Контрольная работа - Психология гражданско-правового регулирования и гражданского судопроизводства - файл n1.doc

Контрольная работа - Психология гражданско-правового регулирования и гражданского судопроизводства
скачать (135 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc135kb.05.06.2012 06:57скачать

n1.doc


Оглавление


Оглавление 1

1. Гражданское право как фактор формирования психологии гражданского общества. Психологические аспекты гражданско-правового регулирования 2

2. Психология гражданского судопроизводства. Психология участников гражданского процесса. Психология межличностного взаимодействия и судебной речи в гражданском процессе 4

3. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве 8

 Задачи 12

Список литературы 15

1. Гражданское право как фактор формирования психологии гражданского общества. Психологические аспекты гражданско-правового регулирования


Психология гражданского общества складывается из множества психологий каждого отдельного гражданина, входящего в это общество.

Основой правовой психологии граждан является интернализация личностью тех социальных ценностей, которые охраняются правом данного общества. Правовая психология личности формируется в процессе ее социализации посредством систематического формирования у личности положительных правовых ориентаций, формирования престижа права в системе ее социальных ценностей. Правовая психология людей определяется правовыми устоями общества, практикой правоприменения, реальными условиями жизнедеятельности людей, нравственным опытом и традициями общества, системой распространенных оценочных отношений к правозначимым явлениям. Наиболее устойчивые нормативно-ценностные позиции личности образуют сферу ее правозначимых установок, вызывающих стереотипную готовность к определенным действиям в правозначимых ситуациях.

Одним из факторов, влияющих на правовую психологию граждан, является гражданское право. В повседневной жизни гражданское право регулирует основы экономических личностных взаимоотношений, в частности, товарно-денежные отношения, отношения эквивалентно-возмездного характера: купли-продажи, поставок, меня, передачи имущества в возмездное пользование, оказание различных услуг за вознаграждение и т.д., то есть в основном имущественные отношение. Хозяйственная деятельность любого человека становится эффективной лишь при условии, если человек-хозяин относится к вещам как к своей собственности, когда он может ими владеть, пользоваться и распоряжаться, проявляя инициативу, находчивость и добросовестность в своей предпринимательской деятельности.

В системе имущественных и рыночных отношений формируется совокупность различных нормативных актов, направленных на обеспечение и защиту надлежащего качества выпускаемой предприятиями продукции, выполняемых ими работ, предоставляемых ими услуг. В настоящее время в системе экономических отношений современных товаропроизводителей социально-психологические, в том числе этические, отношения приобретают доминирующее значение. Психология человеческого поведения вызвала к жизни соответствующие правовые законы, которые подчинили социальным требованиям даже тех людей, которые еще не достигли нравственного совершенства.

Гражданское право возникло как средство праворегуляции отношений между частными лицами, при этом оно регулирует отношения, возникающие между равноправными и независимыми друг от друга субъектами. Это стало причиной того, что одной из основных форм регулирования имущественных и рыночных отношений между субъектами является договор, то есть соглашение сторон, влекущее возникновение, изменение обязанностей его участников. Гражданско-правовой договор с психологической стороны определяет порядок действий и способ его выполнения, характер взаимодействия партнеров, устанавливает систему контроля за соответствующими действиями, обеспечивает устойчивую мотивацию исполнения действий, ведущих к необходимому результату. Таким образом, договор выполняет дисциплинирующую функцию во взаимодействиях партнеров, обеспечивая строгое выполнение договорных обязательств, стабильность хозяйственно-правового механизма рыночной экономики. Принцип добросовестного партнерства – основной социально-психологический принцип межличностного взаимодействия. Стремление извлекать несоразмерные выгоды из товарообмена резко порицается повсеместно. Для этого, кроме правовых средств, широко используются средства массовой коммуникации, формируется соответствующее общественное мнение. Во всех странах мира признаются недействительными договоры, заключенные под влиянием заблуждения, обмана, насилия, угрозы и т.д. Полноту и достоверность информации для принятия другой стороной обоснованного решения должен обеспечить каждый участник договорных отношений.1

Не только договором, но и деликтом регулируются рыночные отношения. Охрана интересов граждан невозможна без деликтной ответственности – возмещения нарушителями причиненного ими материального и морального вреда. Возмещение причиненного ущерба играет важную роль в охране системы рыночных отношений. К деликтным правонарушениям, как правило, относятся производимые лицами с социально отрицательными психическими качествами, социально-негативные действия – зловредность, злонамеренное соглашение, клевета и др.

Гражданское право стимулирует честное, правдивое, добропорядочное поведение людей, социально-ответственное отношение к их производственной деятельности. Это законодательство формирует соответствующую психологию поведения людей в условиях рыночных отношений, формирует определенные социальные ожидания и социально положительные поведенческие установки.

Для реального участия лица в гражданских правоотношениях необходима его дееспособность – возможность своими действиями приобретать права и исполнять обязанности. Для этого необходимы соответствующие психические качества – способность адекватно отражать действительность, осмысленно оценивать явления действительности, сознательно регулировать свое поведение. Закон предусматривает и ограниченную дееспособность для лиц, умственные недостатки которых не служат основанием для признания их душевнобольными, но которые неспособны принимать решения с полной ответственностью. Все эти вопросы не могут быть правильно разрешены без соответствующих психологических познаний.

Психологические аспекты имеет проблема вины и ответственности в гражданском праве, проблема соответствия наказания содеянному. Психологического анализа всегда требует невиновное противоправное поведение, значение которого не осознавалось субъектом, а последствия не предвиделись и не могли быть предвидены. Очень широко в гражданском праве представлены и такие психологические понятия как интересы, намерения, цели, воля, честь, достоинство.

Способность быть сознательным участником гражданских правоотношений в ряде случаев становится предметом судебно-психологической экспертизы. Любому юристу всегда необходимо компетентная ориентация в психологических явлениях, в закономерностях межличностного взаимодействия.

2. Психология гражданского судопроизводства. Психология участников гражданского процесса. Психология межличностного взаимодействия и судебной речи в гражданском процессе


Нормы гражданского права, регулируя имущественные и личные неимущественные отношения граждан, одновременно с этим предопределяют формы поведения участников этих отношений. Нормы права предусматривают возможное и должное поведение между будущими участниками гражданско-правовых отношений, которые могут возникнуть при определенных обстоятельствах, указанных в законе. Нормы права – это модель будущих правоотношений, которые становятся фактическими имущественными и личными отношениями в связи с интересами и потребностями их участников при обстоятельствах, указанных в нормах права. При этом правовыми эти отношения считаются только в случаях соответствия их нормам законодательства.

Представляя собой взаимодействие людей в условиях гражданско-процессуального регламента, правосудие по гражданским делам насыщено всем тем, что изучает психология: цели, мотивы, чувства, познание, решение, убеждение и т.д.

Социально-ролевое поведение сторон, то есть истца и ответчика в гражданском процессе, в значительной мере определяется их процессуальным статусом.

Истец – это лицо, обратившиеся в суд, арбитраж или третейский суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса. Как правило, гражданское дело возбуждается в суде путем подачи заинтересованным лицом искового заявления, жалобы или заявления. В ряде случаев гражданское дело может быть возбуждено и по заявлению прокурора или по заявлению органов государственного управления и общественных организаций. Вид иска определяется характером требований, предъявляемых истцом к ответчику. Основанием для иска являются фактические обстоятельства, с наличием или отсутствием которых гражданское законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений между сторонами.

Ответчик – одна из сторон гражданского дела, рассматриваемого в суде, привлеченная к делу в связи с предъявлением к ней иска. Статус ответчика связан с гражданско-правовой ответственностью, юридическими последствиями неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом обязанностей, предусмотренных гражданским правом, с нарушением субъективных гражданских прав другого лица. Гражданская ответственность возникает при наличии вины лица, не исполнившего обязанность либо исполнившего ее ненадлежащим образом. Условие ответственности за правонарушение – вина. Для освобождения от ответственности правонарушитель должен доказать отсутствие своей вины.

Указанное существенно для психологического анализа гражданского процесса.

Процесс с психологической точки зрения - это форма конфликтного взаимодействия.1 К участию в этого рода конфликтной ситуации тяжущийся должен быть психологически готов. Он должен быть готов проявить способность аргументированно защищать свои права и законные интересы.

В конфликтных условиях конфликт обостряется на основе инцидента, когда одна из сторон осуществляет действия, существенно ущемляющие интересы другой стороны. Иногда при неконструктивном конфликте стороны прибегают к аморальным методам борьбы. Тогда на основе первоначального конфликта надстраивается нравственный конфликт и применяются психотравмирующие средства взаимодействия. В этом случае, в контексте психологических взаимоотношений, основная задача судьи – урегулирование этого противоборства на законном основании.

Еще одним психологическим аспектом гражданского судопроизводства является проблема соответствия норм закона нормам нравственности. Тяжущийся должен быть осведомлен и психологически готов к тому, что мораль и право - это два разных социальных регулятора. Они схожи (оба нацелены на регулирование поведения людей и т.д.), но не тождественны. Не любая и всякая моральная (нравственная) норма является одновременно и правовой нормой. Более того, некоторые правовые нормы могут субъективно восприниматься кем-то из участников процесса как безнравственные. В таком случае может возникнуть парадоксальная ситуация, когда действия во имя поддержания одной моральной нормы ведут к нарушению других. Разрешение таких конфликтов происходит при осознании противоборствующими сторонами сущности проблемы, вовлекаемых в спор моральных ценностей и нахождении взаимоприемлемого компромиссного решения.

В гражданском судопроизводстве для вынесения обоснованного решения или определения суда необходима свобода спора. Различные действия каждой стороны, участвующей в деле, могут иметь самые разные мотивы. Для суда важно выявление социального значения этих мотивов. Суд обязан предостерегать стороны от различных необдуманных действий. Сохраняя за личностью свободу ее волеизъявления, суд разъясняет сторонам последствия соответствующих процессуальных действий. Соответственно правореализация в гражданском во многих случаях зависит от психического состояния сторон.

Эффективность судебного разбирательства гражданских дел зависит от тщательности их предварительной подготовки. Для судьи уже при его первоначальном знакомстве с исковым заявлением и приобщенными к нему материалами возникает познавательно-проблемная ситуация, а при последующем опросе ответчика судья, как правило, уже формирует вероятностную модель исследуемого события. Судья получает возможность прогнозировать поведение сторон при судебном разбирательстве, характер их активности, искренность и правдивость лиц, участвующих в процессе.

В ряде случаев уже в процессе подготовки дела к судебному разбирательству возникает необходимость правомерного психического воздействия на лиц, противодействующих реализации права. В этих случаях нужно тщательное разъяснение нормы закона, последствий его несоблюдения, возможностей получения доказательств, назначение дела с участием прокурора, приглашение в суд представителей трудового коллектива. Уместны и убеждения морально-этического характера, воздействие на мотивационную сферу противодействующего лица. Задача судьи в этой ситуации – преобразовать ранее сформированные поведенческие модели, перевести их в новую плоскость на основе необходимой юридической информации.

Особенная психологическая окраска присуща всему судебному заседанию. В психологическом отношении существенна сама атмосфера ритуала, социальной значимости судебного заседания. Строгое соблюдение судебного этикета эмоционально воздействует на психику присутствующих, создает определенную морально-психологическую атмосферу судопроизводства, предупреждает возможность недисциплинированного поведения.

В основном отправление правосудия требует реализации властных полномочий. Однако эффективность гражданского процесса в значительной мере зависит от установления между его участниками коммуникативного контакта, элементарного взаимопонимания. Проявляя свои властные полномочия, суд определяет стратегию своего поведения применительно к типовым ситуациям: бесконфликтного, конструктивного взаимодействия сторон, остроконфликтного взаимодействия, ситуации мнимого конфликта.

Наиболее психологизированной частью судебного заседания являются прения сторон. Противоборство интересов здесь достигает предельного напряжения, когда каждая сторона настаивает на своей точке зрения. В ходе прений могут устраняться ранее возникшие сомнения и возникать новые вопросы. Однако суд обязан пресекать отклонения от существа дела, оскорбления в адрес другой стороны, вторжение в интимные стороны жизни.

Согласно законодательству судебные решения, облеченные в процессуальную форму, - определения, постановления - должны быть законными и обоснованными. К сожалению, в судебной практике могут иметь место противоречащие установленным требованиям решения. Такие решения тяжущийся также должен быть психологически готов своевременно и в установленном порядке обжаловать. Для этого необходимы знания основных положений законов по решаемым в суде спорным вопросам и помощь сведущих лиц - юристов. Ни у кого из участвующих в процессе лиц не должно быть иллюзии, что успешное участие в процессе возможно без квалифицированной юридической помощи.

Еще одним важным психологическим аспектом являются особенности профессионального общения в ходе судебного разбирательства.

В рамках судебного процесса общение юриста представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности. Это орудие судопроизводства. Начало, ход, развитие коммуникативных форм, процедур поведения юриста определяются правовыми процессуальными нормами, предписывающими обязательное соблюдение установленных законодателем формул общения, процессуальный порядок речевого взаимодействия сторон. Не имеющий достаточного опыта человек, как правило, самостоятельно не способен учитывать данные особенности профессиональной коммуникации.

Все участники судопроизводства реализуют свое коммуникативное взаимодействие посредством речи. Речь включает процесс порождения и восприятия сообщений. Структура речевой деятельности состоит из стадии ориентировки, целеполагания, программирования, реализации, текущей корректировки и контроля.

Как доказательственная, судебная речь должна отличаться строгой логичностью, соответствием требованиям формальной логики, достаточности и непротиворечивости, структурно организованной. Недопустимо смешение понятий, их многозначное толкование. Значительный порок судебной речи – избыточность. Манерность, вычурность, искусственная красивость и затянутость судебной речи резко снижают ее профессиональное качество. Категорически противопоказаны вульгаризмы, бытовизмы, неоправданные неологизмы. Резко снижает качество судебной речи употребление речевых штампов, казенных выражений.

Культура речи юриста должна быть безукоризненной. В психологическом отношении речь юриста должна быть простой, этически сдержанной, понятной присутствующим и достаточно экспрессивной, убедительной. Отдельные фразы должны быть не слишком сложными и длинными, легко воспринимаемыми на слух, терминологически раскрытыми.

В гражданском процессе речь прокурора (его заключение) и речь адвокатов (представителя истца и представителя ответчика) имеют ряд особенностей, обусловленных предметной направленностью: на разрешение гражданского спора. Прокурор не обвиняет, а дает заключение по делу, адвокаты не защищают, а в качестве представителей сторон оказывают юридическую помощь этим сторонам.

Судебные ораторы в гражданском процессе должны обладать большим полемическим мастерством при обсуждении спорных правоотношений, умело использовать аналогию закона и аналогию права, учитывать доказательственные презумпции.

3. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве


Проведение различных видов экспертиз предусмотрено ст. 79 ГПК РФ, согласно которой при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. На основании положений ст. 79 ГПК РФ может быть назначена и судебная экспертиза с участием психолога, то есть судебно-психологическая экспертиза.

Судебно-психологическая экспертиза назначается, когда для установления истины по делу необходимо решение вопросов о психической деятельности человека, в следующих случаях:

1) в отношении подэкспертного лица заведомо не возникает сомнения в его психическом здоровье;

2) проведена судебно-психиатрическая экспертиза, в результате которой:

- у подэкспертного лица не обнаружено каких-либо психических расстройств;

- у подэкспертного лица обнаружено психическое расстройство пограничного уровня, которое не повлияло на юридически значимые способности (например, у обвиняемого - на способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, у свидетеля - на способность правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания).1

В остальных случаях, когда необходимо решение вопросов, входящих в компетенцию психологов и психиатров или в их совместную компетенцию, назначается комплексная судебная экспертиза (согласно ст. 23 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», ст. 82 ГПК РФ).

Предметом судебно-экспертного исследования являются экспертные понятия, которые имеют юридическое значение и влекут определенные правовые последствия. Они должны рассматриваться как правовые понятия, наполненные определенным психологическим содержанием. Экспертные понятия возникают в результате трансформации общепсихологических категорий, они занимают промежуточное положение между общепсихологическими представлениями и юридическими терминами. Эти понятия не могут быть заимствованы в неизмененном виде из теории психологии, поскольку связь судебно-психологической экспертизы с психологией всегда опосредована: общепсихологические понятия не содержат информации об их юридической значимости, о том, какие правовые последствия могут последовать из их диагностики. В то же время «экспертные» судебно-психологические понятия нельзя признать и полностью правовыми - они носят междисциплинарный характер и представлены в основном в виде юридических критериев. Эти критерии, будучи уголовно-правовыми, сформулированы в психологических понятиях, которые раскрывают наиболее интегративные, обобщенные особенности отражения окружающего мира и регуляции поведения. Поэтому юридическое значение имеют не диагностируемые экспертом общепсихологические явления (например, «аффект» или «личность» в собственно общепсихологическом смысле), а экспертные судебно-психологические понятия, соотносимые с нормами права. 1

В гражданском процессе могут проводиться следующие экспертизы: экспертиза общей дееспособности; экспертиза при гражданском споре о воспитании детей; оспаривание диагноза, госпитализации, пребывания в психиатрическом учреждении, лечения; экспертиза на предмет расторжения брака, признания брака недействительным; экспертиза морального вреда (ущерба); экспертиза завещательной дееспособности.

Рассмотрим некоторые из них.

1. Экспертиза по делам о признании лица недееспособным либо о дееспособности лица, ранее признававшегося недееспособным. Дееспособность и недееспособность являются юридическими понятиями, относящимися к исключительной компетенции суда. Судебно-психиатрическая экспертиза в этих случаях определяет обусловленные психическим расстройством (душевной болезнью либо слабоумием) обстоятельства, вследствие которых гражданин способен либо неспособен понимать значение своих действий или руководить ими. Особенностью судебно-психиатрической экспертизы в гражданском судопроизводстве при решении вопросов о дееспособности - недееспособности является прогностическая оценка психического состояния гражданина в зависимости от формы и течения психического расстройства. При решении вопроса об ограничении дееспособности лица судебно-психиатрическая экспертиза не назначается.

2. Экспертиза по делам о признании сделки недействительной.

Наиболее распространенным является назначение экспертизы по ст. 177 Гражданского кодекса (ГК) РФ («Недействительность сделки, совершенной гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими»). В данном случае нарушение юридического критерия не предопределяется каким-либо медицинским критерием - причиной расстройства осознанной регуляции своих действий в момент совершения сделки выступает, по формулировке ГК РФ, «такое состояние». Экспертно-психологическим критерием, требующим определения, будет выступать «нарушение способности к осознанному принятию решения и его исполнению». Здесь имеется в виду широкий спектр психических состояний, объединяющий, в частности, и психические расстройства, и различные эмоциональные состояния, обусловленные совокупным влиянием индивидуально-психологических особенностей подэкспертного и актуальной юридически значимой ситуации. Поэтому определение неспособности к осознанию своих действий и руководству ими и является задачей комплексного исследования с применением специальных познаний как в психологии, так и в психиатрии. Такого рода экспертизы являются преобладающими. 1

С позиций общей психологии предметом экспертного исследования может выступать «нарушение способности субъекта к осознанному принятию решения и его исполнению» как психологического эквивалента юридического критерия ст. 177 ГК РФ.

Для установления этого необходимо анализировать особенности динамики мотивации совершения сделки, которая может быть нарушена в разных звеньях. С позиций теории принятия решения способность к осознанной регуляции при совершении сделки можно представить следующим образом. Мотивация складывается из следующих этапов. Определенное намерение или побуждение мотивирует принятие конкретного решения. На основе принятого решения происходит инициация действия, точнее - целой цепочки конкретных действий: при совершении сделки необходимо собирать документы, что-то постоянно подписывать, взаимодействовать с другими сторонами и с нотариусом. При свободном принятии решения и ее осознанной реализации человек, оценивания ситуацию и свои действия, контролируя свое поведение, прогнозируя его последствия, способен в любой момент прекратить выполнение действия или изменить свое решение.

Расстройства осознанной регуляции действий субъекта при совершении сделки происходят в основном из-за нарушений смысловой оценки ситуации и самооценки; неспособности к рефлексии как решения задачи на смысл сделки (осознания отношения цели сделки к ее мотиву); искажения оценки промежуточных целей при выполнении различных этапов совершения сделки; снижения способности к контролю собственных действий на этих этапах; нарушений адекватного прогноза непосредственных результатов совершения сделки и оценки ее отдаленных последствий. В основном причиной этих нарушений осознанной регуляции действий подэкспертных лиц являются разнообразные формы психических расстройств: органическое расстройство личности, деменция, шизофрения, синдром зависимости от алкоголя, умственная отсталость и др.

В отличие от ст. 177 ГК РФ в ст. 178 ГК РФ говорится о недействительности сделки, совершенной под влиянием заблуждения. Юридическое значение имеет экспертное определение «нарушения понимания существа сделки вследствие ошибочного восприятия и оценки ситуации». Таким образом, совершение сделки под влиянием заблуждения предполагает, что способность руководства своими действиями не нарушена - действия направлены на достижение избранной цели, но сама цель сформирована не свободно, а под влиянием не соответствующих действительности представлений о сущности сделки. Действия истца целенаправленны, сопровождаются адекватными контролем и прогнозом, однако психологическая основа цели действия неадекватна, не соответствует истинным намерениям лица, совершающего сделку.

Еще одна норма ГК РФ - ст. 179 («Недействительность сделки, совершенной под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств») используется на сегодняшний день при назначении экспертизы крайне редко. Это обусловлено тем, что суду для признании сделки недействительной достаточно зафиксировать наличие обмана, насилия, угрозы и пр. со стороны контрагента по сделке. Тем не менее, в ряде случаев здесь можно найти предмет психологического исследования, в качестве которого будет выступать «нарушение свободы выбора под влиянием психотравмирующих обстоятельств».

3. Экспертиза по спорам, связанным с защитой интересов ребенка и правом на воспитание ребенка при раздельном проживании родителей.

Объектом комплексного судебного психолого-психиатрического или судебно-психологического экспертного исследования являются споры, связанные с правом на воспитание детей при раздельном проживании родителей (ст. 24, 65 Семейного кодекса РФ).

Можно выделить три этапа экспертного исследования. На первом этапе осуществляется индивидуальная диагностика членов семьи, включающая установление индивидуально-психологических особенностей отца, матери, ребенка, определение уровня и особенностей психического развития ребенка, а также диагностику у них возможного психического расстройства. На втором этапе осуществляется ситуационная диагностика семейных отношений: экспертная диагностика взаимоотношений ребенка с отцом и с матерью, а также отношения ребенка к каждому из родителей, а также к другим членам семьи. На заключительном этапе экспертного исследования дается прогностическая клинико-психологическая оценка психического развития ребенка. Экспертная прогностическая диагностика особенностей психического развития ребенка с учетом личностных особенностей каждого из родителей, особенностей их стиля воспитания, а также с учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка, уровня и характера психического развития, его отношения к каждому из родителей соподчинена судебному установлению возможности каждого из родителей «создания ребенку условий для воспитания и развития» (ч. 3 ст. 65 СК РФ). Согласно ст. 57 СК РФ при подобных семейных спорах «учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам». В связи с этим еще одной задачей заключительного этапа экспертного исследования является диагностика способности ребенка к выработке и принятию самостоятельных решений.

4. Экспертиза по делам, связанным с компенсацией морального вреда.

Для того, чтобы суд мог в соответствии со ст. 151 ГК РФ учесть «при определении размеров компенсации морального вреда степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред», эксперты должны определить следующие обстоятельства: психическое состояние подэкспертного (в том числе психического расстройства), индивидуально-психологические особенности подэкспертного, степень выраженности изменений психической деятельности, динамические особенности изменений психической деятельности (стойкость - обратимость, длительность), причинно-следственную связь между причинением вреда (психотравмирующим воздействием) и возникновением и развитием психических изменений.

 Задачи


1. Какие вопросы могут исследоваться экспертом при рассмотрении гражданско-правовых споров в суде?

В гражданском процессе наиболее часто производятся экспертизы по делам о признании лица недееспособным либо о дееспособности лица, ранее признававшегося недееспособным, по делам о признании сделки недействительной, по делам, связанным защитой интересов ребенка, по делам, связанным с компенсацией морального вреда.

  На разрешение судебно-психиатрической экспертизы для последующей оценки судом недееспособности и дееспособности гражданина могут ставиться следующие вопросы: Страдает ли гражданин в настоящее время каким-либо психическим расстройством (душевной болезнью или слабоумием)? Если да, то может ли он по своему психическому состоянию понимать значение своих действий и руководить ими?

По делам о признании сделок недействительными основными вопросами, на которые необходимо дать ответы, являются: Обнаруживал ли подэкспертный во время совершения сделки какое-либо психическое расстройство? Мог ли он понимать значение своих действий или руководить ими во время совершения сделки? Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности (в том числе обусловленные психическим расстройством), сенсорные дефекты, которые могли оказать существенное влияние на смысловое восприятие и оценку существа сделки? Не находился ли подэкспертный в таком психическом (эмоциональном) состоянии, которое могло оказать существенное влияние на смысловое восприятие и оценку существа сделки?

По делам, связанным с защитой интересов ребенка, перед экспертом могут ставиться следующие вопросы: Каковы индивидуально-психологические особенности отца (матери)? Не страдает ли отец (мать) каким-либо психическим расстройством? Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка? Каковы уровень и особенности психического развития ребенка? Не страдает ли ребенок каким-либо психическим расстройством (нарушением психического развития)? Имеются ли у ребенка психические расстройства, обусловленные семейным конфликтом? Каково психологическое отношение ребенка к отцу (матери, другим членам семьи)? Каковы психологические взаимоотношения между отцом и матерью? Могут ли особенности психического состояния (если есть психические расстройства и недостатки), индивидуально-психологические особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического развития ребенка?

По делам, связанным с компенсацией морального вреда, перед экспертом ставятся следующие вопросы: Был ли причинён указанным особам моральный вред в результате трагедии, которая произошла (дата) вследствие (описание трагедии)? Каков характер, объём, глубина и продолжительность моральных переживаний у обследуемых и чем они вызваны? Какие моральные и физические страдания испытали обследуемые в момент (описание трагедии) и в последующий период? Необходим ли в настоящее время комплекс реабилитационных мероприятий потерпевшим, если необходим, то какими должны быть их направленность, характер и объём?
2. Какие психологические факторы могут оказывать влияние на процесс принятия решений составом суда?

На процесс принятия решений составом суда влияют такие профессионально значимые психологические факторы, как интеллект и мышление судьи.

Поскольку коллективное принятие решений составом суда представляет особую разновидность совместной профессиональной групповой деятельности, на членов такой, пусть даже весьма специфической группы, на ход их мыслительной деятельности влияют тем не менее те же объективно существующие социально-психологические закономерности межличностного, группового взаимодействия людей.

В этих случаях провозглашенная в законе независимость волеизъявления судей как один из основополагающих принципов осуществления правосудия с психологической точки зрения далеко не всегда может быть реально достижима, поскольку любая группа функционирует под воздействием объективно существующих социально-психологических закономерностей межличностного взаимодействия, общения членов группы со своим признанным (формальным либо неформальным) лидером. И любой человек, оказавшийся в группе, в психологическом отношении не может быть полностью свободным от влияния на ход его мыслей, на его суждения группового мнения, от внушающего воздействия на него группы, ее лидера (в данном контексте - председательствующего).

Все это оказывает в суде определенное влияние на процесс познания истины, который завершается принятием соответствующего коллективного (группового) решения. Применительно к судебной деятельности, подобный конформизм при принятии групповых решений (то есть составом суда) обычно бывает выше, когда дело касается сложных вопросов, например, определение виновности подсудимого, и намного ниже при обсуждении более простых вопросов, в частности меры наказания.

Учитывая эти объективно существующие социально-психологические закономерности функционирования группы, стремясь смягчить их возможное негативное воздействие на членов суда, законодатель предусмотрел целый ряд гарантий, соответствующих правил поведения судей, входящих в состав суда, определенные процедуры в их взаимоотношениях.

Например: равенство всех членов суда при решении любых вопросов, возникающих при рассмотрении дела и постановлении приговора; решение всех вопросов по делу простым большинством голосов; объявление председательствующим своего мнения последним; право на особое мнение судьи, не согласившегося с решением большинства, обязательный отвод судьи, заинтересованного в деле (ст. 16 – 21 ГПК РФ).

 

Список литературы


1. Васильев В.Л. Юридическая психология. –М. 1991.

2. Еникеев М.И. Юридическая психология. –М. Норма, 2005.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –СПб.: Питер, 1998.

4. Россинская Е.Р., Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. –М. НОРМА, 2006.

5. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие. - М.: Право и Закон, 1997.

6. Георгадзе М.С. Психологические аспекты защиты прав в суде. // «Юридическая психология», 2008, № 1.

7. Первомайский В. Б. Судебная экспертиза по делам о причинении морального вреда // Первомайский В. Б., Илейко В. Р. Судебно-психиатрическая экспертиза: от теории к практике. — Киев: КИТ, 2006.

8. Сафуанов Ф.С., Секераж Т.Н. Судебные экспертизы с участием психолога в Российской Федерации: формы, виды, перспективы межведомственного взаимодействия. // «Юридическая психология», 2006, № 1.

9. Сафуанов Ф.С. Предметные виды комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в гражданском процессе. // «Юридическая психология», 2006, № 2.


1 Еникеев М.И. Юридическая психология. –М. Норма, 2005.

1 Георгадзе М.С. Психологические аспекты защиты прав в суде. // «Юридическая психология», 2008, № 1.

1 Сафуанов Ф.С., Секераж Т.Н. Судебные экспертизы с участием психолога в Российской Федерации: формы, виды, перспективы межведомственного взаимодействия. // «Юридическая психология», 2006, № 1.


1 Сафуанов Ф.С., Секераж Т.Н. Судебные экспертизы с участием психолога в Российской Федерации: формы, виды, перспективы межведомственного взаимодействия. // «Юридическая психология», 2006, № 1.


1 Сафуанов Ф.С. Предметные виды комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в гражданском процессе. // «Юридическая психология», 2006, № 2.




Оглавление
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации