ГОС по СПП (ответы на все вопросы 2010г.) - файл n1.doc

приобрести
ГОС по СПП (ответы на все вопросы 2010г.)
скачать (834.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc835kb.10.09.2012 13:11скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

  1. Специальная психология как наука ,предмет ,объект ,основные задачи и методы. Отрасли, связь с др. науками, теор. и практ. значение. Спец.псих. как самостоятельная отрасль псих.науки возникла к 60год.20века.До этого времени спец.псих. являлась неотъемлемой частью дефектологии. В настоящее время спец.псих. рассматр-ся как отрасль псих.науки, изучающ. закономерности псих. развития и особ-ти псих.дея-ти детей и взр-х с псих.и физич.недостатками. Предметом явл-ся закономерности развития и проявления психики различ. Групп детей с отклонен.в развитии. Объектом яв-ся дети с отклонениями в развитии. Задачи:1.Раскрытие зависимости псих. развития аномального ребенка от хар-ра, времени, механизмов и степени выраженности аномалий. 2.раскрытие закономерностей псих.развит. для нормальн. и аномальн.детей.3.Выявление путем компенсации дефекта псих.развития ребенка в целом и отдельных псих.процессов.4.Разработка научных основ, методов и сред-в обучен.разных групп детей с отклонениями в развитии, а т.ж .теоретич. обоснования конкретных путей обучения. Методы: 1.изуч.документации_представ.собой сбор аномальных данных,на основе чего составляется о психики аном-го развития.2.Метод изуч.продуктов Дея-ти-анализ рез-ов труда реб-ка дает представление об особенностях псих.развития.3.Метод наблюд.-позволяет наблюд. за деятельностью реб-ка в спонтанной форме Перед набл.ставятся четкие цели и фиксир-ся его рез-т.4.Беседа-направлена на выявление ориентировки реб-ка в окруж. пространстве и времени.5.Метод эксперемента-сбор фактов в спец-но созданных условиях. Реб-к выполняет опред. задания и работу по инструкциям. Задания могут подаваться в игровой форме. Экспкримент .направлен на выявление негатив. и позитив. сторон развития.6.Анкетирование-для родит.воспит.пед-ов. Для оценки уровня и развития особ-ей реб-ка. Тесты,проектив.методики и т.д.

Отрасли:Сурдопсихол.,тифлопсихолог,олигофренопед-ка,логопсих-ия,псих.детей с наруш. ЗПР, псих детей с ОДА

Связь с другими дисциплинами:1.Псих.науки-псих.изучение аном-х и нор-х дет.в плане их развития, в плане их развития, воспит. и обучен.сближ.спец.псих.с возрост.и педагогич. С.П.взаимод-ет с нейропсих.т.к.она занимается изучением особ-ей мозговых мех-ов ВПФ. Патопсих.-изучает закономер-ти распада псих.дея-ти и свой-в лич-ти при болезни.2.Пед.науки-взаимосвязь обуслов.тем,что С.П.занимается разработкой псих.обоснования воспит. И обуч.детей с аном.в развитии.3.мед.науки-связь обусловлена тем, что С.П.и медицына имеют общий объект изучения. Наиболее тесная связь наб-ся с невропатолог.неврологией,психиатр.,физиологией.

Теоретич.значен.С.П.состоит в том что изучение особ-ей псих.развития аномальных детей позволяет расширить научную область познания, котор.связана с опред.строением,различ.форм псих.дея-ти.,выявлением возможностей и путей компенсации деф-та. Практич.значение С.П. можно выразить в ряде задач:1.решение дифференцированно-диагностич.задач.Псих.исслед.явл-ся важной состовляющ.при установлении диагностики и служит дополнит.сред-ми мед.диагностики.2.С.П.вносит вклад в анализ мех-ов и стр-ры деф-та,а т.ж.в установление степени выраженности псих.наруш.реб-ка.3.псих.исследов.это важнейшая часть работы при отборе детей в спец.учреждения.Выявление доминирующ.нарушений при обследов.ВПФ,особ.развит.речи и мыш-ия детей позволяет определ.предпочтительн.тип их обучения.

2. Понятие о деф и его структуре в зависимости от разной модальности дизонтогенеза. Ком-я и сверхком. Выгодский о дефекте и компенсации.

Дефект-недостаток к-л органа, выпадение к-л физиологической или психической функции. Структура дефекта-сочитание первичных и вторичных дефектов аномалии развития. Первичный дефект обусловлен биологическим характером болезни (нарушение слуха, зрения при поражении органов чувств, др нар при локализованных поражениях ГМ). Вторич дефект возникает опосредованно в процессе аномального развития. Дефект развития-психический или физический недостаток, вызывающий нарушение в развитии. (Дудьев В.П.)

Центральным вопросом спец психологии и спец пед яв проблема компенсации. Задача спец организованного О и В д с нар психического развития в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации нарушенных функций. Компенсация (От лат уравновешивание, уравнивание) – возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. 2 типа: 1. Внутрисистемная. Осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур. 2. межсистемная – кот осуществляется путем перестройки функциональных си и включения в работу новых элементов и др структур за счет выполнения ранее несвойственных им функций.

Теория компенсация прошла большой путь развития. Сначала особая роль в компенсации отводилась слову, кот приписывалось мистическое воздействие на психику человека. Австрийский психолог Адлер выдвинул теорию сверхкомпенсации. С его точки зрения человек самое биологически неприспособленное существо, по этому у него изначально возникает ощущение неполноценности, которое усиливается при наличии физ дефекта. Самоощущение неполноценности – стимул для развития психики. ТО, малоценность это не минус, а плюс, источник силы, стимул к развитию. Сверхкомпенсация является крайней точкой из 2 путей компенсации: неудача компенсации, бегство в болезнь, невроз, полная асоциальность или самореализация.

Выготский в св работах критически проанализировал существующие взгляды на проблему компенсации психических функций и обосновал понимание компенсации как синтез биологических факторов. Он придавал особое значение включению аномальных д в разнообразную соз значимую деятельность, созданию активных и действенных форм человеческого опыта. При выпадении какого-либо органа чувств другие нач выполняют такие функции, кот не выполняли обычно. Ввел понятие структура дефекта. Первичное нарушение(снижение слуха или зрения) влечет за собой вторичные отклонения, и отклонения третичного порядка. Вторичные отклонения носят системный характер. Пед воздействие напр на вторичные нарушения. Выготский выдвинул положение о связи общих задач воспитании и специальных методик, подчинение специального воспитания социальному и их взаимосвязь. Основной путь компенсации видел во включении детей с откл в развитии в активную труд деятельность, кот обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества, создаются условия для интеграции в общество. «Сами по себе слепота или глухота частные дефекты не делают носителя их дефективными. Решает судьбу личности соц психологическая реализация дефекта. Изучали проблему компенсации: Лурия, Зейгарник, Левина, Соловьев, Лебединский.

3. Понятие дизонтогенеза. Этиол, патогенез и виды дизонтогений. Клинич и психоле закономер дизонтогенеза. Психологич парам дизонтогенеза.

В 1927 Швальпе впервые употребил термин «дизонтогений». Обозначая им отклонение внутриутробного формирования структур организма от номы развития. Впоследствии термин приобрел более широкое значение. Им стали обозначать разл формы нарушений онтогенеза, вкл постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические си организма еще не достигли зрелости. Этиология – это учение о причинах. Как известно, нарушения развития могут быть вызваны как биологическими так и соц факторами. Причинами м/б неблагоприятная наследственность, конституциональные причины (нарушение обменных процессов, хромосомные аберрации, генные мутации). Большая рольотводится внутриутробным нарушениям (в связи с тяжелыми токсикозами беременности, токсиплазмозом, краснухой и др инфекциями, разл интоксикации и травмы). Реже опухолевыми заболеваниями раннего постнатального периода. Патология родов.

При этом отклонения развития м/б связаны с относительно стабильными патологическими факторами НС (мозговой недостаточностью), возникать на фоне текущих заболеваний(врожденные дефекты обмена, прогрессирующая гидроцефалия, опухоли, эпилепсия).Незрелость развития мозга обуславливает повышенную восприимчивость ЦНС р/кА к разл вредностям. Большое значение имеет время поражения. Объем поражения тем дольше выражен, тем больше чем раньше действует патологический фактор. Характер нарушения так же зависит от мозговой локализации процессов и степени ее распространенности( с одной стороны это незрелость мозга ребенка, с другой стороны это большая способность к компенсации). Соц причины нарушений: микро соц пед запущенность, обусловленная культурной депривацией, неблагоприятными условиями воспитания; патохарактерологическое формирование личности, аномалии развития эмоц-вол сферы с наличием стойких аффективных изменений.

Виды дизонтогенеза Лебединский: 1. Недоразвитие. Ха-но раннее время поражения, наиболее выраженная недостаточность псих функций (мышление, речь). Пример – УО. 2. Задержанное развитие. Замедление темпа формирования познавательной и эмоц-вол сфер, мозаичность поражения. ЗПР. 3. Поврежденное развитие. Хар-но позднее в 2-3 года патологическое воздействие на мозг, регресс интеллекта. Органическая деменция. 4. Дефицитарное развитие. Нарушение сл, зр, ОДА. Первичные дефект ведет к недоразвитию функций, кот с ним связаны. Компенсация в условиях адекватного О и В. 5. Искаженное. (РДА). Одни функции развиваются ускоренно, не подтягивают развитие других. 6. Дисгармоничное. Хаар-но рано преобретенная диспропорциональность в эмоц-вол сфере(психопатия).

Закономерности дизонтогенеза: 1. снижение способности к приему, переработке, хранению и исп информации. 2. трудности словестного опосредования 3. замедление темпа формирования понятий (причина – отсутствие способности к обобщению). 4. Ретардация – незавершенное формирование психических функций другого периода. Есть закономерности, кот ха-ны для того или иного типа дизонтогенеза (Н-р, НарСлуха- замедленное психическое развитие после рождения, ускоренное в последующие периоды).

Лебединский. Психол параметры дизонтогенеза: 1) связан с функциональной локализацией нарушения и определяет его вид: общий дефект – вызван нарушением развития регуляторных си (корковых и подкорковых), частный – обусловленный недостаточностью отдельных функций. 2) время поражения – чем раньше произошло поражение тем вероятнее явление недоразвития, чем позднее – распад психических функций. 3) Вытекает из идеи Выготского о системном строении нарушения, характеризует взаимоотношения м/д первичным и вторичным дефектом. 4) Нарушение межфункционального взаимодействия. При нормальном психическом развитии выделяют типы взаимодействия психических функций: временная независимость – хара-на для ранних этапов развития (относительная независимость развития мышления и речи до двухлетнего возраста).ассоциативные связи: разрозненные разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе пространственно временной близости. Это указывает на малую дифференцированность психических процессов. Иерархический тип взаимодействия – обладает высокой пластичностью и устойчивостью, ведут к компенсаторной перестройке псих функций.

4. .Общие и специфические закон.-ти R аном. детей. Роль биол. и соц. факторов в психич. R р-ка.

Выготсский.считал, что развит.психики аном-го реб-ка подчинено тем же основным закономерностям котор .обнаруж-ся в развитии нор-го реб-ка.Выделяют закономер-ти общие для всх типов аномального развития:1.снижение способности к приему, перерароботке,хронению и использованию информац.2.трудности словесного опосредования.3.замедление процесса формир.понятий.Спецефическ. закономерности:1Так при уо,ОНР,ЗПР наб-ся явление ретатдации-незавершенность формиров.псих.функц. данного периода.Левина описывает детей у котор.наблюд.патологич.длительн.сохранение автономной речи.2.асинхрония-неравномерное псих.развитие,при котор.одни компоненты психики развиваются с значит.опережающ.,а с другой запаздывают.Общие законом-ти дизонтогинеза: 1.наруш.приема переработки,сохранения,использован.информац.-в зависемости от специф.порожения искаж-ся разные параметры окруж.действит.:при сенсор.патологии происх.искажение сенсор.информации.на этапе ее приема ч.з.повреж.анализатор.При РДА искаж-ся восприятие,использов.соц.информации.2.наруш.речевого опосредования-запаздывание в созревании лобных отделов явл-ся общей патологией характерной дизонтогениейтаких как уо,ЗПР,РДА и др.3.более длительн.сроки формир.предст.и понятий об окруж. действит-ти.При лобном наруш.наб-ся наруш.нор-го псих.отражения дей-ти.4.риск возникновен.состояний соц-но псих-ой дизадоптирова-ти.-параметр поя-ся в последующие годы в связи с усилением интеграции в образовании.

Биолог.и соц.факторы: процесс обретения общественно-историч.опыта явл-ся основ.условием опред.псих.развит.реб-ка.Биологич факторы выступают как не менее важное условие обеспечивающие полноценное раз-ие реб-ка.К таким условиям относ-ся факторы с котор.реб-к рожд-ся,как биологич.сущ-во.Одним из важных факторов развит. Реб-ка яв-ся нор-ая работа голов.мозга и его коры.Для нор-го развития реб-ка важно ч.б.ЦНС точно анализ.все раздрожения приходящие в мозг,создавала прочные и диффренц.связи.основными свой-ми организ.ЦНС яв-ся проц-сы возбуж.и тормож.это необходимо для того ч.б.реб-к мог регулировать свое поведение.Наруш.псих.развит.м.б.связано с влиянием неблагоприятн.соц. фактор.Чем раньше возникли неблагоприят.соц.условия ,тем более грубые и стойкие будут наруш.R.

5.Особенности произвольного внимания и восприятия при различных нарушениях психического R в детском возрасте, их изучение и коррекция.

Вним-е-сосредот-ть и напр-ть психич. деят-ти на опред. объект,кот-й предполагает повышен. ур. сенсор.,интел. и дв. активности.

1.Ум.отст.дети-отмеч-ся недост-ть произв.В-я.Для них св-но непроизв-ое насильствен-ое Вним-е,сопроводж.чрезмерной отвлек,двиг.беспокойством,подвиж-ю или вялостью и пассив-тью.Низкий уровень произволь. Вним-я связан c недоR волевых качеств У.О.Для них хар-на неспособ-ть распред-ть Вним-е м/у различ. Объектами:оно проявл-ся в нетерпении, задавании не относящ-ся к теме ???-ов,и т.д.С возрастом объем произв.вним-я возрастает, но уст-ть и возм-ть распред-я значит. отл. от N.У У.О. детей отмеч-ся своеобразие воспр-я окруж-го пространства,замед-ть, узость,зр.Воспр-я и ускорение с возрастом.Недостаточ-ая дифферен-ть зр.воспр-я наблюд-ся в неточном распознании близких по спектру цветов, в глобальном видении объектов ( не видит части предметов).Нар-е пространст-ой ориентировки.При воспр-ии картин воприн-е не полное, поверх-ое, аже не адекват-ое.При осязат-ом воспр-ии у.о. обнаруж. пассив-ть, недост-ая целенаправлен-ть, ассиметрич-ть, несогласов-ть движения рук, импульсив-ть,несосредоточ-ть.Объемные предметы дети с у.о. узнают лучше чем плоскостные.

2.ЗПР-особен-ти вним-я: неустой-ть, которая ведет к снижению продуктивности, треб-ся постоянный контроль; сниженная концентрация- трудность в сосредоточении на объекте, высокая утомляемость; сниж.объема вним-я – удерживает одновременно меньш-й объем инф-ии,чем нужно ;низ-ая избират-ть вним-я -затр-ся в выдел-ии цели деят-ти и усл. ее реализации; низкое распредел-е вним-я- реб-к не может одновременно выполнять несколько действий;прилипание вним-я – трудности в переключ-ии вним-я с одного вида деят-ти на другой; повышенная отвлекаемость.

Для детей характерны недостаточ-ть, огранич-ть, фрагментарность знаний об окружающем мире. При ЗПР нар-ся такие св-ва восприятия как: предметность, структурированность, испытывают затруднения в узнавании предметов, находящ. в непривычном ракурсе. Страдает и целостность воспр-я, т.е. в вычленении разл. отд.элементов

Из объекта, который воспринимается как целое, затр-ся в достраивании образа по к-л его части,с ами образы формируются замедленно. Отмеч-ся замедлен. процесса переработки инф-ции , поступ-й ч/з органы чувств.У детей отсутствует целенаправленность,планомерность в обследовании объектов какой бы канал они не использовали. Ориентир-ка в пространстве грубо нарушена, складывается постепенно, от чувства собственного тела до выработки стратегии поведения в физич. и соц.мире.

3.Нарушение слуха - в дошкольном возрасте ведущим видом явл-ся непроизвольное внимание, оно станов-ся сознат-м и контролир-м, вырабат-ся устойчивость, распределение и переключение. Осн. нагр. идет на зрение. Отмеч-ся трудности переключ-я вним-я, больше времени требуется на «врабатывание». Это приводит к снижению скорости выполнения деятельности, увеличению кол-ва ошибок. Прод-ть вним-я зависит от избират-ти качеств в предлаг. материала (яркость, выразит-ть предметов).Наиб. темп R произвольн-го вним-я происходит в подростковом воз-те, это связано с отставанием в R речи . Первоначально произвольн-ое вним-е опоср-но общей. со взр. Жесты, реч-ые инструкции взр. выдел. из окруж.предметов, на которых реб-к заостряет вним-е. Большое знач-е в компен. слуха имеет R зр. воспр-я. у детей набл-ся замедленное узнавание предметов. У глухих аналитический тип воспр-я преоблад-ет над синтетическим. Дети испыт-ют трудности в воспр-ии перекрестных изображ-й, простран.-времен-ых отн.,трудности в воспр. предметов в необход-ом ракурсе,контур изображ. предметов.Зр-ое воспр-е необх-мо R у детей в единстве с обуч-ем речи.

4.Нар-е зрения.-практически все качества вним-я: акт-ть, напр-ть, объем, распред-е, переключ-е,инт-ть, сосред-ть, уст-ть, оказ-ются под влиянием н. зр., но способны к высок.. R тих качеств. Замедленность воспр-я, осущ-го с пом-ю осязания и зр-я сказыв-ся на темпе переключ., проявл. в неполноте и фрагментарности образов, низком объеме и устойчивости внимания. Необх-мо R произ-ть вним-я, сосред-ть, умение не отвлекаться, т.е. R сосредоточ-ти и уст-ти вним-я. R вним-я связ. с формированием волевых , интелек-х, эмоц-ых св-в лич-и, протек. в усл-ях актив-ой деят-ти. Зр.воспр-е явл-ся доминир. в познании окруж-го мира. У слепых зр-ое восп-е совершен-ся за счет незрительных стимулов: тактильн. стимулы помогают в создании полноценного образа. При остат-ом зрении ослабл. интерес к окруж., снижается общ-ая активность, избир-ое воспр-е нар. предметность воспр-я,проявл-ся схематизм зрительного образа, его бедность нар. ценность, в образе предмета отсут. гл. и второстепенные детали, т.е. фрагментарность и неточность воспр-я, скорость воспр-я и просв-ть зр. образа страдает ,образы станов-ся неадекват-ми действит-ти. Большое место отвод-ся слух-му воспр-ю- звуки явл-ся связью сл. с предметами , их дейст-ми. Также воспр-е явл-ся отраж-ем целого комплекса качеств объектов воспр. чел. ч/з прикосновение, ощущение давления, температуры, боли. Чел-к познает различ. св-ва объектов.

5.Дети с реч-ми нар-ми – Вним-е хар-ся рядом особ-ей: избирательностью, низким уровнем показателей произв.вним-я, трудности в планир-ии своих действий.Обнаруж-ся различия в проявл-ии произволь-го вним-я в завис-ти от раздражителя(и зрит, слу-го)труд-ти сосред. вним-е в усл-ях словест-ой инструкции чем зрит.Затр-но распредел-е вним-я, м/у рчью и практич-ой деятельностью. Набл-ся наруш-е фонем-го восприятия. Зр-ое воспр-е отст-ет в R от N и хар-ся недост. информ-ю целого образа.

6 Дети с ДЦП.Вним-е хар-ся рядом патологич-их особ-тей: повышенная психич-ая утомляемость и истощаемость,низкая работоспособность,трудности сосредоточения, вялость и раздражительность. Нар-е функционир-я избирательности,уст-ти, концентрации, переключения, распределения.Особ.труд-ть возникает при формировании произвольности вним-я, наруш. целенаправленности, сосредоточ-ть и произвольность.Воспр-е детей с ДЦП отлич-ся от N-но развив-ся детей,как в колич-ом, так и в качественном своеобразии. Отмеч-ся своеобразное R зрит-го и слух-го ориент. реакц. возн. Защитно- оборонительное вздрагивание, плач, испуг.Нар-я зрит-го восприятия вызываются косоглазием и нистагмом.Проявление нарушений св-в восприятия: актив-ти, предмет-ти, целостности , структурности. Наблюд-ся нарушения восприятия в связи со слабым ощущением предметов. Выраженные нарушения ориентировки в пространстве и схемы тела. При ДЦП проявляется недостаточность пространственно-различительной деятельности слух. анализатора.

7.РДА.-повышенная сенсорная и эмоциональная чувствительность обуславливает низкий уровень активного вним-я. У детей наблюд-ся грубые нар-я целенаправленности и произвольности вним-я, концентрации вним-я. Харак-ой чертой явл-ся психологич-ая пресыщаемость и неустойчивость. Хар-но своеобразие реагир-я на сенсорные раздражители, т.е. повышенная сенсорная ранимость, игнорирование воздействий. Нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостной картины мира; они чувствительны к запахам, любовь к музыке. Большое значение имеют тактильные и мышечвные ощущения, идущие о собственного тела.

Вопрос 7.спец.пед-ка как науч.дисциплина ее цель объект предмет и т.д.

СП – это наука, сущность, закономерности, принципы, м-ды, формы организации пр-са спец-го образо-я и лиц с нар-ми или отклонен-ми в психофизич-м Р.

Объект СП – яв-ся СП-е образов-е лиц с особыми образоват-ми потребностями.

Предмет СП – теоретические и практические вопросы изучения обуч-я, воспит-е и развит.детей с отклонен-ми в развитии. Цель – корр-я недостатка, его компенсация педаг-ми и клинич-ми сред-ми.

Задачи:-разрабатывает теоретические и методологические основы изучения воспитания и Р Д с отклонениями в Р -разрабатывает теоретические подходы к дифферен-й ДS-ки, к дифф-му обуч-ю и восп-ю Д с отклонениями в Р. -разрабатывает пед-кие технологии, ме-ды, принципы в воспитании и обучении Д с отклонениями в Р -разрабатывает и реализует программы профориентации профконсульт-ия, подготовки соц-но-трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностями. -разрабатывает и реализует концепции интегрированного обучения -осуществляет клиническо-пед-кую подготовку родителей, имеющих Д с ограниченными возможностями.Научные основы спец-й пед-ки 1.философские основы.Философия по отношению к специальному образованию выступает во-1ых как мировоззренческий фундамент, включ-й сис-му наиболее общих представлений о человеке и его социоприродном бытие, во-2ых как методологическая основа, предполагающая применение разных принцмпов и способов при изучении спец. Образов-я 2. экономические основы надбавки к зарплате для привлекательности. Экономически более выгодно является перенос приоритетов финонсированияна систему ранней помощи и дош-ое образование детей с отклонен.в развитии.Ранняя и своевременная помощь помогает детям влится в сис-му образов.общего назначкния. 3.правовые основыК настоящему времени разработан и принят целый ряд документов ООН по проблеме прав лиц с умственными и физическими недостатками: Всеобщая декларация прав человека, декларация о правах инвалидов, декларация о правах у.о. лиц, конвенция о правах Р, стандартные прав-ла обеспечения равных возможностей для инвалидов4. клинические основыЛица с отклонениями в развитии нуждаются в мед. Помощи. Любая мед. Помощь начинается с диагностики. Проводится мед. Обследование в рез-те кот. Врач определяет возможности и способы лечения прогнозирует ожидаемый от него эффект. СП помогает развивать, закреплять и усилять эффект достигнутый с помощью медицины а так же помогает человеку научиться полноценно жить с тем недостатком кот. Нельзя преодолеть мед. Путем. 5.псих.основ. выявление общих и спецеф.закономерностей псих=го развития аномаль-го реб-ка в сравнении с нор-но развивающ-ся реб-ом.Изучение закономерностей развит.лич-ти чел-ка с огранич.возможностями.На основе спец.пси-ии строится сис-ма обуч-ия ,воспит.и адоптац.Современная СП состоит из предметных областей: тифлопедагогика (незрячие и слабовидящие), сурдопедагогика (глухие и слабослышащие, позднооглохшие), тифлосурдопедагогика (слепоглухие), логопедия (лица с речевыми нарушениями в развитии), олигофренопедагогика (нарушение интеллекта и образовательными затруднениями), отрасль СП применительна к лица с ОДА, с нарушением ЭВС. СП ее предметные области тесно связаны со смежными научными областями. К числу таких смежных сфер относятся: философия, история педагогика, психолгия, клиническая психология, социальная и спец. Психология, медицина, социология, физиология, лигвистика, физика, информатика, гуманитарные и естественные науки.

8. Соврем Сист спец образовательных услуг.Медико- социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.Медико-педагогический патронаж.

Включает: 1. дошкольное образование детей с ограниченными возможностями такие как:- детский сад компенсирующего вида и компенсирующие группы детсада комбинирующего вида,-группы кратковременного пребывания, - образовательные учреждения для детей дошк. И мл. шк. Возраста. В психолого-пед-кой медико-соц. Помощи - различные центры: диагностические и консультационные, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-пед. Реабилитации и коррекции. - оздоровительные и образовательн. Уч-ия санаторного типа (санаторные школы – интернаты, санаторные детдома для детей сирот и оставшихся без попечения родителей), - дошк. Отделения (группы) при спец. Школах и школах-интернатах (для детей с выраженными отклонениями, программа обучения рассчитана на 2-3 года).2. школьная система выделяют 8 видов спецшкол: спец. Обр. учрежд. 1го вида (школа-интернат для глухих детей); 2го вида (для слабослыш. И позднооглохших); 3го вида (для незрячих); 4 вида (для слабовидящих); 5го вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи); 6го вида (для детей с нарушениями ОДА); 7го вида (ЗПР); 8го вида (с УО) . 3. медико-соц. пед-ий патронаж – вид помощи ребенку , родителям, педагогам в решении сложных проблем связанных с выживанием, лечением, обучением, социализацией. МПС патронаж предлагает комплексную реабилитационную помощь ориентированную на семь ребенка с отклонениями в Р. комплексный МСП патронаж осуществляет психолого-пед-й, медико-соц. Учреждениями и службами. Базовой основой МСП патронажя явл. ПМП комиссия (консультация), психолого-медико-соц. Центры, диагнозтические и реабилитационные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения. 6. медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь важнейшей составляющей МСП патронажа явл. ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь, от кот. Зависит предупреждение инвалидности и снижение степени ограничения ж/деят-ти и трудоспособн. Под предупреждением инвалидности понимается – осуществление комплекса мер, направленных на профилактику возникновения физич., умственных, психич., и сенсорных дефектов (профилактика 1го уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное временное ограничение или инвалидность (проф-ка 2го уровня). Ранняя диагностика и пед. Помощь явл. Актуальной проблемой в современной коррекционной пед-ке. В настоящее время во всех странах есть программы ранней диагностики и ранней пед. Помощи детям с отклонениями в развитии. Теоретическую базу для этих программ составляют работы Выготского . Программы ранней помощи: в России разработкой программ занимались такие ученые как Мастюкова, Стребелева, Печора, пантюхина и др. В основе работы действ-их в России служб ранней помощи лежит мультидисциплинарный подход к организации практической деятельности и поэтапность формирования коррекционно-пед-ой среды в условиях семьи. Оптимальной ситуацией в развитии ребенка явл. Его пребывание в семье, при условии что родители активно включаются в абилитационный процесс организуемый спец. Службами ранней помощи. В процессе регулярных визитов в семью специалисты службы проводят спец. Занятия с ребенком и обучают родителей, помогают создать условия семью специально развивающую среду, а в случае необходимости связывают родителей соответствующими мед. образоват. Уч-ми, а также корректируют систему семейных взаимоотношений. Становление в нашей стране системы ранней диагностики и ранней помощи происходит через развитие системы медико-психолого-пед. Патронажа и осуществляется на базе действующих ПМС центров и ПМП консультаций и служб. В настоящее время в России таких уч-ий работающих по данной программе мало.

консультативно-метод-ю помощь, организует практику и р. со студентами, проводит экспертно-метод-ю р.

Вопрос 9..Дош-ая и школьная сис-ма спец.образования.Проф.ориент.социо-труд.адоптация и т.д. К началу 70х гг. в России существовала следующая сеть ДОУ: ясли-сады, детские сады, дошкольные детдома, дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения. Но в 1995 г. В РФ был пересмотрен закон «об образовании» в нем были внесены изменения. Значительно расширилась сеть обрвзоват. уч-ий для лиц с огранич. возможн. ДОУ обеспечивает воспитание и обучение, уход и оздоровление детей от 2х месяцев до 7 лет. Дети принимаются в ДОУ любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей на основании заключения МПМК (в нем указывается психо-физическое развитие ребенка и рекомендации дальнейших форм обучения). Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детсадах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детсадов комбинированного вида. Воспитание и обучение в этих ДОУ осуществляется в соответствии со специально коррекционно-развивающими программами. Еще один тип это обр-е уч-ие для Д. нуждающихся в психолого-пед.-ой и медико-соц-ой помощи. Это различные центры диагностики и консультирования, психолого-медико социального сопровождения, психолого-пед. Различные оздоровительные образовательные уч-ия санаторного типа – для детей нуждающихся в длительном лечении. Это: санаторные шк.-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей сирот. Школьные системы. Дети с отклонениями в развитии получают образование в соответствии со спец. Стандартами в различн. образоват. уч-иях или на дому. Преимущественно это шк. Интернаты.Санаторные школы для хронически болеющих и ослабленных детей Спец. Школы 1го вида обучаются глухие дети. Спец. Шк. 2го вида обучаются слабослышащие и позднооглохшие.школа имеет 2 отделения: 1. для детей с легким недоразвитием речи, 2 с глубоким недоразвитием.. Спец. Школы 3го и 4го вида для незрячих и слабовидящих (поздноослепших) принимаются Д. 6-7 лет иногда 8-9 лет.. Спец. Школы 5го вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, может иметь 1 или 2 отделения. В 1ом отд. Обучаются Д. с ОНР тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия) и имеющие ОНР с заиканием. Во 2ом отд. Учатся Д. с тяжелой формой заикания, при нормально развитой речи. Спец. Школы 6го вида для Д. с нарушением ОДА. Спец. Школы 7го вида для детей с ЗПР.. Спец. Школы 8 го вида для Д. с интеллектуальной недостаточностью.. Профориентация, система проф. Обр-вания, профадаптация. Право на проф. Реабилитацию лиц с ограниченными возможностями закреплено в конституции РФ и в законе «о соц. Защите инвалидов в РФ». В законе предусмотрена федеральная базовая программа реабилитации и индивидуальной программы реабилитации лиц с ограниченной трудоспособностью.содержание федеральной программы и ее выполнения определяется правилом РФ. Индивид. Программа реабилитац. – это комплекс мер направленный на восстановление, компенсац. Утраченных или наруш. Ф-ций организма, восстановление проф. Трудовой деят-ти. Индивидуальная программа составляется специалистами мед. Соц. Экспертизы, после всестороннего обследования человека, это же уч-ие определяет группу инвалидности. 1я группа – нарушена способность самообслуживания, передвижения, ориентации в пространстве, способность к общению. 2я группа – нарушение здоровья ведет к ограничению возможностей обучаться и трудность деятельности, самообслуживания, передвижения, ориентация. 3я группа – незначительные или умеренно выраженные расстройства ф-ций организма, ведущие к некоторым ограничением. Инвалиды 2й и 3й группы могут обучать и трудиться. У детей и подростков профориентация и профконсультационная работа начинается еще в период обучения в школе.. Для служб проф.ориентации и диагностики проф. Пригодности созданы компьютерные технологии, позволяющие быстро и эффективно вести проф. Ориентацию и организацию трудоустройство лиц с огрначенной трудоспособностью. Компьютерная система содержит перечень профессий и кодирование по факторам трудовых ограничений.. При наличии интеллектуальной нормы возможно говорить о равных возможностях обучения для лиц с ограниченной трудоспособностью высших и средних об-тельных уч-ий. Данные лица получают равные права и имеют равные обязанности и как студент и как сотрудник уч-ия. Формируются в настоящее время вузовское образование для студентов с ограниченными возможностями ж. деятельности в виде спец. Высш. Учреждений. Поток вуза в виде отдельной группы или факультета. Более всего доступна система среднего проф. Образования. Но здесь существует небольшой выбор профессии для лиц с нарушениями слуха, ОДА, зрения. Это технические специальности, специальности культуры и образования

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Специальная психология как наука ,предмет ,объект ,основные задачи и методы. Отрасли, связь с др. науками, теор. и практ. значение
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации