Цветков Р.В. Назначение административных наказаний органами внутренних дел - файл n1.doc

приобрести
Цветков Р.В. Назначение административных наказаний органами внутренних дел
скачать (122.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc123kb.10.09.2012 15:17скачать

n1.doc




Цветков Роман Викторович




НАЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ


Специальность 12.00.14 – административно право; финансовое право;

информационное право

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва – 2007
Работа выполнена в Государственном учреждении

«Всероссийский научно-исследовательский институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Научный руководитель: Заслуженный юрист Российской Федерации,

доктор юридических наук, профессор

Дугенец Александр Сергеевич


Официальные оппоненты: доктор юридических наук,

доцент

Мелехин Александр Владимирович
кандидат юридических наук,

профессор

Кузьмичева Галина Александровна

Ведущая организация: Московский институт права

Защита диссертации состоится 19 июня 2007 года в 16.30 часов на заседании диссертационного совета Д 203.005.02 при Государственном учреждении «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» по адресу: 123995, г. Москва, Г-69 ГСП – 5, ул. Поварская, д. 25.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВНИИ МВД России
Автореферат разослан «17» мая 2007 года


Ученый секретарь

диссертационного совета Р.В. Кулешов



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Назначение административных наказаний органами внутренних дел является частью более широкой области социальных отношений, в которые ОВД включены как органы исполнительной власти, а именно – административно-юрисдикционной деятельности.

Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел представляет собой одну из важнейших сфер, в которой последние реализуют возложенные на них законом функции.

О степени значимости этой деятельности для поддержания законности говорят следующие цифры. В 2006 году органами внутренних дел было выявлено 69 215995 административных правонарушений. Из них на долю милиции общественной безопасности приходится 65 690225 правонарушений. В этот же период органами внутренних дел рассмотрено 56 011379 дел об административных правонарушениях.

Рассматривая административно-юрисдикционную деятельность органов внутренних дел как одно из приоритетных направлений административной деятельности, нельзя не упомянуть об имеющихся на данном направлении недостатках. Материалы инспекторских проверок и выборочное интервьюирование сотрудников правоохранительных органов свидетельствуют о том, что в настоящее время наиболее типичными недостатками в рассматриваемой сфере общественных отношений являются:

составление протоколов об административных правонарушениях не уполномоченными на это должностными лицами;

нарушение правил составления протоколов об административных правонарушениях в части наличия всех необходимых реквизитов;

составление протоколов об административном правонарушении в отношении лиц, чья личность достоверно не установлена;

нарушение процессуальных сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях;

разрешение дел без надлежащего учета обстоятельств характеризующих как обстановку совершения правонарушения, так личность лица, привлекаемого к административной ответственности;

назначение штрафов ниже низшего предела, установленного для данного административного наказания и др.

Отдельно следует отметить проблему исполнения постановлений об административном наказании в виде штрафа. До настоящего времени степень взыскания штрафов остается недопустимо низкой. Так в 2006 году органами внутренних дел было наложено 45 496432 административных наказаний в виде штрафов на сумму 9 002857 тысяч рублей. В том же году сумма взысканных штрафов 4 678940 тысяч рублей, т.е. немногим более половины.

Необходимость скорейшего разрешения наиболее острых проблем, существующих в данной сфере правоприменительной деятельности органов внутренних дел объективно, потребовала научно-теоретического переосмысления основного содержания данной деятельности, а также выработки на основе проведенного анализа предложений по ее совершенствованию.

В работе используются результаты изучения правоприменительной практики, выявленных при этом «слабых» мест в деятельности органов и должностных лиц административной юрисдикции. Анализируются обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, предлагаются рекомендации при одновременном рассмотрении нескольких дел об административных правонарушениях и порядок действий при этом должностных лиц ОВД, рассматриваются сроки осуществления наиболее важных процессуальных действий.

Значительное место в тексте диссертации уделено предметной компетенции должностных лиц ОВД, а также перечню административных деликтов, при выявлении которых соответствующие должностные лица ОВД вправе реализовать свои полномочия по составлению и рассмотрению протоколов об административных правонарушениях. Дана общая характеристика применяемых работниками ОВД административных наказаний.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертации является исследование теоретических, нормативных и правоприменительных проблем назначения административных наказаний компетентными должностными лицами органов внутренних дел в условиях правового демократического государства, обоснование предложений по совершенствованию административно-деликтного законодательства и практики его реализации.

В интересах достижения цели исследования автором были сформулированы и решены следующие задачи:

1) исследованы организационно-правовые основы административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел;

2) определено понятие, сущность и содержание стадии назначения административных наказаний должностными лицами органов внутренних дел

3) проведен анализ современной системы административных наказаний, раскрыты социальные назначение и сущность административной ответственности в современном российском праве;

4) подвергнуты анализу практика и эффективность применения должностными лицами органов внутренних дел административных наказаний;

5) определена специфика органа внутренних дел как субъекта административной юрисдикции;

6) разработаны предложения по совершенствованию административно-деликтного законодательства и практики его применения.

Объектом диссертационного исследования является система общественных отношений, складывающихся в сфере деятельности органов внутренних дел по применению административных наказаний.

Предмет диссертационного исследования – теоретические, правовые, организационные основы деятельности органов внутренних дел по назначению, исполнению и повышению эффективности реализации целей административных наказаний.

Степень научной разработанности темы. Изучение проблем административной ответственности и практики ее применения постоянно находится в центре внимания научной общественности. Значительный вклад в исследование этой важной темы внесли такие ученые-административисты, как Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский, И.И. Веремеенко, И.А. Галаган, А.А. Демин, Е.В. Додин, М.И. Еропкин, А.П. Клюшниченко, Ю.М. Козлов, Ф.Е. Колонтаевский, Н.М. Конин, А.П. Коренев, Б.М. Лазарев, А.Е. Лунев, В.М. Манохин, М.Я. Масленников, Л.Л. Попов, Ф.С. Разаренов, Б.В. Россинский, Н.Г. Салищева, В.Е. Севрюгин, В.Д. Сорокин, М.С. Студеникина, Ю.А. Тихомиров, А.П. Шергин, А.Ю. Якимов, О.М. Якуба и др.

Изучению роли и места института административной ответственности в регулировании общественных отношений российского общества в условиях действия норм КоАП России 2001 г. посвятили свои труды А.Б. Агапов, Ю.С. Адушкин, В.В. Денисенко, А.С. Дугенец, В.В. Игнатенко, Л.А. Калинина, С.Д. Князев, П.И. Кононов, Г.А. Кузьмичева, Е.В. Ламонов, В.П. Лозбяков, И.В. Максимов, А.В. Мелехин, М.И. Никулин, И.В. Панова, Ю.Н. Старилов, С.Д. Хазанов и др.

Результаты научных исследований указанных специалистов показывают недостаточную комплексную разработанность теоретических, правовых и организационных проблем института административной ответственности в целом и практики его применения органами внутренних дел как субъектами административной юрисдикции. Это обстоятельство, а также обозначенные выше теоретические и прикладные проблемы придают актуальность избранной теме.

Методологическую основу исследования составляют фундаментальные теоретические положения общей теории права, труды советских и российских ученых-административистов, а также специалистов в смежных отраслях права.

В ходе работы над диссертацией использовались диалектический метод познания, исторический, системный и целевой подходы к изучению проблемы.

При анализе эмпирического материала применялись социологические приемы получения информации: анализ документов, наблюдение, анкетирование и интервьюирование. Изучено свыше 800 дел об административных правонарушениях, 15 представлений органов прокуратуры по фактам выявленных нарушений требований действующего законодательства, допущенных должностными лицами органов внутренних дел (милиции) при применении административных наказаний. Проведен анкетный опрос свыше 500 практических работников ОВД в г. Москве, Московской, Белгородской, Курской и Саратовской областях.

Эмпирическую базу составляют результаты изучения административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел, данные ГИАЦ МВД РФ об административной практике органов внутренних дел, а также результаты судебной практики по анализируемым проблемам.

Нормативная правовая база исследования включает в себя международные правовые акты, Конституцию Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, подзаконные акты, постановления Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, региональные законы об административной ответственности.

Научная новизна диссертационного исследования определяется как самой постановкой проблемы, так и подходом к ее исследованию с учетом изменений социально-экономической системы, анализа состояния современной деликтности.

Новизна исследования определяется кругом анализируемых вопросов, использованием для изучения системного подхода с учетом теоретических положений и практической деятельности соответствующих должностных лиц органов внутренних дел (милиции).

В диссертационном исследовании проанализированы организационно-правовые аспекты деятельности должностных лиц органов внутренних дел (милиции) по назначению административных наказаний, выявлены пробелы в правовом регулировании на стадии рассмотрения и назначения административных наказаний и аргументированы конкретные предложения по их преодолению.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Авторская интерпретация стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях и назначения административных наказаний, представляющей собой сложное социально-правовое образование, характеризующееся рядом особенностей:

воздействие на широкий спектр общественных отношений, охраняемых административно-юрисдикционным способом;

наличие большого круга должностных лиц, наделенных правом применять административно-правовые санкции;

многочисленность сфер применения прав по назначению административных наказаний;

наличие права назначать административное наказание на месте без составления протокола об административном правонарушении;

специализация по отдельным видам административных правонарушений;

регламентация правоприменительного процесса органов внутренних дел не только нормами КоАП РФ, но и ведомственными нормативными актами.

2. Вывод о необходимости включения в перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях административного приостановления деятельности, применяемого в отношении потенциально опасных объектов, находящихся в оперативном обслуживании органов внутренних дел, в случае несоблюдения администрациями установленных законом требований по их эксплуатации.

3. Отстаивается авторская позиция о целесообразности частичного введения коллегиального рассмотрения дел об административных правонарушениях в органах внутренних дел, поскольку решение по делу, принятое должностным лицом единолично, неизбежно несет на себе определенный отпечаток субъективности. Более того, предоставление законодателем права рассматривать дела достаточно широкому кругу должностных лиц ОВД не сопровождалось решением по установлению критериев профессиональной подготовки указанных лиц.

4. Предлагается закрепить приказом МВД России перечень критериев, наличие которых позволяет допускать сотрудников органов внутренних дел (милиции) к самостоятельному рассмотрению дел об административных правонарушениях. Минимальными требованиями должны стать наличие высшего юридического образования, а также стажа службы в органах внутренних дел не менее двух лет.

5. Необходимо законодательно закрепить жесткую схему корректировки денежных штрафов, при которой пересмотр их размера должен напрямую корреспондировать динамике роста доходов населения страны. Периодическое увеличение размеров штрафа без учета реальной экономической ситуации в стране неприемлемо, поскольку законодатель повторяет прежнюю ошибку: размеры назначаемых административных штрафов в конечном итоге достигают неоправданно больших величин и подвергаются законодательному ограничению (например, так произошло в 1928, 1949, 1961 гг.).

6. В целях снижения влияния «профессиональной деформации» на правильность обоснованность и справедливость принимаемых должностными лицами органов внутренних дел единоличных решений по делам об административных правонарушениях предлагается проработать вопрос о периодической ротации сотрудников осуществляющих рассмотрение дел (например, после трех лет такой деятельности предоставлять перерыв не менее года).

В тех случаях, когда рассмотрение дел об административных правонарушениях является неотъемлемым элементом повседневной оперативно-служебной деятельности данного сотрудника, следует проработать вопросы пространственной ротации (с тем, чтобы у сотрудника не вырабатывалось «привыкания» к определенной территории и конкретным правонарушителям).

7. Делаются выводы о необходимости совершенствования правового регулирования применения мер административной ответственности и практики их реализации.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в разработку проблемы повышения эффективности института административной ответственности, совершенствование механизма назначения органами внутренних дел административных наказаний. Основные выводы и предложения диссертационного исследования дополняют научные знания о порядке назначения и исполнения административных наказаний органами внутренних дел, создают методические предпосылки для совершенствования их административно-юрисдикционной деятельности.

В диссертации акцентируется внимание на необходимости формирования научного направления в указанной сфере в плане взаимосвязи и единства сущности материально-правовой регламентации и процессуально-правового регулирования административной ответственности.

Практическая значимость диссертационного исследования. Основные положения диссертации могут быть использованы в практической деятельности должностных лиц органов внутренних дел, наделенных административно-юрисдикционными функциями.

В исследовании разработаны конкретные предложения, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы, а также повышение социальной эффективности института административной ответственности и должной защиты прав граждан при назначении административных наказаний правонарушителям.

Результаты исследования могут найти применение в законотворческой и ведомственной нормотворческой деятельности, а также в учебном процессе образовательных учреждений системы МВД России и учебно-методической работе практических подразделений.

Апробация результатов исследования реализована в форме обсуждения его основных положений на научно-практических конференциях и семинарах, подготовки научных публикаций, внедрения соответствующих научных разработок в учебный процесс и правоприменительную деятельность подразделений ОВД. Об этом свидетельствуют имеющиеся акты внедрения.

Основные теоретические положения диссертации, выводы и предложения диссертанта изложены в 4 публикациях, одна из которых – в издании, включенном в рекомендованный перечень Высшей аттестационной комиссии.

Отдельные положения диссертационного исследования использованы при подготовке методических рекомендаций по осуществлению должностными лицами органов внутренних дел производства по делам об административных правонарушениях и сборника образцов процессуальных документов по делам об административных правонарушениях.

Соискатель в составе авторского коллектива принимал участие в подготовке образцов административно-процессуальных документов (бланк единого образца протокола об административном правонарушении и постановления-квитанции о взимании штрафа за совершенное административное правонарушение на месте его совершения) (п. 6.2.4 Плана НИР-2006 ВНИИ МВД России).

Материалы исследования используются в учебном процессе при преподавании дисциплины «Административное право Российской Федерации» в Самарском филиале Саратовского юридического института МВД России, а также в системе служебной подготовки УВД по Курской области, что подтверждено соответствующими актами внедрения.

Основные результаты диссертационного исследования докладывались на 5 научно-практических конференциях и семинарах.

Структура и объем диссертации предопределены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографии.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Первая глава диссертации «Назначение административных наказаний как направление административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел» посвящена анализу теоретических и прикладных проблем, связанных с наложением административных наказаний органами внутренних дел. В первом параграфе рассматриваемого раздела дана общая характеристика административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел в современных условиях.

По мнению автора, административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел представляет собой одну из важнейших сфер, в которой реализуются возложенные на них законом функции. Вместе с тем проведенный анализ научной литературы по данной проблематике показал, что до настоящего времени в среде отечественных административистов ведутся оживленные дискуссии о содержании этой деятельности. В связи с этим, соискатель предпринимает попытку определить содержательные границы самого понятия «административно-юрисдикционная деятельность». Им проанализированы имеющиеся в научной литературе подходы к пониманию таких категорий, как «юрисдикция», «административная юрисдикция».

Сопоставление автором содержания большинства тематических исследований по рассматриваемой проблематике продемонстрировало, что в большинстве работ понятия «административная юрисдикция» и «административно-юрисдикционная деятельность», по существу, отождествляются. Констатируется, что это не совсем верный подход с формально-логической точки зрения.

Принимая во внимание различие взглядов исследователей, и исходя из задач диссертации, автор уточняет соотношение таких тесно связанных друг с другом понятий, как административно-юрисдикционная деятельность, административный и административно-юрисдикционный процесс, производство по делам об административных правонарушениях.

В параграфе проанализировано своеобразие административно-юрисдикционной практики органов внутренних дел, которая, будучи разновидностью юрисдикции, в то же время является составной частью функционирования органов исполнительной власти. Отсюда вытекает важная роль должностных лиц органов внутренних дел по применению административных наказаний как в укреплении законности, так и в упрочении авторитета власти в стране в целом.

В разделе на основе статистических данных автором показано, что органы внутренних дел (милиция) выявляют и рассматривают основную часть совершаемых в стране административных правонарушений и применяют наиболее жесткие меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, такие как административное задержание или задержание транспортного средства. Применение должностными лицами органов внутренних дел (милиции) мер административной ответственности должно, по мнению автора, осуществляться в соответствии с принципами законности, неотвратимости юридической ответственности, презумпции невиновности. Это, в свою очередь, эффективно влияет на правосознание и поведение граждан. Автор, высказываясь в рамках общепризнанной точки зрения, подчеркивает особенную важность своевременного и полного исполнения вступивших в силу постановлений по делам об административных правонарушениях. В противном случае, по мнению диссертанта, вся юрисдикционная деятельность становится бессмысленной, подрывается профессиональный авторитет органов внутренних дел (милиции).

На основе углубленного анализа предметных признаков административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел, рассматривающих разнообразные составы административных правонарушений, диссертантом выделяется ряд особенностей, присущих этой деятельности:

1) существование широкого круга общественных отношений, охраняемых административно-юрисдикционным способом;

2) наличие в системе органов внутренних дел большого круга должностных лиц, наделенных правом применять административно-правовые санкции;

3) многочисленность сфер применения прав по назначению административных наказаний (по сравнению с отраслевыми органами государственного управления);

4) наделенные соответствующими полномочиями должностные лица органов внутренних дел обладают правом налагать административное наказание на месте без составления протокола об административном правонарушении;

5) прослеживается четкая специализация по отдельным видам административных правонарушений;

6) органы внутренних дел в соответствии с действующим законодательством в правоприменительной практике руководствуются не только административным законодательством Российской Федерации, но и нормами об административных правонарушениях, принятыми субъектами Российской Федерации и действующими на их территории;

7) правоприменительный процесс органов внутренних дел регламентирован не только нормами КоАП РФ, но и специальными нормативными документами, определяющими порядок юрисдикционной деятельности отдельных служб.

На этом основании диссертантом констатируется, что административно-юрисдикционная деятельность ОВД отличается крайней широтой. Важнейшая особенность данного направления деятельности также связана с многообразием ее форм. Это обусловлено тем, что ОВД функционируют и решают стоящие перед ними задачи в весьма неоднородной среде: населенные пункты, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), транспорт (железнодорожный, воздушный, автомобильный, водный), жилой сектор и промышленные объекты и т.п.

Как следствие, столь же многообразны осуществляемые ОВД функции (охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, контроль за соблюдением паспортного режима, лицензионно-разрешительная работа, обеспечение безопасности дорожного движения и т.д.), реализация которых в большинстве случаев предусматривает применение административных санкций. Подобная широта правоприменительного поля в свою очередь порождает правоприменительную специализацию, которая выражается в формировании внутри системы ОВД специальных подразделений и служб: территориальные ОВД, ОВД на транспорте, ОВД на режимных объектах и закрытых территориях, подразделения безопасности дорожного движения, подразделения лицензионно-разрешительной системы.

Отличительные особенности их административно-юрисдикционной практики, в частности, хорошо иллюстрируются на примере деятельности ОВД на железнодорожном транспорте по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Автором обращено особое внимание на то обстоятельство, что сфера административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел на современном этапе развития российского общества по объективным причинам может расшириться за счет возложения на них новых функций. При этом в любых сферах общественных отношений, в которые вступают уполномоченные должностные лица ОВД, и в любых формах их работа предусматривает наложение наказаний. В то же время применение юридических санкций всегда затрагивает вопрос о законности действий правоприменителя, и как следствие этого возникает проблема соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Поскольку деятельность ОВД по своей природе теснейшим образом сопряжена с применением мер принуждения, данное обстоятельство придает этой проблеме особую остроту.

В параграфе подробно рассмотрены условия назначения административных наказаний должностными лицами ОВД. Автором на конкретных примерах показано, что применение административных наказаний органами внутренних дел в современных условиях выступает для последних одним из основных средств воздействия на административную деликтность, в первую очередь в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Содержательные рамки административно-юрисдикционной деятельности ОВД в последнее время демонстрируют тенденцию к расширению за счет возложения на органы внутренних дел дополнительных задач оперативно-служебного характера.

Второй параграф рассматриваемой главы посвящен анализу системы административных наказаний по российскому законодательству. В нем проанализирована сущность и назначение данного вида юридических санкций. Автор анализирует природу административных наказаний, которые представляют собой важнейший элемент целостной системы мер административного принуждения, направленной в первую очередь на защиту общественных отношений, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, соблюдения прав и законных интересов личности. То есть, в конечном итоге, административные наказания вписываются в систему нормативного регулирования общественных отношений.

Отмечается, что как обобщенная теоретическая категория понятие «наказание» – научная абстракция, лишь ориентирующая законодателя на определенные решения при установлении в законе конкретных санкций в зависимости от признаков того или иного вида наказания, то есть свойственных каждому виду правоограничений. Через применение административных наказаний реализуется институт административной ответственности, который занимает важнейшее место в системе административно-правовых отношений.

Соискатель показывает, что административное наказание реализуется через принуждение. Административное принуждение выступает в качестве ответной реакции на выявленное и должным образом задокументированное правонарушение, при этом оно приобретает форму юридической ответственности и заключается в наказании виновного субъекта административно-деликтных отношений. Автором сопоставлены и проанализированы различные подходы к понятию «административное наказание» в научной литературе.

Обращено внимание на то обстоятельство, что административная ответственность, реализуемая через применение административных наказаний, по своим целям, основаниям, порядку и субъектам применения, а также характеру правоограничений существенно отличается от других административно-принудительных мер – административно-предупредительных и мер административного пресечения.

Анализируя положения соответствующих нормативных правовых актов, специальной юридической литературы, а также практики применения мер административной ответственности, соискатель отмечает неадекватную роль административных наказаний. По его мнению, эта проблема не решена до конца и в современных условиях. В настоящее время в Российской Федерации, как, впрочем, и в СССР и РСФСР, отсутствует научно проработанная и практически выверенная государственная позиция по вопросам применения административных наказаний.

Действующий КоАП РФ устанавливает довольно широкий и исчерпывающий перечень административных наказаний. Автор подробно останавливается на особенностях каждого из указанных видов административных наказаний.

Третий параграф содержит в себе анализ административных наказаний, применяемых органами внутренних дел. Несмотря на то, что административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел отличается широтой и многообразием, должностные лица органов внутренних дел (милиции) могут назначить только два вида административных наказаний, в то же время, например, судьи вправе назначить любое из девяти наказаний, перечисленных в ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ. Тем не менее, налагаемые уполномоченными сотрудниками ОВД административные наказания направлены на решение важнейшей государственной задачи – предупреждение административных правонарушений, массив которых имеет устойчивую тенденцию к увеличению.

В параграфе акцентируется внимание на том, что с принятием и вступлением в силу нового КоАП России, должностным лицам ОВД следует четко уяснить происшедшие при этом изменения в понимании некоторых норм рассматриваемого законодательного акта. С одной стороны, в нормах нового Кодекса более четко просматривается принцип гуманизма: по общему правилу применяемые органами внутренних дел административные наказания не должны унижать человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинять ему физические страдания, а также наносить вред деловой репутации юридического лица.

С другой стороны, нельзя игнорировать явно выраженную позицию законодателя, закрепившего в нормах нового КоАП своего рода карательный уклон – при анализе соответствующих статей старого и нового кодексов просматривается отсутствие в ст. 3.1 нового законодательного акта цели воспитания правонарушителя, присущей Кодексу 1984 г.

В соответствии с действующим законодательством в настоящее время за совершение административных правонарушений должностными лицами органов внутренних дел могут применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

Диссертант дает подробную характеристику каждому из указанных видов административного наказания, сосредоточив внимание на их особенностях. В соответствии с положениями КоАП РФ предупреждение и административный штраф могут применяться только в качестве основных административных наказаний.

Автором подчеркивается, что предупреждение – выносимая в письменной форме мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Отмечается, что указанное административное наказание применяется органами внутренних дел только при условии наличия его в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП России или иного закона субъекта Российской Федерации.

Раскрывая правовую природу административного штрафа соискатель определяет его государственным средством принуждения. Подчеркивается, что штраф выступает внешним побудительным средством для субъекта правоотношения изменить форму своего поведения. В каждом конкретном случае он воздействует на психику человека (в первую очередь – на корыстную мотивацию личности) и имеет конечной целью создание правильной ориентации в отношении утверждаемых правовых ценностей.

Назначение административного штрафа состоит в том, чтобы, воздействуя на сознание правонарушителей, предупреждать в будущем нежелательные для общества противоправные деяния как наказанных, так и иных граждан. Назначение этого наказания предполагает наступление положительных изменений в поведении правонарушителя. Однако поведение как внешнее проявление деятельности человека зависит от непосредственного, либо опосредованного применения штрафа и процесса его воздействия на психику индивида.

Отмечается, что частнопредупредительная цель административного штрафа достигается посредством его назначения и наступления неблагоприятных последствий для нарушителя – определенных материальных затруднений, вызванных уплатой штрафа, государственного осуждения, административной наказанности.

Общепредупредительная цель штрафа, по мнению соискателя, сводится к предупреждению совершения впервые административных проступков со стороны граждан. Отмечается, что прежде всего общее предупреждение обеспечивается существованием самого закона или подзаконного акта, содержащего запрет совершения того или иного административного проступка.

Учитывая изменчивость размера штрафа, что обусловлено объективными экономическими факторами, автором предлагается лимитировать верхнюю планку размеров этого вида административно-правовой санкции.

В данном разделе исследования диссертантом также рассмотрены некоторые теоретические и прикладные проблемы применения такого вида наказания как приостановление деятельности. Автор обращает внимание на следующее обстоятельство. В оперативном обслуживании ОВД (особенно органов внутренних дел на режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях) находится большое количество потенциально опасных и уязвимых в диверсионно-террористическом отношении объектов. На администрации последних действующим законодательством возложены обязанности по обеспечению их физической защиты (поддержание в рабочем состоянии охранной сигнализации, ограждение периметра объекта, осуществление контрольно-пропускного режима, проведение иных режимных мероприятий и т.д.). Подобные объекты несут в себе одновременно как техногенные, так и криминальные риски, не случайно в научной литературе получил закрепление специальный термин. В оперативном обслуживании ОВД подобных объектов становится все больше. В связи с этим следовало бы наделить соответствующих должностных лиц органов внутренних дел правом назначения административных наказаний в случае несоблюдения администрацией соответствующих объектов установленных правил и норм по их эксплуатации. Это предложение помимо прочего корреспондирует положению о расширении административно-юрисдикционной деятельности ОВД за счет наделения их контрольно-надзорными функциями в сфере обеспечения безопасности высокорисковых объектов.

Изложенное дает основание сделать вывод о том, что существующий перечень административных наказаний в виде предупреждения и штрафа, которые могут назначать должностные лица ОВД, объективно вызывает вопрос о возможности его расширения, в первую очередь за счет административного приостановления деятельности.

Вторая глава диссертации «Механизм реализации административных наказаний органами внутренних дел» в большей степени посвящена прикладным аспектам административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел.

Первый параграф содержит анализ общих правил рассмотрения дел об административных правонарушениях. Диссертант подробно раскрывает основные задачи производства по делам об административных правонарушениях, такие как всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение об­стоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспече­ние исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и усло­вий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Диссертантом подробно рассмотрены стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях. Обращается внимание на необходимость разрешения при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении вопросов организационно-технического, процедурного характера, а также вопросов связанных с определением подведомственности рассматриваемого дела конкретному должностному лицу органов внутренних дел. При этом подчеркивается значение разрешения каждого из рассматриваемых диссертантом вопросов для объективного, правильного и справедливого разрешения дела по существу.

По мнению диссертанта, одним из наиболее проблемных представляется разрешение вопроса в части исполнения положений правовой нормы, предусматривающей возможность возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела. Соискателем отмечается противоречие данного нормативного правового установления одному из базовых принципов производства по делам об административных правонарушениях – принципу оперативности.

Значительный объем параграфа уделен проблеме полного и всестороннего учета обстоятельств при рассмотрении дел об административных правонарушениях, в первую очередь – смягчающих и отягчающих ответственность за совершение последних. Подробный анализ содержания каждого из рассматриваемых обстоятельств автор преломляет через призму реализации основных принципов административно-юрисдикционного процесса. Не ограничиваясь констатацией положений действующего законодательство в данной сфере, соискатель проводит сравнительно-правовой анализ данного административно-правового института, сопоставляя его с аналогичным институтом смежной отрасли уголовного права, а также сравнивая положения российского законодательства с нормами административного права зарубежных государств.

Отдельно автором рассматриваются вопросы учета обстоятельств, характеризующих личность привлекаемого к административной ответственности физического лица. Диссертантом обосновывается правильность признания в качестве смягчающего ответственность обстоятельства в правоприменительной практике наличия у лица определенных заслуг перед государством и обществом. Этот тезис иллюстрируется материалами административно-юрисдикционной деятельности подразделений ГУВД по Ростовской, Саратовской и Самарской областей, УВД по Тверской области.

Обращено внимание на проблему, вытекающую из предоставленной законодателем должностному лицу органа внутренних дел возможности передавать дела об административных правонарушениях на рассмотрение судье. По мнению автора, логика и дух закона предполагают, что к данному шагу должностное лицо органов внутренних дел должно привести всестороннее изучение материалов дела с одной стороны, а с другой стороны учет особенностей лица, привлекаемого к административной ответственности.

Соискатель обосновывает свою позицию тем, что материалы дела об административном правонарушении должны передаваться судье в случаях, когда рассматривавшее дело должностное лицо ОВД считает, что предоставленных ему законом полномочий по применению административного наказания недостаточно для адекватного воздаяния правонарушителю. Именно в этом случае он и решает предать дело судье, чей объем правомочий несравнимо шире.

Автор, опираясь на анализ материалов правоприменительной практики, указывает на разнообразные отступления от этой вполне логически выверенной схемы действий. Подробно анализируя объективные и субъективные причины и условия создавшегося положения, диссертант вместе с тем указывает на недопустимость принесения принципа справедливости административно-юрисдикционного процесса в жертву ложно понимаемой служебной целесообразности.

Во втором параграфе главы проанализирована деятельность должностных лиц ОВД, по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Указанная деятельность раскрывается соискателем путем подробного анализа предметной компетенции каждого из должностных лиц органов внутренних дел. При этом автором выявляются достаточно распространенные проблемы, вызываемые несоответствием объема административно-юрисдикционных полномочий нижестоящих и вышестоящих должностных лиц органов внутренних дел. При этом автором выдвигается предположение о целесообразности разрешения указанных несоответствий по мере завершения структурного преобразования органов правопорядка, осуществляемого в рамках проводимых в Российской Федерации административной реформы, а также реформы местного самоуправления.

Особого внимания, по мнению диссертанта, заслуживает вопрос о сочетании коллегиального и единоличного в деятельности должностных лиц органов внутренних дел по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Автор отмечает, что в настоящее время в соответствии с положениями КоАП РФ должностные лица ОВД рассматривают все подведомственные им дела только единолично. Соискатель признает, что установление такого порядка несомненно способствует оперативность рассмотрения, а при упрощенном порядке и исполнения решения по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем, по мнению автора, единоличное принятое должностным лицом решение по делу неизбежно несет на себе определенный отпечаток субъективности, так как в основе его лежит оценка произошедшего сформированная одним человеком.

В связи с этим автором выдвигаются предложения по частичному введению коллегиального рассмотрения дел об административных правонарушениях, по делам подведомственным начальникам территориальных (линейных) органов внутренних дел.

Для преодоления необъективности единолично принимаемых решений по делам об административных правонарушениях автор предлагает предусмотреть возможность ограничения периода непрерывной службы в должностях, связанных с разрешением указанных дел по существу.

В третьем параграфе рассмотрены проблемы исполнения решений по делам об административных правонарушениях. Соискателем подчеркивается, что исполнение постановлений о применении мер административной ответственности призвано обеспечить фактическую реализацию вынесенного в установленном порядке компетентным органом (должностным лицом) постановления о назначении административного наказания.

Неисполнение постановления о назначении административного наказания, по мнению диссертанта, обесценивает всю предшествующую работу по задержанию правонарушителя, оформлению необходимых материалов и рассмотрению дела. Отмечается, что тем самым подрывается авторитет правоохранительных органов и закона, значительно снижается эффективность правоохранительной деятельности в целом, а у некоторых правонарушителей это может сформировать уверенность в безнаказанности за совершенные проступки.

Автор приходит к выводу о необходимости принципиального изменения системы информационного обеспечения субъектов административной юрисдикции. Реальным подспорьем этому, по мнению соискателя, может стать создание единой федеральной базы данных о лицах, привлеченных к административной ответственности, информация из которой должна быть доступна любому должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

В заключении диссертации автор формулирует выводы и предложения по совершенствованию административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел.
Основные положения, выводы и предложения диссертанта изложены в следующих публикациях автора:

1. Цветков Р.В. Некоторые проблемы применения административного штрафа // Применение административных наказаний органами внутренних дел: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 2006. – 0,3 п.л.

2. Цветков Р.В. Обеспечение законности при выборе вида и размера административного наказания // Российский судья. 2007. № 1. – 0,3 п.л.

3. Цветков Р.В. К вопросу о совместной компетенции органов внутренних дел и судей по разрешению дел об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2007. № 1. – 0,4 п.л.

4. Дугенец А.С., Цветков Р.В. О некоторых проблемах административной практики органов внутренних дел // Административное право и процесс. 2007. № 1. – 0,4 / 0,2 п.л.



Цветков Роман Викторович
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации