Акимова Т.А. Теория организации - файл B4519Part10-48.html

приобрести
Акимова Т.А. Теория организации
скачать (362.8 kb.)
Доступные файлы (45):
B4519Part10-48.html21kb.31.03.2005 23:27скачать
B4519Part11-55.html14kb.31.03.2005 23:27скачать
B4519Part13-64.html16kb.31.03.2005 23:27скачать
B4519Part14-69.html13kb.31.03.2005 23:27скачать
B4519Part15-75.html3kb.31.03.2005 23:27скачать
B4519Part16-76.html9kb.31.03.2005 23:27скачать
B4519Part18-82.html10kb.31.03.2005 23:27скачать
B4519Part19-85.html23kb.31.03.2005 23:27скачать
B4519Part2-9.html3kb.31.03.2005 23:26скачать
B4519Part20-93.html15kb.31.03.2005 23:27скачать
B4519Part21-99.html16kb.31.03.2005 23:27скачать
B4519Part23-110.html9kb.31.03.2005 23:27скачать
B4519Part24-113.html19kb.31.03.2005 23:28скачать
B4519Part25-119.html8kb.31.03.2005 23:28скачать
B4519Part26-121.html10kb.31.03.2005 23:28скачать
B4519Part27-124.html19kb.31.03.2005 23:28скачать
B4519Part3-10.html17kb.31.03.2005 23:27скачать
B4519Part31-145.html10kb.31.03.2005 23:28скачать
B4519Part33-153.html3kb.31.03.2005 23:28скачать
B4519Part34-154.html12kb.31.03.2005 23:28скачать
B4519Part38-168.html16kb.31.03.2005 23:28скачать
B4519Part4-15.html21kb.31.03.2005 23:27скачать
B4519Part41-182.html22kb.31.03.2005 23:28скачать
B4519Part44-195.html3kb.31.03.2005 23:28скачать
B4519Part46-199.html13kb.31.03.2005 23:28скачать
B4519Part47-202.html12kb.31.03.2005 23:28скачать
B4519Part48-207.html16kb.31.03.2005 23:28скачать
B4519Part49-214.html14kb.31.03.2005 23:28скачать
B4519Part5-21.html23kb.31.03.2005 23:27скачать
B4519Part50-218.html7kb.31.03.2005 23:28скачать
B4519Part51-220.html8kb.31.03.2005 23:28скачать
B4519Part52-223.html19kb.31.03.2005 23:29скачать
B4519Part56-239.html15kb.31.03.2005 23:29скачать
B4519Part57-245.html4kb.31.03.2005 23:29скачать
B4519Part60-253.html13kb.31.03.2005 23:29скачать
B4519Part61-257.html19kb.31.03.2005 23:29скачать
B4519Part65-278.html30kb.31.03.2005 23:29скачать
B4519Part66-285.html12kb.31.03.2005 23:29скачать
B4519Part67-289.html23kb.31.03.2005 23:29скачать
B4519Part68-294.html13kb.31.03.2005 23:29скачать
B4519Part69-298.html17kb.31.03.2005 23:29скачать
B4519Part70-303.html13kb.31.03.2005 23:29скачать
B4519Part72-312.html13kb.31.03.2005 23:29скачать
B4519Part74-320.html16kb.31.03.2005 23:30скачать
B4519Part9-43.html19kb.31.03.2005 23:27скачать

B4519Part10-48.html

48 :: 49 :: 50 :: 51 :: 52 :: 53 :: 54 :: 55 :: Содержание

2.2. Системный подход и системный анализ.
       Определения

Весь XX в. можно охарактеризовать как век постоянного нарастания комплексных проблем, требующих для своего разрешения все больше информации и участия специалистов различных областей знаний. Все острее ощущается потребность в специалистах "широкого профиля", обладающих знаниями не только о "своей системе", но и о

48

надсистемах, и в смежных областях знания, умеющих эти знания обобщать. По мере усложнения типов производств усложняются и отношения во всех сферах человеческой деятельности. Возникают задачи, решение которых невозможно без использования понятия комплексного системного подхода.

Для обобщения дисциплин, связанных с исследованием и проектированием сложных социальных систем чаще используется термин "системные исследования" или "системный подход". В настоящее время системный подход используется и подвергается осмыслению философами, биологами, кибернетиками, физиками, инженерами, экономистами и другими специалистами. Системные представления все шире включаются в учебный процесс многих вузов, и в настоящее время такие курсы, как "Теория систем", "Системный анализ", "Системология", служат базовым образованием для многих специальностей.

Системный подход вошел в современную теорию организации управления как особо востребованная методология научного анализа и мышления. Способность к системному мышлению стала одним из требований к современному руководителю, менеджеру. Системное мышление — не дело свободного выбора, а производственная необходимость. К сожалению, мышление человека несистемно: люди не успели в процессе эволюции выработать системное видение мира. Наше воображение создает усеченный образ объекта, который требуется изучить, исследовать с целью изменения или усовершенствования объекта. Г.С. Альтшулер в книге "Найти идею" пишет: "Если в задаче сказано "дерево", человек видит именно дерево. Начинается перебор вариантов. Дерево становится то больше, то меньше... Ответ не найден, задача признана неразрешимой. Это обычное мышление. Системное мышление зажигает одновременно, как минимум, три экрана: видны надсистема (группа деревьев), система (дерево) и подсистема (лист). Это минимальная схема. Для решения системных задач требуется включить и другие экраны, которые помогут посмотреть на систему в развитии, во времени. "Девять (минимум девять!) экранов системно и динамично отражают системный и динамичный мир" [2]. Рассмотрим пример задачи из книги Г. Альтшулера с использованием многоэкранной схемы системного мышления [2, с. 50].

Задача. В Народной Республике Бангладеш, как утверждает статистика, 13 миллионов финиковых пальм. За сезон каждая пальма может дать 240 литров сладкого сока, идущего на изготовление пальмового сахара. Но для сбора сока надо сделать надрез на стволе под самой кроной. А это 20 метров высоты!.. Как быть?

Задачу предложили фирме, выпускающей сельскохозяйственные машины и механизмы. Специалисты попробовали "альпинистский способ" — человек

49

поднимается, вырубая ступеньки на стволе. Способ оказался непригодным: много ступенек — дерево погибает, мало ступенек — трудно подниматься. Начали проектировать нечто вроде пожарной машины с раздвижной лестницей. Каково же было удивление проектировщиков, когда они узнали, что бангла-дешские крестьяне обладают секретом, позволяющим подниматься на пальму без всяких машин...
рис. 2.2. многоэкранная схема системного мышления
Рис. 2.2. Многоэкранная схема системного мышления

Задача не решается, если включен только экран 1 (рис. 2.2). Но стоит совместно рассмотреть экраны 1 и 4, как решение становится очевидным. На экране4 — маленькая пальма (прошлое системы). Сока она еще не дает, но на ней легко можно сделать зарубку — будущую ступеньку. От одной-двух зарубок дерево не погибнет, на следующий год — еще несколько зарубок; и к тому времени, когда дерево вырастет, на стволе окажется готовая лестница.

Другое решение просматривается при включении экрана 2 (надсистема — лес). К одному дереву надо приставлять лестницу. Но если рядом растут два дерева, то их стволы — почти готовая лестница, не хватает только веревочных перекладин.

Системное мышление заставляет работать много больше экранов: вверх и вниз по иерархии систем, левее экрана 4 (вглубь прошлого) и правее экрана 7 (вглубь будущего).

Даже у гениев полная многоэкранная схема проявляется в редкие звездные мгновения.

Цель системного подхода, — опираясь на изучение объективных закономерностей развития систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме.

Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. В настоящее время под системным подходом понимают направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем Соответственно, суть системного подхода в теории организации заключается в представлении об организации как о системе. Кроме этого системный подход представляет любую систему как подсистему: над любой системой есть надсистема, которая находится на более высоком уровне иерархии систем. Системный подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов исследования и конструирования, способов описания и объяснения природных или искусственно создаваемых объектов. Наиболее широкое применение системный подход находит при исследовании сложных развивающихся объектов — многоуровневых иерархий, как правило, самоорганизующихся биологических,

50

психологических, социальных, экономических и других систем, одним словом, — организаций.

На основании вышеизложенного сформулируем определение системного подхода.

Системный подход — это методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов — систем разных типов и классов.

Можно встретить двоякое понимание системного подхода: с одной стороны, это рассмотрение, анализ существующих систем, с другой — создание, конструирование, синтез систем для достижения целей. Применительно к экономическим организациям чаще всего под системным подходом понимают комплексное изучение объекта как единого целого с позиций системного анализа. Таким образом, системный подход шире системного анализа: системный подход — это направление, методология, которая немыслима без системного анализа.

Действительно, на практике системный подход реализуется чаще всего в виде системного анализа. Системный анализ используется как один из важнейших методов в системном подходе, как эффективное средство решения сложных, обычно недостаточно четко сформулированных проблем. Соответственно системный анализ сводится к уточнению проблемы и ее структуризации в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождению критериев их решения, детализации целей. Системный анализ можно считать дальнейшим развитием идей кибернетики: он исследует общие закономерности, относящиеся к сложным системам, которые изучаются любой наукой.

Системный анализ — совокупность методов и средств исследования и конструирования сложных объектов, прежде всего методов обоснования решений при создании и управлении техническими, экономическими и социальными системами.

Применительно к социальным системам системный анализ используется как один из важнейших методов системного управления организацией.

Системный анализ возник в 60-х гг. XX в. как результат развития исследования операций и системотехники. Он применяется главным образом к исследованию искусственных (возникших при участии человека) систем, причем в таких системах важная роль принадлежит деятельности человека. Согласно принципам системного анализа возникающая перед обществом та или иная сложная проблема (прежде всего проблема управления) должна быть рассмотрена в целостном контексте — как система во взаимодействии всех ее

51

компонентов, чаще всего как организация компонентов, имеющая общую цель. Однако реальные материальные системы архисложны, и поэтому для целей системного анализа используются модели, отражающие свойства реальной системы в определенном приближении, т.е. в процессе системного анализа необходимо построить объяснительную модель, более или менее отражающую реальную систему.

Построение и развитие объяснительных моделей начинается со сбора информации и анализа разрозненных фактов, позволяющих сделать определенные обобщения и выявить эмпирические закономерности. Далее переходят к определению механизмов, реализующих эти закономерности. Можно утверждать: если существует какая-то подтвержденная фактами закономерность, то существуют и механизмы, обеспечивающие проявление этой закономерности. Познание этих механизмов может помочь объяснить и предвидеть поведение системы. В конце концов задача любой науки и есть предвидение [22].

Важной особенностью системного анализа является единство используемых в нем формализованных и неформализованных средств и методов исследования.

При формальном рассмотрении организаций как неких системных единиц используют несложные вспомогательные концепции "черных ящиков" и "белых ящиков".

Черный ящик (blackbox) — понятие кибернетики, с помощью которого пытаются справиться с трудностями при изучении сложных систем. Представление системы в виде черного ящика означает, что при настоящем уровне знаний мы не можем проникнуть вглубь данной системы (или подсистемы) и разобраться, каковы внутренние закономерности, преобразующие ее входы и выходы. Однако мы можем изучать поведение этих входов и выходов, т.е. зависимость изменений на выходе от изменений на входе. Многократный учет позволяет открыть закономерность между поведением входов и выходов и предвидеть поведение системы в будущем, а значит, управлять ею. Хотя метод "черного ящика" имеет прогностическое значение, он не позволяет вывести конструктивные рекомендации о том, какие необходимы изменения в системе для того, чтобы она лучше функционировала с позиций достижения целей. Иногда, если известен закон преобразования, связь между входом и выходом можно представить в аналитической форме. Таким образом, "черный ящик" — это объект, который воспринимает входные сигналы и генерирует выходные сигналы, предварительно ассоциируя их с входом по некоторому закону (рис. 2.3).

Нахождение объяснительных механизмов поведения системы при воздействиях помогает выявить новые закономерности, открыть новые, ранее неизвестные факты.

52
рис. 2.3.
Рис. 2.3. "Черный ящик"

Представим себе, что мы изучаем принцип работы некоторой неизвестной электрической схемы. Подаем сигналы на ее входы, определяем, как меняются токи и напряжения на выходах, т.е. выявляем некоторые закономерности функционирования, опираясь на известные в электротехнике законы, пытаемся понять, что за схема скрыта в "ящике". Строим модель предполагаемой схемы и проверяем, совпадает ли ее реакция с реакциями "черного ящика". Чем больше совпадений, тем ближе к реальной схеме. Успехи в анализе и конструировании систем могут быть условно представлены как постепенное замещение "черных ящиков" "белыми ящиками".

Белый ящик — это система, состоящая из известных компонентов, соединенных известным образом и преобразующих сигналы по известным алгоритмам или законам.

Экспоненциальная зависимость между дозой D и реакцией Р (например, для зависимости частоты презентаций от поступления в фирму денег) в виде схемы аналогового моделирования представлена на рис. 2.4.
рис. 2.4.
Рис. 2.4. "Белый ящик":
1 — потенциометр; 2 — интегратор; 3 — усилитель

Для такой простой задачи системный анализ может считаться выполненным. Но, как правило, для сложных организационных систем он никогда не может быть доведен "до конца" в силу постоянно изменяющихся внешних или внутренних условий.

Схематично в самой общей форме экономическая система представлена на рис. 2.5. Наличие группы неуправляемых внешних факторов, различных предпочтений (интересов) у центральных и локальных органов власти и множество прочих факторов усложняют задачу системного анализа. Для оценки результирующего состояния системы (блок X)

53

требуется проследить множество связей, что практически невозможно. Некоторые из связей не функциональны по отношению к цели системы, к тому же некоторые элементы системы сами могут оставаться "черными ящиками" ("темными лошадками", "котами в мешке" и пр.).

Таким образом, говорить следует о модели, с помощью которой можно исследовать свойства и поведение системы.

Представления, которые складываются у нас о тех или иных системах, условимся называть моделями.

Все мышление человека — по сути моделирование на основании имеющейся информации, и другого способа мыслить у человечества пока нет. Любое представление об объекте (системе), любое обобщение имеет свою область применимости. И в рамках этой области применимости
рис. 2.5. экономическая система:
Рис. 2.5. Экономическая система:
Z — неуправляемые внешние факторы; А — центральный орган управления; Э — блок "Структура и функционирование экономической системы"; Di, ..., Dn — локальные звенья управления; X — блок "Результирующие показатели состояния экономической системы"; W — шкала предпочтений центрального органа управления; Ui, ..., Un — шкалы предпочтений локальных звеньев управления; ОС — обратная связь результатов функционирования экономической системы с блоками принятия решений

оно будет совершенно правильным, а за пределами — вполне может оказаться неверным. Многие наши проблемы возникают не потому, что мы пользовались неправильной моделью, а потому, что мы ее применяли не там, где она может работать. С построением мысленных моделей окружающего связана еще одна интересная вещь. Уже давно было замечено, что одно и то же явление можно описать по-разному, построить разные модели, но ни одна из них не будет исчерпывающей.

Что же делать? Как выбрать правильную модель, с помощью которой можно изучать поведение системы? Единственно правильной

54

модели в принципе не может быть. В разных случаях удобными могут оказаться разные модели одного и того же явления, в зависимости от задачи исследования. Системное мышление требует нового взгляда на модели: не может быть отображена реальность (сложная система) единственно правильной моделью системы. В нашем сознании вполне могут сосуществовать и сотрудничать разные, даже взаимоисключающие модели. И в разных случаях, в разных ситуациях мы сможем применять ту модель, какая лучше будет отражать данное явление в данном случае.

Время "одной, но правильной" модели безвозвратно уходит в прошлое. Слишком много вреда человечеству стало приносить стремление любой ценой к единственной модели — "истине". Системный анализ учит не противопоставлять модели, а объединять их, пользуясь по любому поводу теми, которые в данном случае, в данной области применимости удобнее, легко переходить с одной модели на другую. Короче говоря, учиться полимодельному мышлению [22].

Итак, в рамках приведенных определений системный подход и системный анализ выступают в качестве методологии исследования сложных объектов посредством представления их в качестве систем, моделирования этих систем и их анализа. Именно системный анализ позволяет выявить условия, приводящие к наилучшим результатам функционирования и оптимизации системы. При этом любой объект рассматривается не только как неразделимое, единое целое, но и как система взаимосвязанных составных элементов, их свойств и качеств. Соответственно системный анализ сводится к уточнению сложной проблемы и ее структуризации в набор задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, детализации целей, нахождению критериев оптимизации, конструированию эффективной организации для достижения целей.

55
48 :: 49 :: 50 :: 51 :: 52 :: 53 :: 54 :: 55 :: Содержание


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации