает потреб­ность в привлечении денежных средств. Это и создает реаль­ную основу для возникновения кредитных отношений.

Аккумулируют временно свободные денежные средства хозяйственных организаций главным образом банки и иные кре­дитные организации. В ряде зарубежных стран и в России су­ществует и развивается коммерческий кредит, предоставляе­мый одной хозяйственной организацией (поставщиком) другой организации (покупателю). В Российской Федерации в соответ­ствии со ст. 823 Гражданского кодекса РФ в понятие коммер­ческого кредита включают "... предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рас­срочки оплаты товаров, работ, услуг". Однако ведущие позиции сохраняются за банковским кредитованием.

Возможность пользоваться кредитом (ссудой) позволяет предприятиям ускорять реализацию намеченных мероприятий (проектов), не дожидаясь накопления собственных денежных фондов. Это позволяет повысить эффективность использования ресурсов, ускорить оборачиваемость средств.

Мобилизацию денежных средств и их трансформацию в ссуд­ный капитал обеспечивает банковская система — одно из важнейших подразделений финансовой системы государства. Как и вся экономика, банковская система РФ претерпевает изменения, зат­рагивающие как структурную ее часть, так и функциональную. До 1987 г., т. е. до проведения рыночных реформ, банковская сис­тема состояла из следующих звеньев: Государственный банк СССР (с сетью государственных трудовых сберегательных касс), Всесо­юзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР), Банк для внешней торговли (Внешторгбанк СССР).

В целях усиления воздействия государственных банков на экономическое развитие в стране в 1987 г. была проведена реорга­низация банковской системы. Перестроены действующие и обра­зованы новые специализированные банки: Промстройбанк, Агро­промбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк, Госбанк.

Госбанк СССР осуществлял централизованное плановое управление денежно-кредитной системой страны и проводил единую денежно-кредитную политику государства, координи­ровал деятельность всех банков, включая организацию расче­тов между ними, осуществлял эмиссию ценных бумаг, регули­рование денежного обращения, кассовое исполнение государ­ственного бюджета.

Промстройбанк проводил кредитные операции и обслужи­вал предприятия в промышленности, на транспорте, в связи, сфере материально-технического снабжения.

Агропромбанк был призван обслуживать организации и предприятия в агропромышленном комплексе.

Жилсоцбанк осуществлял кредитные операции в жилищ­но-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании, социаль­но-коммунальном хозяйстве, социально-культурном строитель­стве, в хозяйстве, подведомственном местным советам народ­ных депутатов, в сфере кооперативной и индивидуальной тру­довой деятельности.

Сберегательный банк обеспечивал организацию сберега­тельного дела в стране, безналичные расчеты и кассовое обслу­живание населения, кредитование потребительских нужд тру­дящихся.

Внешэкономбанк был призван кредитовать предприятия) объединения, непосредственно осуществляющие экспортно-импортные операции. Он участвовал в кредитовании совместных предприятий, контролировал исполнение сводного валют­ного плана, экономное использование валютных ресурсов, обес­печение и проведение расчетов по внешнеэкономическим опе­рациям.

К институтам кредитной системы СССР относились также международные банки: Международный банк экономического сотрудничества (стран социалистического содружества) и Меж­дународный инвестиционный банк.

С 1988 г. в стране стали создаваться новые, кооперативные, банки. Правовой основой создания кооперативных банков стал Закон СССР "О кооперации в СССР", принятый 26 мая 1988 г. Кооперативные банки организуются на паевой основе.

2 декабря 1990 г. был принят Закон РСФСР № 395-1 "О банках и банковской деятельности в РСФСР", в котором была определена новая структура банковской системы стра­ны, состоящая из двух уровней:

? первый уровень — Центральный банк Российской Федерации (Банк России);

? второй уровень — коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения.

В центре кредитной системы на первом уровне находится государственный Центральный банк, играющий важную роль в макроэкономическом регулировании финансовых и денежных отношений в стране. Функции и роль Центрального банка в фи­нансовой системе изложены ниже.

На втором уровне банковской системы находятся коммер­ческие банки (акционерные, кооперативные), которые призва­ны обслуживать предприятия и организации всех форм соб­ственности. Они осуществляют посреднические операции, об­служивают расчеты и платежный оборот между предприятия­ми и организациями, между предприятиями и государственны­ми органами, производят кредитные, фондовые и иные банков­ские операции. По состоянию на 1 января 1998 г. Центральный банк России зарегистрировал 2526 коммерческих банков и 26 небанковских кредитных организаций. После кризиса в августе 1998 г. численность коммерческих банков стала сокращаться. На 1 января 2000 г. число кредитных организаций, имеющих ли­цензию на совершение банковских операций, составило 23781.

На 1 января 2001 г. в России имелось 2126 кредитных орга­низаций, в том числе 1311 коммерческих банков, имеющих пра­во на осуществление банковских операций; 1239 банков, имею­щих право привлечения вкладов населения.

Количество коммерческих банков имеет тенденцию к сокра­щению. Центральный банк России отзывает лицензии у банков, которые не выдерживают нормативов собственных средств.

Все действующие банки для выполнения банковских опе­раций должны располагать собственным капиталом в разме­ре не менее 5 млн евро. Банки, собственный капитал которых составляет от 1 до 5 млн евро, могут выполнять лишь ограни­ченный перечень операций. По данным Банка России, 40% коммерческих банков в 2003 г. имели уставный капитал ме­нее 1 млн евро.

По уровню специализации различают универсальные и специализированные модели банков. В России преобладают уни­версальные банки, которые выполняют от нескольких десятков' до сотни и более видов банковских операций.

К специализированным относятся банки: ипотечные, инве­стиционные, ссудно-сберегательные и др.

Ипотечные банки предоставляют кредиты под залог недви­жимости (зданий, сооружений, земли). Основным источником их ресурсов является выпуск собственных ценных бумаг (заклад­ных листов, ипотечных облигаций).

Инвестиционные банки имеют основной функцией разме­щение на рынке акций, облигаций, выпущенных промышлен­ными и торговыми компаниями, выпуск собственных акций и облигаций.

Ссудно-сберегательный банк аккумулируют доходы и сбережения населения и предоставляют ссуды на потребитель­ские нужды, финансирование жилищного строительства.

Для финансирования государственных программ и задач общегосударственного значения создаются государственные кредитные учреждения. Это главным образом банки реконст­рукции и развития, сельскохозяйственные банки.

Кооперативные банки (кредитные кооперативы) основаны на кооперативной собственности их членов (учредителей). Глав­ная цель их деятельности не получение прибыли, а удовлетво­рение потребностей членов кооперативного банка в банковских услугах.

Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциа­ции. Цель деятельности банковских союзов не получение при­были, а защита интересов организаций — членов союза и коо­перация их деятельности по различным направлениям совер­шенствования банковской деятельности. В России образована Ассоциация российских банков (АРБ). По состоянию на 1 янва­ря 2004 г. она насчитывала 567 кредитных организаций, или 43% общего количества.

Операции коммерческих банков подразделяются на пассив­ные (привлечение средств); активные (размещение средств); комиссионно-посреднические и доверительные.

Ресурсы коммерческих банков складываются из собствен­ных, привлеченных и имитированных средств. Они составляют около 10-15% ресурсов современного коммерческого акционер­ного банка. Основная их часть (85-90%) — привлеченные сред­ства в форме депозитов. Под депозитами понимаются как сроч­ные, так и бессрочные (счета до востребования) вклады клиен­тов банка. Средства вкладов до востребования предназначены в основном для текущих расчетов. Срочные вклады вносят, как правило, на длительные сроки, и банк может располагать эти­ми вкладами, выдавая кредиты и получая за них проценты.

Помимо ссудных операций коммерческие банки оказыва­ют клиентам банковские услуги — выполняют операции с валютой, размещение и хранение ценных бумаг, финансовую арен­ду (лизинг)1, факторинг2 и др.

В Федеральном законе "О банках и банковской деятельнос­ти", определены основные банковские операции, которые долж­ны выполнять коммерческие банки в условиях рыночной эконо­мики, и отношения между кредитной организацией и государством.

Особую роль в финансовой системе государства играет Сбе­регательный банк Российской Федерации, имеющий свою ис­торию. В 1922 г. в СССР были учреждены государственные сбе­регательные кассы. В 1988 г. они были преобразованы в Сбере­гательный банк как государственный специализированный банк по обслуживанию населения. В 1990 г. Российский республикан­ский банк Сбербанка СССР объявлен собственностью РСФСР и преобразован в акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк РФ). Учредителем бан­ка является Центральный банк Российской Федерации.

С 1990 г. по настоящее время Сбербанк входит в банков­скую систему России и в своей деятельности руководствуется за­конодательством РФ, нормативными документами Центрального банка РФ, а также уставом Сбербанка. Согласно уставу Сберега­тельный банк является юридическим лицом и со своими отделе­ниями и другими обособленными подразделениями составляет единую систему Сбербанка РФ. Он имеет в собственности обособ­ленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе.
1 Финансовая аренда (лизинг) состоит в том, что по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (банк) обязуется приобрести в собственность
указанное арендатором имущество (машины, оборудование и др.) у опреде­ленного им продавца и предоставляет арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Дого­вором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца
и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем (банком).

2 Факторинг — это передача банку предприятием управления своей
дебиторской задолженностью. Банк берет также обязательство финансировать по мере необходимости при помощи кредита выполнение финан­совых обязательств предприятия. Факторинг является универсальной системой обслуживания клиентов, благодаря чему ускоряется оборачиваемость средств в расчетах.
Уставный капитал банка сформирован в сумме 500 млрд руб. и разделен на 9 млн обыкновенных акций и 50 млн привилегированных. Основными акционерами Сбербанка стали также юри­дические и физические лица, купившие акции банка.

В настоящее время Сберегательный банк России является универсальным банком, поскольку предлагает на рынке все воз­можные виды банковских услуг. Основной целью банка является привлечение денежных средств от физических и юридических лиц, а также осуществление кредитно-расчетных и иных банков­ских операций и сделок с физическими и юридическими лицами. К специализированным кредитно-финансовым учреждени­ям, функционирующим в стране, относятся: инвестиционные ак­ционерные банки (проводят операции по выпуску и размещению ценных бумаг); ссудно-сберегательные ассоциации и кредитные союзы (акционируют сбережения населения и вкладывают де­нежный капитал в финансирование жилищного строительства); страховые акционерные общества (страховые функции).

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Цент­ральном банке Российской Федерации (Банке России)" опреде­лил цели и функции Центрального банка РФ в условиях ста­новления рыночной экономики.

Основными целями деятельности Банка России являются:

Получение прибыли не является целью деятельности Бан­ка России.

Центральный банк — это эмиссионный банк. Он не обслужи­вает предприятия и организации. Его деятельность связана с орга­низацией денежного обращения в стране. Он осуществляет эмис­сию (выпуск) наличных денег, аккумулирует и хранит кассовые резервы денежных знаков, золотовалютные резервы государства. Его клиентами являются кредитные учреждения второго уровня банковской системы — банки и небанковские учреждения.

В последние годы предприятия и население стали вы­сказывать недовольство работой коммерческих банков. Среди причин, вызывающих недовольство со стороны предприятий и организаций — клиентов коммерческих банков, можно отметить низкий профессионализм руководящего звена коммерческих банков, а в ряде случаев банковских менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов бан­ков; использование некоторыми банками государственных бюд­жетных средств в качестве ресурсной базы для ускорения на­ращивания размеров своего баланса и операций, установление банками непомерно высоких процентных ставок за пользование банковским кредитом; задержка в проведении финансовых рас­четов между клиентами и др. Все это ведет к резкому сниже­нию уровня доверия к банковской системе и к отдельным ком­мерческим банкам со стороны клиентов и населения.

Репутация коммерческих банков была подорвана кризисом банковской системы, который достиг высшей точки в августе 1998 г. Обострение кризиса имело следующие внутренние про­явления. Правительство России не смогло продолжать обслу­живание и погашение внутреннего долга, что привело к замо­раживанию выплат по ГКО и ОФЗ, остановке финансовых рын­ков, скачку валютного курса, повлекло за собой кризис в бан­ковской сфере России, так как значительная часть банков была ориентирована на предсказуемый валютный курс и устойчивое функционирование рынка ГКО и ОФЗ.

Банковский кризис, затронувший деятельность более по­ловины коммерческих банков, имел также внешние проявления:

? остановку межбанковского денежного рынка;

? аресты корреспондентских счетов отдельных коммерческих банков за рубежом, в результате чего уменьшился при­ток экспортной валютной выручки;

? остановку рядом банков платежей своих клиентов, включая платежи в пользу бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

Ситуацию в банковской системе усугубил отток средств населения из банков.

В условиях роста численности ненадежных банков особое значение имеет проблема реструктуризации коммерческих бан­ков. Под реструктуризацией банков понимаются меры, прини­маемые Центральным банком для преодоления финансовой не­устойчивости и осуществления процедуры ликвидации несостоятельности банков.

Целями реструктуризации банковской системы являются:

? восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков, предприятий и организаций;

Предусмотрено для некоторых банков введение ограниче­ний на проведение отдельных банковских операций.

В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" Правительством РФ и ЦБ России был со­здан новый Российский банк развития (РосБР) — государствен­ная кредитная организация по кредитованию инвестиционных проектов1.

Особая роль в банковской системе отведена полевым учреж­дениям, созданным Центральным банком. Полевые учреждения Банка России являются государственными специализированны­ми кредитными учреждениями (банками) по обслуживанию во­инских подразделений (воинских частей, учреждений и орга­низаций Министерства обороны). Они могут также обслуживать иные государственные организации и учреждения, находящи­еся на территории военных объектов, воинских частей, когда создание территориальных учреждений Банка России невоз­можно. Полевые учреждения имеются во всех военных окру­гах, на флотах, группах войск в государствах ближнего зарубе­жья (Армении, Казахстане, Таджикистане, Киргизии).
2.5. Система государственных финансовых органов

и их роль в финансовой системе
Государство осуществляет руководство финансами, регу­лирует и направляет финансовую деятельность через свои за­конодательные и исполнительные органы, которые наделены соответствующей компетенцией.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 94,95) выс­шим представительным и законодательным органом власти в стра­не является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. В республиках пред­ставительные (законодательные) органы образуют в соответствии с Конституцией РФ и Конституцией данной республики.

Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов Федерации рассматри­вают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюдже­ты республик (региональные бюджеты), входящих в состав РФ, принимают законы о бюджете, налогах и сборах и проч. в пре­делах своей компетенции, определенной Конституцией РФ.

Исполнительную власть в стране осуществляют Прави­тельство РФ и исполнительные органы субъектов Федерации.

Правительство Российской Федерации, согласно ст. 114 Конституции Российской Федерации, разрабатывает и пред­ставляет Государственной Думе федеральный бюджет и обес­печивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает про­ведение в

1 В соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ в РФ будет создан банк развития в виде государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на базе Внешэкономбанка (ВЭБ), при участии РосБР и Росэксимбанка (Рос­сийского экспортно-импортного банка). Цель ВЭБ — обеспечение повы­шения конкурентоспособности экономики РФ, ее диверсификации, сти­мулирования инвестиционной деятельности.

Российской Федерации единой финансовой, кредит­ной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства. Правительства Российской Федерации и республик издают постановления и распоряжения по вопро­сам финансов.

Правительства республик в составе РФ, автономной обла­сти, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления обеспечи­вают в пределах своей компетенции руководство финансами на соответствующих территориях административных образований.

Все акты исполнительных органов власти могут издавать­ся не иначе как на основании и во исполнение закона.

В системе государственных органов власти в финансовой деятельности участвуют специальные органы, которые можно разделить на две группы:

1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций (Министерство финансов, Банк России);

2) государственные органы специальной компетенции (Фе­деральное казначейство, органы финансового контроля, стра­ховой надзор).

В системе финансовых государственных органов главенству­ющее положение отводится Министерству финансов РФ. В субъектах Федерации в составе правительства или админист­раций имеются республиканские министерства финансов или другие органы финансового управления.

Учитывая, что основной объем финансовой деятельности государства приходится на Министерство финансов РФ, оста­новимся на его компетенции более подробно.

Министерство финансов Российской Федерации в соответ­ствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

  1. разрабатывает и представляет в Правительство РФ про­екты федеральных конституционных законов, федеральных за­конов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам организации и функционирования бюджетной системы РФ, оп­ределения основ бюджетного процесса; федерального бюджета на очередной финансовый год, порядка исполнения его и отчет­ности о его исполнении; разграничения бюджетных полномочий между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправле­ния; налоговой, валютной политики и политики в сфере тамо­женных платежей; регулировании деятельности субъектов и участников страхового рынка; контроля и надзора в финансо­во-бюджетной сфере; эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг; управления государственным долгом и другими вопросами, относящимися к компетенции Минфина РФ;

  2. разрабатывает и утверждает порядок составления и ис­полнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета; порядок составления отчетности об ис­полнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и консолидированного бюджета РФ; форм налоговых деклараций, расчетов по налогам, методические рекомендации и другие нормативные правовые акты по воп­росам применения законодательства о налогах и сборах; усло­вия лицензирования, аттестации, деятельности и представле­ния отчетности в отношении субъектов страхового дела; мето­дологию эмиссии и обращения государственных и муниципаль­ных ценных бумаг; порядок организации и осуществления кон­троля и надзора в финансово-бюджетной сфере и др.;

3) осуществляет составление проекта федерального бюд­жета на очередной финансовый год, обеспечение исполнения федерального бюджета; ведение учета операций по исполнению федерального бюджета, составление и представление в Прави­тельство РФ отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; прогнозирование и кассовое планирование исполнения федерального бюджета; управление государственным внутренним и внешним долгом РФ; функции эмитента государственных ценных бумаг РФ; координацию бюд­жетной и денежно-кредитной политики в соответствии с зада­чами макроэкономической политики.

В условиях перехода к рынку, усложнения финансовой де­ятельности государства появился ряд органов, специально за­нимающихся организацией финансов и контролем в области финансовой деятельности, наделенных определенными функ­циями. К ним, в частности, относятся: Федеральное казначей­ство, Государственная налоговая служба, Счетная палата и др.

Федеральная централизованная система органов Казначей­ства состоит из Федерального казначейства Министерства фи­нансов РФ и подчиненных ему территориальных управлений Федерального казначейства по республикам в составе РФ, кра­ям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам, районам.

Главными задачами органов Казначейства являются:

? организация исполнения и контроль за исполнением федерального бюджета по доходам и расходам;

? управление доходами и расходами бюджета на открываемых в банках счетах Казначейства исходя из принципа единства кассы;

? регулирование финансовых отношений между феде­ральным бюджетом и государственными федеральными вне­бюджетными фондами;

? разработка методологических и инструктивных мате­риалов по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, организаций и учреждений.

Государственным органом, занимающимся сбором налогов с юридических и физических лиц, являются Федеральная на­логовая служба1 и территориальные налоговые инспекции в рес­публиках, краях, областях, городах и районах страны.

На Федеральную налоговую службу возложено осуществ­ление контроля за соблюдением налогового законодательства, проверка полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет. Налоговые органы в течение года проверяют каждого третьего налогоплательщика. В результате проверок доначисляются зна­чительные суммы, причитающиеся бюджету.

Для осуществления контрольных функций Федеральное Собрание Российской Федерации образовало Счетную палату. Счетная палата действует на основании Федерального закона № 4-ФЗ от 11 января 1995 г. "О Счетной палате Российской Федерации"2. Она независима от Правительства РФ и наделена широкими полномочиями, подчинена только Федеральному Со­бранию РФ.

Контрольные вопросы

  1. Сформулируйте понятие финансовой системы Россий­ской Федерации.

  2. Перечислите основные сферы и звенья финансовой сис­темы.

  3. Охарактеризуйте структуру государственных финансов и их роль в финансовой системе.

  4. Назовите основные звенья в структуре финансов пред­приятий.

  5. Опишите основные признаки юридических лиц.

  6. Какие юридические лица являются коммерческими орга­низациями и как формируется их первоначальный капитал?

  7. Как образуется первоначальный капитал акционерного общества?

  8. Какие организации признаются некоммерческими орга­низациями и как формируется их оборотный капитал?

9. Назовите основные источники образования уставного
фонда предприятий.

  1. Опишите структуру банковской системы до проведения рыночных реформ в России.

  2. Охарактеризуйте банковскую систему, созданную в Рос­сии в результате рыночных реформ 1990-х гг.

  3. Какие цели преследует реструктуризация банковской системы в России?

  4. Объясните роль Центрального банка Российской Феде­рации в финансовой системе страны.

  5. Объясните роль, задачи и функции Министерства фи­нансов Российской Федерации.

  6. Охарактеризуйте задачи и роль Федерального казна­чейства в финансовой системе страны.

  7. Объясните роль Федеральной налоговой службы в фи­нансовой системе страны.

  8. Какие государственные органы отнесены к финансовой системе и какие задачи они решают?

  9. Какова роль представительных органов РФ в финансо­вой системе страны?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации