Методический комплекс по логике. НГУЭиУ. Кафедра философии - файл n1.doc

приобрести
Методический комплекс по логике. НГУЭиУ. Кафедра философии
скачать (545 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc545kb.10.09.2012 13:21скачать

n1.doc

  1   2   3   4
Министерство образования российской федерации
Новосибирская государственная академия экономики и управления


Кафедра философии
Рег. № _____
« »_________________2002
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная дисциплина ЛОГИКА
По спецальности ЮРИСПРУДЕНЦИЯ


Год издания 2002.

Состав учебно-методического комплекса.


  1. Программа курса ЛОГИКА.

  2. Список рекомендуемой литературы.

3. Методические рекомендации по изучению дисциплины студентами.

4. Тексты лекций, разбитые по темам.

5. Контрольные вопросы по каждой теме (в тексте лекций).

6. Материалы для тестовой системы (в вариантах).

7. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ.
1. ПРОГРАММА курса ЛОГИКА.
Раздел 1. Логика как наука.
Тема 1. Предмет изучения логики.
Определение формальной логики. Значение логики. Структура общей формальной логики.


Раздел 2. Понятие.
Тема 2. Логическая характеристика понятия.
Понятие как форма мышления. Содержание и объём понятия. Виды понятий. Отношения между понятиями.
Тема 3. Операции с понятиями.
Обобщение и ограничения понятий. Определения понятий. Деление понятий.
Раздел 3. Суждение.
Тема 4. Структура и виды суждений.
Суждение как форма мышления. Состав суждения. Простое суждение, его виды. Модальные суждения, виды модальности.
Тема 5. Сложные суждения.
Виды сложных суждений. Таблицы истинности логических связок. Оценка сложных суждений с помощью таблиц истинности.
Тема 6. Логика вопросов и ответов.
Понятия вопроса и ответа. Виды вопросов. Виды ответов.

Раздел 4. Законы логики.
Тема 7. Основные формально-логические законы.
Понятие логического закона. Законы классической логики: тождества, непротиворечивости, исключённого третьего и достаточного основания.

Раздел 5. Умозаключение.
Тема 8. Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений.
Состав умозаключения. Умозаключения непосредственные и опосредованные. Умозаключения дедуктивные и индуктивные.
Тема 9. Непосредственные умозаключения.
Выводы по логическому квадрату. Выводы с преобразованием внутренней структуры суждений: превращение (обверсия), обращение (конверсия), противопоставление предикату (контрапозиция), противопоставление субъекту (инверсия).

Тема 10. Опосредованный вывод. Категорический силлогизм.
Простой категорический силлогизм: строение, правила. Фигуры и модусы категорического силлогизма. Сокращённые, сложные и сложносокращённые категорические силлогизмы.

Тема 11. Другие виды опосредованного вывода.
Условные силлогизмы, разделительные силлогизмы. Условно-разделительные силлогизмы. Умозаключения из суждений с отношениями.
Тема 12. Индуктивные умозаключения.
Виды индуктивных умозаключений. Научная индукция, и её способы. Статистические обобщения и метод аналогий.
Раздел 6. Логические аспекты аргументации и развития знания.
Тема 13. Доказательство и опровержение.
Понятие доказательства и опровержения. Виды доказательств и виды опровержений. Правила доказательств и опровержений. Паралогизмы, софизмы, парадоксы.
Тема 14. Гипотеза и теория как формы знания.
Понятие гипотезы. Виды гипотез. Переход от гипотезы к теории. Виды теорий

Литература





  1. В. И. Кириллов, А. А. Старченко. Логика. Учебник для юридических вузов. М., 1998.

  2. В. Н. Брюшинкин. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1996.

  3. В. Н. Карпович. Элементарное введение в формальную логику. Новосибирск, 1993.

  4. А. Д. Гетманова. Логика. М., 1996.

  5. Д. П. Горский, А. А. Ивин, А. Л. Никифоров. Краткий словарь по логике. М., 1991.

  6. Упражнения по логике. Учебное пособие. М., 1990.

  7. Сборник упражнений по логике. Минск, 1990.

8. Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н. И. Упражнения по

логике. М., 1997.

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов.
Логика является важнейшей дисциплиной в подготовке юриста, поскольку умение рассуждать, убеждать и доказывать, составлять и анализировать документы, тексты, ход умозаключений людей всегда необходимы специалистам, имеющим дело с мышлением других людей. Интуиция, на которую многие полагаются в юридической практике, здесь далеко не всегда срабатывает, и необходимо иметь специальные навыки в логике, чтобы иметь возможность проверить правильность своих и чужих суждений, подтвердить или опровергнуть их.

Данный учебно-методический комплекс по основным позициям соответствует стандартным учебно-методическим разработкам и программам по логике, принятым в высшей школе. Учитывая профиль факультета, в ней усилена практическая направленность курса.

Студенты заочного отделения проходят курс логики в два этапа. На первом этапе они работают самостоятельно и завершают этот этап выполнением домашней КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ (см. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ). В этой работе требуется показать достигнутые навыки по овладению теоретическим и практическим материалом по дисциплине.

На втором этапе студенты работают под руководством преподавателя. Цель второго этапа – закрепить, откорректировать полученные на первом этапе навыки и получить у преподавателя оценку этих навыков. Для этого студенты проходят тестовый контроль в аудитории (варианты тестов прилагаются). Учитывая практический характер тестов и ограниченный объем времени на их выполнение (около часа), они выполняются с использованием теоретического материала (учебников, конспектов и т. п.). Но не стоит надеяться на то, что все можно успеть осуществить в последний момент. Предварительная, самостоятельная работа по изучению курса совершенно необходима. Здесь требуется обратить внимание на специфику современной формальной логики. В современном каркасе знания она отнесена к профилю «логико-математических» дисциплин и, также как и математика, требует навыков: а) абстрактного мышления; б) системности в овладении материалом: каждая последующая тема может быть понята только через усвоение всех предидущих тем; в) формализованного подхода (без понимания и использования формул в современной логике никуда не денешься). А как раз эти моменты часто являются камнем преткновения для гуманитариев (в том числе и для юристов). Так что постепенность и систематичность овладения теоретическим материалом и использование этого материала для практических целей (в логике это прежде всего решение логических задач по выведению правильных умозаключений) – вот ключ успеха в логике. Поэтому, не пытайтесь перепрыгивать с темы на тему при выполнении контрольной работы и тестов – осваивайте их последовательно по темам курса. Особенно понадобятся в дальнейшей работе понимание таких вопросов, как соотношение понятий, структура суждений и классификация категорических суждений. Эти вопросы должны быть усвоены четко и однозначно. Обратите особое внимание на использование формул: понимание формул значительно сокращает и освоение теоретического материала, и помогает быстро и правильно решить любую задачу. Не уклоняйтесь от выполнения контрольных заданий в конце каждой темы: они помогут вам осуществлять самоконтроль при усвоении курса. Быстрота и правильность решения задач будет свидетельствовать о глубине освоения материала.

Особый разговор о работе с литературой. Логика – относительно консервативная дисциплина, поэтому содержание курса дается практически в любом учебнике по логике, даже изданного много лет назад. Так что для освоения курса достаточно любого учебника логики,

Хотя, по некоторым социокультурным соображениям, чем современнее учебник, тем лучше. Впрочем, и учебник Вам может не понадобиться, так как основное содержание материала дается в текстах лекций.

Если у Вас будут затруднения с терминологией, то заглядывайте почаще в список терминов (он дает указание, где найти определение этого термина).

Решение задач в логике очень простое – смотри соответствующую формулу и поступай в соответствии с ней. Элементов эвристики, догадок здесь практически не требуется.

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ

Раздел 1 . ЛОГИКА КАК НАУКА


Тема 1 . Предмет и значение логики.
Вопросы:


  1. Определение формальной логики.

  2. Значение формальной логики.

  3. Структура формальной логики.



Вопрос 1. Определение формальной логики.
Формальная логика изучает мышление. Мышление исследуют и многие другие науки.

Особенностью изучения мышления со стороны формальной логики является то, что формальная логика изучает т.н. логические формы мышления. Логическая форма есть способ связи частей мыслимого содержания. Определенный способ может одним и тем же для неограниченно большого количества мыслей.

По-другому еще можно сказать, что формальная логика изучает формальное мышление, а формальное мышление – это последовательность умственных действий по заранее фиксированным правилам.

И еще одно определение - логика это наука о структурах правильного мышления

Вопрос 2. Значение формальной логики.
Соблюдение законов формальной логики дает возможность по фиксированным правилам, не вникая в смысл сказанного, получать то выводное знание, которое принято за истинное в данном культурном сообществе. Эта наука также позволяет нам оценивать ход рассуждений других людей, отличая правильные рассуждения от неправильных.

Например, существует множество умозаключений, которые осуществлены по схемам условно-категорического силлогизма:

  1. Если А,то В 2. Если А,то В 3. Если А,то В 4. Если А,то В

А не А В не В




Сл-но В Сл-но не В Сл-но А Сл-но не А
По первой схеме: Если на улице дождь, то на улице сыро

На улице дождь




Следовательно, на улице сыро.


По второй схеме: Если на улице дождь, то на улице сыро

На улице нет дождя

___________________

Следовательно, на улице нет сырости.
По третьей схеме: Если на улице дождь, то на улице сыро

На улице сыро

Следовательно, на улице дождь.
По четвертой схеме: Если на улице дождь, то на улице сыро

На улице нет сырости

Следовательно, на улице нет дождя.
Попытайтесь определить, какие из представленных умозаключений правильные, а какие нет. Сразу это сделать довольно трудно. А вот в логике давно известно, что из всех представленных схем рассуждений правильными являются лишь первая и четвертая.

Вопрос 3. Структура формальной логики.
Современная формальная логика является чрезвычайно разветвленной наукой и может быть разделена на части по разным основаниям.

В зависимости от того, применяется ли математический аппарат (логические исчисления) или логика изучается без применения последнего, в логике выделяют две части: 1 Общая логика и 2. Математическая логика.

В зависимости от того, описывает ли логика те области логического знания, которые были разработаны еще классиками логической науки, или это новые области знания логику принято делить на: 1)Классическую логику 2) Неклассическую логику.

Мы с вами будем в основном изучать разделы общей классической логики.

В этой логике традиционно выделяют следующие разделы: Теория понятий; Теория суждений; Теория умозаключений; Теория основных логических законов; Теория логических аспектов аргументации и развития знания.
Литература к теме:


  1. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М.: Просвещение, 1991 (статья “Логика”).

  2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учеб. для юридических вузов. М.:Юристъ, 1998 Гл. 1.

  3. Формальная логика. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. Введение.

  4. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., Новая школа, 1996. Тема 1.

  5. Гетманова А.Д. Логика: Учеб. для студентов пед. ин-тов. М.,Высш. Школа. 1996. Гл. 1.

СХЕМЫ:

К вопросу 1.




Формальная Объект изучения

Логика Мышление



Предмет изучения

(подходы)






Логические формы Формальное Структуры правильного

мышления мышление мышления
(Способы связи (Последователь- (Которые при истин

частей умственного ность умствен- ности посылок дают

содержания) ных действий истинный результат)

по заранее фик-

сированным

правилам)



К вопросу 2.




Значение формальной логики






1.Организация 2. Получение 3. Отличение 4. Понимание мышления истинного правильных других

(структурно-ор- знания рассуждений (коммуника-

ганизационная (познавательная от неправиль- тивно-герме-

функция) функция) ных (ф-ция невтическая

аргументации) функция)




К вопросу 3.




Структура формальной логики



Основания деления




  1. По применению мат. Общая логика Математич.

аппарата логика







  1. По времени разработки Классическая Неклассич.

областей логики логика логика







Теория понятий Теория суждений Теория умозак- Теория осн.

лючений логических

законов






Теория логических аспектов

аргументации и развития

знания



Контрольные вопросы к теме 1.


  1. Какие значения слова «формальный» Вам известны? В чем заключаются преимущества и недостатки формального подхода?




  1. Приведите пример известной вам структуры формального рассуждения.


3. В чем Вы усматриваете значение формальной логики для вашей будущей профессии?

  1   2   3   4


Новосибирская государственная академия экономики и управления
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации