Беликова Е.В., Битаева О.И., Елисеева Л.В. Теория и методика воспитания. Конспект лекций - файл n1.doc

Беликова Е.В., Битаева О.И., Елисеева Л.В. Теория и методика воспитания. Конспект лекций
скачать (879 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc879kb.10.09.2012 15:18скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6



Беликова Е.В., Битаева О.И., Елисеева Л.В. Теория и методика воспитания. Конспект лекций

Издательство: Эксмо, год выпуска 2008
ISBN: 978-5-699-25590-0

Серия: Экзамен в кармане
Описание:

Основополагающими темами, предложенными к изучению в данном учебном пособии, являются история и сущность воспитания, его закономерности и принципы, система методов воспитания и личность воспитателя. Отдельной темой лекций является малокомплектная школа и условия эффективной работы в ней. В книге рассмотрены теория и методика воспитания в зарубежных странах, а также недостатки и достоинства теории воспитания в России.


ЛЕКЦИЯ№ 1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса

1. Базовые теории воспитания

Педагогика к настоящему времени накопила обширный объ­ем теоретического материала, описаний педагогических явле­ний и знаний. Поэтому в педагогике образовалось большое ко­личество ответвлений, которые развиваются как самостоятельные науки. К ним относятся: история педагогики, педагогика школы, педагогика профтехобразования, военная педагогика, предмет­ные методики (науки о закономерностях преподавания и изуче­ния учебных предметов), дошкольная педагогика, педагогика высшей школы, дефектология, которая подразделяется на ти­флопедагогику — теорию воспитания слепых, олигофренопеда­гогику — умственно отсталых, сурдопедагогику — глухих, лого­педию — теорию обучения детей с расстройствами речи и др. Основные понятия педагогики, называемые категориями, яв­ляются: развитие, образование, обучение, воспитание.

Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправ­ляемых, социальных и природных факторов. Различают психи­ческое, физическое и общее развитие личности.

Психическое — это развитие психических, физических, нрав­ственных и других качеств личности.

Образование — это процесс и результат овладения учащи­мися системой научных знаний и познавательных умений и на­выков, формирования на их основе мировоззрения, нравствен­ных качеств личности, развития ее творческих способностей.

Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого осуществляется образование человека. Воспитание в специальном педагогическом смысле — это процесс и результат целенаправленного влияния на развитие

личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. Воспитание в широком смыс­ле — это процесс и результат развития личности под воздейст­вием целенаправленного обучения и воспитания. Формирование личности — это процесс и результат ее развития под влиянием среды, наследственности и воспитания. Сравнительным ана­лизом развития педагогики занимается ее отрасль, условно на­зываемая сравнительной педагогикой. Педагогика не стоит на ме­сте, она постоянно развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с другими науками.

Педагогика заимствует многие идеи и методы исследования у других наук, которые помогают лучше проникнуть в сущность воспитания, и разрабатывает его теоретический материал. Фи­лософия, к примеру, используется для исследования ряда про­блем и построения методологических основ педагогики.

Биология используется как естественно-нучная база педа­гогики. Социология дает сведения о влиянии социальной среды на человека. Психология помогает педагогике при изучении за­кономерностей психических принципов. Совокупность отрас­лей педагогики и связи с другими науками образует единую си­стему педагогических теорий.

Все понятия в педагогике тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

2. История возникновения воспитания

Смысл существования предков человека предопределялся их миросозерцанием. На первый взгляд, воспитание первобыт­ных людей выглядело бессистемным, спонтанным, оно не явля­лось функцией и проявлялось в традициях и фольклоре. Осно­вой социального воспитания всегда была семья.

Действиям, связанным с воспитанием, придавался сакраль­ный смысл. Маленьким членам семьи в поведении предоставля­лась значительная свобода. Наказания не были строгими. Дети много играли, имитируя жизнь взрослых.

Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний — своеобразных педагогических запо­ведей. Кроме того, воспитывал и сам образ жизни родителей. До того, как зародилась письменность, суждения имели устное

бытование, и до нашего времени дошли в виде пословиц, пого­ворок, афоризмов, крылатых выражений.

Истоки народной педагогики, которую можно назвать первым этапом развития педагогики вообще, мы находим в сказках, бы­линах, песнях, колыбельных песнях, поговорках, колядках, на­родных приметах и исторических сведениях. Известно мно­жество русских пословиц и поговорок, имеющих педагогические назначения: «Природу не надо увечь, а надо беречь», «Береги честь смолоду», «Корень ученья горек, а плод сладок», «Наука не пиво, в рот не вольешь» и др.

В глубокой древности была осознана высокая миссия мате­ринства. Этому придавалось огромное значение. Материнская любовь с первых дней рождения ребенка выражалась в колыбель­ной песне, позднее — в потехах, прибаутках, которые имели большое развивающее значение.

Материнская поэзия ненавязчиво несла ребенку информацию о мире, в котором предстоит ему жить, обогащала его душу, раз­вивала художественный вкус, музыкальный слух.

Вежливые манеры поведения в обществе составляли неотъе­млемую часть нравственной культуры народа, его педагогических воззрений. В старославянском языке мы не найдем ни одного ру­гательного слова. Поэтические моральные правила можно най­ти в «Поучении» детям Владимира Мономаха. Позднее существо­вали и другие институты воспитания и обучения.

Другой институт воспитания — «дядьки». Дядьки были на­ставниками своих племянников, а те — первыми их помощни­ками. С принятием христианства распространялось «кумов­ство» — «кум» и «кума» становились крестными отцом и матерью.

Истоки теоретической педагогической мысли открываются в работах великих древних философов — Платона и Аристотеля. Само слово «педагогика» — греческого происхождения, перево­дится как «деторождение», «детовождение». Педагогика обрела статус науки благодаря трудам выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (15921670 ), который изложил свои основные идеи в труде «Великая дидактика».

Интенсивное развитие педагогической теории и практики (в рамках различных образовательно-воспитательных учрежде­ний) в VIII в. привело к основанию специальных учебных заве­дений по подготовке педагогов. Первые такие заведения появи­лись в Германии.

В современных условиях педагогику рассматривают как нау­ку и практику обучения и воспитания человека на всех возраст­ных этапах его личного и профессионального развития.

3. Сущность воспитания в структуре образовательного процесса

Образование — это процесс передачи накопленных поколе­ниями знаний и культурных ценностей. В системе образования всех уровней и видов происходит накопление интеллектуально­го и нравственного потенциала страны.

Социально-культурная традиция оказывает существенное влияние на формирование характера человека, стиля поведе­ния, его ценностей, устремлений и интересов, т. е. образа жиз­ни, принятого в обществе, а также на освоение различных форм жизнедеятельности (трудовой, профессиональной, обществен­но-политической, семейно-бытовой) и развитие духовного по­тенциала человека для творчества.

В разных социально-политических условиях образование выступает стабилизирующим фактором между новыми со­циальными представлениями и представлениями предшествую­щих поколений, дает возможность определить достоинства и не­достатки действий обоих поколений и способствует адаптации человека к новым условиям.

В процессе обучения и воспитания человек осваивает со­циокультурные нормы, которые имеют культурно-историче­ское значение. Смысл образования заключается в воспроизвод­стве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.

Образовательные системы — это социальные институты, осу­ществляющие целенаправленную подготовку человека к само­стоятельной жизни в современном обществе. Цели и задачи для конкретных образовательных систем зависят от социального заказа в рамках всей системы образования страны. Так, долгое время образование в нашей стране развивалось вне контекста ми­ровой и национальной культуры.

Основные параметры его зарывались идеологией. В настоящее время необходимо вернуть образование в контекст культуры, т. е. ориентировать его на общечеловеческие ценности. Мировую и национальную духовную культуру, освоение гуманистических

технологий обучения, создание в общеобразовательных учрежде­ниях среды, формирующей личность, способную к творческой реа­лизации в современных условиях.

Образовательные учреждения — это социальные институты, которые приобретают государственный статус системы образо­вания в стране в качестве дошкольного, школьного, среднего спе­циального, высшего и дополнительного образования.

Социальная функция этих учреждений состоит в предоставле­нии образовательных услуг населению страны. Государствен­ную норму того или иного типа образования определяет государ­ственный образовательный стандарт, он же выбирает обязательную учебную программу каждой школы или вуза.

Государственный стандарт состоит из двух частей: первая часть — это набор обязательных для всех школ или вузов дисцип­лин, вторая — дисциплины по выбору учащихся.

Духовное начало в человеке проявляется благодаря его вли­ванию в «культурное» наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает посредством процессов образования, вос­питания и профессиональной деятельности на протяжении всей жизни.

Образование ускоряет процесс развития и становления че­ловека как личности. Педагоги в образовательном процессе создают условия, которые обеспечивают индивидуальный, лич­ностный рост обучающихся, и каждая учебная дисциплина ори­ентирована на развитие этого качества.

4. Движущие силы и логика воспитательного процесса

Личность ребенка любого уровня воспитывается не по частям, а целостно, поэтому воспитательный процесс состоит из движу­щейся системы отношенческих ситуаций.

Воспитательный процесс целостен, не расчленяется на от­дельные виды воспитания, и каждый вид деятельности и обще­ния в той или иной степени формирует целостную личность.

В процессе жизненного взаимодействия под влиянием со­циальных отношений детей формируется собственное представле­ние о мире, складываются привычки поведения, приобретают­ся навыки деятельности.

7

Огромное значение для становления личности имеют и при­родные задатки, способности и потребности ребенка. Аккумули­руя общественное сознание, осмысливая идеи и формируя соб­ственное поведение, у ребенка складывается характер, жизненная позиция, появляется возможность ставить перед собой цели для сознательного самосовершенствования.

Все взрослые люди — потенциальные или реальные участни­ки воспитательного процесса. Вне зависимости от его нрав­ственного поведения, интересов и образования, взрослый чело­век воздействует на ребенка уже тем, что живет, действует. Тем более взрослые оказывают влияние на ребенка, когда осоз­нают смысл и цели своей жизни, ощущают ответственность за свои поступки, осуществляют свое духовно-нравственное и физическое совершенствование.

Следующим участником воспитательного процесса является коллектив. Дети не только постоянно участвуют во взрослом коллек­тиве, но и создают, объединяются сами в коллективы. Это школь­ные, трудовые и самодеятельные объединения, общественные ор­ганизации, спортивные команды, бытовые и игровые группы.

Вместе с тем, взрослые способствуют осознанию детьми со­циально ценных целей и перспектив развития коллективной жизни, внесению элементов нравственных, эстетических и об­щественных требований. Главным звеном в воспитательном процессе являются жизненные ситуации, которые возникают на трех основных уровнях.

Во-первых, на уровне необходимого, обязательного. Во-вто­рых, на уровне свободного, избирательного рода деятельности от­ношения. И, в-третьих, ситуации возникают на уровне случай­ного общения и взаимоотношений, временных интересов и обязанностей. Логика воспитательного процесса заключается в обязательном присвоении подрастающим поколением социаль­ного опыта старших, что неоднократно подтверждено об­щественно-исторической практикой.

Деятельная природа ребенка не терпит однообразия и за­стоя. Процесс познания окружающей действительности для не­го не ограничивается только умственной деятельностью. Дети познают мир всем своим существом: интеллектом, чувством, интуицией, в активном творчестве и общении.

Поэтому, чтобы включить ребенка в учебно-воспитательный процесс и обеспечить полноценное функционирование всех его

8

познавательных сил, необходимо постоянное чередование орга­низационных элементов деятельности внутри каждой воспита­тельной формы.

Тогда воспитательный процесс предстанет как гармония взаимодействующих форм и видов деятельности: умственной, физической, творческой, развлекательной, исследовательской.

5. Национальное своеобразие воспитания

В детях необходимо воспитывать уважительное отношение к национальному чувству людей, к их истории, языку, ценностям культуры, искусства, прививать с рождения любовь к своей Ро­дине, к окружающим людям.

Каждый народ имеет право на свою политическую, духовную, нравственную индивидуальность, в той или иной мере развитую национальную автономию и культуру. Все люди испытывают одинаковые чувства, одинаково радуются и печалятся, одинако­во переживают горестные и счастливые моменты в жизни, но иг­рают в разные игры, слушают различную народную музыку, раз­говаривают на разных языках, чтят разные обычаи.

Народные традиции, аккумулируя такие нравственные кате­гории, как ответственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, уважение, сопереживание, потребность в творческой созидательной деятельности, выступают важнейшим средством воспитания детей.

Научные истины, по мнению К. Д. Ушинского, могут быть об­щими, психологические приемы и методы, добытые в разных странах, могут быть использованы любым народом, но система воспитания в целом у каждого народа своя, со своими националь­ными особенностями, она учитывает специфику национально­го характера и творческие силы различных слоев страны.

Ушинский писал: «...воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную си­лу, которой нет в самых лучших системах, основанных на аб­страктных идеях... Всякая историческая народность есть самое прекрасное Божие создание на земле, и воспитанию только остается черпать из этого богатого и чистого источника».

Глубоко веря в самобытность русского народа, он предосте­регал от слепого подражания другим нациям. У немецкой нации

нужно учиться глубокому познанию основ наук, наклонности к абстрактному мышлению.

Французская нация формирует такие профессии, как инженер, техник. Русская нация создала свою культуру, свой язык, свою на­родную песню, из которой черпает свое вдохновение поэт, музы­кант, художник, философ, ученый.

Ушинский отмечал, что в западных школах много верных выводов, но и немало ложных и вредных советов. Так, во фран­цузской нации он не приемлет блеск и тщеславие, стремление пу­стить пыль в глаза. В немецком воспитании не согласен с утверж­дением о том, что можно быть крупным ученым и вместе с тем безнравственным человеком. Как истинный педагог он понимал, что ни одну из западных систем нельзя перенести на русскую поч­ву. Критерием использования научных знаний в создании нацио­нальной системы образования является народность.

Необходимо предоставить дело народного образования само­му народу, построить системы воспитания в соответствии с осо­бенностями различных наций в стране и историческими условия­ми их жизни. Необходимо ценить стремление к национальной самобытности. Только через познание уникальности и духовно­го богатства других можно сформировать адекватную самоо­ценку и определить собственное место в жизни.

6. Закономерности и принципы воспитания

Для практики воспитания важнее всего связать закономерны­ми отношениями эффективность воспитательного процесса с теми его компонентами, которые оказывают влияние на каче­ство воспитания. Эффективность зависит от:

  1. сложившихся воспитательных отношений. Воздействие
    на личность осуществляется через ее отношение ко всему
    окружающему, и в ходе воспитательного процесса формиру­
    ются взгляды, позиции воспитанников;

  2. соответствия цели и организации действий, которые по­
    могают эту цель достигнуть. Если организация, т. е. сово­
    купность отношений, условий, воздействий и методов ра­
    боты, не соответствует цели, то воспитательный процесс не
    достигает успеха;

  3. соответствия правила и практики социального поведения;

10

  1. условий, в которых воспитывается человек;

  2. интенсивности самовоспитания;

  3. эффективности развития и обучения;

  4. интенсивности и качества взаимоотношений между сами­
    ми воспитанниками;

  5. интенсивности воздействия на духовную сферу воспи­
    танника;

  6. от качества воспитательного воздействия.
    Историческая и мировая практика показывает, что главная

цель воспитания определяется как формирование всесторонне развитого человека, способного реализовать себя в современном обществе и приумножить культурные ценности в будущем. В це­лях гармоничного развития человека осуществляется нравствен­ное, умственное, трудовое, физическое, гражданское, экологи­ческое воспитание.

Воспитатель решает воспитательные задачи, эффективность которых зависит от многих факторов и условий, от последова­тельности и логики применения комплекса методов. Принципы воспитания могут выражать нормы поведения человека, необхо­димые для обогащения социального опыта; выступать как конк­ретная задача; помогать воспитанникам оценить и разобраться в собственных поступках.

Формы воспитания могут быть в виде приказа, указания, просьбы, намека с целью выявления у учащегося интереса, пе­реживания. Среди важнейших принципов воспитания следует назвать принцип гуманизации, требующий создания макси­мально благоприятных условий для раскрытия и развития спо­собностей личности, постановки воспитания ребенка в центр пе­дагогического процесса, развития самой личности.

Важнейшую роль в современных условиях играет принцип совместной деятельности педагога, ученика и родителей. В этом случае создается единонаправленная воспитательная среда. Важ­ны также в педагогике принципы связи школы с жизнью, учета индивидуальных и возрастных особенностей. Особо необходи­мо отметить роль принципа опоры на положительное в челове­ке, так как положительное не так хорошо видится, как отрица­тельное. Особенно важно это замечать в работе с «трудными» детьми.

11

Процесс воспитания строится на ряде взаимосвязанных прин­ципов и требует от воспитателя постоянного проявления творче­ства; основывается на общественной направленности воспитания; опирается на связь воспитания с жизнью, трудом. Принципы воспитания должны строго воплощаться в практику. Среди прин­ципов нет главных, так как они все равнозначны.

7. Педагогическое взаимодействие в воспитании

Взаимодействие трактуется в «Концепции среднего образова­ния Российской Федерации» как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопонима­нием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом этой деятельности. Важное место занимают отношения «учитель—ученик». В этом случае ученик не может выступать в качестве объекта педагогического процесса, а учитель — в ка­честве субъекта.

Во взаимодействии, сотрудничестве ученик является субъек­том своей ученой деятельности. В данном процессе два субъекта должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, ни один не должен стоять над другим. Часто педагоги прибегают к авторитарным приемам, считая, что приказы ведут к скорейше­му достижению желаемых целей.

В этом стиле общения исключается высокая культура отно­шений, взаимопомощь, подлинная ответственность, инициа­тива. «Мастерство» диктата, навязывание воли отрицательно сказывается на взаимоотношениях между воспитателем и воспи-туемым. В такой среде неизбежно будут развиваться культ силы, приспособленчество и лицемерие.

Взаимоуважение в повседневных отношениях должно прояв­ляться в заботливости, вежливости, во взаимном интересе педаго­га и ученика. Оно основывается на бережном отношении к чув­ствам другого. Недопустимы высокомерие, унижение, оскорбление, самолюбие. Развитие уважения в общении обнаруживает для пе­дагога состояние уважительности школьников к людям, навыков культурного и содержательного поведения. Педагогическое требо­вание должно перерастать во взаимную требовательность детей и педагогов.

12

Требовательное взаимодействие побуждает ребенка к испол­нению обязанностей, необходимых норм и правил, укрепляет в его сознании общественно ценные установки. Требования воспитывают дисциплинированность, ответственность, силу воли.

Убеждения должны трансформироваться у детей в созна­тельность и убежденность. Педагог должен ненавязчиво нау­чить ребенка убеждать, выражать свою точку зрения, а не подав­лять, давать возможность выражать собственные взгляды на ве­щи. Для работы нужно создавать атмосферу доброжелательности, побуждающую к откровенности. Педагог должен открыто выра­жать искреннее сочувствие, внимательно выслушать, стремить­ся оказать содействие в решении проблем ученика. На такое понимание ребенок обязательно откликнется, и возникнет осо­бенно благоприятный климат взаиморасположения и симпа­тии. В результате утверждения взаимопомощи воспитатель уз­нает о глубинном душевном состоянии детей, их подлинном обра­зе мыслей, настроениях и мотивах поведения. Взаимопонимание не может строиться без доверия.

Педагогическое доверие пробуждает внутренние духовные, нравственные силы детей, формирует веру в идеалы и высокую нравственность человека. Оно укрепляет взаимоотношения пе­дагогов и детей, доверчивость детей к педагогам. Доверие воспи­тателя заставляет ребенка высоко ценить мнение его о себе. Ме­тоды и приемы повседневного общения, взаимодействия и взаимоотношений педагогов с детьми, детей между собой яв­ляются гибкими и эффективными способами многостороннего взаимодействия.

ЛЕКЦИЯ№ 2. Закономерности и принципы воспитания

1. Личность воспитателя

Личность воспитателя играет важнейшую роль в воспита­нии. Эффективность воспитания достигается тогда, когда вос­питатель внимательно относится к воспитательному процессу, постоянно анализируя его и делая правильные выводы. Автори­тарная педагогика стала главной причиной отчуждения воспи­танников от воспитателей.

Лишь на возрождении простых человеческих чувств — люб­ви и милосердии — должен строиться процесс воспитания. Зна­менитый швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци, по словам его биографа, «был добр до самозабвения». Задачей воспитания, по мнению Песталоцци, должно быть развитие способностей человека в соответствии с законами природы, т. е. когда «сердце хочет верить и любить, а ум — мыслить».

Манеру работы настоящего педагога отличает внешняя про­стота при большой внутренней глубине; мудрое, очень разбор­чивое отношение к средствам воспитания, умелое сочетание старых методов с новыми. Подлинный мастер все время думает над тем, чтобы система отношений способствовала развитию задатков и способностей детей, творческих, созидательных сил в детском коллективе.

Воспитательная позиция должна быть деликатной, незамет­ной, возможно даже скрытой от воспитанника. Воспитатель­ный процесс можно назвать искусством, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, харак­тера, его отношения к воспитанникам. Существует мнение, что подлинным мастером-учителем может стать лишь талантливый человек, педагог от рождения.

Есть и другие утверждения: массовая профессия не может стать привилегией особо одаренных. Почти все люди наделены

14

самой природой качествами воспитателей. Задача состоит в том, чтобы научить педагогическому ремеслу.

В данном случае необходимо говорить только о воспитатель­ном умении, о знании воспитательного процесса. А. С. Макарен­ко считал, что «воспитатель должен себя вести так, чтобы каж­дое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»

Личность учителя формирует и эстетический вкус ученика. Внешний вид учителя, спокойная, уверенная речь, плавные не­торопливые движения формируют у детей правильный вкус и норму поведения в обществе.

Гете писал: «Вкус не может развиваться на посредственных ве­щах, а только на самых лучших». Поэтому учитель должен обла­дать хорошим вкусом и деловыми качествами, чтобы у детей формировался образ во всем совершенного учителя. Грамотная речь также является своеобразным вкладом в эстетическое вос­питание.

Подлинный учитель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет зажечь, взволновать ученика, повысить его мотивацию. Настоящий учитель добивается такого эффекта, когда воспитание перерастает в самовоспитание.

2. Принципы воспитателя

В педагогической деятельности значима зависимость резуль­тативности от характера ценностных ориентаций ее субъекта. Деятельность педагога представляет собой уровень реализации ценностей в воспитании.

Ценностные ориентации — это сознанные учеником идеоло­гические, политические, моральные, эстетические основания оценки окружающей действительности. Структура ценностных ориентации педагога находит отражение в устойчивых словосо­четаниях ряда нравственных категорий: педагогический долг, пе­дагогический такт.

Когда говорят о долге, имеют в виду сверхактивность челове­ка, его способность выходить за пределы привычного поведения. Педагогом в той или иной ситуации оказывается человек, спо­собный продемонстрировать в доступной для воспитанника

15

форме способ преодоления обстоятельств этой ситуации в гар­монии личного и общественного.

Педагог должен создавать для воспитанника условия, позво­ляющие ему раскрыть, реализовать потенциалы своего развития на данном этапе и при данных обстоятельствах. Педагог обязан направлять усилия на поддержание и развитие человеческого в ученике.

Понятие педагогического такта заключается в том, что педа­гогическая деятельность постоянно соприкасается с требова­ниями к воспитаннику, с оцениванием его деятельности.

Главное требование к педагогу — это наличие его педагогиче­ских профессиональных качеств. Выделяются главные группы способностей:

  1. организаторские — проявляются в умении спланировать
    и провести работу, сплотить учащихся;

  2. дидактические — умение подобрать наглядный материал,
    убедительно изложить его, повышать познавательную ак­
    тивность и т. п.;

  3. персептивные — проявляющиеся в умении проникать в ду­
    ховный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмо­
    циональное состояние;

  4. коммуникативные — в умении учителя устанавливать це­
    лесообразные отношения с учащимся, их родителями, кол­
    легами;

  5. суггестивные способности заключаются в эмоционально-
    волевом влиянии на обучаемых;

  6. исследовательские способности, проявляющиеся в уме­
    нии познать и объективно оценить педагогические ситуа­
    ции и процессы;

  7. научно-познавательные, сводящиеся к способности усво­
    ения научных знаний и избранной отрасли.

К ведущим способностям относятся педагогическая зоркость (наблюдательность), дидактические, организаторские, экспрес­сивные; остальные относятся к разряду сопутствующих.

Профессионально необходимыми качествами учителя яв­ляются выдержка и самообладание. А. С. Макаренко указы­вал, что учитель без тормозов — испорченная, неуправляемая машина.

16

Душевная чуткость — необходимое требование воспитателя.

Неотъемлемое качество учителя — справедливость. Авторитет пе­дагога укрепляет его умение быть объективным. Воспитатель обя­зан быть требовательным и иметь чувство юмора. Все, что позволя­ет создать в классе положительный эмоциональный зонт, заставляет ученика смотреть на себя и ситуацию с комической стороны.

3. Личностный подход как принцип воспитания

Проблема познания личности учащегося воспитателем очень актуальна на современном этапе. Еще К. Д. Ушинский подчер­кивал, что педагогика должна воспитывать человека, опираясь на его познание во всех отношениях.

Проблема познания тесно связана с гуманистическими тен­денциями, которые сегодня составляют ядро учебно-воспитатель­ного процесса.

Познание в большей степени проявляется в общении, эффек­тивность которого во многом зависит от того, насколько полно и адекватно воспитатель отражает личность воспитанника. Ре­зультативность педагогической деятельности зависит от глуби­ны изучения личности человека. Ряд исследований показал, что воспитатели с низким уровнем продуктивности деятельности воспринимают лишь высший рисунок, но не углубляются в ис­тинные цели и мотивы.

В то же время педагоги высокого уровня продуктивности способны выявлять ведущие цели и мотивы поведения, объек­тивность суждений и т. д. В процессе познания педагогом лич-но-сти обучающегося складывается механизм стереотипизации. Часто среди воспитателей распространен следующий стерео­тип: «неблагополучными» детьми считаются те дети, которые не могут пассивно реагировать на замечания, усидеть на занятиях.

А детей, охотно подчиняющихся воспитателю, обычно не относят к категории «трудных».

Любые стереотипы оказывают влияние на восприятие тогда, когда мы мало знаем о человеке. В процессе наблюдения за по­ведением детей в различных ситуациях, общению с ними в уроч­ное и внеурочное время оценка личности становится более объ­ективной и индивидуализированной.

17

Особая роль в процессе познания педагогом личности уча­щихся принадлежит эмпатии — способности к переживанию, ко­торая ведет к повышению объективности восприятия «другого» и установлению положительных взаимоотношений с учащими­ся. Особенно важно проявление эмпатии в работе с «трудными» подростками, большинство из которых испытывают сочувствие положительных эмоциональных контактов.

В некоторых случаях неспособность к проявлению эмпатии в сочетании с низким педагогическим профессионализмом усу­губляют процесс негативного развития личности подростка.

Адекватность, полнота и глубина познания личности уча­щегося во многом зависит от способности педагога побороть эгоцентризм, встать на место ученика и посмотреть на ситуацию его глазами.

Развитие человека как личности должно обязательно вклю­чать развитие интеллекта, эмоциональной сферы, уверенности в себе, позитивного отношения к миру и принятия других, само­стоятельности, самосовершенствования. Суть индивидуально­го подхода заключается в том, чтобы идти не от учебного пред­мета к ребенку, а от возможностей, которыми располагает ребенок.

Для этого необходимы отказ от ориентировки на среднего уче­ника, поиск лучших качеств личности, познания интересов, ка­честв характера, особенностей мыслительного процесса, учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе, соз­дание индивидуальных программ развития личности.

4. Сочетание личностного и общественного направлений воспитания

Воспитание ребенка должно быть направлено на осмысление единства человеческого рода и себя как его неповторимой части. Индивидуальное сознание детей формируется в рамках суще­ствующих форм общественного сознания.

Важнейшая форма общественного сознания, представляющая собой систему идей, взглядов, объясняющих картину и явле­ния мира, в конкретный исторический период. Мораль и нрав­ственность регулируют отношения людей в обществе на основе общественного мнения, которое с момента рождения ребенка

18

становится содержанием воспитания. Нравственное воспита­ние осуществляется в ходе повседневных и нравственных от­ношений и приводит к формированию у ребенка привычного нравственного сознания, действий к развитию способности нравственного мышления и ответственного выбора.

Внешним критерием нравственного поведения является вы­полнение требований общественного мнения. Внутренним кри­терием является совесть — обостренное чувство, вызывающее в человеке либо состояние нравственного удовлетворения, ли­бо чувств раскаяния и беспокойства — в зависимости от харак­тера его поступка.

Правовое воспитание подрастающего поколения предпола­гает внедрение в сознание детей идеи о недопустимости прене­брежения нормами нравственности. Нравственное поведение совпадает с требованиями закона, безнравственное ведет к его на­рушению. Правовое воспитание в повседневных отношениях состоит в глубоком чувстве гражданственности, гордости за свое государство, уважение к законам.

Научные знания являются одним из важнейших компонен­тов содержания воспитания как общественного явления. Ребе­нок постепенно овладевает системой объективно-достоверных, проверенных практикой знаний и навыков, которые необходи­мы при выборе профессии и получении специального образо­вания.

Научное воспитание совершается в процессе реального поз­нания и состоит в развитии личности, формирования у ребенка творческого, аналитического отношения к обществу и явле­ниям, умения ставить и достигать желаемые цели, строить систе­му доказательств, моделировать и прогнозировать. Искусство также является важной частью содержания общественной направ­ленности воспитания.

Искусствоведческое образование заключается в систематиче­ском накоплении знаний, как о самих произведениях искусств, так и об исследованиях по поводу этих произведений.

Художественное воспитание формирует эстетическое вос­приятие, развивает художественный вкус, творческое начало, а также содействует гражданскому и духовно-нравственному становлению личности.
  1   2   3   4   5   6


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации