Управление в социально-культурной сфере - файл n1.doc

приобрести
Управление в социально-культурной сфере
скачать (2402.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2403kb.10.09.2012 15:03скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Электронный учебник по дисциплине

«Управление в социально – культурной сфере».
Раздел I. Научные основы социокультурного менеджмента
Глава I. Деятельность как социальная основа менеджмента
С тех пор как человек стал задумываться о себе самом, о своей жизни и окружающем мире, о природных явлениях и общественных трансформациях, другими словами, когда человек стал рассматриваться с точки зрения человека, его разум стал осознавать постоянное движение в мире. Размышляя над тем, что движет людьми и обществом, какова истинная причина развития и какова природа движущих сил, он стремился найти истоки непрерывных изменений, событий, искал того, кто вершит судьбами людей, кто отвечает за их жизнь, невзгоды и лишения.

Человек как разумный индивид видел, что общество находится в постоянном движении и вектор этого движения, как правило, устремлен в будущее. Общество как динамичная система состоит из огромного числа элементов и подсистем, которые, изменяясь и обновляясь, вступают между собой в связи и взаимодействия. В процессе движения общество постоянно меняется на всех уровнях своей внутренней структуры: на макро­уровне (экономика, культура, политика), на мезоуровне (общности, микроуровне (индивидуальные действия и взаимодействия).

Следовательно, человек и общество не могут рассматриваться как нечто окаменелое и постоянное, в нем ясно видны на разных уровнях сложные, часто противоречивые процессы развития и торможения.

Экономическая, социальная и культурная динамика общества, рычаги управления и преобразования в процессе длительной эволюции человечества и человеческой мысли находили свои вполне определенные объяснения, адекватные каждому периоду развития общества. На каждом витке общественного развития выявляется тот или иной субъект, непосредственно связанный с деятельностью, сущность которой заключается в том, кто действует в обществе и кто испытывает на себе результаты деятельности.

Следовательно, в своей структуре такая форма человеческой активности, как деятельность, четко дифференцируется на субъект и объект деятельности. Субъект - это тот, кто осуществляет деятельность, а объект - это тот или то, на кого или на что направлена деятельность. Субъектом деятельности может стать человек, группа людей, организация, государст­венный или общественный орган. Объектом деятельности становятся предметы и материалы, сферы, области жизни и деятельности людей, при этом деятельность субъекта может быть направлена и на другого человека

Любой вид деятельности всегда начинается с постановки цели. Цель представляет собой осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Любая деятельность состоит из действий, точнее, из цепочки действий, а значит она имеет средства и результат.

§ 1. Научные идеи и теории деятельности
Развитие общества является результатом деятельности людей. Деятельность человека представляет собой процесс, в ходе которого он сознательно и творчески взаимодействует с миром и природой, тем самым возводя себя в статус деятельного субъекта. В ходе исторического процесса материально преобразующей предметной деятельности, человек сформировал в себе весь комплекс своих человеческих качеств.

В процессе своей деятельности человек относится к окружающим его предметам адекватно их природе и особенностям, делает их объектом своей активности, при этом он не просто взаимодействует с природой, а методично и настойчиво включает ее в состав своей материальной и духовной культуры.

В философии деятельность рассматривается как способ отношения к миру; психологи выделяют в деятельности функцию взаимодействия индивида с окружающим миром, дифференцируя деятельность на внешнюю (действия с реальными предметами) и внутреннюю (умственную).

Человек (субъект) выступает как активное начало, он выполняет не только практические, внешние действия, но и действия внутренние, происходящие в его психике. Психика - это не просто картина мира или система образов, рождающихся в соз­нании человека, а вполне определенная форма его жизнедеятельности, обеспечивающая решение многих задач, в процессе взаимодействия с этим миром.

Прогресс человечества определяется, таким образом, не биологическими, а социальными законами. Опыт человека закрепляется социальными способами, воплощенными в материальных и духовных продуктах культуры, путем усвоения внешнего общественного опыта, заложенного в средствах производства, в языке, в книгах, произведениях искусства и т.д.

В психологической науке деятельность анализируется в таких единицах, как действие и операции. Действие имеет ту же структуру, что и деятельность: цель, мотив, объект, на который оно направлено, определенный набор операций, реализующих действие. Действие, как и деятельность, субъективно, поскольку совершается субъектом и всегда выражается в активности кон­кретной личности.

Выбор действия в качестве единицы анализа деятельности впервые выдвинули в своих работах А.Н. Леонтьев, а затем С.Л. Рубинштейн. Еще в 1946 году С.Л. Рубинштейн в работе "Основы общей психологии" писал, что "действие как единица" деятельности - это акт, который исходит из определенных мотивов и направляется на определенную цель; учитывая условия, в которых эта цель достигается, действие выступает как решение встающей перед индивидуумом задачи.

Выполняя то или иное действие, субъект имеет определенное представление и о выполняемом действии, и об условиях, в которых это действие осуществляется, и об очередности операций действия. Выполнение действия в определенном порядке, последовательности и в соответствии с принятыми правилами представляет собой некую совокупность операций, выполнение которых выливается в процесс реализации действия.

Таким образом, субъект действия, совокупность операций и процесс действия вместе с окружающими условиями действия создают целостный структурный механизм, с помощью которого можно осуществлять управление действием.

Ученые называют этот структурный механизм ориентиро­вочной основой действия - как систему условий, на которую реально опирается человек при выполнении действия: а) особенности цели объекта действия; б) характер и порядок операций, входящих в действие; в) особенности используемых инструмен­тов и т.д. (Гальперин П.Я. Введение в психологию. М, 1976. С. 16.). В отличие от деятельности - процесса решения жизненных задач человеком, который побуждается целью, на достижение которой он нацелен, действие побуждается не самой его целью, а мотивом (целью) той деятельности в состав которого оно входит. "В каждом человеческом действии, - отмечает П.Я. Гальперин, - есть ориентировочная, исполнительная и контрольная часть".

Ориентировочная часть действия связана с использованием человеком тех объективных условий, необходимых для успешного выполнения заданного действия, которые вошли в содержание ориентировочной основы действия. Исполнительная часть - рабочая часть действия - обеспечивает заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть действия направлена на слежение за ходом действия, на сопоставление полученных результатов с заданными образцами. С ее помощью производится необходимая коррекция, как в ориентировочной, так и в исполнительной частях действия.

Разумеется, что в разных действиях человека эти части от­личаются по объему и сложности, но действие не сможет быть осуществлено без одновременной работы ориентировочной, исполнительной и контрольной частей. Таким образом, всякое действие человека, включенное в деятельность, представляет собой определенную микромодель управления, в которую входят: "управляющий орган" (ориентационная часть действия; "рабочий орган" (исполнительная часть действия); отслеживающий механизм (контрольная часть действия).

Выполнение субъектом какой-либо деятельности всегда связано с присутствием определенной цели, а она, в свою очередь, формируется на основе мотива. Пытаясь объяснить мотивы деятельности людей, характер их поступков, истоки движущих сил развития общества, ученые разных эпох давали неоднозначные ответы на вопрос о том, что же толкает людей на действия, движет обществом.

Некоторые мыслители объясняли это духовным фактором, считая, что миром правят идеи критически мыслящих личностей. Немецкий философ Гегель развивал в своих трудах мысль о том, что историю человечества вершит некий мировой разум.

Французский просветитель Ш. Монтескье считал, что климатические условия, в которых живет человек, определяют степень развития деятельностного потенциала людей. Мягкий и теплый климат, плодородные почвы, высокая урожайность, по мнению просветителя, тесно связывали людей с землей, поглощали их мысли и физические силы, устанавливали зависимость человека от природы и, тем самым, приглушали все другие помыслы и устремления, в том числе идеи о свободе, общественном развитии и т.д.

Скудные же почвы и суровый климат менее всего связывали людей с землей и земледелием, порождая дух свободы, движения и развития. Таким образом, различные климатические условия создают собственную среду формирования и развития индивидуальных черт, склонностей и особенностей человеческой натуры.

Некоторые ученые, в числе которых видное место занимает М. Вебер, объясняли исторические процессы изменений не одним, а несколькими факторами. В частности, они утверждали, что важные исторические перемены происходили в силу как экономических, так и духовных факторов.

Материалистическая позиция развития общества обоснована К. Марксом, который полагал, что мотивы деятельности людей можно объяснить с помощью главенствующей роли материальных факторов. Прежде чем думать о духовном - искусстве, философии, политике, - утверждал К. Маркс, люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, а, следовательно, производить материальные продукты. Изменения в этом производстве влекут за собой и изменения в других областях жизни людей, поэтому их деятельность, в конечном счете, определяется материальными и экономическими интересами.

Заметим, что интересы человека вызывают состояние тех или иных переживаний, которые побуждают его к деятельности. Переживания связаны с необходимостью удовлетворения определенных потребностей человека, которые определяются не только материальными и экономическими факторами.

Конечно, побуждения к деятельности (как мотив) обусловлены, прежде всего, удовлетворением первичных потребностей (биологических) в пище, тепле, самосохранении, продолжении рода и т.д.

Однако, поскольку потребность - это не только переживаемая и осознанная человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека, но и развития его личности, то становится очевидным присутствие возвышенной потребно­сти - развитие личности. Это - еще одна группа потребностей.

Живя в обществе, личность не может находиться в изоляции от него, она имеет потребность в общении с другими людьми, стремится самоутвердиться и самореализоваться, занять определенный статус и признание окружающих. Эта группа потребностей имеет ярко выраженную социальную направленность.

Древнегреческий философ Аристотель был убежден в том, что человек стремится познавать мир, осознавать смысл своего существования, стремится к знаниям. Знания же раскрывают человеку загадки мира и вселенной, развивают тягу к творчеству, совершенству, искусству. Данную группу потребностей можно отнести к идеальным.

Таким образом, условно потребности можно дифференцировать на три группы: биологические, социальные и идеальные. Такое разграничение относительно, поскольку все они не только взаимосвязаны между собой, но и трансформируются друг в друга. Скажем, биологические потребности становятся социаль­ными, когда, например, вырабатывается определенный ритуал, среда и сервис приема пищи, выбор напитков и блюд, все то, что отличает человека от животного.

Указанная классификация потребностей, заставляющих человека действовать, не является единственной и безупречной. Американский психолог А. Маслоу, например, предлагает иной вариант группировки человеческих потребностей, которые несколько отличаются от вышеназванных.

Физиологические: воспроизводство рода, производство пищи, жилища, одежды, физические упражнения, отдых и т.д.

Экзистенционалъные: безопасность своего существования, комфорт, условия жизнедеятельности, гарантия занятости, уверенность в завтрашнем дне и т.д.

Социальные: социальные связи, общение, привязанности, забота о других, внимание к себе, совместная деятельность и т.д.

Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, достижение успеха, высокая оценка, служебный рост.

Духовные: самоактуализация, самовыражение.

Автор этой теории считает, что первые два типа потребностей являются первичными (или врожденными), а остальные -вторичные (приобретенные). Постепенно удовлетворяя каждый тип потребностей, человек последовательно актуализирует для себя еще не удовлетворенные потребности.

Важными мотивами деятельности являются социальные установки - создание и сохранение семьи; убеждения - устойчивая приверженность к определенным ценностям, идеалам и принципам, которыми руководствуется личность в своих поступках и действиях; интересы - получение образования, создание материальных условий. И потребности, и интересы реализуются человеком осознанно, деятельность по их реализации протекает сознательно под контролем самого человека.

Психологи заметили, что в деятельности часто проявляются и бессознательные действия, которые протекают и без участия сознания, когда человек действуя, не отдает себе отчета. Этой идеи большое значение придавал австрийский психолог 3. Фрейд, а швейцарский психолог К.Г. Юнг показал, что бессознательное является основой творчества личности.

Исследуя проблему деятельности и ее взаимозависимость от мотивов, некоторые немецкие социологи разделяли действия на рациональные - поставленная и продуманная цель; ценностно-рациональные - последовательно направленная планируемая деятельность, руководимая убеждениями долга, доброты, благочестия, достоинства и т.д.; эффективные - обусловленное ду­шевными переживаниями, волнением, эмоциями; традиционные - привычное и знакомое, автоматическая реакция.

Углублению научных знаний о движущих силах общества способствуют современные теории деятельности, являющиеся методологической основой познания социальной природы дея­тельности и без овладения ими современному специалисту в области менеджмента социально-культурной деятельности трудно обойтись.

Историю современной теории деятельности можно проследить, обратившись к трудам ряда зарубежных ученых.

В своей работе "Социология и теория современных систем", опубликованной в 1967 году в Англии, Уолтер Бакли разрабатывает модель коллективного поведения людей как базу социокультурного процесса.

По его мнению, такая модель предполагает работающую систему взаимодействующих компонентов с внутренними источниками напряжения, систему, полностью вовлеченную в непосредственную деятельность с различным внешним и внутренним окружением..."он делает акцент на активную, конструктивную сторону социального функционирования, в результате чего его система "возникает", становится встроенной", "генерирует, вырабатывает идеи и переструктурирует себя".

И, несмотря на то, что во всем этом выделяется некоторое жесткое качество его системы, определенный автоматизм деятельности, его структурно-функциональная модель саморегулирующейся системы явилась значительным прорывом в теоретических взглядах теории деятельности.

Американский социолог Амитай Этциони выдвинул интересную теорию, созвучную сегодняшним взглядам на деятель­ность (Активное общество. 1968. Нью Йорк). Его теория развивает идеи "активного общества", "общества самонаправленности", где основными категориями являются "мобилизация", "социальная активизация".

"Теория социальной направленности, - подчеркивает автор, - отличается от других теорий современной социальной науки тем, что рассматривает мобилизационные силы коллектива и общества в качестве основного источника их собственных преобразований и трансформаций, их отношений с другими соци­альными единицами.

Когда социальная единица мобилизуется, она имеет тенденцию изменять свою собственную структуру и границы, а также структуру той более высокой единицы, членом которой она является". А. Этциони рассматривает человеческое общество как "микроскопическое и непрерывное социальное движение", в котором происходит "интенсивное и постоянное самопреобразование", концентрация этого процесса происходит в коллективах, группах и социальных организациях.

Автор теории социальной направленности задается вопросом: "как данный деятель направляет процесс и изменяет структуру или границы социального целого?"

В теории социальной направленности, кроме того, ставится вопрос о том, "как моделировалась данная структура, как она поддерживалась, как она может быть изменена, где расположены источники движущих сил, кто концентрирует знания и кто способен к исполнению". Следует отметить, что Этциони удалось избежать жесткости и автоматизма его системы и выявить

истинных субъектов деятельности в различных типах коллекти­вов.

Теория "самопроизводящегося общества" французского социолога Алана Турена и идеи его сторонников Мишеля Крозве и Эрхарда Фридберга направлены и против теории развития, и против структурализма, которые, как отмечает Алан Турен в одной из своих работ (Социальные движения. 1977 год), "подчиняют чувство коллективного действия неизбежным законам и требованиям исторической реальности".

Таким образом, они выводят субъект из социально-исторического процесса, рассматривая его как простую инертную частицу системы. Общество и история создаются благодаря коллективным действиям, главным носителем которых, считает А. Турен, являются социальные движения.

"Социальное движение - решающий агент истории, поскольку историческая реальность формируется посредством конфликтов, а также требований, выдвигаемых социальными движениями и придающих специфическую социальную форму культурным ориентациям", -делает вывод А. Турен.

Изданная в Лондоне в 1979 году работа Энтони Гиденса "Центральные проблемы в социальной теории" посвящена "тео рии структурации". Будучи убежденным в том, что социальная реальность по своей природе постоянно меняется, а ее субъект деятельности находится в непрерывных действиях и взаимодействиях с людьми, он предложил преобразовать статистическое понятие "структура" (строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами) в динамическую категорию "структурация", означающую описание коллективного поведения людей. "Наша жизнь происходит в трансформации", а ее основное содержание есть не что иное, как производство и воспроизводство общества.

Следовательно, "изучать структурирование социальной системы означает - изучать те пути, которыми эта система (совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство) в рамках применения общих правил и ресурсов, и в контексте непреднамеренных результатов производится и воспроизводится во взаимодействии", - полагает Э. Гиденс и добавляет -"структурные свойства систем являются одновременно и средством, и результатом практики, в процессе которой формируются данные системы".

Как и вышеизложенные теории, исключая французов, идея структурации Э. Гиденса признает, что конечным движением общества являются люди - деятели ("агенты"), множество индивидов в их повседневном поведении, "человеческая история создается целенаправленной деятельностью, но не является преднамеренным проектом, она постоянно срывает попытки сознательно вести ее в определенном направлении".

Другими словами, если даже историю рассматривать как непрерывный продукт деятельности, как созданную из "событий, двигателем которой является индивид", то это совсем не означает, что продукт совпадает с намерениями.

Более того, Э. Гиденс считает, что характерной чертой людей-агентов является их материальная(телесная, биологическая) конструкция и, следовательно, она подчинена времени и пространству, "телесность человека накладывает строгие ограничения на его способность к передвижению и восприятию".

Таким образом, теоретические идеи Э. Гиденса о субъекте деятельности позволили окончательно понять, что деятельность является воплощением индивидуальных качеств личности человека, человеческое общество формируется не под влиянием систем, движений, а повседневным поведением обычных людей, часто далеких от каких-либо реформистских намерений.

Разделение трудовых функций между несколькими людьми приводит к появлению действия, а побуждение индивида к действию достигается в результате выполнения каждым участником коллективного труда своего действия. Естественно, что каждое отдельное действие, само по себе, жизненного смысла не имеет и цели не достигает. Следовательно, общественные условия деятельности играют решающую роль в обеспечении мотивированного отношения индивида к коллективным целям.

Однако на этом анализ проблем, связан-ных с деятельностью не заканчивается. Неко-торые исследователи выдвигают теории, в ко торых человеческая деятельность, несмотря на разнообразные проявления и при всей своей оригинальности все же организуется и управляется. И происходит это в основном за счет действия социально определенных правил, или даже систем правил.

Данную теорию выдвинул шведский социолог Торгни Сегерштедт, представитель "школы Уппасалы" (Уппасале - город в Швеции). Он считает, что "каждый вид взаимодействия и кооперации должен предполагать некоторые общие нормы. Лишь имея общие нормы и общезначимые символы, мы можем предсказывать" (Природа социальной реальности. Стокгольм. 1966.).

Эти идеи развивает Том Берне и Елена Флэм в работе "Формирование социальной организации", опубликованной в 1987 году. Они подчеркивают сложную структуру социальных правил и подразделяют их на три типа "модулей":

1.Системы правил включают в себя правила, "зависящие от контекста и обладающие временной спецификой, - правила, применяемые для структурирования и регулирования социальных взаимодействий, выполнения определенной деятельности, специфических заданий, или взаимодействие в социально обусловленных формах".

2.Режимы правил поддерживаются социальными санкциями, органами власти и контроля и, следовательно, приобретают объективный, внешний характер в человеческом восприятии. Они близки к тому, что обычно называется инструкциями.

3.На индивидуальном уровне системы обращаются в "грамматику социальных действий", используемую для струк­турирования и регулирования взаимодействий друг с другом в определенных ситуациях или сферах деятельности.

Таким образом, все три типа "модулей": система правил, режим правил и грамматика рассматриваются как продукт человеческой деятельности, а не как данность. Люди изменяют правила, формируют новые тремя способами: создавая, интерпретируя (встраивая в систему) и применяя их.

Эти процессы не проходят гладко, они являются причиной социальных конфликтов и борьбы, выступают своеобразной "политикой" формирования правил. Авторы этой теории справедливо считают, что, возникая в человеческих действиях, правила систем, в свою очередь, влияют на них.

Такая двойственность предопределяет, что, с одной стороны, социальные правила систем организуют и регулируют такие социальные взаимодействия, как обмен, экономические, технологические связи, определяют, кто допускается к участию, какие взаимодействия считаются законными, где и как они могут и должны выполняться и т.д.

С другой стороны, процессы взаимодействия служат основой для последующего формирования и изменения систем правил, а также для их интерпретации и применения.

Круг зарубежных ученых, внесших свой вклад в развитие теории деятельности, замыкает Маргарет Арчер. В своих работах " Культура и деятельность" (1988г.) и "Морфогенез социальной организации" (1989г.) она выдвигает тезис, который встраивает в процесс деятельности и культуру.

Положение о том, что "деятельность не только способствует структурным и культурным изменениям, но и сама изменяется в ходе этого процесса", позволяет выделить гуманитарные черты деятельности - способность к размышлению и анализу, стремление к новациям, возможность реализации человеческих способностей к творчеству, познанию и т.д. Указанные черты в различных сочетаниях проявляются как у "первичных агентов" (личностей), так и у "корпоративных агентов" (групп).

Представленные научные идеи и теории деятельности мыслителей, разумеется, далеко не исчерпывают всего объема научных и теоретических воззрений по данной проблеме. Она достаточно подробно и глубоко исследована в работах современных социологов, политологов, философов и психологов.

Вопросы для самопроверки

1. Мотивация деятельности во взглядах Аристотеля, Гегеля, Ш. Монтескье, К. Маркса.

2. Классификация человеческих потребностей, мотивирующих деятельность.

3. Зарубежные психологи о социальных мотивах деятельности.

4. Деятельность как воплощение индивидуальных качеств личности.

5.Общество как саморазвивающаяся система.

6. Правила социальной организации.
§ 2. Генезис субъекта действия
Деятельность людей разворачивается во всех сферах жизни, и развитие общества - это результат их усилий. При этом человеческая деятельность обусловлена исторически складывающимися условиями.

На первоначальной стадии развития общества в представлениях людей субъект движения и действия находился за предела ми земного, человеческого и социального мира, он относился к области сверхъестественного, божественного предназначения.

Считалось, что людьми, всеми событиями на земле под видом сил природы, персонифицированных духов и богов правит некая недосягаемая и непостижимая человеком всевышняя метафизическая сила. Она приносит блага и совершает суд на земле, устраивая и контролируя индивидуальную, групповую и коллективную жизнь, человеческие и социальные истории, войны и катаклизмы, жизнь и смерть.

Этот всевышний субъект действия как бы находится над всеми событиями на земле и обществе, он регулирует и управляет процессами движения, расцвета и упадка. На этой стадии развития общества человек осознает себя полностью зависимым, считает себя подчиненным высшим и непредсказуемым для него движущим силам, которые вершат историю, управляют судьбами людей на земле.

На последующей стадии в поисках субъекта деятельности люди начинают представлять, что человеческое общество, его развитие и изменение зависят от естественных сил - физических, климатических, географических, биологических и даже астрологических. Субъект деятельности теперь был спущен на землю, приблизился, но все еще находился вне общества, вне человечества, отводя людям роль послушных исполнителей воли и предначертаний природных сил.

Этот субъект деятельности был уже более секуляризирован, т.е. независим от магических и религиозных верований, мифов, руководствовался идеями и правилами "мирских" или "земных" аргументов и просчетов, но собственно социальных ролей в динамических процессах действия человеку не отводилось, по-прежнему история вершилась где-то над ним.

В процессе дальнейшего развития общественного сознания, поиска истинных побудителей движения, действия, изменений в обществе и на земле энергию субъекта действия начали приписывать человеческим индивидам, но далеко не всем, а только избранным.

Речь шла о выдающихся и великих людях: пророках, героях, лидерах, гениях, изобретателях и т.д. Им отводилась исклю­чительная роль двигателей общества, хотя их харизматические качества не связывались с ними, а считались врожденными, генетически наследуемыми и индивидуально развиваемыми.

Такой субъект действия представляется уже более гуманизированным, но он еще не полностью социализирован, что произошло с появлением социологических теорий об обществе как саморегулирующейся и самотрансформирующейся целостности. Субъект деятельности в таком обществе социализируется и уже рассматривается как сила социального организма, направленно проявляющаяся в социальной, экономической и культурной жизни, приводящая к развитию и изменению указанных направлений общественного развития.

Дальнейшие поиски субъекта деятель ности привели к личностям, исключительная роль которых рассматривалась как результат мистического проявления творческой энергии общества, а не как их врожденное свойство. Люди видели в них сконцентрированное воплощение социальных настроений, исторических традиций и т.д. Они были лидерами потому, что знали, как поддерживать тех, кто за ними шел, манипулируя ресурсами, изменяя способы их распределения, обмена, условия взаимодействия.

Настоящим прорывом в поисках субъекта деятельности стало перемещение этого субъекта ("агента") из статуса великой личности в область социальных ролей, когда каждому индивиду принадлежит своя (хотя и маленькая) роль в целостном процессе социально-экономической, культурной и других сферах, приводящих общество к позитивным изменениям, следствием которых является совокупный результат деятельности всех людей.

Как в экономике из многочисленных и разрозненных решений, принимаемых бесчисленными производителями и потребителями, покупателями и продавцами, возникает энергия действия, так и в социокультурной сфере в повседневной практике люди создают, воссоздают и преобразуют свою собственную жизнь и свое общество.

Следует подчеркнуть при этом, что результат деятельности людей, проявляющийся в виде социально-экономических преобразований и изменений, часто не является преднамеренным, так как действия членов общества обусловлены частными побудителями, осуществляются в эгоистических целях.

Однако не все люди действуют изолированно. Экономическая, политическая, социальная, культурная жизнь общества функционирует на основе преднамеренного, планируемого действия, когда в процесс включаются коллективные, корпоративные и групповые действия, дополняя сеть спонтанных действий отдельных индивидов.

Таким образом, движущая энергия общества находит свое воплощение в коллективных, корпоративных субъектах, кото­рые действуют преднамеренно. При этом одни субъекты в виде крупных монопольных организаций, близких к властям, да и сами законодательные органы и правительства действуют "сверху", выдвигая для решения свои корпоративные интересы, а другие - организации, группы поддержки и давления, лобби, организованные структуры действуют "снизу", освобождая дорогу для реализации своих задач.

Такое взаимодействие в основе своей образует и сегодня способ движения в обществе, и в целенаправленную деятельность этих сил вовлекается многочисленная масса активных индивидуальных деятелей.

В качестве вывода можно сформулировать следующее: в современном обществе субъект деятельности представлен в виде индивидуальных и коллективных деятелей. Но при этом особенно важно попытаться обнаружить секрет их действия и механизмы, с помощью которых они производят и воспроизводят социально-экономическую и социально-культурную реальность современного общества, обеспечивают социальный прогресс. Субъекту в обществе присуща не только такая форма активности, как деятельность по приспособлению ее к окружающей среде, но и деятельность по ее преобразованию.

Можно сказать, что прогресс общества - это плод индивидуальных человеческих разнонаправленных действий, но не проявление, как считалось, божественной воли, благих намерений великих личностей или только автоматического действия социальных механизмов.

В первом случае движущими силами прогресса выступает человеческая деятельность, активность, он непосредственно связан с деятельностью людей, но при этом имеет ограничен­ность, так как он может происходить, но может и не происходить в зависимости от действий, предпринимаемых людьми, следовательно, требует активного, творческого, конструктивного действия.

Во втором случае движущие силы прогресса выносятся за рамки человеческих возможностей, прогресс становится как бы автоматически возможным, происходит сам собою, саморазвивается и в нем допускается пассивное, адаптивное поведение людей типа: "человек предполагает, а бог располагает" или "поживем, увидим".

Признавая, что прогрессивные изменения в обществе осуществляются людьми, следует признать, что действия людей - это лишь не обходимые, но далеко не достаточные условия прогресса, да и не всякий субъект деятельности (действия) бывает прогрессивен, как и направленные изменения могут быть не только прогрессивными, но и регрессивными. Следовательно, у субъекта деятельности существенными являются его личностные черты.

Важнейшее значение имеют такие личностные характеристики деятелей (исполнителей), которые обеспечивают дина-мизм, целенаправленность в достижении целей. Это люди творческие, способные к выдвижению новых идей, ориентированные на достижение определенных целей.

Но встречаются деятели (исполнители), которых характеризует пассивность, консерватизм, стремление удержать достигнутое; они стремятся к автономии, независимости, цельности своей личности или, наоборот, демонстрируют конформизм (зави­симость от влияния других людей), адаптивность; могут объективно оценивать реальную социокультурную, экономическую ситуацию, но могут пребывать в иллюзиях несуществующей действительности. Именно наличие тех или иных качеств деятеля (исполнителя) определяет степень прогрессивных или тормозящих результатов деятельности.

Весьма существенными факторами влияния на субъекта являются структуры, в которых разворачивается его деятельность. По своим характеристикам типы структур (организации, фирмы, ассоциации, компании и т.д.) весьма разнообразны, плюралистичны, разветвленные или, напротив, ограниченные, простые, обладающие упрощенным набором и выбором возможностей.

Они могут быть открытыми, гибкими, многовариативными, либо жесткими, закрытыми, догматичными, отвергающими новшества, новации. На субъекта деятельности оба типа структур оказывают решающее влияние, диктуют стиль и манеры поведения, деятельности и управления.

Двоякое воздействие на деятеля-исполнителя оказывают естественные окружающие условия. Естественная окружающая среда, будь она богата ресурсами или скудной и неблагоприятной, всегда объективно обуславливает субъекта, ставит определенные границы содержанию и направленности его деятельности. В таких условиях он выстраивает свое поведение всегда не однозначно.

Одни субъекты стремятся во что бы то ни стало преодолеть естественные преграды, покорить и приспособить их к своим целям, другие, напротив, приспосабливают себя к естественной среде и пассивно подчиняются ей. Таким образом, субъективное, индивидуально-человеческое отношение к естественной окружающей среде раскрывает наиболее характерные черты каждого субъекта деятельности.

Культурный уровень субъекта деятельности определяется его отношением к традициям своего общества. Каждый человек, соприкасаясь с определенным набором традиций, культурных норм, ценностей, обычаев, обрядов, идей, манер поведения, не только воспринимает и усваивает их такими, какие они есть, но всегда делает свой выбор и, формируя свое отношение к прошлому, он выбирает и свое будущее.

Субъекты деятельности, социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в то же время отвергают другие. Это есть выражение объективного и субъективного уровней, взглядов на традиции. На этом острие дифференцируются субъекты деятельности, расслаиваясь на множество направлений в ориентациях на ту или иную историческую эпоху, рассматриваемую в качестве "подлинно" традиционной и образцовой.

На втором, субъективном уровне бережному отношению к традициям, стремлению следовать им может быть противопоставлено огульное отрицание прошлого (что типично для общества, вступившего в перестройку своей социально-политической и экономической системы, а также для молодого поколения любого общества).

Черты субъектов деятельности существенно дифференцируются по их личностному отношению к будущему. Одни субъекты испытывают оптимизм и надежду, верят, что человеческие усилия влияют на будущее, в своей деятельности они строят и реализуют долгосрочные проекты и планы.

Неверие в будущее, пессимизм и отчаяние, неуверенность в созидательную силу человеческой деятельности, ожидание скорого краха, нежелание прилагать усилия, вкладывать интеллект, капиталы в будущее формируют черты субъекта прямо противоположные оптимисту: приспособленчество, сиюминутная выгода, жизнь "одним днем".

Таким образом, характерные черты субъекта деятельности можно разделить на две категории, хотя в реальной жизни все гораздо сложнее, эклектичнее и не всегда укладывается в предложенные схемы.

Тем не менее, важно различать: будет ли субъект стремиться своей деятельностью что-то изменить в обществе и на основе какой мотивации осуществляет ориентированные действия; будет ли он способен действовать, насколько сформированы его поведенческие возможности, направленные на деятельность.

Субъекта деятельности можно считать прогрессивным,а следовательно, перспективным только в том случае, когда он сочетает в себе две исходные предпосылки: мотивации и возможности, другими словами, если он не только хочет, но и может действовать.

Оптимальный субъект, генерирующий черты прогрессивно ориентированного деятеля складывается при условии сочетания в нем личностных качеств и внешних факторов:

- творчество, независимость, восприятие реальности;

- оптимистичный, долгосрочный взгляд на будущее и его планирование;

- устойчивая и уважаемая традиция;

- благоприятные и активно воспринимаемые естественные условия;

- гибкие, разнообразные и экономически развитые структуры деятельности.

Все вышеизложенные качества субъекта деятельности рассмотрены нами с внешней стороны, когда на субъекта, погруженного в естественно сложившуюся деятельностную среду, влияют определенные организационные, материальные, социально-культурные структуры.

Но не менее важно разобраться и понять действия прогрессивно ориентированного субъекта, который помещен в жизненные условия, обстоятельства и ситуации. Смоделировать образ действия субъекта дают возможность такие понятия, как: свобода и способность выходить за пределы собственных возможностей (в науке это называют "сомотрансценденция").

Трудно усомниться в том, что творческий, жизнеустремленный, ориентированный на прогресс деятель в определенной степени свободен. Ему присущи и негативная свобода (свобода от кого-то, свобода от чего-то), которая дает возможность сохранить свою независимость от довлеющих над ним обстоятельств, действовать в пределах определенного поля напряжений, выборов и шансов, и позитивная свобода (свобода делать что-то), которая позволяет влиять, моделировать, преодолевать трудности и обеспечивает определенную степень власти и контроля над обстоятельствами.

Но все же наиболее определяющей чертой делового субъекта является способность к самотрансцендентности, то есть способность выходить за собственные пределы, прорываться через сложившиеся трудности, преграды, в разумных пределах "переходить границу". Такая самотрансценденция может распространяться на такие виды деятельности субъекта, как:

- трансценденция природы посредством ее покорения, контроля и регулирования;

- трансценденция социально-культурных структур посредством отказа от прежних догм и представлений;

- самотранценденция через обучение, тренировки, самоконтроль, продвижение по службе и др.

Следовательно, способность к самотрансценденции высвобождает важнейшие черты субъекта деятельности: склонность к инновациям, выдвижение оригинальных идей, новых проектов; стремление к расширению опыта, багажа знаний, мастерства, стратегии, технологии, которые приобретаются в производственной, экономической, социально-культурной практике.

Реализация потенциальных возможностей субъекта деятельности стимулирует прогресс, при этом сам субъект также прогрессирует. Поэтому деятельность можно представить как специфическую форму отношения человека к окружающему миру, содержание которой несет в себе преобразования в интересах людей.

Она включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. В конечном счете, деятельность является условием существования человека и общества.

Вопросы для самопроверки

1. Выделите основные этапы развития субъекта действия.

2. Корпоративные интересы субъектов деятельности в общественном прогрессе.

3. Характеристики субъекта деятельности.

4. Культурный уровень субъекта деятельности.

§ 3. Хозяйствующие структуры и деятельность
Теперь, когда проанализированы основные теории деятель­ости, можно более основательно заняться рассмотрением открывшихся нам видов, типов менеджмента и проблем, составляющих основу управленческой деятельности: структуры деятельности, видов деятельности, взаимосвязей труда и деятельности, традиционной и инновационной личности менеджера, условий развития менеджмента в России.

Структура как внутренняя форма организации системы и менеджеры, действующие в ней, представляют собой единое целое, но с двумя полюсами притяжения. Взаимная зависимость структуры и деятельности (менеджеров) раскрывается в процессе практики, попеременно опираясь друг на друга, они выявляют внутренние ресурсы, потенциал.

Практика как сознательная, целеполагающая, целесообразная, материальная деятельность является своеобразным "перекрестком", где встречаются операции и действия, в виде оперирующих структур и действующих менеджеров.

Операции и действия исходят соответственно из двух полюсов - общности структуры и индивидуальности. Связь между деятельностью и практикой можно условно назвать режиссерским термином "событийность", т.е. действие, когда происходит слияние, раскрытие структур и мобилизация усилий менедже­ров.

Действие и практика в данном случае суммируют определенные свойства соединения структуры (их способности к операциям) и менеджеров (их способности к действию), другими словами, слияния структурных обстоятельств и способностей менеджеров.

Структурные обстоятельства следует рассматривать в виде ресурсов и возможностей, ограничений и напряженностей, находящихся в потенциале существующих структур. Способности менеджеров определяются умениями и талантами, мастерством, знаниями, субъективными отношениями и организационными формами менеджмента внутри временных и постоянных групп. Схематично процесс деятельности и практики можно просле­дить на схеме 1.

Схема !

Внутренний потенциал Результат (действительность)
Структуры-" ► Раскрытие Оперирование
построение структуры

(организации, учреждения, предприятия,

фирмы, кор­порации

--- организация -----

(деятельность менеджеров)

^

Деятельность Событийность__ Практика
(реальность)

формирование. менеджмента

^Менеджеры- ► Концентрация "^"Действие

(агенты, субъекты дея- тельности
управленческих усилий
I

)

Следует добавить, что первоначальный внутренний потенциал (структура, деятельность, менеджеры) в процессе раскрытия структуры, событийности и формирования менеджмента, реализуясь в результат (оперирование, практика, действие), претерпевает позитивные, а иногда негативные изменения. Вступая в новый временной цикл, такой процесс повторяется в новом качестве, а в результате возникает модифицированный или но­вый вид деятельности.

Если в результате деятельности происходят какие-то события, а социальные условия для осуществления практических действий меняются, то она находит выражение в новой практике, которая в свою очередь соединяет деятельность новых структур и действия новых (деятелей) менеджеров.

Затем новая практика начинает аналогичный цикл, изменяя структуры и субъектов, модифицирует деятельность и способы ее реализации, что приводит к появлению следующего модифицированного вида практики.

Эта цикличная последовательность продолжается постоянно, воспроизводя накапливающиеся изменения в структурах и субъектах деятельности.

В этой связи будет уместно привести тезис К. Маркса и Ф. Энгельса, который они изложили в работе "Немецкая идеология" при анализе человеческой деятельности. В ней об индивидах говорилось следующее: "Их деятельность и материальные условия их жизни, - есть те, которые они находят уже готовыми, так и те, которые созданы их собственной деятельностью". В данном случае речь идет опять же о цикличности процесса деятельности В процессе деятельности, будь то менеджер или рядовой исполнитель, выполняют тот или иной набор работ, соот ветствующий определенному характеру деятельности. Всякая целесообразная дея­тельность человека, направленная на созидание материальных и духовных благ, необходимых для существования человека, связана с трудом. Но понятие "деятельность" более широкое в отличие от категории "труд".

Труд включает в себя целесообразную деятельность, или сам труд, средства труда, результат труда. Характер же самого труда обусловлен определенными видами деятельности. Разделение труда влечет за собой выделение практической и теоретической форм деятельности.

В зависимости от многообразных потребностей складывается и многообразие конкретных видов деятельности людей, каждый из них, как правило, включает в себя элементы практической и теоретической деятельности.

Описанию видов человеческой деятельности посвящена работа видного отечественного ученого М. Кагана "Человеческая деятельность" (1974 г.).

Автор предложил четыре "первоэлемента" человеческой деятельности, как необходимые и достаточные для реализации в социуме: практически-преобразовательная деятельность; про­дуктивно-творческая деятельность; ценностно-ориентационная духовная деятельность; деятельность, связанная с социальной коммуникацией.

В практике реальной жизни такие абст-рагированные структурные элементы дея тельности не существуют обособленно, они взаимодействуют, скрещиваются, содействуют друг другу, но могут сохранять свою относительную самостоятельность.

Интерес представляют все четыре вида деятельности, возможно не в равных пропорциях. Если рассматривать менеджмент в обобщенном представлении основных функций управления, как функциональную деятельность в сфере управления, эффективное и производительное достижение целей организации, то предпочтительнее соотносить его с практически-преобразующим видом деятельности. Хотя и здесь трудно обойтись без коммуникативной функции менеджмента (работа с людьми, подбор кадров и т.д.), что свойственно такому виду деятельности, как социальная коммуникация.

Изучение же менеджмента в таком специализированном виде, как социокультурный менеджмент, предполагает включение в качестве предмета анализа и все четыре вышеназванные вида деятельности, так как социокультурная деятельность по своей природе и практически-преобразовательная, и продуктивно-творческая, и ценностно-ориентационная, духовная и коммуникативная.

Такое многообразие видов деятельности, включенных в структуру социокультурного менеджмента, объясняется продуктом, производимым его усилиями и энергией, целями, планированием и организационными ресурсами.

Специфический характер социокультурного менеджмента обязывает особенно внимательно относиться к творческой деятельности, которая пронизывает все виды и направления работы социокультурных учреждений.

Творчество - это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные продукты. В творчестве принимают участие все духовные силы человека, в том числе воображение и приобретаемое в обучении и практике мастерство, реализуемые в осуществлении творческого замысла.

Большинство специалистов, работающих в социокультурной сфере, можно отнести к числу людей творческих профессий, но и другая часть специалистов, у которых деятельность определенным образом регламентирована правилами, находит решения задач в ситуациях, имеющих известную степень неопределенности. Творчество проявляется здесь в деятельности, создающей новую информацию, новые нестандартные приемы, предполагающие самоорганизацию

Наиболее тонкими гранями должны обладать механизмы управления творческими процессами. Можно сказать, что работа с творческими людьми, которые являются творцами продуктов культуры: художники, композиторы, исполнители и др., не поддается управлению, она направлена, прежде всего, на создание условий для их творческой реализации.

Потребность, побуждающая к творческой деятельности, проистекает из воображения и фантазии, отображенных в сознании творца в необычных, новых сочетаниях и связях. Воображение дает возможность предвидеть возможные изменения, далеко опережающие действительность. Такой компонент творческойдеятельности, как фантазия, позволяет создавать новые образы, конструкции и модели в искусстве, науке и реализовывать их в материальных и духовных продуктах.

Указанные категории, составляющие природные основы творчества, окутанные тайной личностного переживания творца, вряд ли могут соседствовать с традиционными моделями управления. Функции управления в творческом процессе могут быть очерчены такими смыслами, как сопереживание, поддержка, свобода и раскрепощение, демонстрация результатов творчества. Подтверждением этого служат взгляды на природу творчества Н.А. Бердяева, который рассматривал творчество как интуицию, "внутреннее познание" и как реализацию продуктов твор­чества, называемую мастерством, искусством.

Реализуя первый творческий акт, человек (творец) свободно познает внутри себя самого. Во втором творческом акте он связан с окружающим миром, материалами и предметами мира, зависит от других людей, управляющих систем, - говоря словами Н.А. Бердяева, - он уже "отяжелел и охлажден".

"Творческое горение, творческий взлет, - пишет философ, - всегда направлен на создание новой жизни, нового бытия, но в результате получаются охлажденные продукты культуры, культурные ценности, книги, картины учреждения, добрые дела".

В искусстве управления творческой деятельностью менеджер лучше всего преуспеет через собственное приобщение к такой деятельности. Следует решать трудные, нестандартные задачи, общаться с искусством, развивать собственное воображение и фантазию, находить наилучшие комбинации решения проблем. Не только творец, но и менеджер, работающий в культуре, не должен забывать известное изречение великого русского композитора П.И. Чайковского: "Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых".

Регулирующие функции социокультурного менеджмента распространяются и на другие виды деятельности в социокультурной среде. Невозможно, например, представить культурно-досуговое учреждение, в котором бы не осуществлялись игровые виды деятельности, познавательная деятельность людей и, наконец, - общение как вид деятельности.

По поводу последнего указанного вида деятельности необходимо сделать оговорку, поскольку не все ученые и специалисты с ним соглашаются, считая, что общение не является деятельностью, а выступает лишь как условие какой-либо деятельности, или как самостоятельное явление, как вид активности наряду с разнообразными видами деятельности.

Можно согласиться или отрицать ту или иную точку зрения на роль общения в жизни людей, но несомненно одно - в социокультурном процессе общение выступает как вербальная творческая, познавательная, просветительная, информационная, обучающая, развлекательная и игровая деятельность, свойственная большинству форм организации людей.

Таким образом, менеджмент социокультурной сферы, опирающийся на деятельностные основы человека, ставит и решает задачи развития таких видов деятельности, которые согласуются с социальной природой человека, выявляют и развивают его способности, виды и способы познавательной активности. Деятельностный подход в управлении социокультурной сферой означает не подавление или навязывание установок, противоречащих природе социокультурной деятельности, а максимальный учет ее миссии, согласованности с управляемой системой.

Вопросы для самопроверки

  1. В чём заключается смысл действия менеджера и операций в структуре организации?

  2. Tpyд и его обусловленность определенными видами дея—тельности

  3. Виды деятельности и их взаимосвязь с социокультурным менеджментом.



§ 4. Закономерности развития социокультурной системы
В обыденной практике, а иногда и в печати встречаются суждения, в которых термины "социальная система" и "социально-культурная система" рассматриваются либо как синонимы, либо близкие друг другу понятия, но практически невозможно встретить сколько-нибудь убедительных, обоснованных научно толкований отличительных признаков указанных терминов.

Определенная эклектичность в исходных понятиях усугубляет процесс усвоения и производных соотношений терминов: "социальная сфера" - "социально-культурная сфера", "социальная деятельность" - "социально-культурная деятельность", "социальный менеджмент" - "социально-культурный менеджмент","социальное управление" - "социально-культурное управление"и т.д.

Действительно, непосвященному читателю, не специалисту в этих областях трудно разобраться и выделить отличительные признаки в терминологии и сути этих понятий. И в первой группе понятий, и во второй превалирует социальная составляющая, а культурные смыслы во второй группе воспринимаются как малозначительные, поглощающиеся социальной доминантой.

Между тем социокультурная система в значительной мере связана с большой силой эстетического и духовного воздействия на все стороны жизнедеятельности человека. Социокультурная система здесь не просто "сопровождает" или "обрамляет" социальную и культурную реальность, но и активно включена в нее.

Когда речь идет о тенденциях и закономерностях развития социально-культурной системы, следует одновременно иметь в виду как те или иные черты образа жизни личности в этой системе, так и определенную направленность развития самой системы, основных ее элементов и частей.

Здесь "социальное" и "культурное" не только тесно взаимо­действуют, они включены одно в другое, функционирование социокультурной системы становится процессом.

Согласно основной идее теории систем, целостная социокультурная система состоит из множества элементов, которые объединены различными взаимосвязями.

Она представляет собой обобщенный, суммарный результат состояния многих социальных и культурных компонентов, таких, как: конечные элементы (активная и массовая культуро-творческая деятельность людей); взаимосвязи элементов (социокультурные связи, межличностные отношения, культурные обмены, взаимодействия, общение и т.д.); функции элементов системы как целого(необходимость определенных культурно-нормативных действий для сохранения культуры); границы (расширение возможностей для включения людей в культурные процессы); подсистемы (численность коллективов самодеятельного творчества, любительских объединений и клубов по интересам и других клубных формирований); окружение (создание условий для культурной деятельности, взаимодействия с соседними социокультурными системами).

Целостная социокультурная система, как и всякая другая, образована на основе составляющих ее элементов, каждый из них, в то же время, может представлять собой самостоятельную систему, если ее рассматривать обособленно или как подсистему в целостной социокультурной системе.

Системообразующими элементами выступают социокультурные институты: государственные, негосударственные, частные и общественные органы, организации и учреждения, которые обеспечивают накопление, хранение и передачу культурных ценностей и культурного опыта, освоение культурных, образовательных, творческих форм деятельности людей.

Сюда же входят многочисленные объекты учреждений социально-культурной сферы: Дома культуры и клубы, библиотеки, театры, музеи, выставочные залы, парки культуры и отдыха, цирки, концертно-зрелищные учреждения, кинотеатры, спортивно-оздоровительные, курортно-санаторные, туристические учреждения и т.д. К системообразующим элементам относятся государственные и общественные комитеты, фонды и ассоциации (защиты ребенка, материнства и детства, инвалидов, ветеранов, социальной защиты населения, сохранения культуры, поддержки молодых дарований и т.д.).

Главной задачей социально-культурных институтов является объединение усилий людей для совместной деятельности по удовлетворению разнообразных потребностей человека, созданию условий для удовлетворения его социальных, культурных, творческих устремлений и жизненных проблем.

Таким образом, социально-культурная система является важнейшим компонентом общественной жизни социума, целенаправленно выполняя функции: кулътуросохранения, кулътуротворчества, просветительства, обучения и воспитания, социально-защитные, исследовательские, проектные, коммуникативные, рекреации, досуга и развлечений, информационно-рекламные и др.

Субъекты социокультурной системы имеют следующие характеристики:

а) социокультурные признаки обеспечения рациональности, эффективности, дисциплинированности, организованности, ра­зумности, скоординированности действий;

б) способность к осуществлению социокультурного про­
цесса, формирующегося и развивающегося в ходе практической деятельности, обучения и воспитания;

в) ценностные ориентации, потребность и интересы, которые формируются в ходе социокультурной деятельности и, в силу этого, имеют социокультурный характер;

г) знания, без которых невозможна социокультурная деятельность;

д) навыки и умения, необходимые для социокультурной деятельности.

Решая внутренние целевые задачи, социокультурные институты в различных организационных формах обеспечивают взаимодействие между собой, заключая на разных уровнях соглашения, контракты, договора, программы, способствующие развитию социокультурной сферы; проводят совместные семи­нары, конференции, фестивали, смотры, конкурсы; выдвигают от имени своих организаций в исполнительные, законодательные, представительные и общественные органы управления и руководства социально-культурной деятельностью своих представителей.

Для того чтобы сохранить логику последовательности в освоении материала и плавно перейти к изучению социально-культурной деятельности, необходимо уточнить еще раз неко­торые положения относительно состава структуры социокуль­турной системы, надежности или неустойчивости ее организа­ционных моделей.

Социокультурная система может об­рести равновесие или неустойчивость, консенсус или несогласие, гармонию или противоречия, процветание или кризис в зависимости от многих факторов. Прежде всего, отметим, что социокультурная система находится в постоянной зависимости от двух факторов: природной потребности в культурном развитии и уровня сознания людей.

Человек, как известно, не может существовать вне среды своего обитания. Он живет в определенном пространстве и времени, использует естественные ресурсы, воздействует на характер социокультурной среды, и, в этом смысле, его социальная и культурная жизнь как бы погружена в нее.

Культурная среда является первичным и необходимым окружением социального и культурного мира человека. Вместе с тем, люди, являясь разумными, мыслящими существами, используя символы, знаки, формируют верования, общение друг с другом, погружаются в мир культуры, как собственной, так и своих современников, и даже предшественников, и их невозможно представить вне этого процесса

Структура социокультурной системы развивается в двух взаимосвязанных направлениях: во-первых, определяющих от­носительно широкие структуры, в которые социокультурная система входит как подсистема, и с которыми она взаимодействует, во-вторых, характеризующих строение и внутреннюю связь составных частей социокультурной системы, ее подсистем (компонентов).

К первому направлению развития социокультурной системы следует отнести процессы, связанные с укреплением материальной базы субъектов системы, управлением и руководством, подготовкой профессиональных кадров, разработкой концепции культурной политики.

Следовательно, социокультурная система в широком понимании - это деятельность социальных объектов, связанная со "второй", внебиологической природой человека. В процессе деятельности этой системы осуществляется развертывание, реализация и развитие сущностных социально-культурных сил социальных субъектов.

Следует подчеркнуть, что совокупность социокультурных институтов может рассматриваться как вполне устойчивая система, равно как и каждый отдельный социокультурный институт является материализованным стабильным объектом.

Ко второму направлению развития самой социокультурной системы следует относить культурные и культуротворческие процессы, протекающие внутри каждого субъекта системы и процессы, являющиеся результатом взаимодействия между этими субъектами.

Структура коллективных групповых и индивидуальных отношений в этой системе и социальных институтах не является "твердой" и неизменной. Они, скорее всего, представляются в виде эластичных систем взаимоотношений.

В этом смысле большое значение приобретают два обстоятельства. С одной стороны необходимость сосредоточить внимание на всепроникающих динамических качествах социально-культурной практики, то есть на изучении постоянных и временных коллективев, групп и личностей в социокультурном процессе движения, с другой рассматривать коллектив, группу и личность не как постоянный объект, а как дематериализованное социокультурное, постоянно изменяющееся явление.

Такая чисто динамическая или процессуальная установка изучать события, а не вещи, процессы, а не состояния дает воз­можность рассматривать социокультурную систему не в статичном, стабильном состоянии, а в ее процессе, не как жесткий объект, а как постоянный и бесконечный процесс.

В самом деле, любой коллектив, общность в социокультурной системе или отдельном учреждении может существовать лишь до тех пор, пока внутри него идет процесс, что-то происходит, случается, что-то меняется.

С уверенностью можно сказать, что социокультурная практика существует в процессе изменений различной скорости, интенсивности, ритма и темпа, так как при отсутствии динамики останавливается движение, нет изменений, наступает застой.

Такой подход в анализе является более объективным, так как сама жизнь представляет собой не что иное, как движение, изменение, побуждаемые стремлением к продуктивной деятель­ности.

Динамичность СКД

Социально-культурная деятельность представляется межличностной (межиндивидуальной) реальностью, в которой существует сеть связей, привязанностей, зависимостей, обменов, личных отношений.

Иными словами, она является своеобразной социокультурной тканью, соединяющей людей друг с другом. Она может расширяться и сжиматься, так как индивиды встраиваются в нее или выходят из нее. Она усиливает или ослабляет качество взаимосвязей, например, - от знакомства и привязанности к совместной социокультурной деятельности.

Она концентрируется и расслаивается, сближается и отдаляется, создавая или разрушая временные и постоянные коллективы. Их существование в качестве реальных объектов является иллюзорным, так как реально видны постоянные процессы группировки и перегруппировки, организации и реорганизации, процессы "структурирования" и формирования, а не стабильные группы, стабильные организации, формы, жесткие модели и структуры.

В социокультурных системах протекают динамичные процессы во всех формах взаимодействия людей, и на них с разной интенсивностью и силой воздействуют как социальные регуляторы и нормативные установки, так и альтернативные потенции свободы.

Известный русский культуролог Э.А. Орлова, например, считает, что категория регулятивных и референтных (референтными эти образования целесообразно назвать потому, что люди обращаются к ним как к критериям выбора и оценки своих действий и поведения, т.е. соотносятся с ними в социально значимых ситуациях) образований, в первую очередь, включает в себя ряд основных понятий - образцы деятельности, взаимодействия, поведения, культурные ценности, социокультурные нормы. Так, образцы конкретизируются через привычки, стереотипы, ритуализированое поведение, ценности - предпочтение, убеждение, идеалы и т.п.; нормы - через нравы, обычаи, правила и т.д.

Обратим внимание на глубокий смысл слов митрополита Питирима, который, определяя понятие "культура", подчеркивает ее земное происхождение, говоря, что культура - это, прежде всего, возделывание, поэтому сама по себе культура - это развитие из тех, естественно, лучших основ, которые заложены в самой идее бытия. "Мы верим, что почва, не испытывающая культивации, зарастает сорняками. И люди, которые не подвергаются культурному образованию, могут остаться в состоянии дикости или даже приобрести какие-то антикачества. Следовательно, понятие "культура" есть творчество в области совершенства".

Учреждения культуры, таким образом, следует рассматривать не как совокупность объектов культуры и не совокупность проводимых мероприятий. Учреждения культуры служат людям. Культура создается и воспроизводится людьми. Сохраняют и уничтожают культуру тоже люди.

Следовательно, носитель культуры - это не только музей, и не какой-либо совершенный памятник изобразительного искусства, партитура, записанная определенными знаками, древними или новыми. Именно люди являются носителями культуры, и люди должны быть главным объектом внимания социокультурных систем.

Из сказанного :следует, что социокультурная система представляет собой своеобразное социокультурное пространство, с высоконасыщенной инфраструктурой социальных, культурных объектов и социокультурных отношений, где накапливаются, сохраняются и развиваются знания, умения, ценности, нормы, формы общения, художественно- образные модели действительности. Это - место реализации интересов, ожиданий, потребностей социальных групп и отдельной личности.

Социокультурный процесс следует рассматривать как способ включения личности в культурную жизнь общества - в систему его культурных отношений, духовно-нравственных ценностей, бытовых, семейных, производственных отношений, политического устройства.

Уровень развитости социально-культурных процессов измеряется, прежде всего, степенью вовлечения человека в культурную деятельность, превращения его в субъект культурно-исторического процесса и творчества.

Социокультурная система, следовательно, стимулирует самостоятельность мышления и поведения человека, интенсивность его творческой деятельности.

Изначальной частицей социокультур- ной системы становится событие, которое может быть представлено как любое мо­ментальное состояние социокультурной деятельности (или ее сегмента). Социо­культурные взаимоотношения, как отмечалось, связывают человеческие личности и их взаимоотношения, поэтому они обладают свойством "неотступности".

Социокультурная система окружает человека, воздействуя на его сознание и психику своей многолюдностью или уединением, интеллектуальной сосредоточенностью или динамизмом происходящего вокруг.

Социокультурная система обостряет в человеке ощущение его коллективной сущности, сопринадлежности общему, соучастия в событиях, культуре. Именно в социокультурной системе сосредотачиваются институты руководства и управления, в ней происходят важные события, создается основной фонд произведений культуры и искусства.

Знание, ощущение всего этого с детства усваивается человеком: обычаи, символы, учреждения и организации образуют культурную почву, на которой он вырастает, поддерживается его жизненная энергия.

Социокультурная система, следовательно, стимулирует самостоятельность мышления и поведения личности, интенсивность ее творческой деятельности. Сосредоточение высших, наиболее творческих форм деятельности в социокультурной системе неизбежно стимулирует потребность в приобщении к этим высшим формам и результатам деятельности.

В обществе, воплощающем в себе единство материальной и духовной культуры, все большую роль играет фактор социокультурной системы, степень ее насыщенности социальными, культурными и другими функциями, а такжеизменениями отношений личностей к социокультурной системе в целом, к динамике и содержанию ее структурных элементов.

Более углубленное изучение этих связей приводит к пониманию того, что в действительности они связывают: духовные ценности, идеи, мысли, культурные и досуговые предпочтения индивидов, которые помогают поддерживать или ослаблять культурные отношения между людьми.

Реальная культурная жизнь может быть творческой, разнообразной и насыщенной или малопродуктивной, интересы могут соответствовать или находиться в противоречии с характером и содержанием деятельности учреждений культуры.

Отсюда напрашивается вывод, что существуют определенные уровни культурных связей, возникающих между людьми, которые можно сгруппировать следующим образом: объединение культурных интересов на основе культурно-ценностных предпочтений, общественно-культурных запросов и потребностей, правил общения, идей и действий.

Совокупность этих связей составляет оптимальное измерение культурной среды, социокультурного сознания личности. Эти взаимосвязанные совокупности правил, норм, ценностей, идеалов образуют нормативное измерение понятия социокультурной среды. В социально-культурной системе на каждом указанном уровне происходят непрерывные изменения, в результате чего можно рельефно выделить: изменения и пересмотр культурных ценностей; появление и разрушение культурных ориентиров; пересмотр норм, ценностей, образцов культуры; выработку, дифференциацию и переформирование путей социокультурного взаимодействия; возникновение и разрушение организационных, групповых социокультурных связей; возникновение или исчезновение творческих и культурно-нормативных групп, организаций, сфер общения.

Происходящие в социокультурной жизни сложные процессы на всех уровнях протекают не независимо друг от друга, а, наоборот, находятся в многочисленных и многомерных взаимосвязях, что указывает на наличие в этом процессе определенной системности.

Нетрудно заметить, что в социокультурной среде протекают социальные процессы в определенной последовательности событий; идет социокультурное развитие; идет прогресс, пред­ставляющий собой определенное улучшение в соответствии с той или иной аксиологической точкой зрения.

На наличие в социокультурной среде системы протекающих процессов указывает протяженность и непрерывность изменений. Они происходят непрерывно, и любые два состояния социокультурной среды - и практически совпадающие во времени и отдаленные - будут качественно различны.

Духовные ценности, идеи, мысли, культурные и досуговые предпочтения человека помогают поддерживать или ослаблять культурные отношения между людьми.

Содержательные смыслы социокультурных преобразований
На этом основании можно сделать вывод, что существуют определенные уровни культурных связей, возникающих между людьми, которые можно сгруппировать следующим образом: объединение культурных интересов на основе культурно-ценностных предпочтений, общественно-культурных запросов и потребностей, правил общения, идей и действий.

Совокупность этих связей составляет оптимальное измерение культурной среды, социокультурного сознания личности. Эти взаимосвязанные совокупности правил, норм, ценностей, идеалов образуют нормативное измерение понятия социокультурной деятельности.

Следовательно, социокультурную систему можно считать своеобразным механизмом социально-культурных процессов общества, носителем его социальной памяти.

Побудителями этого феномена являются особенности технологических отношений в сфере производства, характере научных знаний, своеобразии культуры и возможности ее широкой трансляции.

Осуществляемые в настоящее время изменения в социокультурной системе общества имеют полиативный характер и сводятся преимущественно к структурным преобразованиям. Между тем, несомненно, необходима коренная переориентация принципов и механизмов ее развития. Принципиально новые подходы в деятельности социокультурной системы могут обес­печивать:

- разработку и внедрение в практику реальных экономических механизмов перехода от остаточной к приоритетной схеме хозяйственного обеспечения развития культуры;

- организацию системы правового обеспечения самостоятельного развития культурного процесса, его плюрализма с га­рантией от монопольного влияния со стороны ведомств;

- переход от запрещающей модели управления к стимулирующей;

- переход от нормативных методов управления к методам регулирования самоорганизующихся культуротворческих процессов;

- переход к регулируемому рынку культуры, охраняемому от монополизации, как законодательными средствами, так и через экономическое стимулирование многообразия культурной продукции.

Решение этого комплекса задач во многом зависит от того, насколько каждый человек реально будет иметь представление об истинном состоянии культуры, ибо лишь это даст возможность изменить отношение к ее состоянию.

Важнейшее значение в решении данной проблемы имеет культурная политика государства, особенно ее ценностные ориентиры. В этой связи важна активная и обширная поисковая деятельность, которая должна:

- разработать реальную, без мифов и догм концепцию и инструментарий культуры в современном городе и обществе в целом;

- определить роль и место отечественной культуры в мировой культуре и современном мире;

- разработать теоретическую модель участия государства, творческих союзов, общественных организаций, системы образования, личности работника культуры и личностей в развитии отечественной культуры;

- выявить сдерживающие механизмы в сфере культуры, разработать концепцию их преодоления;

- предложить научно обоснованную организационную структуру, обеспечивающую прогрессивные преобразования в сфере культуры.

-

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику основных признаков социокультурных институтов.

2.В чем заключается динамичность социокультурных процессов?

3. Каковы основные направления развития социокультурной системы?

4. Человек как носитель культуры и объект социокультур­ной деятельности.

5. В чем заключаются новые подходы в модернизации социокультурной деятельности?

6. Назовите культурные компоненты социокультурной системы.

7. "Событийность" как основа развития потенциала социокультурной системы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Электронный учебник по дисциплине
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации