Реферат - Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП) - файл n1.doc

Реферат - Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП)
скачать (82.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc83kb.10.09.2012 13:21скачать

n1.doc



Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Казанский государственный технологический университет»

Нижнекамский химико-технологический институт

РЕФЕРАТ
по дисциплине «Организация производства на предприятиях отрасли»


тема: «Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП)»
Выполнила:

студентка группы 4702

Морозова Алёна

Проверила:

Кислова В.И.

г. Нижнекамск, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….…..3

1 Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП)……...5

2 Празднование «круглой даты» саратовской системы бездефектного изготовления продукции………………………………...………………………11

Заключение……………………………………………...………..………………14

Список используемых источников……………………..………………………15
ВВЕДЕНИЕ

Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки и, следовательно, определяют успех или не успех фирмы на рынке.

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связанно с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место.

В начале XIX столетия в связи с возрастанием сложности продукции проблема обеспечения качества значительно обострилась. Уже нельзя было ограничиться проведением только технического контроля, требовались какие-то дополнительные меры.

В 20-х годах начали разрабатываться и внедряться статистические методы контроля, появились специальные контрольные карты и методы выборочного контроля. В 30-40-е годы новые требования к качеству продукции, особенно военного назначения, привели к дальнейшему развитию отдельных элементов управления качеством, внедрению более сложных методов его обеспечения. В послевоенный период технический прогресс обусловил необходимость освоения и выпуска в короткие сроки высококачественной продукции. Это привело к созданию техники управления качеством, разработке новых способов его повышения. В первую очередь управление качеством получило широкое внедрение в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс, - радиотехника, электроника, автоматика, химия, авиация, ракетная техника и др.

Таким образом, появляется необходимость разработки более совершенных систем обеспечения качества продукции.
1 Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП)

Плановая экономика создала одностороннее понимание качества без внимания к потребителю, но с богатым управленческим опытом. [1]

Первые успешные попытки организации планомерной систематической работы в обеспечении качества в нашей стране были предприняты в 50-х годах. Началом системного подхода к управлению качеством продукции считают разработку и внедрение в 1955 году на Саратовском авиационном заводе системы бездефектного изготовления продукции (БИП) и сдачу ее ОТК и заказчикам с первого предъявления.[2]

Система включала в себя ряд взаимосвязанных организационных, технологических и экономических мероприятий, обеспечивающих условия для бездефектного изготовления продукции. В системе предусматривалось постоянное совершенствование производственного процесса, обеспечение соблюдения технологической дисциплины и ритмичности работы.

Внедрению БИП предшествовала сложившаяся система контроля, когда рабочие, мастера, руководители предприятия отвечали за выполнение производственной программы и, фактически, не отвечали за качество продукции. Ответственность за качество продукции была возложена на ОТК. В результате работники производственного аппарата передавали детали, узлы, изделия в другой цех с недоделками, дефектами. При таком положении работники ОТК предприятии затрачивали время на выявление и устранение дефектов. Получилось так, что одни производят некачественную продукцию, а другие ликвидируют допущенный ими брак, поэтому продукция предъявлялась в ОТК по нескольку раз. В связи с этим аппарат ОТК необоснованно расширялся, причем нередко за счет малоквалифицированных работников.

Кроме того, нередко брак и дефекты возникали из-за конструкторов, состояния НТД и организации производства. Стимулирование проводилось в основном по количественным показателям изготовления продукции.

Данная система представляла  комплекс  взаимосвязанных, организационных, экономических, воспитательных мероприятий, которые создавали благоприятные условия для изготовления продукции без дефектов в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. В ее основу были положены следующие принципы:

- полная ответственность непосредственного исполнителя за качество

выпускаемой продукции;

- строгое соблюдение технологической дисциплины;

- полный контроль качества изделий и соответствие их действующей документации до предъявления службе ОТК;

- сосредоточение технического контроля не только на регистрации брака, но и главным образом на мероприятиях, исключающих появление различных дефектов.

Порядок предъявления продукции ОТК регламентировался рядом документов, в частности «Инструкцией», составленной ОТК и утвержденной директором предприятия, которая запрещала исполнителю предъявлять ОТК узлы и изделия с отклонением от НТД.

Если работники ОТК обнаруживали дефект предъявленной партии продукции, то они прекращали дальнейший осмотр и возвращали всю партию для исправления и устранения дефектов. Вторичное предъявление этих изделий производилось только по письменному разрешению начальника цеха. При повторном отклонении продукции начальник цеха обязан был представить директору предприятия объяснение. Третье предъявление продукции могло быть сделано начальником цеха только по разрешению директора. При наличии в продукции дефектов исполнитель передавал ее в ОТК для оформления акта о браке.

Анализ рекламаций с места эксплуатации продукции рассматривался лично директором предприятия, после чего им издавался специальный приказ с изложением конкретных необходимых организационно-технических мероприятий, направленных на устранение причин, вызвавших неисправность изделия. Внедрение системы способствовало развитию движения «работы с личным клеймом». К такой работе допускались исполнители, которые не менее 6 месяцев изготовляли продукцию без дефектов и сдавали ее в ОТК с первого предъявления. При вручении «личного клейма» исполнителю выдавалось удостоверение на право самоконтроля. Исполнители, не оправдавшие доверия, лишались приказом по предприятию «личного клейма» и удостоверения на право самоконтроля.

Главной особенностью и новизной системы БИП стало то, что она позволила проводить количественную оценку качества труда каждого исполнителя, коллективов подразделений и на этой основе производить моральное и материальное стимулирование.

Оценка качества труда отдельных исполнителей производилось на основе показателя сдачи продукции ОТК с первого предъявления:



– процент сдачи исполнителем продукции ОТК с первого предъявления,

С – сумма всех предъявлений продукции  рабочим в ОТК;

О – сумма всех отклонений продукции ОТК после обнаружения первого дефекта. [4]

Для оценки результатов работы предприятия, цехов и отдельных исполнителей, а также морального и материального стимулирования работников, за повышение качества продукции были предусмотрены следующие основные показатели:

возврат продукции из ОТК внутри цехов (количество отклоненных ОТК деталей, узлов и изделий после обнаружения первого дефекта), характеризующий уровень технологической и производственной дисциплины;

- возврат продукции из цехов-потребителей цехам-изготовителям (количество возвращенных дефектных деталей, узлов, изделий), характеризующих качество работы технического контроля в цехе-изготовителе;

- выполнение ежемесячных цеховых организационных технических планов по качеству (в процентах к общему числу запланированных мероприятий), состояние культуры производства, определяющие эффективность деятельности ИТР цеха и рабочих по устранению причин брака и возврата продукции;

- количество принятой продукции с первого предъявления ОТК (в процентах к предъявляемому количеству), брак (в процентах к валовому выпуску или к общей трудоемкости в нормо-часах), количество продукции, на которую получены рекламации (в процентах к объему выпускаемой продукции), характеризующие общее состояние и уровень качества изготовления продукции в цехах и по предприятию в целом.

Эффективность применения этой системы во многом обусловливалась уровнем обучения и воспитания кадров. Для повышения этого уровня организовывались школы качества, в которых наряду с теоретическими занятиями осуществлялось также практическое обучение работников методам качественного изготовления продукции на закрепленных за ними операциях.

В системе большое значение придавалось соответствию состояния оборудования, оснастки, инструмента, контрольно-измерительных приборов и технической документации требованиям технологического процесса. Были обязательны научная организация труда и производства, четкие внутрипроизводственные связи, ритмичность работы.

Выпуску продукции высокого качества способствовала также система материального и морального стимулирования исполнителей в зависимости от уровня сдачи продукции с первого предъявления.

Критерий количественной оценки качества труда позволял развернуть социалистическое соревнование, применять такие моральные стимулы, как присвоение звания «Отличник качества», «Мастер - золотые руки» и др. При этом разнообразие методов морального стимулирования и размеров материального поощрения на различных предприятиях не меняло основного принципа системы.

Использованный в системе БИП механизм управления качеством оказал влияние и на структуру управления. Прежде всего, изменились функции ОТК (контролировать оценку качества), децентрализовался контроль из-за развития самоконтроля, повысилось качество труда и появилась возможность получать информацию о причинах дефектов, не зависящих от рабочего. Для анализа этой информации, обсуждения и принятия решений создавались постоянно действующие комиссии по качеству, регулярно проводились дни качества.

День качества - это особая форма совещания, где подвергается критическому анализу работа по обеспечению качества продукции за неделю. Начальник ОТК докладывал о состоянии и уровне качества продукции на предприятии, о наиболее серьезных случаях брака и возврата продукции, о всех невыполненных в срок организационно-технических мероприятиях по обеспечению высокого качества и надежности продукции. Кроме того, он сообщал результаты ежедневного контроля за чистотой и культурой производства.

Внедрение системы БИП позволило:

Однако саратовская система при всех достоинствах, а они проявились довольно ярко и быстро, имела и ряд недостатков. Система не позволяла контролировать и управлять уровнем разработок и проектирования изделий, не охватывала другие стадии их жизненного цикла - реализацию и эксплуатацию. Относительно ограничена была сфера применения системы. Но эффективность ее положительных элементов подтолкнула другие предприятия на поиск новых форм и методов управления качеством продукции.

Таким образом, система БИП явилась началом комплексного подхода к организации работ по повышению качества продукции. Принципы этой системы нашли применение на многих предприятиях. В ходе внедрения системы БИП ее основные принципы развивались, взаимозаменялись и обогащались применительно к специфике того или иного производства. Система БИП явилась мощным средством повышения качества продукции. С 1962 г. подобные системы начали внедряться в бывших ГДР, ПНР, а также в США, ФРГ, Японии, других странах.


2 Празднование «круглой даты» саратовской системы бездефектного изготовления продукции

10 ноября 2005 года в Саратове в здании Правительства области состоялся Форум, посвященный 50-летию Саратовской системы бездефектного изготовления продукции.

Участниками Форума, а их было свыше 600, были представители всех регионов России. В Форуме приняли участие руководитель Ростехрегулирования Элькин Г.И., президент ВОК Воронин Г.П., вице-президент Европейской организации качества Гусаков Ю.А., вице-президент Российского Клуба бенчмаркинга «Деловое совершенство» Самойлов Ю.Н., зам. губернатора Ярославской области Непряев Н.И., министр промышленности и энергетики Чувашии Волошин Ю.П., руководитель программы «Российское качество» Тавер Е.И., председатель совета директоров НП «Национальный проект» «Марка года» Тавровский Л.Д., директор Центра исследований международной торговли и внешней политики России Орешкин В.А., представители ТПП РФ, руководители федеральных государственных учреждений, российских НИИ, предприятий, учебных учреждений, журнала «Стандарты и качество», а также ветераны движения в области качества.

Работу Форума открыл Губернатор Саратовской области П.Л. Ипатов.

Участников Форума приветствовали поздравительными телеграммами Председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ Миронов С.М, и от Депутата Государственной Думы В. А. Третьяк.

В первый день на пленарном заседании были заслушаны доклады организаторов Форума: руководителя Ростехрегулирования Элькина Г.И., и.о. заместителя Председателя Правительства Саратовской области Новицкого А.Б., председателя ВОК Воронина Г.П.

С приветственным словом от Европейской организации качества и с докладом «Модели и инструменты обеспечения качества в Европе» выступил вице-президент ЕОК Гусаков Ю.А.

Темы докладов выступивших на Форуме: о роли качества в свете реализации закона о техническом регулировании; движение за качество в Саратовской области; Качество: прошлое, настоящее, будущее; Роль торгово-промышленных палат в решении проблем качества; Россия на пути глобального обмена опытом; Россия и ВТО-проблемы конкурентоспособности; оценка качества в условиях рынка; социально-экономический потенциал управления качеством; современный, территориальный подход управления качеством по опыту, развитие форм морального стимулирования качества продукции и работы (по опыту регионов и предприятий).

Программа второго дня Форума включала работу 6 круглых столов и мастер-класса, которые проходили в СГУ им. Н.Г. Чернышевского, на Саратовской таможне, на заводах РМК, СЭПО, Трансмаш, Нефтемаш-САПКОН.

Темами круглых столов были: пути совершенствования систем менеджмента качества (СМК) ВУЗов, университет будущего; эффективное поддержание СМК на российском предприятии; проблемы реализации закона о техническом регулировании; Россия против контрафакта.

Мастер-класс «Бездефектность-основа метода «6 сигм» был проведен к.т.н М.И. Розновым, ведущим специалистом фирмы «Приоритет» (г. Н.-Новгород).

По итогам работы круглых столов и мастер-класса были заслушаны их руководители на заключительном заседании Форума.

В торжественной обстановке лауреатам и дипломантам конкурса «100 лучших товаров России» по Саратовской области 2005 года были вручены награды. А ими стали: ООО «Современные пищевые технологии», ОАО «Жировой комбинат»,ОАО «Балаковский завод запасных деталей», ФГУП «НПП «АЛМАЗ» НПЦ «Газатрон-С», ООО «Энгельсское приборостроительное объединение «Сигнал», ОАО «Волгадизельаппарат», ОАО «Газаппарат», ОАО «Энгельсский завод фильтров», ОАО «СЭПО-ЗЭМ», ОАО «Завод «Проммаш», ФГУП ПО «Корпус», ООО «ВИП «СИНКРОСС», ЗАО «Ламинированное стекло», ООО «Элмаш-Сплав», ОАО «Саратовский завод дизельной аппаратуры», ООО ПК «Сигнал-Маш», ЗАО «Резинотехника», ООО «Саратовский лечебно-оздоровительный центр», ЗАО «Завод «Медтехника», Саратовская губернская торгово-промышленная палата, ООО «Компания Бриг+», ООО «Утебал».

Поздравляя участников от имени президента Европейской организации качества с успешной работой Форума, вице-президент ЕОК Гусаков Ю.А в своем заключительном слове сказал, что из всех четырнадцати Форумов, проведенных в странах Европы во время Европейской недели качества 2005 года, саратовский - по оценке президента ЕОК, стал самым представительным.[5]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в данном реферате нами была подробно рассмотрена Саратовская система бездефектного изготовления продукции, которая получила распространение в 1950-е годы.

Цель системы - создание условий производства, обеспечивающих изготовление рабочими продукции без отступлений от технической документации. Основным критерием, применяемым для количественной оценки качества труда рабочего, явился процент сдачи продукции с первого предъявления, к общему количеству партий, изготовленных рабочим и предъявленных ОТК.

Внедрение системы БИП позволило:



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. http://www.isokazan.ru/inform/

2. http://www.smartcat.ru/Management/

3. http://www.e-college.ru/

4. http://www.masters.donntu.edu.ua/

5. http://www.gosmera.ru/info/



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации