Курсовая работа - Методы государственного регулирования экономики - файл n1.doc

Курсовая работа - Методы государственного регулирования экономики
скачать (166 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc166kb.10.09.2012 14:59скачать

n1.doc



Содержание
Вступление 3

  1. Понятие рынка. Преимущества и недостатки рыночной экономики 7

  2. Роль государства в экономической системе общества. Необходимость государственного вмешательства в экономику 10

  3. Инструменты государственного воздействия на экономику 15

Заключение 30

Список использованной литературы 32


Вступление
«Каждый человек стремится использовать свой капитал таким образом, чтобы он приносил ему максимальную прибыль. Вообще говоря, используя свой капитал, человек вовсе не намеревается отстаивать общественные интересы; его мало заботит, насколько его собственные интересы совпадают с интересами общества. Каждого человека интересует лишь его собственное благополучие, его собственная выгода. Действия человека направляет некая «невидимая рука»1, ведя его к цели, о которой он, может быть, даже не догадывается. Однако, преследуя свои собственные интересы, человек нередко помогает обществу в достижении его целей, причем делает это гораздо эффективней, чем в случаях, когда он изначально намеревался способствовать достижению этих целей».2
Адам Смит, «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776)


В идеальной рыночной экономике все товары и услуги добровольно обмениваются на деньги по рыночным ценам. Такая система извлекает максимум выгоды из имеющихся ресурсов общества без вмешательства государства. 1

Но несмотря на отлично отлаженный механизм рыночной системы, ее саморегулирующие потенции, он достаточно часто, регулярно дает сбои, притом такого масштаба и размаха, что экономика вновь приходит в нормальное равновесное состояние в течение достаточно долгого времени. Многолетний спор между экономистами о роли государства в рыночной системе бесплоден хотя бы потому, что экономисты до сих пор спорят об этом, а государство все интенсивнее и решительнее вмешивается в экономические процессы. Между тем необходимость государственного вмешательства в экономику доказали меркантилисты еще в XVIII в.. Тем не менее не стихающая дискуссия между неоклассиками и кейнсианцами, между монетаристами и нео- или посткейнсианцами идет о том, необходимо ли вмешательство государства в рыночные механизмы. При этом одни упорно доказывают способность рыночной системы к саморегулированию и отводят государству роль статиста и полицейского надсмотрщика. Другие столь же упорно доказывают обратное: неспособность рыночной системы к саморегулированию в такой степени, что она не обеспечивает нормального бескризисного воспроизводства экономики в целом и каждой ее отрасли в отдельности, чтобы гарантировать структурное равенство уровней экономического развития, и отводят государству активную экономическую роль.2

В реальном же мире, однако, ни одна экономика в действительности не соответствует тому идеальному миру, в котором всеми действиями руководит «невидимая рука». 3

По словам В. Я. Йохина:
«Навязываемое положение» - рынок всегда прав – в лучшем случае ошибочно, в худшем – преступно. Трактовка роли государства как «сонного пастуха», не дающего разбежаться стаду, или «ночного сторожа» - это всего лишь либерально-теоретическая робинзонада, которой никогда не было на практике, тем более ее нет в современном мире. По оценке экспертов, в настоящее время от 50 до 75% всех цен или определяется, или принципиально регулируется государством, примерно половина общественных продуктов стран распределяется или перераспределяется через государственные каналы. К тому же государство выступает как крупнейший хозяйствующий субъект»1.
Пожалуй, любая рыночная экономика страдает от несовершенства, в результате чего появляются такие проблемы, как чрезмерное загрязнение окружающей среды, безработица и появление полюсов богатства и бедности.2

По этой причине правительства практически всех стран мира, независимо от уровня их консервативности, держат руку на «пульсе экономики». В современных экономических системах государство занимается разрешением множества проблем, вызванных недостатками в работе рыночного механизма. Армия, полиция, национальная метеорологическая служба и служба строительства скоростных магистралей – все это типичные сферы деятельности государства. Общественно полезные рискованные проекты, такие как изучение космоса или научные исследования, финансируются из правительственных фондов. Государство может регламентировать некоторые виды деятельности (например, банковское дело и сбор мусора) и в то же время поддерживать другие (например, образование и здравоохранение). Также государство облагает налогами своих граждан и перераспределяет часть из них людям пожилого возраста и нуждающимся.3

Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения. 1Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.2 И, несмотря на то, что рыночный механизм – довольно привлекательный способ производства и распределения благ, недостатки рынка иногда приводят к некоторым просчетам в экономической деятельности. 3Государство может попытаться предотвратить или исправить эти ошибки. Его роль в современном обществе состоит в обеспечении эффективного функционирования экономики, исправлении несправедливого распределения дохода, а так же в поддержании экономического роста и стабильности.

Но что нужно оставить рынку, а какие задачи должно решать государство?! И где проходит граница между государственным вмешательством в экономику и саморегулирующим механизмом рынка?!
На этот вопрос трудно ответить, пока не определено, что понимается под рынком и государством. Чтобы сделать разумный выбор, необходимо знать все возможности, альтернативные варианты. Выбор между государством и рынком далеко не так прост, как можно заключить из дебатов о государственной политике.4
Понятие рынка. Преимущества и недостатки рыночной экономики
Рыночная экономика представляет собой сложный механизм, объединяющий людей, различные виды деятельности и производства с помощью системы цен и рынков. Это связующий механизм, объединяющий знания и действия миллиардов людей, живущих в разных уголках мира. Не имея единого мозгового центра, не проводя специальных расчетов, рынок решает проблемы производства и распределения миллиардов неизвестных переменных и связей – проблем, которые пока не могут разрешить даже самые быстрые современные суперкомпьютеры. Никто не трудился специально над созданием рынка, он не является гениальным открытием человечества или результатом самоотверженного труда какого-то ученого, и все же он великолепно работает. В рыночной экономике ни один человек, ни одна организация не несут ответственности за производство, потребление, распределение или ценообразование.

В широком смысле рынки – это места, где взаимодействуют продавцы и покупатели, где осуществляется обмен товарам и услугами, где определяются цены. В мире есть рынки практически любых товаров и услуг. Рынок может быть централизованным (например, фондовая биржа) и децентрализованным (например, рынок рабочей силы). Рынок может существовать исключительно в электронном виде, что все чаще наблюдается в сфере электронной торговли посредством Интернета.

В рыночной системе все имеет свою цену, являющейся ценностью блага в денежном выражении. Цены позволяют понять, при каких условиях отдельные люди и предприятия добровольно согласятся обменяться различными товарами. Кроме того, для производителей и потребителей цены также выполняют роль сигнала. Цены позволяют координировать решения, принимаемые производителями и потребителями на рынке (более высокие цены снижают количество покупок потребителями и стимулируют производство; низкие цены стимулируют потребление и сокращают производство). Цены – это балансир рыночного механизма.1

Адам Смит выяснил, что преимущества рыночного механизма полностью реализуются только в условиях совершенной конкуренции. То есть идея «невидимой руки» справедлива для экономики с рынками, действующими на началах совершенной конкуренции. При подобном положении дел рынки обеспечат эффективное размещение ресурсов, и экономика будет находиться на границе производственных возможностей. Если все отрасли будут функционировать в условиях совершенной конкуренции, рыночная экономика будет эффективно производить необходимое количество товаров и услуг, используя наиболее совершенные технологии и минимальное количество ресурсов.

Однако случается, что условия функционирования рынка оказываются далеки от совершенной конкуренции.2 В этом случае рыночная система имеет много недостатков, которые острее и негативнее проявляются с развитием экономики количественно и качественно.

Несовершенство рыночной системы вытекает из того, что она:

  1. не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

  2. не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в экологически чистые производства;

  3. не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например, рыбных богатств океана;

  4. игнорирует иногда потенциально отрицательные, порой разрушительные последствия принимаемых решений;

  5. не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы, образование, общественный транспорт и т.д.)

  6. не гарантирует права граждан на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. По словам П. Самуэльсона, рыночная система воспроизводит существенное неравенство;

  7. не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;

  8. ориентирована не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги;

  9. подвержена нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами.1


В каждом случае несовершенство рынка ведет к неэффективному производству или потреблению, и государство может сыграть решающую роль в «лечении» этих болезней.2
Роль государства в экономической системе общества.

Необходимость государственного вмешательства в экономику
Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависит от связи экономики и политики, от разработки экономической политики.

Государство представляет собою стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.

Поэтому возникновение и существование государства является не только исторически необходимым, но и общественно прогрессивным и значимым фактором развития.

С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы. «Видимая рука» правительства должна регулировать «невидимую руку» конкуренции, о которой писал А. Смит.

Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. Здесь просто нечего регулировать. Однако такая система на деле показала свою неэффективность и несостоятельность.

В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это происходит в командно-распределительной экономике. 1Во многом ограниченность государственного вмешательства в условиях рыночной экономики обусловлена присущей ей разновидностью форм на средства производства – частной, акционерной, коллективной, включая право собственности на землю. Право собственности обеспечивает относительную независимость собственников от государства и его органов управления.2

Рыночная система – это прежде всего прерогатива в принятии решений производителями и потребителями. 3Рынок определяет равновесную цену, производство во многих сферах, в то время как государство регулирует рынок посредством налогообложения, инвестиций, субсидий. При этом обе стороны – рынок и государство – существенны. И все же регулирующие функции государства и здесь приобретают исключительное значение. Кроме того, неспособность рынка решать нижеперечисленные проблемы совершенно объективно обуславливает исключительную необходимость вмешательства государства в рыночную систему. И вот почему.

  1. Научно-технический прогресс резко увеличил масштабы производства, накоплений и укрепил международные экономические связи. НТП столь многогранен и требует таких капитальных вложений, с которыми «справиться» не могут отдельные, даже самые крупные, предприятия. Контроль политический, финансовый, экономический и социальный над ходом НТП имеет для страны стратегическое значение. Кроме того, существует целый ряд производств, которые частному бизнесу просто доверить нельзя (атомное производство, биологические исследования и т.д.).

  2. Концентрация производства в условиях НТП привела к образованию монополий, гигантских предприятий, которые по существу отрицают конкурентную экономику, хотя и являются ее собственным порождением. Они лишают экономику ее гибкости, адаптативности и расхищают, растрачивают общественное богатство. Государство вынуждено заниматься антитрестовским законодательством и антимонопольным регулированием.

  3. Циклическое развитие рыночной экономики приводит к периодическим социальным и экономическим взрывам. Только государство может через свои механизмы – политические, экономические, законодательные – стабилизировать равновесие или способствовать восстановлению равновесия.

  4. Государство только тогда может эффективно вести политику – внутреннюю и внешнюю, когда способно заставить к себе прислушаться, если оно само располагает не зависящей ни от кого экономической мощью, а точнее – собственностью. На этой основе государство организует свое производство, которое в целом крупнее, устойчивее, мощнее и гибче, чем любое другое производство. Государство само становится субъектом экономики. Следовательно, у него развиваются отношения с фирмами других форм собственности не только по линии госбюджета, но и на уровне субъектов экономической деятельности.

  5. В условиях современного НТП не только выросли масштабы производства, но и возникли его внешние эффекты – негативные по своему характеру: загрязнение окружающей среды, опасность отдаленных последствий для здоровья людей в различных производствах (атомном, подземном, горячем и т.д.). В целом возникает опасность экологической катастрофы, так как предприниматели неохотно финансируют экологически чистые производства, не добавляющие к их прибыли ничего, кроме расходов. Государство, и только оно, может встать на защиту экологического здоровья страны.

  6. Государство сильно своей социальной политикой так же, как и экономикой. Оно регулирует распределение и, особенно, перераспределение материальных благ. Обеспечивает равенство граждан перед законом, их личную и экономическую свободу. Борется против различных форм дискриминации и т.д.1

Кроме того, необходимость государственного регулирования экономики обуславливается:


Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюсти интересы государства, общества в целом, социально не защищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.

Изначальная слабость рыночного механизма, нестабильность развития экономики — причины того, что государство должно инициировать постановку и брать на себя решение задач, которые в иных условиях реализуются преимущественно с помощью ры­ночного механизма.

Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.1
Инструменты государственного воздействия на экономику
Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившимся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.

Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические; экономические, в свою очередь, включают в себя методы прямого и косвенного государственного регулирования.

Правовое регулирование состоит в установлении государством правил «экономической игры» для фирм-производителей и потребителей и осуществление контроля за их исполнением. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.1 Осуществляется на основе законодательства через систему установления норм и правил. Правила поведения предусматривают систему наказаний:
«Для обеспечения такого общественного блага, как законопослушание, должно быть произведено такое общественное «антиблаго», как наказание».

(Бьюкен Дж. Указ. соч. Т.1. С.380)

Издержки наказания включают два элемента – издержки выявления нарушителей и издержки наказания нарушителей. Последние и есть «антиблаго». Никакое наказание не возмещает полностью ущерба, не восстанавливает status guo ante. Однако наказания должны применяться, чтобы нарушения не совершались в будущем.1

В государственном регулировании экономики используются административные методы, основными формами которых являются:

  1. антимонопольные меры;2

Государственное антимонопольное регулирование направлено на ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области естественной монополии. Государственное законодательство предусматривает санкции против монополистов, предотвращает создание условий, способствующих развитию монополизма. В России введен специальный государственный реестр предприятий-монополистов.5

  1. введение обязательных стандартов;3

Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды предусматривает меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а также предписаний по осуществлению обязательных природозащитных и природоохранных мероприятий. Государственные органы устанавливают нормы выделения предприятиями средств на восстановление окружающей среды.6

  1. определение минимально допустимых параметров жизни населения;4

Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством государственного законодательства о труде и занятости. Такое законодательство призвано обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату пособий по безработице. Государство также вправе устанавливать тарифы оплаты труда в бюджетных организациях. Оно принимает на себя обучение безработных. 1

С помощью системы административных мер осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста.

Прямые методы регулирования базируются на властнораспорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов.2

Прямые методы выступают в следующих основных формах:

  1. целевое финансирование государства;3

Среди методов прямого государственного регулирования экономики преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия, выплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также специальных кредитов. 4

Дотация – это денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке из государственной системы. Дотации из бюджета предоставляются государственными предприятиям, организациям, учреждениям для сбалансирования результатов хозяйственной деятельности. Например, дотации могут выдаваться для покрытия предприятием убытков, получаемых за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия.

Дотации из бюджета могут выдаваться из средств вышестоящих бюджетов нижестоящими для их окончательного сбалансирования.

В последнее время дотации вытесняются новым видом финансовой поддержки нижестоящих бюджетов – субвенциями.

Субвенция – это фиксированный объем государственных средств, которые выделяются безвозмездно национально- государственным и административно-территориальным образованиям для финансирования целевых расходов из бюджетов.

Субвенции подразделяются на текущие и инвестиционные.

Право на получение текущих субвенций имеют территории России, у которых доли бюджетных расходов, необходимых для финансирования общегосударственных социальных расходов, превышают среднюю по России. Территории, бюджеты которых недостаточны для финансирования закрепленных за ними капитальных общегосударственных вложений, обладают правом на инвестиционные субвенции.

В отличие от субвенций субсидии не подлежат возврату в случае их не использования или использования не по назначению. Это дает возможность получателям субсидий осуществлять маневрирование полученными финансовыми ресурсами.

Целью такого финансирования является достижение приоритетов развития, защита общественно-необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эффекта указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ослабления балансирующей функции рынка.1

  1. государственные закупки;2

Государственное потребление — правительственные закупки и заказы на товары (промышленные, сельскохозяйственные), различные услуги (образовательные, научные, медицинские и пр.), военную продукцию. Оно имеет многообразные цели: обеспечение производства общественных товаров, стимулирование совокупного спроса, развитие человеческого капитала, ускорение НТП и др. Усложнение названных целей обусловливает тенденцию к повышению роли государства как покупателя и заказчика, к росту доли ВНП, поступающего в его потребление. 3

Государство осуществляет прямое воздействие на национальный рынок. Оно может влиять на структуру, размер и направления развития рынка путем государственного заказа. Под ним понимают государственный заказ фирме на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных размерах на уникальную, особо дефицитную продукцию.4 В настоящее время в раз­витых странах через бюджет перераспределяется до 50% национального дохода. Государство осуществляет на рынке до 20—30% всех покупок. 5

  1. функционирование государственного сектора экономики.6

Прямое вмешательство означает, прежде всего, существование государственного сектора экономики, его размеры могут служить (правда, не абсолютно) критерием экономической роли государства.

Прямое воздействие на экономику государство осуществляет через инвестиции в определенные отрасли хозяйства.

Оно может идти по двум направлениям:

  1. развитие государственного предпринимательства;

Осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например, таких как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Кроме того, для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, определяющие на данном этапе научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проявление научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где применение других форм собственности может привести к отрицательным последствиям.

Так, например, в оборонной промышленности инвестирование осуществляется строительством казенных предприятий, национализацией предприятий других форм собственности за счет скупки акций, конфискацией по суду предприятий, например, сотрудничавших с оккупантами, как это было во Франции после второй мировой войны. На этой основе создаются смешанные предприятия, когда часть акций принадлежит государству. Предпринимательская деятельность позволяет государству решать общенациональные вопросы и важнейшие социальные задачи. При этом государство поддерживает уровень жизни населения, определяя предельные цены на энергию, продукты питания, услуги и т.д.

  1. субсидирование предпринимателей негосударственного сектора.

Государство осуществляет регулирование и путем поддержания отдельных предприятий совместной или индивидуально частной формы собственности. Это достигается предоставлением им товаров, услуг по низким ценам или субсидированием. Государство часть дохода направляет на развитие национального хозяйства. Так, политика президентов Р. Рейгана и Дж. Буша была направлена на поддержку крупного бизнеса, что осуществлялось как прямыми вложениями, так и преимуществами в налоговом обложении.

Государство реализует программу поддержки таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без его помощи развивались бы медленнее, чем другие отрасли, или цены на их услуги установились бы столь высокими, что были бы доступны немногим. Эти отрасли являются постоянным объектом субсидирования многих государств, так же как аграрное производство, добывающая промышленность, транспорт и т.д.

Косвенные методы выступают в следующих основных формах:

  1. денежно-кредитные методы;1

Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через Центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу.

В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг Центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.

Операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Суть их заключается в том, что Центральный банк размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке.

Учетная ставка - это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем Центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные трудности.

Учетную ставку устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения.

Изменение нормы обязательных резервов банков. Механизм этого инструмента кредитно-денежной политики таков:

- если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к уменьшению денежного предложения;

- при уменьшении нормы обязательных резервов происходит расширение предложения денег.

Этот инструмент денежно-кредитной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы.1

  1. бюджетно-налоговые методы; 2

Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, таможенных сборов.

А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов” считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

Изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы. В то же время взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюджета. Таким образом, налоги в государственном регулировании играют двоякую роль: с одной стороны, это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов – не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или избирательно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.1

По методу установления налоги подразделяются на прямые (прямо взимаются с субъекта налогообложения) и косвенные (налоги, которые не всегда поступают из тех источников, которые официально подлежат налогообложению, и могут перекладываться на других лиц: например, взимается косвенный налог с продавца, а оплачивает его покупатель).

К числу прямых относятся: индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, налог с наследства дарений и др., налог с фонда заработной платы и др.

К косвенным налогам причисляют: налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, налог с продаж, акцизы (налоги, взимаемые путем включения их в цены некоторых товаров широкого потребления) и др.2

Бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета между регионами по различным направлениям их расходования. При этом одним сферам, отраслям, социальным группам населения могут быть выделены большие бюджетные ассигнования, а другим – меньшие. Кроме того, государство обладает возможностью устанавливать дополнительные, кроме налоговых, платежи в бюджет, регулируя таким образом денежное обращение и денежные накопления. Государственное регулирование затрагивает и установление предельно допустимого дефицита государственного бюджета.1

  1. ускоренная амортизация;2

Особое место среди средств государственного регулирования экономики, осуществляемого при помощи налогов, занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерства финансов.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его – в отрыве от физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

Нормы амортизационных списаний по видам вещественных носителей основного капитала (станки, оборудования, транспортные средства, очистные сооружения) с подробной разбивкой по типам регулярно публикуются министерствами финансов.

Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования норм амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры, то есть в периоды спадов и кризисов действенность амортизационной политики ослабевает. Льготы же по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолженности.1

  1. внешнеэкономические методы. 2

Государственное внешнеэкономическое и валютное регулирование – это обширный спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль за товарным потоками, пересекающими государственную границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания экономических интересов страны, повышения эффективности внешнеэкономических связей, обеспечения экономической и финансовой безопасности.3
Метод в самом общем значении – это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность по реализации выбранных целевых установок. Исторический опыт свидетельствует, что спектр применяемых форм, инструментов и методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется.

В экономической практике наиболее распространенными видами такой упорядоченной деятельности являются экономическое программирование и индикативное (рекомендательное) планирование, т.е. процесс ориентации государством развития общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития и хозяйственной стратегии.

Опыт программирования экономики имеют многие страны. Возникло оно сразу после Второй мировой войны во Франции, Нидерландах, Норвегии, Японии. Позже программирование применялось также в Швеции, Финляндии, Великобритании и других странах. При программировании осуществляется ранжирование приоритетов, между которыми, как правило, существует противоречие (например, между установкой на полную занятость и на отсутствие инфляции), и увязка выбранных целей с системой регуляторов.

Экономическое программирование возникло, безусловно, под влиянием советского опыта планирования. Но было бы большой ошибкой отождествлять их. Главное различие между ними заключается в том, что планирование в СССР и других странах с централизованной экономикой носило директивный, т.е. обязательный характер. Инициативное же планирование в странах с рыночной экономикой носит рекомендательный характер.

В условиях рыночной экономики применение программирования, прогнозирования и планирования связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью применения комплексных методов в достижении кратко-, средне-, долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отрасли (в том числе аграрный сектор экономики), регионы, направления научных исследований и т.д.

Субъекты экономического программирования – государственные учреждения, ответственные за составление программ, их непосредственное осуществление и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом, а если его нет, то министерствам экономики и финансов или специальным межминистерским органом. К разработке программ широко привлекаются представители центрального банка, союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат, профсоюзов, создаются различные комиссии и советы экспертов. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом, также раз в год заслушиваются отчеты об их исполнении.

Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные. Обычные среднесрочные общеэкономические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодной корректировкой и продлением на один год (скользящее программирование). Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, например, в условиях кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции; они, как правило, краткосрочные. В инструментарии их осуществления заметное место занимают средства административного регулирования.

Наиболее распространены общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке, приватизации, послекризисной стабилизации экономики.1
Способы, методы и инструменты государственного регулирования рыночной инфраструктуры.1

















































Выше были рассмотрены основные методы и инструменты государственного регулирования экономики. Видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики: от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно. Со всей уверенностью можно лишь сделать вывод о том, что государственное регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень государственного вмешательства и его методы.1

Среди методов государственного регулирования едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно неэффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно. 2

Заключение
Весь опыт современного экономического развития показывает – рыночная система немыслима без вмешательства государства.

Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели, в большинстве случаев, тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно благоприятствовать реализации рыночных интересов субъектов рыночного механизма. Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство излишне; существует грань, за которой происходит деформация рыночных процессов, падает эффективность производства.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Государственное регулирование экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. Однако не следует считать, что столь обширное государственное регулирование лишает предприятия, предпринимателей, граждан экономической свободы. В условиях рыночной экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования оно носит довольно ограниченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, не затрагиваемые государственным регулированием.

Государство создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что первостепенной задачей всего государственного механизма является достижение «золотой середины» в процессе влияния на рыночную экономику.1

Список использованной литературы


  1. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2008.

  2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – М.: «Омега-Л», 2008.

  3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2006.

  4. Видяпина В.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория (политэкономия). – М.: «Инфра-М», 2008.

  5. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2008.

  6. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 2008.

  7. Журавлева Г.П., Смагина В.В. Экономическая теория и политика рыночной системы хозяйствования. – М.: «Финансы и статистика», 2008.

  8. Лившиц Л.Ю. Введение в рыночную экономику. – М.: «Высшая школа», 1996.

  9. Макаркин Н.П. Микроэкономика.- М.: «Академический проект», 2006.

  10. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблема и политика. – М.: «Инфра-М», 2005.

  11. Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Курс экономики. – М.: «Инфра-М», 2008.

  12. Рощина И.В. Регулирование в экономической системе. – Томск: «ТГУ», 1996.

  13. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика. – М.: «Вильямс», 2007.

  14. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория. – М.: «Эксмо», 2008.

  15. Хейне П., Боутке П., Причитко Д. Экономический образ мышления. – М.: «Вильямс», 2007.

1 В 1776 году Адам Смит в своей книге «Богатство народов» (The Wealth of Nations) впервые обратил внимание на то, что механизм действия конкурентной рыночной системы создает удивительное и важное единство – единство частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, действующие в собственных интересах в рамках остро конкурентной рыночной системы, одновременно как будто направляемые «невидимой рукой», способствуют удовлетворению государственных или общественных интересов. Конкуренция управляет частными интересами таким образом, что они автоматически, непреднамеренно способствуют удовлетворению интересов общества. В этом и заключается концепция «невидимой руки». – Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблема и политика. – М.: «Инфра-М», 2005. С. 79

2 Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика – М.: «Вильямс», 2007. С. 81

1 Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика – М.: «Вильямс», 2007. С. 98

2 Баликоев В.З. Общая экономическая теория – М.: «Омега-Л», 2008. С. 564

3 Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика – М.: «Вильямс», 2007. С. 98

1 Баликоев В.З. Общая экономическая теория – М.: «Омега-Л», 2008. С. 563

2 Хейне П., Боутке П., Причитко Д. Экономический образ мышления – М.: «Вильямс», 2007. С. 346

3 Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика – М.: «Вильямс», 2007. С. 98

1 Хейне П., Боутке П., Причитко Д. Экономический образ мышления – М.: «Вильямс», 2007. С. 345

2 Журавлева Г.П., Смагина В.В. Экономическая теория и политика рыночной системы хозяйствования. – М.: «Финансы и статистика», 2008. С. 359

3 Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика – М.: «Вильямс», 2007. С. 84

4 Хейне П., Боутке П., Причитко Д. Экономический образ мышления – М.: «Вильямс», 2007. С. 345

1 Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика – М.: «Вильямс», 2007. С. 84-85

2 Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика – М.: «Вильямс», 2007. С. 99

1 Баликоев В.З. Общая экономическая теория – М.: «Омега-Л», 2008. С. 566

2 Хейне П., Боутке П., Причитко Д. Экономический образ мышления – М.: «Вильямс», 2007. С. 348

1 Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Курс экономики. – М.: «Инфра-М», 2008. С. 422

2 Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблема и политика. – М.: «Инфра-М», 2005. С. 682

3 Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Курс экономики. – М.: «Инфра-М», 2008. С. 422

1 Баликоев В.З. Общая экономическая теория – М.: «Омега-Л», 2008. С. 567-568

2 Рощина И.В. Регулирование в экономической системе. – Томск: «ТГУ», 1996. С. 12

1 Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика – М.: «Вильямс», 2007. С. 98

1 Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 2008. С. 431

1 Гукасьян Г.М. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2008. С. 306

22,3,4 Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика – СПб.: Питер, 2006. С. 297

35,6 Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Курс экономики. – М.: «Инфра-М», 2008. С. 608

4


1 Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Курс экономики. – М.: «Инфра-М», 2008. С. 607

2 Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 2008. С. 432

3Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика – СПб.: Питер, 2006. С. 297

4 Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Курс экономики. – М.: «Инфра-М», 2008. С. 608

1 Макаркин Н.П. Микроэкономика.- М.: «Академический проект», 2006. С. 370-371

2 Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика – СПб.: Питер, 2006. С. 297

3 Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Курс экономики. – М.: «Инфра-М», 2008. С. 608

4 Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 2008. С. 433, 435

5 Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Курс экономики. – М.: «Инфра-М», 2008. С. 608

6 Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика – СПб.: Питер, 2006. С. 297

1 Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика – СПб.: Питер, 2006. С. 297

1 Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика – СПб.: Питер, 2008. С. 718-719

2 Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика – СПб.: Питер, 2006. С. 297

1 Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Курс экономики. – М.: «Инфра-М», 2008. С. 608

2 Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория. – М.: Эксмо, 2008. С. 102

1 Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Курс экономики. – М.: «Инфра-М», 2008. С. 608

2 Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика – СПб.: Питер, 2006. С. 297

1 Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика – СПб.: Питер, 2006. С. 284

2 Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика – СПб.: Питер, 2006. С. 297

3 Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Курс экономики. – М.: «Инфра-М», 2008. С. 607

1 Видяпина В.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория (политэкономия) – М.: «Инфра-М», 2008. С. 170

1 Журавлева Г.П., Смагина В.В. Экономическая теория и политика рыночной системы хозяйствования. – М.: «Финансы и статистика», 2008. С. 395

1 Лившиц Л.Ю. Введение в рыночную экономику. – М.: «Высшая школа», 1996

2 Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 2008. С. 436

1 Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Курс экономики. – М.: «Инфра-М», 2008. С. 609



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации