Ивашкевич Т.В. Предпринимательство в образовании. Учебное пособие - файл n1.doc

приобрести
Ивашкевич Т.В. Предпринимательство в образовании. Учебное пособие
скачать (11196.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc11197kb.10.09.2012 14:16скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Омский государственный педагогический университет


Ивашкевич Т.В.


ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В ОБРАЗОВАНИИ

Учебное пособие


Омск

2009

УДК 378.1

И 242

Основы предпринимательства в образовании: Учебное пособие для студентов физического факультета по направлению 540500 «Технологическое образование» магистерская программа «Профессиональное образование»/ Авт.-сост. Т.В. Ивашкевич – Омск, 2009. – 143 с.


Представлены основные положения основ предпринимательства в образовании. Предназначено для изучения теоретических положений основ предпринимательской деятельности образовательных учреждений. В учебном пособии рассмотрены основные организационно-правовые формы предприятий, особое внимание уделено учреждениям, их регистрации, правовым основам их деятельности, их финансированию. Рассмотрены процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации, а также предпринимательская деятельность образовательных учреждений.


Рецензенты:

Ковалев А.И. д.э.н., профессор, заведующий кафедрой маркетинга и рекламы ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

Липкина Е.Д. к.э.н., доцент, профессор кафедры маркетинга ОмГПУ


© Омский государственный

педагогический университет,

2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

Рабочая программа курса


5

  1. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций

    1. Понятие юридического лица. Классификация юридических лиц

    2. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций. Основные характеристики форм.


7
7
13
  1. Учреждение - характеристика и порядок регистрации


    1. Понятие и характеристика учреждения. Документы, необходимые для регистрации некоммерческой организации

    2. Регистрация образовательного учреждения. Устав

24
24
26

  1. Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений

    1. Лицензирование: понятие и характеристика. Виды образовательной деятельности, подлежащей лицензированию. Документы, необходимые для лицензирования

    2. Аттестация и аккредитация образовательного учреждения: понятие, характеристика, документы


31


31
35

  1. Внебюджетное финансирование образовательных учреждений

    1. Средства образовательных учреждений: бюджетные и внебюджетные

    2. Пути поступления внебюджетных средств

    3. Ценообразование во внебюджетной деятельности


41
41

48

53

  1. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения

    1. Основные виды деятельности относящиеся к предпринимательской

    2. Реализация продукции, работ, услуг

    3. Реализация основных фондов и иного имущества


63
63

64

67

  1. Платные образовательные услуги

    1. Дополнительные образовательные услуги

    2. Правила оказания платных образовательных услуг

    3. Организация платных дополнительных образовательных услуг

    4. Договор на оказание платных образовательных услуг

71

71

75

79
82

  1. Налогообложение образовательных учреждений

    1. Правовая база образовательной деятельности

    2. Экономические основы образовательной деятельности

    3. Особенности налогообложения образовательного учреждения

    4. Виды налогов: налог на прибыль, налог на имущество, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц

96

96

99
102


104

  1. Эффективность предпринимательской деятельности образовательного учреждения

    1. Основные факторы, определяющие эффективность предпринимательской деятельности

    2. Оценка эффективности предпринимательской деятельности образовательного учреждения


113
113
116

Вопросы к экзамену (зачету)

129

Рекомендуемая литература

130

Приложения

133


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций


Понятие юридического лица. Классификация юридических лиц. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций. Основные характеристики форм.

Тема 2. Учреждение - характеристика и порядок регистрации


Понятие и характеристика учреждения. Документы, необходимые для регистрации некоммерческой организации. Регистрация образовательного учреждения. Устав.

Тема 3. Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений


Лицензирование: понятие и характеристика. Виды образовательной деятельности, подлежащей лицензированию. Документы, необходимые для лицензирования. Аттестация образовательного учреждения: понятие, характеристика, документы. Аккредитация образовательного учреждения.

Тема 4. Внебюджетное финансирование образовательных учреждений


Средства образовательных учреждений: бюджетные и внебюджетные. Пути поступления внебюджетных средств. Нормативные правовые акты, регламентирующие поступление и расходование внебюджетных средств.

Тема 5. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения


Основные виды деятельности относящиеся к предпринимательской. Реализация продукции, работ, услуг. Реализация основных фондов и иного имущества.

Тема 6. Платные образовательные услуги


Дополнительные образовательные услуги. Правила оказания платных образовательных услуг. Организация платных дополнительных образовательных услуг. Договор на оказание платных образовательных услуг.

Тема 7. Налогообложение образовательных учреждений


Правовая база образовательной деятельности. Экономические основы образовательной деятельности. Особенности налогообложения образовательного учреждения. Налог на прибыль. Налог на имущество. Налог на добавленную стоимость. Налог на доходы физических лиц.

Тема 8. Основные показатели предпринимательской деятельности образовательного учреждения


Основные показатели предпринимательской деятельности образовательного учреждения и их характеристика.

ЛЕКЦИЯ 1. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций

  1. Понятие юридического лица. Классификация юридических лиц


Гражданский кодекс РФ является базовым документом, регламентирующим предпринимательскую деятельность. Он, в частности, определяет такие понятия как физическое и юридическое лицо. В Гражданском кодексе Российской Федерации участниками правоотношений в бизнесе определены две группы субъектов: граждане (физические лица) и юридические лица. Они заключают сделки, подписывают договоры, и тем самым принимают на себя определенные обязательства, а также имеют определенные права. Поэтому для понимания основ деловой деятельности важно разбираться в том, что стоит за этими понятиями. Приведем определение из ГК РФ:

«Физическим лицом является любой гражданин независимо от его пола, возраста, национальности, физических данных, места проживания».

В это понятие включены граждане Российской Федерации, иностранцы и лица без гражданства. Граждане, постоянно проживающие в данной стране, называются резидентами. Исходя из определения, можно сказать, что физическим лицом становиться любой человек с рождения. Этот человек может работать наемным работником, а может и стать предпринимателем, быть директором фирмы или безработным, занимать высокий государственный пост: одно неизменно – он физическое лицо, независимо от того, выступает ли он от своего имени или от имени фирмы (или по поручению другого физического лица). В любом случае – он физическое лицо.

«Резиденты – это юридические или физические лица, постоянно зарегистрированные или постоянно проживающие в данной стране. Они обязаны в своих действиях придерживаться законов данной страны, платить налоги в соответствии с законами и нормами страны».

Во многих законодательных документах России часто используется понятие нерезидента. Это понятие применяется для физических и юридических лиц.

«Нерезиденты физические лица – российские граждане и иностранцы, находящиеся за пределами территории Российской Федерации более 182 дней в календарном году».

Любой человек, независимо от того является ли он резидентом или нерезидентом, может иметь собственность (это право зафиксировано в Конституции РФ), устраиваться на работу, учиться, вступать в законный брак. Также люди могут выполнять и другие действия, которые обусловлены определенными правами и обязанностями. Эти права и обязанности закреплены в Конституции РФ и в Гражданском кодексе РФ. Закон определяет права и обязанности физических лиц как их правоспособность. Приведем ее определение из ГК РФ:

«Правоспособность – это способность граждан иметь гражданские права и обязанности».

Её содержание заключается в том, что граждане могут иметь:

• имущество на праве собственности,

• наследовать и завещать его,

• заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью,

• создавать юридические лица и участвовать в них,

• совершать любые не противоречащие закону сделки и действия,

• свободно выбирать место жительства,

• иметь права авторов произведений науки, литературы, искусства и иных результатов интеллектуальной деятельности,

• иметь иные имущественные и личные права.

Таким образом, любой гражданин независимо от его места проживания, пола, возраста, национальности имеет определенные, перечисленные выше, права. Эти права закреплены Гражданским кодексом РФ, и их никто не может нарушить. В некоторых случаях, если человек получает какое-либо из этих прав, то у него возникают определенные обязанности. Например, человек зарегистрировался в качестве индивидуального частного предпринимателя, то есть получил право на ведение предпринимательской деятельности. Это накладывает на него определенные обязанности: встать на учет в налоговую инспекцию, сдавать туда отчетность. Если он ведет деятельность, то он обязан еще и платить налоги при получении доходов. Эти права и обязанности человек получает не с рождения, а по достижении определенного возраста. Причем, чем взрослее он становится, тем большим перечнем прав и обязанностей он обладает. Например: до 6 лет человек не имеет никаких прав и не несет никаких обязанностей, а после 18 лет он уже получает все права и обязанности, предусмотренные законом. Возможность иметь права и нести обязанности определяется таким понятием как дееспособность. Приведем ее определение из Гражданского кодекса:

«Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать обязанности».

Другое важное для деловых отношений понятие – это юридическое лицо. Причем им являются не просто предприятия и организации, а только те, которые отвечают определенным требованиям. Эти требования описаны в определении юридического лица, взятом из гражданского кодекса:

«Юридическое лицо – это организация, зарегистрированная в установленном законом порядке, которая имеет обособленное имущество (свое или арендованное), может от своего имени заключать договоры и осуществлять иные имущественные и неимущественные права, имеет самостоятельный баланс».

Юридическое лицо возникает, прежде всего, тогда, когда возникает потребность у нескольких физических лиц для организации предпринимательской деятельности объединить капиталы, имущество, личные усилия. При этом возникают права и ответственность и у каждого из участников такого объединения, и у «общего дела». Поскольку права и ответственность присущи человеку, физическому лицу – «общее дело» получает статус юридического лица. Главными признаками юридического лица являются: наличие обособленного имущества, способность отвечать по обязательствам своим имуществом, способность выступать в хозяйственном обороте от своего имени, возможность самостоятельно выступать истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо должно иметь фирменное наименование, юридический адрес, счет в банке, печать, свидетельство о государственной регистрации. Юридическое лицо регистрирует фирменное наименование в установленном порядке и пользуется им эксклюзивно. Очень важно представлять, что юридическое лицо отличается от физического целым рядом элементов:

1) организационным единством (даже если создано одним учредителем);

2) обособленностью своего имущества от имущества учредителей, работников юридического лица, государства и иных физических и юридических лиц;

3) существованием, независимым от состава его участников;

4) самостоятельной волей, не совпадающей с волей его участников.

Статус юридического лица приобретается в ходе официальной государственной регистрации человека (группы людей) или юридических лиц в качестве организационно-правовой формы бизнеса. Статус предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛ) также приобретается в ходе его государственной регистрации в форме ПБОЮЛ. Осуществление предпринимательской деятельности в России без регистрации запрещено. Для владельцев фирмы применяются такие базовые понятия как учредители и участники. Эти понятия описывают различные группы владельцев. Предприниматель, участвующий в учреждении фирмы своим капиталом и другими ресурсами, становится учредителем этой фирмы. Учредитель фирмы является ее сохозяином (совладельцем). Вместе с тем не все совладельцы фирмы признаются ее учредителями. Для тех предпринимателей, которые не участвовали в учреждении фирмы, но в последствии вошли в число ее совладельцев, применимо определение участник фирмы.

Юридическое лицо может иметь филиалы и представительства, дочерние и зависимые предприятия. Эти понятия также определены в Гражданском кодексе РФ.

«Филиал – обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения основного юридического лица, осуществляет все или часть его функции, в том числе и функции представительства».

«Представительство – обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения основного юридического лица, представляет его интересы».

Юридическое лицо признается дочерним, если другое (основное) юридическое лицо в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним юридическим лицом.

Юридические лица могут реорганизовываться и ликвидироваться.

Юридические лица как участники правоотношений могут быть рассмотрены через критерии:

а) в зависимости от цели деятельности;

б) в зависимости от прав учредителей на юридическое лицо и его имущество.

Такой подход позволяет выделить коммерческие и некоммерческие организации, а также разграничить организационно-правовые формы, в которых имеют право действовать юридические лица.

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет организационно-правовые формы, в которых разрешено заниматься бизнесом в нашей стране.

Принципиальная градация их диктуется целью создания. С этой позиции фирмы подразделяются на:

• коммерческие,

• некоммерческие.

Рис. 1. Классификация организаций
Коммерческая организация – преследует цели извлечения прибыли от своей основной (уставной) деятельности, которая распределяется между участниками фирмы.

Некоммерческие организации – не имеют в качестве основной (уставной) цели своей деятельности извлечение прибыли.

Коммерческие организации. Юридические лица, в отношении которых учредители (участники) имеют обязательные права, могут действовать в формах:

1) хозяйственных товариществ;

2) хозяйственных обществ;

3) производственных и потребительских кооперативов.

Юридические лица, на имущество которых учредители (участники) имеют право собственности или иное вещное право:

1) государственные и муниципальные предприятия, в том числе и дочерние предприятия;

2) учреждения, финансируемые собственником.

Таким образом, организационно-правовые формы коммерческих организаций отличаются друг от друга по характеру ответственности участников по обязательствам организации (полная и ограниченная ответственность), по принадлежности собственности (государственная, муниципальная, смешанная или частная), по характеру создания и управления предприятием, по числу участников и по другим критериям.

Предприятия в России имеют следующие организационно-правовые формы:

ассоциации и союзы.

Рис. 2. Классификация коммерческих организаций


    1. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций. Основные характеристики форм


Некоммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью, но лишь при одновременном наличии двух условий:

1) она должна служить достижению целей, поставленных перед организацией;

2) по своему характеру она должна соответствовать этим целям.

К числу некоммерческих организаций относят:

Некоммерческие организации могут ставить цели социальные, благотворительные, научные, управленческие, охраны здоровья населения, развития физической культуры и спорта, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, оказания юридической помощи, удовлетворения иных материальных и духовных потребностей.

Цели некоммерческих предприятий:

Некоммерческие организации являются неприбыльными по своей основной (уставной) деятельности, но могут заниматься предпринимательской деятельностью для достижения уставных (основных) целей и получать прибыль от этой деятельности, которая должна направляться на основную деятельность.

Потребительские кооперативы. Потребительский кооператив объединяет физических и юридических лиц на основе их членства. Он не предполагает обязательного личного участия своих членов в общих делах. Вспомним, что кооператив – это добровольное объединение граждан, основанное на взаимном доверии. Подобное «взаимное доверие» редкость в наши дни. Однако в таких областях как строительство гаражей, освоение садовых участков, участие в строительстве и реконструкции жилых зданий в российской практике возникает взаимное доверие и учреждаются подобные потребительские кооперативы. В таких кооперативах не существует законодательных ограничений на круг участников: как в России, так и за рубежом. Один и тот же гражданин может быть членом нескольких кооперативов. Членами потребительских кооперативов могут быть как юридические лица, так и физические. Юридические лица – участники потребительского кооператива могут быть коммерческими и некоммерческими организациями.

Участники кооператива за счет своих взносов (паев) формируют паевой фонд. Пай – это сумма денежного взноса или доля в уставном капитале кооператива.

К числу потребительских относятся разнообразные виды кооперативов: жилищные и жилищно-строительные, гаражные, дачные, садоводческие товарищества и другие.

Единственным учредительным документом потребительского кооператива является его устав.

Примерами потребительских кооперативов могут служить гаражные и дачные кооперативы, которые часто создают люди, желающие построить или купить дачу, гараж. В некоторых случаях для этого требуется войти в соответствующий кооператив и заплатить определенную сумму взноса. Как правило, эта сумма небольшая, но бывают случаи, когда она возрастает в десятки раз, что зависит от места положения участка земли, его потребительской привлекательности.

Общественные и религиозные организации (объединения). Они представляют собой добровольные объединения граждан для удовлетворения своих духовных и иных нематериальных потребностей. По законодательству России они признаются юридическими лицами (ГК РФ).

Общественными объединениями считаются политические организации, научные академии, религиозные организации, образовательные, спортивные, творческие федерации, ассоциации и союзы.

Предпринимательская деятельность общественных объединений является весьма специфической разновидностью предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.

Эта специфика обусловлена рядом обстоятельств:

1. Общественные объединения не являются предпринимательскими фирмами по существу.

2. Они создаются не для предпринимательских целей непосредственно, а по иным причинам.

3. В уставе таких организаций обычно отмечается бесприбыльный характер их функционирования. Тем не менее, они имеют возможность заниматься предпринимательским бизнесом, поскольку законодательство России не содержит запретов на это.

4. Предпринимательская деятельность общественных объединений регулируется Законом «Об общественных объединениях », налоговым и административным законодательством.

В эту категорию входит большое разнообразие объединения граждан: политические партии и профсоюзы, добровольные общества и союзы творческих деятелей, организации общественного самоуправления и религиозные организации. Понятие общественных организаций включает религиозные организации.

Эти юридические лица являются собственниками имущества, которое формируется из членских взносов граждан и коммерческой деятельности. Их участники - граждане не имеют ни вещных, ни обязательственных прав на это имущество. Оно не подлежит возврату участникам ни в случае их выхода из организации, ни в случае ее ликвидации.

Полученные общественными организациями доходы от разрешенной им предпринимательской деятельности не подлежат распределению между участниками и могут расходоваться исключительно на нужды самих этих юридических лиц. Например, если политическая партия ведет предпринимательскую деятельность и значительную часть доходов от нее направляет на строительство коттеджей для своих лидеров, прикрываясь именем партии, а не фирмы, то такая деятельность считается незаконной.

Фонды. Фонды – это новый вид юридических лиц, не имеющий достаточной правовой базы для обоснования своей деятельности.

Фонд как организация – это некоммерческая организация, не основанная на членстве его участников (учредителей).

Фонды как ресурсы – это совокупность денежных или иных ресурсов, находящихся в распоряжении тех или иных ассоциаций, объединений, предприятий, организаций, государственных институтов, иностранных и российских граждан, предназначенных для специального целевого использования (назначения).

Денежные средства фондов аккумулируются на специальных счетах банков, что позволяет организовать более или менее точное их статистическое наблюдение.

Участниками фонда могут быть граждане, юридические лица, а также любые публично - правовые образования. Фонды могут организовывать консорциумы, концерны, межотраслевые государственные объединения, акционерные общества, ассоциации, союзы, федерации, коммерческие организации, государство, межгосударственные правительственные и неправительственные организации и отдельные группы граждан или отдельный гражданин (помощь конкретному гражданину, например, для лечения и т.д.). Они не несут ответственности по обязательствам фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих членов.

Участники (учредители) фонда не обязаны участвовать в его деятельности. Они лишены возможности прямо участвовать в управлении его делами. Они вынуждены доверять его органам во всем, что касается использования имущества фонда.

Фонд является собственником своего имущества, на которое у его участников отсутствуют какие бы то ни было имущественные права. Управление в них осуществляется субъектами той или иной организации (концерна, ассоциации и т.д.), либо группами граждан или конкретным гражданином.

Обычно главным органом управления крупных фондов является общее собрание, либо конференция, съезд, сессия, конгресс. Фонд осуществляет свою деятельность, руководствуясь уставом.

Например, в уставе Российского фонда фундаментальных исследований указывается, что основной целью фонда является поддержка инициативных научных проектов.

Главными задачами этого фонда являются: содействие развитию фундаментальных научных исследований, содействие повышению научной квалификации ученых, содействие установлению научных контактов и распространению информации в области фундаментальных научных исследований в РФ и за рубежом, поддержка международного научного сотрудничества в области фундаментальных научных исследований.

Деятельность этого фонда сводится к выделению грантов, стипендий гражданам и юридическим лицам. Таким образом, фонд выполняет распределительные функции.

Поскольку данный фонд не имеет фиксированного членства и постоянных источников дохода, то ему разрешено участвовать в предпринимательских отношениях как непосредственно, так и через создаваемые для этой цели хозяйственные объединения (например, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью). Посредством предпринимательской деятельности некоммерческие фонды имеют возможность заработать дополнительные денежные средства для выполнения своей основной деятельности. Предпринимательская деятельность должна соответствовать общественно-полезным целям фонда и быть необходимой для их достижения. Этот фонд ведет предпринимательскую деятельность и получает от нее доходы. Однако их он обязан направлять на осуществление основной (уставной) деятельности – поддержку фундаментальных исследований в науке. Например, если фонд станет заниматься куплей - продажей алкогольных напитков, то такая предпринимательская деятельность не будет отвечать целям фонда. Она не должна вестись. Если же он займется продажей патентов на российские изобретения за рубежом, будет получать от этого прибыль в виде комиссионных, то такая деятельность будет отвечать общественно -полезным целям фонда.

Учреждения. Учреждения – это некоммерческие организации, не являющиеся собственниками своего имущества.

Цель создания учреждений – осуществление управленческих, социально -культурных и других функций, финансируемых частично или полностью учредителем.

К их числу относятся: органы государственного и муниципального управления, учреждения образования и просвещения, культуры и спорта, социальной защиты, а также другие учреждения.

Регламентация их деятельности и правового статуса осуществляется специальными законами и подзаконными актами. Не являясь собственником имущества, учреждения обладают некоторыми ограниченными правами по его управлению.

Основным источником имущества учреждения являются полученные им по смете от собственника средства. Собственник может финансировать свое учреждение и частично, предоставив ему возможность получать дополнительные доходы от разрешенной собственником предпринимательской деятельности. Пределы этого участия оговариваются собственником в учредительных документах. Полученные дополнительные доходы, хотя и принадлежат учреждению, но не становятся его собственностью.

Созданное учреждение полностью отвечает по своим обязательствам своим имуществом, если этого не хватает, то ответственность переходит на учредителя.

Некоммерческое партнерство – организация, действующая в соответствии с договором, который заключается между двумя и более лицами. Эта организация преследует некоммерческие цели.

Определение некоммерческого партнерства дано в Федеральном законе РФ «О некоммерческих организациях». Приведем его.

«Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение следующих целей: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ».

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

Некоммерческое партнерство может возникать между физическими лицами (например, между двумя адвокатами, юристами, бухгалтерами) и между юридическими лицами (например, между двумя вузами с целью внедрения новых курсов, программ, специальностей).

Разновидностями некоммерческих организаций являются ассоциации и союзы. Они могут создаваться как коммерческими, так и некоммерческими предприятиями (организациями).

Негосударственные образовательные учреждения – это некоммерческие организации, осуществляющие деятельность по предоставлению услуг в области образования. Такие организации, как правило, образовываются на базе государственных образовательных учреждений (школ, училищ, вузов).

Несмотря на некоммерческую направленность при создании негосударственных образовательных учреждений, они часто преследуют коммерческие цели и извлекают прибыль от обучения, подготовки, переподготовки кадров, выдачи сертификатов и дипломов.

В большинстве стран мира в последние годы стремительно развиваются негосударственные образовательные учреждения. Предложение образовательных услуг становится характерным для частного сектора экономики. При этом наиболее распространенной формой частного учреждения являются негосударственные образовательные учреждения, которые призваны расширить доступ к образованию и оказать положительное влияние на качество обучения.

Система образования с переходом к рыночной экономике потребовала обновления как по видам, технологиям обучения, так и по содержанию.

Изменились требования к качеству образования. Появилась потребность в нестандартном, инновационном мышлении, а также в большом количестве специалистов для работы в малом бизнесе: менеджеров, бухгалтеров, специалистов по продажам.

В этих условиях рынок отреагировал предложением образовательных услуг на платной основе, осуществляемых структурами различных организационных формам.

Учреждения, как форма некоммерческой организации, позволяющая эффективно сочетать образовательные программы, распространение знаний и коммерческую деятельность, сопутствующую достижению уставных целей, получила наибольшее распространение.

По существу в обществе сформировалась система образования, альтернативная государственной. Её осуществляют некоммерческие образовательные учреждения, которые предлагают на платной основе для граждан весь спектр образовательных услуг от дошкольных до после вузовских программ.

Предложение образовательных услуг имеет две составляющие. С одной стороны, получение образования есть индивидуальная ценность для каждого гражданина сама по себе. С другой стороны, образование способствует созданию определенного статуса, повышению престижа в глазах общественности.

Многие предприниматели вывешивают сертификаты, полученные во время обучения в престижных негосударственных образовательных учреждениях, на стенах своих офисов.

Такой подход потребителей к образованию создал благоприятные возможности для развития многообразных форм деятельности на этом рынке.

Практически сформирована система непрерывного образования, включающая дошкольную, школьную, довузовскую, вузовскую и после вузовскую подготовку.

Спецификой современной структуры образовательных услуг становится увеличение предложения после вузовской подготовки и разнообразие её видов.

Если в доперестроечный период после вузовская подготовка ограничивалась институтом повышения квалификации, специальными курсами, аспирантурой и докторантурой, то в настоящее время количество видов переподготовки значительно увеличились.

Переход к рыночной экономике вызвал потребность в бизнес образовании. На рубеже 80–90-х годов число учреждений, ориентированных на бизнес образование существенно возросло. Причем большим спросом пользуются краткосрочные программы.

Появились возможности получить второе высшее образование. Открылись бизнес-школы. Созданы отечественные структуры подготовки кадров по программе MBA (мастер делового администрирования).

Учредителями таких юридических лиц, как правило, выступают государственные образовательные учреждения.

Источниками финансирования отдельных программ подготовки выступают государство, иностранные организации и фонды, крупные государственные структуры, привлеченные средства негосударственных образовательных учреждений.

Примерами финансирования отдельных целевых программ могут служить:

1) государственное финансирование президентской программы переподготовки управленческих кадров.

2) финансирование процесса обучения различными фондами.

Государство осуществляет отдельные крупномасштабные учебнообразовательные программы переподготовки, иногда совместно с организациями и фондами иностранных государств.

Отдельные семинары по конкретным направлениям прикладной экономики периодически проводят зарубежные организации и фонды.

Крупные государственные структуры финансируют переподготовку своих кадров в негосударственных образовательных учреждениях. Сами негосударственные образовательные учреждения, оперативно откликаясь на нужды рынка, организовывают семинары, тренинги на коммерческой основе.

Для осуществления образовательных программ негосударственные образовательные учреждения проходят государственную аккредитацию. В процессе аккредитации осуществляется комплексный анализ уровня компетенции сотрудников, оснащенность учебными пособиями, соответствие учебных программ государственным стандартам.



Рис. 3. Статус университета в классификации организационно-правовых форм юридических лиц [18]
Вопросы для самопроверки:


  1. Дайте определение правоспособности. В чем заключается ее содержание?

  2. Юридическое лицо: понятие и классификация.

  3. Чем отличается юридическое лицо от физического?

  4. Дайте характеристику коммерческим организациям. Какие организационно-правовые формы коммерческих организаций существуют?

  5. Какие организации относят к некоммерческим?

  6. Каковы цели некоммерческих организаций? Приведите примеры.

  7. Дайте характеристику учреждению.

  8. Что такое негосударственное образовательное учреждение?

  9. Охарактеризуйте потребительские кооперативы.

  10. В чем заключается специфика предпринимательской деятельности общественных объединений?

  11. Определите место университета в классификации организационно-правовых форм юридических лиц.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации