Кретова Н.Н. Методические указания для проведения семинарских, практических занятий и самостоятельной подготовки по курсу Государственное и муниципальное управление - файл n1.doc

приобрести
Кретова Н.Н. Методические указания для проведения семинарских, практических занятий и самостоятельной подготовки по курсу Государственное и муниципальное управление
скачать (83.5 kb.)
Доступные файлы (2):
n1.doc254kb.13.04.2005 12:43скачать
n2.doc31kb.13.04.2005 12:47скачать

n1.doc



Введение
В составе цикла общеобразовательных дисциплин по специальности 080500 «Менеджмент» предусмотрено изучение дисциплины «Государственное и муниципальное управления».

Проблемы государственного управления уже тысячи лет в центре внимания человечества, но государство, это сверхсложная система, постоянно выдвигает новые, все более острые и безотлагательные проблемы. Для теории и практики управления характерны не только технические, но и философские, правовые, социальные, психологические и этические аспекты.

Потребность в научных обоснованиях, рекомендациях, в обобщении опыта государственного, в том числе регионального и муниципального, управления довольно велика. Если многочисленные исследования доказывают, что политический, экономический и хозяйственный кризис в нашей стране объясняется в основном дилетантскими методами управления и развалом самой системы государственного управления, то трудно понять, а тем более оправдать причины явного отставания теории и практики именно в данной области

Основной целью преподавания данной дисциплины является изучение содержания государственного и муниципального управления в России, его особенностей в сравнении с опытом зарубежных стран.

Предметом изучения дисциплины являются принципы государственного управления, разработанные на их основе формы и методы регулирования деятельности государства в области экономики, финансовой сфере, формирования отношений между Российской Федерации и ее субъектами.

Изучение дисциплины «Государственное и муниципальное управление» осуществляется в следующих формах: лекции, семинары, практические занятия под контролем преподавателя, самостоятельная работа студентов.

На лекции выносятся наиболее сложные вопросы курса, требующие высокого уровня систематизации и обобщения, глубокой фундаментальной подготовки. На семинарах обсуждаются вопросы более частного характера, которые расширяют и конкретизируют знания, полученные на лекциях, и в процессе самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа включает изучение рекомендуемой литературы, подготовку рефератов, сообщений, самостоятельных заданий.

Качество и эффективность самостоятельной работы студентов контролируется на семинарах, на зачете.

Индивидуальная работа преподавателей со студентами является обязательной. Дни и часы для индивидуальной работы по каждой учебной группе в отдельности определяются кафедрой.

Семинар 1. Предмет и метод науки о государственном

управлении
Учебная цель: изучение научных основ и особенностей государственного управления
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях


  1. Предмет и цели государственного управления.

  2. Государственное управление наука и искусство.

  3. Управление общественными процессами на «макро» и «микро» уровнях.


Методические указания по подготовке к семинару

  1. К вопросу «Предмет и цели государственного управления» необходимо рассмотреть управление как-таковое, особенности государственного управления./1,2,3,4,5,6,7/

  2. К вопросу «Государственное управление наука и искусство» необходимо изучить соотношение науки о государственном управлении с другими науками, изучающими государство: философией, социологией, политической экономией и др. Рассмотреть теорию госу­дарственного управления в системе юридических наук./1,2,3,4,5,6,7/

  3. К вопросу «Управление общественными процессами на «макро» и «микро» уровнях необходимо выделить сходство и различие между государствен­ным управлением и управлением в бизнесе. /2,3,4,6,7,8,9,10/


Семинар 2. Государство как субъект управления

общественными процессами
Учебная цель: изучить эволюцию изменений в теории государственного управления

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

  1. Теории происхождения государства.

  2. Формы и виды государственного устройства.

  3. Ведущие научные школы и направления в теории государственного управления.

  4. Принципы и методы государственного управления.


Методические указания по подготовке к семинару

  1. К вопросу «Теории происхождения государства» необходимо рассмотреть теологическую, патриархальную, теорию Гегеля, теорию насилия, ирригационную, марксистскую, расовую, органическую и другие./2,3,4,5,6,11,12/

  2. К вопросу «Формы и виды государственного устройства» необходимо рассмотреть такие формы государственного устройства как монархия, парламентская республика, президентская республика, теократическое управление, демократию и тоталитаризм, а также виды государственного устройства. /1,2,3,4,5,6,7/

  3. К вопросу «Ведущие научные школы и направления в теории государственного управления» необходимо проследить развитие теории научного менеджмента, выделить теории государственного регулирования./ 2,3,4,5,6,15,16,17/

  4. К вопросу «Принципы и методы государственного управления» необходимо изучить сущность принципов и различные подходы к выделению методов государственного управления. /1,2,3,4,5,6,7,13,14,18/


Семинар 3. Система государственного управления
Учебная цель: изучить структуру и процессы системы государственного управления
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях


  1. Взаимосвязь субъектов и объектов государственного уп­равления.

  2. Виды государственного управления.

  3. Цели, функции, организационная структура государствен­ного управления.

  4. Принципы формирования системы органов государствен­ного управления.

  5. Система государственных органов (госаппарат). Класси­фикация государственных органов: законодательные, исполнительные, судебные.

  6. Этапы становления и развития системы органов государ­ственного управления в России. Конституция РФ о системе
    органов государственного управления.


Методические указания по подготовке к семинару

  1. К вопросу «Взаимосвязь субъектов и объектов государственного уп­равления» необходимо рассмотреть виды государственного управления, конституцию РФ о системе
    органов государственного управления. /1,2,3,4,5,6,7,19,20,2/

  2. К вопросу «Система государственных органов (госаппарат)» необходимо рассмотреть класси­фикацию государственных органов: законодательные, исполнительные, судебные; цели, функции, организационная структура государствен­ного управления. /1,2,3,4,5,6,7,19,20,21,22,23,24,25/

  3. К вопросу «Этапы становления и развития системы органов государ­ственного управления в России» необходимо рассмотреть изменение принципов формирования системы органов государствен­ного управления, функций, организационной структуры государствен­ного управления./1,2,3,4,5,6,7,25/


Задание для самостоятельной работы.
Исследуйте направления использования PR органами государственной власти

Рекомендации по выполнению

Работа может выполняться в группах до 4 человек. Она должна содержать 10-20 страниц текста. Обязательно должны быть практические примеры. Список литературы не менее 5 источников. Наиболее интересные работы будут заслушаны на занятиях.
Практическое занятие 1.Исследование проблем

в организации эффективной работы органов власти

Российской Федерации
Учебная цель: приобретение навыков в исследовании факторов, влияющих на бюрократизацию и коррупцию органов исполнительной власти, решения проблем ими вызванными.
Ситуация для анализа.

По данным Госкомстата на 2000 год число работников органов государственной власти и местного самоуправления (государственных служащих) в России составляет 1 млн. 133,7 тыс. Это много или мало для нашей страны? С точки зрения борьбы с безработицей и трудоустройства людей предпенсионного и пенсионного возраста - это количество можно было бы и увеличить. С позиции эффективности государственного и муниципального управления - количество чиновников никак не влияет ни на упрощение бюрократических процедур, ни на улучшение рыночной ситуации в России. Количество чиновников не есть зло само по себе. Оно (количество) находится в прямой зависимости от прописанных в законах или придуманных в ведомствах всевозможных процедур, механизмов контроля и регулирования, для реализации которых собственно и необходимы "государевы люди". В качестве формулы: количество чиновников в стране прямо пропорционально уровню априорной виновности общества перед своим государством. Или обратно пропорционально вере государства в порядочность собственного общества!

Можно сказать, что чем меньше чиновников - тем больше государство доверяет своим гражданам. Пример: Для того, чтобы человек получил некую социальную помощь, он должен доказать, что имеет на нее право. Для этого он сам должен обойти бесчисленное количество контор, чтобы из каждой получить справку, подтверждающую его право. Даже с нашим уровнем компьютеризации этот процесс можно было бы упростить до минимума. Или тот же вход на рынок. Доказывай до бесконечности, что ты добросовестный предприниматель, получай лицензии, сертификаты, свидетельства, все равно он не может быть защищен .

По данным же Госкомстата, в России в расчете на 1000 человек приходится 2,8 государственного работника, тогда как в Великобритании - 7,3, в США - 6,4, во Франции - 16,1. Это что же, у них более забюрократизированные страны?

Эффективность государственного и муниципального управления во многом зависит от уровня коррупции в системе власти. Коррупция и бюрократизм в системе государственного и муниципального управления в значительной степени снижают эффективность использования бюджетных средств, препятствуют развитию малого и среднего бизнеса, ведут к недоверию населения к власти и отчуждению граждан от решения социально-экономических проблем. Особенно важным является взаимодействие власти и населения на муниципальном уровне, где партнерские отношения власти, местных сообществ и бизнеса позволяют решать большое количество социальных проблем местного уровня без привлечения значительных внешних источников финансирования.

В настоящее время борьба с коррупцией идет по двум основным направлениям – это прямые милицейские расследования фактов коррупции и действия общественных организаций, направленные на повышение “открытости” власти и организацию общественного контроля за ее деятельностью.

В рамках линии на построение эффективного управления, преодоление бюрократизма и коррупции важно выстроить систему независимой оценки деятельности власти, позволяющую выделять ситуации неэффективного расходования бюджетных средств, которые часто связаны с некомпетентностью и коррумпированностью власти. При этом результаты оценки деятельности власти должны иметь открытый характер и простую интерпретацию, доступную для понимания большинства граждан.

Исследователи указывают на особенность российской ситуации, которая состоит в том, что наряду с персональной коррупцией у нас существует очень мощный сектор “корпоративной коррупции”. Она проявляется в том, что ряд производств и целые отрасли хозяйства через теневое лоббирование своих интересов получают преференции и скрытые дотации. Причем именно в этих отраслях очень слабо осуществляются организационные и технологические изменения. Такие предприятия и отрасли являются “черными дырами” российской экономики и ключевой проблемой при решении задачи социально-экономического развития.

Повышение прозрачности и обоснованности бюджетных расходов ограничит возможности “корпоративной коррупции” на уровне городского хозяйства, будет способствовать росту эффективности расходования бюджетных средств и, в целом, повышению эффективности управления городом.

Основная задача работы – создание и первичная апробация методов сравнительного анализа бюджетов и моделей, позволяющих проводить корректное сопоставление ситуаций различных городов. Проведенный анализ показал возможность использования разработанных методов и моделей для проведения сравнительного анализа городских бюджетов. Подтверждение, корректировка и доработка предложенных методов и моделей будет осуществляться в дальнейших исследованиях с привлечением дополнительной информации по городам и регионам.

Проведенный анализ основан на ряде модельных допущений, недостаточно полно описывающих реальные ситуации городов, например, мы не учитываем частичное финансирование отраслей городского хозяйства из бюджетов региона. Для получения более детальной и конкретной информации необходимо проведение социально-экономического и организационно-технологического аудита городских отраслей, который позволит выделить элементы эффективной/неэффективной организации деятельности в этих отраслях.

Важно отметить, что предложенные методы и полученные результаты основаны на анализе сложившейся хозяйственной и управленческой практики, поэтому мы можем обозначить эффективные/неэффективные отрасли лишь в сравнении с уже существующими образцами. С другой стороны, мы понимаем, что для получения принципиально новых эффектов и результатов в муниципальном управлении, необходимо ставить задачу проектирования и организации эффективных систем управления и высокотехнологичных форм организации городского хозяйства.
Задания и вопросы

  1. Выделите фразы, подтверждающие остроту проблем, связанных с бюрократией и коррупцией в органах исполнительной власти.

  2. Какие факторы, по Вашему мнению, влияют на повышение уровня бюрократизации и коррупции?

  3. Какие характеристики могут служить для описания основных черт бюрократии

  4. Оцените предложенные пути решения проблем, связанных с бюрократией и коррупцией, выскажите свои предложения.


Семинар 4. Региональное управление
Учебная цель: изучение взаимоотношений федерального центра и регионов
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях


  1. Государство и регионы.

  2. Государственная региональная политика.

  3. Финансовые механизмы регионального управления.


Методические указания по подготовке к семинару

  1. К вопросу «Государство и регионы» необходимо рассмотреть разделение властей в регионах, институциональное устройство органов власти и управления в регионах, федеральные округа./1,2,3,4,5,6,27,28,29,30,31,32/

  2. К вопросу «Государственная региональная политика» основное внимание необходимо уделить диспропорции территориального (регионального) раз­вития и государственной политики «выравнивания», депрессивным территориям (регионам) как объектам государственной поддержки. /1,2,3,4,5,6,27,28,29,30,31,33,35,36/

  3. К вопросу «Финансовые механизмы регионального управления» необходимо ознакомиться с те­орией и практикой «бюджетного федерализма», привести пример бюджета. /1,2,3,4,5,6,27,28,29,30,31,34/


Задание для самостоятельной работы.
1. Составьте библиографию литературы на тему «Зарубежный опыт местного самоуправления».

Рекомендации по выполнению

Работа должна содержать 10-15 источников, обязательно должны быть статьи.
Семинар 5. Муниципальное управление
Учебная цель: ознакомиться с основами местного и городского самоуправления
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях


  1. Основы местного и городского самоуправлении.

  2. Организация аппарата городского самоуправления.

  3. Экономические вопросы местного и городского самоуправления.


Методические указания по подготовке к семинару

  1. К вопросу «Основы местного и городского самоуправлении» необходимо рассмотреть основ­ные теории местного самоуправления,. становление и основ­ные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе. /1,2,3,4,5,6,36,37/

  2. К вопросу «Организация аппарата местного и городского самоуправления» необходимо изучить структуру аппарата местного и городского самоуправления на конкретном примере. /1,2,3,4,5,6,35,36,37,38,39,42,43,44/

  3. К вопросу «Экономические вопросы местного и городского самоуправления» необходимо изучить вопросы, касающиеся му­ниципальной собственности, городских финансов, муници­пального бюджета. /1,2,3,4,5,6,35,38,39,44,45/


Задание для самостоятельной работы.
1. Сделайте подбор проблемных ситуаций, используя журналы «Городское управление», «Муниципальное право», «Муниципальная экономика», «Местное право», газету «Местное самоуправление» и т.п.

Рекомендации по выполнению

Работа должна содержать 1-5 страниц печатного текста, посвященного краткому анализу выбранной проблематике. Для анализа необходимо использовать минимум 3 статьи. Наиболее интересные работы будут заслушаны на занятиях.

Семинар 6. Государственное регулирование экономики
Учебная цель: изучение целей, направлений и содержания государственного регулирования экономическими процессами
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях


  1. Функции государства как субъекта хозяйствования и уп­равления.

  2. Государственное регулирование экономических процес­сов.

  3. Государственное регулирование материального производства, фондового рынка, денежного обращения, валютного курса


Методические указания по подготовке к семинару

  1. К вопросу «Функции государства как субъекта хозяйствования и уп­равления» необходимо рассмотреть взаимодействие государства с рынками, фирмами и до­машними хозяйствами, государственную собственность в системе форм собствен­ности. /1,2,3,4,5,6,46,48/

  2. К вопросу «Государственное регулирование экономических процес­сов» необходимо изучить основные концепции государственного регулирования экономических процес­сов/1,2,3,4,5,6,47/

  3. К вопросу «Государственное регулирование материального производства, фондового рынка, денежного обращения, валютного курса» необходимо изучить содержание государственной политики в перечисленных сферах, выделить ее особенности /1,2,3,4,5,6,20,21,46,49,50/

Практическое занятие 2.Изучение внесенных изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений
Учебная цель: приобретение навыков анализа проблем формирования расходной и доходной части бюджета на уровне местного самоуправления
Ситуация для анализа.

Анализ функционирования местного самоуправления на протяжении последних лет показал, что фактические расходы местных бюджетов не соответствовали необходимым расходам на реализацию потребностей муниципальных органов власти по обеспечению полномочий, закрепленных за ними федеральными законами. Так, в качестве примера можно привести ответ на запрос Совета по вопросам местного самоуправления при Правительстве РФ финансового управления г. Южно-Сахалинска, которое сообщает, что бюджет этого муниципального образования на протяжении ряда лет утверждается с обеспеченностью в средствах до 30%, на 2003г. бюджет был утвержден по расходам на 27,6 процента от минимальной потребности». Такая же ситуация и в большинстве других муниципальных образований. В результате вынужденного «урезания» необходимых расходов происходило нарастание ухудшения социально-экономической ситуации в большинстве муниципалитетов. В последние годы бюджеты большинства муниципальных образований фактически представляли собой ведомости на выплату зарплаты.

При этом даже «урезанные» расходы муниципалитетов часто полностью не покрывались необходимыми доходами (см. График 1).

Таким образом, финансовое положение 97% муниципальных образований накануне реформы местного самоуправления иначе как кризисным назвать было нельзя.

Для изменения этой ситуации на федеральном уровне, прежде всего, была проведена работа по разграничению полномочий между федеральным, региональным и местными органами власти. В результате наиболее существенно в стоимостном выражении были сокращены полномочия местного самоуправления. (26%).

По оценке Минфина РФ расходные полномочия местного самоуправления по решению вопросов местного значения были определены в сумме 958,8 млрд. руб. в условиях 2005 года.

Однако следует отметить, что даже приблизительного обсчета стоимости полномочий местного самоуправления при подготовке материалов, обосновывающих проект закона «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» Минфином РФ, не проводилось. Прогнозные расходы местного самоуправления были получены путем вычета из фактических расходов местных бюджетов в 2002 году стоимости расходных обязательств, которые были переданы на другие бюджетные уровни, и суммирования стоимости расходных полномочий, которые были получены с других уровней на уровень местного самоуправления. Учебный процесс, адресные жилищные субсидии населению, натуральные льготы (в случае их сохранения) были определены как государственные полномочия, которые могут быть переданы местному самоуправлению, но уже вместе с субвенциями. Эти субвенции определены в размере 244 млрд. руб.

По мнению Минфина России, расходные обязательства местных бюджетов на реализацию полномочий, определенных статьями 14,15,16 и 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 года, потребуют в 2005 году закрепления за местными бюджетами доходов в сумме тех же 958,8 млрд. руб. Таким образом, на одну и ту же сумму (321,2 млрд.руб.) были сокращены и расходы и доходы местного самоуправления. Математически это верно. Но такой подход был бы обоснованным, если бы расходы соответствовали расходным полномочиям местных органов власти. А поскольку они, как показывают фактические данные по муниципальным образованиям, обеспечивали только от 30 до 50% законодательно определенных расходных полномочий, то кризисную ситуацию в муниципальных образованиях подобный математический прием объективно изменить не может.
График 1

Соотношение доходов\расходов местных бюджетов (без учета средств поступающих в порядке межбюджетных отношений)


Использованный подход привел также и к закреплению сложившихся диспропорций в расходовании средств местных бюджетов. Так, например, неоднократно проводившееся повышение зарплаты работникам образования, не подкрепленное необходимыми финансовыми ресурсами, привело к тому, что основные расходы по статье «Образование» шли на зарплату и начисления к ней, в структуре расходов эти подстатьи по ряду муниципальных образований достигали 80-90%, в ущерб другим расходам, связанным, в частности, с материально-техническим обеспечением школьных зданий и сооружений. Изъятие средств в размере 80-90% из статьи «Образование» и на перспективу не позволяет предусмотреть большинству муниципальных образований необходимый объем расходов на содержание и материально-техническое обеспечение школ и дошкольных учреждений. Подобным образом складывается ситуация в финансировании жилищно-коммунального комплекса, здравоохранения и остальных отраслей.

До реформирования расходные полномочия одного муниципального образования (исходя из данных Минфина РФ) оцениваются в среднем в 112 млн.руб., а в новых условиях они составят 34 млн.руб. Т.е. расходные полномочия местного самоуправления сократили на 26%, а расходы в среднем на одно муниципальное образование сократились почти в четыре раза!? Такая методика расчетов показывает, что не учтены основополагающие моменты реформирования местного самоуправления.

Не учтено, прежде всего, то, что реформа местного самоуправления в России, оформленная новой редакцией Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 года, предполагает существенные изменения в территориальной организации местного самоуправления. Количество муниципальных образований в соответствии с концепцией реформирования местного самоуправления в Российской Федерации увеличится с 11,4 тыс. до 28-30 тыс., т.е. в 2,5 раза.

Только для законодательного оформления вновь появляющихся муниципальных образований потребуются единовременные средства:

Эти статьи расходов не проходили по бюджетам муниципальных образований в прошедшие годы, на данных по которым строились расчеты Минфина, а, следовательно, они не включены в объем расходов и на перспективу.

Целесообразно было бы выделить средства на эти расходы целевым образом из федерального бюджета.

Прогнозный расчет Центра аналитических исследований Конгресса муниципальных образований РФ (ЦАИ КМО РФ) показывает, что для обеспечения функционирования муниципальных образований в формате 28-30 тыс. муниципальных образований потребуются расходы в значительно больших объемах, чем для имеющихся в настоящий момент 11 429 муниципальных образований.

Увеличение расходов будет обусловлено:

1) ростом числа занятых в административно-управленческих органах из-за существенного увеличения количества муниципальных образований;

  1. особенностями содержания концепции территориальной структуры муниципальных образований, предусматривающей реализацию значительной части полномочий муниципальных образований за счет развития межмуниципальных связей, что потребует существенных дополнительных расходов на дорожное строительство и межмуниципальный транспорт;

  2. обязательностью предоставления услуг населению муниципальных образований в соответствии с перечнем полномочий, законодательно определенных в качестве вопросов местного значения.


Задания и вопросы

  1. Прочитайте текст, выделите основные проблемы, с которыми может встретиться бюджетная реформа.

  2. Какие исследования и кем были проведены по представленному вопросу.

  3. Проанализируйте график соотношения доходов и расходов местных бюджетов.

  4. Какие дополнительные расходы необходимы.

  5. Выдвинете Ваши предложения по решению обозначенных проблем.



Семинар 7. Государственное управление социальной сферой
Учебная цель: изучение целей и направлений государственной социальной политики
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях


  1. Сущность и основные направления государственной со­циальной политики.

  2. Зарубежный опыт государственного управления соци­альной сферой.


Методические указания по подготовке к семинару

  1. К вопросу «Сущность и основные направления государственной со­циальной политики» необходимо изучить государственное управление отраслями социальной сферы, государственное управление рын­ком труда, государственное регулирование системы социального
    страхования, государственные программы социальной помощи населению. /1,2,3,4,5,6,20,21,51,52,53/

  2. К вопросу «Зарубежный опыт государственного управления соци­альной сферой».необходимо изучить опыт развитых стран, сделать выводы о возможности его использования. /1,2,3,4,5,6,54/


Задание для самостоятельной работы.
Изучите сайт Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Сравните полученную информацию с аналогичными сайтами регионов Российской Федерации, а также других стран.

Рекомендации по выполнению

Работа должна содержать 2 - 6 страниц печатного текста, может выполняться группой до 3 человек. В работе обязательно должен быть анализ.
Семинар 8. Управление обеспечением национальной

безопасности
Учебная цель: изучить возможные направления государственных органов власти в условиях конфликтных и чрезвычайных ситуаций.
Вопросы для обсуждения на семинаре


  1. Истоки социальных конфликтов и государственная стра­тегия их разрешения.

  2. Государственное управление в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях.

  3. Национальная безопасность.


Методические указания по подготовке к семинару

  1. К вопросу «Истоки социальных конфликтов и государственная стра­тегия их разрешения» необходимо рассмотреть причины конфликтов, технологии их диагностики, прогнозиро­вание и разрешение конфликтов в государственном управлении. Политический механизм управления социальными конф­ликтами. /1,2,3,4,5,6,55,56,57,58,59,60/

  2. К вопросу «Государственное управление в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях» необходимо рассмотреть особенности чрезвычайных ситуаций настоящего времени, источники опасности и виды ущерба, направления принятия решений о чрезвычайном положении. /1,2,3,4,5,6,59/

  3. К вопросу «Национальная безопасность» необходимо ознакомиться с основными направлениями государственной политики по обеспечению безопасности и предупреждению конфликтов и чрезвычайных ситуаций. /1,2,3,4,5,6,59/


Задание для выполнения самостоятельной работы – написания реферата
1. Требования к написанию текста реферата: шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, выравнивание по ширине, полуторный интервал. Абзацный отступ 1. Поля: верхнее, нижнее, левое– 2,0 см , правое – 1,0 см

Реферат не менее 30 страниц печатного текста.

Структура реферата:

Теоретическая часть включает рассмотрение мнений различных авторов по изучаемой тематике, возможно, правовых основ вопроса, изложенных в законах, подзаконных актах, комментариях специалистов.

Практическая часть должна включать описание реальной ситуации по выбранной тематике реферата (это может быть как положительный, так и отрицательный опыт), Ваше мнение по возникшим проблемам и направлениям их решения. При отсутствии возможных вариантов решения вопроса в используемом источнике Вы можете предложить свои.

Список литературы должен быть не менее 10 источников. В обязательном порядке он должен включать статьи. На все указанные источники должны быть ссылки в тексте.

Приложения могут включать большие таблицы, рисунки, полный текст самой статьи, если она была взята из печатных изданий или Интернета.
Возможная тематика рефератов по курсу «Государственное

и муниципальное управление»


  1. Системный подход в организации государственного управ­ления.

  2. Государство как субъект управления общественными про­цессами.

  3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления.

  4. Государственное управление: принципы кейнсианства и институционализма.

  5. Система государственного управления.

  6. Принципы формирования системы органов государствен­ного управления: особенности становления ветвей государ­ственной власти в России.

  7. Уровни государственного управления общественными про­цессами.

  8. Взаимодействие органов государственной власти в про­цессе государственного управления.

  9. Законодательная власть в системе государственного уп­равления.

  10. Судебная власть в системе государственного управления.

  11. Современный этап становления органов государственной власти и государственного управления.

  12. Исполнительная власть в системе государственного управления.

  13. Президентская власть в системе государственного управления.

  14. Региональное управление в структуре государственного управления.

  15. Особенности федеративного устройства государства и их влияние на систему регионального управления.

  16. Государство и регионы: управленческий аспект.

  17. Функции представительных, исполнительных, судебных ор­ганов власти в региональном управлении.

  18. Проблемы формирования региональных рынков.

  19. Российские регионы в новых экономических условиях.

  20. Региональная политика в странах рыночной экономики.

  21. Институциональное устройство органов власти и управ­ления в регионах.

  22. Государственное регулирование территориального развития.

  23. Диспропорции территориального (регионального) разви­тия и государственная политика «выравнивания».

  24. Теория и практика государственного регулирования тер­риториального развития.

  25. Нормативно-правовые основы государственного управ­ления регионами.

  26. Административно-управленческая элита регионов Россий­ской Федерации.

  27. Развитие теории управленческих элит в современной за­рубежной науке.

  28. Региональные управленческие элиты России.

  29. Финансовые механизмы регионального управления об­щественными процессами.

  30. Теория и практика «бюджетного федерализма».

  31. Механизм финансового взаимодействия Центра и регионов.

  32. Государственная региональная политика: концепции, про­блемы, решения.

  33. Особенности региональной политики в странах Западной Европы.

  34. Новая роль регионов в Европейском союзе.

  35. Основы региональной политики в управлении обществен­ными процессами.

  36. Региональная политика России: условия, предпосылки, традиции.


Студент может предложить свою тематику реферата, предварительно согласовав ее с преподавателем.
Студент должен быть готов к презентации своего реферата (10-15 мин) и ответу на вопросы. С целью упорядочения данного процесса предлагается составлять график выступлений.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ.

  1. Перечислите факторы развития местного самоуправления. Ответ обоснуйте.

  2. Какой вид управления характеризует принцип локально-территориальной ограниченности?

  3. Опишите известные Вам подходы к характеристике бюрократизма?

  4. Какие два аспекта эффектов можно рассматривать при оценке эффективности государственного управления?

  5. Перечислите теории происхождения государства.

  6. Какими органами представлена судебная система РФ?

  7. Государство – это …

  8. Выступает ли государство как субъект самоуправления. Ответ поясните.

  9. Какие функции государства Вы можете выделить?

  10. Выделите основные методологические подходы к анализу государственного управления. Один из них раскройте подробно.

  11. Какие законодательные акты регулируют местное самоуправление?

  12. Назовите функции Правительства РФ:

13 К ведению Совета Федерации относится …..

  1. В каком случае понятия «местное» и «муниципальное» управление можно употреблять как синонимы?

15. Назовите особенности асимметричной федерации

16. Кем осуществляется государственная власть в России:

  1. Согласно какой статье Гражданского кодекса муниципальные образования сами отвечают по своим обязательствам принадлежащим им имуществом?

  2. Кто является идеологами психологической теории государства?

  3. Охарактеризуйте возможные направления региональной политики.

  4. Заполните следующую таблицу




Предметы ведения :

Содержание блока

Российской Федерации




Субъектов РФ




Совместное ведение







  1. Перечислите элементы, составляющие муниципальное хозяйство

  2. Какие модели можно отнести к моделям муниципального управления:

  3. Какие статьи доходов и расходов содержит местный бюджет 24.Назовите направления деятельности органов муниципального управления в системе социальной защиты населения

Литература


  1. Конституция РФ. М., 1993.

  2. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. СПб.: Питер, 2004. – 301с.

  3. Пикулькин А.Б. Система государственного управления: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 399 с.

  4. Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. –М.: Юристъ, 2001. – 320с.

  5. Зеркин Д.П. Основы теории государственного управления: Курс лекций. –Ростов-н/Д.: «МарТ», 2000. – 448с.

  6. Атамачук Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учеб. пособие. – М.: ОАО «НПО «Экономка», 2000. – 302с.

  7. Энциклопедии. http://encycl.yandex.ru.

  8. Ильин И. Аксиомы власти // Стратегия России, № 7, 2004. – с. 65-72

  9. Генри Форд. Моя жизнь, мои достижения. М.,1989.

  10. Климаид Д., Кинг У. Системный анализ и целевое управле­ние/Пер. с англ. М.,1974.

  11. Быстреико В.И. История государственного управления и самоуправления в России. М., 1997.

  12. Ильин В.В., Ахиаер А.С. Российская государственность: ис­токи, традиции, перспективы. М., 1997.

  13. Мамонтов В.В. Государственный суверенитет и территориальная целостность – главные принципы современной российской государственности // Государство и право. №4 , 2004. – с. 5-12

  14. Атамтнчук Г.В. Современная концепция государственного управления Россией // Государственное управление: пробле­мы теории, истории, практики, преподавания. М, 1996.

  15. Салыгин Е.Н. Основы правовых знаний // Основы государства права, №2, 2004. – с.19-35

  16. Худокормов А.Г. История экономических учений: Современ­ный этап: Учебник. М.,1998.

  17. Нурееев Р. Инстмтуционалшм: прошлое, настоящее, буду­щее//Вопросы экономики. 1999. № 1.

  18. Шпюпов Б. Корпоративное управление в XX в.: История и пер­спектива // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 1

  19. Габригидзе Б.Н., Чернявский Б.Н. Органы государственной власти современной России: Учеб. пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко », 2004. – 367 с.

  20. Сервер органов государственной власти Российской федерации. http://www.gov.ru/

  21. Постановления правительства и указы президента РФ. http://www.bankrot.org/index.php.

  22. Рубин А. Правительство в трех измерениях // Стратегия России № 3, 2004. – с.34 – 42

  23. Исполнительная власть в Российской Федерации. Пробле­мы развития /Отв. ред. И.Л. Бачило. М., 1998.

  24. Безумов А.А., Чиботарёв Г.Н. Принципы разделения влас­тей в государственном устройстве РФ // Государство и право. 1998, №10.

  25. Котенков А. А. Президент — Парламент: становление взаи­моотношений в законодательном процессе // Государство и право. 1998, №9.

  26. Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (практика России) // Государство и право №1, 2004. – с. 24 – 36

  27. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: Учебник. –М.: Гардарики, 2002. – 384с.

  28. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г.Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под. Ред. Проф. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 472 с.

  29. Региональная экономика: Учебное пособие / Под ред. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА – М, Изд-во Рос. экон. акад., 2001. -463с.

  30. Федеральный Закон «О государственном прогнозировании и про­граммах социально-экономического развития РФ» от 23.06.1995 г. №115-ФЗ.

  31. Хабриев Т.Я. Государственная конституция и эволюция федеративных отношений // Государство и право №8, 2004 с.5-14

  32. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной по­литики. М., 1998.

  33. Лавровский Б. Измерение региональной асимметрии на примере России //Вопросы экономики. 1999. №3.

  34. О федеративных отношениях, национальной и региональ­ной политике (рекомендации национального экономического совета) // Российский экономический журнал. 1999. № 9,10.

  35. Павлов К. Система местного управления в регионах России и опыт развитых стран // Проблемы теории и практики управ­ления. 1999. №5.

  36. Пономарёв А. Особенности регионального управления в автономных округах // Проблемы теории и практики управле­ния. 1999.№1.

  37. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. М.: Л. 1928.

  38. Васильев А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций. - Н.Н.; ИП Гладкова О.В., 2000.-156с.

  39. Королев С.В. Теория муниципального управления. - М.: ВИНИТИ, 1999.-144с.

  40. Основы управления муниципальным хозяйством / А.Г. Воронин, В.А. Лапин и др. СПб., 1996.

  41. Выдрин И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике. - Екатеринбург, 1998.

  42. Сайт администрации Воронежской области. http://admin.vrn.ru.

  43. Воронежская область. Информация для бизнеса http://media.infobus.ru.

  44. Беляков А. Система управления контактами с насилением в мэрии г. Ярославля // Городское управление №11, 2004. – с. 86-92

  45. Лужков Ю. Управление развитием города: взаимодействие общественного и частного сектора // Проблемы теории и прак­тики управления. 1996, №3.

  46. Гражданский кодекс РФ. Ч. I и II.

  47. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора / Пер. с англ. М., 1997.

  48. Порохоровский А. Экономически эффективное государство: американский опыт//Вопросы экономики. 1998, №3.

  49. Мамедов А.А. Государство и страхование // Государство и право №10, 2004. – с. 75 - 83

  50. Категория «финансы» и «финансовая деятельность» в науке финансового права // Государство и право №7, 2004

  51. Кодекс законов о труде РФ.

  52. Лужков Ю. Социальность вместо олигархизма// Стратегия России №10, 2004 – с.35 – 58

  53. Лужков Ю. Социальность вмсто олигархизма// Стратегия России №11, 2004 – с.53 – 68

  54. Социальные реформы в странах с переходной экономикой. Проблемы и опыт/Под ред. СВ. Кадомцевой. М., 1997.

  55. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в об­щую теорию конфликтов. М.,2003.

  56. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М., 1997.

  57. Лепехин В.А. Лоббизм. М., 2000.

  58. О безопасности. Сборник законодательных и нормативных документов. М., 1998.

  59. Степанов О.А. Право, государство и безопасность личности в условиях развития информационно-электоронной среды // Государство и право № 11, 2004. – 34 - 43

  60. Социальная и духовная безопасность России / Под общей редакцией В.И. Добренькова, Г.П. Бутырина, И.Н. Ефимова. М, 1995.




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации