Дипломная работа - Социально-педагогическая работа с неполной отцовской семьей - файл n1.doc

Дипломная работа - Социально-педагогическая работа с неполной отцовской семьей
скачать (628 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc628kb.10.09.2012 15:11скачать

n1.doc

  1   2   3   4



СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогической сущности

неполной семьи………………………………………………………………7...

1.1. Неполная семья как социальная проблема…………………………. ……7

1.2. Психолого-педагогическая характеристика неполной семьи……………...15

1.3. Особенности организации социально-педагогической работы с

неполными семьями……………………………………………………30

1.4. Анализ опыта социальной поддержки семьи в зарубежных странах…39

Глава 2. Практическое исследование актуальных проблем неполной семьи………...43

2.1. Комплексная диагностика социально - педагогических проблем в

неполных семьях…………………………………………………………. 43

2.2. Социально–педагогическая деятельность в условиях малого города....62

2.3. Особенности организации работы с неполной отцовской семьей…….74

2.4. Программа работы социального педагога с неполными отцовскими семьями ….80

Заключение……………………………………………………………………………85

Использованная литература……………………………………………………..……..88

Приложение……………………………………………………………………………92


ВВЕДЕНИЕ
Существует тесная связь между национальным развитием, общественным благосостоянием и здоровой семьей. В документах ООН отмечается, что сегодня, в контексте всех социальных изменений семья призвана стать средой для продвижения новых ценностей, новаторских идей, обеспечивая благоприятные условия для роста, развития и благосостояния ее членов. Процессы общественной трансформации в России внесли глубокие изменения в сферу социально-экономических отношений, модифицировали систему ценностей и модели социально-экономического поведения семьи. Ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования и культуры заметно снизило возможности по жизнеобеспечению, развитию и социализации семьи. Выросло число разводов. Распространенным явлением стали неполные семьи. В том числе и неполные отцовские семьи, во многих из которых отмечается низкий уровень психологического здоровья и воспитательных возможностей. Проблемы семьи, реализация ее прав, гарантий, социального обслуживания семьи и детей потребовали разработки новых технологий и моделей социальной работы с семьей вообще и с неполной семьей в частности.

В семье происходит стихийное научение: как относятся в ней друг к другу, так и ребенок в будущем будет строить свои отношения с другими.

Существует мнение, что если семья неполная, то ребенок обязательно будет «проблемным». Однако проблемы возникают и у детей, воспитывающихся в полных семьях. Так что в первую очередь дело не в составе семьи, а в тех отношениях, которые складываются у родителей с ребенком. Например, из психологических исследований известно, что частые конфликты в семье оказывают на ребенка более тяжелое воздействие, чем стабильная жизнь с одним из родителей. Безусловно, теоретически в полной семье родителям легче создать комфортные условия для благополучного развития ребенка во всех смыслах - материальном, психологическом.

Неполные отцовские семьи на сегодня являются явлением не редким, с которым следует считаться и которое следует воспринимать. Анализ семейной политики в области неполных семей показал, что неполной отцовской семье не уделяется пристального внимания со стороны соответствующих государственных структур. Специализированных технологий, форм и методов социальной работы с неполной отцовской семьей не разработано, что подтверждает актуальность и важность темы дипломного исследования. Необходимо учитывать и то, что у матери роль все же больше биологическая. У отца – социальная. Мать отвечает за внутреннюю среду, а отец – за социализацию взрослеющего ребенка. За то, как он приживется, как войдет в окружающий мир. Еще и поэтому, исходя из интересов общества, одинокому отцу необходимо оказать помощь в разрешении возникшей в его жизни трудной ситуации. Мужчины вообще переживают отцовство более болезненно, чем матери материнство. Основная причина этого заключается в образе мужчины, который сложился в обществе. Роль отца для него скорее второстепенна. В первую очередь мужчина должен направлять свою энергию на развитие общества, и основное поле приложения его усилий находится вне семьи. Мужчина видит себя в первую очередь кормильцем семьи. Многие мужчины сами не понимают, что значит быть заботливым мужем и отцом. В средствах массовой информации взгляд на изображение отца предельно упрощен. Ими не рассматриваются истинные причины и мотивы поведения отцов, также как практически не поднимается вопрос о проблемах, с которыми сталкиваются отцы в процессе воспитания ребенка, что в свою очередь способствует распространению мнения о том, что отцы не способны эффективно выполнять воспитательные функции.

Вся наша жизнь построена на аксиомах, с которыми невозможно спорить. Есть табу, переступать которые человечество не решается. Но разве не аксиома: родить ребенка – значит взять на себя ответственность за его здоровье, образование, адаптацию в нашем мире? Даже если жизненные обстоятельства сложились таким образом, что ты остался один. В некоторых случаях убедить в этом отца является важной задачей социального педагога и социального работника.

Отцовство и воспитание детей позитивно сказываются и на самих мужчинах. У них вырабатывается целый комплекс положительных качеств, таких как готовность понимать других людей и сопереживать им, возможность осознавать и выражать собственные чувства. Многие отцы получают удовольствие от воспитания ребенка, причем это отражается не только на их внутреннем состоянии, но и на их достижениях и успехах вне семьи. Заботливые отцы более успешны в бизнесе, способны стать хорошими лидерами и руководителями. Любовь отца в свою очередь формирует внутренние устремления его детей.

В семье происходит социализация не только детей, но и отцов. Успешные мужчины – это, прежде всего успешные отцы, эффективно выполняющие функции родителя. Семья воспитывает в них чувство цивилизованности и ответственности.

Цель дипломной работы: исследование направлений работы социального педагога с неполными отцовскими семьями.

Объект исследования: процесс социализации ребенка в неполной отцовской семье.

Предмет исследования: социально – педагогическая работа с неполной отцовской семьей.

Задачи исследования:

  1. проанализировать понятие «неполная семья»;

  2. выявить и охарактеризовать основные особенности воспитания детей в неполной отцовской семье;

  3. проанализировать проблему функционирования неполной семьи как института воспитания и социализации детей;

  4. рассмотреть вопросы социально – педагогической работы с неполной семьей в условиях общеобразовательной школы и филиала краевого кризисного центра для мужчин.

Методы исследования:

Опытно – экспериментальная база исследования: практическая работа проходила в школе № 10 г. Славгорода и в филиале краевого кризисного центра для мужчин.

Научная новизна и теоретическая значимость дипломной работы заключается в малом количестве теоретических исследований по названной теме.

Практическая значимость работы: дипломная работа может быть использована социальными педагогами, социальными работниками аналогичных центров учителями в практической деятельности.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Неполная семья как социальная проблема
Семья - один из главных объектов изучения социологов. Ее изучают много десятилетий, системно, разными методами. Но, даже определение семьи, до сих пор является предметом социологических дискуссий: ни одна из предполагаемых формулировок не дает возможности точно отграничить семью от других укладов жизни. В экономике же вообще предпочитают этот термин не использовать, а говорят о домашнем хозяйстве, т.е. о «группе людей, объединенных общими задачами, местом проживания, бюджетом и обычно семейно-родственными отношениями».1 Домашнее хозяйство может с семьей совпадать, а может и нет.

Вопрос определения понятия «семья» не является умозрительным, предназначенным для дискуссий, на научных конференциях. Дело в том, что от этого определения зависят вещи практические и, порой, дорогостоящие, например, программы государственной семейной политики. Кроме того, правильное определение семьи - важный вопрос для юридической практики, от него зависит исход целого класса судебных дел.

В российской государственной практике семьей признаются «лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство» (закон «О прожиточном минимуме в РФ» от 24 октября 1997г.).2 Такое определение более подходит к определению домашнего хозяйства, а не семьи. Поэтому меры по поддержке семьи очень часто являются мерами по поддержке домашнего хозяйства, функции которого - экономическое обеспечение своих членов. Строго говоря, выдавая пособие на детей, государство осуществляет не семейную, а социальную политику по поддержанию уровня жизни населения. Семейная же политика - это «меры, имеющие целью оказать то или иное воздействие на семью, процессы семейных изменений и семейного поведения». Разработка государственной семейной политики предполагает выделение определенной модели или функции семьи, наиболее актуальной для страны в настоящий момент или в перспективе, в помощь гражданам в реализации именно такой модели (неполная семья) или в наилучшем выполнении отдельной функции (например, профилактика в семье подростковой наркомании). Семейная политика должна исходить из целей, которые ставит перед собой государство, это часть его стратегии. В 1993 году в России была принята «Концепция государственной семейной политики Российской Федерации». Она ориентирует государственные органы, прежде всего на социальную защиту семей от бедности и нищеты и практически реализуется через материальную (денежную) помощь нуждающимся семьям.

Сегодня «естественной», т.е. наилучшим образом приспособленной для выживания, является малодетная нуклеарная семья. До самого последнего времени универсальной, рассчитанной на все времена основой семьи считались биологические родители и дети. В последнее время универсальность этого принципа ставится под сомнение, особенно социологами феминистской ориентации.

Социологи, антропологи, демографы отмечают совершенно отчетливую тенденцию к росту числа неполных семей, состоящих, как правило, из женщины и ее детей. В 1990-х г.г. в достаточно консервативной Великобритании каждая седьмая семья была неполной, во главе 90% таких семей стояли женщины. Дети могли быть рождены в браке и вне брака (в Англии 20% пар, живущих вместе, брак не оформляют). Неполная семья все еще рассматривается как отклонение от нормы, как социальная проблема, соответственно ориентированы и государственные программы семейной помощи. 3 Неполным семьям помогают, но решение проблемы видят не в приспособлении общества и его институтов к ним, а в предотвращении их появления, в частности, в профилактике разводов и незапланированных рождений. Так в Англии министр социального обеспечения в 1993 году предал гласности целую программу по «устранению побудительных мотивов появления родителей - одиночек». Предлагалось в первую очередь, поддерживать «традиционную семью с двумя родителями» через жилищную политику, услуги по семейному планированию и консультированию, облегчение доступа к образованию, борьбе с безработицей и т.д. Иными словами, ячейка «женщина и ее дети» на официальном уровне или вообще семьей не признается, или считается семьей проблемной, «неправильной». Такая семья - «неестественная ячейка».

Но впечатляющий рост числа таких семей во всех странах (8% от общего количества семей и имеется тенденция роста), и в первую очередь, в экономически развитых (в 25% американских семей с несовершеннолетними детьми мужчины нет), дает основания предполагать, что традиционный взгляд на семью вступает в противоречие со значимой тенденцией социального развития, что необходимо изменение этого взгляда в соответствии с изменившимися жизненными реалиями.4 Английский социолог Янина Ширан считает, что модель «женщина и дети» надо рассматривать не как отклоняющийся тип, а скорее как основное ядро семьи, «определение нуклеарной семьи как основной ячейки автоматически относит неполную семью скорее к отклонению, чем к достаточно признанной и утвердившейся форме, которой она всегда была, даже когда и не одобрялась... Однако, оказывается, существует универсальная основа жизни семейного домохозяйства... и она лучше описывается как «основная ячейка с женщиной в роли опекающего». Сегодня положение женщины в семейной жизни остается главенствующим, и то же самое мы видим при изучении исторических свидетельств и изучении разных культур».5

Иначе говоря, стержень «естественной ячейки» общества - женщина с детьми, а не женщина и мужчина с детьми. Когда появляется экономическая возможность, именно это новое ядро (иногда не по своей воле) начинает активно выделяться из «старой» малой семьи, и, в конечном счете, оказывается лучше приспособленным к внешней среде постиндустриального общества. Таким образом, речь идет о том, что в перспективе «нуклеарной» станет неполная семья, а семья с обеими родителями - расширенной.

Собственно, в истории человечества уже были такие примеры, когда семейные отношения были уделом женщин и детей, а мужчины выступали как своего рода «свободные агенты». На заре человечества люди вообще не усматривали связи между половым актом и рождением детей, как до сих пор не устанавливают эту связь животные. Прошли тысячелетия, но и сегодня на севере Индии живет племя найяр, «не усматривающие» (искренне, или по традиции) этой связи. Женщины и дети здесь живут совершенно независимо от мужчин, отцовство не имеет значения. Островитяне в Полинезии, которых изучал в первой половине XX века известный английский культуролог Б. Малиновский, также не считали отцов родственниками детей. Вспомним легенду об амазонках, живших без мужчин, но детей рожавших. Справедливости ради заметим, что в Бирме племя лаккер не относило к кровным родственникам как раз мать ребенка: женщина считалась сосудом, сберегающим младенца до рождения. В некоторых племенах на Таити обычным для молодой женщины считалось прекращение отношений со своим ребенком сразу после его рождения (неизвестно, правда, как там выкармливали детей). Примеры из истории человечества можно подобрать на все случаи жизни, но все же связь «мать - ребенок» признается в абсолютном большинстве культур мира наиболее безусловной и устойчивой.6 Косвенным подтверждением этого является и тот факт, что при демократической процедуре развода суд в абсолютном большинстве случаев оставляет ребенка матери (если она не алкоголичка и не психически больной человек). В России доля отцов, остающихся после развода с ребенком, составляет менее 1%. В США, где при решении вопроса об опекунстве большую роль играют возможности супруга дать детям лучшее финансовое обеспечение, таких отцов все равно немного - около 10%.

На этот традиционный стереотип «мать и ребенок - самые разные люди» накладывается другая очевидная сегодня тенденция: развод становится заурядным явлением жизни. В России в 1999 году было зарегистрировано 911,16 тыс. браков и 532,5 тыс. разводов. В США число разводов составляет примерно половину от числа заключенных в этом же году браков (в 1993 году было заключено 2,3 млн. браков и зарегистрировано 1,2 млн. разводов). В Пекине в 1990 году распалось 12% браков (от числа всех, заключенных в этом году), а в 1994 году - уже 24%. Из развитых стран пока только Японии удается противостоять всеобщей тенденции, хотя и там число разводов медленно растет. Обратим внимание на следующее: 25-30% заключенных за год браков - повторные, т.е. второй, третий и т.д., и это только по регистрируемым бракам. В России же, например, 7% семейных пар брак не регистрируют и это, в основном, как раз повторные браки уже зрелых людей. В развитых странах доля таких пар еще больше. В Швеции и Дании уже в середине 1970-х г.г. 30% женщин в возрасте от 20 до 24 лет жили с мужчинами вне брака. В Париже в 1990 году менее половины сожительствующих молодых пар (с мужчинами до 25 лет) заключили брак, «несупружескую семейную жизнь» вели также 50% бездетных пар, в которых мужчина был старше 35 лет.7

Следует подчеркнуть, что быстрый рост внебрачной рождаемости - отнюдь не специфический российский феномен. В ряду экономически развитых стран Россия занимает серединное положение, как по уровню показателей внебрачной рождаемости, так и по темпам их изменения. К примеру, в Японии внебрачная рождаемость вообще отсутствует как статистический феномен, в странах Южной Европы, в Бельгии или Западной Германии она растет, но относительно медленно, тогда как в Северной Европе, напротив, доля внебрачных рождений резко увеличилась и сегодня приближается к 50% или даже превышает половину всех родившихся. Особенно показателен опыт католической Германии, где быстрое распространение внебрачной рождаемости сопровождается рекордно, высокими для Европы темпами падение рождаемости в целом. Таким образом, рост внебрачных рождений с одной стороны, и незарегистрированных фактических супружеских союзов - с другой, означают тенденцию разделения институтов брака и семьи. Вот в этих-то условиях изначальной неустойчивости брака, осознаваемой обоими партнерами, «естественным ядром» семьи становится самая прочная в глазах общества «связка» — мать и ее дети. Ведь известна поговорка, что матерей создает природа, а отцов - общество. Современному обществу не удается эта задача - «сделать из мужчин отцов».8

Расширяться новая нуклеарная семья может за счет родного отца или отчима. Они могут «дополнить» новую семью детьми от других своих браков, новыми бабушками и дедушками. Немецкий исследователь Р. Зидер пишет по этому поводу: «Принцип производителя», согласно которому социальными воспитателями должны быть, по возможности, именно физиологические родители, испытывает возрастающее давление. Все больше детей вырастают с одним из родителей, не являющимся, физиологическим отцом или матерью (повторные браки разведенных, совместная жизнь, аналогичная браку, и т.д.)... Отношение детей к своим биологическим родителям как к социальным родителям перестает быть само собой разумеющимся».9

И все-таки в этих условиях основным будет, как и на заре человечества, приоритет родства по женской линии (матрилинейность). Возможно, и местожительством новой семьи станет дом женщины с детьми, а не ее нового мужчины (матрилокальность). Таким образом, - пишет российский социолог - демограф С.И. Голод, - формируется нечто вроде перехода от патрилинейности и нуклеарной системы к модели расширенной семьи при преобладании матрилинейности».10

Скажем сразу: общественное сознание пока не принимает новую модель семьи как норму. Налицо противоречие между реальным поведением людей и их ментальными установками. Так, согласно одному из недавних обследований, 75% американцев охарактеризовали брак как «обязательство на всю жизнь, которое должно быть прекращено только при исключительных обстоятельствах». Напомним, что в США распадается половина браков. Здравый смысл подсказывает, что досрочное прекращение «пожизненного обязательства» - типичная, а не исключительная ситуация.11

Вполне понятно, что в современных условиях нужна новая наука о семье, в которой имели бы место концептуальные подходы к определению семьи как социального института, его философия, идеология, социология, психология, экономика, экология. Эта наука призвана раскрыть статус, цели, принципы, национальное содержание семейных отношений, определить сущность и содержание семейной политики, ее место и роль в государственной деятельности, ее формы, механизмы реализации, ее правовые, научные, информационные основы. С.В. Дармодехин и В.В. Елизаров прямо указывают на необходимость «коренным образом изменить положение в исследованиях семьи, преодолеть разрозненность и фрагментарность работ разных исследовательских коллективов».12

Семья в реальной целостности своего существования соединяет силы природы, общества и культуры. Поэтому научное изучение семьи требует органического сопряжения, интеграции, междисциплинарности многих социально - гуманитарных и естественных наук. Семья, замечает В.А. Блонин, «становится полем комплексных исследований, где пересекаются демографические, социальные, экономические, политические, социально - психологические и социокультурные процессы». 13

В целях изучения проблем семьи в современной России в 1992 году в Москве на междисциплинарной основе создается институт семьи. Здесь в рамках Государственной программы: «Народы России: возрождение и развитие» выделяется подпрограмма «Семья» и издается журнал «Семья в России», призванные сформировать науку о семье - феменистику.

«Размышляя, мы все более и более начинаем понимать важность познания влияния не только материальных факторов на духовное развитие семьи, но и обратное воздействие ее духовной жизни на развитие общества, - пишет президент Академии гуманитарных наук, профессор В.Т. Пуляев. - Понимание единства духовного и материального при возрастании духовного начала в рамках данного единства помогает постичь новую парадигму развития общества, парадигму, в центре которой - подход к человеку как высшей ценности и самоценности его существования в гармонии с миром природы и социума. Эта парадигма должна лечь в основу деятельного осмысления современных социальных, экономических, и культурных процессов, дальнейшего развития семьи в России».14

В новой парадигме развития общества возрастает значение культуры, которая является основой, своеобразным ядром духовной жизни, семья усваивает, отражает ту или иную культуру, она врастает в нее, развивает ее, порождая сотворчество, эстетическое существование.

Одной из составляющих культуры являются образование и воспитание. Подготовка подрастающего поколения к жизни, готовность к самопознанию, самоопределению, самоорганизации и саморегулированию невозможны без целенаправленной работы школы во взаимодействии с семьей. Взаимодействие школы и семьи требует единства обучения и воспитания.

В настоящее время социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах - социальной.

Действуя в интересах ребенка, социальный педагог признан оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей; выявление проблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами - психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями органов власти, общественностью. Социальный педагог обеспечивает общественное признание и общественную поддержку семьям, которые хорошо воспитывают своих детей; использует индивидуальные методики работы с семьями, нуждающимися в особой помощи (семьями из «группы риска», многодетными и неполными и др.), содействует развитию семейно-соседских форм кооперации и взаимопомощи.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика неполной семьи.
В современной справочной литературе понятие «неполная семья» трактуется как::

  1. семья с детьми, в которой нет одного или обоих родителей;15

  2. семья, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.16

Наиболее распространенным типом неполной семьи, являются семьи, состоящие из матери с детьми (12,1% от общего числа родственных домохозяйств, по данным микропереписи населения 1994г.). Еще 3,4% составили семьи, в которых кроме незамужней матери с детьми жил один из родителей матери (отца) или другие родственники (по переписи 1989г. - 1,8%). Значительно меньшее число составляют семьи, где живет одинокий отец с детьми (в 1989 . и 1994г. - о 1,0%), или те, где кроме них есть еще и один из родителей отца (матери) или другие родственники (0,2% и 0,3% соответственно).

Среди семей с детьми до 18 лет суммарная доля этих четырех типов неполной семьи в 1994 году составила 16%, (в 1989г. - 14,1%).

Существуют и такие неполные семьи, где нет ни одного из родителей, и дети живут с бабушками, дедушками и другими родственниками. Среди семей с детьми до 18 лет доля таковых в 1994г. составила 1,4% (2,4% в 1989г.).

Микроперепись населения 1994 г. выделила еще один тип неполных семей, в которых вместе с незамужней матерью или неженатым отцом с детьми живет родственная супружеская пара с детьми или без детей (обычно это прародители, т.е. бабушка и дедушка, или старший женатый сын либо замужняя дочь одинокой матери или отца). Доля таких семей в 1994г. составила 3,8% от общего числа семей с детьми до 18 лет.

Таким образом, 21,2% всех семей с детьми до 18 лет в 1994 году были неполными. Доля детей в возрасте до 18 лет, воспитывающихся в неполной семье, несколько ниже доли самих таких семей, так как среднее число детей в них несколько меньше, чем в полных семьях (в 1994 году общая доля детей в неполных семьях составила 18,6%).

Наиболее распространенным типом неполной семьи, являются семьи, состоящие из матери с детьми (12,1% от общего числа родственных домохозяйств, по данным микропереписи населения 1994г.). Еще 3,4% составили семьи, в которых кроме незамужней матери с детьми жил один из родителей матери (отца) или другие родственники (по переписи 1989г. - 1,8%). Значительно меньшее число составляют семьи, где живет одинокий отец с детьми (в 1989 . и 1994г. - о 1,0%), или те, где кроме них есть еще и один из родителей отца (матери) или другие родственники (0,2% и 0,3% соответственно).

Среди семей с детьми до 18 лет суммарная доля этих четырех типов неполной семьи в 1994 году составила 16%, (в 1989г. - 14,1%).

Существуют и такие неполные семьи, где нет ни одного из родителей и дети живут с бабушками, дедушками и другими родственниками. Среди семей с детьми до 18 лет доля таковых в 1994г. составила 1,4% (2,4% в 1989г.).

Микроперепись населения 1994 г. выделила еще один тип неполных семей, в которых вместе с незамужней матерью или неженатым отцом с детьми живет родственная супружеская пара с детьми или без детей (обычно это прародители, т.е. бабушка и дедушка, или старший женатый сын либо замужняя дочь одинокой матери или отца). Доля таких семей в 1994г. составила 3,8% от общего числа семей с детьми до 18 лет.

Таким образом, 21,2% всех семей с детьми до 18 лет в 1994 году были неполными. Доля детей в возрасте до 18 лет, воспитывающихся в неполной семье, несколько ниже доли самих таких семей, так как среднее число детей в них несколько меньше, чем в полных семьях (в 1994 году общая доля детей в неполных семьях составила 18,6%).

Подавляющее большинство неполных семей - материнские; доля отцовских семей в 1989 году и 1994 году составляла 6-7% от общего числа неполных семей.17

В последние годы специалисты, особенно демографы, все чаще обращают внимание на специфику положения в нашем обществе неполных семей. Они выделяют несколько основных источников формирования таких семей.

Первый и наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие

развода супругов. Статистика свидетельствует, что только за 1997-1999г.г. более одного миллиона российских детей и подростков остались без одного родителя по причине распада брачного союза.

Еще один источник пополнения неполных семей - внебрачная рождаемость, показатели которой в последние годы неуклонно возрастают. В 1997 году в России родилось в незарегистрированном браке 25,33% от общего числа родившихся, в 1998 году - 26,95%, 1999 году - 27,93%.18

Третья причина образования неполных семей — овдовения. Следует отметить, что формированию неполных семей в значительной мере способствует наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравление, производственные травмы, военные действия и т.д.) сегодня уровень смертности среди экономически активного населения мужского пола примерно такой, как в 1897 году: лишь около 56% мужчин трудоспособного возраста доживают до 60 лет.19

В 1989 году на 100 детей приходилось 45,8 случаев потери одного из родителей, в 1995 году уже 68,2. За этот период доля детей, родившихся вне брака, возросла с 13,2% до 21,1% (за 1994-2000 г.г. - с 19,6% до 27,9%); а вероятность развода родителей с детьми до 18 лет - с 21,2% до 27,9%. Возросла и вероятность смерти родителей: отцов - с 8,3% до 16,0%, матерей - с 2,6% до 3,8% (по расчетам А.Б. Синельникова).

Итак, неполная российская семья образуется вследствие:

  1. расторжения брака;

  2. внебрачного рождения ребенка;

  3. смерти одного из родителей;

  4. раздельного проживания родителей.

В связи с этим различают следующие основные типы неполной семьи:

    1. осиротевшая;

    2. внебрачная;

    3. разведенная;

    4. распавшаяся.

В зависимости от наличия основного родителя выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

По количеству поколений в семье различают:

  1. неполную простую семью - мать (отец) с ребенком или несколькими детьми;

  2. неполную расширенную семью - мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. Воспитание детей в неполных семьях обладает рядом особенностей:

    • недостаточное влияние на ребенка внутри семьи;

    • односторонность воспитательного воздействия;

    • проявление неуравновешенности родительских чувств;

    • возможность возникновения в сознании ребенка мысли о собственной неполноценности.

Вследствие отсутствия одного из родителей оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнить возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Как отмечает социолог И.Е. Калабихина, преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зависимых от пособий». Поясним эти сугубо экономические термины. «Бедными» считаются семьи, в которых доход на одного члена ниже стоимости потребительской корзины. «Зависимыми от пособий» являются семьи, где социальные пособия составляют более 25% семейного бюджета. Размер таких социальных пособий неполной семьи в России составляет менее 20 американских долларов в отличие от развитых стран, где жизнь на эти пособия лишь незначительно влияет на снижение материального положения семьи.

В среднем по регионам России среди неполных семей доля «бедных» составляет 60,9%, а дола «зависимых от пособий» - 18,9% от их числа.20 И.Е. Калабихина характеризует неполные семьи как имеющие серьезные материальные проблемы, поскольку они в целом «лидируют» по зависимости от социальной поддержки государства. Исследование И.Е. Андрюшиной среди подростков Москвы также подтвердило приведенные выше выводы. Подростки из неполных семей в сравнении с ровесниками из полных, отметили серьезные материальные трудности, испытываемые семьей: соответственно 30 и 15%. Кроме того, в этих семьях высок риск попадания в низкодоходные группы населения в связи с единственным кормильцем. Учитывая, что неполные семьи - преимущественно материнские (мать + ребенок), дополнительную угрозу им представляет нынешняя политика занятости в стране. Сегодня идет активное вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда, или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений.

По данным исследования, проведенного академиком Н.М. Римашевской в 2000 году, 10% самых бедных семей - это неполные и многодетные семьи, а также одинокие пенсионеры старше 60 лет. Число таких семей, называемых сегодня «новыми бедными», к сожалению, увеличивается.21

Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые - педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных, подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме. При этом неблагополучные показатели здоровья детей из неполных семей специалисты связывают не столько с влиянием стрессов развода, сколько с низкой медицинской активностью матери. Послеразводная адаптация матери объективно требует выполнения ею, прежде всего, функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Медики отмечают существенные различия в образе жизни неполной семьи по сравнению с полной. Эти различия определяют основные факторы риска здоровья: статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность гигиенических норм жизни, необращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п.

Таким образом, специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Примечательно, что американские психологи, анализируя особенности возникающих в неполной семье проблем воспитания, предостерегают от прямого увязания этих проблем с отсутствием отца. По их мнению, издержки воспитания в неполной семье являются, прежде всего, следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи и лишь косвенно связаны с отсутствием в ней второго супруга. Точку зрения о непрямом влиянии на воспитательный результат факторы отсутствия отца поддерживает и отечественный ученый-педиатр Е.В. Андрюшина, подкрепляя свою позицию аргументом о необходимости развивать в России службу медико-социальной помощи семье в кризисной ситуации.22 В рамках воспитательной деятельности матерям не удается осуществлять полноценный контроль за детьми и в целом влиять на их поведение. По собственным оценкам таких женщин, эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин. Во-первых, разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети»; во-вторых, мать испытывает чувство вины перед ребенком за развод; в-третьих, ребенок считает мать виновной за потерю отца. Наконец, четвертая и главная причина - чрезмерная занятость матери на работе, не позволяющая уделять детям достаточно внимания.

Особенно острой среди проблем неполных семей предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Рассмотрим издержки воспитания детей в неполных семьях различного типа.

1. Материнские неполные семьи

Ни один современный словарь или энциклопедия не дают толкование понятия «одинокая мать», а тем более - «семья одинокой матери». Более того, термин «одинокая мать» употребляется в государственных нормативных актах в значении, весьма далеком от обычного восприятия. Впервые юридический термин «одинокая мать» (в узком смысле) появился в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1844 года о материальной помощи многодетным и одиноким матерям, усилений охраны материнства и детства и учреждения «материнских» наград. Из него следовало, что одинокая мать - это женщина, не состоящая в законном браке и имеющая «внебрачных» детей. Развернутая констатация этого термина обозначает более широкую категорию матерей, воспитывающих детей в семьях без отца, в том числе разведенных и вдовых. Как правило, в обыденном сознании россиян понятие «одинокая мать» отождествляется с одиноким материнством, а семьи одиноких матерей различного брачного статуса имеются неполными или материнскими семьями. По мнению С.И. Голода, неполную семью нельзя приравнивать к материнской из-за их различного происхождения, ибо «материнская семья... изначально безбрачна, тогда как неполная семья не что иное, как «осколок» моногамии».23 В настоящее время спектр неполных семей пополняется, помимо названных выше, семьями фактически раздельно проживающих супругов, за счет практики усыновления ребенка одинокой женщиной, а также установление опеки или попечительства в случае сиротства. Из сказанного следует, что близкие по смыслу дефиниции «семья одинокой матери», «неполная семья», «материнская семья» универсального содержания не несут. В научной зарубежной литературе наряду с терминами «одинокая семья» и «семьи одиноких матерей» с уточнением их семейного статуса используется также обобщающее понятие «семьи, возглавляемые женщинами».

Рождение ребенка незамужней женщиной совсем недавно считалось социально-аномальным явлением и было предосудительным с точки зрения нравственности и морали. Теперь это табу снято, число внебрачных рождений возросло. К число 1990-х г.г. сложилась ситуация, при которой четвертая часть домохозяйств в России возглавляется женщинами. Демографические тенденции таковы, что семьи одиноких матерей будут формироваться в дальнейшем.

Основными факторами формирования семей одиноких матерей являются разводы, не компенсируемые последующим вступлением в брак, овладения из-за преждевременной смерти отца ребенка, детей, внебрачные рождения.

Большая часть таких семей возникает по причине ухода отца. Поэтому женщины свое разочарование по отношению к бывшему мужу иногда бессознательно проецируют на ребенка. В ряде случаев мать стремится восполнить недостаток отцовской заботы, окружая ребенка чрезмерной лаской и опекой. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что мешает формированию в процессе их социализации адекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Мальчик не имеет возможность на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. Психическое и сексуальное развитие девочки в неполной семье также отличается противоречивостью. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представление о ролевых функциях женщины, жены, матери.

Часто в неполных семьях данного типа возникает такое явление, как феминизация (преобладание женского влияния). В них по отношению к детям имеет место двойная феминизация, вызванная преобладаем в сфере дошкольной и школьной педагогики женщин.

Матери, воспитывающие детей в неполной семье, часто вынуждены тратить больше времени и сил на материальное обеспечение семьи и соответственно меньше времени и сил остается у них на занятия с детьми, их воспитание. Дети в этом случае часто остаются без всякого присмотра, что оборачивается нередко проблемой безнадзорности детей.

2. Неполная отцовская семья

Среди населения существует мнение о том, что отец, воспитывающий ребенка без матери, это редкое явление. Даже сами одинокие отцы часто отмечают, что среди их знакомых нет примера отца, самостоятельно воспитывающего ребенка (детей).

Неполная отцовская семья это не вполне традиционная модель семьи, поэтому весь уклад жизни, включая привычки общественного восприятия, не вполне к ней приспособлены. Среди отцов, воспитывающих детей без матери

часто встречается мнение, что женщина более компетентна в вопросах воспитания детей. Существующий стереотип о том, что женщина должна быть «хранительницей домашнего очага», а мужчина является доминирующим на рынке труда, «единственным кормильцем» семьи, затрудняет и без того сложную двойную ответственность отца.

Одной из основных причин возникновения неполной отцовской семьи является смерть супруги. Иногда причиной возникновения одинокого отцовства является развод супругов, либо результат судебного решения о лишении или ограничении родной матери ребенка: родительских прав. В последние годы выявляется тенденция вынужденного одинокого отцовства в результате невыполнения матерью своей материнской роли (халатное отношение к вопросам жизни и воспитания ребенка, добровольно выбранное раздельное проживание матери и ребенка). Причиной возникновения отцовской семьи может являться фактор социального - отцовства - опекунство, попечительство, когда мужчина в силу совокупности причин выполняет отцовскую роль в жизни ребенка, не являясь его биологическим отцом. Кроме того, не стоит забывать, что существует большое количество отцовских семей, которые находятся в браке только фактически и воспитывают ребенка в одиночку, т.е. без участия родной матери ребенка. Совершенно справедливо будет заметить, что подобные отцовские семьи можно рассматривать как семьи одиноких отцов.

Немногочисленные исследования проблем неполных семей выявил ряд определенных проблем, присущих отцовской семье.

Во-первых, это совмещение роли обоих родителей в одном лице. Так как современная семья характеризуется разделением экспрессивной (воспитательной) и инструментальной (экономически продуктивной) ролей, отец при совмещении этих ролей испытывает существенные затруднения, влияющие на состояние семьи в целом. И.С. Кон на основе проведенных исследований отмечает, что существуют определенные различия между родителями в воспитании детей. Например, отцы больше чем матери склонны помогать 6-летнему ребенку и снисходительнее

относиться к проявлениям его несдержанности или ссорам с гостем, зато матери с большей готовностью откликаются на призыв проявить внимание, и более восприимчивы к полоролевым различиям. По-видимому, существует какая-то общая взаимодополняемость родителей, так что отцы являются более снисходительными воспитателями в одних сферах и более строгими - в других. Современные рыночные отношения характеризуются полной занятостью материальным обеспечением и минимальным количеством времени, выделяемом отцами для семейных отношений. На воспитание, как правило, времени не остается. Дети в неполной семье порой испытывают острый недостаток внимание со стороны родителя, формируясь при этом, как личности более самостоятельные, чем их сверстники, познавая мир методом собственных проб и ошибок.

Во-вторых, неполную отцовскую семью характеризуют затруднения в полоролевой ориентации детей. Возрастает риск неуспешного формирования собственной семьи, т.к. стереотипы мужского и женского поведения в семье формируются на раннем этапе социализации ребенка. Если недостаток мужского стереотипа поведения в семье достаточно распространенное явление в современном российском обществе, то недостаток материнского влияния, особенно для девочек, существенно затрудняет процесс формирования представлений о себе как девочки, девушки, женщины и матери. Исследуя особенности воспитания детей в различных культурах, Кон И.С. отмечает, что обучающая и социализирующая среда девочек и мальчиков различна. Девочки больше времени проводят в обществе матерей, больше заняты уборкой дома, приготовлением пищи и другими домашними делами под присмотром матери. Большая часть этих задач прямо направлена на благополучие других членов семьи, приучает девочек предвосхищать и удовлетворять нужды других – «заботливое» поведение.

При отсутствии матери в семье, стереотип женского поведения формируется влиянием других значимых взрослых, либо списывается с женской составляющей

отца. В однополой семье также существуют трудности в усвоении стереотипов поведения мужчин и женщин.

В-третьих, для неполной отцовской семьи характерны и собственно личностные проблемы одинокого отца. Мужчины часто скрывают свои любовные раны за мужественным самообладанием и молчанием, вместо того, чтобы искать поддержку среди окружающих. «Водка лечит» - полагают многие мужчины, и пытаются снять ею стресс, психическое страдание, боль.

В нашей культуре имеются два различных представления о мужском одиночестве. Один - это героический образ, который ассоциируется с сильным, независимым мужчиной, который проходит или мечтает пройти испытание на мужественность. Другой противоположный образ мужского одиночества - трагический мужчина. Побежденный неудачник, который запер свою дверь и сидит в одиночестве за кухонным столом со стаканом алкоголя, который ему друг и утешитель. Бывает, что верные долгу мужчины ходят на работу, но вне ее чувствуют общее социальное и психическое одиночество. Обычно одиночество, это самое страшное, чего боятся мужчины. Затем следует страх проявить свою слабость, «не мужественность», страх ошибиться на работе и проблемы, связанные с импотенцией.

Тяжелые чувственные потери колеблют основы всего существования и бытия. Мужчина начинает сомневаться в собственной способности делать оценку, боится ошибиться и поэтому боится будущих отношений.

Одиночество может быть причиной многих разочарований, но хуже всего, когда оно ставится причиной крушения надежд. Одинокие люди чувствуют себя покинутыми, забытыми, обделенными, ненужными. Это весьма мучительные ощущения, потому что они возникают вопреки ожиданиям. Тяжелая форма одиночества может означать беспорядок и пустоту и вызывать индивидуальное чувство бесприютности, ощущение того, что человек «везде не на своем месте».

В-четвертых, неполной отцовской семье часто присущи трудности при формировании вторичной семьи, возникающие в отношениях между детьми и новой женой отца и, возможно, ее детьми. С одной стороны при формировании вторичной семьи появляется надежда на улучшения, с другой, возникает настороженность, тревога, переживания чего-то чужеродного в доме: ребенок переживает за свое место в семье. Как правило, причины формирования неполной отцовской семьи вызывает глубокие трагедии - либо смерть матери, либо алкоголизм, либо заключение родной матери, и дети могут быть сильно педагогически запущенными. Но, с другой стороны, и стремление к теплу у них выражено сильнее. Поэтому многое в формировании вторичной семьи будет зависеть от позиции взрослых по отношению к детям.

Следующей характеристикой неполной отцовской семьи является период адаптации семьи при изменении ее структуры к новым условиям существования, повлекшим за собой изменение способов взаимодействия, функции семьи и убеждений. Такая адаптация требует массу сил и родитель, который несет главную ответственность за детей, порой нуждается в напоминании о том, что ему надо поесть, отдохнуть, поспать и поухаживать за собой. Структура семейной жизни является основным каналом, ведущим в организацию семьи и открывающим социальному работнику доступ к той части ситуации эмоционального хаоса, которая является общей для семьи и подается регулированию. Как изменились ключевые аспекты быта семьи; кто взял на себя обязанности отсутствующего родителя, и как справляется с ними; кто помогает готовить пищу и мыть посуду; кто с кем вместе садится за стол; кто не дает покоя отцу по вечерам и почему - внимание к этим реалиям, выяснение характера изменений на основе деталей повседневной жизни дает возможность подойти к решению более широких вопросов. Таким образом, в центре внимания должен быть новый образ повседневной жизни.

В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляется отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.

Еще сложнее с точки зрения воспитания детей обстоит дело в тех неполных семьях, где отсутствуют оба родителя.

3. Разведенные неполные семьи

Наибольшие проблемы с воспитанием детей, как правило, возникают в неполных семьях, образовавшихся в результате развода. Здесь свое крайне негативное влияние оказывает как сам факт развода, так и обычно предшествующая ему конфликтная ситуация в семье.

Как зарубежные, так и российские исследования воспитательной дееспособности неполной семьи зафиксировали ряд существенных отличий в поведенческих установках детей разведенных супругов - «детей развода». Остановимся на некоторых наиболее значимых и распространенных качественных проявлениях, которые с полной очевидностью можно объяснить влиянием развода в семье.

Во-первых, в связи с отсутствием одного родителя в неполной разведенной семье деформируется идентификация детей с родителями. Социологические исследования, проводившиеся в 1995-1999г.г. в общеобразовательных школах Московской области, позволили сделать следующие выводы:

Феномен массового социального одиночества детей из неполных семей, их невысокую способность строить конструктивное межличностное взаимодействие подтверждает и другой показатель. Это показатель уровня близости отношений ребенка со своими родителями - обращаемость к матери или отцу за советом и помощью. При этом взаимодействие родителей с детьми строится на основе добровольного признания последними права родителя на роль старшего друга, советчика в трудные моменты жизни.

В данном случае, следует считать весьма тревожным факт, что почти треть детей из неполных семей отвергает все возможные варианты советчиков и принимает важные для себя решения самостоятельно.25

Негативное влияние развода на социальную адаптацию детей проявляется не только в рамках межличностного взаимодействия с родителями, но и распространяется на другие сферы жизнедеятельности. В ряде публикаций отличается, в частности, снижение познавательных установок у детей развода, низкая школьная успеваемость и слабая выраженность стремления к достижениям. Эмпирически подтверждено, что дети, растущие в неполных семьях, получают более низкое образование и поэтому имеют впоследствии более низкий уровень доходов. Среди школьников из неполных семей примерно втрое больше успевающих слабо, чем тех, кто учится успешно. По сравнению с полной семьей особенно низкий уровень успеваемости у мальчиков.

В научном мире существует устойчивая точка зрения, неоднократно подтвержденная эмпирическими данными, о слабо развитом стремлении к достижению значимых жизненных целей у детей, испытавших развод родителей.

Преобладающее большинство социальных характеристик детей, переживающих развод, свидетельствует, к сожалению, о негативном характере его последствий на личность ребенка. Специалисты отличают более выраженные негативные последствия ситуации в неполной семье у детей развода, в отличие от детей, потерявших родителей в результате преждевременной смерти. Если последние пережили потерю родителя как следствие несчастного случая, то у переживших развод родителей уход одного из них связан с представлением о предательстве, отсутствии любви и собственной незначимости. Дети развода больше подвержены психологической деформации личности, они чаще имеют низкие самооценки, выше индекс тревожности, больше подвержены комплексам. Так, все без исключения практикующие психологи и специалисты, работающие с последствиями распада семьи, отличают высокий уровень тревожности, свойственной детям развода.

  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации